На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности физической реабилитации
у детей с нарушением зрения 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ  КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У  ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические  особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности  развития детей с патологией  зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы  и методические рекомендации  коррекции вторичных отклонении  у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и  значение подвижных игр для  физического совершенствования  младших школьников 
2 МЕТОДЫ  И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация  исследования.
2.2. Методы  исследования.
2.3. Программа  реабилитационных мероприятий для  детей с близорукостью.
2.4. Физическая  культура и адаптивный спорт  для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика  изменений двигательных качеств  детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика  изменений антропометрических показателей  физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика  изменений физиометрических показателей  физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 

ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность
    В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически  здоровых в два раза меньше, чем  среди всей группы обследованных  школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У  близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного  аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а  также быстрым утомлением мышц шеи  и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной  и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью  ребёнка, его здоровьем, с одной  стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с  самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при  наследственной предрасположенности. И, наоборот, у близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы  и отдых, могут возникнуть различные  заболевания и дальнейшее прогрессирование близорукость.
    Физическая  культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма  и активизации его функций, так  и повышению работоспособности  глазных мышц, укреплению склеры глаза. Изучение влияния систематических  занятий циклическими физическими  упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности  в сочетании с гимнастикой  для глаз показало, что у людей  с близорукостью средней степени  не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число  лиц, страдающих близорукостью, значительно  меньше, чем среди школьников, которые  не занимаются спортом. С помощью  специальных исследований, произведённых Е. И. Ливадо (1974—1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза.
    На  основании проведённых исследований была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и  взрослых, страдающих близорукостью, и  на практике доказана её эффективность. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно  выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени  близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера  обязательно необходимо сочетать с  гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей  пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно  знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных  занятий, разработанные для близоруких людей – школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия  связана с продолжительной и  напряжённой зрительной работой.
    Цель  исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

    Задачи  исследования:

    на основе анализа научно-методической литературы изучить анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора;
    изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с близорукостью в возрасте 7-9 лет;
    разработать методику лечебной физической культуры для данной категории  детей и оценить ее эффективность;
    провести сравнительный анализ морфофункциональных показателей и уровня адаптационных резервов организма детей с близорукостью в контрольной и экспериментальной группах;
    оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с близорукостью.

     Объект  исследования - педагогический процесс, направленный на повышение морфофункциональных характеристик детей страдающих близорукостью

     Предмет исследования - процесса адаптации организма детей, страдающих близорукостью, к физическим нагрузкам в период применения курса лечебной физической культуры

 

1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
      Анатомо-физиологические  особенности зрительного

