На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные революции и реформы в обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования РФ
Санкт-Петербургский  Государственный  Университет сервиса  и экономики
Институт  «Экономики и управления на предприятии в  сфере сервиса» 
 
 

Дисциплина: Социология. 
 
 

РЕФЕРАТ. 
 

На  тему: Социальные революции и реформы в обществе. 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:
                    студентка 2 курса
                    специальности 080502
                    Колосова  М.Ю.
                    Проверил(а): 
                     
                     
                     
                     
                     

Санкт-Петербург
2010 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………...... 3
Определения……………………………………………………………………… 8
Биография Питирима Александровича Сорокина……………………………... 9
Революция – это хорошо или плохо?................................................................... 11
Причины революции…………………………………………………………….. 12
Дезорганизация  власти и социального контроля, как  вторая причина революции………………………………………………………………………... 15
Заключение……………………………………………………………………..... 17
Литература……………………………………………………………………….. 19
 
 

Введение.
            Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом  государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
   1. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения ,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной. Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.
   2. К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш. ) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.
   Понятие социальной революции и ее типов  имеет в современной литературе неоднозначное толкование. Термин “революция”  вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется , во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни; в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.( термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая и сексуальная).
   В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая революция); 2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”. В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева , утверждающего, что , поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”. В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответствующих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.
   При всей неоднозначности подходов к  сущности социальной революции можно  согласиться, что существуют ее общие  закономерности: 1) наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных  условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.
   Кардинальные  изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.
   Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.
   Эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.
   Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.
   Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые  качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.
   Не  вызывает сомнения, что в революционных  процессах современной истории  непреложно возрастает значение созидательных  целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции  в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.
   Из  вышеизложенного следует, что революционным  отныне необходимо считать не то, что  выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.
   Таким образом, исходя из анализа всемирной  истории и основных исторических типов социальных революций в  целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и  закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определения
     Существуют  два способа развития социальной структуры – мирная реформа и  социальная революция.
Мирная  реформа (от латинского reformo – преобразовываю) – это такой способ развития социальной структуры, при котором нововведения проводятся сверху, со стороны правительства, мирным путём.
Социальная  революция (от латинского revolution - поворот, изменение) – это такой  способ изменения  социальной структуры, при котором нововведения проводятся часто снизу путём массовых беспорядков или вооружённого захвата власти.
     Возможным следствием революции является возникновение  гражданской войны и огромного  количества жертв. Все реформаторы  и революционеры обычно говорят о том, что являются сторонниками прогрессивного развития или наведения порядка, но результат реформы или революции может быть различным. Таким результатом может быть прогресс, регресс или отсутствие развития социальной структуры. В случае регресса или отсутствия развития можно говорить о провале реформы или революции. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России на деле привела к регрессу социальной структуры, к отмене великих социальных изобретений – рынка, экономического контроля, представительной демократии, к отмене капитализма и построению азиатской формации в России, а реформы Ельцина восстановили эти великие социальные изобретения и являются прогрессивными. Социологию революции создал П. Сорокин.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Питирима Александровича Сорокина
