На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление социальной сферой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                             Федеральное агентство по образованию 
 

ГОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет
(КубГТУ) 
 

Кафедра________________________________________
Факультет экономики, управления и бизнеса  

 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
На тему: Государственное регулирование социальной сферой
Выполнил студент  группы 10-ЭБ-МН1
Чмеленко Владимир Александрович
Допущен к защите
Руководитель работы____________________________________
Защищен_______________                   Оценка________________
Члены комиссии_________________________________________
                                _________________________________________
                                                       
2011 г.
                             Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Кубанский  государственный технологический  университет
(КубГТУ)
Кафедра
Факультет экономики, управления и бизнеса
УТВЕРЖДАЮ
                                                Зав. кафедрой___________________
                                                    ________________________________ 

ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
студенту Чмеленко Владимиру Александровичу группы 10-ЭБ-МН1
факультет экономики, управления и бизнеса
специальности 080500 менеджмент 

Тема работы: Государственное управление социальной сферой 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
     Курсовая  работа  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение
1. Социальная  сфера как объект управления  и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально?экономического развития Краснодарского края до 2020 года 
Заключение
Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.
     В социальной сфере действуют два  типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.
     Спонтанный  механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном  воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).
     Сознательные  факторы управления связаны с  целенаправленной социальной деятельностью  людей, которая осуществляется через  специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов  и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.
     В условиях социальных проблем вопросы  управления социальной сферой имеют  большую актуальность и важность.
     Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социальная сфера  как объект управления  и социального развития 

     1.1 Сущность социальной  сферы 

     Содержание  понятия «социальная сфера», как  и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько  подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений[4, c. 75].
     Ряд авторов, полагая, что социальная сфера  занимает своего рода промежуточное  положение между экономической  и политической системами и выступает  как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.
     Социальная  сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
     Социальная  сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное  целое, единое в своей сущности, в  своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в  силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.
     Рассматривая  структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты  и процессы, на наш взгляд, можно  отнести к социальной сфере, а  какие - к внешней среде.
     Социальная  сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы[11, c. 93].
     Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию  каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.
     Опираясь  на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности  во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.
     Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам  по себе. Его функция реализуется  через деятельность людей, удовлетворяющих  тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.
     Компоненты  социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.
     Каждый  компонент социальной сферы выполняет  определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации[8, c. 54].
     Пределом  анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.
     Материальные  и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных  факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.
     Важной  детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу[4, c. 72].
     Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.
     Социальная  инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям  в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
     Социальная  инфраструктура может характеризоваться  числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а  также числом мест в них, объемом  услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
     По  уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.
     Процессы  образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой  совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
     Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
     • потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
     • субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
     • соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения[6, c. 58].
     Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.
1.2 Цели социальной политики     
               Главной целью социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  являются последовательное повышение  уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
               В этой связи безусловным  приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
               Стратегическими целями социальной политики являются:
    создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
    улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
    развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
    создание эффективного цивилизованного рынка труда;
    усиление адресности социальной поддержки населения;
    обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
    создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
         Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая  позволит обеспечить экономический  рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан. Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики должно стать создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы будут ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.
         С целью обеспечения  финансовой стабильности Правительство  Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с  его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты. 
       Структурная политика государства будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание Правительства Российской Федерации будет направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризацию естественных монополий.
 
 
 
 

2. Преобразования в социальной сфере России 

2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
       Законодательство, регулирующее функционирование социальной сферы, по мнению известного отечественного ученого-правоведа Ю.А.Тихомирова, призвано обеспечивать как конституционные  права граждан на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, жилище, пользование достижениями культуры и науки, так и гарантии их всестороннего и свободного развития1.
       Например, принципиальное значение имеет институт прав и законных интересов граждан, закрепленный в ст. 2,17 и 18 Конституции  Российской Федерации. Его назначение – признание, гарантирование и обеспечение реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, образование , социальное обеспечение и жилище, свободу научного творчества и на возможность пользоваться достижениями культуры.
       Законодательство, регулирующее функционирование социальной сферы, опирается не только на конституционные нормы, но и на международно-правовые акты, что во многом обусловлено высокой ролью концепции прав человека, которая рассматривается с середины ХХ века в качестве основополагающей в социальной политике государств. Так, конвенции МОТ и Европейская социальная хартия (ратифицированная Россией в 2009 г.) определяют во многом уровень международных стандартов в области доходов населения, качества образования, здравоохранения и социального обеспечения. Например, Европейская социальная хартия провозглашает цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан в сфере социального обеспечения и медицинской помощи.  

