На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Правила аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 ПРАВИЛА
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АУДИТ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ОБРАБОТКИ ДАННЫХ"
(в ред.  постановлений Минфина от 24.09.2007 N 140,
от 08.06.2009 N 72)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
    1. Целью правил аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной  обработки данных" (далее - Правила)  является определение действий  аудиторской организации или  аудитора - индивидуального предпринимателя  (далее - аудиторская организация)  при проведении аудита в условиях компьютерной обработки данных, применяемой у аудируемого лица.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    2. Задачами Правил являются:
    определение особенностей проведения аудита в условиях компьютерной обработки данных;
    установление  основных требований к специалистам, выполняющим аудит в условиях компьютерной обработки данных;
    определение особенностей планирования и документирования аудита в условиях компьютерной обработки  данных.
    3. Исключен.
    (п. 3 исключен с 5 января 2008 года. - Постановление Минфина от 24.09.2007 N 140)
Глава 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
    4. Для целей настоящих Правил  под компьютерной обработкой  данных (далее - КОД) подразумевается  обработка финансовой информации  аудируемого лица, существенной для аудита, с использованием средств электронной вычислительной техники.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    5. При проведении аудита в условиях КОД цель и основные принципы выполнения аудита не меняются. Однако применение систем КОД вносит изменения в организацию обработки, хранения и передачи финансовой информации аудируемого лица и соответственно оказывает влияние на процесс изучения аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, оценку риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и осуществление процедур, необходимых для достижения целей аудита.
(в ред.  постановлений Минфина от 24.09.2007 N 140, от 08.06.2009 N 72)
    6. Использование КОД ведет к  изменению отдельных элементов  в организации бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица, а именно:
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    для проведения проверки правильности отражения  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета наряду с первичными документами  на бумажных носителях используются и первичные документы на машинных носителях;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    нормативно-справочные показатели могут быть проверены  по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машинных носителях;
    применяются способы ведения бухгалтерского учета, ориентированные на прогрессивные  методы формирования и обеспечения  достоверности выходной информации, совмещение синтетического учета с  аналитическим и систематического с хронологическим, а также на повышение оперативности и удобство использования учетной и отчетной информации.
    7. При оценке систем КОД аудируемого лица аудиторской организации необходимо выяснить:
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    соответствуют ли алгоритмы обработки первичной  информации законодательству Республики Беларусь и существует ли возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного и налогового законодательства;
    как осуществляется сохранность и обновление информации;
    как обеспечивается контроль ввода данных;
    имеется ли возможность перенастройки показателей  внешней отчетности на изменение  ее форм;
    имеется ли возможность вывода на печать текущих  данных о хозяйственных операциях.
    8. Аудиторской организации необходимо  убедиться, что: 
    регистры  бухгалтерского учета, формируемые  системой КОД, соответствуют данным первичного учета (наличие системы  КОД не освобождает аудируемое лицо от обязанности документировать в установленном порядке хозяйственные операции);
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    изменения, вносимые в программное обеспечение  системы КОД в связи с изменением законодательства Республики Беларусь, документально оформлены, проверены  и согласованы с разработчиком  программного обеспечения;
    информационная  база данных системы КОД обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и  декодирование информации, а также  ограничение несанкционированного доступа к ней.
    9. Аудиторской организации необходимо оценить надежность системы внутреннего контроля аудируемого лица в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. N 203 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 41, 8/20301), и ее влияние на функционирование системы КОД в части:
(в ред.  постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)
    контроля  подготовки данных как на уровне пользователя, так и на уровне компьютерной службы;
    контроля  предотвращения ошибок во время работы;
    контроля  работы с данными (доступ, правильность, полнота);
    возможности изменения программного обеспечения, особенно методов регистрации первичной  информации.
    10. Организация обработки данных  бухгалтерского учета аудируемого лица с применением КОД оказывает влияние на риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности повышается в том случае, если:
(в ред.  постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)
    компьютеризованная  среда децентрализована;
    существует  географическая разбросанность компьютерных установок;
    отсутствует возможность перенастройки программного обеспечения;
    уровень знаний работников бухгалтерии в  области информационных технологий недостаточен;
    внутренний  контроль функционирования системы  КОД отсутствует;
    отсутствуют необходимые меры по ограничению  несанкционированного доступа в  систему КОД.
    Риск  существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности снижается, если:
(в ред.  постановления Минфина от 08.06.2009 N 72)
    системы автоматизации являются лицензионными;
    существует  возможность углубить некоторые  виды контроля благодаря программному обеспечению, специально разработанному для аудиторов;
    существует  специальный контроль программного обеспечения;
    информационная  политика аудируемого лица квалифицированно определяется его руководством и согласована с основными пользователями системы КОД;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    все структурные подразделения аудируемого лица работают в единой системе КОД, применяют единое программное обеспечение;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    аудируемое лицо имеет долгосрочный план развития системы КОД.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    11. В условиях КОД аудит может  проводиться с применением машинно-ориентированных  и (или) ручных процедур. При  машинно-ориентированных процедурах  для проверки содержания компьютерных  файлов аудируемого лица аудиторская организация может использовать
    программные средства и контрольные примеры  для тестирования алгоритмов КОД. Проведение машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допустимо, только если имеется  достаточная уверенность, что копии  полностью соответствуют оригиналам файлов аудируемого лица.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    12. Аудируемое лицо обязано предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение или неполное выполнение этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, и аудиторская организация имеет право потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    13. Дата начала аудита должна  соответствовать дате представления  аудиторской организации данных  в виде, согласованном с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
