На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Великие реформы Александра 2

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с  аналогами…………………………………………………………...5
§1.1 Общая  характеристика признаков раннего  государства…………….……5
§1.2 Особые свойства верховной власти………….. …………………………..14
§1.3 Новые принципы управления ……………………………………………..18
§1.4 Новые  и нетрадиционные формы регулирования жизни общества…….21
§1.5 Редистрибуция власти……………………………………………………...22
Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства………………......24
§2.1Раннее государство как особая политическая организация…………...…11
§2.2 Два  типа ранних государств………………...….…………….……………12
§2.3 Империя  инков…………………………………….………………………..13
§2.4 Египет древнего царства…………………………………………………...14
§2.5 Старовавилонское царство………………………………………………...15
Глава ІII. Раннее государство: определения и сравнения…………………….21
§3.1 Различные определения государства……………………………………...22
§3.2 Базовое определение государства…………………………………………23
§3.3 Определение раннего государства………………………………………...24
Глава IV. Значение р.г. для современных государств Европы и Америки…..25 Заключение……………………………………………………………………….26
Список  литературы …………………………………………………………...…27
Приложение………………………………………….………………………...…28 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Тема, выбранная мной важна и достойна внимания.
   В самом деле, ведь переход к государству  явился одной из самых глубоких перемен  в историческом развитии человечества. Государство было и остаётся стержнем жизни общества, а история как  бы ни расширялись наши знания о  прошлом – это в первую очередь  история государств и правителей, войн и политики. С государством в том или ином аспекте его  деятельности имеют дело большинство  историков и обществоведов. Казалось бы, при таком внимании всё давно  уже хрестоматийно ясно. К сожалению, это не так.
   Многочисленные  и серьёзнейшие проблемы, в том  числе такие как: что такое  собственно государство? Какие оно  имеет обязательные признаки и атрибуты? Какие основные этапы эволюции оно  прошло как организация? Являлись ли государством Афины и Рим? – остаются не просто дискуссионными, но и во многих смыслах нерешёнными. Поэтому –  то обращение к этим темам всегда интересно и полезно. 
   Государство как форма существования народов  и обществ и его эволюция неразрывны со всем историческим процессом. Без  анализа развития государственности  ход человеческой истории фактически невозможно. Поэтому так важно  проследить соотношения развития государства  и исторического процесса, а также  связанные с этим аспекты социальной эволюции.
   В моей работе затронуты большинство  проблем, относящиеся ранним государствам. А именно:
   - что из себя  представляет  государство?
   -как возникло государство?
   -какие конкурирующие альтернативы оно имело?
   -какие этапы развития оно прошло?
   -какое государство можно считать ранним?
   - в каком направлении оно развивалось?
   Сегодня полным ходом идут процессы трансформации  государственного суверенитета, изменения  самой сущности государства и  его функций, объединения стран  в наднациональные сообщества. Что  произойдёт с государством в ближайшие  десятилетия? Как это отразится  на России и других странах? Перед  этими затрагивающими каждого вопросами  темы, связанные с теорией и  историей, приобретают практическую и идеологическую актуальность. Но чтобы глубже понять, что происходит с государством сегодня, необходимо разобраться, как оно возникло и  развивалось.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с  аналогами.
§1.1 Общая  характеристика признаков раннего  государства.
1. Краткая сводка данных об аналогах раннего государства.
   Итак  начнём со сравнения раннего государства  с её аналогами.
Вообщем говоря, раннее государство не являлось единственной формой политической организации  усложнившихся обществ, поскольку  были и иные типы политий, которые  длительное время составляли достаточную  альтернативу раннему государству. Такие общества называются аналогами  раннего государства.
В целом  они выполняли те же самые функции, что и ранние государства, а именно:
-создание минимального политического и идеологического единства и сплочённости в разросшемся обществе (группе близких обществ) для решения общих задач;
-обеспечение внешней безопасности или условий для экспансии;
-обеспечение социального порядка и перераспределения прибавочного продукта в условиях социальной стратификации и усложнившихся задач;
-обеспечение минимального уровня управления обществом, включая законотворчество и суд, а также выполнение населением необходимых повинностей (военной, имущественной, трудовой);
-создание условий для воспроизводства хозяйства (особенно там, где требовалась координация общих усилий).
   Раннее  государство возникает лишь в  обществе определённой социокультурной  и политической сложности, которое  имеет достаточный объём прибавочного продукта и численности населения. Однако и в таких социумах государство  появляется не всегда, а лишь при определённых условиях. Другие же общества, то есть аналоги раннего государства, достигая этих параметров, не образовывали государства, а развивались по иным траекториям.
   Естественно, тут чётко видно, что аналоги  ранних государств отличаются от самих  ранних государств по развитости и  размерам. Но с точки зрения иных обществ, они имели какие-то общие верховные органы и механизмы, поддерживающие политическую устойчивость, некое постоянное единство. Народы, имеющие только культурное единство, а политически способные объединяться лишь кратковременно для определённых действий (вроде африканских нуэров или берберов Магриба1), нельзя считать аналогами раннего государства. Кроме того, аналоги ранних государств - это общества, население которых достигает по крайней мере несколько тысяч человек. Однако население многих аналогов составляет десятки, сотни тысяч, а то и миллионы человек.
   Все аналоги отличаются от ранних государств особенностями политического устройства и управления. Но в каждом типе аналогов это проявляется по-разному. Например, в самоуправляющихся общинах недостаточно прослеживается отделение власти от населения; в конфедерациях налицо слабость централизации власти; в управляемых аристократическими кланами политиях имеется тенденция на ослабление центральной власти и концентрацию силы в руках кланов и т.п.
