На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История искусства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Введение…………………………………………………………….1 

Древний Восток как культурная целостность…………………2 

Особенности культуры Древней  Месопотамии………………..5 

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии………..8 

Искусство Древнего Египта………………………………………10 

Культура  Древнего Китая…………………………………………16 

Заключение………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 -1-
                 Введение 

      Одна из центральных  проблем  понимания  древнего  мира  -  осмысление
многообразия  и  уникальности  древних культур,  отдаленных   от   нынешних
временем и  пространством. Все они,  взятые  вместе  и  представляющие  некое
цивилизационное целое, своим многообразием и  уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации.  Именно в этой роли, своими  достижениями,  базой  для  создания  нынешнего  научно- технического мира, их культурное единство и обретает  значимость.  С  другой стороны,  если  считать   цивилизацию   нравственным,   интеллектуальным   и техническим   оснащением   культуры,   как   способа   преодоления   этносом исторического пространства на одной и той же географической  территории,  то здесь  на  первый  план  выходит  своеобразие  культур  и   их   способность сосуществовать,  не  проникая  друг   в   друга.   Более   того,   состояние современного общества перестает  быть  обязательным,  становятся  возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада  около  500  лет до  н.э.  пережили  коренной  исторический  поворот  -  появление   человека современного  типа.  Пришел  конец  мифологической  эпохе  с  ее   спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с  мифом,  вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы  пользуемся  по  настоящее  время, закалывались основы мировых религий. В  Индии  в  настоящее  время  возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы,  в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции -  это  время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
      Именно тогда перед человеком  открылись и собственная  беспомощность   и
величие  окружающего  мира;  для  жизни   понадобились   новые   способы   и
инструменты ее организации. Человек ищет  новые  ответы  на  вопросы,  ранее
принятые на  веру,  пересматривает  свои  решения,  обычаи  и  нормы.  Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем  ранее  он  не  задумывался,  и
благодаря этому  открывать в себе все новые  возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 -2-
         Древний Восток как культурная целостность. 

     Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой
стороны, древние  греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко
на восток. Кроме  того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные
исторические  эпохи проводилась по-разному, и  её расположение в процессе
исторического рассмотрения следует каждый раз  уточнять.
    Древний  Восток как культурная целостность  включает в свой состав
культуры Южной  Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд
авторитетных  исследователей считает, что древние  культуры Южной
Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто  географическом
смысле они  и не являются «Востоком», типологически  также должны быть
отнесены к  древневосточной цивилизации, поскольку типологическое
сходство действительно  очень велико.
    Значение  Древнего Востока в истории  общечеловеческой культуры
огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного
строя и происходит переход к осёдлости. Здесь появляются первые
государства, частная  собственность, первые системы письменности,
создаются условия  для разделения труда и проявления социальных классов.
Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной
точкой которой  был первобытнообщинный строй.
    В  литературе можно встретить разные  термины для обозначения
культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в.
Г.В.Ф.Гегель предпочитал  пользоваться термином «восточная деспотия»,
подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем
Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии,
говорят о Древнем  Востоке как о раннем рабовладельческом  обществе, имея
в виду экономическую  структуру. В тех работах, в которых
предпринимаются попытка выявить специфику древневосточной культуры в
целом, можно  встретить самые различные термины  для обозначения этой
специфики.
    Так,  в известной книге западного  учёного Карла Витфогеля 
«Восточный деспотизм» вводится не слишком изящно звучащий по-русски
термин «гидравлические общества» (может быть, лучше было бы перевести:
«гидравлические общества»). Витфогель пишет: «Примитивный человек знал
регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но
поскольку он зависел  от собирательства, охоты и рыболовства, он мало
нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он
научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он
начал принимать  во внимание возможности земледелия на сухих участках
                                          -3- 
земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было
больше, чем в  кратковременном дожде. Лишь тогда  он начал манипулировать
заново открытыми  свойствами старого окружения посредством
хозяйствования  на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или)
регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое
земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления  деспотических
структур правления  и общества». Таким образом,
Витфогель справедливо  обращает внимание на роль рек и  орошения в
становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это – «культура
речных долин», или «речная» цивилизация.
    В  ряде других западных работ,  посвящённых исследованию
древневосточной культуры, можно встретить такие  термины, как
«территориальное  царство», «храмовое государство», «космически
империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости  и территории в
этом типе культуры, значение храмов и астрологических  сведений для их
становления.
    Ещё  раз повторим, что главной особенностью  большинства культур
Древнего Востока  является то, что основная часть их территорий – долины
крупных, полноводных  рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те
природные условия, которые совершенно не подходили  для первобытной
родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не
менее, как мы увидим позже, именно эти неблагоприятные природные
условия стали  основой принципиально иного, по сравнению с культурой
родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословным, рассмотрим в
качестве иллюстрации  один из древнейших образцов этого нового типа
культуры. У историков  существует даже такая крылатая фраза: «История
начинается в  Шумере» (так называется и известная  книга).
    Одна  из ранних и наиболее характерных  форм древневосточной культуры
представлена  шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух
рек – Тигра  и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле
слова) образовалась постепенно в результате того, что  наносы Тигра и
Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся
болотная равнина  вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было
сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носили целые тучи
комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что
доказывается  отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита.
    Культура, созданная в бассейне Тигра  и Евфрата, была результатом
взаимодействия  и сотрудничества многих народов. Население  двуречья не
было  однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока
к берегам Тигра  и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык
которой учёные до сих пор не могут отнести  к какой-либо языковой семье.
С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих
переселенцев  в дальнейшем получила название аккадцев (по названию
города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок
                                    -4-
древнееврейскому  и арабскому. Переход от родовой  организации к
государству в  рассматриваемой культуре продолжался  примерно с середины
V тысячелетия  до н. э. до середины III тысячелетия  до н. э. Возникают
первые города, которые вступают между собой  в ожесточённую и
непримиримую  борьбу. Первые формы государственности  и возникают в
результате этой борьбы. Особо возвышается город  Вавилон (точнее, Бабили
– «врата бога»), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее
современного  Багдада.
    В  развитии культуры пальма первенства  очень часто принадлежала
шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские  народы, прежде
всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее
название «вавилонской». Из истории известно, что шумеры в Двуречье
ассимилировались  и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их
культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы.
Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской
культуре.
    В  шумеро-вавилонской культуре мы  находим все характерные черты
древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая
письменность. Внешний  вид знаков со временем упрощался, и  постепенно
Нои превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным
материалом для  письма служила мягкая глина, которой  придавали самую
различную форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В  результате того, что
писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки,
прямая линия  превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности -
 клинопись.  Далее, характерной чертой  шумеро-вавилонской  культуры было
строительство особых, ранее не известных  культовых  сооружений –
храмов. Стены  храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они
были ориентированны по сторонам света. Строительным материалом служила
преимущественно глина.
    Ещё  одной характерной чертой было  развитие и особая роль
астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а
астрология, которая  вообще играла огромную роль в древневосточной
культуре. Фундаментальное  значение в этой культуре играет вера  в
воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные
гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В
шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные и лунные
затмения, был  создан солнечно-лунный календарь. Была развита и
математика, основывающаяся на шестидесятеричной системе счисления.
    Одной  из древнейших считается и  шумеро-вавилонская мифология,
содержащая уже такие «бродячие» мифологические сюжеты, как миф о
сотворении мира, потопе. Появляются и характерный  земледельческий миф
об умирающем  и воскресающем боге.
    Типологически  схожие черты мы находим также  в культуре Ассирии,
культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.
                 -5-
         Особенности культуры Древней  Месопотамии 

