На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение

1. Задачи  политологии

2. Форма государственного  устройства
    2.1  Унитарное государство
    2.2  Федерация
    2.3  Конфедерация

3. Понятие  политической партии.

    3.1 Роль политических партий в функционировании политической системы общества.
Заключение
Список использованной литературы 
 

 


  Введение
     Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его  значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории  общества можно только рассматривая его в контексте других - более  широких и емких явлений, одним  из которых является, например, политическая система.
     Изучением взаимодействия таких феноменов  общественного развития, как государство  и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния  политической системы и государства  с тем, чтобы в критические  моменты развития общества и государства  иметь способы и механизмы  возможного предотвращения революционных  взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
     Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте  государства в политической системе  общества и его роли в ней. Для  достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую  характеристику самих понятий “государство”  и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство  является лишь одной из форм организации  общества и в определенной степени  само порождает складывающуюся в  нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные  исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно- политические режимы.
     Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический  процесс, протекающий по объективным  законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как  характерные особенности государства, отличающие его от других элементов  политической системы общества. Поэтому  функции государства также рассматриваются  в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
     В то же время следует иметь в  виду, что функции государства  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы. 

 


     1. Задачи политологии

     Главной целью политологии как научной  дисциплины является изучение структуры  и функционирования политической системы  общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения задач. Главными из них являются:
    исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов, политических отношений, политических процессов;
    создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
    анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
    аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
    выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.
 


    2. Форма государственного устройства
    Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-
территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:
    из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
    как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
      унитарное;
      федеративное;
      конфедеративное.
    2.1 Унитарное государство
    Унитарное государство  -  это цельное  единое государственное образование,
состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
    унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
    на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
    составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
    унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
    все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
    имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
     Различия  в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
    2.2  Федерация
     Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
     1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов штатов, кантов, земель, республик и т.д.
     2.  В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
     3. Субъекты федерации имеют право  принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
    4. В  большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство
федеральных единиц.
     5.  При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
     6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
     Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
         2.3  Конфедерация
     Конфедерация  -  это временный юридический  союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
    конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
    конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
    сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
    государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
     Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный  союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и  т.д. .
     Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей ( объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
     Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко. Это  все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает  на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом  Гражданской войны в США ( 1861 - 1865 годов ).
     Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью  государственного устройства, в особенности  в условиях, когда распадаются  государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."
     Как правило конфедеративные государства  не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
 


     3. Понятие политической  партии.

