На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие воображения у младших школьников с умственной отсталостью посредством изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  воображения у  младших школьников с умственной отсталостью  посредством изобразительной  деятельности. 
 

Курсовая  работа 
 
 

Выполнила: студентка
531 группы дневной формы обучения
 факультета  СПиП 
Вдовина Татьяна Алексеевна
      Руководитель: Наталья Владимировна Ильченко  
 
 
 

Омск 2008
Оглавление 
 

Введение                                                                                                            3
Глава I. Теоретический аспект развития воображения у младших школьников.
    1.  Определение понятие воображения, его функции.                          5
    2.  Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников.                                                                                               8
    3.  Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.                                                                                  10
    4.  Коррекционно-развивающее значение уроков изобразительного искусства во вспомогательной школы.                                                    12
    5.  Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию.                                                          17
Глава II. Исследование методики  диагностики воображение младших школьников.
    1. Методика «Нарисуй что-нибудь».                                                         22
    Заключение                                                                                                       24
    Список литературы                                                                                          25 

              
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. На деле воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле  все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
На ранних этапах формирования специальной педагогики изобразительная, художественная деятельность не считалась фактором разносторонней коррекции развития умственно отсталого ребенка. В процессе хорошо организованного обучения изобразительной деятельности умственно отсталые дети развиваются во многих отношениях. В связи с этим возникает необходимость изучения ее влияния на формирование познавательной деятельности (воображения, восприятия, речи, памяти), качеств и умений, необходимых в труде (целенаправленность, самоконтроль), интереса к данному виду деятельности.
Смысл психологического изучения данного вида деятельности умственно отсталых учащихся заключается  не только в установлении тех или  иных особенностей развития. Оно не должно ограничиваться и научным  обоснованием коррекционной работы. Коррекция подчинена главной цели вспомогательного обучения и воспитания – осуществлению как можно более эффективного и по возможности разностороннего развитие учащихся вспомогательной школы, подготовке их к посильному труду и самостоятельной жизни в обществе.
Психологические особенности изобразительной деятельности недостаточно освещены в специальной  литературе. Это обстоятельство существенно  затрудняет научное обоснование  методики рисования.
Цель исследования: выявить особенности развития воображения  и изобразительной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект  -  процесс развития воображения и  изобразительная деятельность младших  школьников с нарушением интеллекта.
Предмет  -  особенности воображения и изобразительной  деятельности младших школьников.
В ходе нашей  деятельности были решены следующие  задачи:
1. Изучить теоретическую  и методическую литературу.
2. Выявить особенности  воображения и развития изобразительной  деятельности у младших школьников  в норме и в патологии.
3. Подобрать методику для выявления особенностей воображения ребенка.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический аспект развития воображения младших школьников.
      1. 1  Определение  понятия воображения,  его функции. 

      Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
      Загадочность  этого феномена состоит в том, что до сих пор почти не известно о механизме воображения, в том числе, о его анатомо-физиологической основе.
      Воображение имеет большое значение в жизни  человека, влияет на его психические  процессы и состояния и даже на организм. Это побуждает нас 
      выделить  и специально рассмотреть проблему воображения.
      Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею [11]. Одной из специфичностей человека, отличающей его от животного, является его способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой, ситуации, что даёт возможность человек, в противоположность животному, сознательно преодолеть «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации [10].
      Воображение выводит людей за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
      Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднительны, или просто нецелесообразны.
      Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
      Стимулирующую деятельность человека роль играет воображение, создающее образы мечты, т. е.  мечтание, которое Писарев характеризовал как «побудительную причину», заставляющую человека «предпринимать и доводить до конца обширные утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни». Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия. Во всех этих случаях налицо активирующее, стимулирующее поведение субъекта действие воображения!
      Но  с другой стороны, общеизвестно и  обратное – снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремлённость, способность к усилию, направленному на достижение цели («Маниловщина»!). И в этом случае воображение, проявляющееся в своей пассивной форме, опять-таки является одним из факторов поведения но фактором негативным, т. к. воображаемое достижение цели, удовлетворяя в какой-то мере потребность «аутистически» замкнутого в мире своих мечтаний человека, находящего убежище от реальных трудностей в воображаемом мире своих мечтаний, тем самым подрывает силу, мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию[10].
      В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [11]. 
 

      1. 2  Психолого-педагогическая  характеристика воображения  младших школьников. 

      Деятельность  творческого воображения оказывается  очень сложной и зависящей  от целого ряда самых различных факторов. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ситуации развития, на которой стоит ребёнок.
      Существует  мнение, что у ребёнка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и согласно этому взгляду по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода.
      Ребёнок живёт в фантастическом мире более, нежели в реальном. Известны искажение реального опыта, преувеличение, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребёнку. Но этот взгляд не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении вопроса[1].
      Воображение - это процесс преобразования образа в наглядном плане. Оно становится видом деятельности, которая формирует новые понятия, т. е. способствует переходу от чувственного к рациональному, и прежде всего от представления к понятию[8].
      Огромная  роль в играх детей принадлежит  подражанию. Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка – творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
      Воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность  воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
      Именно  с накопления опыта начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем  при  равных условиях богаче должно быть воображение. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается  в необходимости расширять опыт ребёнка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
      Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения  и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском смысле этого слова, т. е., что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно больше, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого [13]. 
 
