На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические виды спроса и их классификация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
Экономическая теория 

На тему: «Экономические виды спроса и их классификация» 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
    1   Сущность, структура и виды спроса
      Сущность и факторы спроса
      Экономические виды спроса и их классификация
    Концепция эластичности спроса
    2.1.Эластичность  спроса по доходу и цене
    2.2. Методы  стимулирования спроса
    2.3. Анализы  текущего состояния потребительских  рынков РК 

 

Введение
    Изучение  процессов спроса как фактора, влияющего  на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
    Данные  категории являются одними из важнейших  в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому  анализу, как отечественных, так  и зарубежных экономистов.
    Модели  совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?
    Для такого ответа нужно объединить –  или агрегировать – все отдельные  рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных  цен – на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.
     Рынок - это форма организации общественного  производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления  посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между  производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.
     Основные  элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.
     Спрос - это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить.
     Актуальность  темы обусловлена тем, что связь  между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.
     Целью работы является изучение экономических видов спроса и их классификация, а также факторов, влияющих на спрос.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру спроса, его сущность и значение, дать классификацию спроса.
 

      1 Сущность, структура и виды спроса
          1.2 Сущность и факторы спроса
     Издавна замечено, что количество благ, которое  покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса - это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
     Изучая, как покупатели реагируют на изменения  цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит  в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).
     Под спросом микроэкономика понимает то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях. Данное определение позволяет выделить следующие особенности спроса как объекта изучения со стороны микроэкономики.
1.Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором, спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм. 
2. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает по- купательную способность субъекта спроса. 
3. В понятии «спрос» еще не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара. 4. Спрос предъявляется на определенном рынке, локальном, региональном, национальном, международном. 
4. Спрос имеет временную характеристику. Он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товара, если брать его за относительно продолжительный период. Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов. Можно сказать, что спрос на товар (D) есть функция ряда факторов: 
D = f (а, б, в, г, д, е). 
Под буквами в данной формуле понимаются следующие факторы: а. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса. Закон спроса иллюстрируется как через шкалу спроса, так и через кривую спроса. Шкалу спроса можно составить, используя данные какого-то локального рынка, например, рынка котлет в столовой. 

     Таблица 6.1 Шкала спроса на товар. 
 
Графически данная таблица будет выглядеть следующим образом. 

     Источник [Курс экономической  теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой  Е.А. Киров: АСА, 2008] 

      
Кривая спроса выглядит сглаженной, поскольку спрос представлен суммой спросов отдельных покупателей, так что кривая дает общую усредненную картину спроса. Тем не менее она помогает увидеть ряд особенностей закона спроса. Прежде всего видна связь закона спроса с законом убывания предельной полезности. Кривая спроса показывает не только зависимость спроса от цены, но и готовность совокупного покупателя за дополнительно приобретаемый товар платить меньшую цену, чем за предыдущий товар, так что спрос падает и по этой причине.

       Закон спроса также отражает действие эффекта дохода. Уменьшение цены означает рост реального содержания той части дохода покупателя, которую он намерен использовать для приобретения данного товара. Если цена на товар уменьшилась в два раза, то на прежнюю сумму можно купить в два раза больше данного товара. Рост спроса на товар при понижении цены может быть обусловлен и тем, что к покупателям данного товара присоединяются и те, кто вследствие высокой для них цены этот товар прежде не покупал. Очевидно, что закон спроса отражает также и эффект замещения, при котором повышение цены на товар ведет к тому, что вместо него покупатели начинают предъявлять спрос на другой, способный заменить его, товар. Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий может модифицировать или даже нарушить его действие. Например, повышение цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей возникает ожидание последующего повышения цен и стремление успеть купить товар по повысившимся ценам до того, как цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, при которой спрос наверняка упадет. 
           При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.

       Потребность в товаре и то, через что она проявляется - вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары. 
 Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д. Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары, менее качественные и престижные, спрос может наоборот снижаться. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

     1.2. Экономические виды спроса и их классификация
     Спрос можно определить, как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя.
     Спрос на рынке – это общий объем  продаж применительно к рынку  товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для  совокупности марок или конкурирующих  фирм.
     Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.
     Рыночный  спрос – это не фиксированная  величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают  две группы детерминант спроса  [Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2008. стр. 261]:
     -контролируемые  факторы (инструменты операционного  маркетинга);
     -неконтролируемые  факторы (ограничения, с которыми  фирма сталкивается на рынке).

