На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по конституционному праву

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет 
Юридический факультет

 
Кафедра конституционного права 

Контрольная работа по конституционному праву 
Вариант 7

Выполнила: 
студентка 2 курса, 2 группы, 
юридического факультета БГУ 
специальности «Правоведение» 
очной формы обучения

Довнар  Ирина Андреевна

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Минск 
2010

     Вопрос  1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права. 

     Как известно, в каждой стране складывается своя система источников права. Источники  конституционного права имеют свои особенности.
     Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний о сущностных чертах отрасли конституционного права, добавленных учеными и организациями  с помощью специальных методов. Если отрасль права это совокупность норм, закрепленных в источниках, то наука являет собой знание об этих нормах и источниках. Научные знания фиксируются в источниках науки, которыми можно назвать:
1) монографии  – книги, посвященные одной  теме.
2) диссертации  – научные работы, за которые  присуждаются ученые степени  кандидата наук и доктора наук.
3) статьи  журналов, материалы и тезисы конференций.
     В источники науки конституционного права безусловно входит Конституция  и иные нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы (решения  референдумов, программные законы, кодексы, законы, постановления палат  Парламента, нормативно-правовые акты Конституционного суда РБ, Генерального прокурора РБ, постановления пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и т.д) а также учебники, учебные пособия и научные труды. (Кодавбович)
     Источники отрасли конституционного права  – это документы, в которых  зафиксированы конституционно-правовые нормы. Для признания документа  источником отрасли конституционного права достаточно, чтобы в нем  была хоть одна конституционно-правовая норма. В конституционном праве  два вида источника: нормативно-правовой акт и международный договор. Нормативно-правовой акт – официальный  документ, который принят государственным  органом или народом и содержит нормы права. Международный договор  содержит нормы права, соглашение между  государствами, международными организациями, органами различных государств. Международные  договоры, чтобы стать источником права РБ, должны пройти две стадии: подписаны уполномоченным должностным  лицом (президентом например) и требуется  утверждение международного договора нормативно-правовым актом РБ. Конкретными  разновидностями источника отрасли  конституционного права РБ выступают:
1) Конституция 
2) решения  республиканских референдумов 
3)международные  договоры 
4) законы 
5) указы Президента
6) постановления палат парламента, постановления правительства.
7) постановления и приказы республиканских органов государственного управления: министерств, государственных комитетов и иных органов.
8) решения местных референдумов
9) решения местных Советов депутатов
10) решения местных исполнительных и распорядительных органов. 
 
 
 

     Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное  демократическое социальное правовое государство". а) К какому виду относятся  конституционно-правовые отношения, опосредуемые данной нормой? б) Каков характер данной нормы? в) Определите содержание данных конституционно-правовых отношений. г) Приведите примеры аналогичных  по характеру норм Конституции.  

     А.) Вид отношений, опосредуемых данной нормой - общий
     Б.) Данная норма является нормой-принципом
     В.) Содержание данных конституционно-правовых отношений характеризуется тем, что статья включает конкретные права  и обязанности, но эти права и  обязанности являются косвенными: следуют, вытекают.
     Г.)Аналогичные  нормы содержатся в статьях 2, 3, 6, 7, 16 и др. 
 
 

     Вопрос 3. В литературе высказываются различные  точки зрения о конституционной  ответственности. Одни авторы рассматривают  ее как позитивную (особое правовое состояние, связанное с участием субъекта в публично-правовых отношениях, ответственность без вины), другие включают сюда и негативную ответственность (неблагоприятные последствия за правонарушение). Определите характер ответственности нижеуказанных  субъектов в следующих случаях:  
Президент принял решение о роспуске Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда.  

