На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Преступление против государства: государственная измена

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Глава 1.
     Вопрос 1.
     Судебная  система представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации  судебных органов, образованных в установленном  Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с  учетом федеративного и административно-территориального устройства российской Федерации.
     Основы сложившиеся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Закон о судебной системе.
     Основополагающее  значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и  последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию  и место, занимаемое в судебной системе  каждым из высших судебных органов  РФ: Конституционным судом РФ, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.
Согласно  ст. 4 Закона о судебной системе в  судебной системе РФ в соответствиями с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
     В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.
     Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие  суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции, регулируемых процессуальным законодательством. Различие в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличие общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
     К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его  фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны –  Конституцией, а также Законом  о судебной системе. Закрепление  в Конституции и названном  законе системы высших судов РФ придает  необходимую стабильность ныне существующей системе судов.
     Судебная  система как конституционное  установление, представляющее совокупность судов различных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяются на следующие подсистемы:  Конституционный  Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
     Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;2) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делами составляющих подсистему судов общей юрисдикции;3) арбитражную юстицию.
     Обеспечению стабильности судебной системы и  право на законный суд служит также  вытекающий из Конституции и закрепленный в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе» порядок  создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем  внесения поправок в конституцию. Другие федеральные суды создаются и  упраздняются только федеральным законом. Это означает, что суд, относящийся к любому из перечисленных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» звеньев и видов судов на конкретной территории, - в районе, субъекте Федерации, в судебных округах – в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов Федерации, образовании новых судебных округов и.т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.1
Задачи  судов общей юрисдикции:
     - обеспечение и защита нарушенных  и (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов  физических и юридических лиц,  а также прав и охраняемых  законом интересов Российской  Федерации, ее субъектов, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;          - укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;        - защита основ конституционного строя Российской Федерации, ее целостности и безопасности.         Всей своей деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения к праву и суду, к правам, чести и достоинству граждан, честного отношения к государственному и общественному долгу, воспитывает граждан в духе точного и неуклонного соблюдения закона, ответственности за свою Родину.          На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // СЗ РФ.- 1997.- N 1.- Ст. 1., в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:  - осуществление правосудия;         - контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц;       - изучение и обобщение судебной практики;      - ведение и анализ судебной статистики;       - разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);             - обращение в Конституционный Суд Российской Федерации запросом о проверке закона или иного соответствующего нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле; - разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов (по вопросам их ведения);     - иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:          - в порядке уголовного судопроизводства - все уголовные дела;   - в порядке гражданского судопроизводства - все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (Конституционному Суду Российской Федерации, арбитражным судам);  - в порядке административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях.     Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом2. 
 
 

Глава 2. Понятие судебной системы 
    С.А. Разумов определил судебную систему  как совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной властей3. 
    Судебная  система согласно конституционным  предписаниям определяется самой конституцией и федеральным конституционным  законом (ч.3 ст.118). Из этого вытекает, что только конституционный законодательный корпус, уполномоченный изменять Конституцию и принимать законы, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов в Государственной Думе и Совете Федерации, вправе установить, какие суды создаются и действуют в Российской Федерации (ст. 108, 136 Конституции). Наличие такой компетенции лишь на федеральном уровне закреплено и в положениях ст. 71 Конституции, которая относит к ведению Российской Федерации такой предмет регулирования, как судоустройство (п. «о»). Понятие «судоустройство» рассматривается как синоним понятия «организация судебной системы». Но оно позволяет увидеть многосторонность этого предмета федерального ведения, он включает:
      а) Перечень действующих судов;
      б) Процедуру учреждения судов;
      в) Их внутреннюю структуру (или устройство).
      Все суды, действующие в Российской Федерации, перечислены в Федеральном конституционном  законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. Согласно ч. 1 ст.4 данного Закона создание судов, не предусмотренных им, не допускается. Названный Закон приобретает, таким образом, значение основного источника регулирования судебной системы. Все другие акты по данному предмету должны быть основаны на нем и не могут ему противоречить. Поэтому какое-либо изменение судебной системы не может иметь место без внесения изменений в данный Закон. Тем самым обеспечивается стабильность судебной системы и право каждого на рассмотрение его дела законным судом (ч. 1 ст. 47 Конституции).
      С этой целью федеральный законодатель в Законе «О судебной системе»:
      а) Исчерпывающим образом обозначает суды, образующие федеральную судебную систему (федеральные суды);
      б)     Называет все виды юрисдикции и закрепляет их осуществление за судами, тем  самым разграничивает юрисдикцию судов;
      в)    Предусматривает возможность создания в будущем новых видов юрисдикции (специализированных судов по административным, гражданским делам и делам  в отношении несовершеннолетних);
      г)   Называет все звенья судов, относящихся  к каждому из видов юрисдикции;
      д)   Указывает, какие суды могут или должны быть созданы в субъектах Федерации на основе их собственных законов.
      Обеспечению стабильности судебной системы и  право на законный суд служит также  вытекающий из Конституции и закрепленный в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе» порядок  создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем внесения поправок в конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Это означает, что суд, относящийся к любому из перечисленных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» звеньев и видов судов на конкретной территории, - в районе, субъекте Федерации, в судебных округах – в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов Федерации, образовании новых судебных округов и.т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 1. Система судов общей юрисдикции. 

