На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Кокандского ханства в 18 веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
КУЛЬТУРА КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В 18 ВЕКЕ 

План:
 
Введение

     История Кокандского ханства
     Культура Кокандского ханства в 18 веке
         Литературная  жизнь Кокандского ханства
         Архитектура
         Декоративно-прикладное искусство     Изобразительное искусство.
         Музыка 
         Танец           Театр  

Заключение
Литература 
 
 

Введение
      В ХVIII веке по определению академика В.В. Бартольда в Средней Азии наступило время политического, экономического и культурного упадка.          Средняя Азия, раздираемая междоусобными войнами и феодальными мятежами, переживала тяжелый кризис, парализовавший не только хозяйственную, но и культурную жизнь страны.      Еще больше по сравнению с ХVI – XVII в.в. выросло влияние и богатство феодальной верхушки узбекских племен, эмиров и духовенства. Они старались держать народ в темноте и невежестве, чтобы легче было держать его в повиновении.         Прогрессивным идеям и достижениям науки доступ в ханства был закрыт. Любая мысль, не совпадавшая с официальной, преследовалась.  Успехи в области знаний и техники, достигнутые Западной Европой в этот период, могли использоваться лишь в малой степени, так как Средняя Азия в 18 веке оказалась в наибольшем удалении от мировых политических центров.          В своей работе я раскрою культуру Кокандского ханства  ХVIII века 
 
 
 
 
 
 

КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО
История Кокандского ханства в ХVIII века
     Распад  в конце XVII - первой половине XVIII в.в. государства Джанидов; постоянная угроза Фергане со стороны образовавшегося  к тому времени Джунгарского государства; набеги отдельных предводителей племён. Всё это привело к обособлению Ферганы от Бухарского ханства и образованию в начале XVIII в. самостоятельного государства.1    Здесь вначале устанавливается власть ходжей, а затем ханской династии Минг.  Ханство включило в себя Наманганскую, Кокандскую, Андижанскую и Маргиланскую области. Первым правителем Ферганы в 1710г. был провозглашён Шахрух-бий из узбекского племени Минг («тысяча»). Махмуд Хаким Яйфони так описывает восшествие Шахруха на престол. В Таргаве некий знатный житель проводил свадьбу, во время которой было решено образовать самостоятельное государство.   Здесь из числа присутствующих лиц выбрали полководцем Шахруха, сына Ашур-бия, он же затем был признан ханом. Старого правителя области привезли в Таргаву и казнили. В течение нескольких дней были назначены наместник и казий Наманганского вилаета. Столицей нового госдарства временно был признан Тепа-Курган, где были построены урда, базар и кварталы.
     По  другим сведениям, после смерти хакима вилаета Ферганы Ходжа Султана  придворные провозгласили правителем его младшего брата Ашуркула. Однако группа людей из военной знати в Риштане подняла мятеж против новопризнанного правителя, в результате которого Ашуркул был убит. Тогда ополченцы провозгласили новым правителем несовершеннолетнего Шахруха, и риштанцы признали его верховным главой. До его соврешеннолетия управление областью было предано
________________
     1. История Узбекистана. Т., 2005 с. - 227
регентам.             В 1135/1721 - 1722гг. Шахрух был убит в результате раздоров между отдельными группировками эмиров. При Шахрухе территория государства охватывала земли Северный Ферганы от Намангана до Шахидана и Пансадгази (Пангаз).
     Но  уже при его преемнике - сыне Абдурахим-бие (1721/22-1733 гг.) территория ханства стала  расширяться. Абдурахим-бий присоединил к подвластным ему землям Ходжент и Андижан, положив тем самым начало «собиранию земель» Ферганской долины. Он захватил также Самарканд, Каттакурган, Джизак и некоторые другие населенные пункты, оставив в завоеванных городах своих наместников. После заключения договора с Шахрисабзским правителем Абдурахим-бий возвратился в Самарканд, а затем направился в Коканд, но по дороге заболел и умер.
    Преемником  Абдурахим-бия стал его брат Абдукарим (1733-1747/48 гг.), он переехал в Коканд и отстроил его. Вероятно, с этого времени Коканд стал столицей государства. В годы правления Абдукарима часть кочевников - калмыков после разгрома Китаем Джунгарского государства в 1745-1747 гг. двинулась на  запад  и вторглась в Ферганскую долину. Они захватили  Ош, Андижан, Маргилан, подступили к Коканду  и осадили город. Абдукариму  пришлось организовать отпор кочевникам.   Как свидетельствуют  источники, в критический момент при обороне Коканда проявил особое мужество и стойкость некий Батыр-кипчак. Ему удалось вклиниться в строй войск противника и уничтожить много врагов, однако в горячей схватке он погиб, но его действия  вдохновили кокандцев, которые при поддержке подоспевшего  отряда из Уратюбе во главе с Фазыл - беком разгромили калмыков. Абдукариму также пришлось отражать грабительские  набеги кипчаков, кочевавших в пределах Ферганы и нападавших на   население.1
________________
     1. История Узбекистана. Т., 2005 с. - 227
     После смерти Абдукарима в Кокандском ханстве  началось смутное  время дворцовых  заговоров и убийств и только во  второй половине XVIII в. начинается, как  и в других среднеазнатских ханствах, борьба против произвола феодалов, за «собирание земель», усиление государственной централизации.
        В 1805 году государство официально  было объявлено Кокандским ханством, и Алимбеку был присвоен  титул «хана». Он создал наемное войско, состоявшее из горцев-таджиков, ставшее его опорой в борьбе за централизацию власти. Алимхан подчинил Ташкент и Фергану, совершил многочисленные походы на Ура-Тюбе.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУЛЬТУРА КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В 18 ВЕКЕ
Литературная  жизнь Кокандского  ханства 