 
 
 

      1. 3  Особенности  изобразительной  деятельности младших  школьников. 

      В 1 класс приходят дети, получившие разное воспитание и разную подготовку к  школе: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду.
      Исследование  развития изобразительной деятельности у учащихся 1 и 2 классов имеет особо важное значение. Здесь впервые закладываются у учащихся основы знаний и умений реалистического изображения.
      На  первой стадии развития изобразительной деятельности в школьном возрасте учащиеся еще не исправляют ошибок своих рисунков или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших кусков изображения. Самым обычным способом исправления рисунков в младшем школьном возрасте является выполнение этого изображения на новом листе бумаги.
      Первый  период рисования в начальных  классах можно назвать периодом повествовательного изображения. Рисунок  для ребенка является перечислением  описываемых деталей. Это явление объясняется тем, что учащийся старается наиболее полно рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображает каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями, был виден на рисунке  [7].
      Характерной особенностью изобразительной деятельности этого периода является то, что дети еще «не знают» трудностей изображения. Они охотно изображают любой предмет – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, не идут далее простого узнавания изображаемого. Детей интересует главным образом, «что», а не «как» изображено. В выборе предмета изображения ребенок исходит из интереса к самому предмету, а не из легкости изображения.
      Учащиеся 1 2 классов обычно без специального обучения не сопоставляют свой рисунок  с оригиналом в процессе изображения. Если в  1 классе  во время рисования с натуры спрятать кувшин, являющийся натурой, дети могут и не заметить его исчезновения. При систематическом обучении детей рисованию с натуры у них сравнительно быстро изменяется отношение к ней. Г. В. Лабунская, которая проводила экспериментальное обучение рисованию в 1 классе, отмечает, что уже во втором полугодии дети начинают понимать, что рисовать с натуры, не видя натуры, нельзя. О. И. Галкина экспериментально показала, что дети  3 класса уже очень хорошо справляются с задачей сопоставления своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего рисунка  [7].
      Наибольшей  трудностью в обучении младших школьников рисованию с натуры является отсутствие общепринятой системы обучения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как ее изображать. Можно без преувеличения сказать, что 99% всех неправильностей изображения у младших школьников определяется отсутствием построения рисунка. Ученик рисует, как выйдет, а не строит по определенным расчетам. Уже в 1 классе для ребенка доступны такие простейшие расчеты – высота предмета равна десяти делениям линейки, а ширина – четырем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – два и т.п.
        Небольшие задания дети выполняют  под контролем руководителя очень  хорошо, но они еще не могут  самостоятельно переходить от  одной задачи к другой, а тем  более не могут самостоятельно  ставить их в процессе изображения.  Дети на этом уровне формирования изобразительной деятельности всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и постоянно забывают о цели, которой необходимо подчинить эту текущую деятельность. 
 
 

      1. 4  Коррекционно - развивающее значение уроков изобразительного искусства во вспомогательной школе. 

      Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, которое вызывает к  себе эмоционально- положительное отношение  учащихся. В ней заключены большие  возможности для эффективного воздействия  на развитие умственно отсталых детей.
      Особое  значение имеет общий подход к  рисованию как к учебному предмету в условиях специального обучения и  воспитания. Основополагающая задача изобразительной деятельности во вспомогательной  школе состоит не только в том, чтобы научить детей изображать какие- либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимально использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих умственно отсталым детям недостатков.
      К началу школьного обучения олигофрены - дебилы не достигают того уровня восприятия, представлений, двигательной координации, который характерен для нормально развивающихся детей такого же возраста. Особенно нарушенными оказываются интеллектуальные компоненты деятельности, что закономерно ведет к изменению динамики общего развития умственно отсталых школьников  [6].
      Олигофренов отличает от учащихся начальной общеобразовательной  школы более низкий уровень графической  деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки изображения предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, длительное время и исправляются с большим трудом.
      Для рисунков, выполненных учащимися  вспомогательной школы, характерны: весьма упрощенная передача формы и ее двухмерное отражение на плоскости; неполнота, фрагментарность изображения; значительные нарушения пропорций и примитивное, неправильное расположение частей изображаемых предметов, несоблюдение реальной окраски, тенденция к многократному повторению одной и той же формы (моторные персеверации); наличие большого числа нелепых изображений  [5].
      В различных видах рисования (с  натуры, декоративное, тематическое) отчетливо  проявляется своеобразие умственно отсталых школьников; недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями; недостаточно развитое умение использовать образец и обусловленные этим недостатки планирования при построении  рисунка; слабо развитое умение самостоятельно находить и исправлять свои ошибки в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля; механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания; ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изобравшиеся предметы и явления  [6].
      Систематические целенаправленные занятия обеспечивают у значительного большинства учащихся стойкую возрастную динамику как в характере изобразительной деятельности (повышается познавательная активность, устойчивость и организованность в работе, улучшается наблюдательность, совершенствуются элементы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение), так и в продуктах этой деятельности (увеличивается количество деталей и специфических признаков изображаемого, точнее передаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника рисунка).
      Под влиянием изобразительной деятельности особенно большие изменения происходят в двигательной сфере школьников: совершенствуются произвольные графические действия, развивается саморегулирование движений, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на овладение техникой письма  и формирование трудовых навыков. Предметные действия, осуществляемые детьми на уроках рисования в связи с обследованием объекта изображения, позволяют совершенствовать общую моторику, способствуют развитию активного осязания, установлению зрительно-кинестетических условных связей  [13].
      Уроки изобразительного искусства, их зрелищный  характер, благотворно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы постепенно расширяются возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, повышается эмоциональная отзывчивость, появляется стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки.
      Занятия рисованием могут быть рационально  использованы как надежное средство активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения детей в учебном процессе. Заметные изменения происходят в грамматическом строе речи, обогащается и конкретизируется словарь школьников  (главным образом за счет специальной лексики).
      Развитие  речи учащихся в процессе изобразительной  деятельности  может происходить  только под руководством учителя и лишь при условии, что эта задача ставится как специальная  [3].
      В качестве педагогических средств усиления речевой активности школьников на всех этапах учебного процесса можно использовать различные приемы: побуждение ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с целью создания эмоционального  отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описание структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисунком; решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображения между собой в процессе выполнения задания и т. п.
      Наибольший  коррекционный эффект на занятиях рисованием дает неосложненный исполнительной (графической) деятельностью этап обучения, предваряющий собственно изобразительные действия учащихся. Имеется в виду комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих включение учащихся в активную работу и создание материальной основы для осознанного и целенаправленного выполнения рисунка. Построенная с опорой на предметно-практическую деятельность и рациональное использование рецепторов ребенка (в сочетании со словом), предварительная ориентировочно-исследовательская работа интенсифицирует познавательную деятельность умственно отсталых школьников.
      В общей системе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками значительное место занимают вопросы пропедевтики и пути формирования готовности умственно отсталых первоклассников к изобразительной деятельности. Пропедевтический период представляет собой очень важный этап в построении коррекционно-воспитательной работы. Он дает возможность не только обеспечить усвоение детьми необходимых исходных знаний, умений и речевых средств, но и объективно определить индивидуальные особенности каждого ученика, прогнозировать систему коррегирующих мероприятий на уроках изобразительного искусства. Педагогически значимой в этой работе является организация сенсорной деятельности учащихся в тесном взаимодействии с предметно-практическими и графическими действиями, а также воспитание эмоционально-положительного отношения к рисованию. Это предполагает: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и упражнений, связанных непосредственно с изображением; рациональное применение наглядных, словесных и практических средств обучения; максимальное увеличение объема графических заданий; расширение практики использования сенсорных эталонов в конкретной и интересной для учащихся работе. Существенный момент каждого урока рисования – проведение в игровой форме гимнастических упражнений для кистей и пальцев рук  [6].
      Результативность  продвижения первоклассников в пропедевтический период обучения зависит от соблюдения ряда требований. К ним относятся: насыщение всех этапов урока конкретной умственной и практической деятельностью самих учащихся; соединение предметно-практической деятельности школьников с деятельностью изобразительной; максимальное использование наглядно-действенных способов обучения в сочетании со словом; разнообразие и вариативность графических заданий, выполняемых в течение одного урока; эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности; систематическое направляющее и коррегирующее воздействие учителя.
      Комплексный подход к вопросам формирования элементарной графической деятельности, предусматривающий  развитие у детей сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать специальные задачи уже в 1 классе.
      В процессе эксперимента установлено, что  основополагающим в работе каждого  олигофренопедагога должно быть направленное руководство познавательной активностью школьников, несколько опережающее их графические действия, в совокупности с развитием речевой, эмоционально-волевой и моторной деятельности учащихся [5].
        
 
 
 
 
 
 

      1. 5  Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Интерес к рисованию. 

      Подавляющее большинство учащихся коррекционной школы,  особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Лишь в отдельных случаях можно услышать: « Я не знаю, что рисовать».
      Особую  активность учащиеся проявляют во время  «свободного» рисования, когда педагог  не ограничивает их в выборе темы, не побуждает к рисованию с натуры определенного предмета. Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранее изображавшиеся ими излюбленные предметы. Они охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе  [6].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.