      Одним из главных законоположений организации  судебной системы в Российской Федерации  является утверждение принципа единства судебной системы.
      Рассматривая  судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы различаем в нем структурные  подразделения, которые характеризуются  несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить организационный  и процедурный характер.
      Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом  судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различие в компетенции и общий  характер инстанционных связей.
      Суды  общей юрисдикции различаются между  собой по структуре и объему компетенции.
      Совокупность  судов с одинаковой структурой и  равными полномочиями составляет звено  судебной системы5. Звенья судебной системы, как правило, создаются в административно - территориальных структурах применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально - государственным устройством и административно - территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с административно - территориальным делением.
      Характерным признаком системы судов общей  юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных  звеньев системы или между  структурными подразделениями одних  и тех же судов.
      Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.
      Различия  в компетенции групп судов, сложность  организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают  существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов  организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства. Этой общности служит закрепление в  комментируемом Законе положений о  единстве судебной системы.
      Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве  от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.
      Единство  построения судебной системы заключается  в общем подходе к правовому  регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого  регулирования, в закреплении федеральным  конституционным законодательством  главных условий образования  и функционирования судебной системы.
      К числу условий обеспечения единства судебной системы следует отнести, прежде всего, то, что судебная система  Российской Федерации устанавливается  высшим законодательным актом - Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное  регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление  в Конституции РФ системы высших судов Российской Федерации и  в Федеральном конституционном  законе - системы федеральных судов  и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении  высших судов, изменений и дополнений Федерального конституционного закона о судебной системе РФ в отношении  иных федеральных судов.
      Наделение суда властными полномочиями и распространение  их на всю территорию страны в части  обязательности исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, также  является одним из условий реализации принципа единства судебной системы.
      Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”, в  которых использован термин “общая юрисдикция”, а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.
      Общую юрисдикцию осуществляют и мировые  судьи субъектов РФ (ст. 4 п. 4 ФКЗ  РФ “О судебной системе Российской Федерации”, ст. 1 п. 1 ФЗ РФ от 11.11.1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации”).
      В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ  РФ “О судебной системе Российской Федерации” систему федеральных  судов общей юрисдикции составляют: “Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды”.
      Анализ  приведенной нормы Закона позволяет  сказать, что система федеральных  судов общей юрисдикции соответствует  федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных  судов общей юрисдикции, различаются  объемом компетенции. Чтобы проводить  разграничение отдельных групп  судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной системе  или являются судами одного звена  судебной системы.
      Судебная  система имеет три судебных звена. Для удобства пользования мировых  судей и районный (городской) суд  будем считать судами первого  звена, суд субъекта РФ — судом  второго звена, Верховный Суд  РФ — судом третьего (высшего) звена.
      В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального  законодательства, суды разделяются  на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.
      Суды  первой инстанции рассматривают  и разрешают гражданские, уголовные  дела по существу. Суды второй (апелляционной  или кассационной) инстанции проверяют  законность и обоснованность решений  суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной  инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов  первой и второй инстанций, вступивших в законную силу. Деятельность судов  в качестве судов перечисленных  инстанций является предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и  гражданского процесса.
      Наибольшим  объемом полномочий обладает Верховный  Суд РФ, который мы условно обозначили как суд третьего (высшего) звена  и который соответственно правомочен не только рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом  кассационной и надзорной инстанций. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ (обозначены нами судами второго звена) занимают промежуточное  положение между Верховным Судом  РФ и районным (городским) судом и  также могут выступать в качестве судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. Районный (городской) суд может выступать судом первой, второй (апелляционной) и третьей (надзорной) инстанции. Судом апелляционной инстанции районный суд может быть по отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений мирового судьи. А мировые судьи хоть и имеют в названии слова «субъектов РФ», но тем не менее являются только судами первой инстанции6.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВИДЫ СУДОВ ОБЩЕЙ  ЮРИСДИКЦИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ
Задачи  судов общей юрисдикции:
- обеспечение  и защита нарушенных и (или)  оспариваемых прав, свобод и охраняемых  законом интересов физических  и юридических лиц, а также  прав и охраняемых законом  интересов Российской Федерации,  ее субъектов, федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления;
- укрепление  законности и правопорядка, предупреждение  преступлений и иных правонарушений;
- защита основ  конституционного строя Российской  Федерации, ее целостности и  безопасности.
Всей своей  деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения  к праву и суду, к правам, чести  и достоинству граждан, честного отношения к государственному и  общественному долгу, воспитывает  граждан в духе точного и неуклонного  соблюдения закона, ответственности  за свою Родину. Авдонкин B.C. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие - М.: Изд-во Эксмо, РАП.- 2004. - С. 103-109.
На основе демократических  принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции  Российской Федерации и Федеральном  конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный  конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен  СФ ФС РФ 26.12.1996) // СЗ РФ.- 1997.- N 1.- Ст. 1., в  соответствии с возложенными на них  задачами суды общей юрисдикции выполняют  следующие функции:
- осуществление  правосудия;
- контроль законности  и обоснованности решений и  действий государственных органов  и должностных лиц;
- изучение и  обобщение судебной практики;
- ведение и  анализ судебной статистики;
- разъяснение  действующего законодательства (по  вопросам их ведения);
- обращение в  Конституционный Суд Российской  Федерации запросом о проверке  закона или иного соответствующего  нормативного акта, примененного  или подлежащего применению в  рассматриваемом судом деле;
- разработка  предложений по совершенствованию  законов и иных нормативно-правовых  актов (по вопросам их ведения);
- иные функции  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают  и разрешают:
- в порядке  уголовного судопроизводства - все  уголовные дела;
- в порядке  гражданского судопроизводства - все  гражданские дела, за исключением  дел, подведомственных другим  судебным органам (Конституционному  Суду Российской Федерации, арбитражным  судам);
- в порядке  административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях.
Полномочия, порядок  образования и деятельности федеральных  судов общей юрисдикции устанавливаются  федеральным конституционным законом. 