     Во  второй половине XVIII века после длительного  периода застоя и упадка, вызванного общеполитической ситуацией, в среднеазиатских  ханствах наблюдается некоторое оживление в культурной жизни, что нашло выражение в появлении новых научных сочинений, в том числе исторических, развитии литературы, искусства книжной миниатюры, архитектуры, музыки и театра.       Таджикская литература XVIII в. развивалась в основном на территории двух ханств Средней Азии — Бухарского и Кокандского.    Несмотря на неблагоприятное для поэтического творчества время (последствия междоусобных войн), наследие ряда поэтов первой половины XVIII в. представляет определенный интерес.       В их творчестве вместе с налетом эпигонства прослеживаются лучшие демократические традиции прошлого — отражение в поэзии негативных сторон бытия, что соответствовало духу и идейно-эстетическим вкусам времени.           Часть поэтов, первой половины века, вышла из ремесленной городской среды (Сафаи был кожевником, Саидходжа Насафи — садовником, Ризаи — писцом), что наложило существенный отпечаток на их творчество. Так, Саидходжа Насафи в маснави «Багча ва бустан» («Садик и цветник»), воспевая землепашество и садоводство, расширяет диапазон поэтических тем и вызывает определенное уважение читателя к крестьянскому труду.         Начиная с середины XVIII в. на смену Аштарханидам приходит к власти Мангитская династия, при которой происходит существенная централизация правления в Кокандском ханстве, что в определенной степени стабилизирует экономическую и культурную жизнь этих районов. С этого времени, особенно с 60-х годов XVIII в., произведения на таджикском языке, несмотря на то что они по-прежнему создаются в различных культурных центрах, сливаются в единую таджикскую литературу.           Поэзия в целом продолжает развиваться в русле традиций. Однако для данной эпохи характерно большее сближение литературы с реальной действительностью и более отчетливо выраженное личностное начало. Характерным также является преобладание лирических жанров (газель, рубаи, кыта, мухаммас). Торжественная хвалебная касыда к этому времени потеряла свое значение как жанр. Возможно, одной из причин ее упадка является нарушение института меценатства: поэт, как правило, перестал получать материальную и духовную поддержку правителя, а значит, стал свободен от обязательного восхваления благодетеля.     В малых лирических жанрах этого периода отражены чувства, которые испытывает поэт как личность, его угнетенное и низкое социальное положение, его печаль и горе.       В 80-е годы ХVШ века Кокандское ханство превращается в самостоятельное государство, литературная жизнь страны сосредоточивается в основном в этих двух политических центрах.    Но кокандские ханы (например, Умар-хан, который сам был поэтом и собрал вокруг себя литературный кружок) использовали литературу исключительно в политических целях — придворные панегиристы, приспосабливаясь к политическим задачам хана, отражали в своей поэзии лишь узкоместнические интересы и мелкое соперничество между Бухарским и Кокандским ханствами, стертыми, надоевшими гиперболами вознося до небес правление Умар-хана.1       Однако в это же время писали поэты и другой ориентации, не
____________________________
     1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 375      
связанные с  двором. Они критически воспринимали действительность, в   их творчестве были заметны демократические тенденции.    Другим заметным литературным явлением XVIII в. стало создание стихотворных произведений на двух языках: таджикском и узбекском. В XIV—XV вв. поэты тюркского происхождения писали, кроме родного языка, еще и на фарси, а в XVIII в. таджикские поэты (Садик, Хазик, Шавки, Мадан, Назил, Надим и др.) создавали стихи как на таджикском, так и на узбекском языках, обогащая одновременно сокровищницу узбекской литературы. Это литературное явление характерно для всех поэтов кокандской школы.         В XVII веке таджикской поэзии определенное значение получает «индийский стиль». В XVIII веке оно возрастает благодаря влиянию персоязычного поэта Индии — Бедиля, в творчестве которого этот стиль нашел свое классическое выражение. Часть таджикских поэтов (Садик, Шавки, Хазик, Хасрат) развивала «индийский стиль» творчески, используя его возможности для отражения современной им действительности, другие лишь слепо подражали формальной стороне этой сложной орнаментальной поэзии.            Благодаря покровительству эмира Умархана, его жены, поэтессы Надирыбегим, процветает культура, искусства.      Эти правители собрали в Коканде великолепную литературную среду, куда вошли такие знаментости того времени, как поэты Махмур, Амири, Гульхани, Завки, Низами, Дильшоди Барно, Увайси, Фазли. Хан Умархан, называвший себя амиром, подчинив себе Туркестан и территорию от Арала до Семиречья, построил города Ак-Мечеть (Кызыл-Орда), Авлие - ота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). В Коканде строятся медресе Норбутабия (1799), Мухаммад Али хана.1        
