На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая модель потребительского поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. БЮДЖЕТНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКУПАТЕЛЬНАЯ  СПОСОБНОСТЬ 4
1.1. БЮДЖЕТНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ. 4
1.2. НОМИНАЛЬНЫЙ  И РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА. 7
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С  ПОМОЩЬЮ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 10
2.1. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 10
2.2 ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ. 12
2.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА  КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 17
2.4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  ВЫБОР. 23
3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ 27
3.1. КУЛЬТУРНЫЕ  ФАКТОРЫ 27
3.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО  ПОРЯДКА 30
3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ  ФАКТОРЫ 32
3.4. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ПОРЯДКА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение 
Тема данной работы - Экономическая модель потребительского поведения.
Актуальность  данной работы заключается в том, что рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,
Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.
Бюджетная линия  показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые  могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество  потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя  и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения  линии ограничения по бюджету  и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Цель данной работы - рассмотреть экономическую модель потребительского поведения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть  бюджетные ограничения и покупательная  способность 
2. Проанализировать  представление потребительских  предпочтений с помощью кривых  безразличия. 
3. Изучить факторы, определяющие поведение покупателя.
Предмет работы - экономический аспект проблемы потребительского поведения.
Объект работы - потребительское поведение.  

    Бюджетные ограничения и покупательная  способность
    1.1. Бюджетные  ограничения. 
    Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
    Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров  и услуг при его бюджетном  ограничении.
    Например, потребитель имеет 120 руб.. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб Назовем хотя бы четыре варианта.
    Таблица 1 Потребительские наборы, доступные потребителю Потребительские наборы Беляши (шт.) Книги (шт.) Общие расходы = доходу (руб) кол-во расходы кол-во расходы A 12 120 0 0 120 B 8 80 2 40 120 C 4 40 4 80 120 D 0 0 6 120 120 Выбирая комбинацию А, потребитель покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.
    расходы на беляши + расходы на книги = доход.
    Линия бюджетного ограничения показывает все максимально  возможные комбинации благ, доступные потребителю.
    Линию бюджетного ограничения можно сравнить с  известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно  было бы назвать "кривой потребительских  возможностей". Потребитель здесь  также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если потребитель предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.
    Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров  и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства нашего потребителя Pepsi и пицца и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов $1тыс. Цена одной пиццы $10, цена одной пинты (1 пинта = 0,47 л) Pepsi $2. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за $1тыс.
    Количество Pepsi, в пинтах Количество пиццы Расходы  на Pepsi, в $ Расходы на пиццу, в $ Общая  сумма расходов, в $ 0 100 0 1000 1000 50 90 100 900 1000 100 80 200 800 1000 150 70 300 700 1000 200 60 400 600 1000 250 50 500 500 1000 300 40 600 400 1000 350 30 700 300 1000 400 20 800 200 1000 450 10 900 100 1000 500 0 1000 0 1000
    На рис. приведен график изменения возможного состава  набора продуктов, приобретаемого потребителем. По вертикальной оси откладывается количество пинт Pepsi, а по горизонтальной - количество пиццы. 

    Количество 
    Pepsi
    В пинтах
    В
    500  
     
     

    С
    250 Линия бюджетного 
    ограничения потребителя  

    А
    0 50 100 Количество  пиццы  

    На графике отмечены три точки. Точка А отражает покупку 100 шт. Пиццы, точка В - приобретение 500 пинт Pepsi, точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 пинт Pepsi. В точке С, находящейся на графике ровно посередине между точками А и В, на каждый вид товара расходуется одинаковая сумма - $500. Избранные нами точки отмечают только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии АВ. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между Pepsi и пиццей. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим. Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам. 

    1.2. Номинальный  и реальный уровень дохода.  