Суды  общей юрисдикции подразделяются на:
федеральные суды, к которым относятся: Верховный  Суд РФ, верховные суды
республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной  области и автономных округов, районные (городские) суды, военные
и специализированные суды;
суды  субъектов Российской Федерации, к  которым относятся мировые судьи.
Только  судам общей юрисдикции предоставлено  право осуществлять правосудие по
уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они
уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам.
Суды  общей юрисдикции рассматривают  вопросы, связанные с исполнением
приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера,
проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и
продления срока содержания под стражей, а  также осуществляют иные виды
деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным
(ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и
административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции
стоят следующие цели и  задачи.
Непосредственные  цели:
а)  чтобы  каждый совершивший преступление был  подвергнут справедливому
наказанию;
б)  чтобы  ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности и
осужден;
в)  защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых  законом
интересов  физических  и   юридических  лиц,  Российской Федерации, ее
субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
а также  других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых,
административно-правовых или иных правоотношений.
Цели  более высокого уровня:
а)  укрепление законности и правопорядка;
б)  профилактика преступности и правонарушений;
в)  правовое и нравственное воспитание граждан;
г)  формирование уважительного отношения к праву  и суду.
Задачами  судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном
процессах являются:
а)  правильное применение закона;
б)  правильное и своевременное рассмотрение и  разрешение гражданских,
уголовных и административных дел.
Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что  выявление по каждому уголовному
и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению
преступлений  и иных правонарушений, и принятие надлежащих мер к их
искоренению являются важными задачами суда, вытекающими из закона.
          Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, 
Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов, мировые судьи.

     Для обеспечения права на равный доступ к суду важно, что:
     а) в каждом районе и в каждом субъекте Федерации действует суд, имеющий  такую же подсудность, как другие суды аналогичного уровня;
     б) все названные суды являются федеральными, т.е. учреждаются федеральным законом  и обеспечивают судебную защиту прав граждан на основе федерального закона, по единому федеральному стандарту. Присутствие в их названии указание на субъект Федерации лишь обозначает дислокацию судов.
     Непосредственно вышестоящим судом по отношению  к федеральным судам субъектов  Федерации является Верховный Суд Российской Федерации. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью. Статья 126 Конституции характеризует Верховный Суд как высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции.
     Из  этого вытекает, что: 

