На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Институт Управления 
 

Кафедра:                 Менеджмента
Специальность:                      Финансы и кредит
Специализация:     Экономист
Отделение:                                   Заочное 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

     По дисциплине: Менеджмент 

    На тему: «Управление предприятием». 
 
 
 
 
 
 

  СТУДЕНТКА:                                       Фролова М.В. 

  РУКОВОДИТЕЛЬ:______________________________ 
 
 
 
 

Москва 2005г.
Оглавление 

Введение                                                                                                                3 

Основная  часть
1. Система менеджмента  на предприятии  как социально  - управляемая
    система                                                                                                                               7
2. Понятие организационной  структуры управления, ее элементы, принципы
    проектирования                                                                                                      10
3. Типы организационных структур, их характеристика                                     13
4. Пространственные  изменения структур  управления, и их  организационные
    механизмы                                                                                                             19
    4.1. Принципы построения  организационных  структур 
           управления (ОСУ)                                                                                       19
           4.1.1. Особенности построения  организационных  структур                      25
    4.2. Иерархический  тип структур управления                                               29
    4.3. Органический  тип структур управления                                                     31
5. Тенденции в системе  организации и  управление производством в
    современных  условиях                                                                                          35 

Заключение                                                                                                      38 

Список литературы                                                                                            40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

    Время, в котором мы живем, - эпоха изменений. Наше общество выполняет исключительно  трудную, но исторически необходимую необратимую функцию. В социально-политической жизни укрепление демократии, в экономике становление и развитие рыночных отношений, в жизни каждого человека – осознание собственной самостоятельности, как субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих, изучения и грамотного применения законов управления.
    В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
    А управление рассматривается как  процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это  не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
           Менеджмент область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам  социально-экономического развития.
    К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана  попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия - гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
    Основателем школы научного менеджмента был  Ф. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения  производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
    научный подход к выполнению каждого элемента работы;
    научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
    кооперация с рабочими;
    разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
    Другой  известный специалист в области  менеджмента - А. Файоль предложил формализованное  описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.
    Концепция управления с позиций науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
    Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.
            Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
    Иначе говоря, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
      ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
      постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
      хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
      постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
      конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
      необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.
    Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".
    Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления—термины "government administration" или "public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".
    Рассматривая  суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.
          Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать, как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.
    Менеджмент  как наука и  практика управления.
          Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах таких ученых, как
    Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попов, A.В. Попов, А.Г.Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И.Анчишкин, А.Файоль, П.Дракер, M.X. Мескон, X. Волфганг, И.Ансофф и др.
    Первым  этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:
      использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;
      важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и обеспечение их обучения;
      необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
    В зарубежной науке управления сложились четыре важнейших концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
      научного управления;
      административного управления;
      управления с позиций психологии и человеческих отношений;
      управления с позиций науки о поведении.
    Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях:
      подход к управлению как к процессу;
      системный подход;
      ситуационный подход.
    Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы — это главное в менеджменте (management by objectives). Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.
    Различают цели общие и специфические. Общие  цели отражают концепцию развития фирмы  в целом, специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
    Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
    Менеджмент  имеет свой собственный  экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
    Менеджмент  как организация  управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
    Цели  всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.
    В зависимости от конкретных функций  организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них  задачи, отражающие реализацию специфических целей. Подразделения (отделы, службы, управления) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией.
    Такое содержание понятия "менеджмент" соответствует нашему понятию внутрифирменного управления. В данной работе мы сужаем предмет изучения, и будем рассматривать управление только в промышленных организациях, где оно по своему содержанию и направленности отличается в зависимости от вида и характера их деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть. 

   1. Система менеджмента  на предприятии  как социально-управляемая  система 

   Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными  в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент — это прежде всего управление социальными коллективами людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему (рис.1).
   Система — некоторая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
   Менеджмент  функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления — субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия — объект менеджмента).
   Системы бывают закрытыми и открытыми (табл.1).
   Закрытая  система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде  и ясной ситуации на рынке. Менеджер должен предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства. Менеджмент организации в закрытой системе должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса. Модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. В модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации. 

