На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовое регулированиев оказании психиатрической помощи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введения 

На Руси по-разному относились к психически больным. Те, кто не представлял опасности  для общества и отличался необычным  поведением малопонятными высказываниями, испытывал галлюцинации, «видения»  и т.д. часто почитались. Опасные  психически больные, особенно совершившие правонарушения религиозного и антигосударственного характера, содержались в особых помещениях в Соловецком и других монастырях и никакого лечения не получали.
 
Права граждан на жизнь и здоровье относят  к самым значимым, влияющим прямо или косвенно на взаимоотношения граждан и государства в целом, а также на их материальное положение. До последнего времени между юристами шел спор о гражданско-правовом методе регулирования отношений, возникающих между гражданами и медицинскими учреждениями по поводу оказания медицинской помощи. 

Предметом нашего исследования будет правовое регулирования на оказание психиатрической помощи.  

В процессе оказания гражданам психиатрической  помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном  регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных решений и целенаправленному поведению, в результате чего оно может стать даже опасным. В силу этого психиатрическая помощь в ее разных видах издавна связана с возможным ограничением личной свободы пациента и применением различных недобровольных мер. Вместе с тем психическая болезнь, ограничивающая полноценное функционирование личности в обществе, требует определенной социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, предоставления им привилегий и льгот.1  

Сотрудники  психиатрических учреждений, принимающие  участие в оказании психиатрической помощи, тоже нуждаются в предоставлении им определенных прав по применению специфических видов психиатрической помощи, а также в мерах защиты, связанных с особо трудными и опасными условиями деятельности, создании некоторых привилегий по сравнению с другими медицинскими работниками. 

Учитывая  остроту проблемы и серьезность  последствий, ее решению уделяется  первостепенное внимание. 

В России в 1992 г. принят специальный Закон  РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ВСНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1913. . 

Все вышеизложенное предопределяет актуальность данного  исследования.
Так же данной работе мы рассмотрели проблемы, возникающие при оказании гражданам психиатрической помощи: 

-проблемы  правового положения лиц, страдающих психическими расстройствами; защита их прав и законных интересов; 

При подготовке и написании данной работы были использованы учебники и учебные пособия по курсу «Медицинское право», так же нормативно-правовые акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История развития законодательства Российской Федерации о психиатрической помощи 

До последнего времени у нас не существовало закона, регулирующего деятельность психиатрической службы и правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами. Известно, что попытки разработки такого закона предпринимались в дореволюционной России, но в связи с начавшейся первой мировой войной закон не был принят. 2
 
В советское  время деятельность психиатрических  учреждений регулировалась ведомственными приказами и инструкциями Минздрава СССР, которые в печати не публиковались и общественности не были известны и существенно ущемляли конституционные права граждан. Слишком общие и недостаточно определенные формулировки ведомственных подзаконных актов в сочетании с отсутствием вневедомственного контроля над деятельностью врачей-психиатров и отсутствием права на судебное обжалование в сфере оказания психиатрической помощи создавали почву для вольных или невольных злоупотреблений. Наложившись на вышеуказанные стереотипы общественного сознания, они привели к распространению в обществе антипсихиатрических настроений, падению престижа профессии психиатра, а главное - к ущемлению прав лиц, страдающих психическими расстройствами. Усилия, направленные на становление правового демократического государства, потребовали разрешения многочисленных проблем в российской психиатрии и создания для этого адекватной правовой базы. 

Отсутствие  законодательного регулирования и  закрытость психиатрических учреждений создавали условия для правового произвола при оказании психиатрической помощи, использования психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях. С этим связаны и обвинения отечественных психиатров в злоупотреблениях, на наш взгляд, однако, не всегда – обоснованные. 