анализатора

 
     Глаз  имеет почти круглую форму  около 2,5 см в диаметре. Он находится в передней части костной глазницы, или орбиты; между глазом и костной стенкой глазницы лежат жир, соединительная ткань, связки, мышцы и железа, вырабатывающая слезную жидкость. Глаз подвешен на связках, причем произвольные мышцы, находящиеся в глазнице (но вне глаза), двигают его таким образом, что он может смотреть вверх и вниз и из стороны в сторону.
     Стенка  глаза состоит из трех слоев, которые называются: 1) опорный, 2) средний и 3) сетчатый. Не во всех частях стенки глаза присутствуют все три слоя.
     Опорный слой состоит в основном из плотной соединительной ткани. Почти во всем глазу она называется склерой (от греч. склерос- твердый). Склера имеет белую окраску, видимая ее часть образует «белок» глаза. Часть опорного слоя, покрывающая центральный участок переднего отдела глаза, слегка выпуклая и прозрачная; она называется роговицей. За исключением тех точек, где его пронизывают кровеносные сосуды, опорный слой полностью покрывает глаз, кроме одного места сзади, где имеется отверстие, через которое из глазного яблока выходит зрительный нерв.
     Средний слой глазной стенки часто называется увеальным (от лат. uva-виноград) слоем, или трактом, потому что, обнажившийся после удаления склеры, он похож на кожицу темного винограда тем, что пигментирован и окружает желеобразное содержимое глаза. Средний слой сильно васкуляри-зирован; поэтому его называют также сосудистой оболочкой глаза.
     Сетчатая оболочка, или сетчатка. Она состоит из двух, слоев: один, выстилающий среднюю оболочку глаза, пигментирован; второй, который в свою очередь выстилает пигментный слой, состоит из нервной ткани. Последняя не заходит на переднюю часть глаза, так как здесь свет не мог бы фокусироваться на ней. В зрительной части сетчатки содержатся специальные нервные клетки, образующие, так называемые, палочки и колбочки; это фоторецепторы. Кроме того, в сетчатке находятся тела многих вставочных нейронов и ганглиозных клеток, а также множество нервных волокон. Большинство этих последних сходится в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза через склеру.
     Преломляющие  среды глаза
Прежде  чем свет достигает сетчатки, он проходит через следующие среды:
    вещество роговицы;
    пространство между роговицей и хрусталиком, так называемая передняя камера глаза; оно наполнено жидкостью, носящей название водянистой влаги;
    хрусталик;
    прозрачное студенистое вещество, стекловидное тело, которое заполняет внутренность глаза за хрусталиком.
     Проходя наклонно из вещества с одним показателем  преломления в вещество с другим показателем, световой луч отклоняется. Роговица изогнута, и разница между показателями преломления у роговицы и воздуха больше, чем у любых других сред, через которые свет затем последовательно проходит на пути к сетчатке. Поэтому в отношении преломляющегося света изогнутая передняя поверхность роговицы имеет очень большое значение. Но у хрусталика показатель преломления лишь немногим больше, чем у водянистой влаги перед ним и чем у стекловидного тела позади него. Исключительное значение хрусталика состоит в том, что, поскольку он эластичен, его фокусное расстояние может меняться благодаря сокращению мышц, прикрепленных к волокнам цинновой связи (ресничного пояска), на которых он подвешен; это делает возможной резкую фокусировку света, падающего от предметов, находящихся на разных расстояниях.
     Хрусталик представляет собой прозрачное тело, имеющее форму чечевицы или двояковыпуклой линзы. При помощи круговой (цинновой) связки он подвешен к отросткам ресничного тела. Хрусталик участвует в преломлении световых лучей и в акте аккомодации. За хрусталиком находится стекловидное тело. Оно занимает основную часть полости глазного яблока. Это прозрачная студнеобразная масса, содержащая 98% воды.
     Стекловидное  тело участвует в преломлении световых лучей, а также поддерживает тонус и форму глазного яблока.
     К вспомогательному аппарату глаза относятся:
    веки
    глазница.
     Верхнее и нижнее веки обеспечивают защиту глазного яблока от попадания различных предметов. Они смыкаются даже при движении воздуха и при малейшем прикосновении к роговице. При помощи мигательных движений век с поверхности глазного яблока убираются мелкие частицы пыли и равномерно распределяется слезная жидкость. Свободные края век плотно прилегают друг к другу при их смыкании. Кожа век тонкая, легко собирающаяся в складки. Подкожная клетчатка содержит чрезвычайно мало жира. Под кожей век находятся мышцы:
    круговая мышца глаза, с помощью которой веки смыкаются
    мышца, поднимающая верхнее веко.
     Внутренняя  поверхность век покрыта слизистой  оболочкой – конъюнктивой. Конъюнктива  имеет множество нервных окончаний, а ее клетки выделяют специальный  секрет, смазывающий поверхность  глазного яблока.
     К придаточному аппарату глаза относятся:
    слезный аппарат
    мышечная система.
     Слезный аппарат состоит из слезных желез, расположенных в верхненаружной стенке глазницы, слезных канальцев, слезного мешка и слезно-носового канала. Слезная железа постоянно вырабатывает слезу. Слезотечение усиливается при раздражении роговицы и при плаче. Слеза собирается у внутреннего угла глаза, а затем выводится по носослезному каналу в полость носа.
     Мышечная  система- в глазнице располагаются 8 мышц, участвующих в движении глазного яблока. При помощи этих мышц глазное яблоко может вращаться во все стороны.
     Орган зрения или зрительный анализатор –  это не только глаз. Собственно глаз это периферическая часть органа зрения.
     Функции глаза
Функции органа зрения включают в себя:
    светоощущение
    цветоощущение
    центральное или предметное зрение
    периферическое зрение
    стереоскопическое зрение.
     Светоощущение – это способность воспринимать свет в диапазоне солнечного излучения и приспосабливаться к восприятию зрительных образов при различных уровнях освещения. Процесс светоощущения начинается в палочках и колбочках. Под влиянием энергии светового излучения в палочках и колбочках распадаются специальные вещества, называемые зрительным пурпуром. В палочках это вещество – родопсин, которое образовано из белка и витамина А, а в колбочках – йодопсин, в составе которого имеется йод. Под воздействием света йдопсин и родопсин распадаются, образуя положительные и отрицательные ионы и индуцируя возникновение нервного импульса.
     Цветоощущение позволяет воспринимать более двух тысяч оттенков цвета в зависимости от длины волны светового излучения. Считается, что сетчатка имеет три компонента, настроенные на восприятие трех основных цветов спектра: красный, синий и зеленый. Нормальное цветовое восприятие называется трихромазия. При недостаточном восприятии одного, двух или трех компонентов возникают цветоаномалии (протанопия, дейтеранопия, тританопия).
