На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возникновение и становление христианства на Руси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возникновение и  становление христианства на Руси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Можно долго  спорить о том, какое влияние  оказал на историческое развитие  нашей страны большевистский  переворот 1917 года и последующие  за ней годы существования  Советского Союза, когда богоборческие  теории превратились в бесчеловечную  практику воинствующего атеизма.  Представители разных поколений  выскажут совершенно разные мнения, но мало кто станет спорить  с тем, что русские люди напрасно  отринули Бога. Да, происхождение  человека можно объяснить с  точки зрения Чарльза Дарвина.  Но с другой стороны отрицание  Бога поставило под сомнение  значение всех представлений  общества о том, что хорошо, а что плохо, что такое справедливость  и какие ценности являются  общечеловеческими. Общество столкнулось  с большой нравственной проблемой:  для чего мы живём, в чём  смысл жизни? А как же душа? Ведь ей нет места в антропогенетической  теории!
  «В начале  Бог сотворил небо и землю.  Земля же была безлюдна и  пуста, и тьма над бездною,  и Дух Божий носился над  водою… И сказал Бог: сотворим  человека по образу Нашему  и по подобию нашему, и да  владычествуют они над рыбами  морскими, и над птицами небесными,  и над зверями, и над скотом, и над всею землёю… И сотворил  Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;  мужчину и женщину сотворил  их. И благословил их Бог: плодитесь  и размножайтесь, и наполняйте  землю, и обладайте ею…» –  так объясняет появление человека  на Земле Библия.
  В последнее  десятилетие в России реставрируются  и строятся храмы. Но не это  самое важное для духовного  возрождения России. Гораздо важнее  – принять, а главное правильно  понять христианские заповеди. Только  это даст нашему обществу шанс  на духовное возрождение.
  Не секрет, что  основным источником информации  для молодого и подрастающего  поколения сегодня является телевидение.  Оно представлено огромным разнообразием  каналов и программ. Среди них  есть исторические и православные  каналы. Но, к сожалению, у молодёжи  рейтинг таких программ невысок.  Общеизвестно, что основная часть  молодого поколения предпочитает  различные ток-шоу и программы,  посвящённые шоу-бизнесу. Немало  сторонников и у современного  кинематографа: телевидение в  изобилии показывает боевики  и комедии, где весь сюжет  построен на сексе и жажде  наживы. А вот передачи познавательного  и нравственного характера смотрят  гораздо реже. В результате у  молодых россиян формируется  (а скорее всего его формируют  специально) культ внешней красоты  и богатства. В молодёжной среде  произошёл значительный перекос  ценностей, когда на первом  месте стоит телесное, а не  духовное. И только возврат к  ценностям православия поможет  России воспитать достойных потомков.
  В церковных  летописях написано о том, что  в 988 году над Киевом воссиял  свет Христовой веры, когда киевский  князь Владимир, убедившись в  лживости языческих богов, решил  переменить веру и после целого  ряда разведок, переговоров и  даже военных походов признал  истинной верой византийское  христианство. Он принял его сам,  и по его приказу крестились  киевляне, а затем и остальная  Русь. Христианство полностью переменило  уклад и строй нашего общества, дало толчок к дальнейшему  развитию нашей цивилизации.
  Трудно переоценить  важность темы становления христианства  на Руси. Историю православия  на Руси необходимо знать, чтобы  как можно лучше понять суть  русской религии. И поэтому  в данной курсовой работе необходимо  рассмотреть следующие вопросы:
  1. Какой была  языческая Русь?
  2. Когда на  Руси появились первые христиане?
  3. Роль княгини  Ольги в принятии Русью христианства.
  4. Выбор веры  Владимиром: легенды и реальность.
  5. Для чего  Русь приняла христианство? Кто  был в этом заинтересован?
  6. Что изменилось  в государстве с принятием  христианства?
  Немало учёных  посвятило свою жизнь изучению  темы становления христианства  на Руси. Но при разработке  этой темы можно столкнуться  с серьёзной проблемой: пересказы  истории с церковной точки  зрения и с точки зрения  науки абсолютно разные.
