На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Показатели уровня жизни

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения 

     1.1 Категория «уровень  жизни»
     На  современном этапе одни учёные рассматривают  уровень жизни как оценку степени  удовлетворения измеримых потребностей, другие – как компоненту образа жизни, третьи – как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни – это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
     Наиболее  часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
     Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком  смысле слова, как уровень потребления  благ и услуг, а также в широком  смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.
     Системообразующей основой категории  уровень жизни является разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чём- либо.
    Физиологические потребности
    Духовные и социальные потребности
     Из  всего многообразия потребностей целесообразно  выделить семейные. Они близки к  личным, но круг их шире.
     Следует также различать реальные и нормативные  потребности. Реальные потребности  – это потребности конкретных людей или групп в получении определённого количества благ и услуг. Нормативные потребности – это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребителей.
     При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определённом целесообразном с научной точки зрения наборе. [1, стр. 96-98] Минимальный бюджет призван обеспечить элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей, тогда как рациональный потребительский бюджет формируют бюджет высокого достатка, который соотносится с прожиточным минимумом как 8:1. [6]
     Прожиточный минимум – минимальный набор  материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. [2, стр. 664]
     Минимальный потребительский  бюджет(МПБ) – представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. [2, стр. 664] Применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.
     В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
     Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 71 утверждены следующие размеры  среднедушевых минимальных потребительских  бюджетов в ценах июня 2011 г. на период с 1 августа по 31 октября 2011 г.:
      семьи из 4-х человек – 675 980 рублей;
      молодой семьи с одним ребенком – 699 190 рублей;
      трудоспособного населения – 858 950 рублей;
      пенсионеров – 671 770 рублей;
      студентов – 623 990 рублей;
      детей в возрасте до 3-х лет – 513 690 рублей;
      детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 626 260 рублей;
      детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 755 880 рублей.
     Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах июня 2011 года по статьям расходов:
      продукты питания – 58,9 %;
      одежда, белье, обувь – 15,7 %;
      пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 7,1 %;
      бытовые услуги, транспорт, связь – 5 %;
      предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 8,3 %;
      культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,5 %;
      взносы и платежи – 1,5 %;
      предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2 %. [6]
     Бюджет  прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. [2, стр. 664]
     Как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 1015 от 28 июля 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демогра  фическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа 2011 г. по 31 октября 2011 г.:
      в среднем на душу населения – 442 360 рублей;
      для трудоспособного населения – 481 920 рублей;
      для пенсионеров – 366 790 рублей;
      для детей-студентов – 425 980 рублей;
      для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 475 250 рублей;
      для детей в возрасте 3 до 6 лет – 448 560 рублей;
      для детей в возрасте до 3 лет – 348 970 рублей.
     Структура бюджета прожиточного минимума в среднем  на душу населения в ценах июня 2011 года по статьям расходов:
      продукты питания – 61,5 %;
      плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 10,8 %;
      предметы гардероба – 14,2 %;
      бытовые и транспортные услуги – 5,1 %;
      товары бытового и хозяйственного назначения – 4,0 %;
      взносы и платежи – 2,3 %;
      предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 1,8 %.
     [6]
     В зарубежной научной литературе при  оценке уровня жизни используется понятие  средний класс, которое редко применяется в постсоциалистическом пространстве. Средний класс занимает центровое место в структуре современного западного мира, это каркас общества, выполняющий функцию его стабилизатора, сохраняющий в нём равновесие и устойчивость. Это люди, позволяющие себе и большие накопления, и большие расходы.
     Т. Сулимова выделяет 4 признака среднего класса:
    наличие собственности в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские);
    высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что можно охарактеризовать как интеллектуальную собственность;
    доход близкий к среднему по стране;
    4)  профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе. [1, стр. 98] 
     
     
     
     

