На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ  КОММУНИКАЦИЙ» 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра отечественной истории, политологии и  социологии 

Реферат по дисциплине «Отечественная история» на тему:
«Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила: Прокофьева О.О., факультет  экономики и финансов,      1 курс, 17 группа. 

              Проверил: Котов А.Э., доцент. 
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург
2011 
 

Содержание. 

I. Введение. 

II. Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы
   1.1 Мировой экономический кризис – как причина военных конфликтов
   1.2 Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов
   1.3 Отношения с Германией. Приход Гитлера к власти в Германии
III. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х годов – до 1939 г.
   2.1 Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов
   2.2 Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа — Молотова
   2.3 Начало Второй мировой войны и политика СССР в условиях Второй         Мировой войны. «Зимняя война»  

IV.Заключение
V.Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В 2009 г. исполнилось 70 лет со дня начала Второй Мировой Войны и 68 лет с  момента злодейского нападения  фашистской Германии на Советский Союз, начала Великой Отечественной войны. Эти фразы напоминают нам о  событиях, которые затронули почти  весь мир и принесли ему неисчисляемые  бедствия. Они заставляют нас снова  и снова обращаться к изучению причин возникновения Второй Мировой  Войны, потому что невозможно понять почему, за что было столько всего разрушено и загублено так много человеческих жизней. Чтобы разобраться в причинах войны, писал В.И. Ленин, необходимо «изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне». Уроки истории не должны быть забыты, если мы хотим предотвратить новую, еще более страшную по своим последствиям войну.
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской  войны и иностранной интервенции  на территории России создали новые  условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование  Советского государства как принципиально  новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между  Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных  отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и Японии.
Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических  задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеология внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.
Первое  — принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие лево социалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.
Второе  положение — принцип мирного  сосуществования с капиталистической  системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства  на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения  безопасности его границ. Он означал  признание возможности мирного  сотрудничества и в первую очередь  развития экономических связей с  Западом.
Противоречивость  двух этих принципиальных положений  вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.
Политика  Запада в отношении Советской  России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился  задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и  экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили  своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь  «открыть» Россию для получения  доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных  капиталов и товаров. Это обусловливало  постепенный переход западных стран  от непризнания СССР, к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.
В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал  авторитет Советского Союза на международной  арене. Однако его взаимоотношения  с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.
Изучение  особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне  контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада  России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской  власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами  Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость  и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений СССР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией  и Францией зашел в тупик. Используя  противоречия ведущих европейских  держав с Германией, советские представители  в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор  возобновлял дипломатические и  консульские отношения между  странами и тем самым выводил  Россию из дипломатической изоляции.
Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что  внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие  годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре  признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией.
России  удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и  договор с Турцией. В конце 1920-х  гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими  странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан "коминтерновскому" направлению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы 

1.1 Мировой  экономический кризис как причина  военных конфликтов. 

Глубокий  мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и длившийся по 1932 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения  во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал  формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического  террора, нагнетанием шовинизма  и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных  конфликтов (особенно после прихода  А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).
Быстрыми  темпами начали формироваться очаги  международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности  фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.
Экономический кризис вызвал борьбу за мировые рынки. В 1930-1931 гг. западные державы обвинили Советский Союз в том, что он, используя  дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике. Труд заключенных действительно  применялся в производстве экспортных товаров, например леса, но объем советского экспорта был слишком незначителен для того, чтобы серьезно повлиять на состояние мирового рынка. Тем  не менее Франция, а вслед за ней и некоторые другие государства Европы запретили ввоз ряда советских товаров. СССР в ответ сократил закупки в этих странах, что в условиях кризиса, когда Запад был особенно заинтересован в советском рынке, являлось весьма чувствительной мерой. 
 