     Центральное или предметное зрение – это способность различать величину и форму предметов окружающей среды. Осуществляется эта функция центральной ямкой сетчатки, где имеются наилучшие условия для осуществления функции предметного зрения. В центральной ямке находятся только плотно уложенные колбочки и их отростки формируют в зрительном нерве отдельный пучок, называемый папило-макулярным. Предметное зрение определяется способностью раздельно воспринимать точки. Каждая точка воспринимается раздельно, если ее изображение каждой проецируется на две колбочки, между которыми находится еще хотя бы одна колбочка. Т.е. размер колбочки и определяет остроту зрения. Считается, что минимальный угол зрения, определяемый размером колбочки, составляет 1 минуту. Исследуют остроту зрения при помощи всем известных таблиц Головина-Сивцева.
     Периферическое  зрение – это восприятие части пространства вокруг фиксированной точки. При фиксации взора на какой-либо точке, эта точка воспринимается центральной ямкой сетчатки, а пространство, окружающее ее воспринимается оставшейся частью сетчатки. Пространство, которое воспринимается одним глазом, называется поле зрения. Периферическое зрение имеет большое значение для ориентации в окружающей среде. При различных заболеваниях глаз поля зрения могут сужаться, или выпадают их определенные участки (скотомы).
     Стереоскопическое зрение – это способность воспринимать расстояния между предметами окружающей среды, объем этих предметов, возможность наблюдать предметы в движении. Стереоскопическое зрение становится возможным, если человек воспринимает предметы двумя глазами – бинокулярное зрение. При нарушениях стереоскопического зрения затрудняется ориентировка в окружающей среде.
     Нормальная  острота зрения обеспечивается работой  оптического аппарата глаза. При помощи оптических сред глаза на сетчатку проецируется обратное уменьшенное изображение предмета. К оптическому или преломляющему аппарату глаза относятся:
    роговица
    передняя камера глаза
    хрусталик
    стекловидное тело.
Они работают, как собирательные линзы.
     Преломляющая  сила оптического аппарата глаза  называется рефракцией. Она равна 60 диоптрий (1 диоптрия – равна оптической силе линзы в с фокусным расстоянием 1 метр, т.е. собирающая линза в 1дптр фокусирует лучи в точке на расстоянии 1 метр после себя). В норме рефракция позволяет получить проекцию изображения предмета на сетчатке. Четкость изображения на сетчатке кроме преломляющего аппарата глаза зависит от размера глазного яблока. При этом возникают различные виды клинической рефракции.
     Эмметропия  или соразмерная рефракция – это состояние зрения, когда фокус оптической системы глаза совпадает с сетчаткой.
     Несоразмерная рефракция называется аметропией. К аметропии относятся:
    миопия
    гиперметропия
    астигматизм.
     Если  фокус оптической системы глаза  находится позади сетчатки, т.е. четкое изображение формируется не на сетчатке, а за сетчаткой, такое состояние  рефракции глаза называется дальнозоркость или гиперметропия.
Если  же фокус оптической системы глаза  находится перед сетчаткой, и  четкое изображение формируется  раньше, чем лучи достигают сетчатки, такая рефракция глаза называется миопия или близорукость.
     В миопическом глазу изображение  предметов формируется перед  сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза - осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние - рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов.
     Растянутая  сетчатка основная опасность людей  с близорукостью, т.к. всегда есть риск ее разрыва или отслойки, поэтому, людям страдающим миопией, профилактически, необходимо показывать глазное дно (состояние сетчатки) минимум 1 раз  в 6 месяцев.
     Близорукость часто прогрессирует (растёт ось глаза) - пик этого процесса приходится на школьные годы, в этот период обычно у ребёнка интенсивны зрительные нагрузки. Параллельно с этим идёт активный рост организма (и глаза, в частности). Все большее значение в коррекции миопии приобретают контактные линзы, т.к. принцип действия контактных линз состоит в том, что линза максимально приближена к глазу, т.е. создается единая оптическая система, не наступает сужения поля зрения и искажения предметов на периферии взора. Не ношение очков или контактных линз способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия.
     При дальнозоркости (гиперметропии) изображение предметов формируется за сетчаткой, т.е. либо глазная ось очень короткая (меньше 23,5 мм.), либо роговица слабой преломляющей силы.
     При нормальной рефракции глаза в 60 диоптрий, параллельные лучи сойдутся в центральной  ямке сетчатки. Параллельные лучи попадают в глаз из бесконечности. Но при более  близких расстояниях они изменяют свой ход. Считается, что параллельные лучи попадают в глаз с расстояния не более 5 метров. Если же рассматриваемый предмет находится на расстоянии менее 5 метров, то его изображение на сетчатке будет нечетким. Тогда возникает необходимость в процессе аккомодации. Аккомодация происходит за счет усиления преломляющей способности хрусталика.
     Преломляющая  способность хрусталика увеличивается  при увеличении поперечного размера  хрусталика. Хрусталик прикрепляется  к ресничной мышце при помощи специальной круговой цинновой связки. При сокращении ресничной мышцы, которая имеет форму кольца, диаметр  этого кольца уменьшается, циннова  связка ослабляется, ослабляется натяжение  капсулы хрусталика и хрусталик  приобретает более выпуклую форму, усиливая свою преломляющую способность. При этом глаз лучше видит на близких  расстояниях. Чем ближе расстояние, тем сильнее должна напрягаться  ресничная мышца.
     Одновременно  с аккомодацией происходит конвергенция – сведение зрительных осей обоих  глаз на один предмет. Ближайшая точка  ясного видения определяется объемом  аккомодации. Объем аккомодации  зависит от того, на какую величину хрусталик может увеличить свою преломляющую способность и определяется эластичностью хрусталика и силой  ресничной мышцы.
     С возрастом эластичность хрусталика уменьшается – возникает возрастное изменение зрения – пресбиопия. При этом глаз становится неспособным приспосабливаться к видению близких предметов. Считается, что к 10 годам хрусталик может увеличить свою преломляющую силу на 14 диоптрий, а к пятидесяти годам уже только на 2 диоптрии. Для коррекции зрения при пресбиопии назначается ношение очков с собирательными линзами. Очки подбираются в кабинете офтальмолога. 
 