      Вплоть до середины XIX в. культурная  жизнь народов, некогда населявших
эту  обширную  часть  земного  шара,  оставалась  почти  совсем  неизвестной
человечеству. Сведения,  почерпнутые  из легендарных библейских  сказаний,
равно как и  описания древних городов,  сделанные  греческим  историком  5-го
века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником  знания.
Причиной  подобного  неведения  было  полное  отсутствие  каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные  войнами,  пожарами и наводнениями  они  просто  исчезли  с  лица  земли.  Сырцовый  кирпич,  из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий  Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа  быстро  довершала  те разрушения,  которые  производили  люди.  Заброшенные  и  опустевшие,  после кровавых битв и падения той или иной государственной власти,  города  быстро приходили в  ветхость  и  зарастали  землей.  На  их  месте,  правда,  могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
             Древнегреческие  храмы  и   пирамиды,  сложенные  из  гигантских
каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей  и  природных стихий,  продолжали  и  продолжают  поныне  горделиво  выситься  над  земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и  башни  городов  Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили  и поглотили их останки.
            И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то,
что сохранилось  от богатой и пышной цивилизации древности.  XIX  век  потряс мир грандиозностью своих археологических открытий,  произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
      Передняя Азия с ее  разноплеменным  населением  занимала  в  древности
обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным,  Черным и Каспийским  морями.  Она разделялась по  диагоналям  реками  Евфратом  и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток  и  впадающими  в  Персидский залив. Область между  Тигром  и  Евфратом  получила  название  Двуречья  или Месопотамии.
      Разноплеменная  культура  Передней  Азии,  конечно,  не   могла   быть
однородной. Сменявшие  друг друга народы, стремившиеся к захвату  плодородных земель,  несли с собой новые веяния  и новые порядки,   Зачастую   они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не  менее,  в своем собственном поступательном  развитии  они   неизбежно опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не  менее  видное  место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как  и  в Египте создавались яркие  росписи.  украшавшие  стены  дворьцов.  Но  многие черты, в то же время,  отличают  искусство  Передней  Азии  от  египетского. Прежде всего, совершенно  иные   

                                    -6-
природные  условия  давали  строителям  иные материалы.  Отсутствие  леса  и  камня  привело  к  использованию   жителями
Двуречья  сырцового  кирпича.   Вследствие   этого   сложились   не   только
особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими  формами,  но  и иные  приемы  украшения зданий.  Зодчие  изобрели  способ  прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные  тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки  и оживляло  глухую  и скучную поверхность плоской стены.
      Заупокойный культ не получил  в Двуречье такого значительного   развития
как в Египте,  не  сложилось  и  представлений  о  том,  что  душа  умершего
человека  должна  вернуться  в  изваянное  подобие  живого   тела.   Поэтому
портретная пластика не смогла достичь таких вершин,  каких  она  достигла  в
Древнем  Египте.  Но  статуи  божеств  и  правителей,  созданные  в  странах
Передней  Азии,  разнообразны,  мастерски  проработаны,   отмечены   печатью
значительности  и  внутренней  cилы.  В  рельефах  Двуречья   важное   место
отводилось победоносным  войнам,  деяниям  правителя.  Каждый  такой  рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы  отмечающей  новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом  получила  и глиптика  - резные   цилиндрические   печати-амулеты.   Покрытые   тончайшей    резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности  камня,  они  изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных,  сцены  из  мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного  дела  народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
      Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории  Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски,  сосуды,   керамические   изделия,   употреблявшиеся   при погребальных  церемониях   Тонкостенные,  яравильнюй   формы,   нарядные   и стройные сосуды Элама  были  покрыты  четкими  коричневато-черными  мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону.  Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера,  отличался  безошибочным  чувством декоративности,   знанием   законов   ритмической   гармонии.   Он    всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски,  ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое  или  округлое
строение  сосуда  в котором красочной полосой особо выделялись  дно   и
горловина .  Порой  комбинации  узора,  украшавшего  кубок,  повествовали  о
важнейших, для  человека того времени, действиях и  событиях -  охоте,  жатве,
скотоводстве. В  фигурных  узорах  из  Суз  (Элам)  без  труда  можно  узнать
очертания стремительно несущихся по кругу  гончих  псов,  горделиво  стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя  пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает  первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его  

