На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Поиск смысла жизни

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение ……………………………………………………….3-4
                                                   
Часть 1. Понятие  личности, ее структура и природа………..5-7
                                                            
Часть 2. Свобода  личности……………………………………8-11
                                                          
Часть 3. Смысл  и цель жизни…………………………………11-15
                                                         
Заключение……………………………………………………..16-17                                                     

Список использованной литературы…………………………18-19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

                               Мы – источник веселья – и скорби рудник,
                               Мы - вместилище скверны – и  чистый родник.
                               Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
                               Он ничтожен – и он же  безмерно велик.
                                                   Омар Хайям 

      На  пороге  нового  тысячелетия  проблемы   философии становятся наиболее  актуальными.  В  переломные  периоды  развития  истории наиболее остро встает  вопрос  о  смысле  и  цели  существования  не  только
отдельного  индивида, но всего общества.
      Актуальность проблем  свободы   личности  также  обусловлена
набирающим  силу в общественных  науках  и  философии  процессом  «переоценки ценностей»,  задачей  которого   является   создание   целостной   концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно- практическую сущность и деятельность человека и как личности,  и  как  члена.
      Поиск  подлинной  и  полной  смысла  жизни  не  легок.  Это   особенно
справедливо  в  век  глубоких   культурных  перемен  и   конфликтов,   когда
традиционные  убеждения и  ценности   больше   не   являются   адекватными
путеводными  вехами  для  жизни  или  для  нахождения  смысла  существования человека
      В первой главе данной работы  будет рассмотрено само понятие   личности, прослежены  подходы  различных  философов  к этому понятию,  история его становления.  Будут  затронуты  также  вопросы  взаимоотношений  общества  и личности, а также взгляды современной  психологии  на  структуру  и  природу личности.
      Вторая часть работы будет  посвящена  вопросам  свободы   личности:  что
это такое, где ее границы, что значит выбор в жизни  человека.  Так  ли  все
предопределено  в нашей жизни или человек  – кузнец своего счастья  и  судьбы? Свобода – это благо или зло для современного человека?
      В третьей части будут  рассмотрены   различные  подходы  к   определению смысла жизни – проблемы, которая занимала человека во все времена. Для  чего нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К чему стремиться?  Чему посвятить    жизнь:    борьбе     за     идею,     накоплению     богатства, самосовершенствованию, служению Богу?
      В  наше непростое кризисное время как никогда необходимы  ориентиры,  маяки  в  виде ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также необходимы ответы  на  вопросы о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без  четкого  пониманияэтих проблем невозможно строить будущее – свое и своей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И  ПРИРОДА
      Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и  назначении, места человека в мире - одна  из  основных  проблем  в  истории  философской мысли.
      В  философии  средних   веков   господствовал   теоцентризм   как   тип
мировоззрения, представленный во  всех  формах  общественного  сознания  той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания,  а  человек  лишь как одно из его многочисленных созданий.
      Смысл жизни человека состоит  в постижении божественного, приближении  к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит  в  себя,  он  верит  в Бога.
      Философия средних веков в  большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека.  Тем  самым  создавались  предпосылки для   отрыва  человека  от  внешнего  (природного)   мира   и   постепенного противопоставления ему.
Философия  эпохи  Возрождения  утверждала  идею  всемогущества  и   всесилия человека.
      Эпоха Возрождения с ее  духом   антропоцентризма  не  только  возвысила
человека  над остальным живым миром, но и  посеяла  в  нем  зерна  гордыни  и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль  того  времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а  не  результат собственной деятельности.
      В философии Нового времени  человек исследовался  с  позиций   механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и  внешний  мир, тоже  есть  механизм,  сложная  машина.  Эта  машина  является   порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в  человеке  -  это его разумность.
      В немецкой классической философии  утвердился деятельностный  подход  к пониманию человека. Он исследовался  как  существо  исключительно  духовное, творец истории  и  мира  культуры  (И.Гердер,  И.Кант,  Г.Гегель,  И.Фихте).
И.Кант заложил антропологию- учение  о  человеке.  Гегель  разделял
кантовскую  антропологию,  стремился  к  познанию  целостного  человека,  его духовной природы. Л.Фейербах  сделал  человека  предметом  своей  философии, создал человеческую религию.
      Высшее призвание человека состоит  в том, чтобы творить  и   преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие  высокие духовные и  нравственные  ценности.  Русская  философия   всегда   была   нравственно ориентирована, поэтому ее  очень  интересовала  тема  свободы  и  творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти  и  бессмертии человека. В конечном счете,  призвание  человека  она  видела  в  достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
      Обращение к истории философской  мысли показывает,  что  тема  человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с  различных мировоззренческих позиций,  обусловленных  конкретно-историческими  и  иными причинами. В третьих, в истории философии  неизменными  являются  вопросы  о
сущности и природе человека, смысле его существования.
      Для  исследования  человека  как  весьма  сложного  объекта   научного
познания  философская  мысль  выработала  целый  ряд  понятий,   позволяющий достаточно полно и развернуто  ответить  на  вопрос  о  сущности  и природе человека, смысле его существования.
      Прежде всего, человек - это  высшая ступень живых организмов  на  земле,
субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
      Для изучения отдельного человека  в философии и иных науках применяется понятие   «индивид».   Под    индивидуальностью    понимаются    самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
      Личность -  это  социальные  качества  индивида,  приобретенные   им  в
процессе  воспитания и самовоспитания, духовно- практической  деятельности  ивзаимодействия  с  обществом.  Личность  обладает  прежде  всего   духовными качествами.
По природе  своей человек является существом  активным,  деятельным.  В
значительной  мере он сам творит собственную  жизнь  и  судьбу,  он  -  автор
истории  и  мира  культуры.  Деятельность  в  различных  ее  формах   (труд,
политика, познание,  воспитание,  и  др.)  является  способом  существования
человека  в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он  изменяет  не
только  окружающий мир,  но  и  свою  собственную  природу.  Все  качества  и способности  людей  носят  конкретно-  исторический   характер,   т.е.   они
изменяются  в ходе деятельности. В связи с  этим К.  Маркс  замечал,  что  все
пять  внешних  чувств  человека  созданы  историей  труда  и промышленности.
      Человек обладает механизмом  не только биологического, но  и социального наследования. Социальное  наследование  осуществляется  в  обществе  в  ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности,  происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
      Человеку присущ  коллективный  образ  жизни.  Только  в   рамках  такой
деятельности  он может формировать и развивать  свои качества.  Богатство  ума человека  и  эмоционального  мира,  широта   его   взглядов,   интересов   и потребностей во многом зависят от широты  его  общения  и  взаимодействия  с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 

Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
      Индивид и общество находятся   в  диалектических  взаимоотношениях,  их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное  существо  и  всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной  форме коллективного  ее  проявления,  обладая   общеродовыми   признаками,   может выступать и как самобытная индивидуальность.
      В современных условиях ускоренного  развития цивилизации роль  личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим  все  чаще  возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
       Свобода  принадлежит  не  к  области   волевого   или   нравственного
индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому  порядку возможностей. Научное, диалектико-материалистическое  решение  проблемы  свободы  и   необходимости исходит из признания объективной необходимости  как  первичного,  а  воли  и сознания человека - как вторичного производного.
       В  обществе  свобода  личности  ограничивается  интересами  общества.
Каждый  человек - индивид, его желания  и  интересы  не  всегда  совпадают с интересами общества. В этом случае личность  под  воздействием  общественных законов  должна  поступать  в  отдельных  случаях  так,  чтобы  не  нарушать интересов общества,  в  противном  случае  ему  грозит  наказание  от  имени общества.
      В современных условиях, в эпоху  развития демократии  проблема  свободы личности становится все глобальнее. Она  решается  на  уровне  международных организаций в виде законодательных  актов  о  правах  и  свободах  личности, которые в настоящее время становятся в основу  любой  политики  и  тщательно охраняются.
      Однако не все проблемы свободы  личности решены  в  России  и  во  всем
мире, так  как это одна из  самых  тяжелых  задач.  Личности  в  обществе  на
данный  момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле  сталкиваются их интересы, права и свободы.
      Неразделимы и такие понятия  как свобода  и  ответственность,  так  как
свобода не вседозволенность, за  нарушение  чужих  прав  и  свобод  личность несет  ответственность  перед  обществом  по  закону,  принятому  обществом.
Ответственность    -  это  категория  этики  и  права,   отражающая   особое
социальное  и морально-правовое отношение личности к  обществу,  человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала  в социальную жизнь, приобщение народных  масс  к  самостоятельному  управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы  и
одновременно  социальной и моральной ответственности  каждого.
      Сущностные силы человека  создают  ему  все  необходимые  субъективные возможности для того, чтобы быть  свободным,  т.е.  действовать  в  мире  по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный  контроль  себя  и окружающий мир, выделяться из  этого  мира  и  расширять  сферу  собственной деятельности. В этой возможности быть свободным  и   коренятся  истоки  всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
      Свобода рассматривается в соотнесении  с необходимостью  (законами),  с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и  диапазон свобод человека: политическая,  экономическая,  духовная,  познавательная  и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что  свобода  не  может  быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора,  фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.
      Логикой своего существования   и  характером  собственной   деятельности
каждый  человек погружен в  поток  истории.  Бытие  человека  в  этом  потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
      Человек  несвободен,  поскольку   существует   внешний   мир,   который
настойчиво  диктует  людям  выбор   форм   и   способов   деятельности,   их
последовательность. Он несвободен так  как  всегда  существуют  ограничители его  деятельности-  уровень  физических  сил  и   умственных   способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он  несвободен еще и потому, что существует так  называемое  отчуждение  человека,  которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
      Отчуждение означает что, продукты  деятельности человека выходят  из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. 
Проблема  отчуждения является вечной проблемой  для человеческого общества.
      Вместе  с  тем  человек   свободен.   Свобода   есть   самостоятельное
распоряжение  человека собственной судьбой,  выбор  своего  жизненного  пути.
Кратко  говоря, свобода-  это  не  рабство,  раскрепощенность  человека.  Она
означает его освобождение  от  диктата  внешних  сил  и  обстоятельств,  как
природных, так и социальных Свобода   –   это постоянный выбор.
      При совпадении интересов   личности  и  общества  в   обретении  свободы
понятие свободы  должно  быть  дополнено  идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия  и  принуждения,  а при помощи экономического механизма  и  строгом  соблюдении  прав  человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека,  признавая,  что ценность человеческой личности выше любых ценностей  нации,  класса,  группы людей и  т.д.  Это  является  гарантией  от  тоталитарного  подавления  прав человека. Игнорирование или принижение  прав  личности  ведет  к  неминуемой деградации, как личности, так и общества.
      Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед миром,  в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена  свободы,  плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими  людьми,  в разрушение  окружающего   мира.   Мера   ответственности   человека   всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. 