В 1987 г. была создана межведомственная комиссия для разработки проекта законодательного акта об оказании психиатрической помощи населению. В нее входили представители Минздрава, правоохранительных ведомств, Института государства и права, ВНИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссией было подготовлено Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. Ведомости СССР. 1988. №2. Ст.19.. и введенное в действие с 1 марта 1988 г. Хотя указанный документ охватывал недостаточно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью психиатрической службы, он все же позволил проверить на практике ряд нововведений, направленных на расширение и защиту прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, получить данные о необходимости пересмотра некоторых заложенных в него положений и процедур. Опыт работы показал обоснованность и выполнимость основных требований Положения, а также достаточную подготовленность сотрудников психиатрических и психоневрологических учреждений к их адекватному применению на практике. Вместе с тем, как это отмечалось в критических выступлениях в печати, в нем были недостаточно защищены права лиц, страдающих психическими расстройствами, допущены некоторые противоречия, общие места; отдельные принципиально правильные положения, например, о помощи адвоката, о судебном обжаловании, носили декларативный характер, поскольку не имели соответствующего материального и процедурного подкрепления. 

В связи с отмеченными недостатками было принято решение о подготовке нового нормативного акта - закона, регулирующего правовые проблемы психиатрии. В основу его лег проект, разработанный в Институте государства и права.3 Специальное внимание авторы уделили дальнейшему усилению правовых гарантий лиц, получающих психиатрическую помощь, уточнению критериев применения недобровольных видов такой помощи. Работа над проектом вначале велась на базе Института им. В.П. Сербского коллективом специалистов, созданным Минздравом СССР. Затем он передается в рабочую группу Верховного Совета СССР под руководством депутата А.Е. Себенцова. После распада СССР подготовительная работа над законопроектом была завершена рабочей группой Верховного Совета РСФСР во главе с депутатом Л.И. Коганом. В состав группы входили специалисты (юристы и психиатры), включая и представителей Независимой психиатрической ассоциации, принимавшие активное участие в работе на всех этапах подготовки законопроекта.  

Необходимо  добавить, что на разных этапах готовности законопроект обсуждался на форумах общественности, преимущественно психиатрической - совещании главных психиатров, пленуме Правления Всесоюзного общества психиатров, пленуме Правления Российского общества психиатров, публиковался в «Медицинской газете» (дважды), «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова». Результаты этих обсуждений и отклики на публикации были учтены и использованы при подготовке проекта Закона. 

2 июля 1992 г. Закон Российской Федерации  «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее по тексту - Закон) был принят Верховным Советом, а затем подписан Президентом РФ. 

С этого  времени данный Закон является основным нормативно-правовых актом, единственным источником, который регулирует оказание в Российской Федерации психиатрической помощи гражданам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и сущность психиатрической помощи 

В силу недостаточной определенности понятий  «психическое заболевание», «душевнобольной» эти термины и производные от них не употребляются в Законе. В качестве родового собирательного понятия, охватывающего всех людей, нуждающихся в психиатрической компетенции, в Законе применена формула: «лица, страдающие психическими расстройствами», поскольку она включает в себя и собственно психически больных, и лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами, и пациентов с так называемыми психосоматическими заболеваниями или симптоматическими нарушениями психики при общесоматических заболеваниях. Дифференциация этого обширного контингента с целью определения показаний к тем или иным видам психиатрической помощи, в том числе осуществляемой в недобровольном порядке, проводится с помощью дополнительных критериев, учитывающих степень и глубину расстройств, уровень социальной адаптации и т.п., что обеспечивает возможность принятия индивидуальных решений.4  

Психиатрическая помощь включает: консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую, реабилитационную помощь во внебольничных и стационарных условиях; все виды психиатрической экспертизы; социально-бытовую помощь в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами, а также уходе за ними; обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами.5 Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие. - М.: Издательство БЕК, 1995. С.104.. 

Психиатрическая помощь гарантируется государством и осуществляется на основе принципов  законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.  

Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно связанных с состоянием его психического здоровья.6. 

Психиатрическую помощь оказывают получившие на это  разрешение государственные, негосударственные  психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры. Деятельность по оказанию психиатрической помощи без государственной лицензии запрещается. 

