На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общие положения об акционерном обществе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ВВЕДЕНИЕ 

       В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК. Хотя наиболее оптимальное правовое регулирование в сфере корпоративного права предполагает наличие определенного баланса между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Иными словами, должен быть правильный баланс между государственным регулированием и свободой деятельности корпорации1.
       В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской деятельности. Общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и деятельностью акционерного общества, многообразны и различны по своей природе и содержанию, но их в целом можно назвать корпоративными отношениями.
       Корпоративные отношения складываются при использовании  организационно-правовой формы акционерного общества для ведения, как правила, крупного предпринимательства с  привлечением инвестиций на открытом рынке. Корпоративные отношения складываются между различными участниками акционерного общества - крупными акционерами и миноритарными, а также между органами управления обществом и его акционерами, между обществом и государственными органами, осуществляющими государственное регулирование.
       Именно  в рамках этих отношений актуальность приобретают особенности управления деятельностью акционерного общества и взаимоотношений между самим  обществом, его акционерами, органами и должностными лисами; серьезное значение придается обеспечению защиты интересов кредиторов и миноритарных акционеров, формированию и поддержанию необходимого уровня капитализации общества; предотвращению рейдерства и злоупотреблений положением на рынке. Корпоративные отношения являются предметом регулирования корпоративного права. Вопрос же о месте и понятии корпоративного права является сегодня дискуссионным в науке коммерческого права.
       В работе анализируются существующие взгляды на понятие корпоративного права, исследуется корпоративное законодательство, а также рассматриваются вопросы корпоративного управления, вопроси учреждения и деятельности акционерного обществ, управления ими, финансирования их предпринимательских селей регулируются довольно развитой совокупностью нормативно правовых актов, сконцентрированных именно на регламентации многочисленных особенностей создания деятельности акционерных обществ
       В работе анализируются существующие взгляды на понятие корпоративного права, исследуется корпоративное  законодательство, а также рассматриваются вопросы корпоративного управления.
       Объектом  настоящего исследования является корпоративные  отношения.
       В юридической литературе вопросы, рассматриваемые  в ностоящей работе, исследовались  на различных этапах развития гражданского законодательства видными учеными-теоретиками. Среди них исследований следует выделить работы Ф.С. Карагусов, М.К.Сулейменовf, С.Н. Ландкофа, О.А. Макарова
       Актуальность  работы в том, что она не так давно корпоративное право начало свое становление и регулирование этой отрасли поспособствует развитию корпоративных отношений в Республике Казахстан.
       Цель - комплексное исследование правового статуса акционерного общества по законадательству Республики Казахстан, а также анализ корпоративного права.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1) изучить нормативные правовые  акты и научную литературу  по исследуемой теме;
     2) охарактеризовать правовую природу  корпоративного права;
     3) проанализировать систему корпаротиввного права законодательства других стран;
     4) в заключение исследования сделать  выводы по изученной теме.
      Структура курсовой работы отвечает ее цели и  задачам. Работа состоит из введения,  трех глав с пятью подразделами, заключения, списка литературы, приложения. Объем машинописных листов –  41. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ  

    
      Понятие акционерного общества         
                                                                
       Акционерным обществом (далее – общество или АО) признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности2.
       Общество  обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров, и  не отвечает по их обязательствам. Общество несет ответственность по своим  обязательствам в пределах своего имущества. Акционер общества не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации.
       Общество (кроме некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе выпускать облигации и иные виды ценных бумаг.
        Законодательными актами Республики Казахстан может быть установлена обязательность организационно-правовой формы акционерного общества для организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности.
       Общество имеет  фирменное наименование, которое  должно включать в себя указание на организационно-правовую форму «акционерное общество» и его название. Допускается  сокращение наименования общества с  использованием аббревиатуры «АО» перед названием общества.
       Что же понимается под корпорацией вообще? Сразу скажем, что сам термин "корпорация" в казахстанском законодательстве не используется и, следовательно, легального определения понятия "корпорация" не имеется.
       В Советском энциклопедическом словаре  корпорация (от позднелат. сorporatio - объединение) определяется как: "1) объединение, союз, общество; 2) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом"3.  В Словаре русского языка "корпорация - это: 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия; 2) одна из форм монополистического объединения"4.
       В коммерциалистике XVIII-XIX вв. институт "корпорация" рассматривался как синоним юридического лица. Некоторые характерные черты последнего появились благодаря древнеримским юристам и конструкции римского unversitas (corpus - корпорация)5.
       Под universitas понимался самостоятельный  субъект права, который существовал  и действовал независимо от физических лиц, его составляющих. Физические лица влияли на волю данного субъекта лишь посредством участия в деятельности его органов. Universitas придавалась идеальная или юридическая личность, которая и считалась субъектом прав и обязанностей, независимо от отдельных физических лиц, составляющих корпорацию6.
       В постримскую эпоху все теории, определяющие правовую природу конструкции "юридическое лицо" (корпорация) сводились лишь к теориям фикции, суть которых заключалась в том, что корпорация (юридическое лицо) являлась фиктивным правовым лицом (persona ficta), созданным соответствующей властью.
