На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология  детей с нарушениями  речи (логопсихология)

      Логопедия — это наука о нарушениях речи, причинах этих нарушений, а также  методах и приемах их устранения. Термин «логопедия» происходит от греческих  корней — логос (слово) и пайдео (воспитываю, обучаю). Таким образом, предметом этой науки является воспитание и обучение правильной речи, а также изучение причин, сущности речевых нарушений.
      Логопедия   сравнительно  молодая   наука.   Особую  значимость и актуальность она приобрела у нас после Октябрьской революции, одна из задач которой была — поднять уровень образования и общей культуры народа. В решении этой задачи важное значение имеет воспитание правильной литературной речи.  

      До  Октябрьской революции логопедическая помощь была делом частной практики и была совершенно недоступна широким слоям населения.
      Логопедия как наука имеет важное теоретическое  и практическое значение.
      Значение  логопедии обусловлено социальной сущностью языка. Наш язык, как  известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний. Так, например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.
      Некоторые   тяжелые   формы   речевых   нарушений,    например, такие,   как сложное  косноязычие  или  заикание,  могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии.
      Наша  речь тесно связана с мышлением. Развивая речь ребенка, мы развиваем  и его мышление. Язык является орудием мышления. Мы мыслим с помощью слов. Мысли у человека могут возникать и существовать только на базе языка. Следовательно, правильная и здоровая речь ребенка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом и общей задержки умственного развития. Вот почему воспитателям, семье необходимо заботиться о развитии
      речи  детей.
      Работа  над правильной литературной речью  является важной составной частью эстетического  воспитания дошкольника. Развитие у ребенка чувства прекрасного включает не только умение пользоваться правильным произношением, но и стремление сделать свою речь яркой, образной, выразительной.
      Речевые нарушения чаще всего возникают  у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.
      Знание  логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения  у детей, но и вовремя предупреждать  их.
      Таким образом, основной задачей логопедии  как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
      Для изучения и устранения речевых нарушений  в логопедии используются различные  методы. Их условно можно разделить  на несколько групп. К первой группе относятся методы, с помощью которых исследуются и выявляются речевые нарушения.
      В этой группе можно, в свою очередь, выделить следующие конкретные разновидности  методов, например методы наблюдения, беседы, эксперимента.
      Метод наблюдения — это широко распространенный педагогический метод. Им широко пользуются в педагогике, психологии. Применяется этот метод и в логопедии. Наблюдая за речью говорящего —  темпом, произнесением звуков, построением предложений, словарем, мы можем сделать некоторые заключения о состоянии его речи в целом и отметить имеющиеся недостатки.
      Пользуясь этим методом, необходимо соблюдать  определенные требования. Всякое наблюдение должно быть целенаправленным. Нельзя наблюдать за речью вообще, необходимо заранее поставить цель наблюдения. Так, например, в одних случаях мы следим за произношением определенной группы звуков (твердых и мягких, свистящих и шипящих, звонких и глухих), в других случаях нас интересует словарь ребенка пли грамматический строй его речи. Только при постановке конкретной задачи наблюдение может дать положительные результаты. Этот метод следует широко использовать  при изучении речи дошкольников.
      Одним из существенных требований, предъявляемых  к этому методу, является планомерность  и  систематичность наблюдения. Было бы ошибочно делать заключение о состоянии речи ребенка только на основе одного - двух
      наблюдений. Нередко для определения состояния речи ребенка требуется длительное наблюдение. Предварительно необходимо разработать его план.
      Метод беседы является вторым важным методом, с помощью которого выявляют речевые нарушения. Путем беседы с ребенком мы можем установить, какие звуки он произносит правильно, какие искажает или пропускает, какие заменяет другими звуками и т. п.
      Экспериментальные методы являются третьей разновидностью методов изучения речевых нарушений. Преимуществом этих методов является то, что они отличаются более тщательной и строгой системой, дают возможность быстрее получить нужные нам результаты. Они отличаются большей точностью и достоверностью.
      Экспериментальные методы подразделяются, в свою очередь, на две подгруппы: а) естественны и эксперимент и б) лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычной для ребенка обстановке: игровой, учебной или трудовой деятельности. Например, чтобы выяснить состояние фонетической (звуковой) стороны речи ребенка, проводят простои эксперимент. Предварительно составляют специальный альбом, на каждой странице которого размещают по три картинки на каждый повторяемый звук таким образом, чтобы этот звук при назывании изображения на картинке был в па-чале, середине и конце слова, за исключением звонких согласных, которые по законам русского литературного произношения в конце слов оглушаются.
      Соответственно  подобранным картинкам составляется   протокол обследования речи, в котором отмечается произношение каждого звука.
      Лабораторный  эксперимент применяется с целью  более точного и глубокого  изучения речевых нарушений. При  этом может быть использована различная  аппаратура. Так, например, для записи речи заикающегося ребенка используют магнитофон, для проверки слуха — специальный аппарат аудиометр, для изучения нарушений речевого дыхания заикающегося применяют кимограф, который, фиксирует речевое дыхание.