     Годы  его жизни: 1889-1968. По типу личности он был теоретиком. Он родился в Вологодской  губернии. По типу личности он был теоретиком, поэтому целью его жизни была научная карьера. Его отец был  реставратором церквей, и семья  вела бродячий образ жизни. Отец страдал алкоголизмом, а приступы запоя у него часто заканчивались приступами белой горячки. Мать – зырянка по национальности – умерла через пять лет после рождения Питирима. В 13 лет Питирим порывает с бродяжничеством и поступает на учёбу в церковную учительскую школу, где становится лидером эсеров. В 18 лет он поступает в Петербургский психоневрологический институт, а через год переводится на юридический факультет университета. В январе 1917 г. он получил звание приват-доцента Петроградского университета. После февральской революции он стал редактором эсеровской газеты и личным секретарём премьер-министра А.Ф.Керенского. 2 января 1918 г. Сорокин был арестован большевиками как депутат Учредительного собрания, после освобождения он был вынужден скрываться от властей. Затем он публикует открытое письмо, в котором констатирует провал эсеровской тактики и заявляет о разрыве с этой партией. На этом письме заострил своё внимание В.И.Ленин, написав известную статью «Ценные признания Питирима Сорокина». «Покончив» с политикой, Сорокин возобновил преподавательскую деятельность. Властям не понравилась разгромная его рецензия на работу Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма». Позднее был уничтожен набор книги Сорокина «Голод как фактор». В 1922 году его арестовали как представителя «буржуазной профессуры» и под угрозой расстрела заставили уехать из России. Так он оказался в США. Он мечтал вернуться, но эта мечта не осуществилась. Это был наш «подарок» Америке. В 1924 г. он начинает читать лекции в Миннесотском университете. В Америке он создал три великих теории:
· Социология революции.
· Социальная мобильность.
· Социокультурная динамика.
     Коллеги относились к нему как к чужаку. В Гарвардском университете он возглавил  социологический факультет. Его труды приобретают мировую известность. Сегодня он считается крупнейшим социологом 20 века. В 1964 г. его выбрали председателем Американской социологической ассоциации.
     По  рассказам студентов, Сорокин был  оригинальным лектором. Он никогда  не утратил специфического русского акцента. Его лекции напоминали восторженную церковную проповедь. Он критиковал всех американских социологов. Обладая громадной физической силой и темпераментом, он исписывал своими иероглифами классную доску, при этом он разламывал все мелки, и клубы пыли парили в воздухе. С годами он всё больше напоминал эксцентричного пророка, сурового чудака и странствующего проповедника. Его биография напоминает долгую дорогу. Из его биографии можно сделать два вывода. Во-первых, Сорокин знал о революции не понаслышке, он как натуралист жил внутри революционного котла и мог исследовать персонажи этой революции. Во-вторых, он сам сделал в течение жизни блестящую научную карьеру и обобщил этот факт в теории социальной мобильности о способах и «лифтах», с помощью которых люди делают карьеру, перемещаются вверх и вниз по социальной лестнице.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Революция – это хорошо или  плохо?
     Теория  революции разрабатывалась и  в марксизме, но сегодня после  неудачного марксистского эксперимента в России, эта марксистско-ленинская теория вышла из научной моды. Марксистское обоснование революции оказалось разновидностью схоластики, т. е. псевдонаучной теорией. Маркс рассматривал революцию как результат противоречия между динамичным развитием производительных сил и старыми производственными отношениями, Производственные отношения можно свести к отношениям собственности. Старые производственные отношения начинают мешать развитию производительных сил и превращаются в оковы. Теория Ленина о причинах революции, о революционной ситуации отчасти напоминает теорию Сорокина, но резко отличается в оценке значения такого явления как революция. Ленин считал, что революция – это хорошо. Революция – это праздник для угнетённых, которые безнаказанно могут мстить и грабить богатых. Революция – это единственный способ для таких революционеров, как Маркс, Энгельс и Ленин получить власть без выборов, не спрашивая воли народа, т.к. на честных выборах коммунисты всегда проигрывали. Маркс называл революции «локомотивами истории».
     Сорокин и Гоббс считали, что революция  – это очень плохо. Первый считал, что революция - это тяжёлая социальная болезнь, которая внезапно может  привести к смерти социального организма, что это худший способ улучшения  жизни масс. На словах революционеры обещают массам «золотые горы», на деле массы получают голод, эпидемии и казни невиновных людей. Ничтожные результаты революции достигаются огромной ценой. Сорокин предлагает другие способы улучшения и реконструкции социальной организации:
· Мирные реформы, которые не ущемляют базовых инстинктов человека.
· Научное исследование должно предшествовать практическому эксперименту.
· Сначала следует провести эксперимент в малом социальном масштабе.
· Реформы должны проводиться правовыми и конституционными средствами
     Вывод: Эти каноны соблюдаются даже при возведении мостов и разведении скота. Перед строительством моста делают макет. Житель далёкой планеты, наблюдавший катаклизмы Русской революции, вправе был заключить, что на Земле коровы и мосты ценятся дороже, чем человеческая жизнь.  