  Большинство  трудов, посвящённых исследованию  становления христианства на  Руси, были написаны 15-20 лет назад.  Современной литературы по этому  вопросу в районной библиотеке  мало. Книги, написанные во время  правления советской власти, посвящены  одной цели – воспитанию атеистов. В большинстве из них становление  христианства на Руси оценивается  крайне отрицательно: «Религия –  это вздох угнетённой твари,  сердце бессердечного мира, подобно  тому, как она – дух бездушных  порядков» (К. Маркс).1
  В других книгах  роль христианства в становлении  Руси, как государства оценивается  выше, так как принятие Русью  этой религии позволило молодому  государству войти в число  развитых передовых государств, обогатило культуру и духовный  мир.
  И, конечно,  церковная литература высоко  оценивает значение принятия  христианства Русью. Недаром князь  Владимир Красное Солнышко, во  время правления которого произошли  самые важные события становления  христианства на Руси, а также  его прародительница княгиня  Ольга, роль которой в религиозном  становлении государства церковь  оценивает очень высоко, были  причислены к ликам святых.
  Очень точно  выразился А. Кузьмин: «Известно,  что знания об обществе всегда  отстают от естественнонаучных. Это потому, что жизненная правда  далеко не всем и не во  всём выгодна. Её под тем  или иным предлогом не принимают.  К тому же в общественной  жизни более цепко держатся  разного рода предрассудки и  иллюзии, а человеку свойственно  преувеличивать ценность и объём  своих знаний. По общему правилу,  чем значительнее явление, чем  шире круг людей, чьи интересы  затрагиваются, тем труднее проникновение  в суть дела» 1.
  Сложно определить  истинность тех или иных событий,  если они произошли несколько  веков назад. Поэтому основными  источниками при изучении вопроса  становления христианства на  Руси, как с церковной, так и  с научной точки зрения, являются  различные летописи и легенды,  проверить правдивость которых  не представляется возможным.  Как правило, истина находится  посередине, и необходимо учесть  мнения обеих сторон. Поэтому  в курсовой работе мы рассмотрим  и примем к сведению все  доступные источники. 
 

  I. Суть христианства, как религии
  1. Заря христианства  – в Иудее
  История христианской  религии насчитывает теперь уже  две тысячи лет. Оно является  одной из трёх фундаментальных  и наиболее распространённых  религий мира. Около трети жителей  планеты являются христианами. 
  Христианство, как  «вселенская» религиозная система,  возникла в условиях, когда почти  весь ближневосточно-средиземноморский  мир был объединён в рамках  наднациональной Римской империи.  На рубеже нашей эры иудаизм  переживал глубокий кризис. Несмотря  на то, что число иудеев, по  подсчётам современных специалистов, исчислялось в ту пору несколькими  миллионами и что солидные  иудейские колонии распространялись  уже по всему Средиземноморью,  включая Египет и Малую Азию, иудейское общество шло к кризису. 
  Кризис усилился  после подчинения Иудеи Риму. Светская власть не пользовалась  авторитетом. Жрецы Иерусалимского  храма также теряли власть  и влияние, чему способствовала  их явная зависимость от наместников  Рима в Иудее. Не удивительно,  что состояние политического  и социально-религиозного кризиса  вело к оживлению пророчеств, активизации деятельности различного  рода сект с их ожиданием  мессии, который вот-вот придёт  и спасёт запутавшийся в противоречиях,  но всё же богоизбранный народ. 
  Мессию ждали  почти все со дня на день. Столь напряжённо ожидавшийся  мессия просто не мог не  появиться. И он появлялся,  причём неоднократно. Всё чаще  то в одном, то в другом  районе Иудеи, а то и вне  её, на периферии, среди евреев  диаспоры, руководители отдельных  сект, бродячие проповедники или  экстравагантные странники объявляли  себя мессиями, призванными спасти  заблудших иудеев. Власти болезненно  реагировали на проповеди подобных  деятелей. Все самозванцы сразу  объявлялись лжемессиями, и их  деятельность пресекалась. Это,  однако, не могло остановить процесс.  На смену неудачникам приходили  новые, и всё повторялось снова. 
  В результате  следовавших за этим восстаний  и войн Иудея как государство,  а вместе с ней Иерусалим  и Иерусалимский храм во II веке  н.э. перестали существовать. Тем  не менее, именно постоянные  гонения на «пророков» становились  всё более заметными и созвучными  общим ожиданиям, и привели  в конечном счёте к укреплению  в умах поколений идеи о  великом мессии, Христе, который  пришёл, не был узнан и понят,  погиб (приняв на себя грехи  людей) и, чудесным образом  воскреснув, стал божественным спасителем  человечества. Эта идея и была  взята на вооружение в тех  ранних иудео-христианских сектах, которые стали появляться как  в самой Иудее, так и в  ближайших к ней районах расселения  евреев диаспоры (Египет, Малая Азия  и др.) на рубеже нашей эры.