       Теория  фикции достаточно долго господствовала в мире и использовалась не только европейскими, но и американскими  учеными и практиками. Так, в решении  Верховного суда США по делу "The Trustees of Dartmouth College v. Woodward", относящемуся к началу ХIХ в., было дано следующее определение корпорации: "Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона". Современное определение корпорации в праве США также исходит из ее "фиктивного" характера: корпорацию называют искусственным образованием, юридической личностью, созданной в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющей собой обыкновенно соединение многих индивидуумов.
       Создание  таких фиктивных искусственных, но признаваемых правом образований, имеющих  некоторые атрибуты натуральных  лиц, является одним из наиболее значительных с точки зрения экономики вкладов  юристов в предпринимательство.
       Таким образом, корпорация исторически возникла и получила дальнейшее развитие как синоним юридического лица. На определенном этапе исторического развития персональные объединения (товарищества) перестали отвечать требованиям экономического оборота. Усложняющиеся хозяйственные связи потребовали создания такого объединения, которое должно быть в определенной степени обособлено как от состава участников, так и от их воли. Иными словами, "вместо объединения лиц возникает новое лицо, созданное объединением лиц"7, - юридическое (моральное) лицо, или корпорация. Поэтому смысл термина "корпорация" заключается в том, что он означает создание нового самостоятельного субъекта права, созданного в результате объединения капиталов.
       В США понятием корпорация охватывается самый широкий круг юридических лиц. В зависимости от преследуемых целей корпорации могут быть публичными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business of profit-making) и непредпринимательскими (Non-profit).
       Чертами американской предпринимательской корпорации являются, во-первых, ограниченная ответственность участников корпорации по ее долгам; во-вторых, свободное отчуждение акций участниками корпорации (исключением являются закрытые корпорации); в-третьих, наличие централизованного управления, когда управленческие функции выполняют обособленные от участников корпорации органы; в-четвертых, "вечное существование" корпорации, что означает ее независимость от состава участников корпорации.
       Аналогичная доктрина личной обособленности (separate personality) компании (корпорации) существует в Англии. Наиболее важным прецедентом в данном отношении явилось решение суда по делу "Salomonv. A. Salomonand Co. Ltd", вынесенное в 1897 г. Из того факта, что корпорация рассматривается как имеющая свою юридическую личность, независимую от членов корпорации (компании) (corporate body), вытекают следующие черты компании: во-первых, ограниченная ответственность участников по обязательствам компании; во-вторых, централизованное управление, осуществляемое лицами, отличными от членов компании; в-третьих, перманентность деятельности компании независимо от выбытия ее членов.
       В Германии прототипом корпорации является verein (союз, общество, объединение, корпорация). Вместе с тем в германской литературе практически все авторы пишут о раздробленности регулирования этой формы юридического лица, об отсутствии единой типологии. Одни авторы четко разграничивают такие понятия, как корпорация и объединение капиталов, другие же, наоборот, считают эти понятия идентичными. Смысл существования корпорации состоит в объединении капиталов, и отсюда наименование kapitalgesellschaft - термин, не нуждающийся в переводе. В отличие от персональных объединений здесь личное участие не обязательно; участие передается и наследуется; правовой статус приобретается сложнее, чем в объединении лиц; как правило, члены объединения не отвечают за долги; волеизъявление осуществляется по большинству голосов, а дела обычно ведутся от имени объединения.
       Таким образом, корпорация - это "капитальное  общество", объединение капиталов, создаваемое для достижения общих целей. Цели эти могут быть различного характера и в некоторой степени определяют вид корпорации.
       Правовой  формой "капитального общества", создаваемого в предпринимательских  целях, является акционерное общество (компания), известное континентальному праву, в том числе и российскому праву, аналогом которого является предпринимательская корпорация в США. К капитальным обществам относятся и такие разновидности акционерного общества, известные европейскому законодательству, как коммандитные акционерные общества, или коммандитные товарищества на акциях, представляющие собой своеобразное сочетание коммандитного товарищества и акционерного общества. Кроме того, в качестве капитальных обществ рассматриваются различные модификации акционерных обществ (финансовые холдинги, концерны, в некоторых случаях - финансово-промышленные группы). Что касается такого предпринимательского объединения, как общество с ограниченной ответственностью, то с точки зрения правовой природы конструкции оно может рассматриваться также как разновидность акционерного общества.
       Некоторые законодательства выделяют и иные организационно-правовые формы объединений капиталов. Так, в Германии широко распространенным и допускаемым судебной практикой является коммандитное товарищество с участием общества с ограниченной ответственностью.
       Таким образом, корпорация рассматривается  как собирательное понятие, под  которым понимаются предпринимательские  объединения капитала, имеющие различные  организационно-правовые формы. В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации. 

       
      Анализ законодательства
 
       Впервые создание акционерных обществ и  обращение выпускаемых ими акций было допущено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. № 2211.8 Статьями 11 и 19 Основ в советское законодательство было введено понятие «коммерческой организации», к правовым формам которой, помимо прочего, были отнесены хозяйственные общества и товарищества, одним из видов которых и было определено акционерное общество. В свою очередь, ст. 36 Основ определила акции в качестве одного из видов ценных бумаг и закрепила возможность их выпуска именно акционерными обществами. В качестве первого опыта рыночно ориентированного законодательства Основы не содержали норм, которые бы позволили выделить самостоятельный статус акционерных обществ. Например, отличие акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью можно было увидеть лишь в том, что в первом случае уставный фонд организации разделялся на акции (причем, равной номинальной стоимости), а во втором - на доли участия.
