На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система философии Г. Гегеля и место в ней философии права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Институт  управленческих кадров 

Кафедра философских наук 

Специальность государственное управление и экономика 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине философия 

на тему Система философии Г. Гегеля и место в ней философии права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент 1 курса, группы  ГУЭ-3
 
        
В.Г.Цейко
Руководитель профессор кафедры, кандидат философских наук (доцент)  

 
 
Г.И.Касперович
 
 
 
Минск 2010
 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

     Философия Гегеля была кульминационным пунктом  развития немецкой философии, которая  начинается с Канта. Влияние философии Гегеля, правда теперь уменьшившееся, было очень сильным и не только в Германии. В конце XIX века ведущие академические философы как в Америке, так и в Великобритании были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты. Даже если бы все учение Гегеля было бы ложно, оно тем не менее на настоящий момент сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории, так как оно наилучшим образом представляет определенный вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща.
     Высшим  достижением немецкой классической философии являлась
диалектика Гегеля. Познание диалектики теперь уже хотя бы молодежью – весьма важно, в первую очередь, для осознания исторических процессов и перспектив развития страны. Необходимо осознать закономерности развития своей страны и ее место в мире хотя бы для осуществления прогрессивного развития.
     В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном
праве и государстве, а нахождении разумного в самой  действительности. Гегель
не стремился  противопоставить свой политический идеал  действительности, а
стремился прежде всего найти разумность в самой  действительности; отсюда
призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного
разумного права  и государства и стремление оправдать  как разумное
существующее.
     Целью данной курсовой работы является комплексное  исследование философии Гегеля и места в ней философии права. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
    Изучить творческий  и жизненный путь Гегеля.
    Определить влияние религии на мировоззрение и творчество Гегеля.
    Исследовать философию Гегеля а рамках конецепции диалектического объективного идеализма
    Выделить основные законы диалектики из гегелевской философской концепции.
    Изучить основные положения гегелевской философии права.
     Объектом  исследования данной курсовой работы являются взгляды Гегеля и их влияние на становление диалектики, его философская концепция и место философии права в ней.
     Предметом исследования являются труды Гегеля «Феноменология духа», «Наука логики», «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», труды современных исследователей, таких как В. С. Нерсесянц, А. В. Гулыга и т.д.
     В курсовой работе применены следующие  методы: анализ, синтез, исторический, системный, сравнительный, формально-логический
     Курсовая  работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы, что  обусловлено целью, задачами и логикой исследования. 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