  Христианство  никогда не представляло собой  единой религиозной организации.  Уже в первые века оно делилось  на ряд самостоятельных церквей,  во главе которых стояли римский  папа и восточные патриархи.  Сперва церквей было пять: римская,  константинопольская, александрийская,  антиохийская и иерусалимская.  Со временем возникают и некоторые  другие самостоятельные церкви  на Востоке, например, кипрская, грузинская  и другие. Однако возникновение  этих церквей нельзя рассматривать  как раскол христианства, поскольку  вероучение их не отличалось  от вероучения остальных церквей.2
  Первым значительным  расколом христианства явилось  разделение церквей на восточную  и западную. Оно было не случайным  и назревало в течение длительного  периода и имело ряд причин. Главной из них были особенности  феодального развития восточной  и западной частей Римской империи. Эти особенности порождали конкуренцию между ними. Борьба в экономической и политической областях находила своё отражение и в религиозной сфере. Начиная примерно с V века, между восточными и западными церквами разгорается борьба за руководящую роль в христианстве. Между римской церковью, членами которой были все христиане западной части империи, и константинопольской начинает назревать конфликт. И в 1054 году происходит окончательный разрыв христианства на две половины. Восточное христианство начинает именовать себя православием, а западное – католичеством. Но известно, что православие, как особое направление христианства сформировалось задолго до 1054 года.
  2. Суть и принципы  христианства
  Название своё  христианство получило в связи  с тем, что в центре его  вероучения стоит личность Иисуса  Христа. Он сошёл на землю, чтобы  принять мученическую смерть  и ею искупить первородный  грех людей. Вера в искупительную  жертву Христа и всеобщую греховность  людей – одно из основных  положений христианского вероучения. Многие исследователи вообще  отрицают историчность Христа, другие  же считают, что Иисус существовал,  но не как богочеловек, а  как простой еврейский проповедник. 
  Христианская  религия провозглашает принцип  единобожия. Вместе с тем основные  направления христианства придерживаются  положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог  хотя и один, однако выступает  в трёх ипостасях (лицах): Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого.  Христиане считают, что именно  Бог – сын в образе Иисуса  Христа, рождённого девой Марией  путём непорочного зачатия, является  спасителем людей, погрязших в  своих грехах. Идея о спасении  людей также является одной  из центральных в христианстве. Важным в христианском вероучении  считается и положение о воскресении  распятого Христа и вознесении  его на небо.
  Многие из  предписаний христианства отражают  общечеловеческие моральные нормы,  другие же очень специфичны. К  таким особым нормам относятся  требование терпения, покорности, всепрощения,  уважения к власти. Основные положения  христианства изложены в «священном  писании» – Библии. Библия делится  на две части: Ветхий завет  и Новый завет. 
  Как уже было  сказано, христианство неоднородно,  оно подразделяется на несколько  направлений. Таких направлений  в настоящее время насчитывается  пять: православие, католицизм, протестанизм, несторианство и монориситство.  Правда, два последних направления  намного уступают по числу  своих последователей трём первым.3
  Рассмотрим православие,  как основное религиозное направление  в России. «Оно проводит довольно  резкую границу между духовенством, с одной стороны, и мирянами  – с другой. Для духовенства  предусмотрены одни правила поведения,  для мирян другие. Спасение людей,  согласно православию, может быть  достигнуто лишь при посредничестве  духовенства. Оно признаёт семь  таинств: крещение, миропомазание,  причащение, покаяние, священство, брак  и елеосвящение. Православные почитают  богоматерь, ангелов, святых, у них  развит культ мощей и священных  реликвий, практикуется монашество. Один из основных догматических  отличий православия от других  направлений – это вопрос об  исхождении святого духа. В православии  Бог – святой дух исходит  только от Бога отца».4
  III. Введение христианства  на Руси
  1. Русь языческая
  До введения  христианства религиозность наших  предков выражалась в поклонении  силам видимой природы, воплощавшейся  в личных божествах: божество  солнца Даждьбог, «скотий бог»  – Велес, «великий Хорей» –  солнечное светило, небо –  Сварог, бог-громовержец – Перун,  Стрибог – повелитель ветра  и многие другие. По мнению  одних исследователей, внешний культ  у славян был мало развит: не  было ни храмов, ни особого  сословия жрецов, что не позволяло  язычеству пустить глубокие корни  в формирующемся государстве.  «Кое-где на открытых местах  ставились грубые изображения  богов, «идолы». Им приносились  жертвы, иногда даже человеческие: этим и ограничивалось идолослужение». 5 Другие историки придерживаются  другого мнения о том, что  у древних славян существовал  целая система храмов-капищ.