    Рост либо Y1, либо Y2 сдвигает линию бюджетного ограничения вправо, как показано на графике 7. Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй периоды, т.е. потребитель может достичь более высокой кривой безразличия.
    В отличие  от потребления Кейнса, модель Фишера утверждает, что потребление зависит не только от текущего дохода. Потребление определяется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни.
    Рассмотрим  два случая: случай, когда потребитель  первоначально отводит часть  средств на сбережения, и случай, когда он первоначально выступает в роли заемщика. Рассматрим первый случай, на графике 8 показано, что увеличение реальной процентной ставки поворачивает линию бюджетного ограничения вокруг точки с координатами (Y1, Y2), что повлияет на выбор потребления в оба периода. Для кривых безразличия, представленных на рисунке, потребление в первый периодсокращается, я во второй - растет.
    Экономисты  раскладывают влияние роста реальной ставки процента на потребление на две части: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении, которое вызывается переходом к более высокой кривой безразличия. Из - за того, что потребитель в большей степени склонен экономить средства, а не брать взаймы, повышение процентной ставки улучшает его положение. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальным благом, то потребитель захочет распространить такое улучшение своего положения на оба периода. Этот эффект дохода заставляет потребителя выбирать больший размер потребления в оба периода.
    Эффект замещения - изменение в потреблении, вызванное  изменением относительной цены потребления  в оба периода. В частности, при  повышении процентной ставки потребление  во втором периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в первом периоде. Поскольку реальный прцент по сбережениям оказывается выше, потребителю приходится отказываться от части потребления в первом периоде для получения дополнительной единицы потребления во втором периоде. Эффект замещения заставляет потребителя выбирать большее потребление во втором периоде, сокращая потребление в первом периоде.
    Выбор потребителя  определяется взаимодействием эффекта  дохода и эффекта замещения. Они  оба работают на повышение потребления  во втором периоде; поэтому можно заключить, что повышение реальной процентной ставки ведет к повышению потребления во втором периоде. Однако на потребление в первом периоде эффекты дохода и замещения оказывает противоположное влияние. Повышение процентной ставки может либо увеличить, либо снизить потребление в первом периоде.
    Модель Фишера предполагает, что потребитель может  как откладывать средства, так  и брать взаймы. Возможность заимствовать позволяет тратить на потребление  больше, чем величина текущего дохода. По сути, когда потребитель занимает средства, он потребляет сегодня часть своего будущего дохода. Однако для многих людей такое заимствование невозможно. Например, студент, желающий поехать на весенние каникулы во Флориду, скорее всего не сможет оплатить эту поездку с помощью банковского займа. Рассмотрим, как изменяется модель Фишера в том случае, если потребитель не имеет возможности брать средства в займы. 

    Невозможность заимствования не позволяет текущему потреблению превысить текущий  доход. Ограничение по взаимствованию можно, таким образом, представить так:
    C1<= Y1.
    Данное неравенство  означает, что потребление в первый период меньше или равно размеру  дохода в этот период. Это дополнительное ограничение для потребителя  называют ограничением по заимствованию или, иногда, ограничением ликвидности.
    Анализ ограничения  по заимствованию дает возможность  заключить, что имеются два типа функции потребления. Для некоторых  потребителей ограничение по заимствованию  не играет роли, и размер потребления  зависит от текущей стоимости их дохода в течение жизни Y1 + [Y2/(1 + r)]. Для других потребителей такое ограничение является существенным, и функция потребления выглядит так:
    С1 = Y2 .
    Итак, для тех  потребителей, которые хотели бы занять средства, но не могут этого сделать, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода.
    2. Представление  потребительских предпочтений с  помощью кривых безразличия. 
    2.1. Рациональное  поведение потребителей.
    Гипотеза постоянного  дохода основана на модели межвременного  выбора Фишера. Она строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.
    Недавние исследования потребления объединили эти взгляды  с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при  прогнозировании будущих событий  люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.
    Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание. По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории случайного блуждания.
    Холл строил свои рассуждения следующим образом. Согласно гипотезе постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебаниеми дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным. В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пересмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым. Поэтому изменения в их потреблении также непредсказуемы.
    Опыт показывает, что теорема случайного блуждания не совсем точно описывает экономическую реальность. Изменения совокупного потребления в какой-то мере поддаются прогнозированию. Однако из-за того, что точность такого процесса невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а, значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел. 

    Подход к  потреблению с точки зрения концепции  рациональных ожиданий имеет значение не только для прогнозирования, но и  для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику. Если потребители ведут себя как это предсказывается гипотезой постоянного дохода и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со
    следующего  года. В этом случае потребители  получают новую информацию о своих  доходах в течение жизни после  принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится поскольку новой информации не поступило.
    Итак, если потребители  имеют рациональные ожидания политики оказывают влияние на экономику  не только своими действиями, но и через  формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно  наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос.5
    2.2 Поведение  потребителя на рынке.  