   Гринин  выделяет следующие главные типы и подтипы аналогов:
   1)Некоторые  самоуправляющие общины и территории  вроде самоуправляющихся городских  общин (города этрусков; гражданско- храмовые общины древней Южной  Аравии [см.: Korotayev et al 2000: 23; Коротаев 1997а: 136-137; 2000б: 266; Frantsouzoff 2000; Французов 2000]), достаточно крупных самоуправляющихся переселенческих территорий (Исландия X-XIII века); самоуправляющихся военных образований типа сообществ запорожских и донских казаков.
   2)Некоторые  большие племенные союзы с  достаточно сильной властью верховного  вождя («короля», хана и т.п.). Например, германские племенные союзы периода  великого переселения народов  (бургунды, салические франки, вестготы, остготы, вандалы и др.), численность  которых составляла от 80 до150 тысяч  человек (см., например: Бессмертный  1972:40; Ле Гофф 1992:33; Неусыхин 1968; Удальцова  1967а: 654; Патрушев 2003:14); союзы племён  некоторых галльских народов,  в частности в Белгике и  Аквитании (см.: Шкунаев 1989:140).
   3)Большие  племенные союзы и конфедерации, в которых королевская власть  отсутствовала. Например, саксы в  Саксонии, эдуи, арверны, гельветы в Галлии. Причём, процессы социального и имущественного расслоения у них, особенно у галлов зашли весьма далеко и опережали политическое развитие.
   4)Очень  крупные и сильные в военном  отношении объединения кочевников, внешне напоминавшие крупные  государства. Пример, политические  образования хунну (особенно в  период власти хана-шаньюя Моде в конце ІІІ века до нашей эры) и скифов (до ІV века до нашей эры).
   5)Многие (особенно очень крупные) сложные  вождества. Например, гавайские сложные  вождества.
   6)Крупные  и развитые политии, структуру  которых довольно таки сложно  описать, не подходят ни на  государственные образования, ни  на государства. Пример, Индская  и Харапская цивилизации.
   Отличия всех политий раннегосударственной стадии (как ранних государств, так  и их аналогов) от обществ догосударственной  стадии:
   1)Изменение  производственной базы (сельское  хозяйство становится интенсивным  либо появляются отдельные интенсивные  секторы экономики), увеличение размеров  территории и численности населения  (самое меньшее- до нескольких тысяч человек, но обычно это уже существенно более 10 тысяч и выше, до десятков и даже сотен тысяч, а в отдельных случаях и миллионы человек).
    2)Возрастание сложности общества, а также числа уровней сложности  его организации и управления  в нём.
   3)Существенное  изменение традиций и институтов, связанных с ругулированием социальной  политической жизни.
   4)Деление  общества на 2 или более слоя, различающихся  по правам и обязанностям. Увеличение  степени материальной независимости  высшего слоя от низшего; изменение  взаимоотношения элиты и населения  (в плане роста неэквивалентности  обмена «услугами»).
   5)Появление  идеологии, оправдывающей и легитимизирующей  социально-политические изменения в обществе.
   Поскольку раннее государство является одной  из форм политий раннегосударственной стадии, само собой разумеется, что  указанные признаки и его отличают от догосударственных политий. Сами по себе такие признаки, как степень  сложности, достаточно большая численность  населения, деление на 2 (или более) слоя управленцев и управляемых, требование к населению выполнять  повинности, не будут экслюзивным  отличительным признаком раннего  государства от догосударственных  образований, вопреки тому, что нередко  пишут исследователи. Эти признаки встречаются и в аналогах ранних государств.
Вывод.
   Таким образом, по вышеперечисленным признакам  невозможно чётко выявить, в чём, собственно, специфика ранней государственности  по сравнению с аналогами, то есть негосударственными политиями с  большим населением, прибавочным  продуктом, стратификацией. Поэтому  надо дать какие-то иные подходы, а именно:
   1)разделить  все негосударственные политии на а) действительно (стадиально, принципиально) догосударственные и б) аналоговые раннему государству;
   2)дать  различие между ранними государствами  их аналогами как между типами  политий одной стадии развития, но имеющими существенные различия в эволюционных потенциях. Они различаются не столь сложностью, сколько «техникой» управления, принципами функционирования.
Эти отличия  более подробно изложенные Гринином, об этом я кратко расскажу в следующем подразделе.
2. Объяснение методики сравнения раннего государства.
   Поскольку многие аналоги ранних государств исторически  предшествовали вели к образованию  раннего государства, то есть тут  можно разделить все догосударственные  общества на 2 группы.
   Первая - это общества, которые можно обозначить как принципиально догосударственные, поскольку при их наличном объёме и уровне сложности они не могут трансформироваться даже в малое государство.
   А вторая - те, которые при их наличных характеристиках потенциально могут трансфомироваться в малое или более крупное государство. Этот тип политий можно назвать аналогами раннего государства. В группу аналогов входят и сложные общества, которые в силу различных исторических и культурных причин не стали государствами.
Вывод.
   Исходя  из этого, Гринин пришёл к выводу, что  главные различия между ранними  государствами и их аналогами  заключаются не в размерах и уровне сложности, а в особенности политического  устройства и способах управления.
     Но  для чёткого понятия раннего  государства, его возникновения, нужно  разобраться в размерах, необходимые  для образования и функционирования раннего государства.
3. Проблема размеров раннего государства. Сравнение размеров раннего государства и его аналогов.
3.1Размеры ранних государств.
   Вопрос  о размерах аналогов раннего государства  приобретает очень важное значение. Однако по данному вопросу единого  мнения нет, поэтому минимальные размеры населения колеблются от 2-3 тысяч до сотен тысяч человек2.
   Ведь, уровень стадиально догосударственного общества политии минуют в разных размерах, среди которых форма  примитивного малого государства только одна из ряда возможных. Остальные формы  можно объединить понятием «аналоги раннего государства».