      Близорукость
 
     Близорукость возникает если фокус оптической силы глаза находится перед сетчаткой, и наилучшее изображение предмета на расстоянии 5-ти метров от глаза формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.
     Миопия возникает, если преломляющая сила оптических сред глаза слишком велика для длины глаза, или, наоборот, длина глаза слишком мала для преломляющей способности оптического аппарата глаза. Аккомодация в этом случае не помогает, так как она может только увеличить оптическую силу сред глаза, а не уменьшить. Количество диоптрий, на которое нужно уменьшить преломляющую силу глаза, для того, что бы он стал эмметропическим, определяет степень миопии. При близорукости, дальнейшая точка ясного видения предмета находится ближе 5 метров. Пациенты нуждаются в аккомодации только на более близких расстояниях, а пациенты степень близорукости которых достигает трех диоптрий совсем не нуждаются в аккомодации ближе расстояния 33 см, на котором собственно и производится работа зрения вблизи.
     Близорукость  бывает:
    физиологическая
    патологическая (миопическая болезнь)
    лентикулярная (хрусталиковая) близорукость.
     Физиологическая близорукость возникает при несовпадении преломляющей силы оптических сред глаза с длиной глазного яблока. Обычно этот вид близорукости развивается при усиленном росте глазного яблока, что происходит в 5-10 лет. Иногда физиологическая близорукость может развиться и в возрасте до 25 лет, хотя физиологический рост глазного яблока заканчивается приблизительно к 18 годам. Физиологическая близорукость существует стационарно и не приводит к значительной потере остроты зрения и возникновению инвалидности.
     Лентикулярная или хрусталиковая близорукость определяется увеличенной преломляющей способностью хрусталика. Чаще всего такой вид близорукости возникает при изменениях хрусталикового ядра, возникающих у больных сахарным диабетом, и при некоторых врожденных формах катаракт. Иногда возникает лекарственная лентикулярная близорукость, при поражении ткани хрусталика из-за приема некоторых лекарств (фенотиазин, гидролазин, хлорталидон).
     Пациенты  с близорукостью жалуются на ослабление зрения вдаль, которое постепенно увеличивается. Часто такие пациенты прищуриваются, так как при этом площадь зрачка уменьшается, уменьшая рассеивание лучей света, и зрение несколько улучшается. Увеличение глазного яблока в размерах вызывает изменение его структур. Увеличивается радиус кривизны роговицы. Если роговица уплощается неравномерно – возникает дополнительное нарушение зрения – астигматизм. При астигматизме у оптических сред глаза нет единого фокуса и формирование изображения на сетчатке еще более ухудшается. Склера растягивается. Мышца ресничного тела растягивается и тянет радужку к периферии, что проявляется расширением зрачка (мидриаз). Аккомодационная способность ресничной мышцы падает. Нарушается питание хрусталика и стекловидного тела, что может обуславливать возникновение помутнения хрусталика и постепенное развитие деструктивных процессов в стекловидном теле. В дальнейшем развиваются дистрофические процессы в сосудистой оболочке глаза и сетчатке потому, что эти структуры глаза ограничены в росте и не могут достаточно растягиваться при увеличении размеров глаза. Происходит нарушение питания и зрительного нерва. Нарушения питания и растяжение сетчатки могут привести к отслойке сетчатки.  