     Контролируемые  факторы спроса это:

     -Товар  или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;
     -Цена, совокупность издержек, которые  несет покупатель, чтобы воспользоваться  благами выбираемого решения;
     -Место  или предоставление товаров с  наибольшим удобством для покупателя;
     -Продвижение  или коммуникации, информирующие  о достоинстве предлагаемого  товара.

     Неконтролируемые  факторы спроса это:

     -Ограничения  со стороны покупателей;
     -Ограничения  со стороны конкурентов;
     -Ограничения  со стороны сбытовых сетей;
     -Ресурсы,  сильные и слабые стороны фирмы;
     -Ситуационные  ограничения (факторы внешней  среды).
     Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
     Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в  виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
     Цена  спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов  купить данную продукцию.
     Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.
     Любая цена назначенная фирмой, так или  иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой  и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 4.). 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Источник [Ценообразование. Под  ред. проф. И.К.Салимжанова. Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2006. стр. 171] 
     

     Кривая  показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
     Деятелю рынка необходимо знать, на сколько  чувствителен спрос к изменению  цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?
     Спрос, вероятнее всего, будет менее  эластичным при следующих обстоятельствах [Ценообразование и рынок.Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2008. стр. 269.]:
     1) товару нет или почти нет  замены или отсутствуют конкуренты,
     2) покупатели не сразу замечают  повышение цен,
     3) покупатели медленно меняют свои  покупательские привычки и не  торопятся искать более дешевые товары.
     4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции и т. п.
     Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень  спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.
     Большинство фирм стремится проводить замеры изменений спроса. В зависимости  от типа рынка применяются различные подходы к замерам. В условиях чистой монополии спрос на товар обоснован той ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако в условиях конкуренции кривая спроса на товар фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
     Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменении моды на товар, проведении рекламной компании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении - меньшее.
     Закон спроса гласит, что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей  и изменениям в ценах с точки  зрения объема товаров, которые они  приобретают.
     Существую следующие виды спроса на рынке:
    Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
    Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
    Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
    Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
    Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
    Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
    Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.
    Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, огнестрельного оружия. Задача маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
 
       

    Источник [Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2008стр.274.]
    2.  Концепция эластичности спроса
2.1Эластичность спроса по доходу и цене

     В экономике многие переменные взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой и изменение другой. Например, изменение цены товара ведет к изменению величины спроса на него. В связи с этим возникает задача количественного измерения таких взаимосвязей. В частности нам недостаточно просто констатировать, что величина спроса на товар, вероятно, возрастет в связи с падением его цены; необходимо с максимальной точностью определить степень увеличения спроса при заданном снижении цены. 
 В решении подобных задач нам помогает теория эластичности. Эластичность отражает степень реакции одной переменной (например, спроса) на изменение другой переменной (например, цены). В этой связи нам прежде всего необходимо определиться с вопросом, в каких единицах исчислять изменения цены и спроса. Первое, что здесь приходит в голову - измерять цену в тенге, а спрос - в физических единицах (штуках, килограммах, и т.д.). Это позволит посмотреть, на сколько единиц изменяется спрос при изменении цены на Х тенге. 
 Предположим, известно, что снижение цены на 5 тенге. ведет к росту спроса на 10 штук. Однако, подобная информация сама по себе абсолютно бессодержательна, ибо мы не знаем, какими были значения цены и спроса до происшедших изменений. Если перед нами автобусный билет, то снижение цены будет очень значительным, а рост спроса в масштабах города – ничтожным. Если речь идет о «Жигулях», продаваемых в течение дня в одном из магазинов, то все наоборот. В связи с этим целесообразно изменения как цены, так и спроса исчислять не в абсолютных значениях, а в процентах. Процентные изменения делают сопоставимыми величины спроса на все товары - от булавок до атомных подводных лодок. 
 Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар при изменении его цены на 1%.

     Вывод: коэффициент прямой эластичности всегда отрицателен, поскольку цена и величина спроса на товар меняются в разных направлениях: когда цена снижается, спрос растет, и наоборот. 
Возможны три случая: 
1. Если при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в большей степени, чем цена, то спрос эластичен по цене. 
В этом случае:

     Только  что приведенные примеры относятся  к этому случаю. Так:

2. Если при  некотором процентном изменении  цены величина спроса на товар  изменяется в меньшей степени,  чем цена, то спрос неэластичен  по цене. 
В этом случае: 
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 5%. Тогда:

3. Если при  некотором процентном изменении  цены величина спроса на товар  изменяется в той же степени,  что и цена, то спрос характеризуется  единичной эластичностью по цене. 
В этом случае: 
Например, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 10%.