  Важную часть  верований славян составлял культ  предков, когда обожествлялся  давно умерший родоначальник  и прародительница в виде рода, или щура и рожаницы. Вера в  загробную жизнь, проникавшая  весь этот культ предков, сказывалась  и в том веровании, что души  умерших будто бы бродили по  земле и населяли поля, леса  и воды: русалки, лешие, водяные...
  «Княжение в  Киеве Владимира I Святославовича (с 980 г.) ознаменовалось двумя  событиями, вошедшими в анналы  истории Руси. Язычник, как и  его отец, он решил создать  целый языческий пантеон. Тогда  воздвигли «деревянного Перуна  с серебряной головой и золотыми  усами, затем Хорса, Даждьбога,  Стрибога, Симаргла и Мокошь. И  приносили им жертвы, называя  их богами, и приводили к ним  своих сыновей, а жертвы эти  шли бесам, и оскверняли землю  жертвоприношениями своими», –  так говорится в «Повести временных  лет», общерусском летописном своде,  составленном в Киеве во втором  десятилетии XII века. 

  А в Новгороде,  над рекой Волхвом, дядя Владимира,  Добрыня, повелел поставить идол  Перуна. Так, на линии пути «из  варяг в греки» на какое-то  время возобладало введённое  свыше многобожие. По замыслу  Владимира это должно было  помочь духовной консолидации  различных племён в пределах  формирующегося государства». 6
  Число главных  богов язычества могло расти.  А вокруг этого стихийного  мира богов кишмя кишела всякая  мелкая нечисть: домовые, лешие,  полудницы, оборотни, лихорадки (трясавицы)  и множество других духов, заполняющих  пространство вокруг русича-язычника. Природа служила ему и колыбелью,  и могилой, началом и концом. Вместилищем души человека считались  важнейшие проявления его жизнедеятельности  (дыхание) и его органы –  сердце, голова. Со смертью человека  погибала и его телесная душа, но духи умерших (навье) могли  вредить живым. Отсюда произошёл  обычай «убивать» (ломать) оружие  на похоронах воина, чтобы душа  его отправилась вслед за его  владельцем.
  В язычестве  существовали «я» и «мы», противостоящие  враждебному окружению «они».  Таким образом, обычаи родоплеменной  кровной мести были лишены  нравственно-этических оценок, и  жестокость оправдывалась сама  собой. Стоит вспомнить жестокую  месть княгини Ольги древлянам.
  Культура древних  славян отличалась замкнутостью  и статичностью. В её основе  был цикл повторяющихся обрядов,  связанных с магией земледелия, с крестинами, свадьбами, похоронами. Огромная роль отводилась гаданиям  и заговорам. 7
  Вывод: человек  в языческом мире предстаёт  обезличенным объектом. Он не  осознаёт и не воспринимает  себя, как нечто особенное, по  отношению к другим объектам. Но именно эта культура предшествовала и в определённой степени подготавливала почву к возникновению древнерусской цивилизации, которая основывалась уже на других идеалах.
