На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая деятельность предприятия и основы ее планирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема Финансовая  деятельность предприятия и основы ее планирования
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
 

     Содержание

     Введение

     Современный этап экономического развития характеризуется  дефицитом денежных средств в экономике и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской и кредиторской задолженности фирм. Поэтому вопросы эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента. Проблема низкой ликвидности дебиторской и кредиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.
     В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений  относительно: учета задолженности  на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы финансовой политики и внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.
     Актуальность  темы финансовая деятельность предприятия и основы ее планирования для российских предприятий заключается в том, что отсутствие управления дебиторской и кредиторской задолженности отрицательно влияет на платежеспособность предприятий, особенно, когда взаимозачеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды ограничены – требуются платежи “живыми” деньгами. Поэтому в настоящее время актуальна задача трансформации дебиторской задолженности в денежные средства. Решение этой задачи в большей степени зависит от качества дебиторской задолженности, от финансового состояния дебиторов и ускорения процесса расчетов с дебиторами. Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.
     Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и  временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.
     Наибольшее  влияние на деятельность предприятия  оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.
     Целью настоящей работы является комплексное  исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях и разработка предложений по её совершенствованию в условиях рынка.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - исследовать теоретические и методические вопросы организации оборотного капитала, влияние задолженности на платежеспособность и ликвидность организации, механизмы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
     -проанализировать практику организации анализ дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Алтай-кокс»;
     -разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
     Объектом  исследования служит совокупность финансово-экономических  процессов и, в частности, касающихся формирования, движения и управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Предметом  исследования является ОАО  «Алтай-кокс».
     Дефицит денежных средств в экономике  и неплатежеспособность многих предприятий  сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций  финансовых менеджеров. По общему признанию  руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

     1. Теоретические основы  управления дебиторской  и кредиторской  задолженностью организации

          1.1. Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности

     В наиболее общем виде структура оборотных  средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.
     Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.1
       Когда одно предприятие продает  товары другому предприятию или  организации, совсем не значит, что товары будут оплачены  немедленно. Неоплаченные счета  за поставленную продукцию (или  счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями. [9, c.62]
       К текущим обязательствам относится  краткосрочная кредиторская задолженность.  Под кредиторской задолженностью  понимается задолженность данной  организации другим организациям  и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию,  потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий и пр.
     В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют  документального подтверждения  обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.
     Согласно  Федеральному Закону РФ «О бухгалтерском  учете», в число основных задач  бухгалтерского учета  входит предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.2
     Непосредственно финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов  над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путём их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость отражает соотношение собственных и заёмных средств, темпы накопления собственных средств, в результате текущей и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств предприятия,
достаточное обеспечение материальных оборотных  средств собственными источниками. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.3
     Известно, что за счет собственных и заемных  источников происходит формирование оборотных  средств предприятия. Средства и  источники средств предприятия находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними – необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла – иными словами, от степени платежеспособности и кредитоспособности предприятия.    

      

     1.2. Методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности

     В зависимости от размера дебиторской  задолженности, количества расчетных  документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая  схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.[19, c. 192]
     Этап 1. Задается критический уровень  дебиторской задолженности; все  расчетные документы, относящиеся  к задолженности, превышающей критический  уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
     Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).
     Существуют  и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании  критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и  исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п.  В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.
     Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете
     Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%”, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-наго уровня, признается несущественным.
     Платёжеспособность  и кредитоспособность является одними из форм проявления финансовой устойчивости.
     Анализ  устойчивости финансового состояния  на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно организация  управляла финансовыми ресурсами  в течение периода, предшествующего этой дате.
     Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка  и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатёжеспособности предприятия и
отсутствию  у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
     Таким образом, одной из форм внешнего проявления финансовой устойчивости организации  является её платёжеспособность, то есть способность своевременно выполнять все свои платёжные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платёжного характера.4
     В рамках внутреннего анализа осуществляется углублённое исследование финансовой устойчивости предприятия на основе построения баланса неплатёжеспособности, включающего следующие взаимосвязанные группы показателей:
     Общая величина неплатежей:
     - просроченная задолженность по ссудам банка;
     - просроченная задолженность по расчётным документам поставщиков;
     - недоимки в бюджете;
     - прочие неплатежи, в том числе по оплате труда.
     Причины неплатежей:
     -недостаток собственных оборотных средств;
     -сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей;
     -товары отгруженные, но не оплачены в срок покупателями, и товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта;
     -иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство, в задолженность работников по полученным ими ссудам, а также расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования.
     Источники, ослабляющие финансовую напряжённость:
     -временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы и другие);
     -привлечённые средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской);
     -кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заёмные средства.
     При полном учёте общей величины неплатежей и источников, ослабляющих финансовую напряжённость, итог по группе 2 должен равняться сумме итогов по группам 1 и 3. Для анализа финансовой устойчивости, платёжной дисциплины и кредитных отношений рекомендуется рассматривать данные показатели в динамике.
     .Другим  проявлением динамической устойчивости  служит её кредитоспособность. Так,  высшей формой устойчивости предприятия  является его способность развиваться в условиях внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заёмные средства, то есть быть кредитоспособным.
     Организация является кредитоспособной, если у неё существуют предпосылки для получения кредита и способность своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счёт прибыли или других финансовых ресурсов.
     За  счёт прибыли предприятие не только повышает свои обязательства перед бюджетом, банками, другими предприятиями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости важен не только рост абсолютной величины прибыли, но и её уровня относительно вложенного капитала или затрат организации, то есть рентабельности. Необходимо также помнить, что высокая прибыльность связана и с более высоким риском, а это означает, что вместо получения дохода предприятие может понести убытки и даже стать неплатёжеспособным.
     Таким образом, можно сказать, что финансовая устойчивость – это комплексное понятие, означающее такое состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое гарантирует и обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платёжеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
     В этой связи анализ дебиторской и  кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа  на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем, так как: задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов, а если в структуре формирования источников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным не денежным формам расчетов (бартер и пр.), подвергаться разного рода штрафным санкциям.