       Самостоятельными  отраслями законодательства в социальной сфере выступают: законодательство в области медицины, образования, культуры и пенсионное законодательство. В тоже время, в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является: трудовое и жилищное законодательство. 

       Правовое  регулирование отношений по охране здоровья граждан в Российской Федерации  представлено следующими законодательными уровнями:
       - нормы Конституции Российской  Федерации (ст. 41, 72);
       -нормы  Основ законодательства об охране  здоровья граждан (выполняющие функции кодифицированного акта);
       - нормы федеральных законов, нормы  законов субъектов Федерации,  нормы подзаконных актов.
       Следует при этом отметить, что наибольший объем регулирования приходится на уровень подзаконных актов.
       Статья 41 Конституции РФ раскрывает основные направления участия государства в здравоохранении: обеспечение бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансирование федеральных программ в области охраны здоровья граждан, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также поощрение деятельности, осуществляемой в интересах здравоохранения.
       Федеральные законы в области здравоохранения  в соответствии со ст. 76 Конституции  Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории страны и, следовательно, не нуждаются в дополнительном «подкреплении» законами субъектов Федерации. Однако федеральные законы вводят общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.  Так, сегодня на уровне субъектов Федерации принято более 250 актов, что почти в 20 раз превышает число законов федерального уровня.
       В основах законодательства об охране здоровья граждан и принятых на настоящий день законодательных актах прослеживается концентрация норм в таких основных институтах, как:
       - медицинское страхование;
       -лекарственное  обеспечение (лекарственные средства, наркотические средства и психотропные вещества), которые сконцентрированы в 700 актах;
       -нормы,  касающиеся предупреждения и  лечения различных заболеваний  (ВИЧ, психические заболевания,  инфекционные заболевания);
       -санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения; отдельные  виды медицинской деятельности (трансплантация, генная инженерия, санаторно-курортное дело).  

       Законодательство  об образовании представляет собой  комплексную отрасль законодательства, регулирующую весьма обширную и самостоятельную  область предметно-практической деятельности, которая охватывает 33 млн. человек. С образованием (впрочем как и с здравоохранением) связана практически каждая семья. В сфере образования занято более 2,5 млн. педагогических работников.
       Правовое  регулирование отношений в области  образования представлено следующими законодательными уровнями:
       - нормы Конституции Российской  Федерации (ст. 43), которая право  на образование признается как  естественное и неотъемлемое  право в числе других прав  и свобод человека;
       -нормы  федеральных законов - Закона  об образовании и Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
       - нормы законов субъектов Федерации  и нормы подзаконных актов.
       Конституция РФ (ст.43) гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования.
       Важную, базовую роль в образовательном  законодательстве выполняет Закон  об образовании. По широте содержания, объему регулируемых полномочий он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ  законодательства в области образования.
       На  региональном уровне имеется достаточно разработанная законодательная  база. Перечень принятых законов в  субъектах Федерации насчитывает  несколько сотен.  

       Изменения в социальной сфере и, соответственно в отраслях законодательства, тесно  связаны с проведением федеральной и административной реформ, когда произошло существенное перераспределение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями.
       Кардинальные  изменения произошли в связи  с принятием Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесшего изменения в десятки законодательных актов в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. 