     На  мой взгляд, конституционная ответственность  включает как позитивный, так и  негативный аспект. Основная проблема заключается в различных подходах к пониманию субъекта конституционной  ответственности. Так под субъектом  конституционной ответственности  могут пониматься государственные органы, должностные лица, граждане и др. Основным же признаком данной ответственности является факт наличия соответствующего состава в норме конституционного права.  
Принятие решения Президентом Республики Беларусь об освобождении от должности члена Правительства не является проявлением конституционной ответственности. В аргументацию этого утверждения можно привести довод о взаимоотношениях данных лиц. Так Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь, в свою очередь Президент  назначает (прямо или косвенно) фактически всех членов Совета Министров, а значит, обладает правом и освобождать от должности. Так же следует помнить, что наиболее типичными случаями проявления конституционно ответственности являются: роспуск Парламента, роспуск местного Совета депутатов, смещение Президента и др. Таким образом, наиболее правильным будет трактовать освобождение члена Правительства как результат применения мер дисциплинарноной ответственности.
 
 
 

Вопрос  4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции. а) Обоснуйте значение для правовой системы непосредственного действия Конституции. б) Какие Вы знаете способы реализации Конституции? г) Может ли судья общего суда при вынесении решения сослаться на статью Конституции? Обоснуйте ответ.
     А.) Прямое действие конституции - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Значение этого явления велико. Прямое действие конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах.
     Каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем  законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права. В оценке Прямое действие конституции следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой.
     Б.) Различают «реализацию с точки зрения уровня (глубины) содержащихся в нормативных актах положений:
     1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов,  в статьях, фиксирующих общие  задачи и принципы права и  правовой деятельности;
     2) реализацию (вне правоотношений) общих  норм, устанавливающих правовой  статус и компетенцию;
     3) реализацию в конкретных правоотношениях,  конкретных правовых норм» [Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца.– М., 2002.- С. 422].
     По  субъективному составу участников правоотношений различают индивидуальную и коллективную формы реализации [Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько.- М., 1997.- С. 413], когда правореализация возможна только при участии двух и более субъектов правоотношений.
     В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают:
    соблюдение,
    исполнение,
    использование,
    применение.
     Соблюдение  — это такая форма реализации норм права, которая выражается в  строгом выполнении субъектами права  содержащихся в норме запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех  действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены [ Вишневский А.Ф. и др. Общая теория государства и права / Под общ. ред. А.Ф. Вишневского.- Мн., 1999.- С.361]. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деянии, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют.
     Соблюдение  как форма реализации права имеет  ту особенность, что оно носит  пассивный характер, поскольку субъекты по отношению к правовым предписаниям ведут себя пассивно, реализуют норму путем воздержания от запрещенных деяний. Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.
     Исполнение  норм права выражается в активном осуществлении возложенных на данного  субъекта права юридических обязанностей. Например, согласно ст. 53 Конституции  каждый гражданин Республики Беларусь обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других. Норма  права в этом случае может быть реализована только путем активного  правомерного поведения. Здесь поведение  проявляется в активном осуществлении  возложенных на соответствующие  субъекты юридических обязанностей. Причем особенностью является то, что  субъекты обязаны выполнять предписания  норм права независимо от внутреннего  к ним отношения.
     Использование норм права выражается в осуществлении  участниками регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав. Использование связано с совершением  дозволенных действий, которые могут  совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания  и воли. Использование может быть активным и пассивным. Путем использования  происходит осуществление гражданами, организациями в пределах своих  правомочии различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.
     Применение  права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом [Общая теория права и государства: Уч. / Под ред. В.В.Лазарева.- М., 1996.- С. 211].
     Важно иметь в виду, что указанные  формы реализации права тесно  связаны между собой и лишь в редких случаях могут иметь  самостоятельный характер. Единство использования, исполнения и соблюдения права основывается на таком принципе права, как единство субъективных прав и юридических обязанностей.
     Во  многих случаях правомерное поведение  граждан одновременно выражается, по меньшей мере, в двух названных  формах правореализации. Использование  субъективных прав и исполнение юридических  обязанностей всегда обусловлено строгим  соблюдением правовых запретов.
     Г.) ДА! Конституция имеет высшую юридическую силу и не нуждается в актах, ее утверждающих. Статья 7 Конституции: В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
     Статья 137. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
     В случае расхождения закона, декрета  или указа с Конституцией действует  Конституция.
     В случае расхождения декрета или  указа с законом закон имеет  верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа  были предоставлены законом. 
 