       Первым  казахстанским специальным актом, регулирующим статус акционерных обществ, явился Закон Казахской ССР от 21 июня 1991 г. «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах». Закон отражал особенности периода его действия (закат советской социалистической системы хозяйствования), указывая на обязательность планирования деятельности хозяйственного товарищества (включая акционерные общества) на основании уже заключенных договоров с потребителями и поставщиками, но уже не централизованно со стороны государства, а обществом самостоятельно. Также предусматривалась возможность проверок финансово-хозяйственной деятельности органами государственного финансового контроля по сделкам, заключенным с государственными органами, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.
       Вместе  с тем, в законодательство и деловую  практику вводились важнейшие концепции, став отправной точкой в развитии корпоративных отношений и совершенствовании корпоративного законодательства Казахстана.
       Этим  Законом хозяйственное товарищество признавалось как построенное на основе соглашения и на началах членства объединение организаций и (или) граждан, учрежденное для осуществления хозяйственной деятельности. Акционерное общество (АО), хотя и специально выделялось (и даже именовалось в Законе как компания), но прямо определялось одним из видов хозяйственных товариществ. В этом Закон не соответствовал концепции Основ, разделяющей общества и товарищества, но в силу ранее отмеченного, имел приоритет перед Основами.
       Тем не менее, действуя одновременно с ГК Казахской ССР 1963 г. и имея в соответствующих вопросах упомянутый приоритет, этот Закон допустил создание и деятельность на территории Казахстана акционерных обществ казахстанскими организациями и гражданами, а также иностранцами, но допуская установление для них законодательных особенностей и ограничений. Более того, для некоторых видов деятельности Закон устанавливал обязательность использования именно акционерной формы: например, банковская деятельность могла осуществляться только в форме АО, товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) или товарищества с дополнительной ответственностью (ТДО).
       Акционерное общество определялось как хозяйственное  товарищество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций указанной в них номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Само это определение, помимо включения АО в классификацию хозяйственных товариществ, основывалось на традиционной форме акций и других ценных бумаг как документов на бумажном носителе, а концепция уставного фонда обусловливалась категорией номинальной стоимости акций.
       Важным  достижением Закона являлось то, что  он закреплял с должной однозначностью положение о том, что единственной обязанностью акционера является обязанность оплатить акции, и никакой иной обязанности на него не может быть возложено без его согласия (п.8 ст.64).
       Важными моментами для формирования и  развития корпоративных отношений в Казахстане явились следующие положения Закона:
       1. С определенной степенью детализации и разграничений в полномочиях и ответственности Закон закреплял систему органом управления АО, предусматривая общее собрание акционеров п качестве высшего органа, наблюдательный совет - в качестве наблюдательного органа, правление (совет директоров) - в качестве исполнительного органа и ревизионную комиссию - как контрольный орган. Очевидно несовершенство Закона в регламентации возможностей для использования моделей корпоративного управления. Однако очевидной является и его желательная диспозитивность в предоставлении акционерам права выбрать такую модель (будь-то монистическая или дуалистическая);
       2. Закон предусматривал принятие общим собранием акционеров в рамках его исключительной компетенции кодекса поведения должностных лиц акционерного общества, компании, к которым он относил членов правления, ревизионной комиссии и наблюдательного совета (если он был создан в компании). Закон очерчивал круг полномочий должностных лиц, закреплял обязанность добросовестного поведения по отношению к АО и его акционерам, и их ответственность перед самими АО и третьими лицами. Достаточно детально регулировался вопрос их поведения в случаях финансовой заинтересованности. С этих положений берет начало развитие практики регулирования вопросов управления акционерными обществами и регламентации статуса и поведения его должностных лиц кодексами корпоративного управления каждого отдельного акционерного общества;
       3. Закон регулировал вопросы осуществления акционерными обществами публикации сведений о своей хозяйственной деятельности, финансовых результатах, размещении своих акций и иных ценных бумаг, о промежуточных выплатах по акциям, а также о предоставлении соответствующих отчетов в уполномоченные государственные органы. Эти нормы заложили основы развития принципа публичности статуса и прозрачности деятельности акционерных обществ, устанавливая более тесную взаимосвязь и взаимозависимость между нормами корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в будущем.
       Основы  гражданского законодательства в части  регулирования статуса акционерных обществ утратили силу в связи с принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) 27 декабря 1994 г., а Закон «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» 1991 г. сохранял свою силу в части, не противоречащей ГК Республики Казахстан.9
       Важным  отличием от Закона 1991 г. явилось то, что новый ГК РК, закрепляя нормы  о структуре органов хозяйственного товарищества, основывался на какой-то своей концепции, сохраняя возможность создания правления (дирекции) и наблюдательного совета, продолжая относить к органам хозяйственного товарищества ревизионную комиссию, в то же время введя в структуру органов контрольную комиссию и допустив создание других органов по решению общего собрания. Вместе с тем, в отношении АО предусматривались деятельность исполнительного органа АО в качестве коллегиального (правление, дирекция) или (и) единоличного (директор, генеральный директор, президент) органа, возможность создания наблюдательного совета.
       Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности»* понятие «уставного фонда хозяйственного товарищества и акционерного общества» было заменено концепцией «уставного капитала». Значение этого нововведения будет обсуждаться в разделе, посвященном понятию капитала акционерного общества.