   Чтобы сохранить однолинейную схему и  её внешне стройную концепцию, исследователи  определённо грешат против фактов. Например, некоторые выстраивают  такую шкалу: простое вождество - население насчитывает тысяч человек; сложное вождество - десятки тысяч человек; государство – сотни тысяч и миллионы человек. При этом получается внешне стройная и безупречная линия уровней культурной эволюции: семья (семейная группа), локальная группа, коллективы во главе с бигменами, вождество, сложное вождество, архаическое государство, национальное государство3.
Мнения  некоторых учёных.
   Саутхолл  считает, что самые ранние государства  были городами-государствами, причём небольшими, площадью в 10 или даже меньше гектаров, что естественно предполагает небольшое  число жителей.
   Классен считает, что для образования  государства в политии должно быть не менее нескольких тысяч человек. Но это, конечно, самый нижний предел для раннего государства.
   По  мнению Гринина, нижней границей населения, необходимого для образования и  функционирования малых государств, можно считать 5-10 тысяч человек, а в более благоприятной для этого процесса будет численность в 15-30 тысяч человек.
Некоторые данные о численности жителей  малых ранних государств.
   Дьяконов  приводит интересные данные о предполагаемом населении городов-государств Двуречья («номовых» государств, как он их называет) в ІІІ тысяч до нашей эры население всей округи Ура (площадью 90 кв. км) в XXVIII-XXVII веках до нашей эры составляло предположительно 6 тысяч человек, из них 2/3 проживали в самом Уре. Население «нома» Шуруппак в XXVII-XXVI веках до нашей эры могло составлять 15-20 тысяч. Население Лагаша в XXV-XXIV веках до нашей эры приближалось к 100 тысяч человек4.
   Немало  примеров такого небольшого (до 100 тысяч  человек) населения  городов-государств можно найти на базе данных (на протяжении нескольких тысяч лет), созданной Т. Чэндлером (Chandler 1987).
Наряду  с такими небольшими государствами  были, конечно, средние и крупные, иногда с населением во многие миллионы5.
3.2 Классификация государств и аналогов по размерам.
   Таким образом, различия в численности  населения (и соответственно сложности  устройства) ранних государств можно  условно отразить в следующей  схеме:
-малое раннее государство – от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек;
-среднее раннее государство – от нескольких десятков тысяч до нескольких сот тысяч;
-крупное раннее государство – от нескольких сот тысяч до 2-3 миллион;
-очень крупное раннее государство – свыше трёх миллионов человек.
   Соответственно  и аналоги раннего государства  надо подразделить:
на аналоги  малого раннего государства;
аналоги среднего раннего государства;
аналоги крупного раннего государства.
   Тут видно, что аналоги раннего, среднего и крупного государств заметно отличаются друг от друга. Соотношение размеров ранних государств и их аналогов представлено в таблице 1 (см. приложение).
   По  мнению некоторых исследователей, крупные  вождества, как правило, становятся уже нестабильными уже в интервале  от 30 до 50 тысяч человек населения6. После этого предела начинается или их распад, или трансформация в государство. Некоторые аналоги, однако, заметно перерастают такой уровень. Но в любом случае предельным размером для аналога раннего государства можно считать размер  в несколько сот тысяч человек, превышение которого ведёт к развалу политии либо она должна трансформироваться в государство. Поэтому аналоги крупного государства очень редки. Из нижеприведённых примеров это только некоторые объединения кочевников. Население этих суперкрупных вождеств, даже по самым оптимистическим подсчётам, никогда не превышало 1,5 млн. человек7. Население некоторых образований, вроде гуннской «империи» Аттилы, также могло быть очень большим, но такие политии в отличие от хуннской были непрочными.
   Следовательно, подобные аналоги соответствуют  лишь самым меньшим из крупных  государств8. Аналогов же очень крупного раннего государства, по мнению Гринина, просто не могло быть либо это были очень непрочные образования.
3.3 Условия  образования государства.
   1.Гринин  выделяет 2 главных пути (модели) формирования  государства:
а) вертикальный, то есть переход от стадиально догосударственных  политий к государству сразу  или в течение достаточно короткого  времени;
б) горизонтальный, то есть образование сначала аналогов раннего государства, а уже потом  постепенно, в течение длительного  времени в результате дальнейшего  усложнения, соперничества и контактов, образование из этих политий государств, но обычно уже более крупных и  развитых, чем мелкие ранние государства, возникшие непосредственно из политий  догосударственных.
   2.Хотя  любое общество, которое исторически  предшествует образованию раннего  государства, является исторически  догосударственным, однако оно  может предшествовать не обязательно  малому государству, а сразу  среднему или крупному. При этом, чем крупнее и сложнее государство  «догосударственное» общество, тем  вероятнее, что оно сразу перейдёт  и к более крупному государству,  минуя этапы малого и среднего. К примеру возмём Гавайский архипелаг. С приходом европейцев на Гавайском архипелаге  образовалось уже государство среднего размера, то есть численностью в 200-300 тыс. человек.
   3. Следовательно,  общество может трансформироваться  в раннее государство:
   1) со  стадиально догосударственного  уровня например, путём синойкизма  небольших общин. Такой путь  отмечен для бецилео на Мадагаскаре  в начале XVII века9; такой способ был характерен и для греческих обществ10, и для Междуречья конца IV и III тыс. до н.э.11;
   2) с  уровня аналогов малого государства  (например, именно на таком уровне  начиналась Великая Монгольская  империя Чингисхана);
   3) аналогов  среднего государства (например, Гавайи);
   4) и  даже с уровня аналогов крупного  государства (например, скифы в  начале IV в. до н.э.).
