Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Семейное право 16 - 19 век

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 31.05.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление. 

Основным законодательным  документом по вопросам брака была Кормчая книга —
сборник греко-римских  законов, постановлении вселенских и поместных соборов и
мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге  находим определение брака:
«Брак есть мужеви и  жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и
человеческая правды общения»[1].
Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для  рождения детей и
избежания греховной  жизни он должен был заключаться  единожды и длиться всю
жизнь супругов.
    
     
Глава I. Заключение брака
  1.1. Условия для заключения брака 

Для заключения брака  надо было соблюсти установленный законом  возраст.
Кормчая разрешала  брак в двенадцать лет для девушки  и в пятнадцать лет для
юноши.  Церковная  политика была направлена на строгое
соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном
возрасте. 

В начале XVIII в. Петр I установил новый брачный возраст: для юноши —
двадцать лет, для  девушки — семнадцать лет. Указ Петра  затронул компетенцию
церковной власти и  по сути дела, отменил византийскую норму права.  

Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова
шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится
приобщением Святыни.
Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда
считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при
решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую. 

Вторым  условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней
родства, свойства, а  также духовного родства, которые  устанавливались
исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из
условий для брака. Священник должен был знать, как  определить степени,
запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось  до седьмой степени
включительно; его  было проще всего установить. Более сложным был вопрос об
определении степени  свойства. Свойство возникало посредством  брака, в
результате которого муж и его родственники считались  в свойстве с
родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени
включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что
многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов  между собой и
не знать о браках их дальней родни. 

Существовало  еще одно условие  препятствия к  браку — духовное родство.
Духовное родство  возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или
матерью, а другой крестником.  Духовное родство запрещалось  до седьмой
степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще  одним видом
препятствия к браку  было усыновление.
Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определенных
степенях родства, свойства, духовного родства и  усыновления. Русская церковь
по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не
создавала самостоятельных  документов.  

Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак не более
трех раз, четвертый  брак признавался недействительным: Вслед за Кормчей
ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-й  брак—закон, 2-й
— прощение). В этой норме совершенно не учитывались причины расторжения или
прекращения предыдущих трех браков, а также возраст женщины  и мужчины.
Еще одним условием для  брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное
писание разрешало  брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство:
«если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не
должен оставлять  ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить
с нею, не должна оставлять  его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и
жена неверующая освящается мужем верующим». 

Кормчая книга запрещала  брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в
были  запрещены браки  лиц разных исповеданий, поскольку церковь
руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли  важные изменения в
этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам  жениться на русских
без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они  не будут принуждать своих
жен менять веру, а  детей обязывали крестить в православной вере.  

Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей
жениха и невесты  на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и
родителей было уравнено.
Петр I сделал попытку  решить вопрос женитьбы введением присяги  для родителей
при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен был
исполняться «неотложно».
Формально присяга  просуществовала до 1775 года.  

В XVIII в. возникло новое  условие для заключения брака, созданное  светским
законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их
полковые командиры.  

И, наконец, последним  условием для вступления в брак, введенным светским
законодательством, было изучение математики.
      
 

1.2. Порядок заключения  брака
Первой стадией  заключения брака было обручение. Кормчая  приравнивала обручение к
венчанию: «Жену, иному  обрученную, берящий в брачное  сожитие, при жизни еще
обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния».
В 1702 году Петр I смело  упразднил обручение.
В 1714 году Петр I продолжил  политику ограничения родительской власти в
вопросе состава  приданого.
Только с отменой  в 1731 году этого ограничения
государство перестало  вмешиваться в, содержание приданого  и предоставило
решение этого вопроса  родительской воле.  

При заключении брака  жених должен был оформить на себя приданое жены.
В XVI в. оформление приданого на женихов проходило без участия государственных
органов. Затем государство  потребовало уплаты пошлины за совершенную  сделку. 

С 1714 года приданое жены становится ее независимой собственностью, которой
она пользуется без участия мужа.  

При заключении брака  делалась запись в метрическую книгу. Эти книги возникли
по постановлению церковного собора 1666—1667 гг. До этого времени дата
венчания записывалась в венечную память.
В 1721 году Петр I издал  указ о заведении метрических книг во всех церквах. 
 
 
 
 
 
 
 

    
     
Глава III. Прекращение брака 

     3.1             Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
Смерть одного из супругов прекращала брачный союз: «Жена связана законом, доколе
жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет...». Оставшийся в живых супруг приобретал статус вдовства, признававшийся
только за законными  супругами 

 В XVI столетии отсутствовало правовое понятие — вдовье обеспечение. Вдова получала свое приданое назад и в зависимости от его содержания была соответственно обеспечена.  

Существовал еще  один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской:
«...аще же составлящуся браку, или муж един, или едина  жена внидет в монастырь,
да разрешится брак и без распустныя вины, егде убо  лице вшедшее в монастырь,
мнишеский образ приимет...».
Уход в монастырь  был своеобразным способом ликвидации брака, имевшим
принципиальные отличия  от прекращения брака смертью; уход в монашество должен
был быть добровольным поступком одного из супругов, оставшийся в миру супруг
обязан был дать свое согласие и отказаться от повторного брака; разрешение на
уход в монастырь  давали высшие церковные власти.
    
3. 2 Развод 

Несмотря на общую  установку христианства о недопустимости разводов, Кормчая
книга являлась сборником  законов, предусматривающих развод по многим
основаниям 

Другие поводы к  разводу, записанные в Кормчей книге  – питие жены в корчме,
помывка в мужской  бане, ночевка вне дома, участие  в обход разрешения мужа в
игрищах.
Отсутствие общественной жизни в России XVI — XVII вв. не вызывает сомнений;
женщины редко где-либо появлялись, хотя ходили в церковь, стояли там в
специально отведенном для них месте. В XVIII в. жизнь женщины  приобрела более
открытый характер, но не настолько, чтобы она пошла  в корчму. 

В XVIII в. был установлен новый повод к разводу — вечная ссылка одного из
супругов. До издания  сего указа ни Кормчая книга, ни русское  законодательство
не предусматривали  развод по этому основанию, напротив, брак продолжался и жена
либо следовала  за мужем в место его нового пребывания, либо оставалась дома, но
сохраняла брак с  ним. Муж не обязан был следовать  с женой в ссылку, но и не
получал развода. Указ Петра I о новом основании для расторжения брака был
издан в 1720 году, а  в 1753 году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к
одному из видов  прекращения брака, при котором  жена получала право на указную
(вдовью) часть: «...токмо  женам и детям осужденных в  вечную работу или в ссылку
и заточение... давать свободу, кто из них похочет жить в своих приданых
деревнях; буде же из таковых жен пожелает которая итти замуж, таковым с
позволения Синода давать свободу, а для пропитания их и детей их давать из
недвижимаго .и движимаго  мужей их имения указную часть». 

Перечень  оснований для  развода, предусмотренный  Кормчей книгой и  повторенный
в том или ином виде в русском законодательстве, является исчерпывающим.
В действительности же существовали и другие основания, которые, не будучи
законными, использовались для расторжения брака. Они создавали  иллюзию того,
что в России развод возникал по множеству оснований.
К одному из таких  оснований относится развод по старости.
Вторым основанием для развода, которое якобы давало мужу право развестись,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.