     1.2 Категория «качество  жизни»
     В середине 1950-х гг. в мировом обиходе  появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие  уровня жизни не в полной мере отражает изменившееся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.
     В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлении  об уровне жизни и ее качестве, а  также о месте этих категории  в системе социально- экономических отношений.
     Категория качества жизни является предметом  дискуссии среди учёных.
     Американский  исследователь О.Тоффлер рассматривает  данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта  жизни, переход от удовлетворения «основных  материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утончённых, видоизмененных личных потребностей потребителя к красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к сравнению между человеком и окружающей средой.
     В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.
     Вместе  с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что  качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.
     Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более  широкое понятие отражает намного  больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерии оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.
     И, наконец, качество жизни, объединяя  многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определённость. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и т.п.
     В исследовании качества жизни упор делается на качественные  различия, на удовлетворенность  качеством жизни самих людей. Некоторые ученые считают, что его  вообще невозможно измерить. [1, стр. 101-103]
     В самом широком смысле понятие  качества жизни населения включает четыре блока характеристик (рис.1): качество населения, уровень жизни населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
     
Рисунок 1 - Характеристики качества жизни 

Блок  I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образования и профессиональной квалификации.
     Блок  II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
     Блок  III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности , качества морально-политического здоровья общества и государства.
       Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов. [2, стр. 652-653]
     Включаемые  в блоки индикаторы должны отвечать следующим  требованиям:
      отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;
      однозначно восприниматься любым гражданином, объединяя всех единым пониманием;
      обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
      иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.
     [7] 
 
 

     2 Показатели уровня и качества жизни в современных
     условиях 

     2.1 Показатели качества жизни
     Совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характеристик). Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии. [2, стр. 115]
     Белорусские ученые  предлагают при исследовании качества жизни опираться  на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
      Состояние здоровья – физические и умственные
      Качество питания
      Состояния образования и культуры
      Качество жилья
      Условия и характер труда
      Качество свободного времени и условия отдыха
      Благополучие семейной жизни
     В рамках международных сопоставлении  особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредствам сравнения следующих показателей:
      Плотность населения (чел.на км2)
      ВВП в долларах на душу населения
      в долларах по курсу
      в долларах по покупательной способности
      Бедность – процент населения, имеющего доход менее 1 дол.  В сутки на человека
      Уровень детской смертности – число умерших на 1000 родившихся
      Общая фертильность женщин – число рождении на 1 женщину
      Доля грамотного населения старше 15 лет (в %) ; доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами.
       [1, стр. 103-104] 
     Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала(1). Однако он очень слабо улавливает качественные характеристики жизни, имеет существенные недочеты и поэтому требует корректировки. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):
      (1)
     где Iж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;
     Io  - индекс уровня образования;
     ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.
     Он  варьируется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде. По индексу развития человеческого потенциала (показатель уровня жизни), Россия занимает 65 место в мире, уступая и Беларуси (61 место), и Латвии (48 место), и Литве (44 место), и Польше (41 место). Хуже чем в России ситуация только на Украине (67 место). Беларусь является соседкой Сербии и республики Коста-Рика по ИРЧП. [10, с.228-229]
     Несмотря  на разнообразие показателей, оценивающих  качество жизни, следует заметить, что  эта категория носит исторически  характер и может варьироваться  как в разрезе отдельных стран, так и по временным промежуткам.
     Новые качественные характеристики Республики Беларусь:
        1. Численность населения Республики Беларусь (по предварительным данным с учетом итогов переписи населения 2009 года) на 1 января 2011 г. составила 9 481,1 тыс. человек.
Среди стран СНГ по численности населения  республика находится на 5-м месте после России  
(140,4 млн. человек), Украины (45,4 млн. человек), Узбекистана (27,8 млн. человек) и Казахстана (15,8 млн. человек).