Предмет и задачи логопсихологии

 Логопсихология  — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
 Предметом логопсихологии является изучение своеобразия  психического развития людей с различными формами речевой патологии.
 Задачи  логопсихологии.
 Изучение  специфики психического развития при  первичных левых нарушениях различной  степени тяжести и этиологии.
 Изучение  особенностей личностного и социального  развития детей с речевой патологией.
 Определение перспектив развития детей с нарушениями речи эффективных средств воспитания и образования.
 Разработка  методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное  речевое недоразвитие среди сходных  внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).
 Разработка  методов психологической коррекции  и профилактики речевых нарушений  в детском возрасте.
 Логопсихология  опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Лезиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.
 Логопедия - наука, изучающая расстройства речи (как устной так и письменной) и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики. 
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. 
Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например,слово "горячо" заставляет отдернуть руку от огня и горячего утюга). 
Благодаря речи мы можем воспринимать действительность отвлеченно, мысленно.
 

Основные  виды речевых нарушений

Основные  виды речевых нарушений.

 Каждый  ребенок индивидуален. Один уже в  год с небольшим тараторит  без умолку. Другой предпочитает молчать  до трех лет -таков его индивидуальный темп развития.
 Современные психологи выделяют два самых  распространенных типа нормально развивающихся детей.
 "Говоруны" отличаются повышенной активностью  и интересом к окружающему  миру. Они очень любят разговаривать,  что-то рассказывать, задавать вопросы.  Такие дети легко осваиваются  в новой обстановке (особенно  если можно все потрогать), знакомятся  с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда "говоруны" начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, все остальное они "сделают" сами.
 "Молчуны"  склонны к созерцательности. Для  них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созревать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимостивовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе. Однако если ваш молчун не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, аллалия, аутизм, и т.д. Родителей чаще всего пугают эти непонятные, непривычные, слова.Что же они обозначают?
 Дислалия
 Один  из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи, называется дислалией.
 По  количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.
 К простым  относяться нарушения, при дефектно произноситься один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие  с,з,ц)
 Если  нарушено произношение зввуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш,ж,ч,щ) - это сложная дислалия.
 Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой "Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить"р". Когда логопед начинает обследовать  этого ребенка, выясняется, что у  него произношение целого ряда звуков дефектно. Родители и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипяшие звуки ж-ш-ч-щ, свистящие-с-съ-з-зъ-ц, р,рь,л,лъ. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ-й, в-ф. Если ребенок не умеет чисто произносить звук "ш", то произношение звуков ж,ч,ш также страдает. Другими словами , обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.
 Дизартрия
 Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой , то естьнедостаточной иннервацией.
 При дизартрии страдают практически  все группы звуков, а не произношение отдельных хвуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразованияи изменнения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторикизадерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
 Выделяют  так называемую стертую форму  дизартрии. Дети со стертыми формами  дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.
 Ринолалия
 Ринолалия- это нарушение тембра голоса (он приобретает голосовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное  анатомо-физиологическими дефектами  речевого аппарата.
 Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого меба (так называемая в народе "волчья пасть"), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.
 Заикание
 Заикание- Это нарушение темпа, ритма, плавности  речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет.
 Будьте  внимательны!Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к  специалисту, если ваш малыш:
    употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и);
    повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
    делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    затрудняется перед началом речи.
 Профилактика  заикания:
    Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
    Отрицательно сказывается на состояние ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
    Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
    Нельзя перегружать ребенка информацией: итать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещать театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузкав период выздоровления после перенесенног заболевания.
    Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, опережая его развитие!
    Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешими другими сказочными персонажами.
    Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
 Алалия
 Алалия- полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии- автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
 Будьте  внимательны! Немедленно обращайтесь  к специалисту, если ваш малыш:
    не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже тихие звуки;
    в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.
 Мутизм
 Мутизм- прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится, который вполне можети умеет говорить и тем не менее молчит.
 Мутизм  встречается общий, при котором  от ребенка нельзя добиться слова, и  избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения.Надо только понять , почему замолчал ребенок. Лучшие средства-нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.
 Детский аутизм
 Детский аутизм- болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью  уходитв свои переживания, отстраняясь  от внешнего мира. У такого ребенка  отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественноу мальчиков в возрасте 1,5-2 лет.
 Будьте  внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть, есть несколько отличительных особенностей:
    они легко возбудимы, порой агрессивны;
    разыгравшись могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;
    иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;
    с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки;
    для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданы: малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.
 Общее недоразвитие речи
 Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное  нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
 У детей  данной группы в большей или меньшей  степени оказываются нарушенными  произношениеи различение звуков, словарный  запас отстает от нормы, страдают словообразование, словоизменение, связная речь не развита.
 Выделяют  три уровня общего недоразвития речи у детей.
 1-й  уровень ОНР характеризутся либо  полным отсутствием речи, либо  наличием лишь ее элементов  (так называемые "безречевые дети"). 
Активный словарьтаких детей сосотоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами:"туту"-поезд, "ляля" -кукла. 
Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: "биби"- машина, самолет, параход, грузовик. 
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметови наоборот: "туй"- (стул)- сидеть; "пать"(спать)- кровать. 
Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова- предложения: "Дай" означает "Дай куклу" или что-либо другое. 
Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. 
Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2 сложных слова.Сложная слоговая структура сокрашается: "аба"- собака, "алет" -самолет.

 2-й  уровень ОНР. Дети используют  более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено  еще очень резко. В литературе  этот уровень характеризуется  как "начатки общеупотребительной  речи". 
В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые словадостаточно искажены ("лябака"- яблоко, "обуйчик"- огурчик). 
Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложенияеще грамматически не оформлены, что проявляется в большом колличестве аграматизмов. 
Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты ("Ника ези а той"- Книга лежит на столе). 
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного ("Мачик сидят"- мальчик сидит), прилагательного с существительным ("касный зезда"- красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. 
Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. 
Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. 
Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. 
Дети нарушают их последовательность, переставляют опускают, добавляют слоги ("вимедь" - медведь, "лисипед"- велосипед). 
Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок который характеризуетсостояние связной речи, строится примитивно.Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

 3-й  уровень ОНР. характеризуется  развернутой разговорной фразой, отсутствкуют грубые отклонения в развитие различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только спомощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. 
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину"- Папа прибивает гвоздь для картины.) 
Для этого уровня ОНР характерно значитиельно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Но они все же есть: неправильно кпотребляются формы множественного числа существительных , смешиваютя падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными др. 
По прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются:например предлог из-за употребляется как из. 
Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела , как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки". 
Нередки ошибки в словобразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. 
Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводиться правильно, кроме слов сложного слогового состава: "аквария"-аквариум, "милицанер"- милиционер. 
При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. 
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинкина заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