    В серии работ, написанных в 50-е гг., Франко Модильяни  и его коллеги Альберт Андо и Ричард Брумберг использовали модель поведения потребителя Ирвинга Фишера для изучения функции потребления. Одной из их задач было разрешение загадки потребления - обьяснение явного противоречия, возникавшего при проверке функции Кейнса на некоторых данных. Согласно модели Фишера, потребление зависит от дохода человека в течение всей его жизни. Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения пторебителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.
    Функция потребления  основана на простой идее о том, что  потребительское поведение индивидов  в данный период связано с их доходом в данный период. Гипотеза жизненного цикла рассматривает индивидов так, как будто они планируют свое поведение в отношении потребления и сбережений на длительные периоды с намерением распределить свое потребление наилучшим образом на весь период жизни.
    Гипотеза жизненного цикла рассматривает сбережения как следствия главным образом  желаний индивидов обеспечить необходимое  потребление в старости. Теория указывает  на ряд факторов, влияющих на норму  сбережений в экономике, например, возрастная структура населения является важным фоктором, определяющим поведение людей в отношении потребления и сбережений.
    Функция потребления  здесь имеет вид:
    C = aWR + cYL,
    где WR - реальное богатство, а - предельная склонность к  потреблению в отношении богатства, YL - трудовой доход, с - предельная склонность к потреблению трудового дохода. Трудовой доход представляет собой доход, заработанный трудом, в отличие от дохода, получаемого другими факторами производства, такими как рента с земли или прибыль с капитала.
    При использовании  гипотезы жизненного цикла сбережений и потребления можно увидеть  как определяются значения параметров а и с в уравнении, почему богатство  должно влиять на потребление. 

    Рассмотрим  индивида, который предполагает прожить NL лет, работать, получать доход WL лет и находится на пенсии (NL - WL) лет. Первый год жизни индивида есть первый год работы. Предположим также, сбережения не приносят порцента, так что текущие сбережения полностью переходят в будущие потребительские возможности. При этих предположениях можно поставить два вопроса о сбережении и потреблении. Во - первых, каковы потребительские возможности индивидов в течение жизни? Во - вторых, какаим образом идивид сделает выбор относительно распределения своего потребления в течение жизни?
    Рассмотрим  потребительские возможности. Доход YL и потребление С измеряются в реальных величинах. При данном числе лет трудовой жизни WL трудовой доход, полученный в течение жизни, равен (YL * WL) - доходу за рабочий год, умноженному на число лет работы. Потребление в течение жизни индивида не может превышать доход, полученный им, если только данный индивид не получил наследства, что в данной модели не учитываются. Соответственно первая часть проблемы потребителя - нахождения границы потребления в течение жизни.
    Предположим, что индивид захочет распределить потребление в течение своей  жизни таким образом, чтобы иметь  более или менее равномерный  поток потребления 
    Он предпочитает потреблять равные количества благ в  каждый период, чем потреблять много  в один период и моло в другой.
    Очевидно, данное предположение означает, что потребление  связано не с текущим доходом (нулевым в пенсионный период), а, скорее, с доходом, получаемым в течение  жизни.
    Потребление в течение жизни равно доходу, получаемому в течение жизни. Это означает, что планируемый уровень потребления С, одинаковый в каждый период, умноженный на число лет жизни NL, равняется доходу, получаемому в течение жизни:
    C * NL = YL * WL.
    Разделив обе  части на NL, получим планируемое  потребление за год С, которое пропорционально трудовому доходу:
    C = (WL/NL) * YL.
    Коэффициент пропорциональности в этом уравнении  равен WL/NL - доле периода работы в  жизни. Соответственно уравнение утверждает, что в каждый год периода работы потребляется некоторая доля трудового дохода, причем эта доля равна доле периода работы в совокупной жизни.
    В книге, опубликованной в 1957 г., Милтон Фридман предложил  для объяснения поведения потребителей теорию постоянного дохода. Теория Фридмана дополняла теорию жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличии от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.
    В долгосрочном периоде отношение объема потребления  весьма стабильно, но в краткосрочных периодах оно колеблется. Подход с точки зрения жизненного цикла объясняет это тем, что люди хотят сохранить равномерную структуру потребления во времени, даже если временная структура их дохода, получаемого в течение жизни, не является одинаковой. Таким образом, этот подход подчеркивает роль показателя богатства в функции потребления. Другое обьяснение, которое отлично в деталях, но полностью соответствует основам теории жизненного цикла, дается теорией постоянного дохода. 