   
 

Рис. 1. Системный подход в менеджменте 

Открытая  система характерна для постоянно  меняющейся внешней среды, динамично  развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий.
   Системе менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов.
   Информация  о внутренней среде организации  необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл.2).
   Таблица 1.
   Сравнительный анализ открытой и  закрытой систем 

Фактор  сравнения
Система
закрытая открытая
Основная  цель Экономическая Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней  среды
Внешняя среда Прогнозируемая Совершенно неопределенная
Функция Точно описанные права, методы Точные инструкции отсутствуют
Контроль  и ответственность В соответствии с  иерархией на предприятии Каждый несет ответственность  за отдельную проблему
Факторы престижа Положение в иерархии, должность Личные качества, компетентность
Управление  Авторитарное: инструкции, правила, решения Демократическое: информация, предложения, советы
 
   Предприятие зависит от внешней среды в  отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы  в окружении, подбирать методы и способы регулирования на внешние воздействия. Предприятие вынуждено приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и сохранить эффективность (табл.3).
   Любое предприятие должно определить свою миссию, выражающую философию и смысл существования хозяйствующего субъекта, главную цель его деятельности. «Предоставление людям дешевого транспорта», — такова миссия компании «Форд».
   Цель  — конечное состояние, желаемый результат  которого стремится добиться любое  предприятие. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез (табл. 4). 

   Таблица 2. 

   Анализ  внутренней среды  по направлениям
    
Направление Составляющие  направления
Производство Объем, структура, темпы  производства; Номенклатура продукции предприятия;
Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость использования, система контроля запасов;
Наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая  эффективность мощностей;
Местонахождение производства и наличие инфраструктуры;
Экология производства;
Контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки, и т.д.
Персонал Структура и потенциал; Квалификация;
Количественный состав и текучесть кадров;
Производительность  труда;
Стоимость рабочей  силы;
Интересы и потребности  сотрудников
Организация управления Организационная структура, система управления; Уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства;
Культура фирмы, престиж  и имидж фирмы;
Организация системы коммуникаций
Маркетинг Товары, произведенные  предприятием, доля на рынке; Возможность собирать необходимую информацию о рынках;
Каналы распределения  и сбыта;
Маркетинговый бюджет и его исполнение;
Маркетинговые планы  и программы;
Нововведения;
Имидж, репутация и  качество товаров;
Стимулирование сбыта, реклама, ценообразование
Финансы и  учет Финансовая устойчивость  и платежеспособность; Прибыльность и  рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам);
Собственные и заемные  средства и их соотношение;
Эффективная система  учета
                      
 

   Таблица 3.
   Основные  характеристики внешней  среды 

Направление Характеристика  направления
Взаимосвязанность факторов внешней среды Уровень силы, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать  изменение других.
Сложность внешней среды Число факторов, на которые  предприятие обязано реагировать, а также уровень вариативности  каждого фактора.
Подвижность среды Скорость, с которой  происходят изменения в окружении  предприятия. В высокоподвижной  среде предприятие или подразделение  должны опираться на более разнообразную  информацию, чтобы принимать эффективные  решения.
Неопределенность  внешней среды Соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
 
 
   Цели  обладают рядом характеристик:
    конкретность и измеримость;
    ориентация во времени;
    непревышение возможностей организации;
    действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
   Задачи  — цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.
   Менеджмент  как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией (табл. 5). 
 
 

   Таблица 4.
   Примеры формирования целей 

Область действия Цель 
Инновация Завоевание передовых  позиций по производству новых видов продукции
Маркетинг Выход на первое место  по продаже определенного товара, создание собственного имиджа у товара
Производство  Достижение наивысшей  производительности труда, повышение  эффективности
Финансы Сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование
Управление  персоналом Обеспечение условий, необходимых для развития творческого  потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности  работающих
Менеджмент  Определение критических  областей управленческого воздействия
 
 
 
   2. Понятие организационной  структуры управления, ее элементы, принципы  проектирования 

   Организационная структура—состав, взаимосвязи, соподчиненность  совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.
   Первые  организационные структуры появились  еще до нашей эры в армии. С  момента образования организационную  модель имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. (Например, в православной церковной иерархии существует три уровня: епископство, священство, диаконство.)
   Организационная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
   Элементы  организационной структуры:
   • самостоятельное структурное подразделение  — административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;
   • звено управления — одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;
   • управляющая ячейка — отдельный  работник управления или самостоятельное  структурное подразделение, выполняющее  одну или несколько специальных функций менеджмента.
   Построение  организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и
   Таблица 5.
   Характеристика  процесса менеджмента  по целям 

 
Этапы процесса менеджмента
 
Достоинства концепции
Ограничения эффективного использования  концепции
    Определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней
    Осуществление разработки и согласование целей и задачи управления в рамках установленных обязанностей
    Составление реальных планов достижения поставленных целей
    Осуществление контроля, корректировка заданий
    Повышение эффективности работы (работник знает и свои цели, и цели организации).
    Усиление мотивации к работе (участие в установлении и согласовании целей).
    Возможность продвижения к конечному результату малыми шагами.
    Совершенствование систем контроля и оценки работы каждого.
    Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
    Система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии.
    Систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация, информация, неудовлетворителен контроль.
    Внимание руководителей сосредотачивается не на долгосрочных целях, а на достижении текущих и краткосрочных результатов.
 