____________________________
     1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 377 
Но поистине средоточием литературных сил того времени  стало Кокандское ханство, где сформировалось особая Кокандская литературная среда. Основным источником, в котором содержатся подробные сведения о литературной жизни Коканда конца XVIII- начала XIXв., является антология «Мажмуаи шоирон», составленная в 1821г. Абдулкаримом Фазли.1             В ней представлены образцы стихов поэтов, сыгравших заметную роль в развитии узбекской литературы. Сведения о датах жизни и смерти отдельных кокандских поэтов имеются в рукописи «Таварихи Манзума» Кары Кундузи.         Одним из талантливейших поэтов, живших в Ферганской долине в этот период является Боборахим Машраб. Он сыграл большую роль в развитии прогрессивного направления в литературе, в расширении тематики и становлении её народности.      Его произведения были широко известны в Средней Азии. В них он отображал реалистическую картину тяжелой жизни трудового народа. Главная сила поэзии Машраба в том, что пережитые им жизненные события, решающие моменты его бунтарской биографии получили в его творениях, зачастую иносказательного, яркое художественное изображение. Он в своём творчестве выражал искреннее сочувствие к страданиям народа и всю свою жизнь как поэт - вольнодумец преследовался властями. Судьба Машраба была трагической: в 1711г. он был казнен в Балхе.        Подлинно гуманистические идеи любви, преданности, нравственной чистоты воспевал в своих произведениях Ходжа Назар оглы Хувайдо (ум.в 1780/181г.), литературное наследие которого сосредоточено в куллияте «Девони Хувайдо».
____________________________
      1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 375      
     В его стихах ведущее место принадлежит  проповеди таких подлинно гуманистических идей и качеств, как любовь, преданность, моральная чистота, верность. Он по праву является крупным представителем узбекской литературы XVIII в., творчество которого было широко известно ещё при его жизни далеко за пределами Коканда.
     Поэты Кокандской литературной среды писали на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм.     Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIII века., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной  несправедливости.
      Особенно  усилилась творческая деятельность представителей феодально-клерикального  направления в литературной жизни  Коканда в начале XIX века, причем немалую роль в этом сыграл Умар-хан - человек поэтически одаренный, писавший свои стихи под псевдонимом Амир, вдохновлявший придворных поэтов на создание произведений, полных славословия в адрес его и его окружения. Видным представителем этого направления был Султан тура Адо - аристократ, занимавший высокий пост при дворе кокандского хана, а затем бухарского эмира.
     К прогрессивному, демократическому направлению  относится творчество кокандских поэтов и писателей Махмура («Мухаммас», «Хапалак» и др.), Гулхани («Зарбулмасал»), Гази, Хазыка, Маъдана и др., которые в своих произведениях, горячо сочувствуя угнетенным, остро, в сатирической форме, обличали произвол и беззаконие, алчность и лицемерие баев, ханских чиновников, протестовали против существующих порядков. Они заложили основы будущей демократической литературы, получившей широкое развитие в Коканде в конце XIX - начале ХХ века.
      Поэт  Маъдан в своих сатирических произведениях  на узбекском и таджикском языках подвергал критике злодеяния  отдельных баев и ханских чиновников, разоблачал их алчность и лицимерие.1 