 
Нарушения речевого развития у  детей. Причины и  виды.
Если малыш  в 1 год не говорит слов, или к 2-м  годам говорит лишь отдельные  слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и  к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей  время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить  на достаточно раннем этапе причину  задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом  и детским неврологом, имеющим  достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Значительную  роль в возникновении нарушений  речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).
В зависимости  от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:
    Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
    При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
    При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
    Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
    Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
    Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
    В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
    Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.
    Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
    Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.
Нельзя недооценивать  роль речевой функции на формирование ребенка.
Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем  специалистов.
Что необходимо в первую очередь, если малыш  не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?
    Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
    Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).
    Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
    Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
    При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
Занятия с  логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности  определить ребенка в специализированный детский сад.
При лечении  задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.
В центре нейротерапии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая - в 10 раз меньше чем при электрофорезе. Данный метод позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать функциональные резервы и не имеет осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые зоны мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память. 
 

ЛОГОПЕДИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ - это наука, которая изучает характер и течение речевых нарушений у взрослых и которая создает методы и приемы их компенсации и преодоления.  
Наиболее распространенными речевыми нарушениями у взрослых являютя картавость, афазия, заикание, дислалия, нарушение темпа речи, расстройство речи при психопатиях.

КАРТАВОСТЬ - это ротацизм, который заключается в неправильном произношении звуков Р и РЬ. Обычно картавостью называют два вида ротацизма с горловым произношением: увулярный ротацизм (вибрирует маленький язычок мягкого нёба) и велярный ротацизм (вибрирует весь край мягкого нёба).  
При правильном произношении звука Р передний край языка поднят к основанию верхних зубов и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, задняя часть языка отодвинута назад к мягкому нёбу, а мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. 
Помимо картавости, нередко встречаются такие виды ротацизма, как боковой ротацизм (вибрирует один из боковых краев языка - "хлюпающее" или щечное произношение Р)и одноударный ротацизм (язык один раз ударяется об альвеолы, не вибрируя). Обычные люди (не специалисты) называют боковой и одноударный ротацизм тоже картавостью. Причины возникновения картавости и ротацизма: врожденная короткая уздечка, парезы мышц языка (частичный паралич), наследственный фактор. 
 

Наиболее  распространенный и эффективный  прием постановки - это постановка звука Р от сохранного звука с механической помощью. Например, при слегка открытом рте язык прижимается к деснам верхних резцов и многократно произносит серию звуков ДДДДДДДД или ЖЖЖЖЖЖЖ или ЗЗЗЗЗА. При этом деревянным шпателем, ручкой чайной ложки, шариковым зондом или чистым пальцем вызывают колебания языка быстрыми движениями вправо-влево под языком. Выдыхаемая струя должна быть сильной, а язык д.б. напряженным. В детской логопедии эти упражнения называют "балалаечка" или "мотор". Целесообразно постановкой звука Р заниматься со специалистом. 
Подготовительный  период постановки звука Р заключается  в развитии моторики языка (артикуляционная  гимнастика, массаж языка) и хирургическом  вмешательстве, если оно необходимо (подрезание уздечки).
АФАЗИЯ - полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: черепно-мозговыми травмамии, сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессами). 
Нарушения речи при афазии могуть затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.Лурия,основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. По сути дела, афазия - это распад уже имеющейся речи у человека. Успех реабилитации зависит от степени  и характера поражения головного мозга, от возраста и здоровья человека. В практике зафиксировано немало случаев положительной динамики.

ЗАИКАНИЕ - это нарушение нормального хода речи , обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Судороги бывают клонические (ма-ма-ма-мама) и тонические  
(мммммама - трудное начало слова), чаще бывают комбинированные - и те и другие. 
Современная наука располагает достаточной базой данных, чтобы считать заикание наследственно обусловленным недугом. Как правило, появляется в детстве, в возрасте от 2 до5 лет, в период наиболее интенсивного развития речи. Поводом для возникновения являются стрессовые ситуации. Следует заметить, что далеко не все дети начинают заикаться после какой-либо психотравмы. Это еще раз подтверждает, что заикание возникает у тех людей, чья нервная система предрасположена к этому с рождения. 
У взрослых заикание возникает в результате контузии или  как психогенная реакция на тяжелую психотравму. 
При условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия и серьезной мотивации взрослого очень часто заикание преодолевается или значительно ослабляется.