      В стране проживает более 4,4 млн. мужчин (47% от общей численности населения республики) и около 5,1 млн. женщин (53%). На 1 000 мужчин в республике приходится 1 150 женщин.
      Удельный  вес населения в возрасте 0–15 лет составил 16% от общей численности  населения, доля населения в возрасте старше трудоспособного – 22%, в трудоспособном – 62%.
     2. По сравнению с 2005 годом общий коэффициент рождаемости увеличился почти на ? – с 9,2 случая на  
1 тыс. человек (промилле) в 2005 году до 11,4 – в 2010-м.

     Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рожденных детей, приходящихся на 1 женщину) повысился с 1,29 в 2005 году до 1,44 – в 2010-м.
Значение  данного показателя в Беларуси несколько выше, чем в среднем по Восточной Европе (1,39), а также в таких европейских странах, как Польша (1,28), Словакия (1,31), Германия и Румыния  
(по 1,33 в каждой), Австрия, Венгрия, Греция и Литва (по 1,39), Украина (1,40).

     Вместе  с тем достигнутый в нашей  стране показатель рождаемости обеспечивает воспроизводство населения лишь на 2/3. Для того чтобы население не убывало, рождаемость должна поддерживаться на уровне не ниже 2,1. Все это диктует необходимость усиления мер государства и общества по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми.
     3. Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности. Показатель младенческой смертности (на 1 тыс. живорожденных детей) снизился с 12,4 в 1997 году до 6,4 – в 2005-м и 4,0 – в 2010-м. Значение этого показателя в Беларуси не только намного ниже, чем в других государствах СНГ, но и соответствует уровню развитых государств мира. Это является несомненным достижением отечественного здравоохранения, всей национальной системы охраны материнства и детства.
     Для сравнения: младенческая смертность на 1тыс. живорожденных детей составляет: в Норвегии, Финляндии, Швеции и Японии – по 3 случая в каждой; Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии – по 4; Великобритании, Израиле, Канаде – по 5; США  и Польше – по 6; Венгрии, Словакии и Эстонии – по 7; Болгарии, России и Сербии – по 11, Украине – 12; Молдове – 18; Китае – 22; Армении и Казахстане – по 24; Грузии – 33; Узбекистане – 46; Индии – 52 случая.
     За 2000–2009 гг. смертность детей от 1 года до 5 лет в нашей стране сократилась  на 43%, от 5 до 9 лет – на 21, от 10 до 14 лет – на 42%.
     В республике достигнуто также заметное снижение материнской смертности. Если в 2000 году на 100 тыс. детей, рожденных  живыми, приходилось 21,3 смерти рожениц, то в  
2008-м – 3, а в 2009 году – 0,9. Это значительно ниже, чем в других государствах СНГ и соответствует среднему уровню развитых европейских стран.

     Что касается общего коэффициента смертности, то за последние годы в Беларуси он немного увеличился. При том, что  на протяжении 2000-х годов наблюдалось  уменьшение смертности практически во всех возрастных группах, в 2000 году на 1 тыс. населения приходилось 13,5 случая смертей, в 2009-м – 14,5.
      4.Наша республика относится к числу государств с высоким уровнем занятости населения.
      Если  в 2005 году в экономике было занято 4 414 тыс. человек, то в 2010-м – 4 653 тыс. человек. Уровень безработицы за данный период сократился с 1,5 до 0,7%.
      Для сравнения: в сентябре 2010 г. уровень  безработицы в государствах СНГ составлял: в Украине – 2%, России – 2,1, Молдове – 3,6 в Армении – 6,9%.
Уровень безработицы в 16 странах Евросоюза  вырос в сентябре 2010 г. до 10,1% – это рекордный показатель для еврозоны с момента ее создания. При этом в соседней Литве уровень безработицы достиг 18,2% , Эстонии – 18,6%, в Латвии – 19,4%.
      5.В 2000-е годы в Беларуси произошли существенные изменения в уровне и размерах доходов населения страны. Только за 2006–2010 гг. реальные доходы белорусских граждан увеличились более чем на ?. Это одни из самых высоких параметров их роста за последние 15 лет.
      Основным  источником формирования денежных доходов населения по-прежнему является заработная плата (более 57%). Вместе с тем ее доля снизилась в пользу доходов от предпринимательской деятельности.
      Доходы  от предпринимательской и иной деятельности обеспечивают в последние годы около 14–19% денежных доходов населения, хотя в 1995 году их удельный вес составлял всего 8%. Это указывает на то, что в стране развивается предпринимательство и набирает силу так называемый средний класс.
      На  долю пенсий, пособий, стипендий приходится около 20% денежных доходов населения.
     6.Значимой социально-демографической характеристикой населения Республики Беларусь является минимизация уровня и масштабов малообеспеченности (бедности).
     Если  в конце 1990-х–начале 2000-х годов более  
40% белорусов находилось за чертой бедности, то в 2005 году доля малообеспеченных граждан сократилась до 27,1%, а в 2009-м – до 5,4%.