Глава 3
ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ  АУДИТ 
В УСЛОВИЯХ КОД 
    14. Аудитор должен обладать достаточным  знанием систем КОД, чтобы планировать,  контролировать и проверять выполняемую  работу. Желательно, чтобы аудитор  имел представление о техническом,  программном, математическом и  других видах обеспечения компьютерной  техники, а также о существующих  системах обработки финансовой  информации.
    15. Аудиторской организации следует  иметь библиотеку наиболее распространенных  систем КОД и прилагать усилия  к изучению особенностей их  практического применения.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    16. Аудитор должен уметь определить, какое влияние на организацию,  планирование и проведение аудита  оказывает использование системы  КОД у аудируемого лица, в том числе на изучение форм бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также на оценку рисков, связанных с проведением аудита.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    17. Аудиторская организация должна  рассмотреть вопрос о необходимости  специализированных знаний о  системе КОД для проведения  аудита каждого конкретного аудируемого лица. Если специализированные знания необходимы, к проверке должен привлекаться специалист, обладающий такими знаниями и являющийся либо работником аудиторской организации, либо приглашенным экспертом. При этом аудиторская организация в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. N 114 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 114, 8/4360), должна получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, что работа эксперта отвечает целям аудита.
(в ред.  постановлений Минфина от 24.09.2007 N 140, от 08.06.2009 N 72)
    18. В случае привлечения эксперта для оценки применяемой системы КОД оформление и использование результатов работы эксперта, а также заключение договора с экспертом должны соответствовать требованиям правил аудиторской деятельности "Использование результатов работы эксперта", утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2001 г. N 123 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 11, 8/7618). Аудитору при этом необходимо хорошо представлять компьютерную службу аудируемого лица в целом, чтобы планировать и контролировать работу эксперта, сохраняя главенствующее положение.
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    19. Основной задачей эксперта является  оказание помощи аудитору при  проведении аудита в части:
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    оценки  надежности системы КОД в целом;
    оценки  лицензионной чистоты бухгалтерского программного обеспечения, функционирующего в системе КОД аудируемого лица;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    проверки  алгоритмов расчетов;
    формирования  на компьютере необходимых аудитору регистров аналитического и синтетического учета и отчетности.
    20. Главенствующее положение аудитора  по отношению к эксперту состоит  в том, что эксперт оценивает  только систему обработки информации, в то время как аудитор - достоверность 
    формируемой с помощью этой системы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторская  организация не может ни передать, ни разделить с кем-либо (в том  числе с экспертом) свою ответственность  за выражение мнения о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и составленного на ее основе аудиторского заключения.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
Глава 4
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АУДИТА В
УСЛОВИЯХ КОД
    21. Уровень автоматизации обработки  финансовой информации аудируемого лица необходимо учитывать при определении объема и характера аудиторских процедур.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    При составлении плана аудита в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Планирование аудита", утвержденными  постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. N 81 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2000 г., N 83, 8/3932; 2008 г., N 94, 8/18547), каждый пункт плана должен быть откорректирован с учетом влияния на процесс аудита применяемых аудируемым лицом информационных технологий и системы КОД.
(в ред. постановлений Минфина от 24.09.2007 N 140, от 08.06.2009 N 72)
    22. При планировании этапов аудита, на которые может повлиять  наличие у аудируемого лица системы КОД, аудитор должен иметь представление о значимости и сложности процессов ее функционирования, а также о доступности данных, необходимых для проведения аудита.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    23. Автоматизированная бухгалтерская  программа может считаться сложной,  если:
    из-за большого объема операций пользователям  трудно выявить ошибки, допущенные в процессе обработки данных;
    компьютер автоматически генерирует основные операции или проводки в смежной  программе;
    компьютер выполняет сложные расчеты по финансовой информации и (или) автоматически  генерирует итоговые операции или проводки, которые не могут быть подтверждены или не подтверждаются отдельно;
    обмен операциями с другими организациями  осуществляется электронным образом  и при этом не проводится физическая сверка правильности или приемлемости операции;
    первичные документы, некоторые компьютерные файлы, иные материалы, которые могут  потребоваться аудитору, существуют только в течение короткого периода  времени или в формате, доступном  для прочтения только на компьютере.
    24. Аудитор должен изучить и отразить  в рабочей документации основные  моменты организации и обработки  учетных данных в системе КОД  аудируемого лица, а именно:
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    участки бухгалтерского учета, охваченные системой КОД;
    кем осуществляется обработка учетных  данных (компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала, существует специализированный отдел, услуги оказывает вычислительный центр);
    как осуществляется ввод и обработка  данных (локально или используется сетевой вариант);
    как обеспечивается архивирование и  сохранность данных;
    как организовано программное обеспечение (целесообразно в табличном виде дать краткую характеристику: разработчик, лицензионная чистота, дата внедрения, как часто и кем осуществляется обновление программ);
    возможности КОД в части формирования бухгалтерской  отчетности, данных для внутреннего  пользования, осуществления аналитических  процедур.
    25. Источником получения аудиторских  доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе КОД аудируемого лица в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета. Аудиторская организация может применять их либо их копии в качестве рабочей документации. В случае работы аудитора непосредственно в системе КОД аудируемого лица (без вывода данных на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора аудиторских доказательств, составляются аудитором самостоятельно.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    26. Рабочие документы, формирующиеся  в процессе аудита в условиях  КОД и существенно отличающиеся  от обычных рабочих документов (например, документы, подготовленные  на машинных носителях), могут  храниться в аудиторской организации  обособленно в архиве аудиторских  файлов на машинных носителях. 
    27. Аудиторская организация в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Документирование аудита", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. N 81 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 83, 8/3932; 2008 г., N 94, 8/18547), должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив. Целесообразно хранить аудиторские файлы по каждому аудируемому лицу на отдельном машинном носителе.
(в ред. постановлений  Минфина от 24.09.2007 N 140, от 08.06.2009 N 72) 
 

СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
             ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
         "ОЦЕНКА РИСКА И ВНУТРЕННИЙ  КОНТРОЛЬ. ХАРАКТЕРИСТИКА
          И УЧЕТ СРЕДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ  И ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМ" 

                             ПРОТОКОЛ 

        КОМИССИЯ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ 

                           11 июля 2000 г.
                                 N 1 

                              (АВ 00-10) 
 

                                                              ОДОБРЕНО
                                 Комиссией по аудиторской деятельности
                                   при Президенте Российской Федерации
                                                     11 июля 2000 года
                                                          Протокол N 1 

                          1. Общие положения 

     1.1. Настоящее  правило (стандарт) подготовлено  для  регламентации
аудиторской    деятельности   и   соответствует   Временным   правилам
аудиторской деятельности в Российской Федерации,  утвержденным  Указом
Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
     1.2. Цель  правила (стандарта) заключается   в  определении  рисков
аудитора,  возникающих при проведении аудита бухгалтерской отчетности,
обусловленных влиянием систем компьютерной обработки данных (КОД).
     1.3. Задачи  правила (стандарта) заключаются  в описании:
     а)  дополнительных рисков,  появляющихся  вследствие  использования
экономическим субъектом  системы КОД;
     б)  системы внутреннего контроля  в условиях КОД;
     в)  различных  процедур проверки  аудиторской фирмой или аудитором,
работающим самостоятельно в качестве  индивидуального предпринимателя
(1), надежности  внутреннего контроля за системой КОД.
-----------------------------------
     (1) В   дальнейшем   аудиторские  фирмы   и  аудиторы,  работающие
самостоятельно  в качестве индивидуальных  предпринимателей,  именуются
"аудиторские  организации". 