    Эта теория, выдвинутая Милтоном Фридманом, утверждает, что люди приводят свое потребительское поведение в соответствие со своими возможностями постоянного или долгосрочного потребления, а не с текущим уровнем дохода.
    Пример, приведенный  Фридманом, описывает человека, который  получает доход только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредотачивает все свое потребление в тот день, когда получает доход, а потребление во все другие дни будет равно нулю. Индивиды предпочитают равномерный поток потребления, а не изобилие сегодня и скудность завтра или вчера. Согласно этому утверждению потребление в любой день недели не связано с доходом этого конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.
    Очевидно, в  этом крайнем примере решение  о потреблении принимается на основе дохода за период более длительный, чем один день. Подобным образом, как утверждает Фридман, потребление за период продолжительностью в квартал или год не планируется потребителем исключительно на основе дохода, полученного в течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый за более длительное время.6
    Представление о том, что потребительские расходы  определяются долгосрочным средним  или постоянным доходом, правдоподобно  и, в сущности, согласуется с теорией  жизненного цикла. Оно вызывает два новых вопроса. Первый касается точного соотношения между текущим потреблением и постоянным доходом. Второй вопрос заключается в том, каким образом сделать понятие постоянного дохода работающим, т.е. как его измерить. В своей простейшей форме гипотеза теории постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу:
    C = cYP,
    где YP - постоянный (располагаемый) доход.
    Из уравнения  следует, что потребление изменяется в той же пропорции, что и постоянный доход. Пятипроцентный рост постоянного дохода увеличивает потребление на 5%. Так как постоянный доход должен быть связан с долгосрочным средним доходом, эта черта функции потребления, очевидно, согласуется с наблюдаемым долгосрочным постоянством отношения к доходу.
    Следующая проблема заключается в том, как определить и каким образом измерить постоянный доход. Постоянный доход - это устойчивая величина потребления, которую индивид  мог бы сохранить на оставшуюся жизнь  при данном текущем уровне богатства  и дохода, получаемого сегодня и в будущем.
    Чтобы понять, как измеряется постоянный доход, представим себе человека, пытающегося вычислить  свой постоянный доход. Индивид имеет  некоторый текущий уровень дохода и сформировал определенное представление  об уровне потребления, который он может поддерживать в оставшийся период жизни. Теперь доход возрастает. Индивид должен решить, является этот рост дохода постоянным увеличением или это только временное, неустойчивое изменение. В каждом конкретном случае индивид, возможно, знает, является рост дохода постоянным временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает, что увеличение дохода скорее всего сохранится, а рабочий, имевший особенно много сверхурочной в какой - либо год, скорее всего будет рассматривать увеличившийся в тот год доход как временный. Однако индивид не знает определенно, какая часть изменения дохода сохранится и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и является поэтому временной. Предполагается, что временный доход не оказывает какого - либо значительного воздействия на потребление. 

    Вопрос о  том, как определить, какая часть  роста дохода является постоянной, обычно решают прагматически, предполагая, что постоянный доход связа с  поведением текущих и прошлых  доходов. Например, можно оценить постоянный доход как доход, равный доходу прошлого года, плюс некоторая доля изменения дохода текущего года по сравнению с прошлым годом:
    YP = Y - 1 + Q(Y - Y - 1) = QY + (1 - Q)Y - 1, 0 < Q < 1,
    где 0 < Q < 1, а Y - 1 - доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному.
    Особенности уравнения: во -первых, если Y = Y - 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход и в будущем. Во - вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем теккущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого (постоянного) дохода на всю величину действительного (текущего) увеличения дохода.
    2.3. Общие свойства  кривых безразличия.  

    Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой  набор из двух товаров, что потребителю  безразлично, какой из этих наборов  выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.
    На рис. 1. товарный набор А включает ХА единиц товара X и YА единиц товара Y, товарный набор  В включает ХB единиц товара X и YB единиц товара Y. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.  

    рис. 1. Кривые безразличия 
    Кривые безразличия  обладают следующими свойствами.
    А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Рассмотрим на рис. 2.2 кривые безразличия I и II. Набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А. Но набор С включает в себя большее количество товара X. Из аксиомы о ненасыщении следует, что С > А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия I, с точки зрения нашего потребителя равноценны. То же относится и ко всем наборам, лежащим на кривой II. Из аксиомы о транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой II, для нашего потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего на кривой I.
    Б. Кривые безразличия  имеют отрицательный наклон. Пусть  дана некоторая точка А (рис. 2.3), характеризующая  определенную комбинацию товаров. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Очевидно, что все точки, лежащие в III квадранте, соответствуют большим, а все точки, лежащие в I квадранте, меньшим количествам товаров X и Y, чем точка А. В соответствии с аксиомой ненасыщения точки, лежащие в III квадранте, более предпочтительны, а лежащие в I квадранте менее предпочтительны, чем А. Следовательно, точки, безразличные А, например С, или В, или D, или G, должны находиться либо во II, либо в IV квадранте. И значит, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон.  

    рис.2. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон
    В. Кривые безразличия  никогда не пересекаются. Предположим  противное. Пусть кривые безразличия I и II на рис. 2.4 пересеклись в точке  В. Из аксиомы о ненасыщении следует, что А > С. Наборы В и С лежат на одной кривой безразличия I. Поэтому В ~ С. Наборы А и В лежат на одной кривой безразличия II. Поэтому А ~ В. Из аксиомы о транзитивности следует, что А ~ С. Однако не могут одновременно быть А > С и А ~ С. Следовательно, кривые безразличия не могут пересекаться. 