1.2 Политика  СССР в Европе на рубеже 20-30-х  годов 

В 1929 г. министр иностранных дел Франции  Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили, как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Европе», состоявшиеся в 1930-1931 гг., успехов не имели.
Основу  советской политики в Европе на рубеже 20-30-х годов составлял курс на поддержание установленных в  Рапалло дружественных отношений  с Германией. Сталин и его окружение  еще со времен гражданской войны  рассматривали Атланту как главного врага, а Германию как возможного союзника. Не случайно Сталин характеризовал план Дауэса как «Американо-французский план ограбления Германии». При этом в СССР весьма опасались перехода Германии на антисоветские позиции. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов в 1929 г. предупреждал: «В Германии имеются лица, группы, организации и даже партии, которые ставят своей целью радикальные изменения политики Германии в сторону антисоветских махинаций». В 1931 г. СССР и Германия продлила договор 1926 г. о ненападении и нейтралитете.
Основные  направления советской внешней  политики конца 20-х – начала 30-х  гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:
- отказаться  от любого сотрудничества с  социал-демократами, которые рассматривались  как главные враги рабочего  класса;
- бороться  против реформистских влияний  в среде рабочего класса и  создавать новые профсоюзы, подконтрольные  только коммунистам; 
- очищать  коммунистические партии от всех  не согласных с генеральной  линией Коминтерна.
В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.
С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство  определило новые задачи своей внешней  политики:
    отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;
    признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);
    борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
Тезисы  о нарастании противоречий в капиталистическом  мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей. Предусматривалось взаимное ненападение, нейтралитет в случае агрессии третьих держав, неучастие сторон в направленных друг против друга коалициях и союзах. В ноябре 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, что знаменовало заметное улучшение двусторонних отношений. Такой шаг Франции диктовался, в первую очередь, ростом реваншистских и милитаристских настроений в Германии, где к власти рвался Гитлер.  

1.3 Отношения с Германией. Приход Гитлера к власти в Германии 

В январе 1933 г. фюрер НСДАП Адольф Гитлер стал канцлером Германии. В Германии установилась нацистская диктатура. Приход национал-демократов к власти объясняется резким падением уровня жизни в результате кризиса и ростом реваншистских настроений в германском обществе. Немцы возлагали надежды на политические силы, которые стремились не совершенствовать существующий строй, а уничтожить его и заменить новым: на крайне правых — нацистов, или крайне левых — коммунистов. Гитлер добился популярности, обещая немцам быстрый реванш, играя на низменных националистических и шовинистических инстинктах обывателей.
Левые партии Германии — социал-демократы  и коммунисты, - имевшие в рейхстаге  около 40 % голосов, не смогли сплотиться и воспрепятствовать приходу  нацистов к власти. Под диктовку Коминтерна КПГ продолжала обвинять CДПГ в социал-фашизме. Коммунисты поддержали нацистов во время референдума о недоверии социал-демократическому правительству Пруссии. Некоторые лидеры коммунистов понимали, что такой курс чреват победой нацистов, и предлагали создать единый фронт с социал-демократами, но Сталин решительно пресек такие намерения. В новом проекте партийной программы, подготовленном к 1930 г. по указаниям Москвы, КПГ требовала аннулирования Версальского договора и плана Юнга, а социал-демократы именовались «предательской партией Версаля». Неудивительно, что СДПГ в свою очередь ориентировалось на союз с буржуазными центристскими партиями, а не с коммунистами. Сорвав объединение левых сил Германии, Сталин фактически способствовал победе нацистов. Возможно, поначалу он просто недооценивал исходившую от них опасность, а потом было уже поздно. Но ряд исследователей, особенно на Западе, полагает, что советский лидер сознательно делал ставку на приход Гитлера к власти. В 1931 г. Сталин говорил лидеру немецких коммунистов Г. Нойману: «Не думаете ли вы, что, если националисты возьмут власть в Германии, их главной заботой будет Запад? Тогда мы сможем спокойно строить социализм». Германские дипломаты, работавшие в Москве, вспоминали, что уже в 1932 г. «в германском посольстве создалось впечатление, что во избежание временных трудностей в дальнейшем советское правительство уже сейчас хотело бы установить контакт с национал-социалистами». В настоящее время наука еще не в состоянии окончательно ответить на вопрос, почему перед лицом растущего влияния нацизма Сталин требовал от немецких коммунистов считать главным врагом социал-демократов. Но то, что сталинское руководство несет свою часть ответственности за победу Гитлера в Германии, едва ли может быть оспорено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х годов – до 1939 г. 

2.1 Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов 

В середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства  наметился отход от принципа невмешательства  в международные конфликты.
Нацизм  в Германии пришел к власти под  шовинистическими, антисемитскими, реваншистскими и антикоммунистическими лозунгами. Еще в своей программной книге «Майн Кампф» («Моя борьба»), написанной в середине 20-х, Гитлер заявлял о необходимости расширить жизненное пространство за счет других народов и провозглашал: « Германия должна увеличить свою территорию на Востоке — в основном за счет России».-
Но, встав  у власти и развернув преследования  коммунистов в Германии, Гитлер не сразу пошел на разрыв с СССР. Напротив, в марте 1933 г. он заявил о готовности поддерживать дружеские отношения с Москвой. Нацистское правительство ратифицировало подписанный в 1931 г. протокол о продлении советско-германского пакта о ненападении. В свою очередь, советское руководство дало понять, что готово улучшить отношения с Германией.
Летом 1933 г. советско-германские отношения  стали стремительно ухудшаться. В  июне 1933 г. СССР заявил о прекращении  военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с  Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К  концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже  законченный вид. Постепенно антисоветизм внешней политики Гитлера становился все более очевидным. В январе 1934 г. Германия заключила пакт о ненападении  с Польшей, что в Кремле расценили  как антисоветский шаг. Весной 1934 г. практически прекратилось военно-экономическое  сотрудничество Германии и СССР. Берлин ответил отказом на предложение  Москвы выступить с совместным заявлением об обоюдной заинтересованности в независимости  государств Прибалтики.
Только  в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в  качестве врага №1.  