 

     Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось  для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
     В 1994 году Конституция Республики Беларусь была принята законодательным органом.15 марта 1994 года состоялось заседание  Верховного Совета. Подавляющим числом голосов депутатов Верховного Совета была принята Конституция Республики Беларусь. Эта была первая Конституция  суверенного белорусского государства.
     Референдум 24 ноября 1996 года был инициирован  Президентом для внесения изменений  и дополнений в Конституцию. В  результате внесенных изменений  корректировке подверглись практически  все крупные части Конституции.
     В статье 3 Конституции Республики Беларусь говорится, что «Единственным источником государственной власти и носителем  суверенитета в Республике Беларусь является народ…». Часть 3 статьи 140 Конституции  Республики Беларусь гласит: «Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума». Вопросы, вынесенные на народное голосование  в 1996 году, касались разделов, перечисленных  в статье 140 Конституции, что сделало  необходимым  проведение референдума. 
 
 

Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь? Дайте развернутый ответ. 

     В Конституции Республики Беларусь нет  норм, которые прямо были бы посвящены  особенностям формы правления. На нее  указывает только наименование «Республика  Беларусь». Большое практическое значение имеет выделение разновидностей формы правления. В республике есть такие разновидности: 
1. Президентская; 
2. Парламентская; 
3. Смешанная (полупрезидентская).

     Форма правления в Республике не укладывается полностью ни в одну из выделенных разновидностей. Республику Беларусь можно считать суперпрезидентской республикой.
     Суперпрезидентская  республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.
     Зачастую  президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии. При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый  национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике» [Орлов А. Г. Президентские республики в Латинской Америке. — М.: Ибероамериканский центр МГИМО, 1995. — С. 10.] : конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. 
 
 
 

Вопрос 7. Определите понятия «государственный суверенитет», «национальный суверенитет», «народный суверенитет». О каком суверенитете идет речь в Конституции? 

     Национальный  суверенитет представляет собой  право нации создавать свое государство. Конституция РБ не упоминает о  национальном суверенитете.  
Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств) (Василевич).

     Государственный суверенитет включает два аспекта: верховенство (государственная власть является главной, верховной по отношению к власти любых других субъектов на территории власти) и независимость (имеется ввиду не внутригосударственные отношения, а внешние международные отношения Республики Беларусь с другими государствами, иностранными организациями и гражданами). Ст. 1 Конституции непосредственно не называет наше государство суверенным, однако черты государственного суверенитета отражены в частях 2 и 3 ст. 1. Кроме того о государственном суверенитете прямо сказано в ст. 9, 16, 19, 79. 
Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают её политическо-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства (Василевич).

     Суверенность  государства означает такое его  свойство, в силу которого государство  самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих  функций как внутри страны, так  и во взаимоотношениях с другими  государствами.  
Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах – признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

     Для государства суверенитет – это  не только право на независимость  и свободу от посягательств извне  изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти (Василевич).
     Народный  суверенитет – конкретное понятие  государственного суверенитета и позволяет  ответить на вопрос, кто принимает  важнейшие решения в государстве. Таким субъектом Конституция  Республики Беларусь в ст. 3 провозглашает народ.
     Идеи  народного суверенитета сыграли  важнейшую роль в развитии общества, в формировании демократических  начал политической жизни разных стран. Имеющая непосредственное отношение к обеспечению прав человека и гражданина, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, её носитель и легитиматор, – это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение. 
 