   Известны  и обратные, хотя и более редкие, метаморфозы – от раннего государства  к аналогу12.
   Вот это  значит, что переход к государству  в разных обществах осуществлялся  не с одинакового, а с разных уровней  социокультурной и политической сложности; и общество, достигая тех  размеров и сложности, с которых  переход к государству, в принципе, уже возможен, может продолжать развиваться, но при этом долго не создавать  раннегосударственную политическую форму. Такой подход позволяет яснее  увидеть альтернативы раннего государства  как на любом уровне сложности  и развитости государства, так и  в плане соответствия его размерам.
   Вывод.
   Таким образом, раннее государство являлось лишь одной из многих форм организации  сложных обществ, которая стала  типичной только в ходе длительного  эволюционного отбора.
   3.4 Общая характеристика признаков  раннего государства.
    Для  различения раннего государства  и его аналогов Гринин выводит  4 признака:
    Особые свойства верховной власти.
    Новые принципы управления.
    Нетрадиционные и новые формы регулирования жизни общества.
    Редистрибуция власти.
  Следовательно,  каждый признак обязательно показывает отличия раннего государства  от аналогов, в которых его нет.
    §1.2 Особые свойства верховной власти.
      О некоторых важных терминах.
   Для исследования процесса формирования государства  анализ его верховной (центральной) власти представляется исключительно  важным. Многие исследователи указывают на единый центр как на важнейший признак государства13.
    Верховную власть можно трактовать более или менее  широко.
  В узком  смысле – это монарх, президент, народное собрание и т.п. В широком  – это совокупность органов и  людей, осуществляющих высшую власть из постоянного или временного центра. Ведь ни монарх, ни народное собрание без  определённого числа помощников и исполнителей, естественно, управлять  не в состоянии.
  Такая верховная  власть опирается на источник власти или формируется им. Это делает её легитимной. Источником власти может  быть монарх или его народ, народ  или его определённая часть, особая привелегированная группа. Сам источник власти в своих претензиях опирается  на определённое право (давности, традиционности, особого статуса рода правителя, право победителя или более сильного) и особую идеологию.
  Коллизии  между источниками власти и верховной  властью могут стать важной движущей силой развития государства, как  превосходило, например, в ранних государствах, в частности в Африке, «царская власть была не наследственной, а выборно  - наследственной и существовала функциональная зависимость между выборно – наследственным характером царской власти и наличием в раннегосударственном аппарате совета знати, одной из функций которого являлись выборы царя»14.
    2. Достаточная сила верховной власти.
  В раннем государстве верховная власть приобретает  некоторые черты, не свойственные не только догосударственным, но и негосударственным  образованиям, - даже тем, где реальная власть вождя и его окружения весьма велика.
  В раннем государстве верховная власть чаще более сильная и более централизованная, чем в аналогах15. «Главная характеристика, которая отличает государство от других форм социальной организации, - это политическое господство, легитимная сила навязывать решения»16.
  Достаточная сила верховной власти отличает ранние государства от тех аналогов, в  которых она формальна, слаба  или отсутствует, а также от тех  политий, где главная задача верховной  власти – сохранить единство и  консенсус, типа конфедераций17, более сложных обществ, например галльских вождеств и городов (см.: Леру 2000: 123-127), и гетерархий (Crumley 2001).
  От аналогов с более сильной верховной  властью раннее государство отличается, прежде всего, большей систематичностью и активностью центра в отношении подвластной ему территории.
  Здесь к  месту можно упомянуть теорию сегментарного государства Э.Саутхолла, которую он разрабатывает уже  более полувека. «Сегментарное государство, - как он его определяет, - это такая полития, в которой сферы ритуального сюзеренитета и политического суверенитета не совпадают. Первый широко охватывает текучую, изменяющуюся периферию. Последний ограничивается нуклеарной областью».
  Иными словами, сегментарное государство – это  полития, которая состоит из некоего  достаточно цельного политического  ядра и отдельных периферийных полу- или почти независимых территорий – сегментов, где есть лишь номинальное, «ритуальное» подчинение периферийных политий центру. Саутхолл считает, что его концепция применима только к зарождающемуся государству.
  И Гринин согласен с его определением, поскольку  полития не является государством.
  Достаточная сила верховной власти, в принципе, должна обеспечивать территориальную  целостность государства. И, действительно, многие правители овладевали искусством «покорять союзника с помощью  врага, а врага с помощью союзника»18, активно искали методы контроля над правителями областей, средства против усилившихся областных лидеров или знати. Способность противостоять процессам распада и тенденциям к нему Р. Коэн выделял как критерий государства (Cоhen 1981: 87 – 88 ; Gledhill 1994: 41). Однако распад нередко случался и в ранних государствах.
      Способность верховной власти к переменам.
  Ещё один показатель силы верховной власти заключается  в том, что она должна быть способной  производить существенные изменения  в данном обществе и расширять  сферу властного регулирования. Конечно, для перемен имелась  масса сдерживающих факторов, но тем  не менее способность к ним  по сравнению с аналогами увеличилась. Такая способность, объясняется  уже тем, что раннее государство  с самого начала несёт на себе отпечаток крупных (иногда и крутых) перемен. Ведь, для возникновения государства нужны особые обстоятельства и причины, меняющие привычные условия.
  В результате в ранних государствах иногда открывается  большой простор для изменений. Например, правители ранних тираний  в Греции порой довольно круто  ограничивали не только влияние, но и  частную жизнь знати и проводили  важные реформы. И поэтому некоторые  из них, « несмотря на весь свой тиранический эгоизм, а в некотором смысле и  благодаря ему, заложили основы будущего полиса» (Берве 1997: 37).
      Полнота функций верховной власти.