Сочинение «Шах-наме»  Мирзы Каландара Мушрифа Исфараги начинается рассуждением о качествах  государя, прерогативах и признаках  его власти.   В отдельный раздел (лл. 27а—29б) выделен рассказ об обстоятельствах, побудивших автора взяться за написание сочинения. При этом автор сообщает, что он переложил прозой историю Омар-хана в стихах, написанную придворным поэтом Фазли Намангани 10. Приводя генеалогию Омар-хана, которая возводится к Бабуру и Тимуру (лл. 31а—31б), Мушриф Исфараш в связи с нею кратко останавливается на исторических событиях, происходивших в Средней Азии во. время борьбы Бабура с Шейбани-ханом, упоминая о сочинениях Тарих-и Рашиди и Шейбани-наме.           Затем излагается легенда о Худояр-хане (Алтун Бишик — «Золотая колыбель»), сыне Бабура. Сравнительно подробно рассказывается о ферганских биях из племени Минг в XVI— XVII вв. (лл. 46б—49а) и весьма кратко о правителях этой династии в XVIII в. до Нарбуты-бия включительно (лл. 49а—52а).        
____________________________
      1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 378      
     Автор сочинения Мунтахаб ат-таварих —  Хаджи Мухаммад Хаким-хан, сын Сейид  Ма'сум-хана, происходил из знатной кокандской семьи.  Мунтахаб ат-таварих — исторический и автобиографический труд. В начале его коротко рассказывается о доисламских пророках, царях древнего Ирана, арабских халифах и т. п., затем сообщаются некоторые сведения о мусульманских династиях от Саффаридов до Тимура.1   Несколько более пространно повествуется о Тимуре и Тимуридах, Бабуре и Великих Моголах, о Шейбанидах и Аштарханидах. 2  Подробно изложены события истории Средней Азии (в основном Бухары) во времена Мангытов.3      Видным поэтом своего времени, втором стихов на таджикском и узбекском языках был Мулла Шермухаммад Акмаль. В его поэтическом наследии встречаются произведения, направленные против гнета и деспотизма.
      Надо  сказать, что в 18 веке в литературной жизни Кокандского ханства развивались два противоположных друг другу направления.  Если поэты, относящиеся к первому из них, были близки к ханскому двору и занимались главным образом восхвалением правителя и его приближенных, то поэты другого направления воспевали мечты и чаяния народа, пробуждали в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости.
      Для истории этого ханства конца XVIII — первых лет XIX в. автор располагал сведениями, почерпнутыми из воспоминаний своего отца и других очевидцев. Рассказы о временах кокандских биев первой половины XVIII в. интересны тем, что  частично основаны на местной устной традиции, причем в некоторых случаях автор указывает имена людей,
_______________
    Мунтахаб ат-таварих. лл. 57б—89а.
    там же. лл. 89а—200б.
    там же. лл. 200б — 334б.
передавших ему  сообщения, слышанные ими от современников  и участников событий.          В сочинении Тарих-и Шахрухи излагаются события от начала XVIII до начала 70-х годов XIX в.          Даже в компилятивных разделах (относящихся к XVIII в.), как правило, не повторяются сведения, имеющиеся в работах других известных нам кокандских историков.         
     Махларайим  Надира— поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии. В юности получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела не только родным, узбекским, но и персидско-таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства Умар-хана (Омара) большую часть жизни поэтесса провела в Коканде в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях со своим мужем — поэтом, писавшим под тахаллусом Амири.          В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов.           Особым ее доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница ее детей. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества.1    
_____________
     1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
     В своем творчестве, как и другие поэты того времени, Надира во-многом опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои.       Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. В ее рукописных диванах встречаются различные жанры лирики — газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько «Песен разлуки».     Ее стихотворный диван — гимн любви, верности и честности. Находясь под определенным влиянием суфийских кругов, для своего времени Надира была весьма прогрессивна, она ощущала себя прежде всего Человеком, активно призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить ее ум, чувства, достоинство.        В ее стихотворных диванах высокая любовь воспевалась как символ человеколюбия, как основа нравственности. Надира писала: "Человек без любви — не человек,Если ты человек — предпочти любовь».1
     Развитие  художественной культуры в среднеазиатских  ханствах нашло свое выражение в  совершенствовании искусства книжной  миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д. 
 