Для получения  лицензии в лицензионную комиссию при  органе государственного управления представляют заявление с указанием видов  медицинской деятельности по оказанию психиатрической помощи и установленные документы (устав, учредительный договор, документы, подтверждающие квалификацию работников, заключение о техническом состоянии здания и др.). Лицензионная комиссия рассматривает заявление в двухмесячный срок. При отказе в выдаче лицензии комиссия сообщает в письменном виде заявителю причину отказа, который может быть обжалован в судебном порядке. 

Учреждения  и частнопрактикующие врачи-психиатры, получившие лицензию, вносятся в соответствующий  единый государственный реестр. В лицензии указываются полное наименование учреждения или фамилия, имя, отчество частнопрактикующего врача-психиатра, их юридический адрес и виды медицинской деятельности по оказанию психиатрической помощи, на осуществление которых дается разрешение. Приостановление действия и аннулирование лицензии осуществляется по решению суда. 

Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование  и подтвердивший свою квалификацию в установленном законодательством порядке. Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами. 

При оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и  руководствуется только медицинскими показателями, врачебным долгом и  законом. Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной  комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.7  
 
 
 
 

3. Характеристика видов психиатрической помощи 

Психиатрическая помощь оказывается в добровольном и недобровольном (принудительном) порядке. 

При добровольном обращении за психиатрической помощью отношения между гражданином-пациентом и учреждением (частнопрактикующим врачом) складываются на основании договора по оказанию медицинской помощи. Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится только после получения его письменного согласия. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей. 

Психиатрическая помощь может осуществляться без  согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только:  

1)при  применении принудительных мер  медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК и УПК;  

2)при  недобровольном психиатрическом  освидетельствовании, диспансерном  наблюдении, госпитализации по основаниям, предусмотренным Законом «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании»8
 
Принудительные  меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных УК и УПК. 

Принудительные  меры медицинского характера осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. 

Лица, помещенные в психиатрические стационары по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, пользуются правами пациентов психиатрических  стационаров. Они признаются нетрудоспособными  на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному, страхованию или на пенсию на общих основаниях. 

Выписка пациента, к которому по решению  суда применены принудительные меры медицинского характера, производится только по решению суда. 

Недобровольное  психиатрическое освидетельствование  лица без его согласия может быть проведено в случаях; когда по имеющимся данным обследуемый находится  на диспансерном наблюдении или совершает  действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психиатрического расстройства, которое обусловливает:  

а)его  непосредственную опасность для  себя или окружающих,  

б)его  беспомощность, то есть неспособность  самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или 

в)существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.9  

В этих случаях решение принимает врач-психиатр самостоятельно или с санкции  судьи. 

Если  лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, то заявление о недобровольном психиатрическом освидетельствовании может быть подано устно родственниками, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами, а решение принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации. 

При отсутствии непосредственной опасности лица для  себя и окружающих заявление о  психическом освидетельствовании  в недобровольном порядке должно быть письменным, содержать подробные  сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования, и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру. 

Установив обоснованность заявления о психиатрическом  освидетельствовании лица без его  согласия, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд. 

Диспансерное  наблюдение предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской  и социальной помощи и устанавливается  независимо от согласия в отношении лица, страдающего хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или частично обостряющимися болезненными проявлениями.10
 
Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о  его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. 

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи по решению врача-психиатра, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: 

а)его  непосредственную опасность для  себя или окружающих, или б)его  беспомощность, то есть неспособность  самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или  

в)существенный вред его здоровью вследствие ухудшения  психического состояния без психиатрической  помощи.11  

 Лицо, помещенное в психиатрический  стационар по указанным основаниям, подлежит обязательному освидетельствованию  в течение 48 час. комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке. 

Если  госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения его представителем для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем. 

Принимая  заявления о госпитализации лица в психиатрический стационар  и мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в  психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде. Заявление рассматривается судьей в течение 5 дней с момента его принятия. 

Лицу  должно быть предоставлено право  лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя  психиатрического учреждения, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении. Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно. 

Рассмотрев  заявление по существу, судья удовлетворяет  либо отклоняет его. Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. 

Постановление судьи в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано лицом, помещенным в психиатрический стационар, его представителем, руководителем психиатрического учреждения, а также организацией, которой законом либо ее уставом предоставлена защита прав граждан, или прокурором. 