Часть 3. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
      При изучении  философской   антропологии  невозможно  обойти  вопрос  о смысле и цели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа  и природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос  о смысле жизни  можно  назвать  одним  из  основных  «человеческих»  вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, не только философ.
      На  данный  вопрос  разные  философские  учения  отвечают  по-разному.
Представители идеалистических концепций обращают свой  взор  к  Богу,  духу, идеям, представители  материализма  концентрируют  внимание  на  объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот  вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется  таковым:  каждая  личность должна решить и будет решать его по-своему.
      Применительно к жизни отдельной  личности данный вопрос имеет  реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя  как-то  на этот  вопрос,  то  само  существование  человека   было   бы   действительно бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому  поводу  сказал,  что  без  твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и  скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».
 «Смысл  жизни  - в самой жизни человека».  Первоначально  размытые,  нечеткие контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся  все более  определенными.  Процесс  их  внутренней   дифференциации   постепенно
приобретает все более очевидное выражение. Выделяют подходы:
      Человек живет, чтобы чувствовать  и  наслаждаться  (гедонистический подход)
      Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)
      Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)
      Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным
      В античности считалось, что   человек  –  существо  природное.  Этим  и
объясняется преобладание данной парадигмы в  том временном периоде:  человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие,  выполнять свое предназначение – продолжить цикличность жизни.
      В чем, на наш взгляд, отрицательная  сторона жизни  ради  удовольствий:
без  страданий,  бездумно  предаваясь  чувственным   наслаждениям,   человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями  становится путем к  разврату  и  другим  порокам.  Насладившись  одним,  человек   испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые  могут  быть сопряжены с затратой значительных ресурсов,  что  может  приводить  к  очень серьезным последствиям.
      Каков тут  выход?  Данная  парадигма  имеет  право   на  существование,
необходима  лишь поправка на «духовность» наслаждений.
      Например, Эпикур, говоря об удовольствиях  и наслаждении как цели жизни человека,  предлагает  средство  их  достижения  –  добродетель.   Так   как добродетель –  это  средство  в  отношении  к  удовольствию,  то  необходима организация этих средств и искусное подчинение их  желаний  цели.  А  это  и есть дело разума, задача  науки  и  мудрости.  Эпикур  и  Сократ  единодушно признают тождество  знания  с  добродетелью.  Эпикур  усматривает  в  знании конкретное и осязаемое благо – удовольствие.
      Жить и действовать сегодня  – жизнь и есть цель в  каждый данный момент,
отмечает  автор учебника «Основы философии». Никакой будущий рай  на  небе или блага на земле  не могут сами по себе  придать  ей  смысл.  Вместо  того чтобы поклоняться кумиру прогресса, а  это  уже  мысль  А.И.Герцена,  -  «не проще ли  понять,  что  человек  живет  не  для  совершения  судеб,  не  для воплощения идеи, не для прогресса,  а  единственно  потому,  что  родился  и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему  ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».
      В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни  –  вне жизни человека».
      Социальным основанием,  благоприятным   для  развития  этой  парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко  проявилась дисгармония между личным и общественным, препятствующая  упованиям  человека на общество как надежную опору в жизни.
      Недовольство действительностью,  осознание недолжного характера   сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и  деятельностной ориентации,  предполагающей  либо  примирение  с   действительностью,   либо стремление ее изменить.
      И в том, и другом случае  утрата веры в силы и разум  человека  ведет  к
поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.
      В качестве источника высших  жизненных ценностей могут выступать Бог, идея  и  пр.  Классическим  образцом  подобного  истолкования  мира  явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы  «Смысл жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.
      «Смысл жизни в служении высшему  существу»  видели  Декарт  и  Спиноза.
Самопознание  и самосовершенствование – вот  истинная цель жизни  человека. 
      В  ХХ  веке   получает   развитие   парадигма   «Смысл   жизни   –   в
самореализации».  Особенность  подхода  заключается  в  том,   что   человек
оказывается должным сам выработать свой смысл  жизни и «сделать себя».
      В отличие от других парадигм  она обусловливает постоянное  творчество
человека, направленное на становление собственной  индивидуальности. Если  до этого личность воспринималась как  данность,  то  философия  Нового  времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком.  Личность  не  ищет смысл,  а  вырабатывает  его.  Этой  парадигмы  придерживались  Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.
      Поскольку человек по своей  сути –  существо  общественное,  поэтому  и
смысл его жизни может быть найдет только  на  пути  сопряжения  интересов  и целей общества и личности, считают  авторы  учебника  «Философия»  под  ред. В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова.«Общность индивида  и  рода,  личности  и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека  в  мире  и смысле его жизни. Трагизм  индивидуальной  смерти  преодолевается  тем,  что человек и после смерти остается в  результатах  своей  деятельности,  своего творчества и благодарной памяти потомков».
      Достичь вечности, или Царства  Божьего,  непросто.  Сделать   это  можно
путем всестороннего развития своей  личности,  путем самосовершенствования. Творческая  жизнь, его искусство –  только  пособники  самоусовершенствования [1]».
 Л.Н.Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате  он  пришел к выводу, что и то и другое заключается  в  самосовершенствовании  личности.
Вместе  с тем ему было ясно,  что  смысла  жизни  отдельной  личности  нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. 