Доля  бедного населения в 2008 году в  странах СНГ составляла: Беларусь – 6,1%, Казахстан – 12,1, Россия – 13, Украина – 18,1, Молдова – 26,4%.
      Все это свидетельствует об экономической  и социальной стабильности в нашей стране. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Показатели уровня жизни
     Уровень жизни невозможно выразить с помощью  единственного критерия, поскольку  в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена, и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:
      На статистические, полученные на основе отчетности;
      Нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;
      Аналитические, получаемые расчетным путём на основе статистических и нормативных показателей;
      Оценки, полученные на основе опросов населения;
      Экспертные оценки специалистов.
     Показатели  уровня жизни могут изменяться в  натуральных единицах (среднедушевое  потребление мяса в год, кг), в  текущих или сопастовимых ценах (доходы, объем товарооборота), в  процентах или рангах (по месту  расположения в ранжированном ряду однородных показателей).
     Существуют классификации показателей по отдельным признакам.
     К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным – уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.
     Количественные  показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные – качественную сторону благосостояния населения.
     Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используется для международных сопоставлении. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно – гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.
     Основные  сравнительные социально-экономические  показатели уровня жизни, разработанные в  рамках ЕС, выглядят следующим образом.
    Население
    Занятость
    Уровень жизни
    Душевное потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.
    Здоровье
    Образование [1, стр.99-100]
     По  данным Национального статистического комитета, в 2008 году продолжительность жизни в Беларуси составила 70.5 лет. У мужчин этот показатель составил 64.7, у женщин 75.6 года. По сравнению с Россией и Украиной это несколько выше, так например, у мужчин в России- 60.4, в Украине- 62.4, у женщин соответственно 73.2 и 74.1 года . Что касается остальных соседних государств, то в Литве средняя продолжительность жизни мужчин – 65.3, у женщин- 77.1, в Латвии соответственно 65.9 и 76.8 лет. На лидирующем месте Польша, у мужчин данный показатель составил- 70.9, у женщин- 79.6 .
     Если  провести аналогии по заработной плате в Беларуси и у её соседей, то во главе опять окажется Польша, заработная плата в которой составила 1160 долларов США, в Латвии - 850 долларов США, Литва - 758 долларов США. Далее следует Россия, где заработная плата составила 484 доллара, затем Беларусь - 375, закрывает список Украина-300 долларов .
     Одним из показателей уровня жизни населения является суточное потребление калорий на душу населения. На 2005 год этот показатель по странам следующий: Россия- 3157, Беларусь- 2983, Латвия- 3146, Литва- 3415, Польша- 3301, Украина-3182 калории.
     Если  вычислять самую высокую заработную плату по регионам, то в Беларуси на лидирующем месте город Минск, в Украине - Днепропетровская, Донецкая области, город Киев. В России в этом списке оказались Ямало-Немецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха, город Москва.
     Представляется прискорбным тот факт, что Беларусь занимала в 2008 году третье место в мире по количеству самоубийств на 100 тыс. населения, уступая только Литве (первое место) и России (второе) .
     За  январь-сентябрь 2010 г. в Беларуси зарегистрировано 1982 случая самоубийств, что равняется 28 случаев на 100 тыс. человек .
     Пьянство  – одна из самых опасных привычек человека. Не секрет, что на сегодняшний  день алкоголизм превратился в одну из самых серьезных угроз для  нашего общества. За последние 15 лет  в Беларуси стали употреблять алкоголя в два раза больше. Статистика пугает своими цифрами: оказывается, что каждый житель Беларуси выпивает за год 12 литров алкоголя.
     В стране уже были приняты две государственные  программы по снижению уровня алкоголизации  населения и преодолению ее негативных последствий для общества, но, к сожалению, ни одна из них не оправдывает возлагаемых на неё надежд.[14]
     В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчёта самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.
     Российские  учёные предлагают несколько вариантов  измерителей уровня жизни населения. Так, Б.А.Райзберг  рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчёте на 1 человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени. Существуют системы индикаторов жизненного уровня Л.И.Бушуевой, Н.Н.Абакумовой, Р.Я.Подоваловой.
     В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трём направлениям.
    Распределение и дифференциация населения по уровню доходов(ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, дециальный коэффициент дифференциации).
    Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
    Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот).
     Некоторые учёные предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера»,  «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт». [1, стр.101]
     Интегральными индикаторами измерения уровня жизни  являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий.
     С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
     Реальные  доходы населения Др (2) определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:
      (2)
     где ДД - общая сумма денежных доходов населения;
           I - индекс потребительских цен.
     Реальная  заработная плата  работников(3) - составная часть реальных доходов (с учетом услуг).
     Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и  услуги:
      (3)
     где ЗПр - реальная заработная плата,
     ЗПН - номинальная заработная плата;
     I - индекс потребительских цен.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Необходимость и  пути повышения  уровня и качества  жизни в Республике  Беларусь 