Выписка пациента, госпитализированного в психиатрический  стационар в недобровольном порядке, проводится по заключению комиссии враче и психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации в случаях выздоровления или улучшения его психического состояния, при котором не требуется дальнейшего стационарного лечения, а также завершения обследования или экспертизы, явившихся основаниями для помещения в стационар.12 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В настоящее  время можно с уверенностью сказать, что врачебная деятельность по оказанию психиатрической помощи обеспечена соответствующим нормативно-правовым актом - Законом.
В целом  есть основания считать, что с  принятием Закона положение дел  с оказанием психиатрической  помощи населению по ряду параметров изменилось в лучшую сторону.
Прежде  всего, появилась законодательная база, устанавливающая общий и единый порядок деятельности психиатрических учреждений. Снизилось количество пациентов, которым психиатрическая помощь тех или иных видов оказывается в недобровольном порядке. Недобровольная помощь применяется более обоснованно и дифференцированно. Улучшилась информированность пациентов и их близких о принципах деятельности психиатрической службы, правах и обязанностях ее представителей, льготах, предоставляемых лицам, страдающим психическими расстройствами, возможности наложения на них отдельных ограничений, гарантиях их прав и законных интересов. Сняты какие-либо ограничения, которые раньше автоматически вытекали из факта обращения в психиатрическое учреждение или диагноза психического расстройства. Несколько расширились возможности психиатрических учреждений в оказании пациентам социальной и правовой помощи за счет введения в их штат в соответствии с требованиями Закона юристов и социальных работников. Все это привело к ослаблению напряженности и недоверия со стороны населения к психиатрической службе.
В настоящее  время, когда после принятия и  введения в действие Закона прошло более десяти лет, появилась возможность  в какой-то мере оценить его влияние  на проблемы, связанные с оказанием  психиатрической помощи населению.
Вместе  с улучшениями появились определенные недостатки и трудности, связанные  с применением Закона. В частности, имеется в виду несовершенство некоторых  формулировок, касающихся, например, требования о письменном согласии на лечение  определенным методом; трудностей, связанных с обеспечением участия представителя больного в процедуре судебного рассмотрения вопроса об обоснованности недобровольной госпитализации; непроработанности вопроса оказания психиатрической помощи в местах лишения свободы; невозможности соблюдения некоторых процедурных моментов, связанных с комиссионными решениями, в отдаленных местах, где нет достаточного количества психиатров. Некоторые требования Закона оказались до сих пор не выполненными в связи с организационными трудностями. Например, не удалось создать службу защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, в результате чего требование Закона об особом внимании к соблюдению прав этих лиц до сих пор полностью не реализовано. Особо следует подчеркнуть, что не выполняется норма об обязательном государственном страховании врачей и другого психиатрического персонала на случай причинения вреда их здоровью при исполнении служебных обязанностей, следствием чего является недостаточная защищенность работников, несущих основную тяжесть оказания психиатрической помощи. Появляются и некоторые негативные тенденции в исполнении Закона, связанные с субъективными факторами, в частности, иногда имеют место попытки избегать должного оформления недобровольной госпитализации путем неполной регистрации таких случаев или даже отказа от оказания помощи таким пациентам.
Дальнейший  подъем правового уровня психиатрической  помощи, может быть, достигнут за счет совершенствования практического исполнения соответствующих законов, организационно-методической работы с сотрудниками психиатрических учреждений, а также путем совершенствования самого законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / Колл. авторов. Под общ. ред. Т. Б. Дмитриевой. - М.: Издательство «Спарк», 1997. С.4.. 

2. профессором С.В. Бородиным и кандидатом юридических наук С.В. Полубинской, который был опубликован Право и психиатрия: Сборник. - М., 1991. С.369-282.. 

3. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие. - М.: Издательство БЕК, 1995. С.104.. 

4. Закон РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // ВСНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1913. . 

5. Ст. 23 Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // ВСНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1913. . 

6. Ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // ВСНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1913. . 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.