Причины революции.
     Для сравнения можно привести мнение Ленина о причинах революционной  ситуации. Эксплуатируемые и угнетённые массы или «низы» осознали невозможность  жить по-старому и требуют изменения, а «верхи» или эксплуататоры не могут управлять по-старому. Обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов. Усиление революционной активности трудящихся масс. Итак, в период революционной ситуации «верхи не могут, а низы не хотят существовать по-старому».
Сорокин называет две причины революции:
· Ущемление базовых инстинктов у большинства населения.
· Дезорганизация власти и социального контроля.
     Почему  ущемление базовых инстинктов всегда ведёт к революции? Потому что  это вынуждает человека искать выхода из безнадёжного положения. Голод ослабляет тормоза, которые удерживают его от воровства, поедания недоброкачественной пищи с помойки, грабежа и убийства. Из-за голода законопослушный гражданин становится вором и бандитом, работник становится попрошайкой, верующий прекращает поститься, аристократ отправляется на рынок продавать пару штанов. Полное исчезновение тормозов в поведении людей может привести к распаду общества, когда человек полностью срывает «одёжки» цивилизованного поведения и превращается в «бестию», т. е. в зверя, которому всё позволено – убийство, насилие, грабёж.
Виды  ущемлённых инстинктов, как первая причина  революции:
· Голод, как подавление пищеварительного инстинкта. Голод предшествовал всем революциям, особенно голод на фоне аристократического обжорства на пирах. Например, Февральская революция 1917 г. в России началась стихийно из-за хлебных очередей за дешёвым хлебом на фоне ресторанов, в которых пировали аристократы. Февральскую революцию никто не готовил, а Ленин был в эмиграции в Швейцарии и узнал о начале революции в России из газет. Император Николай 2 был в штабе армии в Могилёве и начало революции прозевал.
· Обнищание, как подавление импульса собственности. Пролетариат в России был беден как «церковная крыса». История взгромоздила его на «кровать из гвоздей». Революционные армии чаще всего были составлены из бедняцких слоёв, которым нечего терять, но которые могут приобрести всё. Солдаты революционной армии – это всегда нищие и рабы. Маршалы революционной армии – это неудачники из элиты, у которых легальная карьера не получилась по различным причинам и которые готовы шагать к власти по трупам. Например, у Ленина легальная карьера юриста не получилась из-за брата Александра Ульянова, который готовил покушение на Александра 3, был арестован и казнён в 1887 г. После этого Ленина вышвырнули отовсюду, и об успешной легальной карьере нужно было забыть, хотя Ленин был сыном дворянина инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова. У Льва Троцкого легальная карьера не получилась из-за еврейской национальности и эпилепсии, хотя его отец был богатым земледельцем и крупным арендатором в Херсонской губернии. Иосиф Сталин был родом из «нищего сословия», его отец был сапожником, страдал алкоголизмом и часто бил сына, по этой причине сын вырос таким злобным и мстительным. Сталин был отчислен из духовной семинарии за неявку на экзамен. Он имел шесть судимостей за вымогательство (за «экспроприацию») и пять побегов из ссылки. Его особые приметы, известные из полицейского досье – на левой ноге шесть пальцев, левая рука – сухая, рябое лицо как последствие перенесённого заболевания оспой. Таким образом, Сталин, в отличие от Ленина и Троцкого, был люмпеном, происходил из низшего социального слоя, к которому относятся преступники и безработные.