    рис.3 невозможность  пересечения кривых безразличия 
    Заметим, что  в отличие от непересекающихся прямых, которые должны быть параллельными, кривые могут не пересекаться и не будучи параллельными.
    Г. Кривая безразличия  может быть проведена через любую точку пространства товаров. Говорят еще, что кривая безразличия не имеет "толщины". Это свойство любых линий в Евклидовой геометрии, оно является безусловно определенной идеализацией, абстракцией реального мира. Чтобы сделать его более реалистичным, необходимо при выборе единицы измерения товаров учитывать порог восприятия.
    Д. Кривые безразличия  выпуклы к началу координат. Это  свойство в отличие от ранее перечисленных  не может быть выведено непосредственно  из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления. Позднее мы вернемся к этому свойству кривых безразличия.
    Основным рабочим  понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения ( marginal rate of substitution -англ.).
    Предельной нормой замещения благом X блага Y(MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:
    (2.3)  

    3. предельная  норма замещения
    Пусть потребитель  безразличен между наборами А  и В (рис. 3, а). Значит, норма, по которой  он согласен замещать благо Y благом X, оставаясь при этом на одной и  той же кривой безразличия, составит
    (OY1 - OY2)/(OY1 - OY2) = -AK/KB (4)
    По мере приближения точки А к точке В отношение АК/КВ будет приближаться к наклону касательной в точке В. В пределе в окрестностях В наклон кривой (или касательной) в этой точке и есть предельная норма замещения:
    (4)  

    Предельная  норма замещения может принимать  различные значения, она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. В случае выпуклости к началу координат, как на рис. 2.5, MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего (аналог убывающей предельной полезности). Так, на рис. 2.5,б потребитель, находясь в точке А, готов уступить Y0Y1 блага Y взамен приращения блага X на X0X1. Однако, располагая набором С, он за равновеликое приращение блага X (X2X3 = X0X1) согласится уступить лишь Y2Y3 блага Y, что меньше Y0Y1  

    5. типы кривых  безразличия 
    Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const. В  этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии (линия U1U1 на рис. 5). Обычно такие товары рассматриваются как один товар.
    Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как например правый и  левый ботинок. Потребитель получит  одно и то же удовлетворение, имея один левый и два правых ботинка, как и имея, наоборот, два левых и один правый. Такие товары жестко дополняют друг друга. 7В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка (U2U2 на рис. 5). Наконец, иногда возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает (U3U3 на рис. 5). Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию. Почему? 

    7 Аксиома перенасыщенности 
    Порядковая  теория полезности концентрирует внимание на I квадранте карты безразличия, представленной на рис. 7. В этом квадранте аксиома ненасыщения выполняется для обоих благ - X и Y, тогда как в III квадранте потребности индивидуума в обоих благах насыщены и увеличение их потребления приведет лишь к перенасыщению. В квадранте II избыточным был бы рост потребления блага Y, в квадранте IV - блага X.
    Лишь I квадрант интересовал создателей теории и  лишь в I квадранте существует проблема выбора и ее оптимальное решение.
    Количественная  и порядковая теории полезности - это  теории, построенные на основе различных  предположений о поведении потребителей. Тем не менее, в этих теориях можно  обнаружить много общего.
    В частности, кривые безразличия в порядковой теории можно рассматривать как линии уровня функции общей полезности TU = F(X,Y) в количественной теории.
    Предположение об уменьшающейся предельной норме  замещения в порядковой теории имеет  тот же смысл, что и предположение  о понижающейся предельной полезности в количественной теории. Только во втором случае полезность товаров оценивается в ютилах. В первом же случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается объемом другого товара, которым потребитель согласен пожертвовать. 8
    Кроме того, можно  показать, что
    MUX/MUY = MRSXY
    Увеличим количество товара X в наборе на очень незначительную величину X. В результате общая полезность набора увеличится на MUXX. Определим  теперь, на сколько единиц необходимо сократить количество товара Y, чтобы  общая полезность товарного набора не изменилась. Для этого MUXX нужно разделить на MUY:
    Y = MUXX/MUY
    Знак минус  необходим, поскольку X и Y меняются в  противоположных направлениях. Последнее  равенство можно преобразовать  к виду
    MUX/MUY = -Y/X
    Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ( благ, обладающих одинаковой полезностью), например от менее предпочтительных к более предпочтительным. Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы.9
    Количественная  теория потребления.
    В основе количественной теории потребления лежит понятие полезности.
    Процесс использования  благ с целью удовлетворения потребностей называется потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или иные блага, можно с помощью теории предельной полезности, главная идея которой состоит в том, что  ценность товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя.
    Полезность - это то удовлетворение, которое приносит благо потребителю.
    Полезность - понятие чисто субъективное, для  одного того же предмета, но для разных людей определяется по-разному. Так, очевидно, что полезность авторучки для студента кулинарного училища больше, чем для повара ресторана. Охлажденный напиток более полезен для человека, страдающего от жажды. Однако интенсивность потребности снижается по мере того, как растет объем потребления данного блага, соответственно уменьшается его полезность. Так, покупая на обед 5 яблок, первое мы съедаем с максимальным удовольствием, оно для нас максимально полезно, второе мы съедаем уже с меньшим удовольствием, поскольку несколько удовлетворили свое желание съесть яблоко, третье - еще с меньшим удовольствием, четвертое яблоко уже не принесет удовлетворения желания, а, следовательно, не будет полезно, а пятое уже может принести не пользу, а вред. 