       Позже, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 марта 1998 г.10 более определенными становятся требования к структуре коллегиальных органов хозяйственного товарищества, в качестве которых создаются правление (дирекция) и наблюдательный совет, а также другие органы в случаях, предусмотренных законодательными актами или решением общего собрания. Вводится уже обязательность ежегодного доведения акционерным обществом своей финансовой отчетности до сведения акционеров, предусматриваются дополнительные требования по формированию, поддержанию и защите капитала акционерного общества (в том числе применительно к выпуску облигаций АО, выплате дивидендов).
       Важные  изменения в законодательстве Казахстана произошли в связи с принятием первого Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах». Так, Законом от 10 июля 1998 г.11 акционерные общества были выведены из классификации хозяйственных товариществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы коммерческих организаций с указанием на привлечение капитала как основу их деятельности. Так, легальное определение акционерного общества, содержащееся в ст. 85 ГК РК, указывает на то, что оно является юридическим лицом, выпускающим акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
       Правда, этими же изменениями допустили  создание некоммерческих организаций в форме акционерного общества в предусмотренных законом случаях. Однако такие некоммерческие акционерные общества не должны регулироваться нормами корпоративного законодательства, а само существование такой формы нецелесообразно, о чем высказывалось мнение в одной из ранее опубликованных работ.
       Существенной  поправкой явилась классификация  уставного капитала акционерного общества на объявленный и выпущенный (оплаченный), рассчитываемый с учетом суммарной номинальной стоимости акций и различаемый в зависимости от того, размещены ли среди акционеров акции общества в рамках их пал пленного в уставе количества или нет.
       Следующий этап развития корпоративного законодательства Республики Казахстан связан с принятием 13 мая 2003 г. нового Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах»12 и признанием предыдущего закона утратившим силу. Закон «05 акционерных обществах» 2003 г. является действующим закол о дательным актом в настоящее время, хотя в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Вместе с тем, большинство таких изменений и дополнений связаны именно с совершенствованием корпоративного законодательства Казахстана.
       Уставу  акционерного общества придано значение документа, определяющего правовой статус общества. Учредительный договор прекращает свое действие со дня государственной регистрации выпуска объявленных акций.
       Закон вводит однозначное требование о  том, что реестр держателей акций  акционерного общества должен вестись  только регистратором общества, который является лицензированным профессиональным участником рынка ценных бумаг и не аффилиирован с самим обществом.
       Закон регламентировал заочное голосование  при принятии решений общего собрания акционеров, более явно обозначил  значение протокола общего собрания с позиций обеспечения прав акционеров общества.
       Позднее, в Закон 2003 г. были внесены серьезные  поправки, направленные на совершенствование  законодательного регулирования корпоративных отношений и обеспечение защиты прав акционеров. Так, Законом от 19 февраля 2007 г. введены понятия публичной компании и миноритарных акционеров, корпоративного веб-сайта и корпоративного секретаря, кодекса корпоративного управления. Обязательность корпоративного веб-сайта, должности корпоративного секретаря, кодекса корпоративного управления, наличия независимых директоров в составе совета директоров и запрета «золотой акции» установлены для каждой публичной компании. Этим же Законом ужесточены требования к дивидендной политике акционерных обществ, созыву и проведению общего собрания акционеров, доступности материалов общего собрания для акционеров. Предусмотрено создание комитетов советов директором для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров в публичных компаниях. Уточнены основания ответственности должностных лиц перед обществом, формы привлечения их к ответственности и основания освобождения от нее.
       Этим  же Законом от 19 февраля 2007 г. внесены  дополнения и в Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. «О рынке ценных бумаг», которые также обеспечивают защиту интересом акционеров и будущих акционеров акционерных обществ. В частности, даются легальные определения понятиям «инсайдер» и инсайдерская информация», установлены ограничения на распоряжение инсайдерской информацией.
       Позже, в 2008 г. в систему казахстанского законодательства было введено понятие корпоративных споров, отнеся к их числу опоры между коммерческими организациями, а также между юридическим лицом и (или) его акционерами (участниками, членами) в связи с реорганизаций или ликвидацией юридического лица, оспариванием решений органов юридического лица, им рушением порядка совершения сделок и другое. Следует отмстить, что к категории корпоративных споров в данном случае законодатель отнес не только те, в которые вовлекаются акционерные общества и их акционеры, но и касающиеся различных мидов хозяйственных товариществ и даже производственных кооперативов.
       Таким образом, Закон «Об акционерных  обществах» 2003 г. явился результатом  наработанной и апробированной практики корпоративного управления и эффективности корпоративных отношений в Казахстане. По структуре и содержанию он еще больше приближается к моделям правового регулирования и практического использования акционерной формы в развитых юрисдикциях рыночного типа. Большинство внесенных в него поправок свидетельствует, что на какой-то период вовлеченность уполномоченных государственных органов и профессиональной инфраструктуры рынка ценных бумаг в реализацию корпоративных отношений будет сохраняться на довольно значимом уровне (и даже может усилиться). Этот Закон является, хотя и «системообразующим», но не единственным правовым актом, формирующим казахстанское корпоративное законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА           

       2.1 Создание акционерного общества           

       Общество  учреждается по решению собрания его учредителей (учредительного собрания). В случае учреждения общества одним  учредителем решение об учреждении общества принимается таким лицом  единолично.