     Прогрессирующая близорукость
     Установлено, что у маленьких детей капсула  глаза (склера и роговица) эластична  и легко растяжима. Под влиянием повышенной зрительной нагрузки происходит более быстрое и более усиленное  растягивание капсулы глаза, чем  в обычных условиях. Удлиняясь, глаз приобретает яйцевидную форму, появляется близорукость.
     Естественно, что при таком удлинении глаза  световые лучи фокусируются все дальше и дальше от сетчатки, что значительно  ухудшает зрение вдаль, которое постепенно, в зависимости от степени удлинения  глаза, становится хуже и хуже. Возникает  прогрессирующая близорукость.
     Наиболее  интенсивно прогрессирующая близорукость развивается у школьников начальных  классов на фоне больших перестроек в организме в связи с половым  созреванием и изменением гормонального  фона организма. Прогрессирующая близорукость протекает более интенсивно, если школьники не имеют определенного  режима дня, мало проводят свободного времени на свежем воздухе, не уделяют  должного внимания закаливанию организма.
     Лечение близорукости
     Задача  лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирование ухудшения зрения, предотвратить  осложнения миопии. Пациенту назначается  общеукрепляющие мероприятия: режим  дня, занятия лечебной физкультурой, достаточное пребывание на свежем воздухе. Должны быть исключены тяжелые физические нагрузки, резкие движения, прыжки, подъемы  тяжестей.
     Режим зрительной работы, при котором работа на близком расстоянии должна быть максимально сокращена, освещение  должно быть достаточным. Пациентам  со слабой и средней степенью близорукости при работе на близком расстоянии через каждые 15 минут необходимо давать отдых глазам, смотреть вдаль, моргать, делать упражнения для глаз, пациентам с высокими степенями  миопии такие перерывы надо делать каждые 10 минут.
     Назначаются препараты кальция, витамины. Рекомендуется  употреблять в пищу продукты богатые  фосфором. Очаги инфекции в организме  должны быть подвергнуты санации. Коррекция  зрения при близорукости производится при помощи очковой оптики. Коррекция  должна быть почти полной и обеспечивать бинокулярное зрение. При неуклонном прогрессировании степени близорукости назначается хирургическое лечение.
     Профилактика  близорукости.
     Для воздействия на ослабленную аккомодационную  способность при близорукости широко используются:
    тренировочные упражнения с линзами (Э.С. Аветисов, К.А. Мац), которые проводят только в условиях глазного кабинета или глазной клиники;
    упражнение "метка на стекле";
    упражнения на домашнем аккомотренере.
     Два последних вида упражнений можно  проводить в домашних условиях. Эти  упражнения для цилиарной мышцы  особенно эффективны при начальной  стадии близорукости. Для выполнения упражнения "метка на стекле" проводящий тренировку аккомодации наносит на оконное стекло на уровне своих глаз метку диаметром 3-5 мм. Затем он становится на расстоянии 30-36 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, затем переводят, его на метку на стекле, а затем снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят 2 раза в день в течение 25-30 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения проводят систематически с перерывами в 10-15 дней.
     Первые  два дня продолжительность каждого  упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня продолжительность  увеличивается до 5 минут, а в остальные  дни и до окончания полного  курса продолжительность упражнения - 7 минут.
     Для проведения упражнений на аккомодотренере  необходимо самому в домашних условиях изготовить простой прибор. Он представляет собой кусок плотного картона, имеющего форму и размеры ракетки для  настольного тенниса (20x10 см). В нижней ее части (непосредственно над рукояткой) делается горизонтальная щель. В эту щель вставляется линейка длиной 50-60 см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке в обе стороны. На передней поверхности этой самодельной ракетки наносится буква "С" высотой около 3 мм. Упражнение проводят следующим образом.
     Тренируемый, держа за рукоятку ракетку вертикально  перед собой, приставляет к глазу (другой глаз закрыт) край линейки прибора. Затем он медленно перемещает ракетку  по направлению к глазу до тех  пор, пока буква "С" становится расплывчатой, а затем похожей на букву "О".
После этого тренируемый начинает медленно отодвигать ракетку от глаза, добиваясь  того чтобы буква "С" сначала  вновь приобрела ясные очертания, а затем расплылась. Как только это происходит, ракетку вновь  начинают приближать к глазу, чтобы  буква "С" стала похожей на букву "0". Это повторяется несколько  раз. Упражнение проводят в течение 10 минут для каждого глаза отдельно с интервалом в 10-20 минут.
     Необходимо  следить за тем, чтобы буква на ракетке во время выполнения упражнения все время была достаточно освещена. Во время проведения упражнения к  глазу можно дополнительно приставить линзу в +3,0 диоптрии, чтобы обеспечить более полного расслабление цилиарной  мышцы. 