    Полезность, которую  потребитель извлек из каждой последующей единицы блага - предельная полезность. Так как полезность, которую приносит каждая следующая единица потребляемого блага меньше предыдущей, можно говорить о законе убывающей предельной полезности (первом законе Госсена).
    Количественная  теория предполагает, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах (от англ. utility). Но необходимо учитывать, что полезность - понятие чисто субъективное и разными людьми полезность одного и того же блага оценивается в разное количество ютилов. Так, в нашем примере с яблоками полезность первого яблока можно оценить в 10 усл. ед., второго - в 6 усл. ед., третьего - в 2 усл. ед., 4-ое яблоко является относительно излишним, поэтому его полезность равна 0, а пятое яблоко вредно, следовательно, полезность имеет отрицательное значение -5. Т.о., предельная полезность каждого последующего блага меньше предыдущей.
    Общая полезность благ определяется суммированием полезности каждого из них. Т. о., общая полезность с увеличением потребления благ сначала увеличивается (10+6+2=18), а затем начинает снижаться (18+0+(-5)=13), тогда как предельная полезность уменьшается уже со следующей единицей блага. Но в некоторых случаях (речь идет о малых порциях делимых благ) предельная полезность сначала увеличивается, а только затем начинает снижаться. Например, полезность следующей затяжки для курильщика больше предыдущей, так как принесет ему большее удовлетворение. Но поскольку на рынке чаще приобретаются сигареты, а не затяжки, а полезность второй сигареты уже меньше, то в целом закон убывающей предельной полезности верен.
    Полезностью обладают не только блага, но и деньги. Потребитель купит благо по данной цене, если оценит его полезность и  полезность затраченных денег одинаково. Полезность денег различается у  богатого и бедного людей. Допустим, что предельная полезность денежной единицы у богатого равна 4 усл. ед., а у бедного - 10 усл. ед., а предельная полезность блага одинакова для них. Первая единица блага оценивается ими в 100 усл. ед., тогда богатый готов за нее заплатить 25 денежных единиц, а бедный только 10. вторая единица блага имеет для них полезность уже 80 усл. ед., тогда богатый за нее может заплатить 20 денежных единиц, а бедный только 8. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующую единицу блага, измеряет предельную полезность данной единицы блага для него и называется ценой спроса.  

    Табл. 1 Спрос  на благо А 
    Количество  благ Полезность блага Цена Богатого покупателя Бедного покупателя 1 100 25 10 2 80 20 8 3 60 15 6 4 40 10 4 5 20 5 2 

    Рыночная цена определяет объем индивидуального спроса. При ее изменении изменяется и спрос. Кривые спроса имеют нисходящий характер, так как каждая последующая единица блага обладает меньшей предельной полезностью и, следовательно. Менее привлекательна для покупателя. Эти же кривые могут объяснить, зачем покупатель обменивает деньги на товары, если они оцениваются как одинаково полезные. Дело в том, что богатый покупатель за 1 единицу блага готов был заплатить 25 ден. ед., а заплатил всего лишь его цену (10 ден. ед.), т.о. его выигрыш составил 15 ден. ед. Общий выигрыш, который получит покупатель, называется излишком потребителя. Он получается всегда, когда цена спроса больше, чем рыночная цена.
    Учитывая, что  доход потребителя ограничен, будем  считать, что покупатель ведет себя на рынке разумно, пытается использовать свой доход с наибольшей пользой для себя. Так как он может приобрести только ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести такой набор, который принесет ему наибольшую полезность. Для этого он интуитивно сравнивает для себя предельную полезность благ, продаваемых по различным ценам. Достичь максимальной общей полезности он сможет, если распределит свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила одинаковую предельную полезность. Данное утверждение получило название второго закона Госсена. 