Общество  может быть создано посредством реорганизации существующего юридического лица в порядке, установленном ст.6 Закона об акционерных обществах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2011 г.) и иными законодательными актами Республики Казахстан.
        На первом учредительном  собрании учредители:  
       1) принимают решение об учреждении  общества и определяют порядок  совместной деятельности по созданию  общества;
       2) заключают учредительный  договор; 
       3) устанавливают размер предварительной оплаты акций учредителями;
       4) устанавливают  количество объявленных акций,  в том числе акций, подлежащих  оплате учредителями;
       4-1) устанавливают условия и порядок конвертирования ценных бумаг общества, подлежащих обмену на акции общества;
       4-2) утверждают методику определения стоимости акций при их выкупе обществом в соответствии Закона об АО;
       5) принимают решение  о государственной регистрации  объявленных к выпуску акций; 
       6) выбирают регистратора  общества;
       7) избирают лиц,  уполномоченных подписывать от имени общества документы для государственной регистрации;
       8) определяют лиц,  которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан будут производить оценку имущества, вносимого в оплату уставного капитала учредителями общества;
       9) избирают лиц,  уполномоченных осуществлять финансово-хозяйственную  деятельность общества и представлять  его интересы перед третьими  лицами до образования органов  общества;
       10) утверждают устав  общества.
       До начала размещения акций допускается проведение нескольких последующих собраний учредителей. При этом внесение изменений и дополнений в решения, принятые на первом учредительном собрании, допускается только при участии в учредительных собраниях всех сторон учредительного договора.
       На первом учредительном собрании общества каждый из учредителей имеет один голос. На последующих учредительных собраниях каждый из учредителей имеет один голос, если иное не установлено учредительным договором.
       Решения учредительного собрания (единственного  учредителя) оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями (единственным учредителем) общества. В частности, устанавливается, что акционерное общество может быть учреждено физическими и (или) юридическими лицами, принявшими решения о его учреждении и определяемыми законом в качестве учредителей акционерного (ст. 5 Закона об АО). Закон содержит специальные нормы об учреждении акционерных обществ с участием государства, но эти частности в данном случае не имеют принципиального значения для цели настоящей работы.
       Примечательным  является то, что акционерное общество может быть учреждено одним лицом. Это обусловлено сущностью акционерного общества, в соответствии с которой  объединенный капитал нескольких учредителей или выделенный капитал единственного учредителя передается в управление и под ответственность сформированных такими учредителями органов общества для достижения поставленных хозяйственных целей, а личное участие учредителей в работе общества не требуется. В случае учреждения общества одним лицом вместо подписания учредительного договора такой единственный участник подписывает единолично письменное решение об учреждении им акционерного общества.
       Закон об АО содержит перечень вопросов, которые  должен регулировать устав акционерного общества. Как и установленные требования к содержанию учредительного договора и решения единственного учредителя, перечень обязательных положений устава не является исчерпывающим. Допускается включение в устав иных положений в соответствии с Законом об АО и иными законодательными актами РК. Согласно позиции Верховного Суда РК эти «иные положения» не обязательно должны быть отражением императивных правовых норм, но их следует понимать как «другие правила, вытекающие из норм законодательных актов». Такая позиция представляется обоснованной и отвечающей признаку диспозитивности гражданского права (хотя целесообразность диспозитивности в данном случае может оспариваться).
       Несмотря  на регламентацию содержания устава акционерного общества, Законом допускается, чтобы общество могло осуществлять свою деятельность на основании типового устава, утверждаемого Правительством РК. Такой подход учитывает международную практику, основываясь на том, что «в большинство случаев представляемые на регистрацию документы сформированы по одинаковой основной форме и содержат то, что предписано законом». Считается, что использование Типовой формы служит цели прозрачности деятельности акционерных обществ и публичности их уставов, а также позволяет определенного рода экономию различного рода издержек в процессе регистрации общества.
       Поскольку устав является публичным документом и играет роль «паспорта» и одновременно «инструкции по пользованию» учрежденным  акционерным обществом, учредители ответственны за то, чтобы четко идентифицировать созданный ими новый субъект права, определить условия его функционирования и порядок взаимоотношений с будущими акционерами. В связи с этим Закон об АО требует, чтобы устав общества был подписан всеми его учредителями (единственным учредителем) либо их представителями (представителем). Только в последующем, когда акционерное общество уже надлежащим образом функционирует, допускается, чтобы новая редакция устава (внесенные в него изменения и дополнения) подписывалась лицом, уполномоченным общим собранием акционеров. Это обусловлено тем, что состав акционеров общества может быть чрезвычайно многочисленным (особенно, когда общество является публичным), а решения о внесении изменений и дополнений в устав принимаются квалифицированным большинством голосов, которым может быть также выбрано и лицо, уполномоченное на подписание этих изменений и дополнений.
       Устав общества, а также все изменения  и дополнения к нему подлежат нотариальному  удостоверению.
       После того как учредителями подписан договор  о создании общества и утвержден устав, начинается этап государственной регистрации общества.
       Говоря  о регистрации корпораций в зарубежных правопорядках, можно выделить по крайней  мере две модели такой регистрации: континентальную и англо-американскую.