1.3. Особенности развития  детей с патологией  зрения

 
     Развитие  физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усиленный рост ребенка. В 11-13 лет - замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет - снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития. Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлением роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма; вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки - на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок "периодом округления". У детей больше, чем у взрослых, расход энергии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относительно быстро устают и дольше восстанавливаются.
     По  данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной. У детей младшего школьного возраста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в использовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки. Изгибы позвоночника у детей в этом возрасте ещё в стадии формирования. Неправильное положение тела, головы изменяет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Желательно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.). В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, покричать.
     В младшем школьном возрасте развиваются  мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников - в зависимости от степени поражения зрительных функций - нарушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом интересов. А.Г. Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. В младшем школьном возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся. Учитывая эти особенности, при показе движений учителю следует опираться на объяснение, предлагать выполнять упражнения по словесному описанию, вводить специальные термины. Слово, по определению И.П. Павлова, для человека - такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе с тем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориентировании в пространстве спортзала, школы и т.д. Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Поэтому преподавателю нужно терпеливо и систематически тренировать детей, развивая у них пространственную память и воображение.
     Особое  внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются  к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений. Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный дефект ещё в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Это приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп. Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста составляет у слабовидящих до 4,7 см. Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита.
     По  данным ряда авторов (цит. по Р.Н. Азаряну) у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1 %, чем у нормально видящих сверстников; в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15 %. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1 % ниже, чем у зрячих школьников.
     По  данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8 %. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. По нашим данным (исследования 1998г.) у 79% слепых и слабовидящих детей Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше. Наша задача - предупредить развитие вторичных отклонений опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.
 

      