ДИСЛАЛИЯ - это расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Речь идет о фонетическом неблагополучии речевой системы: искажены или отсутствуют те или иные звуки. Как правило, дислалия связана с дефектами артикуляционного аппарата (механическая) или с неблагоприятными условиями развития речи (функциональная). У взрослых чаще всего встречается РОТАЦИЗМ или КАРТАВОСТЬ.
НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ у взрослых чаще всего проявляется в виде тахилалии и брадилалии. Тахилалия - патологическое ускорение темпа речи. Встречается у людей с преобладанием процесса возбуждения (дисбаланс нервных процессов возбуждения и торможения). Брадилалия - патологическое замедление темпа речи. Встречается у людей с преобладанием тормозных процессов. Нарушение темпа речи - прерогатива невропатолога и логопеда при активном участии самого пациента.
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТИЯХ - это изменения речи под влиянием того или иного психического расстройства (эпилептоидность, депрессия, маниакальность, шизофрения   и т. д.). В подобных случаях необходима комплексная терапия, применяемая в специальных клиниках и учреждениях.

Причины возникновения речевых  нарушений

 

   
 
Среди факторов, способствующих возникновению  речевых нарушений у детей, различают  неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
   Основные  причины патологии детской речи:
    <!--[if !supportLists]-->1.  Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. <!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->2.  Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.<!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->3.  Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.<!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->4.   Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.<!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->5.   Наследственные факторы (или генетические). <!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.<!--[endif]-->
    <!--[if !supportLists]-->7.  В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. <!--[endif]-->
    Каждая  из названных причин, а нередко  и их  сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
   На  основании представленных данных можно  сделать общее заключение о сложности  и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.
   При анализе причин возникновения нарушений  следует учитывать соотношения  речевого дефекта и сохранных  анализаторов и функций, которые  могут быть источником компенсации  при коррекционном обучении.
   Большое значение имеет ранняя диагностика  различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка  в школу или же в младших  классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у детей в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Классификации нарушений речи у  детей

 В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян (1986, 2000) предложил следующую их классификацию:
 I. Речевые  расстройства, связанные с органическим  поражением центральной нервной  системы (ЦНС). В зависимости от  уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы :
    Афазии - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
    Алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
    Дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрии.
 II. Речевые  нарушения, связанные с функциональными  изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
 III. Речевые  нарушения, связанные с дефектами  строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
 IV. Задержки  речевого развития различного  происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).
 Диагностика тех или иных форм нарушений развития речи обычно предполагает, что в  оказании помощи ребенку будет участвовать  не только врач, но и логопед. Поскольку  до настоящего времени не разработано  единой классификации речевых расстройств у детей для клиницистов, логопедов, психологов и специалистов по коррекционной педагогике, остановимся на основных принципах их логопедической классификации.
 В настоящее  время в отечественной логопедии  используются две классификации речевых нарушений, одна - клиника-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая. Данные классификации хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия. Следует отметить, что приводимые классификации разработаны по отношению к первичному недоразвитию речи у детей, то есть к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте. В руководстве "Логопедия" под редакцией Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской (Москва, 1999) речевые нарушения классифицируются следующим образом.
 Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, основана на принципе "от общего к частному", ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению. Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, делятся на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Всего выделяется 11 основных форм речевых нарушений, в том числе 9 форм нарушений устной речи на разных этапах ее развития и 2 - письменной речи.
 Нарушения устной речи делятся на два типа:
 I. фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями  произносительной стороны речи, и 
 II. структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.
 I. Нарушения  фонационного оформления высказывания :
    Дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
    Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
    Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином "полтерн".
    Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.  
     
    В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.  
     