          1.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
     К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета- фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств,
вместо  их инвестирования.5
     Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи). [9, c. 102]
     Кредитные условия
     Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если
     сроки кредита неконкретные, компания может  добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует  увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с  тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
     При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.
     Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы  деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые  специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.
     Достаточно  полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. 
     Контроль  дебиторской задолженности.                                                                                                                                                                                                                                                    
     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.
     Выставление счетов.
     При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.6
     Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.
     Процесс оценки покупателя.
     Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения
     покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
     Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
       Защита страхованием.
       Можно прибегнуть к страхованию  кредитов, эта мера против непредвиденных  потерь безнадежного долга. При  решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
     Факторинг.
     Можно перепродать права на взыскание  дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.[9, c.108]
     Кредитная политика
     При предоставлении коммерческого кредита  следует оценить конкурентоспособность  предприятия текущие экономические  условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
     В целом управление дебиторской задолженностью включает:
     1) анализ дебиторов; 
     2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
     3) контроль за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности; 
     4) разработку политики авансовых  расчетов и предоставления коммерческих  кредитов;
     5) оценку и реализацию факторинга.
     1) Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий  договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
     2) Анализ дебиторской задолженности  и оценка ее реальной стоимости  заключается в:
       анализе задолженности по срокам  ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
     Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду  оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
     3) Соотношение дебиторской и кредиторской  задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
     объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода <2
     объем источников объем внеоборотных собственных  доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец  периода < 0,1.
     Дебиторская задолженность - элемент оборотных  средств, ее уменьшение снижает коэффициент  покрытия. Поэтому финансовые менеджеры  решают не только задачу снижения дебиторской  задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской. [9, c.124]
     4) При анализе соотношения   дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
     На  уровень дебиторской задолженности  влияют следующие основные факторы:
     - оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
     - контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности; 
     - анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
     5) Для определения инвестиции в  дебиторскую задолженность применяется  расчет, который учитывает годовые  объемы продаж в кредит и  срок неоплаты дебиторской задолженности. 
     Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
     1) сравнение дополнительной прибыли,  связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации продукции;
     2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской  задолженностей. Данные сравнения  проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии  скидок, доходам и расходам по  инкассации.
     Оценка  реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.
     Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение  разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.7
     Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.
     Политика  скидок
     Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять  скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру  следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
     Изменение кредитной политики
     Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.[19, c.90]
     Таким образом к непосредственным задачам  анализа дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:
     - точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
     - контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
     - определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
     - определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
     - выявление структуры данных по поставщикам  по неоплаченным  расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
     - выявление объемов и структуры  задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
     - определение правильности использования банковских ссуд;
     - выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
     - определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.8

     2. Анализ дебиторской  и кредиторской  задолженностей (на  материалах ОАО  "Алтай-кокс")