       На  протяжении последних двух десятилетий  основными тенденциями в модернизации законодательства, регулирующего функционирование социальной сферы, были:
    разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам ведения в социальной сфере – все больший объем полномочий передается на уровень субъектов Федерации и уровень муниципальных образований, что, однако,  по-прежнему остается актуальной задачей;
    увеличение в общем объеме публичных услуг веса социального страхования (пенсионного, медицинского, временной утраты трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
    повышение удельного веса платных услуг населению (медицинских, образовательных, культурных, коммунальных и т.д.);
    повышение значимости частной собственности в жилищной сфере, формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной социальной поддержки по уплате коммунальных услуг малоимущих граждан.
       Основными финансовыми источниками, используемыми для функционирования социальной сферы, выступают:
       -бюджеты всех уровней (федеральный, региональные, бюджеты муниципалитетов);
       -расходы организаций на социальные выплаты и услуги работникам;
       -страховые системы обязательного и добровольного социального страхования;
       -средства населения за получаемые социальные услуги.
       Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы являются:
    государственные приоритеты социальной политики, которые  отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации, а также в программах Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;
    государственные программы и национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения2;
    экономические, административные и финансовые механизмы стимулирования развития отраслей социальной сферы с помощью льгот, налоговой и кредитной политики, с одной стороны, и применения системы штрафных санкций за нарушение федеральным Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий;
    нормативы и стандарты социальной поддержки населения;
    механизмы регулирования межбюджетных отношений между Центром и регионами, позволяющие выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам3;
    государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов и т.д.);
    механизмы бюджетного финансирования организаций бюджетного сектора.
 
Основными структурными элементами социального бюджета являются:
    консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);
    бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);
    средства предприятий и организаций;
    бюджеты домохозяйств.
Консолидированный бюджет Российской Федерации  состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Он представляет собой форму образования и  расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.
Социальные  расходы федерального (и  консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:
    образования (раздел 7);
    культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);
    здравоохранения и спорта (раздел 9);
    социальной политики (раздел 10).
Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней. 

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
       В практике бюджетного финансового планирования применяется показатель среднегодового количества единиц сети бюджетных учреждений (численность учащихся школ и студентов, а также преподавателей в образовании, число коек и врачебных должностей в здравоохранении и т.д.), который позволяет достаточно легко проводить обобщающие оценки расходов федерального и, особенно, региональных бюджетов. Это объясняется тем, что в структуре расходов региональных бюджетов большая часть расходов связана с оплатой труда работников бюджетной сферы (до 70-80% от их общей величины), а в федеральном бюджете на эти расходы приходится от 25% до 30% от общей величины расходуемых средств.
       По  большинству учреждений социальной сферы в основу расчетов расходов на текущее содержание принимаются среднегодовое количество (среднегодовая сеть) и финансовые нормы, выражающие годовую стоимость содержания соответствующей единицы. Среднегодовые показатели рассчитываются исходя из сетевых проектировок плана экономического и социального развития с учетом деятельности, функционирования или сроков развертывания отдельных учреждений.
       Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде  средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.
       При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:
    самостоятельного финансирования - на началах хозяйственного расчета - предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;
    сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;
    смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием - жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.
В качестве критериев и показателей для  расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах  Российской Федерации применяют  следующие их виды: качество жизни  населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.
Следует отметить, что центральные органы власти часто  применяют фискальные правила или  усиление фискальных правил на региональном уровне для корректировки или  избегания нежелательного роста  задолженности бюджетной системы  или расходов бюджетов. Обычно фискальные правила преследуют стратегические макроэкономические цели, такие как налоговая нагрузка, долгосрочная кредитоспособность бюджетной системы.
Фискальные  правила можно разбить на два  типа. К первому типу относятся  ограничения, устанавливаемые по дефициту бюджета, размеру долга и расходов на его обслуживание.
Одной из самых  простых и старых форм бюджетных  ограничений является «золотое правило», устанавливающее, что текущие расходы  не должны превышать бюджетные доходы, иными словами, что дефицит государственного бюджета не может превышать совокупного объема государственных инвестиций. «Золотое правило» до сих пор сохранилось в бюджетном законодательстве некоторых стран. 