     1.4. Требования    данного    правила    (стандарта)     являются
обязательными  для всех  аудиторских организаций при осуществлении
аудита,  предусматривающего   подготовку   официального   аудиторского
заключения.
     1.5. Требования     данного     правила     (стандарта)     носят
рекомендательный  характер при проведении аудита, не предусматривающего
подготовку по его результатам официального аудиторского заключения,  а
также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при
выполнения конкретного  задания  от  обязательных  требований  данного
правила (стандарта) аудитор в обязательном порядке  должен отметить это
в  своей  рабочей  документации  и  в  письменном  отчете  руководству
экономического  субъекта,  заказавшего аудит  и (или) сопутствующие ему
услуги. 

           2. Риски в системе компьютерной  обработки данных 

     2.1. Применение  системы КОД существенно влияет  на организационную
структуру  экономического  субъекта,  внося  следующие риски  в систему
бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.
     а)  концентрация функций управления;
     б)  концентрация данных и программ  для их обработки.
     2.1.1. Внедрение   системы   КОД,   как   правило,   предполагает
существенное сокращение управленческого и контрольного персонала путем
передачи   его   функций  персоналу,  обслуживающему  систему  КОД.  В
результате  происходит  концентрация  исполнительских  и   контрольных
функций  за  системой КОД в руках ограниченного  числа лиц.  Разделение
обязанностей,  необходимое для эффективного  функционирования  системы
учета и контроля, может быть утрачено.
     2.1.2. Концентрация (сосредоточение)  базы  данных  в  одном  или
нескольких  местах,  где  она  обычно  хранится  вместе с программами,
обеспечивающими  доступ  к ней,  повышает  риск  утери информации  и
несанкционированного  доступа к ней.
     2.2. Использование  системы КОД изменяет процедуры  записи  учетных
данных  и расширяет  круг лиц,  которые получают доступ к бухгалтерским
записям. Это может  привести к появлению следующих  рисков:
     а)  отсутствие первичных документов;
     б)  отсутствие возможности наблюдения  за разноской учетных  данных
по регистрам, их закрытием и составлением отчетности;
     в)  отсутствие регистров учета;
     г)  доступ    к    базе    данных   и   программам   системы   КОД
несанкционированных пользователей.
     2.2.1. В  условиях  КОД  данные  могут вводиться непосредственно  в
компьютер  без  составления  соответствующих   первичных   документов.
Разрешения  на совершение тех или иных операций,  их визирование могут
также проводиться  внутри  системы  КОД  без  составления  специальных
документов на бумажных носителях.
     2.2.2. Учетные данные могут храниться  исключительно в электронной
форме,  а  бумажные регистры,  содержащие последовательные записи всех
операций,  отсутствовать,  что  приводит  к   отсутствию   возможности
наблюдения  за  разноской учетных данных по регистрам,  их закрытием и
составлением отчетности.  Кроме того,  ряд  информационных  систем  не
предусматривает   архивирование   промежуточных   записей,  и  текущая
информация в  них постоянно обновляется.
     2.2.3. В  системе КОД могут формироваться  только сводные регистры
и формы отчетности,  а не  промежуточные  регистры  учета.  Отсутствие
регистров  может  приводить  к  тому,  что  доступ к данным становится
возможным только через систему КОД.  Тем самым существенно снижаются
возможности контроля и анализа учетной информации.
     2.2.4. Базы данных и программы системы  КОД становятся  доступными
как   с   компьютеров,   которые  их  обрабатывают,  так  и  с  других
компьютеров,  подключенных к сети.  В отсутствие специальных  процедур
контроля легкость доступа к системе КОД или  широкий круг лиц,  которые
могут его получить, увеличивают риск несанкционированных бухгалтерских
записей и изменений  данных.
     2.3. Система   КОД   существенно   влияет   как   на   организацию
бухгалтерского  учета  в  целом,  так  и на отдельные процедуры учета.
Системам КОД  присущи следующие специфические  черты:
     а)  заданность;
     б)  автоматический контроль;
     в)  однократный ввод информации  в несколько файлов одновременно;
     г)  операции внутри системы КОД  или автоматические записи;
     д) трудности в обеспечении сохранности записей.
     2.3.1. Системы КОД не допускают технических  и счетных ошибок, и в
этом смысле они значительно "аккуратнее" чем ручные системы, однако их
работа  "задана",  они  лишены  возможности  гибкого  реагирования  на
изменения правил учета и условий деятельности экономического субъекта,
а  надежность  информации,  обработанной  в  системах  КОД,  полностью
зависит от их построения и программного обеспечения.
     2.3.2. Система КОД позволяет автоматизировать  многие  контрольные
процедуры с помощью  специальных программ, которые не прослеживаются (в
отличие  от   процедур   ручного   контроля).   Например,   заменяющая
разрешительные  надписи  система паролей ведет  к отказу от составления
специальных документов,  заявлений,  журналов и т.  п.,  которые нужно
визировать.  Контроль  за ошибками и их исправлением путем составления
справок,    ведомостей    (сличительных,     оборотных)     заменяется
автоматической  печатью отчета о найденных программой ошибках.
     2.3.3. В  условиях  КОД  ввод  данных  об  одной  операции  может
одновременно изменить  несколько  связанных  с ней  счетов (2).  Данная
особенность систем КОД значительно увеличивает  влияние ошибки ввода на
бухгалтерскую информацию, так как неверная сумма будет  проведена не по
одному, как при  ручной обработке данных, а сразу  по нескольким счетам.
-------------------
     (2) Например,   отгрузка    готовой    продукции    обуславливает
одновременные   записи   по   счетам  60  "Расчеты  с  покупателями  и
заказчиками",  46 "Реализация продукции (работ,  услуг)" и 40 "Готовая
продукция". 