     - к полномочиям Верховного Суда  так же, как к полномочиям всех  судов общей юрисдикции, относится  осуществление гражданского, административного  и уголовного судопроизводства;
     - Верховный суд является последней  инстанцией, осуществляющей правосудие  по делам, рассматриваемым судами  общей юрисдикции;
     - осуществление Верховным Судом  судебного надзора по отношению  к нижестоящим судам общей  юрисдикции допускается только  в порядке проверки их решений  по обращениям заинтересованных  лиц в процедурах, предусмотренных  Гражданским процессуальным и  Уголовно-процессуальным кодексами7
     Таким образом, ст. 126 Конституции определяет полномочия Верховного Суда, в том  числе и путем отсылки к  отраслевому процессуальному законодательству. Осуществление верховным Судом  судебного надзора по отношению  к другим судам, по смыслу конституционной нормы, включает в себя все формы его процессуальной деятельности в качестве вышестоящей судебной инстанции. Эти формы установлены в Федеральном конституционном законе «О судебной системе», Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Статья 126 не может толковаться как ограничивающая полномочия Верховного Суда по проверки судебных решений в сравнении с тем, как они установлены этими федеральными законами. Соответственно конституционное понятие судебного надзора включает в себя проверку Верховным Судом судебных решений по гражданским и уголовным делам в кассационном и надзорном порядке, т.е. распространяется на все формы пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу решений нижестоящих судов.
     Верховный Суд может также в установленных  законом случаях рассматривать  дела в качестве первой инстанции.
     К конституционным полномочиям Верховного Суда относится его права давать разъяснения по вопросам судебной практики. Из этого вытекает, что такие разъяснения  предполагают в качестве их основы изучение, анализ и обобщение практики судов. Но они не являются указанием  суду, какое решение должно быть принято по конкретному делу. Нельзя предполагать, что правомочия Верховного Суда давать разъяснения может конкурировать  с конституционным требованием  о независимости судей и их подчинении только Конституции и  закону. Разъяснения Верховного Суда не обладают силой закона и присущей ему общеобязательностью.
     Исходя  из статей Конституции, определяющих статус судебной власти,  судьи Верховного Суда как высшего органа в системе  осуществляющих правосудие судов обще й юрисдикции обладают тем же конституционным статусом, как другие судьи. Но они назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по предложению Президента (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции).
    Подобным  образом подразделяются военные  суды:
а)  основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
б)  среднее  звено -  суды военных округов, флотов, видов вооруженных сил и групп  войск;
в) высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.
     Военные суды. Они имеют такую же компетенцию, как другие суды. В отличии от других судов общей юрисдикции, создаваемых в границах административно-государственного деления – по районам и субъектам Федерации, военные суды образуются по месту дислокации войск и флотов, но также на двух уровнях.
     Военные суды не являются судами чрезвычайными. Они имеют такую же компетенцию, как другие суды. В их системе  предусмотрены аналогичные инстанции  и процедуры для рассмотрения дел и проверки судебных решений. Судьи военных судов обладают таким же статусом, как другие судьи. К ведению военных судов отнесены любые дела с участием военнослужащих – гражданские, административные и  уголовные. Существование военных  судов обусловлено задачей обеспечить доступ к суду для военнослужащих, как например, дела о воинских преступлениях. Полномочия, порядок и образования деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Судебный надзор за деятельностью военных судов так же, как в отношении других судов общей юрисдикции, осуществляет Верховный Суд Российской Федерации. Но возможность ликвидации военных судов и передачи подсудных им дел обычным судам общей юрисдикции также обсуждается.
     Федеральный конституционный закон «О судебной системе» определил, что наряду с  названными федеральными судами общей  юрисдикции в субъектах Российской Федерации в качестве судей общей  юрисдикции действуют также мировые судьи. Мировые судьи являются не федеральными судьями, а судьями субъектов Федерации. Учреждение должностей мировых судей и регулирование их статуса и деятельности осуществляется как на основе федеральных законов, так и посредством принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов Российской Федерации внутри административных районов. Общее число мировых судей и судебных участков устанавливается федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Федерации. Мировые судьи являются самым низшим звеном в системе судов общей юрисдикции. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к их компетенции Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «о мировых судьях» в общем для всех судов процессуальном порядке. Проверка их решений осуществляется районными судами. На мировых судей распространяются сформулированные Конституцией и федеральным законом требования к судьям. Закон субъекта Российской Федерации может установить дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи и дополнительные гарантии его материального обеспечения и социальной защиты. Мировые судьи назначаются на должность не более чем на пять лет законодательным органом государственной власти субъекта Федерации или могут избираться населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. 
 