  Чем больше функций выполняет государство, тем больше это,  в принципе, говорит  о росте государственности19. Но поскольку объём функций в каждом государстве во многом зависит от конкретных условий (в частности от того, организует государство производство или нет). Это отличает ранние государства от аналогов, где внутреннее управление слабое (держится на традициях), а внешнеполитическая функция довольно развита, вроде конфедераций племён и городских общин, а также крупных политических объединений кочевников (например, хунну), в которых верховная власть, не вмешиваясь во внутреннее управление, могла контролировать внешнюю торговлю и военные акции (Крадин 1992; 2001а; 2002; Гумилёв 1993б; Барфилд 2002; 2006).
      Рост независимости источников дохода верховной власти.
   Доходы  раннего государства не всегда связаны  с налогами на подданных или принудительными  работами. Однако центральное правительство  стремится иметь независимые  источники дохода. Для реализации этой задачи оно должно либо обладать возможностью принудить население  к повинностям, либо ввести (создать) монополии на какие-то важные источники богатства, либо установить контроль за какими-то важными производственными или торговыми участками. Ибо и для раннего государства ещё так же, как и для сложного вождества, контроль необязательно должен быть полным, нередко он охватывает только какую-то важную часть экономики (см.: Earle 1997: 70; см. также: Миллер 1984).
   Момент  независимости в доходах существенно  отличает раннее государство от тех  аналогов, в которых система перераспределения  слаба и статична, слишком зависима от волеизъявления народа.
   §1.3 Новые принципы управления.
   В раннем государстве появляются новые принципы разделения труда по управлению обществом. Наиболее важными из них являются: 1)делегирование власти (делимость власти); 2)новое разделение функций (отделение исполнения от решений);3) изменения в комплектовании кадров управления;4) рост значения новых типов управленцев; появление властных вертикалей и некоторые другие.
   1)Делегирование власти означает возможность передать кому-либо власть в определённом объёме и на определённых условиях (обычно с ограниченным сроком) для выполнения каких-то задач и функций. Такая практика зародилась вместе с появлением сколько-нибудь институционализированной власти. Однако догосударственные и негосударственные общества в целом отличались слабой способностью к делегированию власти20
   2)Увеличение уровней сложности устройства и управления общая черта как ранних государств, так и аналогов. И в результате центру становится труднее поддерживать достаточно эффективную связь с периферией. В аналогах решение этой проблемы достигается в первую очередь за счёт гипертрофии традиций и доведения до предела прежних тенденций развития, развития, например наращивания числа и титулатуры вождей (а также разрастания их линиджей); более точного разграничения объёма власти региональных и верховных правителей; более чёткого закрепления тех или иных функций в руках определённых родов и линий; развития генеалогического принципа, а также сакральных, ритуальных и идеологических моментов, связанных с использованием власти.
   Во  многом похожие процессы идут и в  раннем государстве. Однако, помимо старых тенденций, там возникает и нечто  качественно иное, что по обозначению  Гринина как отделение исполнения функций верховной власти от неё самой (как носителя функций)21. В результате происходит качественно другое, чем прежде, разделение функций. Верховная власть, образно говоря, превращается в мозг, который управляет различными органами общества, а её задачи на местах исполняются специальными порученцами, представителями, функционерами, наместниками, специалистами22. Этот формирующийся аппарат управления становится «приводным ремнём» от верховной власти к обществу. В результате такого разделения функций и начинается та внутренняя специализация по Райту, в результате которой центральные процессы дифференцируются на отдельные действия, которые могут быть выполнены в разных местах и в разное время (Wright 1977:381).
   3)Наличие  развитого аппарата управления, не является обязательным признаком  раннего государства. И это  вполне объяснимо. По мнению  Гринина, дело в том, что  административный аппарат возникает  часто именно как добавочный, неосновной способ управления, и  только потом обнаруживаются  его преимущества. Поэтому в раннем  государстве он создавался в основном из наличного материала (а не из идеальных чиновников, которых просто не существовало) и, конечно, не был полностью профессиональным. Мало того, он лишь частично формировался из лично обязанных власти людей, а большей частью центр просто приспосабливал к своим нуждам уже сложившиеся формы самоуправления, управления и выполнения определённых функций теми или иными родами, слоями, корпорациями, выборными людьми23. Иными словами, аппарат управления в раннем государстве обычно не системный. Он заново формируется только в каких-то важных местах или направлениях.
   4) Виттфогель  говорил, что государство –  это управление при помощи  профессионалов (Wittfogel 1957:239; см. также: Weber 1947: 333 – 334 ). Но профессионал – это достаточно широко понятие. Оно включает в себя и наследственных профессионалов, то есть тех, кто от рождения предназначен для отправления тех или иных обязанностей. Именно такими являлись вожди разных рангов в вождествах, а также наследственные главы, старосты общин или их частей. Поэтому можно сказать, что во многих аналогах и догосударственных образованиях также управляли профессионалы.
   В ранних государствах наследственных и клановых24 профессионалов, занимающих свой пост или должность независимо от центра, также было не мало. Но постепенно всё более заметную роль начинают играть нового рода управленцы ( а также прежде маловажные типы управленцев).
    §1.4 Нетрадиционные и новые формы регулирования жизни общества.