     2.3.4. Некоторые  проводки  могут   генерироваться  системой   КОД
самостоятельно,  без  участия специалистов и без  составления первичных
документов.  Это  ведет  к  появлению  несанкционированных  записей  и
расчетов,  которые  к  тому  же  сложно  обнаружить  из-за  отсутствия
специальных  регистров  или   документов.   Например,   автоматическое
начисление процентов  на задолженность покупателей или  по займам.
     2.3.5. Многие базы данных могут храниться   только  в  электронной
форме,  что  увеличивает риск их утраты вследствие порчи компьютеров и
электронных носителей  информации, заражения их компьютерными  вирусами,
несанкционированного  проникновения в информационные системы. 

            3. Система внутреннего контроля  в условиях КОД 

     3.1. Внутренний  контроль в условиях применения  системы КОД должен
сочетать обычные  методы контроля, применимые в отсутствие системы КОД,
и специальные  программные средства контроля. Все  используемые средства
контроля за системой КОД можно разделить на общие и специальные.
     3.2. Общие   средства   контроля   представляют  собой  процедуры
проверки правил  системы  КОД,  а  также  надежности  функционирования
системы КОД. Они  включают в себя следующие процедуры:
     а)  организационный    и    управленческий    контроль,    который
предусматривает создание инструкций и правил для различных контрольных
функций и системы  разделения полномочий при  их  выполнении,  например
правил ввода  информации;
     б)  контроль за поддержанием  и развитием системы КОД,  который
состоит  в  проверке того,  что все изменения,  вносимые в систему,  и
операции  с  ней  надлежащим  образом  разрешены  (применение   такого
контроля   необходимо  в  случаях  тестирования,  внесения  изменений,
внедрения новых  систем КОД, предоставления доступа  к их документации);
     в)  операционный контроль, который  предполагает проверку того, что
система КОД выполняет  только авторизованные  операции,  доступ  к  ней
имеют только лица, обладающие на это разрешением, и  ошибки в обработке
данных определяются и исправляются;
     г)  контроль  за  программным обеспечением,  который предполагает
проверку того,  что  используется  только  разрешенное  и  эффективное
программное   обеспечение   (с   этой   целью   анализируется  система
визирования,  тестирования,  проверки,  внедрения  и  документирования
новых  систем  и  модификаций уже действующих,  а также ограничения на
доступ  к  документации  о  них  только  лицам,  имеющим   специальное
разрешение);
     д) контроль за вводом и обработкой данных,  который заключается в
проверке  того,  что  существует  система предварительного визирования
операций до их ввода в систему КОД,  и ввод информации возможен только
теми лицами, которые  имеют на это соответствующие  разрешения;
     е)  возможны также иные  приемы  общего  контроля,  среди  которых
можно  назвать  анализ  правил  копирования  программ  и  баз данных в
специальные архивы и процедур восстановления информации или извлечения
ее из архивов  при утрате данных.
     3.3. Специальный  контроль за применением системы КОД в системе
бухгалтерского    учета    экономического   субъекта   предусматривает
специальные проверочные  процедуры, позволяющие удостовериться, что все
бухгалтерские  операции  должным  образом  авторизуются и отражаются в
учете своевременно и без ошибок. К проверочным процедурам относят:
     а)  контроль за вводом информации;
     б)  контроль за обработкой и хранением информации;
     в)  контроль за выводом информации.
     3.3.1.  Процедуры контроля ввода информации  состоят  из  проверки
выполнения системой следующих требований:
     а)   вся   информация,   вводимая   в   систему,   предварительно
визируется;
     б)  информация  вводится в базу  данных аккуратно,  без  ошибок  и
повторов;
     в)  ошибки  ввода обнаруживаются, отвергаются  и, по  возможности,
исправляются системой.
     3.3.2.  Контроль за обработкой и хранением информации заключается
в проверке того, что:
     а)    операции,   включая   те,   которые   проводятся   системой
самостоятельно, выполняются  верно;
     б)  операции проводятся без ошибок  и
повторов;
     в)  ошибки  в  обработке  данных  обнаруживаются  и  своевременно
исправляются.
     3.3.3.  Контроль  за  выводом информации  предполагает  проверку
того, что:
     а)    результаты    операций   предоставляются   авторизированным
пользователям должным  образом и в установленные  сроки;
     б)   доступ   к   предоставляемой   информации   разрешен   только
ограниченному кругу  лиц.
     3.4. Все   виды   контроля,   перечисленные   в   п.  3.3,  могут
осуществляться  пользователями  системы  КОД  или  отделом  внутреннего
контроля  экономического  субъекта,  а  также  автоматически  с помощью
специальных программ. 