      Использование подвижных игр  в теории практики физического воспитания
 
     Одна  из важнейших проблем совершенствования  учебно-воспитательного процесса в  специальных учреждениях  для  детей с нарушениями в развитии в настоящее время – создание системы управление процессом развития личности ребенка.
     Развитие  личности ребенка происходит в различных  видах деятельности, в том числе  и игровой – наиболее ярко выраженном в младшем школьном возрасте.
     Игра  – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство  игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого  соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченными установленными правилами или без правил (Д.М.Маллаев, 2002).
     Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности  детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается  практический опыт культуры общения  – развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению  навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.
     Особая  ценность подвижных игр заключается  в возможности одновременно воздействовать на моторную и психические сферы  занимающихся. Быстрая смена игровых  ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакций нестандартности  действий. Подвижные игры вынуждают  мыслить экономно, мгновенно реагировать  на действия партнеров. Игры развивают  внутреннюю речь и логику (Л.В.Шапкова, 2001).
     Итак, подвижные игры выступают как  одно из действенных средств физического  и нравственного воспитания детей  с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в  овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.
     Сюжетно-ролевые  игры можно использовать:
- в адаптивном  физическом воспитании (на уроках  адаптивной физической культуры);
- в адаптивной  двигательной рекреации (игры  на переменах);
- в адаптивном  спорте (подвижные игры выступают  как вспомогательное средство  для совершенствования физических  качеств);
-в адаптивной  двигательной реабилитации (элементы  подвижных игр для укрепления  мышечно-связочного  аппарата).
     Подвижная игра – совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными  чертами игр являются:
    наличие сюжета;
    наличие соперничества;
    проявление интереса, эмоциональных переживаний.
   Единой  классификации подвижных игр  нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так  как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной  направленности. Предлагаемая Л.В. Шапковой (2002) классификация подвижных игр  позволяет выбрать те, которые  направленно воздействуют на функции  ребенка, отстающие в развитие и  нуждающиеся в коррекции.
  По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку:
    подвижные игры незначительной психофизической нагрузки – ЧСС до 100 уд/мин.;
    умеренной психофизической нагрузки – ЧСС до 100-120 уд/мин.;
    тонизирующей психофизической нагрузки – ЧСС до 120-140 уд/мин.;
    тренирующей психофизической нагрузки – ЧСС до 140-160 уд/мин.;
По  преобладающему виду действия:
    подвижные игры с ходьбой, бегом;
    игры с прыжками;
    игры с метанием, бросками;
    с ползанием и подлезанием;
    с ловлей и передачей мяча;
    с различными предметами.
По  преимущественному  развитию физических качеств:
    для развития координационных способностей;
    для развития скоростных качеств;
    для развития силовых и скоростно-силовых качеств;
По  форме организации  и проведения подвижных  игр:
    с водящим;
    в парах, тройках;
    командные.
По  виду использования  межпредметных связей:
    с речевой деятельностью;
    с представлениями о частях тела, о направлениях движения;
    с элементарными математическим представлениями;
    с информацией об окружающем мире.
По  преимущественной активизации  психических процессов:
    на развитие внимания;
    на память;
    на мышление;
    на восприятие;
    на воображение;
    на активизацию речевой деятельности.
По  оздоровительной  направленности:
    на формирование осанки;
    на укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия;
    на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
     Особенности методики проведения подвижных игр  детей с диагнозом  близорукость.
     При организации и проведении игр  на игровой площадке необходимо предварительно ознакомить детей с игровым пространством, оговорить ориентиры (где находится  дверь, окна). Следует объяснить необходимость  соблюдения мер предосторожности. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.
     Необходимо  тщательно подходить к организации  командных игр, эстафет для детей, комплектуя равноценные команды  с равномерным распределением слабовидящих. При проведении эстафет следует соблюдать осторожность: избегать встречного бега (Маллаев Д.М., 2002).
     Чтобы избежать переутомления, педагог должен знать основные данные о психическом  и физическом развитии каждого ребенка.
     При организации и проведении занятий  с детьми противопоказаны все  виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а так же резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением  тела и наклонным положением головы (Л.Н.Ростомашвили, Е.В.Петрова,2002). 

1.5. Принципы и методические  рекомендации коррекции  вторичных отклонении  у детей с ослабленным зрением.