2.2. Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа — Молотова 

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались  попытки заключить трёхстороннее  соглашение с Великобританией и  Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную  Европу от Румынии до прибалтийских  государств. Но одновременно статс-секретарь  германского министерства иностранных  дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии (в начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом.). Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене). Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.
14 августа  1939 г. о своей готовности прибыть  в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова).
Таким образом, Гитлер достиг своей цели: он сделал невозможным вступление СССР в войну на стороне Англии и Франции в случае возникновения войны между ними и Германией из-за ее нападения на Польшу. Советско-германский пакт о ненападении по -разному оценивается историками. И.М. Майский, являвшийся в 1939 г. советским послом в Лондоне, много лет спустя писал: «Во-первых, была предотвращена возможность создания единого капиталистического фронта против Советской страны; более того, были созданы предпосылки для образования впоследствии антигитлеровской коалиции... Пакт о ненападении сделал невозможным развязать Вторую Мировую войну нападением на СССР... Во-вторых, благодаря договору с Германией отпадала угроза нападения на СССР со стороны Японии, союзника Германии. Не будь пакта о ненападении с Германией, СССР мог оказаться в трудном положении, когда ему пришлось бы вести войну на два фронта, т.к. В тот момент нападение Германии на СССР с запада означало бы нападение Японии с востока».
Официальное советское издание «Великая Отечественная  война. Краткий научно-популярный очерк» отстаивает ту же точку зрения: «Договор Советского Союза с Германией  сыграл положительную роль и в  укреплении обороноспособности нашей  страны. Заключив его, Советское правительство  добилось крайне необходимой отсрочки, позволившей укрепить обороноспособность СССР».
Но есть и прямо противоположные мнения. Так, военный историк профессор  В.М. Кулиш утверждает: «Отсрочка  войны — не заслуга договора. Германское руководство осуществляло свой план войны в Европе: сначала  разгромить Польшу, оккупировать или включить в свою коалицию государства Северной и Юго-Восточной Европы, разделаться с Францией и, по возможности, с Англией, «освободиться» на Западе, укрепить союз с Италией и Японией. Для этого и потребовалось полтора года. Предпринять нападение на СССР осенью 1939 г., когда Германия имела около 110 дивизий, из которых более 43 были развернуты на Западе, было бы авантюрой, хотя Гитлер и считал СССР ослабленным. В ходе войны в Европе были развернуты немецкие вооруженные силы. К началу войны против СССР германская армия имела в своем составе 208 дивизий, из которых 152 были брошены против нашей страны».
Гитлер, возможно, вообще не рискнул бы начать войну, зная, что Англия, Франция  и СССР продолжают переговоры о совместных действиях.
Возможны  различные точки зрения по вопросу  о том, кому был более выгоден пакт 23 августа и явилось ли его заключение ошибкой. Можно по-разному отнестись к факту заключения соглашения с фашистским режимом. Но, безусловно, в самом пакте о ненападении не содержалось нарушений международного права. СССР имел полное право выбирать, как строить отношения с той или иной страной. Однако пакт о ненападении был дополнен секретными протоколами, которые грубейшим образом нарушали международное право. Именно поэтому Советское государство долгие годы отрицало подлинность секретных протоколов, утверждая, что они сфабрикованы врагами СССР. Лишь в 1990 г. подлинность протоколов была признана официально.
В секретном  протоколе «О границах сфер интересов  Германии и СССР» было указано  разграничение сфер влияния в  Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в  Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии. В соответствии с  этим документом определялись зоны влияния  в Восточной Европе. В советской  сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия, в немецкой – Литва. Польша должна была быть разделена  между Германией и СССР по линии  рек Нарева, Висла и Сана. Предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.
В своем  выступлении на сессии Верховного Совета СССР 31 августа 1939 г. Молотов провозглашал: «Советско-германский договор о  ненападении означает поворот в развитии Европы суживает поле возможных столкновений в Европе и служит, таким образом, делу всеобщего мира».
На следующий  день началась Вторая Мировая война.  

