На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Научно-техническая политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
    Введение
 
    Особенности научно-технической политики НЕОБХОДИМОСТЬ
 
    Направления совершенствования инновационной  политики развитых стран
 
    3.1  В законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР 

     3.2  В сфере государственной безопасности и поддержки  

    3.3  В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества

Введение

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .
     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
     Анализ  деятельности субъектов инновационной  деятельности, стадий инновационного процесса прослеживается в работах  Р. Верона, Дж. Даннинга, П. Дракера, Ч. Киндельбергера, Р.Коуса, Д. Куинна, Г. Менша, Р. Рича Э. Тоффлера, Л. Уэллса, П.Фишера, Дж. Форреста, К. Фримена, С.Хаймера, И. Шумпетера и д.р. Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассмотрены в работах отечественных ученых: Багриновского К.А.; Белорусова А.С.; Глазьева С.Ю.; Голиченко О.Г.; Гохберга Л.М.; Дынкина А.А.; Ивановой Н.И.; Карцева Д.А.; Кузьминова Я.; Макарова В.Л.; Орешкина В.А.; Рыбалкина В.Е.; Сагиевой Г.С.; Товстых Л.Е.; Циренщикова B.C.; Шамраева А.В. и др.
     Целью исследования является изучение процесса формирования инновационной политики развитых стран мира, с учетом особенностей государственного регулирования инновационной деятельности и международной интеграции в области НИОКР, а также формулирование направлений и перспектив развития инновационной деятельности в рамках пространства экономически развитых стран. В связи с этим в работе поставлены и решены следующие задачи:
    выявлены особенности и перспективы инновационной деятельности в развитых странах;
    охарактеризована мировая практика финансового и правового регулирования инновационной сферы в развитых странах;
    определены и сформулированы основные направления инновационной деятельности, с учетом протекающего процесса ускоренной интеграции в мировом экономическом пространстве.
     Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сего дня.
     Объект  исследования инновационный сектор деятельности развитых стран в мировой экономики.
     К трудности исследования проблемы относится  то обстоятельство, что многие статистические материалы, касающиеся производства и торговли высокотехнологичной продукцией, не публикуются в открытой печати.
 

Особенности научно-технической  политики

 
     Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое (табл. 1). 

Табл. 1 Регулирование инновационной деятельности со стороны государства
Виды  регулирования Способы регулирования
1 2
 
Организационное регулирование инновационной деятельности
    развитие инновационной инфраструктуры;
    обеспечение приоритета инновационной деятельности;
    моральное поощрение авторов инноваций;
    содействие модернизации;
    развитие интеграционных процессов;
    развитие международных связей
 
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности
    развитие предложения инноваций;
    расширение спроса на инновации;
    содействие конкуренции в инновационной сфере;
    развитие предпринимательства;
    обеспечение занятости в инновационной сфере;
 
    развитие  лизинга наукоемкой продукции;
    инвестиции в инновации;
    создание благоприятного инвестиционного климата
 
 
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности
    охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
    охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;
    защита промышленной, интеллектуальной собственности;
    развитие договорных отношений
 
     Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма.
     В настоящее время экономисты по степени  активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
    в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
    вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
    третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
     Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
     Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
    создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
    оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
    поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.
     Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3% [1] .
     Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. Прогнозы по финансированию инновационной деятельности развитыми странами, с учетом показателей с 1985 г. представлены в табл. 2. 

     Табл. 2 Прогноз финансового обеспечения науки развитых стран, (по доле расходов на НИОКР в ВВП, %) [10].
Год США Япония Германия Франция Великобритания Италия Канада
1 2 3 4 5 6 7 8
1985 2,8 2,6 2,7 2,3 2,3 1,1 1,4
1990 2,7 2,9 2,8 2,4 2,2 1,3 1,5
1995 2,6 2,7 2,5 2,4 2,2 1,3 1,5
2005 2,8 2,9 2,7 2,4 2,3 1,7 1,6
2025 3,0 3,0 2,5 2,3 2,6 1,8 1,9
 
     Особое  место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.
     Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
     Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.
     Подсчитано, что в целом амортизационные  и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.
     Законодательные нормы весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, в развитых странах патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение.
     Создание  социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт.
     При всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Характерным свойством инновационной политики является широта воздействия, которое нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат.
     Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.
     Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50% [5].
     Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
     С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной  экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса.
     В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.
     Во  Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева».
     Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
     На  сегодняшний день в Японии, государственные  расходы на НИОКР увеличились  до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные  исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
     МВТП  Японии не только определяет стратегию  общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие инновационной деятельности, таких как льготное кредитование и страхование, частичное освобождение от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы: целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
     Японская  модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
     Стратегия технополисов - это стратегия прорыва  в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.
     Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
     Германия, Англия, Франция - эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 % [7]. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
     На  основании материалов предыдущих разделов работы можно выделить следующие особенности инновационной политики развитых стран мира, однако учитывая определенную специализацию стран в каждом направлении (табл. 3): 

 

      Табл. 3 Особенности инновационной политики развитых стран мира.
Направление инновационной политики Специфика Страны
1 2 3
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия.
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания.
Дания, Норвегия,
Швеция.
  Развитие фундаментальных  исследований Великобритания, Швеция.
Стимулирование  инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование  сближения университетов и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку  и инновационную сферу и привлечение  национального частного капитала Израиль, Финляндия, США.
Стимулирование  инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Корея, Малазия.
  Стимулирование  инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония. Новая Зеландия.
Интеграция  в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды. Китай
Технологическая специализация Корея, Малайзия.
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия.
Стимулирование  инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия
 

Направления совершенствования  инновационной политики развитых стран

 
     Каждая развитая страна мира сталкивается со своими препятствиями на пути успешного внедрения инновационной деятельности (табл. 4). 

     Табл. 4. Основные причины, препятствующие внедрению технологий
Причины Страны Япония США Германия Италия Франция Канада
Финансирование     x x    
Законы и политика X x x   х x
Общественное мнение X x x x х x
Инфраструктура         х  
Соображения секретности   x       x
Забота об экологии и сохранении ресурсов            
Инвестиции в НИОКР X   x x    
Уровень образования   x       x
 
     Вышеуказанные проблемы и формируют следующие направления совершенствования инновационной политики развитых стран мира: в законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР, в сфере государственной безопасности и поддержки, в области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества.
     В законодательной  сфере:
    совершенствование нормативной правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности, не только на уровне отдельного региона или государства, а и на уровне международных объединений европейского и американского пространств.
    обеспечение эффективной реализации заказчиками научно-технической продукции прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научно-технической деятельности;
    регламентация передачи прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет бюджета;
    закрепление в нормативно-правовом порядке за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научной и научно-технической деятельности, в том числе связанной с интересами обороны и безопасности страны;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.