     1.1. Биография и жизненный  путь

 
     Гегель  Георг Вильгельм Фридрих –  немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической  основе систематическую теорию диалектики. 
     Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника – Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии. [1]
     Гегель  получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение  Тюбингенского университета (где  одновременно с ним учился поэт Гёльдерлин, а затем и Шеллинг), защитил  магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался. Тем не менее проблемы религии в течение сравнительно долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире. Через их призму он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения, в том числе и на политику, которая находилась в центре духовных интересов радикально настроенного юноши, увлеченного идеями Руссо и Великой французской революции.
     Осенью 1793 г. Гегель отправляется в Берн, чтобы  занять там место домашнего учителя в богатой семье. Здесь он продолжает работу первым своим самостоятельным произведением. Оно осталось незавершенным и было опубликовано много лет спустя, после смерти философа под названием "Народная религия и христианство". Народная религия, по Гегелю, - это языческие верования античного общества, демократические порядки которого для молодого Гегеля были образцом государственности. Народная религия для него порождение и основа свободы, в условиях которой человек чувствует себя органической частью государственного целого.
     О христианстве этого сказать нельзя. Его догматы обращены не к роду, а к индивиду, это религия народов, утративших свободу, она покоится не на гармонии индивида и коллектива, а на авторитете и традиции. В  этом смысле христианство "позитивно". [2, c.233] В Берне Гегель пишет специальную работу "Позитивность христианской религии". "...Позитивная религия, - уточнит потом Гегель, - противоестественна или сверхъестественна, содержит понятия, сведения, для рассудка и для разума и недосягаемые и чрезмерные, требует таких чувств, действий, которые никогда не были бы произведены человеком естественным, но которые, если взять чувства, насильственно вызываются особыми средствами, а если взять действия, то совершаются только по указке и из послушания, без личной заинтересованности". [3, c.8-9] Весьма нелестная характеристика для религии, в лоне которой вырос мыслитель!
     Между тем Гегель (в "Жизни Иисуса") пытался исходить "непосредственно  из индивида". И это не мешало ему  в других бернских работах исходить "из общества". Не стремление ли совместить различные позиции стало импульсом к созданию диалектики?
     "Жизнь  Иисуса" была написана летом  1795 г., после того как Гегель  прекратил работу над рукописью  "Народная религия и христианство", но прежде, чем он начал писать "Позитивность христианской религии". В промежутке между двумя критическими, почти антихристианскими произведениями он создает одно апологетическое, почти прохристианское. Поскольку Гегель писал не для печати, а исключительно для уяснения собственной позиции, можно сказать, что она еще не устоялась.
     Первое  впечатление от "Жизни Иисуса" – перед читателем всего-навсего  краткий компендий Нового Завета. Но за внешней незатейливостью, за евангельскими  притчами (излагаемыми, кстати, весьма вольно), за необычной для Гегеля легкостью языка скрывается четкая философская позиция, весьма важная для творческой эволюции мыслителя. В "евангелии от Гегеля" нет ни слова о благовещении, непорочном зачатии, чудесах, воскресении из мертвых. Христос Гегеля – моралист, апеллирующий к разуму человека. Это тоже характерный момент: молодой мыслитель превозносит разум над чувством.[2, c.234-236]
     Полным  социальным индифферентизмом, столь  нехарактерным для Гегеля, каким  мы его знаем, звучит следующее поучение Иисуса, обращенное к ученикам: "...не надейтесь увидеть царство Божие во внешнем, пусть самом блистательном, объединении людей, - ни в виде государства, ни в виде общества, подчиненного твердо установленным законам".[4, c.75]
     И это не случайная обмолвка: к бернскому периоду относится еще одно произведение Гегеля, где столь же решительно отвергается его позднейший кумир - государство. Я имею в виду фрагмент, условно названный "Первая программа системы немецкого идеализма". Он написан летом 1796 г. Государство здесь оценивается в духе Гердера - как нечто механическое, антигуманное, рожденное насилием и обреченное на исчезновение.
     Во  Франкфурте интерес к христианству у Гегеля усиливается. Впрочем, появляется и нечто новое: стремление свести воедино то, что в Берне существовало раздельно, - интерес к социальному и к индивидуальному, просветительский рационализм и "служение чувствам". В "Жизни Иисуса" религиозное начало не совпадает с государственным. Теперь Гегель отвергает эту (кантовскую) позицию и пишет: "Церковь как целое остается фрагментом, если человек расщеплен на особого государственного и церковного человека"!
     Основная  работа, созданная во Франкфурте, - неоконченная рукопись, получившая впоследствии название "Дух христианства и его судьба". Главный персонаж по-прежнему Иисус. Но здесь он уже не глашатай кантовской этики, а ее оппонент. Гегель, обращаясь к Христу и христианству, выступает не как богослов, не как историк, а как философ, решающий свои общемировоззренческие задачи.
     Разные  ипостаси Христа у Гегеля означают смену позиций, эволюцию убеждений. В "Народной религии и христианстве" Христос - носитель "позитивности", в "Жизни Иисуса" - ее антипод. В "Позитивности христианской религии" Гегель возвращается к первоначальной точке зрения, в работе "Дух христианства и его судьба" вновь от нее отказывается. [2, c.236-238]