  2. Предпосылки  к принятию христианства
  Становление  государственности славян послужило  началу военных походов и расселению  славян в пределах Византийской  империи. В течение VI-VII вв. славянские  племена заселили почти весь  Балканский полуостров и проникли  вплоть до древней Спарты. По  свидетельствам византийских авторов,  императоры, не имея средств для  отражения славянских набегов,  не только предоставляли им  земли для заселения, но и  вступали в союзнические отношения,  а славянские дружины служили  в византийской армии. Поэтому  такое тесное общение двух  народов не могло не привести  к постепенному принятию плодов  византийской культуры нашими  предками. С большой долей достоверности  можно говорить о том, что  уже в те далекие времена  часть русов, возвращавшихся из  походов в Византию, и дружинники, побывавшие в Константинополе,  не только увидели и ощутили  новый для них мир, мир высочайшей  христианской культуры, но и сами  приняли крещение. Через них остальная  Русь могла непосредственно узнавать  о вере Христовой. 8
  Христианизация  Руси, её предпосылки, обстоятельства  и последствия связаны с материальной  и духовной жизнью общества. И  связь эта настолько тесная, что  можно говорить о взаимной  зависимости социально-экономических  отношений и идеологии. Восточные  славяне, как и другие народы  Европы, прошли длительный период  развития от собирательства и  охоты до развитого земледелия, от родовых отношений до раннефеодальных,  наложивших отпечаток на быт,  производство, мировоззрение и нравственность. Славяне были скотоводами и  земледельцами, широко применяли  орудия труда. Совершенствование  орудий труда и расширение  пахотных угодий привело к  появлению прибавочного продукта, что, в свою очередь обеспечивало  кормовую базу для скотоводства. А от уровня развития животноводства  зависело состояние земледелия, ремесла, боевая оснащённость  войск, объём торговли и роль  Руси в межгосударственных отношениях. На достаточно высоком уровне  на Руси велось строительство,  стекольное, кожевенное, ткацкое, косторезное  производство, оружейное дело.
  «Не вызывает  сомнений и то, что восточные  славяне имели достаточный опыт  строительства сложных в архитектурном  отношении сооружений. Это подтверждается  раскопками, представившими примеры  дворцового строительства. Так,  дворец в Киеве, сооружение  которого специалисты относят  к первой половине X, был украшен  фресками, керамическими плитками, шиферными резными деталями и  мрамором. Это было монументальное  сооружение, размеры и отделка  которого подчёркивали мощь и  величие княжества. В гридницу (зал приёмов) князь мог пригласить 400-500 дружинников или гостей: «Эти 400 человек сидят под его престолом,  престол же велик и украшен  драгоценными камнями. Когда же  желает ездить верхом, то приводят  его лошадь к престолу и  оттуда он садится на него...»  На территории усадьбы находился  и храм, позже его место заняла  дворцовая церковь.9
  Таким образом,  дохристианская Русь имела собственную  традицию в храмовой и градостроительной  архитектуре. В ходе строительства  крепостей и укреплений, торговых  и административных центров, святилищ  накапливался опыт.
  Вывод: Киевская  Русь к концу X века имела  развитую материальную культуру, уровень которой позволял ей  не проситься в ученики к  другим государствам. Она сама  поставляла в другие страны  предметы ремесленного производства: оружие, замки, украшения, черепицу. Русь могла переходить к формированию регулярной армии. Успехи земледелия и ремесла создавали предпосылки для активизации внутренней и внешней торговли, межгосударственных связей, для становления древнерусской государственности. Всё это вместе и явилось определяющими предпосылками общественного прогресса в целом и введения христианства в частности.
  3. Христианство  в довладимирский период
  Нельзя сказать,  что языческая Русь была совсем  незнакома с христианской религией. Правда, когда и при каких условиях  появились первые христианские  общины в Киеве, доподлинно  не известно. Почти все церковные  источники начало проникновения  христианства на Русь связывали  с крещением Владимира. «Предпосылки  принятия христианства на Руси  появились ещё в начале II века  н.э., когда римские императоры  выселяли фанатических приверженцев  новой религии на окраины империи,  в том числе на территорию  современной Молдавии и Причерноморья.  Здесь и могло произойти первое  знакомство славянских племён  с христианством, вернее, праславян  с христианским сектантством. Разрозненные  христианские общины могли найти  среди народов покорённого Причерноморья  благоприятную почву для распространения  своих взглядов.