       Первая модель, присущая европейским странам (Германии, Италии, Бельгии, Франции, Люксембургу), характеризуется системой предварительной проверки законности создания корпорации. Ее отличает система материального и формального контроля, а также более сложный, требующий значительных затрат времени и денег подход к образованию коммерческой организации. Но при этом гарантируется законность создания корпорации.
       Все субъекты торгового права (включая  граждан, имеющих статус коммерсанта) подлежат внесению в торговые реестры. Коммерческие организации считаются созданными с момента их регистрации в торговом реестре.
       В соответствии с германским Торговым кодексом торговый регистр ведется  общегражданскими судами первой инстанции, а порядок ведения и объем  данных в регистре определяются правительством земли или министерствами юстиции. Считается, что торговый регистр выполняет функции обеспечения доступа к информации; обеспечения и защиты данных; доказательности (подтверждения данных); контроля над предпринимательством, который поддерживается торговыми и промышленными палатами13.
       По  закону если фирма внесена в регистр, то нельзя ссылаться на то, что она  не осуществляет предпринимательскую  деятельность в случаях, когда на это ссылаются третьи лица.
       По  законодательству большинства европейских государств учредительные документы коммерческих организаций (устав или учредительный договор) должны быть нотариально удостоверены, а сам порядок учреждения проверяется специальными ревизорами учреждения (аудиторами), которые должны представить в суд и в торгово-промышленные палаты отчеты о правильности учреждения организации. Законы, регулирующие порядок создания коммерческих организаций, предусматривают случаи, когда отчеты ревизора учреждения являются обязательными.
       Аналогичные положения содержатся во французском Законе N 66-537 о торговых компаниях, инкорпорированном в Торговый кодекс Франции 1999 г. Если акции АО оплачиваются взносами в натуре, то стоимость таких взносов должна оцениваться ревизорами по взносам. Отчеты ревизоров депонируются в судебной канцелярии и представляются для ознакомления учредителям и подписчикам акционерного общества.
       В соответствии с германским Торговым уложением заявление о регистрации  в торговом регистре, а также образцы  подписей, предназначенные для хранения в суде, подаются в официально заверенной форме.
       В германском Торговом кодексе установлено  правило о том, что ознакомление с торговым регистром, а также  с документами, поданными в торговый регистр, дозволяется каждому. Таким  образом, любое лицо вправе ознакомиться со сведениями, содержащимися в торговом регистре, и не обязано приводить доказательства своей заинтересованности в получении таких сведений.
       Важным  условием создания любой коммерческой организации во Франции является публикация сообщения о ее создании в специальном официальном издании, которое распространяется по всем торгово-промышленным палатам Франции, а членство в этих палатах является обязательным для всех коммерсантов.
       Материальная  проверка поданных на регистрацию документов во Франции ранее отсутствовала: по Закону о торговых компаниях 1966 г. учредители и первые члены исполнительных и наблюдательных органов должны были составить и подписать документ, который назывался "декларация о соответствии" (declaration de conformite). В ней содержалась информация обо всех проделанных операциях и заявление учредителей об отсутствии нарушений законодательства при создании компании. За недостоверность сведений в данном заявлении учредители несли гражданскую и уголовную ответственность. Законом от 11 февраля 1994 г. "декларация о соответствии" была отменена. Этим же законом была расширена компетенция торгового суда по проверке документов, представляемых для регистрации и внесения сведений об этом в торговый реестр. С момента внесения записи в торговый реестр коммерческая организация считается созданной, а коммерсант - гражданин вправе осуществлять коммерческую деятельность.
       Торговый  реестр является публичным и открытым. Информация о зарегистрированных лицах  публикуется в Официальном бюллетене  гражданских и коммерческих объявлений.
       В отличие от европейских государств для стран общего права (Англия, Ирландия) характерна упрощенная система регистрации, при которой проверка законности создания компании (корпорации) не осуществляется, а лишь подтверждается уполномоченным на то органом. Такая система регистрации характеризуется лишь формальной проверкой необходимых для регистрации документов. Выданное в результате такой проверки свидетельство о регистрации (certificate of incorporation) служит доказательством того, что при создании компании требования закона не нарушены. Даже если при создании компании и были допущены нарушения, то опасность признания ее впоследствии недействительной в принципе исключается. Такая процедура регистрации компаний более рациональная и менее дорогая. Российское законодательство, регулирующее порядок регистрации юридических лиц, в определенной мере заимствует именно такую упрощенную (формальную) систему регистрации.
       Регистрация компаний в странах общего права  производится в административном порядке.
       В соответствии с английским Законом  о компаниях 1985 г. регистрация компаний осуществляется регистратором компании. Если компания подпадает под действие законов Англии и Уэльса, то соответствующие документы о регистрации должны быть направлены регистратору компании в Англии и Уэльсе, офис которых расположен в городе Кардиф. Регистратор компании является исполнительным руководителем правительственного агентства, называемого Companies House. Новая компания, подпадающая под действие законов Шотландии, должна быть зарегистрирована регистратором, осуществляющим руководство Companies House в Шотландии.
       Для регистрации представляются учредительные  документы компании (меморандум и  внутренний регламент); заявление с  информацией о первых директорах и секретаре и адресе регистрируемого офиса компании; заявление о том, что все требования Закона о компаниях 1985 г. соблюдены.