 
вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 2).
   Пирамидальная структура функционирует как  единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).
   Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники  заняты решением конкретных технических  задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.
   Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.
   Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:

Рис. 2. Уровни управления. 
 

   •  горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
   • вертикальные связи — это связи  подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.
   Структуры управления должны отражать цели и  задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
   Построение  структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:
    экономичность;
    адекватность;
    адаптивность;
    гибкость;
    динамизм;
    специализация;
    пропорциональность;
    оптимальность;
    оперативность;
    надежность.
   Принципы  организационного менеджмента:
      сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;
      системный подход;
      управляемость;
      соответствие субъекта и объекта менеджмента;
      адаптация;   
      профессиональная регламентация;
      правовая регламентация.
 
 
   3. Типы организационных структур, их характеристика 

   Концепцию традиционных, или так называемых иерархических, организационных структур, сформулировал Макс Вебер. Согласно этой концепции структуры бывают линейными и функциональными.
   В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков.
   Линейная  структура четко функционирует  при решении задач с выполнением повторяющихся операций, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам. Линейная структура управления широко используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями (табл. 6). 
   Таблица 6.
   Линейная  структура
   

   Область применения функциональной структуры — это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия (табл. 7).
   Специфические задачи менеджмента при использовании  функциональной структуры:
    тщательный подбор специалистов-руководителей функциональных подразделений;
    выравнивание загрузки подразделений;
    обеспечение координации деятельности функциональных подразделений;
    разработка специальных мотивационных механизмов;
    предоставление автономного развития функциональных подразделений;
    приоритет специалистов над линейными руководителями.
 
Таблица 7.
Функциональная  оргструктура 

 
 

   Современная оргструктура — это линейно-функциональная структура, которая обеспечивает разделение управленческого труда. При этом линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных служб осуществляют влияние на производственные подразделения формально, не имея, как правило, права самостоятельно отдавать им распоряжения (табл. 8).
   Таблица 8.
   Линейно – функциональная оргструктура
   

   Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.
   Совершенствование линейно-функциональной оргструктуры привело к появлению дивизиональной оргструктуры управления, когда отдельные  подразделения, обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством.
   Потребность в применении дивизиональной структуры  возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.
   Структуризация  организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции, ориентации на потребителя, обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб, координируя их деятельность по горизонтали (табл. 9).
   Область применения — это многопрофильные  предприятия; предприятия с расположением  в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.
   Таблица 9.
   Дивизиональная  оргструктура 

 
 

   Специфические задачи менеджмента при использовании  дивизиональной оргструктуры:
    обоснование критериев выделения проектов и продуктовых групп;
    тщательный подбор руководителей подразделений;
    обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
    предотвращение внутрифирменной конкуренции между продуктовыми группами;
    предотвращение автономного развития продуктовых групп;
    разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
    приоритет линейных руководителей над специалистами.
   При поиске эффективной структуры управления в центре внимания всегда находились вопросы правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных структур. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.
   Для определения степени централизации  организации по сравнению с другими используют следующие характеристики:
    количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления: чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
    важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
    последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;
    контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.
   Решение вопроса централизации и децентрализации  в управлении привело к появлению структур органического типа. Такие структуры характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Главное свойство таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, — присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления (табл. 10).
   Таблица 10.
   Сравнительная характеристика иерархического и органического  типов управления 

Параметры сравнения
Иерархический тип
Органический тип
Концепция построения
Четко определенная иерархия Гетерархия (отсутствие иерархии)
Тип руководства
Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена  лидеров по ситуациям
Формализация  отношений Четко определенные обязанности и права Изменяющаяся система  норм и ценностей
Организация труда
Жестокое разделение функций Временное закрепление функций за группами
Источник  эффективности
Рационально спроектированная структура Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников
 