     Чем больше у товара заменителей, тем  эластичнее спрос на него по цене. Так, если у товара много заменителей, то даже при незначительном повышении его цены потребители резко сократят покупки товара, переключаясь на заменители, и наоборот. Ценовая эластичность окажется, таким образом, высокой. Следует при этом учитывать, что товары-заменители могут быть разными. Во-первых, могут заменять друг друга блага, удовлетворяющие различные потребности. Потребитель может, например, поехать отдыхать за границу, а может остаться дома, но зато купить новую шубу. Шуба, таким образом, заменяет отдых. Во-вторых, близкими заменителями выступают блага, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В частности «Кока-кола» может быть заменена «Пепси-колой» и наоборот. 
 Существуют, наконец, и совершенные заменители. В качестве таковых выступают одни и те же товары, которые могут быть куплены у разных продавцов. Так «Кока-кола», продаваемая в нашем магазине, очень легко заменяется «Кока-колой» из магазина напротив. 
 А из всего этого – важный вывод. Товар как таковой может иметь немного заменителей. Соответственно спрос на него мало эластичен по цене. Однако тот же товар, производимый нашей фирмой, нетрудно заменить продукцией конкурентов. Значит, для фирмы спрос на ее товар является высоко эластичным. 
 Например, казахстанцам непросто отказаться от табачных изделий. Следовательно, даже при заметном повышении цены на все ее марки одновременно, спрос на сигареты упадет слабо – эластичность спроса низка. Но изделия завода «Philip morris» легко заменяемы любыми другими сигаретами – хоть отечественными, хоть иностранными. Поэтому даже при небольшом повышении цены только на изделия «Philip morris», спрос на них может резко упасть. Это говорит о высокой эластичности спроса. 
          Чем ниже доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем не эластичнее спрос на него по цене. Вы привыкли, например, покупать некий копеечный для Вас товар. Если он заметно подорожает, все равно оставаясь при этом для Вас недорогим, то Вы, вероятно, слабо сократите его потребление. 
             Чем длиннее временной отрезок с момента изменения цены, тем эластичнее спрос по цене. Например, в случае роста цены некоего товара потребители обычно не успевают за короткое время переключиться на другие товары. В результате потребление данного товара сокращается несущественно, т.е. эластичность спроса в коротком периоде оказывается небольшой. Напротив, в длительном периоде потребители приспосабливаются к повышению цены, начиная в большей степени приобретать товары-заменители, вследствие чего эластичность возрастает. 
Классическим примером является изменение спроса на бензин в результате его резкого подорожания в середине 70-х годов прошлого века, когда страны-члены ОПЕК согласованно сократили добычу нефти. Последнее привело к повышению цены на нефть, соответственно и на бензин. На первых порах потребление бензина на Западе упало очень незначительно, поскольку на работу автомобилистам ездить все равно было надо. Но немного позже Запад ответил внедрением энергосберегающих технологий (автомобилисты, например, пересели на малолитражки). В результате спрос на бензин в долговременном аспекте оказался куда более эластичным.

     Эластичный  спрос по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения  дохода потребителя.
     Эластичность  спроса по доходу выступает в следующих  основных формах:
    Положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичного спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности к товарам роскоши;
    Отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т.е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
    Нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
     Эластичность  спроса по доходу зависит от следующих  факторов:
    От значимости того  или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
    Является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимостью. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
    От консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.
 
     Необходимо  отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предмету роскоши, или к  предмету первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивидуума, когда у него изменяется уровень дохода.
     Спрос на неэластичные блага увеличивается  с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная  с некоторого времени спрос на эти блага начинает сокращаться.
     Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют  возможности приобретать их, а  затем увеличивается с увеличением  дохода.
     Спрос на некачественные блага вначале увеличивается. Коэффициент эластичности спроса по доходу – это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности.
     Коэффициент эластичности спроса по доходу есть отношение  относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению  дохода потребителя. Он рассчитывается по формуле:
     
     где I – доходы потребителя;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.