 
     Усвоить историю и историографию политических партий трудно без понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место выдвигается определение сути партии как общественно-политического явления.
     Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.
     Один  из отечественных исследователей политической истории России писал: «...политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного политического действия на почве общих всем индивидуумам интересов и идеи».
     Автор также считал, что одной партии, т.е. партии в единственном числе, существовать не может. Однако исторический опыт России мысль эту не подтвердил, ибо свыше семидесяти лет здесь существовала только одна партия, превратившаяся по существу в партию-государство.
     В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.0. Мартов. Он отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни».
     Для возникновения партий необходимы соответствующие  объективные и субъективные факторы. Важнейший объективный фактор — наличие определенного уровня социально-экономичес-кого развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии развития человеческого общества, более точно — в эпоху становления и утверждения капитализма, когда люди, объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появляются условия, способствующие противоборству между ними. Это не противоречит тому, что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в XV—XVI вв. Однако только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и нарождавшейся буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, можно говорить о готовности общества к появлению партий и противоборстве между ними.
     Среди субъективных факторов отметим осознание  своих политических идеалов передовыми элементами общества. Основная масса людей к этому еще, может быть, не готова — тогда формирующаяся партия разъясняет им свои цели и задачи.
     Исторический опыт свидетельствует о том, что нередко устремления класса (слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные представители, а выходцы из других классов (слоев, групп), более образованные, но уже порвавшие связь со средой происхождения. Это интеллигенты; именно они в большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. Причины этого явления разные. Установлено, что сознание не всегда адекватно отражает интересы людей. Известно, что партии по политической структуре не отличаются так резко, как классы в экономической жизни общества. На партию и ее программу влияют национальные, религиозные и другие общечеловеческие факторы. Наконец, тот или иной класс вследствие своей неоднородности (социальной и национальной) может иметь несколько партий, зачастую вступающих между собой в борьбу.
     В целом же вопрос о социальной и  классовой базе партий слабо изучен. В связи
с этим приведем несколько положений из политологии.
     Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и
слои  и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное отражение социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп.
     Третье. Социальная база и политика партии диалектически взаимосвязаны,
определяющей  здесь является социальная база , но и политика может играть известную независимую роль.
     Четвертое. Исторический опыт России и других стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, а следовательно, зачастую неадекватно выражают интересы тех социальных слоев, от имени которых они выступают.
     Пятое. Социальная база — явление не статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики партии.
     Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база, зачастую связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров. И еще об одном. Деятельность партий в СССР регулировалась «Положением о добровольных обществах и их союзах», утвержденным ВЦИК и СНК только 10 июля 1932 г. По отношению к    ВКП(б) — КПСС оно формально применялось по аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в
     Конституции СССР 1936 г., зафиксировавшей идею о  руководящей и направляющей роли ВКП(б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977г., особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политической системы социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии ограничивалась рамками Конституции СССР, КПСС превратилась в партию- государство. Она фактически устанавливала законы страны, определяя ее внутреннюю и внешнюю политику.
     Вступивший  в силу 1 января 1991 г. Закон СССР «Об  общественных объединениях» установил, что политическая партия, как разновидность общественных объединений, создается и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Так была создана правовая и политическая основа формирования многопартийности.
     3.1 Роль политических партий в функционировании политической системы общества.
     И еще раз понятие политической партии, поскольку они играют весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества.
     Политическая  партия (от лат. партис  — часть чего-либо) — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
     Политические  группы, именовавшиеся партиями, были известны еще в Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так называемые клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий, клиентелы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной личности и ее приближенных.
     Политические  партии в их современном понимании  возникли сравнительно недавно — в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические партии стали
все больше отражать и отстаивать интересы уже  не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.
     Политические  партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду специфических признаков.
     Признаки  политической партии:
    Основная цель деятельности — завоевание и осуществление политической власти в обществе.
    Наличие детально разработанной политической программы и устава партии.
    Наличие организационной структуры в центре и на местах.
    Активное участие в выборных кампаниях.
     Сила  политических партий во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представительства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.
     Выделяют  различные виды партий:
     1.     По социальному признаку — в зависимости от того, какие социальные слои (страты) представляет данная партия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (в том числе мелко- и средне-буржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и др. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.
     2.     По идейному (идеологическому) признаку различают консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.
     3.     По организационной структуре (классификация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.) выделяют:
    Кадровые партии — характеризуются значительной внутрипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы.
    Массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий — первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества.
     4.     Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в зависимости отихориентации и методов достижения целей на так называемые «левые» и «правые». Согласно классической терминологии, левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества.
     Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.
     5.     По отношению к существующему режиму различают партии правящие и оппозиционные.
    Правящими считаются партии, которые победили на выборах
и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительство России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоятельного формирования правительства.
    Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.
     Партийные системы. Под партийной системой понимают совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. С ростом неоднородности общества, как правило, пропорционально увеличивается и количество существующих партий, отражающих интересы определенных социальных общностей. Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.
     При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия (КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преимущества многопартийности проявляются в концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономических и социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и перекрывается другими негативными моментами. «Любая монополия ведет к загниванию» — данный классический тезис в полной мере относится и к политической сфере жизни общества. Застой в политической и, как следствие, в экономической и социальной сферах, бюрократизация управления неизбежно приводят к ухудшению важнейших социальных и экономических показателей. Об этом красноречиво свидетельствует опыт нескольких десятков социалистических стран и других однопартийных режимов.
     Двухпартийная система
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.