   Структуры органического типа ориентируются  на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов.
   Как правило, органические структуры управления формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.
   Разновидностями структур органического типа являются программно-целевые организационные структуры. Такие структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.д.
   В условиях управления многофункциональными программами, требующими увеличения числа  проектных и функциональных руководителей, становится необходимым создание специального штаба-координатора на среднем уровне. Его задачи: обеспечение руководителей проектов необходимой информацией, анализ организационно-технических решений, фиксация сроков выполнения программ и т.д. Такая структура называется матрично-штабной. Она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, дивизиональное, обеспечивая координацию деятельности между ними.
   Одной из последних разработок, развивающих  идею гибких оргструктур, является их построение в форме перевернутой пирамиды, в которой на верхний уровень иерархии выведены специалисты-профессионалы, в то время как руководитель организации находится в нижней части схемы (рис. 3).
                                                                                                                                                          
     

   Рис. 3. Гибкая оргструктура 

   Такие оргсруктуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно, удовлетворять запросы клиентов, например в организациях здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала.
   В рыночных условиях появляются новые формы интеграции предприятий диверсифицированного типа (табл. 11). Принцип создания таких структур: концентрация ресурсов, мощностей, производств разного профиля для выпуска продукции массового спроса, возможность маневрирования средствами, сокращения затрат производства, создание предпосылок внедрения научно-технических новшеств. 
 

   Таблица 11. 

   Новые формы интеграции предприятий 
 

Тип предприятия
Краткая характеристика
1. Концерн Интеграция производства на межотраслевой основе со строгим  соблюдением интересов каждого участника. Закон деятельности – четкая ориентация на потребителя. Одна из форм организации – акционерная.
2. Межотраслевые  научно-технические комплексы Головная организация, несколько институтов, опытных и  серийных заводов отраслевого подчинения, сохраняющих свою самостоятельность и права.
3. Ассоциация Добровольное объединение  предприятий при их полной экономической  и административной самостоятельности. Решения принимаются только по принципу единогласия.
4. Консорциумы Временное добровольное объединение предприятий для решения целевых программ и проектов.
5. Конгломерат Концерн, возникший  при поглощении большого числа компаний, не имеющих между собой функциональных связей, большие размеры диверсификации производства, акций на финансовых операциях. Значительная часть прибыли не от производственной деятельности, а от выпуска ценных бумаг.
6. Холдинг Объединение капиталов, а не предприятий; финансовый фонд. Считается, что холдинг не вмешивается  во внутренние дела предприятий, акциями  которых владеет, а интересуется в основном дивидендами.
7. Финансово  – промышленные  группы Объединения, состоящие  из промышленных предприятий, исследовательских  организаций, торговых фирм, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Основные цели объединения в ФПГ: концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях; ускорение НТП; повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции предприятий; осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности; формирование рациональных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной среды.
8.Предпринимательские  союзы Образуются на основе добровольных и кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры на определенных территориях, которые предоставляют им конкурентные преимущества (необходимую инфраструктуру, средства связей и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади). В качестве сфер, где наиболее активно идет объединение компаний в союзы, выступают: производство товаров для дома; отрасли, связанные с здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т.д. Когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
9. Виртуальная  корпорация Одна из новейших организационных форм. Представляет собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство.
 
 
 
 
    Пространственные  измерения структур управления и их организационные  механизмы
 
 
      Принципы  построения организационных структур управления
(ОСУ) 

       Научно обоснованное формирование  организационных структур управления  – актуальная задача современного  этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике.  В новых условиях необходимо  широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
  Значение и задачи  организационного  проектирования
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование  управления и повышение эффективности производства, так как:
      Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
      Во-вторых, в сфере хозяйственности управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
      В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
      В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
      Разработка  принципов и методики проектирования структуры, как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления, прежде всего, включает в себя систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой, распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
      Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
      Такая многосторонность организационного механизма  несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большей экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
      Системность самого подхода к формированию структуры  проявляется в следующем:
      Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
      Выявить и взаимоувязать, применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
      Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
      Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

Основные  методологические принципы.

      До  последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно  нормативным характером, недостаточным  разнообразием, что приводило к  механическому переносу применявшихся  в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат  управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы.
С научной  точки зрения слишком узкую трактовку  получали сами исходные факторы формирования структур:
      численность персонала вместо целей организаций;
      постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
      Одним из главных недостатков применявшихся  методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация  процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных  звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово-промышленных групп, заказов и договоров по запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
      Системный подход, научно обоснованного определения  функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
      Основное  назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
      В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

Рис.4. Переход от целей организации к её структуре

       Эффективность построения организационной  структуры не может быть оценена  каким-либо одним показателем. С  одной стороны, здесь следует  учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
      Конечным  критерием эффективности при  сравнении различных вариантов  организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых  показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

Процесс формирования организационной  структуры.

              Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.