     3.1 Направления социальной политики
     Национальная  стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУП-2020) Разработана  в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании  и программах социально- экономического развития Республики Беларусь» с учетом реализации «Декларации тысячелетия» Организации Объединённых Нации, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге ( сентябрь 2002г.).
     В НСУР-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих  прогнозных документов, утверждённых Президентом и Советом Министров  Республики Беларусь.
     Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020гг.,Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015гг.,Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. [3, стр. 4]
     Разработка  и реализация социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными  структурами на основе социального  императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Таким документам является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020года. Этот документ определяет приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
     Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется следующими критериями:
    Соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических. структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития.
    Уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально-ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта.
    Эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем.
    Опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы.
    Рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов её финансирования.
     Социальная  политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
     Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
     В соответствии с поставленной целью основными  направлениями социальной политики должны стать:
    Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать    средства для удовлетворения своих потребностей .
    Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на основе действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.
    Обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.
    Повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда.
    Постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов.
    6.Содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе.
    Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования.
    Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения.
    Повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот. [2, стр. 667-668]
     Совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг  социальной сферы, в том числе  жилищно-коммунальных, бытовых и  других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.[9, стр. 202]
     В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области  оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения. [2, стр. 667-670] 
 
 
 

3.2 Реформирование социальной сферы
       Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь предоставлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
     Республика  Беларусь обладает совокупностью  благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:
    Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
    Развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
    Значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
    Высокий общеобразовательный уровень населения и сложившееся система подготовки квалифицированных кадров;
    Значительный научно-технический потенциал;
    Многоотраслевой промышленный комплекс;
    Достаточно мощная строительная база;
    Комплектность развития внутриреспубликанских регионов;
    Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
     Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, и наёмных работников- в высокопроизводительном труде.   Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального(ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и занятия человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
     Устойчивое  развитие страны рассматривается как  элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели –  как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на ХХI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.
     Стратегическая  цель устойчивого  развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащения культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.