_____________
     1. Материал из Википедии — свободной  энциклопедии
АРХИТЕКТУРА 

     Узбекистан - страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов.     В ХVI – XVIII вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д.     Особой сферой приложения творческих сил в XVIII веке в Кокандском ханстве была строительно-архитектурная деятельность – возведение моументальных зданий гражданского и культового значения, призванных увеличить могущество новых династий.     К строительству медресе, мечетей, дворцов, мавзолеев привлекались лучшие зодчие и мастера, искусство которых запечатлено на века в сохранившихся памятниках.     `    Наследия периода архитектуры XVIII века сохранилось почти во всех исторических городах и населенных пунктах Узбекистана. Выдающиеся произведения этого времени сосредоточены в областях, куда исторически переместились центры политической жизни.     Гражданское зодчество сохранилось в меньшей степери, чем культовое, дойдя до наших дней в отдельных образцах. Основную же ткань городской застройки составляло, главным образов, жилище, группирующиеся вдоль внутриквартальных улиц с глухими дувалами и стенами домов. Жилища были обращены внутрь дворов, организующих жизнь семьи. Над дворами возвышались характерные элементы домов:  две комнаты с зимним айваном – кашгари между ними.1 
____________________________
      1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 383
     Торговые  здания развивались традиционно. В источниках упоминаются крытые торговые улицы, по сторонам которых при блокировке лавок - дуканов получались крытые ряды. Современный Коканд получил развитие из форта, построенного в 1732 году и ставшего 1740 году столицей Кокандского ханства.        За время существования в ханстве было 29 правителей. В это время в городе насчитывалось более 35 медресе, около 300 мечетей, и он стал религиозным центром Ферганской долины.     Начиная с конца XVIII века, города Узбекистана постепенно оправляются от разрушений, отстраиваются заново. Бурная строительная деятельность начинается и в Кокандском ханстве. Главной особенностью строений ханства является большая пестрота  и яркость, контрастность применяемых цветных изразцов при украшении зданий.Особенно это присуще дворцам и медресе.       Медресе Норбутабия (1799 г.) было построено на площади Чорсу, при участии бухарского строителя и резчика по ганчу Усто Касимджана. Несмотря на один этаж, здание отличается монументальностью.   В строительстве медресе в основном использовался жженый кирпич. Сейчас в этом здании располагается мечеть Жоми. После обретения Узбекистаном независимости, это медресе вновь было открыто, и сейчас в нем обучаются более 80 студентов.       Медресе Эмир построен в строгом соответствии стиля к зданиям такого типа. Фасад сооружения имеет 21 метр ширины и 30 метров длины, двор медресе 16-18 метров, в котором находятся хужры. Мечеть и учебное помещение увенчаны голубыми Куполами и отличаются особой элегантностью. Мечеть является действующей и открыта как для верующих, так и для посетителей.
     Очень красив и архитектурный памятник Медресеи-Мир, который был построен в конце ХVШ века. 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