     2.1. Организационно - экономическая  характеристика предприятия

     ОАО «Алтай-кокс», являясь одним из крупнейших работодателей Алтайского края, проводит целенаправленную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов для работы на предприятии, обеспечению  комфортных условий работы и отдыха своих сотрудников. С особым вниманием Компания относится к пенсионерам – тем, кто внес огромный вклад в становление и развитие предприятия. ОАО «Алтай-кокс» - это современный промышленный комплекс, производящий высококачественную продукцию. Предприятие имеет значительный производственный потенциал и развитую инфраструктуру. ОАО «Алтай-кокс» производит кокс и химическую продукцию, качество которых обусловлено использованием современных технологий производства. Предприятие стремимся к тому, чтобы создать необходимые предпосылки для стабильного развития ОАО «Алтай-кокс» в условиях современного рынка, повысить конкурентоспособность продукции и рентабельность производства. Постоянное развитие, реализация масштабных проектов, эффективные решения и привлечение лучших профессионалов – вот что отличает нашу компанию и ценится нашими партнерами.
     ОАО «Алтай-кокс» сегодня:
     Один  из крупнейших экспортеров кокса  –  доля нашей продукции в общем  объеме российского экспорта кокса  по итогам 2009 года составила 31%. Безостановочное  производство, мощность которого составляет около 5 млн. тонн кокса в год.
     Структура управления ОАО «Алтай-Кокс», обеспечивает четкое разделение функций Совета директоров, Правления и генерального директора  по стратегическому и оперативному управлению Компанией. Распределение полномочий и разграничение сфер деятельности позволяет зафиксировать ответственность за разработку и принятие решений на всех уровнях управления.
     Совет директоров
     ЛИЗОГУБ Павел Владимирович – Председатель Совета Директоров, Заместитель Вице-президента департамент «Уголь» ОАО «НЛМК».
     СТАРЧЕНКО Александр Григорьевич – ОАО  «НЛМК», Директор по энергетике.
     ЛОСКУТОВ  Валерий Александрович - ОАО «НЛМК», Начальник Управления акционерного капитала.
     МОЛЧАНОВ  Олег Анатольевич - ОАО «НЛМК», Главный  специалист департамента «Уголь».
     ГОЛЬДИН Сергей Вячеславович - Некоммерческое партнерство «Новолипецкий медицинский  центр», Директор.
     Правление является коллегиальным исполнительным органом. Персональный состав Правления  утверждается Советом директоров по представлению Генерального директора (председателя Правления). К компетенции Генерального директора (председателя Правления) и Правления относятся вопросы руководства текущей деятельностью Общества, а так же осуществление полномочий в отношении деятельности дочерних, зависимых обществ и иных юридических лиц (участником, учредителем или членом которых является Общество) в соответствии с положениями Устава Общества. Андриевский Артур Олегович – Генеральный директор Общества, Председатель Правления Общества. Скороходов Олег Викторович  – Коммерческий директор ОАО «Алтай-Кокс». Валяс Вадим Иванович –  Директор по производству - главный инженер ОАО «Алтай-Кокс». Штро Виктор Яковлевич – Начальник Юридического отдела ОАО «Алтай-Кокс». Персональный состав Правления Компании (коллегиальный исполнительный орган ОАО «Алтай-Кокс»),  утвержден на состоявшемся 21 марта 2011 года заседании Совета директоров.

     

          2.2 Анализ дебиторской задолженности

     Анализ  дебиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:
     1. долгосрочные кредитные займы. 
     2. краткосрочные кредитные займы. 
     3. Кредиторская задолженность 
     4. и прочие краткосрочные пассивы. 
     Кредиторская  задолженность возникает вследствие:
     1. Существующей системы расчетов (при  не совпадении сроков начисления и сроков оплаты).
     2. Несвоевременность исполнения предприятием  своих обязательств.
     При углубленном анализе кредиторской задолженности целесообразно рассмотреть  остаток обязательств на конец отчетного  периода по срокам образования как  и в дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность.
     Динамику  изменения дебиторской и кредиторской задолженности можно выявить, используя горизонтальный или трендовый анализ как абсолютных значений задолженности, так и их удельных весов, а также по изменению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
     Полезно также анализировать структуру  дебиторской задолженности в соответствии с вероятностью ее погашения, деля ее на высоковероятную к погашению, вероятную к погашению и маловероятную к погашению.
     Все счета к получению классифицируют по группам: срок оплаты не наступил; просрочка  от 0-30 дн;  от 30-45дн; от 45-60дн; от 60-90дн. и т.д.
     Данные  для анализа сводят в таблицу. Если в ходе анализа обнаруживается тенденция роста сомнительной дебиторской задолженности это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия.
     Анализ  дебиторов предполагает прежде всего  анализ их платежеспособности с целью  выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.