  На некоторое  время проникновение христианства  в Северное Причерноморье было  прервано готами, пришедшими сюда  в III веке. Но уже в IV веке  новая религия проникла и к  ним. После того, как христианство  стало господствующей религией  в Римской империи (325г.), началось  массовое переселение славянских  племён на Балканы, что создавало  условия для взаимопроникновения  культур. С VI века активизировались  контакты восточных славян со  странами, принявшими христианство, посредством найма в императорскую  армию славянских вождей и  воинов, расселения славян вдоль  границ византийской империи,  в ходе славянско-византийской  войны (550-551 гг.). С этого времени  и начался первый этап проникновения  христианства на Русь».1
  Более активное  появление христианства на Руси  началось в IX веке. «Около 867 года  крещение приняли росы, ранее  совершившие нападение на Константинополь.  Об этом сказано во вполне  официальном документе – послании  патриарха Фотия. Но не известно, о каких росах идёт речь. О  крещении росов около 886 года  говорится в некоторых византийских  хрониках. С XI упоминается и митрополия  «Росия». Но это не киевская  митрополия. Она существовала и  позднее, вплоть до XII века, независимо  от Киевской Руси. Вероятно, что  она занимала территорию Восточного  Крыма и Таманского полуострова,  где также издавна располагалась  Русь – Русь Тмутараканская. Правда, есть намёк на принадлежность  к христианской общине киевского  князя второй половины IX века  Аскольда: на его могиле позднее  воздвигли церковь Николы. Но  Аскольдова могила – это огромный  холм, то есть чисто языческое  погребение. И если сооружение  церкви что-то символизировало,  то, прежде всего, преемственность  язычества и христианства».2
  Достоверные  сведения о наличии в Киеве  христианской общины относятся  к середине X века. Узнаём о ней  из договора князя Игоря с  греками 944 года. Киевская знать  и купцы, участвующие в заключении  договора, представляют две равноправные  общины: языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии  именем Перуна, а христиане в  Константинополе клянутся в верности  слову церковью Ильи в Киеве,  а в самой столице, а в  самой столице подтверждают эту  клятву в Ильинской церкви.
  Наряду с вопросами  о выплате дани, найме славян  в византийскую армию, об условиях  торговли, постоянно обсуждался  вопрос о принятии Русью христианства. Русь в это время не выступала  с инициативой принятия христианства, так как пока ещё не созрела  до таких перемен. Но после  длительных переговоров было достигнуто соглашение о крещении послов и допуске на русские земли миссионеров.
  Вывод: христианство  пришло на Русь не вдруг.  Оно проникало сюда постепенно, и процесс этот растянулся  на века. Крещёные христиане-росы  жили задолго до крещения Владимира.
  4. Роль княгини  Ольги
  Нам не известна  цельная картина жизни великой  княгини Ольги. Все сведения  о ней почерпнуты из преданий. Но её роль в крещении Руси  оценивается церковью очень высоко. В середине XI века была составлена  основа «Сказания о первоначальном  распространении христианства на  Руси», куда вошло предание  о крещении Ольги. В центре  повествования стоят два образа  – Игорь и Ольга. Они создали  семью, когда жениху было около  тридцати лет, а невесте –  только 13. В преданиях отмечалось, что она – северянка, а некоторые  считали её болгаркой из Плескова. Через 10 лет после женитьбы  Игорь стал великим князем  Руси. Ключевым моментом в легенде  об Ольге является посещение  Византии. Многие поколения учёных  исследуют малейшие крупицы информации  об этой поездке. 
  Князь Игорь  был язычником: он и клятву  давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше  Перун и покладоша оружие свое  и щиты и злато», и похоронен  он был Ольгой по языческому  обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов  к императорам Византии была  уже какая-то часть христиан. Вдова  Игоря, княгиня Ольга около  959 года приняла христианство  по греческому обычаю, совершив  путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство  государственной религией, но здесь  сразу резко обозначилось противоречие, порождённое византийской церковно-политической  концепцией: цесарь империи был  в глазах православных греков  наместником бога и главой  как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный  для Византии вывод – любой  народ, принявший христианство  из рук греков, становился политически  зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая  на христианские верования, предпочитала  такие равноправные взаимоотношения  с Византией, которые определялись  бы взаимной выгодой, равновесием  сил и не налагали бы на  Русь никаких дополнительных  обязательств, связанных с неубедительной  для неё божественностью императора. Во всяком случае, Константин  Багрянородный – восприемник  Ольги при крещении – «нарёк  её дщерью», то есть подчинённой  ему, а не равноправной «сестрой»10.
  Однако учёные, разрабатывавшие тему становления  христианства на Руси, отрицали  роль Ольги в христианизации  государства, утверждая, что она  сильно преувеличена и романтизирована  церковью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.