    У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

    Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить речевые дефекты, обусловленные грубыми анатомическими изменениями артикуляторного аппарата, например, при врожденной расщелине неба. Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.
    Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.
 Тяжелая степень дизартрии, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи, называется анартрией. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме; эти случаи необходимо отличать от дислалии.
 Общими  клиническими признаками дизартрии  являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре  и ее подвижности в результате пареза. Различается несколько форм дизартрии:
    псевдобульбарная: определяются повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; речь смазанная, голос немодулированный;
    бульбарная: наблюдается снижение тонуса и выраженная атрофия мышц языка и глотки;
    подкорковая: отмечается непроизвольно меняющийся тонус в артикуляционной мускулатуре;
    мозжечковая: имеется выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи.
 II. Нарушения  структурно-семантического (внутреннего)  оформления высказывании:
    Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития.
    Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний ЦНС).

Нарушения письменной речи

    Дислексия - частичное  специфическое нарушение процесса чтения.
    Дисграфия - частичное специфическое нарушение письма.
 Психолого-педагогическая классификация (Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и соавт., 1999) построена на противоположном принципе - от частного к общему. Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы.
 Первая  группа - нарушение  средств общения. Включает: 1) фонетико-фонематическое недоразвитие и 2) общее недоразвитие речи.
 1. Фонетико-фонематическое  недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
 Можно выделить ряд основных проявлений этого состояния (Филичева Т.Б. и соавт., 1989).
 а) Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка  заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук Т произносится вместо звуков С, Ч, Ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка)
 б) Замена одних звуков другими. Звуки, сложные  для произнесения, заменяются более  легкими, которые характерны для  раннего периода речевого развития. Например, звук Л употребляется вместо звука Р, звук Ф - вместо Ш. У некоторых  детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т и Д ("табака" вместо собака).
 в) Смешение звуков. Это явление характеризуется  неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других -заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки Р, Л или С изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Сторял стлогает дошку" вместо "Столяр строгает доску".
 Подобные  нарушения свидетельствуют о  недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое  подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха  препятствует полноценному осуществлению  звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
 2. Общее недоразвитие  речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
 Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных  формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
 Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  ее состояния до развернутой, но с  элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.
 Вторая  группа - нарушения  в применении средств  общения. К этому типу нарушений относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Однако встречаются и случаи комбинированного дефекта, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

 Традиционно в дореволюционной России помощь детям, имеющим отклонения в развитии, оказывалась благотворительными организациями  и частными лицами.
 В круг научных интересов речевая  патология попала в 20-е гг. нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922 г., после Всероссийского съезда заведующих губоно, начали создаваться специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии. 1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По
 инициативе  Л. С. Выготского была произведена реформа  школ для аномальных детей, целью  которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация  к социальным условиям. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа — клиника речи.
 В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.
 В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.
 В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями  речи с трехлетнего возраста при  первично сохранном интеллекте и  нормальном слухе. Среди этих учреждений есть детские сады с круглосуточным пребыванием, в которые принимаются  дети с 4 лет. Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи согласно «Типовому положению» — всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Принципы  логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
  Логопедическое  воздействие представляет собой  педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
  Логопедическое  воздействие опирается и на специальные  принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
  При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
  Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает  к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие  сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса.
  Дислалия  может быть вызвана и недостаточным  вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия.
  В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптоматики. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.
  Логопедическое  воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического и др.).
  Содержание  логопедического воздействия зависит  от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.
  Замены  звуков при дислалии могут быть обусловлены  неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — не-сформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики.
  При нарушениях чтения (дислексии) также  может наблюдаться внешне сходная симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры слова могут наблюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения префиксов, суффиксов, окончаний).
  Целью логопедической работы в этих случаях  будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.
  Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
  Сложность структурно-функциональной организации  речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
  При дизартрии ведущим нарушением является расстройство фонетической стороны речи из-за параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но при дизартрии отмечается нарушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи. Поэтому при дизартрии логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.