2. ВЕРХОВНЫЙ СУД  РФ
    

2.1. Состав, структура  и порядок формирования  Верховного Суда РФ 

Верховный Суд РФ — высший судебный орган  по гражданским, уголовным,
административным  и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он высший
орган, как для федеральных судов, так и для мировых судей.
Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного
Суда  РФ, судебных коллегий и аппарата. При  нем функционируют Судебный
департамент и Научно-консультативный совет.
В составе  Верховного Суда РФ действуют:
Судебная  коллегия по уголовным делам;
Судебная  коллегия по гражданским делам;
Военная коллегия;
Кассационная  коллегия.
Верховный Суд РФ формируется в составе  Председателя, заместителей
Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ
назначается на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной
коллегии  судей Верховного Суда РФ. Заместители  Председателя и другие судьи
Верховного  Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется
представление Председателя Верховного Суда РФ.
Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала
формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает
председатель  Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения
обязанностей  судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в
судебном  заседании судья Верховного Суда РФ.
Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть
упразднен только путем внесения поправок в конституцию РФ.
    
2.2. Полномочия Верховного  Суда РФ 

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:
1)  рассматривает  дела в качестве суда первой  инстанции, в кассационном
порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2)  изучает  и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и
дает  руководящие разъяснения судам  по вопросам применения законодательства
Российской  Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;
3)   осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской
Федерации руководящих разъяснений Пленума  Верховного Суда РФ;
4)  разрешает  в пределах своих полномочий  вопросы, вытекающие из
международных договоров Российской Федерации;
5)  реализует  право законодательной инициативы  в Федеральном Собрании РФ.
6)  устанавливает  количество военных судов и  численность судей военных судов;
7)    изменяет   территориальную   подсудность   уголовных   и  гражданских
дел на территории, где введено чрезвычайное положение;
8)  представляет  на рассмотрение Президента РФ  или Правительства РФ
рекомендации  о заключении, прекращении или  приостановлении действия
международных договоров РФ;
9)  обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке
конституционности нормативных актов органов государственной власти и
договоров между ними;
10)  готовит  заключение о наличии в действиях  Президента РФ  признаков
государственной  измены  или  иного  тяжкого  преступления.
Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:
доклад  о деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской
Федерации за год;
постановления и заключения Конституционного Суда РФ.
Помимо  прав у Верховного Суда РФ есть и  обязанности. Как минимум, он обязан:
а)  не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть  жалобу избирательного
объединения,   избирательного  блока  об  отказе Центральной избирательной
комиссии  РФ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов,
выдвинутых по одномандатным избирательным округам;
б)  принимать  участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации
общего  числа мировых судей и количества судебных участков в этом субъекте;
в)  установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления
ежегодного   дополнительного   оплачиваемого  отпуска.
    
2.3. Пленум Верховного  Суда РФ 

Пленум  Верховного Суда РФ — это общее  собрание всех судей Верховного Суда РФ.
Он формируется  вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Заседания
Пленума Верховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух третей его
состава.
В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно  участие Генерального
прокурора РФ. По собственной инициативе в нем может принять участие Министр
юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других
судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ,
представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных
учреждений  и других государственных и общественных организаций.
Пленум  Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
1) рассматривать  материалы изучения и обобщения  судебной практики и судебной
статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра
юстиции РФ и давать руководящие разъяснения  судам по вопросам применения
законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам
руководящих разъяснений заслушивать сообщения  председателей судов второго
звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;
2)  утверждать  по представлению Председателя  Верховного Суда РФ составы
судебных  коллегий,  секретаря  Пленума  и Научно-консультативный совет  при
Верховном Суде РФ;
3) рассматривать  и решать вопросы о внесении  представлений в Государственную
Думу  Федерального Собрания РФ в порядке  осуществления законодательной
инициативы  и о толковании законов Российской Федерации;
4)  заслушивать  сообщения о работе Президиума  Верховного Суда РФ и отчеты
председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о
деятельности  коллегий;
5) рассматривать  представления Председателя Верховного  Суда РФ о
несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ
законодательству  Российской Федерации;
6)  осуществлять  другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.
В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководящие
разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны  для судов, других органов и
должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все
правоохранительные  органы должны соблюдать требования, изложенные в
постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
    
2.4. Президиум Верховного  Суда РФ 

Президиум Верховного Суда РФ - это специально создаваемый орган. Он состоит
из 13 судей  и при наличии положительного заключения квалификационной
коллегии  судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации
Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на
представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят
Председатель  Верховного Суда РФ, его заместители  по должности и утвержденные
судьи Верховного Суда РФ.
Президиум принимает постановления большинством голосов членов Президиума,
участвующих в заседании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.