 
     При применении ЛФК у детей со зрительной патологией необходимо, с учетом специфических  особенностей их психического и физического  развития, соблюдать общепринятые дидактические принципы:
     1. индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.
     2. системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений (с учетом состояния зрения и возможности использования остаточного зрения) и последовательности их применения.
     3. регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения.
     4. длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы памяти слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях (А.Г. Литвак, 1985). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых незрячие могут получить только вербальные знания.
     5. нарастание физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной активности.
     6. разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90 % повторяются, для закрепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений. Умеренность воздействия физических упражнений. Используется умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка, учитывающая ограничения при некоторых заболеваниях и быструю утомляемость детей с нарушенным зрением.
     7. соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических упражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правильному дыханию, релаксация, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Этот принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления. Нужно помнить, что у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
     8. всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.
     9. учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, развитие мышечного аппарата глаза) детей младшего школьного возраста, а также учет специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью.
     Специфическое развитие ребенка с нарушением функционально-зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения открывает широкие возможности развития двигательных качеств. Известно, что развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения.
     К условиям, определяющим специфику методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, относят особенно-различных сторон физического развития: возраст ребенка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления), особенность индивидуального развития, система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни. Совокупность перечисленных условий и определяет специфику видов обучения двигательным навыкам детей с депривацией зрения. Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учетом целей и задач урока.
     В работе со слепыми и слабовидящими  детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с  нарушениями зрения, есть некоторые  различия в приёмах применения, обусловленные  состоянием зрения. Они различны и  изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Внимательного отношения требует состояние умственного развития ребёнка. Соблюдая принцип компенсаторной направленности, на основе сенсорного развития в процессе обучения двигательным действиям используется взаимодействие методов и приемов обучения. Ведущее значение приобретают словесные методы обучения.
     Наиболее  распространенным является метод объяснения, благодаря которому ребенок должен осознать и представить себе двигательный образ. Чтобы создать у детей с нарушениями зрения полноценное восприятие учебного материала, учителю следует чаще использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Своевременно предоставленная возможность обследования предметов и правильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возможность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях. Метод показа, или как его называют "контактный" метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный. Пассивный - это когда учитель, взяв руки ученика,- выполняет движение вместе с ним. Активный, - когда ребёнок осязает положение частей тела партнера или учителя при выполнении им какого-либо движения. Показ может быть демонстративным, когда движение выполняет ученик, а остальные знакомятся с этим движением с помощью осязания. Также используется метод мышечно-двигательного чувства. Преподаватель направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках, при выполнении двигательных действий. Например, предложить ученику побегать за лидером, догнать его.
     Следует обратить внимание ученика на работу рук, ног, прочувствовать мышечное ощущение. А затем предложить ученику бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером. Можно пользоваться методом звукового показа, когда учитель акцентирует внимание ученика на сознательно подчеркнутые звуком характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполняемого упражнения. Например, прыжок с разбега в длину. Вслушиваясь в звуки, которые сопровождают прыгуна, можно услышать его довольно звучный бег в начале, затем замедление и нарастающий звук при толчке. По длительности полета (отсутствие звука), учитывая время полёт а от толчка до приземления, дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное прослушивание ребятами себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений полезно для развития слухового анализатора. Метод дистанционного управления - это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: "поверни направо", "поверни налево", "иди вперед", "3 шага вперед, вправо, влево и т.д."
     Метод стимулирования двигательной активности. Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность. При правильном руководстве аномальные дети овладеваю т различными двигательными навыками и умениями, у них формируются морально-волевые качества - смелость, уверенность в своих силах. Необходимо как можно чаще поощрять детей, Итак, в выборе и применении методов и приёмов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной моторики слабовидящих. Основными требованиями, которые определяют специфику подбора методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, являются следующие:
     1. учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на сочетании методов обучения;
     2. при подборе методов обучения учитывается их коррекционно-компенсаторное значение, возраст ребёнка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления);
     3. использование индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
     4. используя метод объяснения, следует помнить, что основное место отводится рассуждению, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе правильный двигательный образ;
     5. используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия. Источник звука устанавливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается;
     6. при изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопедагогике к методу наглядности (описаны выше);
     7. при выборе метода обучения учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.;
     8. следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации занимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре. Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов;
     9. программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов слабовидящих детей. Следует отметить, что в обучении слабовидящих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих методов, которые определяются целями и задачами урока.
    Использование сохранных анализаторов
    Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на взаимодействии анализаторов. Задача по использованию сохранных анализаторов может быть общей для учащихся всего класса, а содержание и приёмы коррекционной работы для реализации поставленной задачи разные: путем индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учётом его возможностей, способностей и предыдущего сенсорного опыта. Соблюдая принцип компенсаторной направленности на основе сенсорного развития в процессе познавательной и игровой деятельности, на уроках физкультуры и ЛФК активно используется взаимодействие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство и др.).
    При использовании и развитии остаточного  зрения следует пользоваться сочетанием общеразвивающих и специальных  упражнений, способствующих, прежде всего, охране зрения, формированию зрительных представлений, тренировке зрительных функций глаза. Обучать пользованию остаточным зрением в узнавании знакомых предметов, распознаванию зрительных признаков спортивного инвентаря, наполняющего спортивный зал (по цвету, форме, величине). Развивать зрительные представления при поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для развития зрительного восприятия оценивать с учащимися удаленность предметов в пространстве при метании мячей, прыжках в длину и др. упражнениях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.