    Суть правила  можно представить в виде уравнения:
    MU1/P1 = MU2/P2, ..., MUn/Pn
    Потребительское равновесие достижимо в случае, если общая полезность, получаемая при данном денежном доходе, не может быть увеличена путем повышения затрат на один товар за счет снижения затрат на другой товар.
    Вторая порядковая теория является более современной. От потребителя не требуется измерять полезность, достаточно лишь способности упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности. Порядковый подход базируется на аксиомах:
    1. Аксиома  полной (совершенной) упорядочности.  Потребитель способен упорядочить  все возможные наборы товаров  с помощью предпочтения и безразличия. Это означает, что про любые пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А предпочтительнее, чем В, либо В предпочтительнее, чем А, либо А равноценно В.
    2. Аксиома  транзитивности. Если А предпочтительнее  В, В предпочтительнее С, или А равноценно В, а В предпочтительнее С, или А предпочтительнее В, а В равноценно С, то А предпочтительнее С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений.
    3. Аксиома  насыщения. Если набор А содержит  не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А предпочтительнее В.
    4. Аксиома  независимости потребителя. Удовлетворение  потребителя зависит только от  количества потребляемых им благ  и не зависит от количества  благ, потребляемых другими. Это  означает, что потребителю не знакомы чувство зависти и сострадания, что на практике трудно достижимо.
    Понятие "полезность" не более чем порядок предпочтения. Таким образом, задача максимализации потребности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительных товарных наборов из всех доступных для него.
    Основным инструментом данной теории являются кривые безразличия  и линии бюджетного ограничения. Допустим, что на те же деньги мы можем  получить разные наборы благ А и  В. Если благо А равноценно благу В, то покупателю безразлично, какое количество блага А и В приобрести.
    В таблице 2 приведены  различные комбинации благ А и  В, которые имеют одинаковую полезность.  
     
     
     
     
     

    Табл. 2 различные  комбинации благ А и В, имеющие  одинаковую полезность.
    Набор благ А  и В Количество Блага А Блага  В 1 12 2 2 6 4 3 4 6 4 3 8  
     

    График 2. Кривая безразличия.  

    Как мы видим, кривая безразличия имеет отрицательный  наклон, т.к. связь между количеством  А и В обратная.
    Количество  товара, от которого должен отказаться потребитель, чтобы приобрести большее  количество другого товара, называется предельная норма субституции. Используя данную категорию можно проанализировать предпочтения потребителей:
    Так, на графике 3 мы видим, что предельная норма  субституции высока, потребитель  предпочитает товар В; на 4-ом предельная норма субституции равна нулю, потребителю безразлично владеет ли он 1 единицей А и одной единицей В, или 1 единицей А и 10 единицами В; на 5-ом предельная норма субституции величина постоянная, товары А и В взаимозаменяемы. 

    Однако изображенная кривая соответствует какому-либо определенному уровню предпочтительности для данного потребителя. При изменении этого уровня кривая безразличия сдвигается: при его повышении - вверх и вправо, при снижении - вниз и влево. Плоскость, заполненная кривыми безразличия, называется картой безразличия.
    Кроме того, на любые предпочтения потребителя  влияет его доход. Т.е. потребитель  может приобрести только те товары, расходы на которые не превышают  общей суммы денег, находящейся  в его распоряжении:
    РАА + РВВ ? М, где 
    РА, РВ - цены товаров  А и В,
    А, В - количество данных товаров,
    М - доход.
    Потребитель может приобрести любой набор, который  удовлетворяет этому условию. Данное уравнение показывает бюджетное  ограничение потребителя. При изображении  его графически получим бюджетную  линию.
    Бюджетная линия  - различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированных величинах денежного дохода и определенных ценах.
    Допустим, что  благо А стоит 1,5 ден. ед., а благо  В - 1 ден. ед. Потребитель при доходе 12 ден. ед. может приобрести следующие комбинации благ А и В:
    Табл. 3 Комбинации благ А и В, доступные покупателю с доходом в 12 ден. ед.
    Количество  Расход на покупку благ, ден. ед. Благо  А Благо В 8 0 12+0 6 3 9+3 4 6 6+6 2 9 3+9 0 12 0+12  

    График 6. Бюджетная  линия потребителя.  

    Наклон бюджетной линии определяется отношением РВ/РА, соизмеряя эти цены, мы получим от какого количества блага В должны отказаться покупатель для приобретения блага А и наоборот
    При совмещении бюджетной линии и кривой безразличия  мы сможем ответить на вопрос, какая комбинация из доступных благ будет наиболее предпочтительнее. Обычно это точка касания наивысшей кривой безразличия с бюджетной линией (y).  