Весьма распространенным фискальным правилом является ограничение бюджетного дефицита. Ограничение дефицита бюджета является одним из центральных положений европейского пакта стабильности, который ограничивает размер бюджетного дефицита стран, входящих в зону евро, величиной в 3%. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, некоторые страны Европейского союза должны были ввести более строгие фискальные правила на региональном и муниципальном уровнях. В Австрии с 1999 по 2001 гг. это были требования бездефицитного бюджета для муниципалитетов и профицитного бюджета для регионов. В Испании с 2003 г. было введено требование сбалансированности бюджетов земель и муниципалитетов.
В Российской Федерации для субъектов Федерации  и муниципальных образований  Бюджетным кодексом Российской Федерации  введены следующие ограничения. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. 

Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему  обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.
В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.
Финансовые  ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.
     2.2 Местное самоуправление  и его роль в  управлении социальной  сферой
     Местное самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.
     Одним из приоритетных направлений преобразований, осуществляемых сегодня в России, является реформа местного самоуправления. Она предполагает существенное повышение  эффективности управления социальной сферой и улучшение на этой основе качества жизни населения, образующего местное сообщество.
     В соответствии с «Европейской хартией  о местном самоуправлении» «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
     К объектам местного самоуправления в  большинстве стран относят: комплексное  социально-экономическое развитие территории; рациональное использование  земель местного сообщества; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории; транспортные перевозки местного значения; бытовое и торговое обслуживание; здравоохранение; дошкольное, школьное и профессиональное образование; сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества; развитие физической культуры и спорта; охрану окружающей среды.
     Опираясь  на отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие основные критерии, характеризующие наличие  и уровень развития местного самоуправления:
     • возможность проведения самостоятельной  социально-экономической политики регионального образования (автономный бюджет, административный контроль над  подведомственными территориями);
     • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему (региональному);
     • реальная возможность участия всего  населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;
     • выборность всего состава местных  органов власти на широкой демократической основе, его регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями;
     • обеспечение определенных гарантий социальной защиты населения, образующего  местное сообщество.
     Следует отметить, что российское федеральное  законодательство о местном самоуправлении не регламентирует жестко его организационные формы, передавая эти вопросы на уровень субъектов федерации. В результате каждый субъект федерации должен принять свой собственный пакет законов о местном самоуправлении. В этих условиях некоторые субъекты федерации в противоречие федеральным законам пытаются «огосударствить» органы местного самоуправления, нарушая при этом один из его основных принципов - управление через выбираемых заинтересованных лиц[14, c. 63].
     Исполнительные органы местного самоуправления в современной России (местная администрация) состоят из главы администрации и ее структурных подразделений (комитетов, комиссий, департаментов и т.п.). Порядок организации и деятельности исполнительных органов также закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении соответствующего региона. Причем данное положение (устав) принимается представительным органом вышестоящего уровня - субъекта федерации. Структурные подразделения местной администрации при их образовании должны наделяться соответствующими полномочиями, быть юридическими лицами, имеющими обособленное имущество и собственные источники финансирования из местного бюджета.
     Глава местного самоуправления, который может  совмещать должности председателя законодательного собрания и главы администрации, должен выбираться самим населением, образующим местное сообщество. Выборность главы местного самоуправления дает определенные гарантии населению, что он будет соблюдать его интересы.
     Местное самоуправление служит эффективным средством массового привлечения добровольцев из числа местных жителей к решению социальных проблем территориальных общин. Местному самоуправлению хорошо знакомы местные социальные проблемы, поэтому его роль в их решении должна быть приоритетной.
     Местное самоуправление является идеальной питательной средой для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив. Во всем мире большинство некоммерческих организаций занимается вопросами местного самоуправления.
     Местная социальная политика является важнейшим объектом местного самоуправления. Практическую реализацию этой политики целесообразно осуществлять через систему целевых социальных программ. Поэтому на завершающем этапе разработки местной социально-экономической политики следует обязательно составить полный перечень таких программ. В каждой программе необходимо предусмотреть комплекс мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения предстоящих работ, относящихся к разным сферам деятельности.
     Целесообразно использовать следующую технологию разработки местной социальной политики.
     1. Определяется система показателей,  характеризующих качество жизни  сообщества. Эта система может  включать в себя следующие  группы: а) показатели уровня жизни  (покупательная способность населения,  жилищно-коммунальные условия, степень обеспеченности населения объектами обслуживания); б) показатели социального качества среды жизнедеятельности (группировка всего населения по показателям среды жизнедеятельности разного социального качества, группировка территорий по состоянию природной среды); в) социально-демографические характеристики (занятость населения и уровень безработицы, уровень образования, уровень и характер отклоняющегося поведения, средняя продолжительность жизни).
     2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.
     3. Определяется степень отклонения  фактических значений показателей  от нормативных.
     4. Выявляются причины отрицательных  и положительных отклонений фактических  значений показателей качества  жизни местного сообщества от нормативных показателей.
     5. Определяются возможности улучшения  показателей качества жизни за  счет устранения выявленных негативных  причин и использования положительных  факторов.
     6. Определяются возможности улучшения  качества жизни местного сообщества за счет бюджетных средств (местного, республиканского, федерального бюджетов).
     7. Определяются возможности улучшения  качества жизни местного сообщества  за счет внебюджетных средств,  в том числе заемных.
     8. Устанавливаются целевые значения  показателей качества жизни местного сообщества с учетом всех реальных возможностей и ограничений.
     9. Определяется общий размер финансовых  и материальных ресурсов, необходимых  для достижения целевых значений  показателей качества жизни местного  сообщества.
     10. Определяются исполнители и устанавливаются сроки выполнения необходимых работ[8, c. 72].
     Наиболее  серьезной проблемой местного самоуправления выступает его ресурсная база, недостаточность которой препятствует проведению местной социальной политики. Расширение ресурсной базы местной социальной политики связано в первую очередь с развитием малого предпринимательства. Поэтому необходимо демократизировать предпринимательство, сделать его доступным каждому человеку, обеспечив ему, таким образом, возможность самореализации. Тем самым движение за местное развитие способствует демократизации общества, поскольку изначально ориентировано на создание достойных условий жизни и труда всем группам и слоям населения, а также на защиту их права на равное участие в экономическом и социальном прогрессе.
     Возможность практического осуществления местной  социальной политики во многом зависит  от упорядочения отношений собственности.
     Сегодня органы власти субъектов федерации  вправе устанавливать органам местного самоуправления задания по приватизации, что противоречит самой идее местного самоуправления. Право на разработку и практическую реализацию программы приватизации муниципальной собственности необходимо предоставить именно местным органам власти, и только им.
     Особую  роль в практической реализации местной социальной политики играет финансово-распределительный механизм доходов и расходов местного сообщества. Составными частями этого механизма являются цены, тарифы, местные налоги, сборы, пошлины, кредиты и т.д. С их помощью можно целенаправленно и эффективно воздействовать на производство, товарообмен, инвестиционную деятельность. Первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части местного бюджета, что возможно осуществить на основе повышения эффективности и доходности деятельности как муниципальных, так и частных предприятий и организаций, расположенных на данной территории.
 