       Регистратор, получивший документы о регистрации  создаваемой компании, проверяет  лишь формальное соблюдение требований закона, касающееся наличия необходимых документов и правильности их составления. При отсутствии возражений регистратор выдает учредителям свидетельство о регистрации компании с присвоением компании регистрационного номера. Регистратор компании обязан публиковать сведения в Официальном бюллетене торгового реестра и в "The Gazette" о выдаче вновь созданной компании сертификата о регистрации.
       В соответствии с американским Примерным  законом о предпринимательских  корпорациях, а также законами штатов о корпорациях учредители корпорации должны представить документ, соответствующий определенной форме и именуемый Articles of incorporationor charter. Устав корпорации регистрируется секретарем штата, в котором корпорация предполагает осуществлять свою деятельность. Секретарь штата выдает свидетельство об инкорпорации (certificate of incorporation). С момента регистрации устава секретарем штата корпорация считается созданной. Факт регистрации удостоверяется направлением учредителям или уполномоченным лицам корпорации копии устава с государственной печатью, а также расписки в получении регистрационного сбора.
       Особого внимания требует вопрос о моменте  учреждения акционерного общества. Как  уже неоднократно отмечалось, существенным признаком акционерного общества является выпуск им акций и формирование его капитала за счет их размещения среди акционеров. Как указывается в Законе об АО, выпуску акций и их надлежащему размещению также придается решающее значение при регулировании правового статуса акционерного общества: государственной регистрацией акций прекращается учредительный договор, после размещения акций формируются органы общества и другое.
       Так, профессор М.К.Сулейменов, указывает, что «АО считается учрежденным после того, как собранный за счет продажи акций капитал достигает предусмотренной уставом суммы. Тогда собирается общее собрание акционеров. Оно выбирает правление, ревизионную комиссию и наблюдательный совет».14
       Вместе  с тем, этот вывод в определенной степени противоречит нормам ГК РК, ст.42 которого устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, и оно считается созданным с момента его государственной регистрации. Более того, Закон «О рынке ценных бумаг» не допускает подачи документов на государственную регистрацию выпуска объявленных акций до государственной регистрации акционерного общества как юридического лица (ст.ст.8, 9, 11).
       В то же время мнение профессора М.К.Сулейменова  соответствует положениям Закона об АО, ибо органы акционерного общества, действительно, формируются уже общим собранием акционеров, советом директоров после того, как сформирован реестр акционеров на основе государственной регистрации выпуска акций и итогов их размещения. При этом Закон об АО не говорит о том, кто должен созвать общее собрание акционеров после государственной регистрации выпуска акций общества, когда еще и прекращает свое действие учредительный договор,
       требуя  при этом, чтобы первое общее собрание акционеров могло быть созвано и  проведено только после государственной  регистрации выпуска объявленных акций и формирования системы реестров держателей акций.
       Несмотря  на то, что Закон об АО, законодательство о рынке ценных бумаг и государственной  регистрации юридических лиц  действуют уже несколько лет, существование такого пробела является весьма серьезным недостатком казахстанского законодательства, т.к., как справедливо указывается Верховным Судом РК, «нарушение установленных законом императивных процедур созыва акционеров, может послужить основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров». Такой серьезный недостаток должен быть устранен.
       Одним из решений может быть введение понятия  «акции учредителей» с требованием  о полной оплате таких акций при  учреждении общества: денежный вклад  должен быть полностью оплачен, а  неденежный вклад должен быть полностью передан обществу учредителем до государственной регистрации общества. Два аспекта в данном случае потребуется специально урегулировать. Первый заключается в том, что до момента регистрации общества не будет существовать субъекта, уполномоченного на принятие средств таких учредительских вкладов. Но здесь можно пойти по пути уполномочивания кого-то из учредителей па принятие этих вкладов (путем открытия банковского счета, регистрации на его имя имущества неденежных вкладов) и указания в законе на то, что с момента государственной регистрации общества обязательства и права, возникшие до государственной регистрации общества и связанные с его учреждением, переходят к обществу в силу закона.
       Требование  о полной оплате акций учредителями до государственной регистрации общества обслуживает две цели. Первая заключается в том, что соблюдается принцип отражения природы акционерного общества, закрепленный, например, в германском Законе об акционерных обществах: согласно параграфу 29 «общество считается созданным с момента приобретении всех акций учредителями». Во-вторых, полнота исполнения той обязанности учредителей обеспечивает соответствие их действий их же решению учредить общество: если приняли решение вести бизнес и избрали для этого форму АО, требующую необходимый уровень капитализации, то это требование должно быть выполнено без задержек.
       Так, например, параграф 40 Германского закона об акционерных обществах регулирует действия от имени общества до его регистрации. Это регулирование основано на том, что «тот, кто действует от имени общества до его регистрации, является лично ответственным; если действуют несколько лиц, они отвечают как солидарные должники». Важным аспектом здесь является и то, что этот Закон не требует согласие кредитора, если общество принимает на себя обязательство, возникшее из договора с должником от имени общества до его регистрации, и таким образом оно занимает место прежнего должника. Правда, такое принятие обязательств должно произойти в течение трех месяцев с даты регистрации общества.