  К таким формам Гринин относит:
  - реформирование и/или постепенное изменение управления и различных аспектов социальной жизни, включая «контроль и регулирование в некоторых сферах социальной деятельности (различных для каждого конкретного государства: от половых запретов до кровной вражды. – Л. Г.), которые в безгосударственных обществах являются прерогативой родственных групп» (Kurtz 1978: 183);
  - разрыв с традициями и тенденция к замене традиций политической волей (деятельностью управленцев или выборных лиц, правом, насилием, нормотворчеством власти и т.п.);
  - рост значения принуждения и контроля за исполнением, в том числе установление контроля за прежде автономными должностными лицами и органами (судами, старостами и т.п.)25;
  - изменения в системе поощрений и наказаний (в том числе их кодификация или детализация, появление новых форм поощрения и наказания, изменение круга или положения лиц, имеющих право осуществлять наказания и поощрения). При этом правители и администраторы, подобно индийскому Каутилье – автору «Артхашастры», были озабочены эффективностью наказаний: чтобы они не были ни слишком жестокими, ни слишком мягкими (иначе правителя могут свергнуть [Mishra and Mishra 2002]);
  - расширение или сужение полномочий должностных лиц для выполнения ими воли и политики верховной власти;
  - создание условий (особых законов; органов власти, надзора и контроля; новых должностей; изменение обязанностей местной власти и прочего), которые позволяют верховной власти создавать систему более регулярного контроля, добиваться принятия важных для неё решений и доведения их до населения.
  Стоить  добавить, что в каждом раннем государстве ( и даже на каждом этапе его развития) какие-то из перечисленных форм могли быть мало развиты, а какие-то – преобладать.
  В ранних государствах направленность на изменение  традиций становится более определённой и систематической.
  §1.5 Редистрибуция власти.
  В раннем государстве возникают тенденции  на усиление роли верховной власти и центра в распределении власти, на образование как бы силового ядра власти, влияние которого на общество становится всё более заметным, а постепенно в чём-то и определяющим. Эти центростремительные процессы Гринин называет редистрибуцией власти (Гринин 2001- 2006; Grinin 2002; 2003).
  Таким образом, редистрибуция власти – это процесс поддержания (и при возможности изменения) системы распределения власти и между центром и периферией, который позволяет верховной власти не только контролировать периферию, но и переориентировать потоки властных функций и действий на центр, где значительная часть власти (а также и материальных ресурсов) задерживается. Соответственно идёт процесс накопления в центре такого узла власти, который всё сильнее влияет на общество, всё сильнее стремится к аккумуляции дополнительной власти, ресурсов и информации.
  Редистрибуция власти – это ещё не централизация  государства в полном виде, но это  процесс движения к централизации, а вместе с этим к большей упорядоченности и регулярности в отношениях между властями всех уровней, рангов и линий; а также между населением и властью в целом. Редистрибуция власти связана и с некоторой унификацией отношений и норм в рамках державы. Она сильно влияет на развитие этнических, культурных, религиозных и других процессов. Всё больше дел и проблем совершается и решается под эгидой и заметным контролем верховной власти (в отличие от аналогов). А в результате её роль в управлении обществом имеет тенденцию к увеличению. Вследствие этого раннее государство гораздо быстрее, чем аналоги, начинает менять отношения внутри общества.  
 
 
 
 

Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства.
  §2.1Раннее государство как особая политическая организация.
    Некоторые характеристики раннего государства как организации.
1.Это политическая организация, нужная обществу лишь определённого размера и сложности (самое меньшее несколько тысяч жителей). До достижения этого размера социум вполне обходится иными, достаточно эффективными способами регулирования жизни и решения проблем. Известный африканист Ян Вансина говорил, что при наличии необходимых структурных черт становятся сопоставимыми «королевство», состоящее из одной – двух деревень, и такое громадное королевство, как древнее Мали 26.
2. Это  политическая организация возникает  лишь в обществе, имеющем определённый  производственный базис. Хозяйство  не должно быть присваивающим,  хотя охота, рыболовство и собирательство могут длительное время играть важную роль (особенно в «экспортных» отраслях). При этом важно, чтобы была возможность аккумулировать определённый объём прибавочного продукта, который хранился бы какое – то длительное время и мог легко отчуждаться. Тут многое, конечно, зависит от природных условий. Зачаточное и даже типичное ранние государства могли существовать и на незерновом хозяйстве (как в ряде районов Тропической Африки и в Океании)27.
    Существовали государства как преимущественно аграрные, так и (реже) преимущественно торгово-ремесленные. Но и большинство государств были аграрно – ремесленными  с более (например, Хеттское государство) или менее (Египет Древнего царства) развитой торговлей. Таким образом, в целом раннегосударственное общество имеет аграрно-ремесленно-торговый базис.
    3. Наличие  заметной социальной стратификации.
    4. Определённый  уровень структурно-управленческой  сложности. Это значит, что в  государстве должно быть не  меньше трёх уровней управления. Карнейро выделял 4 уровня: 1) деревня; 2) район (округ); 3) провинция; 4) государство в целом28.
  Существуют  те ранние государства, которые как  раз берутся за «образец», то есть на те, где имелся развитой бюрократический аппарат управления, например, империя Инков, государства третьей династии Ура в Шумере и Хаммурапи в Месопотамии, Египет Древнего царства. Тогда при внимательном наблюдении выясняется, что аппарат в них сосуществовал с недоразвитыми социальной структурой и этническими характеристиками, действовал в обществе без достаточно чёткой социальной стратификации (то есть ярко выраженных классов или сословий, более – менее зрелых отношений собственности на землю).
  Следовательно, говоря обобщенно, раннее государство  – всегда государство ассиметричное (непропорциальное): либо в прямом смысле неполное (структурно-функциально), либо избыточное (в отношении социально-этнический структуры общества).
  §2.2 Два типа ранних государств.
  1. Несоответствие  между ранним государством и  обществом.
  Итак раннее государство можно рассматривать  как форму политической организации, которая не позволяет ещё создать  достаточное соответствие между  собой и обществом. Но утверждение  о несоответствии раннего государстваи общества ни в коем случае нельзя трактовать так, будто между ними отсутствует  тесная связь. Государство как форма общества всегда отражает социальное и иное устройство последнего. Несоответствие – это не отсутствие связи, а такая связь, которая ресроспективно (с точки зрения эвлолюционных возможностей системы) выглядит неадекватной по сравнению с тем, что мы видим на более высоких этапах развития аналогичных систем.