     1.2. Философская система  Гегеля

     Философия Гегеля весьма трудна для восприятия. Из всех классических философов именно философская концепция Гегеля наиболее сложна для понимания. Перед тем, как перейти к рассмотрению отдельных её положений, необходимо остановиться на общей характеристике философии Гегеля.
     Философия Гегеля – завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Она выявила пределы его возможностей и непосильные для него проблемы, широко отразила эволюцию идеологии немецкой буржуазии первой трети ХIХ века. Учение Гегеля возмещало недостаток политической активности этого класса интенсивностью духовной жизни, противопоставив социальной буржуазной революции революцию идей, сочетаемую с реформами государственной жизни. Гегель провозгласил способность человека создавать самого себя, бесконечное превосходство общественной жизни над природой и могущество познающего сознания. Все эти тезисы он обосновывал посредством идеалистической диалектики, рациональное ядро которой было вскоре использовано революционными демократами, а затем основоположниками научного мировоззрения пролетариата. Диалектика – самое ценное завоевание гегелевской мысли.[5, 240c.]
     Философию Гегеля можно охарактеризовать как систему диалектического объективного идеализма. Принципы диалектики были применимы при построении всех ее отделов, и именно диалектика сделала эту философию бессмертной.[5, c. 247]
     Философская система делится Гегелем на три  части: логика, философия природы, философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.
     Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.
     Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает  узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи  и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания.[6, c.163]
     Логика  делится на три учения: о бытии, о сущности, о понятии.
     Учение  о бытии начинается с самой  общей и абстрактной категории  — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытиё» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов. Важнейшие категории этого учения — качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.
     Главной проблемой этого учения о сущности является проблема противоречия и связанных  с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество  и различие, основание, содержание и  форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др. Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе таково: «Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего — в том числе мышления, познания.
     Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»).
     Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в  форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел  в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом.
     «Философия  природы» распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных к началу XIX века.
     В «механике» Гегель рассматривает такие  фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частно-научных понятий  — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др.
     В «физике» речь идет об общих и частных  свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие  понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия  рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.
     «Органическая физика» содержит три последовательно  восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и индивидуума.
     Философия духа является завершающей частью гегелевской  системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
     Учение  о субъективном духе посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.
     Предметом антропологии, по Гегелю, является дух  в его телесности, т. е. душа. Главное  внимание здесь он уделяет вопросу  о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.
     Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.
     Во  втором разделе — «Объективный дух» — немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории.
     Абсолютный  дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия, т. е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию выше частно-научного знания, изображает ее как «науку наук». [7, c. 156-159]
 

2. ПРИНЦИПЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ. ТРАКТОВКА ГЕГЕЛЕМ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ

     В истории философии выделяются следующие  исторические формы диалектики:
      Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).
      Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
      Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)
     Более всего термин «диалектика» раскрыл  Гегель. Для него диалектика есть такой  переход одного определения в  другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
     Диалектика Гегеля – широко разработанная система категорий, из анализа взаимодействия между которыми выводятся ее законы. Вместе с тем его диалектический метод оказывается также теорией бытия и построен как дифференцированная внутри себя теория-система. Впервые в истории философии он создал развитую теорию диалектики как логики и как метода, соединив диалектику и логику в единую концепцию диалектической логики, в рамках которой логическое мышление приобрело облик объективного категориального знания. Важную роль в гегелевской диалектике играют процессы опредмечивания и объективации знания в исторической деятельности. Он включает понятие практики в диалектическую логику, однако превращает всю историю человечества в прикладную логику.
     Гегель  создает свое диалектическое учение одновременно и дедуктивно и индуктивно, стараясь вывести одну категорию диалектики из другой, а потом реальные отношения в природе, обществе и общественном сознании из категориальной системы. На деле он, как подчеркивает Маркс, получает свои категории путем обобщения эмпирических фактов, хотя и не осознает этого. Ленин писал: «…Гегель гениально угадал в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий именно такое отношение вещей, природы». Энгельс указывает, что три основных закона диалектики – связи количества и качества, взаимопроникновения противоположностей и отрицания отрицания – были развиты Гегелем идеалистическим образом лишь как законы мышления. Гегель обычно не называет их «законами», говоря о них в разных местах своей системы.[8, c.216-217]

     2.1. Основные законы  диалектики

     2.1.1. Закон единства и борьбы противоположностей

 
     Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
     Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
     Категория противоречия является центральной  в данном законе. При раскрытии  действия этого закона, прежде всего,  Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.  «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».
     Другой  неотъемлемой стороной диалектического  противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
     Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок , качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.[9, с.45] 

     2.1.2. Закон перехода количественных изменений в качественные 

     Переход количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачков образному переходу от старого качества к новому (Качество и количество, Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания - физике, химии, биологии и др., а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Так, переход от капитализма к социализму повлек за собой и значительное изменение количественных показателей: ускорение темпов экономического и культурного развития, рост национального дохода и т. д. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - количественными. Так, переход от домонополистической стадии капитализма к монополистической является не абсолютным изменением качества: качество капитализма здесь изменилось только в том смысле, что появились некоторые новые существенные черты и свойства, а существо его не изменилось. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения (эволюция и революция). Марксизм доказывает антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества лишь к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и «левых» ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в природе. Марксистская философия рассматривает этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики. Так, при социализме переход количественных изменений в качественные (скачки) утрачивает форму политических революций, социальные изменения здесь осуществляются постепенно, путем отмирания старого и нарастания элементов нового. Это - основная закономерность перерастания социализма в коммунизм.[9, c.305]

     2.1.3. Закон отрицания  отрицания

 
     Этот  закон выражает преемственность, связь  нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторыхрых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.