3. Местное управление  социальной сферой ( на примере Краснодарского  края)
3.1 Стратегия социально?экономического развития Краснодарского края до 2020 года 
При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (далее — Стратегия) администрация  Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и  направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:
Послание Президента Российской Федерации;
Программа социально?экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы);
Положение о  разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы;
Концепция долгосрочного  социально?экономического развития Российской Федерации;
Концепция Стратегии  социально?экономического развития регионов Российской Федерации;
стратегии федеральных  министерств и ведомств Российской Федерации.
Концепцией долгосрочного  социально?экономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально?экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.
Достижение этой цели предполагает:
выход России на стандарты благосостояния, соответствующие  развитым странам мира;
обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
обеспечение специализации  России в мировой экономике на основе передовых научно?исследовательских разработок и высоких технологий;
укрепление позиций  России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, Центральной и Восточной Европы;
формирование  эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
Соответствие  стратегических направлений развития Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает проекцию целей Правительства  Российской Федерации на региональный уровень.
Осуществление целей Правительства Российской Федерации на региональном уровне предусматривает:
реализацию принципа устойчивого развития, основанного  на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства Российской Федерации;
ориентацию на опережающее развитие секторов, которые  могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторно?курортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливно?энергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);
обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных  взаимовлиянием целей, наличием сопряженных  результатов в реализации целевых  проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.