  Поскольку многие ранние государства изобретали свои собственные, специфические формы  политической и административной организации, которые впоследствии оказывались  эволюционно тупиковыми, несоответствий между государством и обществом, естественно, было много. При этом иной раз связь между ними могла быть даже слишком тесной, если гос. форма годилась только для конкретного социума, а потому жестоко препятствовала изменениям. Ярким примером является организация греческих полисов, неспособных преобразоваться даже перед лицом потери независимости. «Парадокс греческой истории состоит в том, что основной её тенденцией было непрерывное и в общем малоуспешное стремление к преодолению полиса: непрерывное в силу несоотвествия однажды установленных полисных принципов…дальнейшему общественному прогрессу, а безуспешное ввиду того, что попытки преодоления полиса осуществлялись на полисной основе»29.
  2. Причины несоответствия между  государством и обществом в  раннегосударственной политии.
  2.1 Общеэволюционные причины.
  Раннегосударственные  политии только вырабатывают соц. и этническую структуру, политические и иные институты (например, частной собственности), а также идеологию и прочее, которые в своей совокупности характерны для более высоких стадий политогенеза. Иными словами, это значит, что ранние государства какие-то – в примитивном, а некоторые элементы в них и вовсе отсутствуют. Всё это вполне объяснимо с точки зрения эволюции. Сначало должны были  появиться успешные решения в отдельных сферах и институтах. В результате сложных и длительных процессов эти частичные достижения некоторых обществ в тех или иных областях становятся достоянием др. социумов. Постепенно появляются модели с более сложной структурой, и в конце концов новые генерации политий становятся более пропорциональными.
  К примеру  возмём, долгий путь распространения  письменности, бюрократии, права, профессиональной армии, института монархии и т.п. Тысячи лет прошли, например, пока появилось  христианство как мировая религия, которую отсталые народы могли прямо  заимствовать в качестве гос. идеологии.
  В Индии  гос. власть вынуждена была слишком  считаться с соц. установлениями, а идеология совершенно определённо  утверждала, что «государству надлежит сохранять дхарму 4-ёх варн»30.
  Мощная  бюрократия способна затормозить этнические процессы, как это было в Месопотамии. Сильная идеологизированная религия  препятствует появлению гос. идеологии  и наоборот. Например, в еврейском  государстве Хасмонеев, возникшем  во II в. до н.э. в результате так называемого  восстания Маккавеев против господства Селевкидов, попытки правителей изменить некоторые обычаи и церемониал и  взамен внедрить эллинистические институты вызывали упорные восстания населения31. В Китае, напротив, утверждение гос. идеологии конфуцианства препятствовало появлению развитой религии (буддизм даже в периоды его расцвета не играл решающей роли).
  2.2 Особые причины.
  Помимо  общеэволюционных, можно выделить и более конкретные причины, каждая их которых характерна для ряда государств, но не для всех:
  1) Ограниченность  потенций развития, вытекающая из  слабости производства. Ведь часть  ранних государств вообще не  имела зернового хозяйства, либо  слишком суровые природные условия  не давали возможности для  роста населения.
  2) Недостаток  исторического опыта. Нередко  это было связано с отсутствием  исторических традиций, примеров  соседей, письменности и т.д.
  3)Для большинства  государств главными являлись  внешнеполитические проблемыи обеспечение ресурсов для войн.
  4) Недостаток  ресурсов или нерегулярность  их поступления, сложность аккумуляции  при натуральной или полунатуральной  экономике. 
  Так было во Франкском государстве Карла  Великого (Дэвис 2005: 221), хотя в конце  жизни он осел в городе Аахене в  построенном там дворце.
   Где-то это приводит к  «разбуханию» учёта и контроля, как, например,в государстве третьей династии Ура в Месопотамии и империи Инков.
  5) Раннее  государство ещё очень долго  носит на себе печать своего  происхождения и особенностей  образования.
  Гринин  также отмечает важным, что возникновение любого конкретного государства всегда имело особые причины, конкретных лидеров, которые ориентировались на наличные условия, уровень общественного сознания, возможности.
  Вывод.
  Таким образом, раннее государство либо не могло  перерасти своего малого размера (подобно  грнческим и иным полисам), либо, вырастая в более крупную политию, не имело достаточных основ для  своего единства. Результатом являлись частые распады, перекомбинации, исчезновение одних и возникновение на их месте  других государств, доительные периоды  децентрализации и т.п.
  3. Две модели несоответствия между  ранним государством и обществом.
  3.1 Взаимодействие политических и  социальных процессов.
  Существует  множество вариантов соотношения  политических и социальных структур общества. Власть может опираться  на какие-то важные отношения и традиции либо, напротив, уничтожить их32.
  Во многих случаях соц. процессы опережали  развитие политической сферы. Таким  было появление городов в Западной Европе. Например, кастовая система в Индии образовалась без особого вмешательства государства.
  В целом  же в плане соответствия государства  и общества Гринин выделяет 2 противоположные  ситуации: в одних государствах наблюдалась  одна, а в других другая - диспропорция:
  1. Развитие  политических (административных) моментов  опережает развитие соц. и идеологических  и часто затормаживает и искажает  их.
  2. Соц. (религиозные)  институты обгоняют политические, государство не способно приспособиться  к новым реалиям, что в конечном  счёте ведёт к кризису.
  Второй  случай в истории был более  распространённым.
  Неполнота гос. организации – это характерная  черта большинства ранних государств.