           4. Проверка аудиторской организацией  надежности
             системы внутреннего контроля за системой КОД 

     4.1. Аудиторская   организация   тестирует   систему   внутреннего
контроля за системой КОД,  если она полагает, что без проверки системы
КОД  она  не  сможет  получить  достаточную  уверенность  в  том,  что
бухгалтерская  отчетность   проверяемого   предприятия   не   содержит
существенных   искажений.   При   проверке   аудиторская   организация
руководствуется положениями  правила  (стандарта)  "Аудит  в  условиях
компьютерной обработки  данных".
     4.2. Аудиторская  организация вправе не проводить  проверку системы
внутреннего   контроля   за  системой  КОД,  если  объем деятельности
проверяемого экономического субъекта невелик или влияние  системы  КОД
на  деятельность  экономического  субъекта  и  составление  отчетности
незначительно.  Аудиторская организация  также  вправе  отказаться  от
проверки системы  внутреннего контроля за системой КОД,  если обработка
данных ведется  не  проверяемым  экономическим  субъектом,  а  третьей
стороной,  и  доступ  к  системам  внутреннего  контроля  из-за  этого
невозможен.
     4.3. В   начале  проверки  аудиторская  организация должна оценить,
насколько  существенно  влияние  общего  контроля  за  компьютерной  и
информационной  системами на  их  применение  в бухгалтерском учете
экономического  субъекта.  Если  процедуры   общего   контроля   прямо
относятся   к   применению  системы  КОД  в  бухгалтерском  учете,  то
целесообразно  проверить  их,  прежде  чем  рассматривать  специальный
контроль,   если   нет,  то  достаточно  ограничиться  оценкой  общего
контроля.  Если общий контроль эффективен,  то аудиторская  организация
переходит   к  тестированию  специального  контроля  за  системой  КОД
бухгалтерского  учета.  Если же  аудиторская  организация  сочтет,  что
общий  контроль  неэффективен,  то риск необнаружения ошибок на уровне
специального контроля за применением системы КОД в бухгалтерском учете
возрастает  до  неприемлемого уровня.  Аудиторская  организация в такой
ситуации обязана провести тестирование процедур общего контроля, кроме
случая,   когда   проверяемое  предприятие  обладает  надежным  ручным
контролем пользователей  за системой КОД.
     4.4. Если  специальный  контроль  за  применением  системы  КОД  в
бухгалтерском учете  систематически  ведется  персоналом  проверяемого
экономического  субъекта,  аудиторская  организация  может  ограничить
тестирование такого контроля проведением следующих  процедур:
     а)  тестирование    ручного   контроля,   проводимого   персоналом
экономического  субъекта;
     б)  тестирование контроля за выводом информации;
     в)  тестирование программного обеспечения.
     4.4.1. Если   персонал  экономического  субъекта  регулярно  и  с
должной  тщательностью  проверяет,  что  получаемая  из  системы   КОД
информация авторизована,  полна,  арифметически верна,  то аудиторская
организация вправе ограничить проверку системы КОД  анализом выполнения
персоналом экономического субъекта контрольных процедур (3).
--------------------------
     (3) Например,    если    бухгалтер,   ответственный   за   расчет
амортизации,  систематически проверяет ввод данных о нормах или  шифрах
амортизации  вновь  поступающих  основных  средств,  верность  расчета
ежемесячной суммы  амортизационных отчислений по данным объектам,  коды
затрат,   на   которые   их   амортизация  относится,  то  аудиторская
организация может  ограничить проверку данной части системы  наблюдением
за тем, чтобы  эти операции выполнялись. 