    График 6.Совмещение бюджетной 
    линии с картой кривых безразличия 
    Однако для  поиска наиболее предпочтительного варианта (т. y на графике) имеются ограничения по времени и по информации об изменении цен, качества товара, мест его реализации. Т.о. введем ограничения по времени (Та, Тв) и по информации (Iа, Iв).  
     

    График 7. Модель потребительского выбора с учетом ограничений по времени и информации.
    Выбор осуществляется лишь в пределах прямоугольника ОТВЕ1IА. Т.о. выбор осуществляется не в абстрактной  точке максимальной полезности Е, а  в точке достаточной полезности Е2. В идеале наиболее оптимальный  выбор при совпадении точки касания кривой безразличия с бюджетной линией с точкой Е1. Однако на практике избирается вариант Е2, позволяющий сохранить запас дохода и времени, а иногда Е3 - случайность в аспекте времени и информации, использование заемных средств - в аспекте дохода.
    Положение равновесия потребителя изменяется с изменением цен на А и В и дохода. При  повышении дохода бюджетная линия  смещается вправо и вверх, сотка  касания, соответствующая оптимальной  комбинации благ, перемещается на кривую безразличия, имеющую большее предпочтение. При изменении (уменьшении) цены одного из благ (В), потребитель сможет купить больше этого товара - кривая переместиться вправо по оси абсцисс. 

    (При изменении  цены изменяется отношение РВ/РА, следовательно, изменяется наклон  линии.)
    2.4. Потребительский  выбор 
    Теория потребления  исходит из того, что потребитель  при выборе покупаемых благ имеет  определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен  в удовлетворении своих вкусов и  предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.
    Для анализа  поведения потребителя используются кривые доход-потребление и доход-расходы.
    При каждом уровне дохода потребитель будет выбирать оптимальный набор благ. При соединении точек касания бюджетных линий с кривыми безразличия получим кривую доход-потребление. Чаще всего эта кривая имеет положительный наклон. Такие товары называются нормальными. Однако она может иметь и отрицательный наклон. Это характерно, когда с увеличением дохода потребитель начинает больше покупать один товар Y (качественный) за счет снижения объема потребления другого товара X (некачественного).  
     

    График 8. Линия  доход потребление График 9. Линия  доход-потребление 
    для качественных товаров. для низкокачественных товаров.  

    При отложении  на оси абсцисс дохода, а на оси  ординат - величину расхода, получим  кривую доход-расходы (кривая Энгеля). Энгель впервые подметил, что чем  меньше доходы, тем большая часть  тратится на питание. Это положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля.  

    График 10. Зависимость  расходов на питание 
    от суммарных  расходов потребителя.
    На данном графике пунктирной линией изображены общие расходы, а сплошной - расходы  на питание.
    На поведение потребителя влияют также эффект субституции и эффект дохода.
    Эффект замещения  измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевший товар, которая  образовалась вследствие замены этим товаром других благ.
    Эффект дохода - результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемого блага. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо.
    Эффект замены при снижении цены всегда будет выражаться в росте объема спроса на этот товар. Также с ростом дохода увеличивается  объем потребительского спроса.
    Таким образом, величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Однако при  повышении цены на низкокачественные товары при условии невозможности найти товар-заменитель с таким же полезным эффектом на одну денежную единицу, затрачиваемую на его покупку, имеет место обратный эффект. Потребитель с низким уровнем дохода будет вынужден увеличить его потребление. Такие товары получили название "товары Гиффена". Это можно объяснить тем, что цена данного товара, несмотря на повышении, все же остается ниже цен на другие товары, и потребитель вынужден увеличить его покупку за счет снижения потребления других товаров. Здесь имеет место эффект замены, если он превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида не сократится, а возрастет.
    Первой такой  обязательной, обеспечивающей существование  системы последовательных предпочтений, предпосылкой или аксиомой теории потребительского выбора является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере, необходимо, чтобы само поведение было налицо, т.е. чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их. Ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. По сути дела, речь идет о сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя. 

    Второй необходимой  предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя - для принятия определенного решения и его  последующего осуществления потребитель  должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком-нибудь определенном наборе благ.
    Третьей необходимой  аксиомой потребительского выбора является рефлективность предпочтений потребителя - каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.
    Помимо указанных  аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Тем самым мы несколько сужаем круг охватываемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности данной теории, при этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей - при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага. Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств в другом наборе, а количество благ, по крайней мере, одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Еще одним существенным предположением будет непрерывность предпочтений.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.