 
 

     Вопрос  8. В чем основное отличие а) партий, б) религиозных организаций и в) профессиональных союзов от других общественных объединений по законодательству Республики Беларусь? Какие конституционные права (приведите конкретные статьи Конституции) реализуют граждане, вступая а) в партию, б) в религиозную организацию, в) в профессиональный союз?  

     А.) Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению  и выражению политической воли граждан  и участвующее в выборах (Закон  от 5.10.1994 «О политических партиях»( Ред. 2010 г.). Отличительными чертами партий являются преследование политических целей, выявление и выражение политической воли граждан, участие в выборах.
     Вступая в партии граждане реализуют следующие  права:
    Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).
    Право на выражение политической воли граждан (часть 1 статьи 5).
    Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть 1, 2 статьи 33).
    Право на участи в решении государственных дел (статья 37). 
 

    Б.) Религиозные организации – Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения  граждан Республики Беларусь (религиозные  общины) или религиозных общин (религиозные  объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также  монастыри и монашеские общины, религиозные  братства и сестричества, религиозные  миссии, духовные учебные заведения (Закон о свободе совести и  религиозных организациях 1992 г., ред. 2010 г.). Отличительной чертой религиозных  организаций является цель их создания - удовлетворения религиозных потребностей, а также субъекты религиозных организаций - монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
     Вступая в религиозные организации граждане реализуют следующие права:
     Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).
     Право самостоятельно определять свое отношение  к религии, единолично или совместно  с другими исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных  культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных  законом (статья 31). 

    В.) Профессиональный союз (далее – профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ «О профессиональных союзах»). Отличительными чертами профсоюзов являются связанность граждан, которые в них входят, общими интересами по роду деятельности, цель их создания - защита трудовых, социально-экономических прав и интересов.
    Вступая в профессиональные союзы граждане реализуют следующие права:
    Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).
    Право на защиту своих экономических и  социальных интересов (часть 3 статьи 41). 
 
 
 
 

     Вопрос  9. Как известно, либеральную концепцию «государства-ночного сторожа» сменила концепция «государства благоденствия», целью которой являлось создание достойных условий человеческого существования. Современная наука пересматривает концепцию «государства благоденствия» как излишне иждивенческую, с заменой ее на work-fare state (англ.) — «государство, благоприятствующее труду», «государство поддержки труда». Новый подход состоит в том, что государство по-прежнему регулирует экономическую деятельность общества, проводит активную социальную политику, но данное вмешательство не должно нарушать естественного развития общества, его саморегулирование, обеспечивая лишь основные нужды человека. А) Как данная концепция, на Ваш взгляд, соотносится с концепцией социального государства? Б) Должны ли быть пределы государственной заботы о человеке? В) Определены ли эти пределы в Конституции? 

     Социальное  государство имеет некоторые  признаки: оно ответственно за существование  общества; в нём индивид несёт  обязанности перед иными лицами и обществом в целом; это такое  государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
     Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение  социального равенства. В этих целях  используются различные средства –  правовые, экономические, организационные. Так, провозглашается равенство  всех перед законом и право  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции).
     Данная  концепция, как мне кажется, осуществляется больше в системе управления государством, когда народ выбирает своих представителей, которые и выражают их волю. Но, также, существует и иная концепция, при  которой осуществляется правовая защита индивида от воли большинства. Так выражается принцип всеобщего равенства  перед законом, любой неправомерный  поступок, кем бы он ни был совершён, будет рассматриваться в рамках закона без какого либо желания большинства.
     Также одной из основных характеристик  социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. Часть 2 статьи 23 Конституции предусматривает  право каждого на достойный уровень  жизни, включая достойное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение  для этого условий. По мнению Г. А. Василевича, речь идёт о тех людях, которые не в силах самостоятельно обеспечить своё существование. Можно  считать критерием определения  нуждаемости граждан в оказании первоочерёдной социальной помощи невозможность  именно по объективным причинам получения  среднедушевого дохода выше утверждённого  бюджета прожиточного минимума малообеспеченными гражданами (семьями).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.