     4.4.2. Помимо    проверки   ручного   контроля,   осуществляемого
персоналом  экономического  субъекта,  аудиторская  организация  может
тестировать    контроль   за   выводом   информации,   которая   может
представляться  как на бумажном,  так и на электронном носителях.  Если
аудиторская  организация  проверяет контроль путем изучения информации,
представленной  на бумажном носителе,  она проводит свои тесты вручную.
Если  изучается  контроль  экономического  субъекта  за  информацией в
электронной   форме,   то   аудиторской   организации   для   проверки
целесообразно  прибегнуть к использованию вспомогательных компьютерных
программ проверки (4).
--------------------
     (4) Например,  аудиторская организация проверяет,  как предприятие
контролирует  сверку  итогов  синтетического  и  аналитического учетов
(так, для счета  60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" проверяется
равенство  итогов суммы задолженности по каждому  поставщику,  а внутри
этих сумм - по счетам  и  сальдо  по  счету).  Если  данная  процедура
выполняется  бухгалтером  вручную,  то  аудиторская  организация  также
вручную  может  проверить,  что  контроль   осуществлялся.   Если   же
экономический   субъект   делает  такую  сверку  с  помощью  программы
автоматически,  то аудиторская организация может  с помощью имеющихся у
него  программных  средств протестировать действие системы внутреннего
контроля за системой КОД. 

     4.4.3. В случае,  если тестирование ручного контроля или контроля
за   выводом   информации  невозможно  или  неэффективно,  аудиторская
организация  может  проверить  контроль  за  системой  КОД,  используя
специальные   компьютерные   программы,  которые  будут  пересчитывать
данные,  полученные системой КОД экономического субъекта или повторять
процесс  их  обработки,  или  вводить  заведомо  неверную информацию и
определять,  насколько  надежно система КОД отвергает  такую информацию.
Аудиторская  организация  может  также  проверить  программный  код или
проводить другие процедуры контроля за работой программ КОД. 
 
 

 ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ДОПУЩЕНИЕ  О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
АУДИРУЕМОГО ЛИЦА"
(в ред.  постановлений Минфина от 12.11.2004 N 163,
от 04.07.2007 N 109, от 24.09.2007 N 140,
от 08.06.2009 N 72)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
    1. Целью правил аудиторской деятельности "Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица" (далее - Правила) является определение действий аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя (далее - аудиторская организация) по оценке обоснованности подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица исходя из допущения о непрерывности его деятельности, в том числе оценке способности аудируемого лица продолжать осуществлять непрерывную деятельность.
(в ред. постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    2. Задачами настоящих Правил являются:
    установление  обязанностей аудиторской организации  в отношении допущения о непрерывности  деятельности аудируемого лица;
    определение основных требований к аудиторским  процедурам, позволяющим установить способность аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;
    определение особенностей содержания аудиторского заключения при наличии существенного  сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.
    3. Исключен.
(п. 3 исключен - Постановление Минфина от 04.07.2007 N 109)
    4. Для целей настоящих Правил:
    под допущением о непрерывности деятельности аудируемого лица (далее - допущение о непрерывности деятельности) понимается принцип подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, заключающийся в предположении, что при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемое лицо исходит из того, что будет продолжать свою финансово-хозяйственную деятельность не менее одного года, следующего за отчетным периодом. При этом у него отсутствуют намерения и потребность в ликвидации или существенном сокращении финансово-хозяйственной деятельности и соответственно его обязательства будут исполняться в установленном порядке;
    неопределенность - ситуация, результат которой зависит  от будущих действий или событий, находящихся вне прямого контроля аудируемого лица, но которая может повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Неопределенность считается существенной, если результат неопределенной ситуации может повлиять на управленческие решения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - пользователи), принятые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, не учитывающей данную ситуацию;
    аффилированные лица - юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на финансово-хозяйственную деятельность других юридических и (или) физических лиц;
(абзацы пятый - седьмой исключены. - Постановление Минфина от 08.06.2009 N 72)
Глава 2
УСТАНОВЛЕНИЕ  ОБЯЗАННОСТЕЙ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  В
ОТНОШЕНИИ ДОПУЩЕНИЯ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
    5. Для выражения аудиторского мнения  в отношении допущения о непрерывности  деятельности аудиторская организация  должна рассмотреть всю совокупность  фактов, оказывающих и (или) способных  оказать влияние на возможность  аудируемого лица продолжать финансово-хозяйственную деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум ближайших 12 месяцев, следующих за отчетным периодом (далее - непрерывно).
    6. Поскольку допущение о непрерывности  деятельности в обычных условиях  используется в качестве основы  для подготовки годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности, предполагается, что, подготовив бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с установленными законодательством требованиями, аудируемое лицо самостоятельно оценило свою способность продолжать непрерывную деятельность, даже если общепризнанными принципами подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в явной форме это требование не установлено.
    7. При проведении аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна исходить из того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена с учетом допущения о непрерывности деятельности. Но при этом необходимо также учитывать, что:
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    влияние любого условного факта в будущем, учтенное при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, основывалось на информации, доступной в момент составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, но к моменту проведения аудита последующие события могли  вступить в противоречие с предположением о непрерывности деятельности, которое  было уместно на дату составления  бухгалтерской (финансовой) отчетности;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    уровень неопределенности, связанный с результатом  какого-либо события или условия, значительно повышается по мере увеличения периода времени, на который делается прогноз. Поэтому при вынесении  суждения о непрерывности деятельности должен указываться период, применительно  к которому была учтена вся доступная  информация.
    8. К условным фактам, которые по  отдельности или в совокупности  должны вызвать у аудиторской  организации сомнение в допущении  о непрерывности деятельности, относятся  финансовые, производственные и  прочие условные факты. 
    Финансовые  условные факты:
    отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных законодательством  требований в отношении чистых активов;
    привлеченные  заемные средства, срок возврата которых  приближается, а возможности их возврата не имеется;
    необоснованное  использование краткосрочных заемных  средств для финансирования долгосрочных активов;
    значительный  рост просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженностей и неспособность  погашать ее (их) в установленные  сроки;
    неблагоприятные значения основных финансовых коэффициентов;
    значительные  убытки от основной деятельности;
    задолженность по выплате или прекращение выплаты  дивидендов;
    неспособность обеспечения финансирования на развитие деятельности или получения других необходимых инвестиций;
    существенная  зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;
    экономически  нерациональные долгосрочные обязательства.
    Производственные  условные факты:
    потеря  основного управленческого персонала  без найма адекватной замены;
    потеря  важнейших рынков сбыта, франшизы, специального разрешения (лицензии) основного поставщика или подрядчика;
(в ред.  постановления Минфина от 24.09.2007 N 140)
    проблемы  с трудовыми ресурсами;
    дефицит важных средств производства.
    Прочие  условные факты:
    несоблюдение  требований законодательства;
    рассматриваемые в суде иски в отношении аудируемого лица, решения по которым не в его пользу не могут быть исполнены;
    изменения в законодательстве, которые могут  оказать негативное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность аудируемого лица.
    Аудиторская организация должна учитывать, что  предложенный перечень не является исчерпывающим  и что наличие одного или нескольких из перечисленных условных фактов не всегда указывает на наличие существенной неопределенности в отношении непрерывности  деятельности аудируемого лица.
    9. Значение условных фактов с  течением времени может измениться  в силу действия иных фактов. Например, последствия в связи  с неспособностью аудируемого лица производить выплаты в счет погашения заемных средств могут уравновешиваться действиями, предусматривающими обеспечение достаточных поступлений денежных средств за счет других источников: путем реализации активов и обязательств, реструктуризации выплат в счет погашения
    задолженности, получения дополнительных инвестиций. Аналогично потеря основного поставщика может быть компенсирована появлением нового поставщика.
Глава 3
ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРСКИМ ПРОЦЕДУРАМ,
ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБНОСТЬ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРОДОЛЖАТЬ  СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНО
    10. При планировании и проведении аудиторских процедур, а также при оценке их результатов аудиторская организация должна рассмотреть уместность принципа подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из допущения о непрерывности деятельности. Даже если допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица не ставится под сомнение, аудиторской организации следует сделать оценку общего финансового состояния аудируемого лица с целью определения его способности выполнять свои обязательства.
    11. В ходе предварительного планирования  аудиторская организация должна  проанализировать, существуют ли  какие-либо события или условия,  которые вызывают сомнение в  способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, а также рассмотреть условные факты, касающиеся допущения о непрерывности деятельности. Такое рассмотрение позволяет более своевременно обсудить эти вопросы с руководством аудируемого лица.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.