       Представляется, что подобное регулирование поспособствует более широкой свободе предпринимательской  деятельности в Казахстане и одновременно повышению ответственности субъектов хозяйственного оборота при одновременном повышении его определенности. На сегодня Закон об АО лишь регламентирует, что учредители общества несут солидарную ответственность по оплате расходов, связанных с созданием общества и возникших до его государственной регистрации, а общество возмещает своим учредителям указанные расходы только в случае последующего одобрения таких расходов общим собранием акционеров общества (п.4 ст.5).
       Безусловно, внедрение этого понятия предварительного акционерного общества и допущение сделок от имени общества до его регистрации требует не только надлежащего правового регулирования, но и корректной, осмысленной судебной практики. Потребуется также и высокий уровень гражданской зрелости и добросовестности всех участников оборота. При соблюдении этих условий такие новеллы послужат цели совершенствования гражданского права и хозяйственной практики.
       Что касается создания акционерного общества посредством реорганизации существующего  юридического лица (нескольких юридических  лиц), то порядок и условия проведения соответствующих мероприятий также определяются законодательными актами Республики Казахстан.  

       2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция  

       На  сегодня отсутствует какое-либо единое определение понятия "корпоративное  управление". В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия может быть множество.
       Управлять - значит "руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь; направлять ход, движение кого-чего-нибудь"15. В "Советском энциклопедическом словаре" управление рассматривается как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.)16.
       Корпоративное управление - разновидность социального  управления. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Его суть - воздействие на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики (см. Приложение 1).
       Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - это прежде всего управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.
       Таким образом, в узком смысле корпоративное  управление - управление корпорацией - это воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции.
       Анализ  существующих моделей корпоративного управления, а также тех изменений, которые в них происходят, свидетельствует о том, что сегодня нельзя сказать, что какая-либо из названных моделей является совершенной. Поэтому российская модель корпоративного управления, находящаяся в процессе формирования, "впитывает" в себя черты описанных выше моделей: и европейской, и американской.
       Европейскому  законодательству известны две модели управления АО - германская и французская. Для них характерна трехуровневая  система управления, основанная на дуалистическом принципе, т.е. на четком разделении наблюдательных и распорядительных функций.
       В соответствии с германской моделью  управления, закрепленной Акционерным  законом Германии, система органов  управления АО включает правление, являющееся исполнительным органом; наблюдательный совет, выступающий как орган контроля и представляющий интересы акционеров в периоды между собраниями; и общее собрание акционеров.
       Правление руководит обществом под свою ответственность. В состав правления  могут входить одно или несколько  лиц. Членом правления может быть лишь полностью дееспособное физическое лицо. Лицо, которому по приговору суда или решению административного органа запрещено осуществление профессиональной деятельности, определенного ее вида, промысла или определенного его вида, не может на период этого запрета состоять членом правления общества, предмет деятельности которого полностью или частично совпадает с предметом запрета.
       Членов  правления назначает наблюдательный совет на срок не более пяти лет. Допускается повторное назначение или продление полномочий в каждом случае на срок не более пяти лет. Для этого требуется принятие наблюдательным советом нового решения не ранее чем за один год до истечения прежнего срока полномочий. Лишь при назначении на срок менее пяти лет продление срока полномочий может быть осуществлено без решения наблюдательного совета, если общий срок полномочий составит не более пяти лет.
       Члены правления и наблюдательного  совета должны принимать участие  в общем собрании. Акционеры осуществляют свое право участия в делах акционерного общества на общем собрании.
       Общее собрание решает важнейшие вопросы  деятельности общества, но не оказывает  практического влияния на текущие дела. Общее собрание обсуждает и одобряет отчет правления и годовой баланс общества, принимает решение об использовании годовой прибыли. Общее собрание образует наблюдательный совет и избирает ревизора по проверке баланса. Оно принимает решения об увеличении или уменьшении уставного капитала и об изменении устава, а также о слияниях с другими обществами, о приобретении таких долей участия в других обществах, при которых они становятся дочерними.
       Общее собрание созывается правлением. Право  требовать созыва общего собрания имеют  акционеры, являющиеся владельцами  не менее чем 5% акций общества.
       Решения принимаются большинством голосов, причем по многим вопросам необходимо квалифицированное большинство в 3/4 голосов. Каждое решение общего собрания оформляется в виде нотариально заверенного протокола собрания, официально заверенная копия которого и приложения к нему (список участников собрания) передаются держателю торгового регистра.
       Французская модель управления акционерным обществом  характеризуется тем, что общество вправе выбрать систему управления из двух вариантов, установленных законом: либо двухуровневую систему управления, либо трехуровневую. Первый вариант - так называемое классическое руководство, при котором руководство АО осуществляет административный совет (совет администрации), который избирает президента. Второй вариант - руководство нового типа, заимствованное из немецкого законодательства, при котором АО руководит директорат, а наблюдательный совет осуществляет контроль над его деятельностью. Тот или иной вариант управления АО должен быть определен в уставе общества.
       При классическом руководстве АО управляет  административный совет, состоящий как минимум из трех лиц (администраторов), но не более чем из 24 лиц, в зависимости от величины капитала общества.
       Администратором может быть назначено физическое (в том числе и иностранное) или юридическое лицо, которое  обязано в этом случае определить постоянного представителя. Физическое лицо не может одновременно состоять более чем в восьми административных советах АО, расположенных на территории Франции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.