__________________________________________________________________
[1] Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994, стр.10.
В заключение  мне хочется обратиться к творчеству Андре Моруа.
«Люди живут, едят, любят,  рожают  детей,  трудятся.  Зачем?  Гёте
отвечал: «Чтобы пирамида моей жизни, основание  которой  было  заложено еще до меня, поднялась как можно выше».  Попытаться  сделать  из  своей жизни шедевр – занятие достойное.
Ваш выбор  может  пасть  на  предметы,  которые  другие  сочли  бы
недостойными. Достаточно, если они удовлетворяют  вас. Друзьям  Фабра  и  Флеминга,  вероятно,  казалось  странным,  что  можно  посвятить жизнь
насекомым  или бактериям; друзья Валери не понимали, зачем этот молодойчеловек годами отшлифовывает  никому не понятные стихи. Стихи и  открытия обретают бессмертие, а с ними и их творцы. Впрочем, быть может, вам  не суждено войти в славную когорту гениев. Неважно. Что бы вы ни  избрали,правила остаются прежними. Нужно «уметь быть великим и в малом». Можно  быть  великим  торговцем  или  промышленником,  здесь  тоже необходимы   сосредоточенность,    четкость,    обдуманное    сочетание
осторожности и смелости. Понимаете?
Главное не «преуспеть» в смысле «блистать». Это приложится  –  или
не приложится – в зависимости от обстоятельств. Главное  –  отдать  все
силы  избранному делу. Делайте свое маленькое  дело, но  овладейте  им  в
совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. В своей области
вы станете  великим человеком.
Как писал  Кант, существование человека «имеет  в  себе  самом  высшую  цель,которой, насколько это  в его силах, он может подчинить всю природу». Цель  жизни  не в том,  чтобы стяжать себе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.