     В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении ХХ века, с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции.
     В прикладном искусстве ХVIII века существовали два основных направления – официальное и народное. Понятие последнего шире, чем ведущий стиль эпохи, который отражал основные и тенденции в течении. Народное искусство сохраняло многовековые традиции. Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имело широкое распространение. Мастера продолжали традиции предшествующих веков, однако с течением времени его развитие замедлилось, в ХVIII веке наблюдается упрощение видов, форм  и декора изделий.         С архитектурой был связан труд искусных резчиков по дереву. Они украшали орнаментацией колонны, двери, оконные ставни, предметы мебели.             Широко было искусство ткачества. Во многих центрах вырабатывались шелковые, златотканые, бумажные и шерстяные ткани.  В начале ХVIII века сложные исторические условия замедлили процесс развития художественных ремесел, но к концу века отмечается их новый подъем.
      Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Средней Азии. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляющиеся в своеобразии форм, орнаментального декора, колорита. К числу традиционных центров керамического производства, сохранившихся и поныне

Изобразительное искусство.

 
     Древнейшие  памятники искусства предстают  на территории Узбекистана в палеолитической  наскальной живописи Зараутсая с  экспрессивными изображениями животных и охотничьих сцен. Некоторые рисунки  животных на скалах Ходжикента и Бостанлыка относятся ко времени неолита.
     Интерес к оформлению рукописных книг возрождается со второй половины ХVIII века после выхода страны из всеобщего кризиса. Период отмечен постепенным налаживанием работ придворных китаб – хоны – мастерских по производству рукописных книг и их оформлению во всех трех ханствах.
     Определенный  подъем литературы и искусства в ХVIII веке после резкого спада находит отражение и в оформлении художественной рукописи.            Художники ориентируются на отобранные классической миниатюрой сюжеты и выработанные ею решения, используют её приемы, но уже не владеют ее формальным совершенством. Мастера оказывают предпочтение лаконичной, немногословной манере, придающей истолкованию сюжетов жанровый характер, определенное предпочтение оказывается сюжетам демократического характера.
     В их решении появляются признаки, свидетельствующие о зарождении субъективной прихотливости, нестандартности художественных идей и форм.  
 
 
 
 

МУЗЫКА  

     Памятники материальной культуры (наскальные росписи, монументальная скульптура, барельефы, статуэтки и др.), а также дошедшие до нас письменные источники (2-е тыс. до н.э.) свидетельствуют о древних истоках музыкального наследия узбекского народа.    Лучшие образцы музыкального искусства получили обобщенное освещение в трактатах о музыке среднеазиатских ученых- энциклопедистов (Фараби, Ибн Сина, Хорезми, Джами и др.). В дальнейшем музыкальная культура узбекского народа развивалась, сохраняя свою самобытность.  В рассматриваемый период музыкальная жизнь в основном концентрировалась в столичных и крупных городах. Усиливалась тенденция расширения социального базиса музыкальной культуры.   Даже при невысоком общественном статусе музыкантов их искусство, в силу всеобщего внимания и тяги к нему, достигло значительных высот. В этот период культивировались сложные циклические мелодийные жанры и формы, не угасала исследовательская мысль. Особенно выделяется макомат, который в музыкальной науке ХVI - ХVIII в.в. представляет в виде системы основных и производных ладовых образований – двенадцати макомов, двадцати четырех шуъбе, шести авазе, т.е. системы способствовавшей впоследствии формированию циклических инструментальных и вокально-инструментальных монументальных произведений.           На рубеже ХVIII века в Коканде выделяется несколько талантливых музыкантов – исполнителей и бастакоров.       В этот период составлялись куллияты и баязы – сборники, содержащие поэтические тексты макомов с указанием названий конкретных частей.          В ХVIII веке бытовали и получали развитие многие широко известные ныне в узбекской музыкальной  практике явления музыкального фольклора с большим разнообразием бытовых, обрядовых и других, обусловленных определенными обстоятельствами и временем исполнения. 

ТАНЕЦ 

     Танцевальное  искусство народов современного Узбекистана было развито с древних времен. На наскальных рисунках, археологических находках сохранились изображения танцующих фигур. В ХVIII веке. искусство танцовщиков из Самарканда, Бухары, Хорезма было известно во многих государствах Востока.Узбекский национальный танец дошел до наших дней в двух формах: традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.           В классическом танце популярна ферганская ("Кагга уйин"), Бухарская ("Танец макома"), Хорезмская ("Уфори макома") школы. Народный танец очень разнообразен. Это веселые, лирические, драматические танцы со своими региональными различиями. Наибольшее число народных танцев сохранилось в горных районах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.