· Неудачная война и государственный террор, как подавление инстинкта самосохранения. Неудачные войны предшествуют революциям. Война превращает солдат в беснующиеся толпы сумасшедших. Именно это произошло с русскими солдатами в 1917 г. и с немецкими солдатами в 1918 г. Солдаты бросают фронт и с яростью набрасываются на правительство. Примеры таких революций: Парижская коммуна после франко-прусской войны, Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии после Столетней войны, Первая Смута в России после Ливонской войны, реформы Александра 2 после Крымской войны, революция 1905 г. в России после русско-японской войны, Февральская революция 1917 г. в конце 1 мировой войны, «перестройка» Горбачева и реформы Ельцина после советско-афганской войны. Сказанное можно отнести и на счёт деспотических режимов, Такие режимы постоянно «беременны» революцией.
· Цензура и запрет на миграцию, как подавление импульса свободы. Поэт В.Маяковский восславил Октябрьскую революцию из-за цензурных запретов на его публикации до революции.
Представители такой национальности, как евреи  имели следующие ограничения  в правах:
а), Запрет на миграцию из западных областей в центральную Россию или черта оседлости.
б), запрет быть избранным городским головой, т. е. выборным главой городской администрации,
в), квота для евреев при поступлении в университет – 5%,
г), запрет иметь землю в частной собственности.
Поэтому многие евреи стали революционерами  и считали революцию формой борьбы за своё национальное равноправие. Например, евреями были такие большевики, как Л.Д.Троцкий (настоящая фамилия - Бронштейн), Я. М. Свердлов, Л. Б. Каменев (настоящая фамилия – Розенфельд), Г. Е. Зиновьев (настоящая имя – Радомысльский Овсей-Герш Аронович), такой меньшевик, как Ю.О.Мартов (настоящая фамилия – Цедербаум), такой руководитель боевой организации эсеров и провокатор Е. Азеф. Даже у Ленина дед по матери был крещёным евреем по имени Александр Дмитриевич (Израиль Мойшевич) Бланк. Такие лидеры ЧК, как Ягода, Урицкий, Володарский тоже были евреями. Расстрелом Николая 2 и его семьи руководил еврей Юровский.
· Сословные ограничения, как подавление инстинкта самовыражения. Они мешали людям из низов занять статус, соответствующий их талантам, поэтому прирождённый правитель, ставший простым рабочим, обернётся лидером конспиративной организации, «Цицерон» станет пропагандистов.
     Это подлинные причины революции, а  предлог может быть совершенно другим – ссора вокруг религиозных догм или созыв Генеральных штатов. Идеология определяет выбор лозунгов – «Святая земля», «Истинная вера», «Республика», «Социализм». Идеология определяет выбор популярных героев – Христос, Гус, Руссо, Лютер, Маркс, Толстой или Либкнехт. Идеология определяет выбор основной идеи – толкование Евангелия, национальная идея, теория прибавочной стоимости или капиталистическая эксплуатация. Идеология определяет выбор эмблемы – «красный фригийский колпак» (опознавательный знак французских революционеров-якобинцев), «чёрная рубаха» (форма итальянских фашистов Бенито Муссолини), «пятиконечная звезда» (знак принадлежности к красно армии).
Какие социальные группы становятся в первую очередь  революционными и  почему?
     Самыми  революционными будут те сословия и  социальные группы, у которых ущемляется самое большое количество базовых  инстинктов и, наоборот, противниками революции будут те сословия и социальные группы, у которых полностью отсутствуют или имеется небольшое количество ущемлённых инстинктов. Поэтому большевикам оказалось легко увлечь революционными идеями солдат и рабочих, а аристократы всегда были против революции. В феврале 1917 г. за революцию было 95% населения, а затем отдельные социальные группы с течением времени, постепенно стали выступать против эскалации революции и за наведение порядка. В 1921 г. даже крестьяне и матросы в Кронштадте восстали против большевиков. Советское правительство в этих условиях удержало власть только благодаря страшной усталости от катаклизмов гражданской войны и уступок в форме НЭПа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.