  3.2 Несоответствие  как избыточность государства.  Общая характеристика «избыточных»  государств.
  Итак, большинство  ранних государств оказывались недостроенными. Однако были и такие, к которых  гос. контроль, напротив, достигал очень  высокой степени развития, а аппарат  мог быть даже чрехзмерным.
  В Японии сверхбюрократизация была связана  с попыткой заранее определить место  и «просчитать» наперёд любую  возможную ситуацию, добиться максимальной предсказуемости во всех областях гос. процесса, однозначности любой ситуации. При этом иерархичность бюрократии была столь тщательно продуманной, что «ни один член гос. организма не мог быть равен другому»33.
  §2.3 Империя инков.
    Достижения. Проблемы исторических  источников.
  Государство инков просуществовало немногим более столетия (15-16 вв.), пока не пало под натиском испанских завоевателей во главе с Писсаро в 20-30-ые годы 16 века. Оно возникло в Перу – регионе с богатой тысячелетней историей. Первоначально небольшая полития инков за несколько десятилетий 15 в. выросла в сотни раз и превратилась в мощную империю34.
  С севера на юг она простиралась почти на 5 тыс. км. Её территория сост. 800 тыс. – 1 млн.кв. км., а население – от 3 до 37 млн. человек35.
  Являясь завоевателями, инки образовали высший слой населения и жреческой знати. Они наделялись земельными участками  и работниками из покорённых племён. Жрецы составляли особые корпорации, которыми управляло высшее жречество, находящееся в Куско (столице) (Бадак  и др.1996б:67).
  Несмотря  на отсутствие письменности36, инки создали весьма внушительную и сложную административную систему, построили сеть общеимперских дорог, города и храмы, имели школы для детей высшей элиты. Для эффективной эксплуатации населения использовался ряд соц. изобритений.
  Инки пытались и культурно консолидировать  общество путём навязывания своего языка кечуа.
  В обществе инков отношения были строго регламентированными. Расписывалось кому что есть, носить, использовать (см.: Зубрицкий 1975: 68)37. В тоже время существуют сведения, что власть заботилась, чтобы её подданные имели гарантированный кусок хлеба, а старики освобождались от работы38.
  Империя инков окончательно пала в 1537 году.
  §2.4 Египет древнего царства.
  Важнейшие сведения о соц. - экономических отношениях в Египте того времени являются рисунки и надписи, сделанные в гробницах древнеегипетских вельмож39. По тогдашним поверьям, такие изображения позволяли покойнику в другом мире иметь то, что он имел в этом.
  Что касается правящего слоя, то важнейшую его  часть составляли вельможи. С одной  стороны эти указания вроде бы носили наследственный характер, с  др. – они сами хвалятся тем, что  поднялись по соц. лестнице.
  Таким образом, вельможи с одной стороны являлись обычными назначенцами, но с др.- людьми, которые имеют вполне определённые права на свои должности. Они владели и собственным имуществом, которое состояло частью  из наследственных пожалований.
  Что касается о роли ранней централизации Египта, он был первым в истории человечества централизованным государством с сильной  царской властью, которое к тому же возникло очень быстро и существовало очень долго.
  Влияние государства на общество следующее:
  -производство техники оставалось слабым,
  -централизация не просто повлияла на соц. структуру, но и в значительной мере создавала и меняла эту структуру,
  - всё население Египта служило государству или должно было выполнять для него повинности.
  §2.5 Старовавилонское царство.
  Когда бюрократическое  государство III династии Ура в конце XXI века до н.э. распалось под ударами  кочевников амореев, начался так  называемый старовавилонский период истории Месопотамии государство Хаммурапи (18-17 вв. до н.э.).
  Это было достаточно продвинутое государство, с упорядоченной и строго централизованной административной системой, с мощным перераспределительным аппаратом  и писаным правом40. Оно просуществовало почти 200 лет, хотя постепенно слабело, теряло территории и позиции, пока не пало под ударами хеттов и касситов.
  Исследователи отмечают, что в государстве Хаммурапи  уже сложилились структуры, которые  в дальнейшем будут воспроизводиться во многих государствах Востока (Васильев 1993: 91-92), что в нём царская власть впервые не ограничивается никакими политическими органами (Дьяконов 1983:370).
  Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников царей III династии Ура – Хаммурапи меньше использовал рабочие отряды в царских хозяйствах. А земля раздавалась непосредственным производителям. В Месопотамии этого времени гораздо выше, чем в Египте древнего царства и тем более у инков, были развиты товарно-денежные отношения, а государство придавало их регулированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Раннее государство: определения и сравнения.
§3.1 Различные определения государства.
1. Сложности определения государства.
     Прежде чем как начать с  самого определения раннего государства,  я бы хотела рассказать о  государстве, о его сущности, о  том как оно появилось, превратилось  в государство, какое развитие  получило в дальнейшем.
Итак, в  истории реально существовали политические образования, которые можно назвать  государством, но можно и иначе41. С научной точки зрения, некоторые учёные могут назвать любую политию государством, либо «отказать» ей в таком статусе. Это зависит от их научной позиции и аргументации. Например, кто-то назовёт Афины безгосударственным обществом, Афины не станут Римом.
   По  мнению русского учёного Л.Е. Гринина  выделяются основные сложности при  определении государства:
1)поскольку  определение – это не просто  процедура, но часть (нередко  даже центральная часть) концепции,  постольку его введение или  использование требует дальнейших  шагов?
2)определение  государства охватывает очень  объёмный материал?
3)не  стоит забывать и то, насколько  разнообразны функции политической  власти, а также то, что у неё  нет однозначно и жёстко закреплённых  функций и сфер влияния. Она  регулирует, прежде всего, те отношения  и ставит те цели, которые считает  наиболее важными для себя?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.