2.3 Начало Второй мировой войны и политика СССР в условиях Второй Мировой войны. «Зимняя война». 

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши— Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.
Советское руководство недвусмысленно поддержало германское вторжение в Польшу. Уже 8 сентября 1939 г. послушный Сталину  Секретариат Коминтерна направил европейским компартиям письмо, в котором говорилось: «Международный рабочий класс ни в коем случае не должен защищать фашистскую Польшу, которая отвергла помощь СССР...». В первые дни войны Гитлер добивался от Советского Союза быстрейшего вступления красной Армии в Польшу. Однако Советское руководство предпочитало дождаться окончательного разгрома Польши, что позволило бы предстать перед лицом советского народа и зарубежных стран не агрессором, а спасителем населения восточных районов Польши от гитлеризма.
В новых  международных условиях руководство  СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского  правительства, Красная Армия начала Освободительный поход на Польшу, вступила в Западную Белоруссию и  Западную Украину. Во многих случаях  местные жители встречали красноармейцев хлебом-солью. Германское правительство  и Правительство установило демаркационную линию, которая проходила через  польскую столицу, оставляя западные  районы Варшавы на немецкой стороне, а варшавское предместье Прагу — на советской.
После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии , немцы, в соответствии с секретным протоколом от 23 августа, отвели свои войска на запад с территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. Накануне их ухода в Бресте, Гродно, Пинске и других городах были проведены совместные советско-германские парады.
После того как Западная Украина и Западная Белоруссия были заняты
советскими  войсками, на их территории были проведены  выборы в народные собрания. В конце  октября народные собрания провозгласили  Советскую власть и ходатайствовали  о присоединении Западной Белоруссии и Западной Украины к Белорусской  и Украинской ССР. Находившееся в  эмиграции польское правительство  не признало этих решений. На территории была проведена коллективизация. Около 10% населения было депортировано в Сибирь, на Север и в Казахстан. Смертность среди депортируемых достигла 16 %. Репрессии вызвали сопротивление местного населения. Еще до начала Отечественной войны в западных районах Украины началось партизанское движение против Советской власти, возглавляемое Организацией украинских националистов, лидером которой являлся Степан Бандера.
28 сентября 1939 г. в Москве представители  СССР и Германии подписали  договор «О дружбе и границе». К договору были приложены  секретные протоколы и карты,  по которым 48,6% территории бывшей  Польши переходило к Германии, а 51,4% - к СССР. Согласно договору  западная граница Советского  Союза проходила теперь по  так называемой линии Керзона, которую в свое время признавали Англия, Франция, США и Польша. Но если пакт о ненападении (23 августа 1939 г.) можно оправдать конкретными обстоятельствами, то подписание этого договора было фактически сговором с агрессором и не отражало волю советского народа. Получив свободу действий в Прибалтике, сталинское руководство предпринимает попытку ее советизации, как путем дипломатических, так и военных мер. Правительствам этих стран предложили заключить пакты о взаимопомощи, которые и были подписаны 28 сентября с Эстонией, 5 октября с Латвией и 10 октября с Литвой. В результате Советский Союз получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях военно-морских и военно-воздушных баз. Стороны обязывались оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения или его угрозы. Пункты договоров были выгодны не только для СССР. Литва, например, получала территорию Вильно и Виленской области (6 656 кв. км) с населением около полумиллиона человек, среди которых литовцы составляли не более 20%. Одновременно подписывались торговые соглашения о поставках сырья из СССР, что компенсировало потерю связей с Западом в условиях начавшейся мировой войны. Установление Советской власти сопровождалось в Прибалтике массовыми репрессиями — из трех республик было депортировано около 40 тыс. чел., из которых 1948 г. осталось в живых 4814.
По воспоминаниям  И.Г. Эренбурга, после заключения «Договора о дружбе и границе» слово «фашизм» перестал быть бранным в официальном советском словаре.
Участие Советского Союза в разделе восточной  Европы и заключение договора с уже  воюющей Германией может рассматриваться  как его фактическое вступление во Вторую мировую войну на стороне  Гитлера.
Летом 1940 г. в результате политического  нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. 2 августа 1940 г. было провозглашено создание Молдавской ССР, в которую вошли Бессарабия и выделенная из состава Украины Советская Молдавия. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. Население Бессарабии встречали Красную Армию как своего освободителя. Однако, вскоре на территории Бессарабии развернулись массовые чистки репрессии, охватившие от 67 до 89 тыс. чел, главным образом зажиточных крестьян, мелких и средних предпринимателей, интеллигенцию.
В итоге  в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.
Внешнеполитические  соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение  Германии на Советский Союз. Советское  руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.