                                    -7-
подчинение строению  сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления
      Во в.п. 4-го тыс. до н. э.  в  плодородных  равнинах  Южного  Двуречья
возникли первые города-государства, которые  к 3-му тыс. до н. э.  заполнили
всю долину Тигра  и Евфрата. Главными из  них  стали  города  Шумера.  В  них
выросли первые памятники монументального зодчества,  расцвели,  связанные  с ним,  виды  искусства -  скульптура,  рельеф,  мозаика,   различного   рода
декоративные  ремесла.
      Каждый город чтил своих богов.  Каждому  из  божеств  посвящался  свой
храм, который  становился центром города-государства . В Шумере  окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.
      В стране бурных рек и заболоченных  равнин  необходимо  было  поднимать
храм  на  высокую  насыпную  платформу-подножие.   Поэтому   важной   частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас  проложенные в обход холма, лестницы и пандусы  по  которым  жители  города  поднимались  к  святилищу. Медленное  восхождение  давало  возможность  увидеть  храм  с  разных  точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были,  так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже  по  сохранившимся развалинам  видно,  что  это   были   строгие   и  величественные   здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон,  со  стенами,  расчлененными  в  Белом храме  вертикальными  узкими  нишами,  а  в   Красном   здании   -   мощными полуколоннами, простые по своим кубическим  объемам,  сооружения  эти четко вырисовывались на вершине насыпной  горы.  Они имели открытый  внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества.
Каждое из этих сооружений было выделено из  окружающих  строений  не  только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название  за  побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом  народных  собраний)  было украшено разнообразным геометрическим  орнаментом  из  глиняных  обожженных конусообразных гвоздиков  “зигатти”,  шляпки  которых  окрашены  в  красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент,  напоминавший  вблизи ковровое плетение, издали  сливаясь  приобретал  единый  мягкий  красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
      В 3-м тыс. до н. э. в шумерских  центрах  Уре,  Уруке,  Лагаше,  Адабе,
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише  возникли  более  разнообразные  и  разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с  другом,  ограждали  себя оборонительными сооружениями.  До  сих  пор  видны  остатки  этих  мощных  и суровых крепостных стен с  башнями  и  укрепленными  воротами.  Значительное место в ансамбле  каждого  города  занимали  дворцы  и  храмы.  Хотя  здания возводились из сырцового кирпича, в их  декоративном  оформлении  проявилось большое разнообразие. Из-за влажного  климата  плохо  сохранялись  настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же  инкрустация  из самоцветов, перламутра и
                 -8-
раковин, широко  применявшиеся  в  украшении  стен, колонн, статуй/ В употребление вошла  также отделка  колонн  листовой  медью,
включение  рельефных  композиций.  Окраска  стен,  в  свою  очередь,   имела
немаловажное  значение. Все эти  детали  оживляли  строгие  и  простые  формы
храмов, придавали  им большую зрелищность, соответствующую красочности  самих обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города  Ура в середине  3-го  тыс.  до  н.  э., отмечен целым рядом подобных нововведений.
      На протяжении многих веков  постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов  с древнейших  времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов.  Скульптурными  формами  были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и  камне  были выполнены первые монументальные  портретные  статуи  всевластных  правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены  их  деяния и  победы.  При  проведении  параллели  с   развитием   скульптуры   Египта, несомненно,  можно  увидеть  сочетание   наивности   приемов   с   уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее,  мастера  Шумера и Аккада стремились к совершенству.  Они  отбирали,  подобно  египтянам,  из фасного и профильного положений самые выразительные  и  отчетливые  аспекты, соединяя   их   воедино   и    составляя    из    плоскости    многофигурные повествовательные композиции
      Общий  обзор  литературы  и  искусства  позволяет   сделать   вывод   о
грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ  которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы  и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие  звенья  на  литературу  и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.