На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Основная классификация методов обучения в дидактике

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Основная классификация методов обучения в дидактике. 

Тема 13. РАЗВИВАЮЩИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
13.1. Понятия "педагогическая  технология", "методика", "методы", "средства", "форма" 
13.2. Проблема  типологии педагогических технологий 
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное  моделирование и игровые технологии  и их применение в обучении 
13.5. Рефлексия  совместной деятельности обучающего  и обучающихся 
13.6. Критерии  выбора педагогических технологий 
Список рекомендуемой литературы 
 

ВЕРНУТЬСЯ К  ОГЛАВЛЕНИЮ
13.1. Понятия "педагогическая  технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
Понятие "педагогической технологии"
Критерии технологичности  педагогической технологии
Структура педагогической технологии
Сущность "педагогической технологии" и требования, предъявляемые к ней
Методика и  технология
Методы обучения и их классификация 
Приемы и средства обучения
Формы обучения
2 Основные формы  педагогического общения 
Способы обучения
Системы обучения
Понятие "педагогической технологии"
В педагогической и психологической литературе часто  встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием  компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В  педагогической науке появилось  специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
     Понятие  "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах: 

научном - как  часть педагогической науки, изучающая  и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая  педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии технологичности  педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям  технологичности, которыми являются: 

концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальность  педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Системность  означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: 

логикой процесса,
взаимосвязью  его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Эффективность,  указывает на то, что современные  педагогические технологии существуют  в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Воспроизводимость  - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:  

концептуальная  основа;
содержательный  компонент обучения;
процессуальная  часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Содержательную  часть технологии составляют  цели - общие и конкретные, а также  содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Процессуальная  часть представлена системной  совокупностью следующих элементов: 

организация учебного процесса;
методы и формы  учебной деятельности учащихся;
методы и формы  работы преподавателя;
деятельность  педагога по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые  к ней
Как и любая  технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Организация и  реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: 

принцип научности  и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
принцип наглядности;
принцип прочности  усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Методика и  технология
Педагогика давно  искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и  постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
     В  результате педагогика накопила  в своем арсенале значительное  число эффективных методик. Однако  проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Очевидно, что совершенствование методик  надо продолжать, но процесс их  накопления и эмпирического (основанного  на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
     Поступательное  развитие педагогики открывает  большие возможности в поиске  новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
     По  сравнению с обучением, построенным  на основе методики, технология  обучения имеет серьезные преимущества. 

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в  которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных  на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. 

Методы  обучения и их классификация
Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы  упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     В  педагогической литературе нет  единого мнения относительно  роли и определения понятия  "метод обучения". Так, Ю.К.  Бабанский считает, что "методом  обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: 

по внешним  признакам деятельности преподавателя  и учащихся:
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по источнику  получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация  плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
практические  задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение  конфликтных ситуаций и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по степени  активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Близко к этой классификации примыкает классификация  методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности  и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в  решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: 

объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный  метод;
метод проблемного  изложения;
частичнопоисковый, или эвристический, метод;
исследовательский метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
     Объяснительно-иллюстративный  метод обучения - метод, при котором  учащиеся получают знания на  лекции, из учебной или методической  литературы, через экранное пособие  в "готовом" виде. Воспринимая  и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Метод  проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя  самые различные источники и  средства, педагог, прежде чем  излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Частичнопоисковый,  или эвристический, метод обучения  заключается в организации активного  поиска решения выдвинутых в  обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Исследовательский  метод обучения - метод, в котором  после анализа материала, постановки  проблем и задач и краткого  устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Приемы и средства обучения
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный  способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Педагогические  средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: 

учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные  пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные  классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные  билеты, карточки-задания, учебные пособия  и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: 

простые;
составные;
комплексные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Простые формы  обучения построены на минимальном  количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:  

беседа;
экскурсия;
викторина;
зачет;
экзамен;
лекция;
консультация;
диспут;
культпоход;
"бой эрудитов";
шахматный турнир;
концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Составные формы  обучения строятся на развитии простых  форм обучения или на их разнообразных  сочетаниях, это:  

урок;
конкурс профмастерства;
праздничный вечер;
трудовой десант;
конференция;
КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады  и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: 

дни открытых дверей;
дни, посвященные  выбранной профессии;
дни защиты детей;
недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организационных форм обучения множество, но, говоря о  них, выделяют следующие группы: 

формы организации  всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
формами организации  обучения являются:
урок,
лекция,
семинар,
зачет,
консультация,
практика и  пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы учебной  деятельности учащегося (виды);
формы организации  текущей учебной работы класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав. 

Основные  формы педагогического  общения 
На сегодняшний  день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются: 

монолог;
диалог;
дискуссия;
полилог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Монолог - форма  высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Диалог  предполагает свободное владение  речью, чуткость к невербальным  сигналам, способность отличать  искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать  вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     В  диалогических отношениях существуют  две формы диалога: 

внутренний;
внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для возникновения  внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
     При  создании условий для внутреннего  диалога можно проектировать  ситуационные задачи следующего  характера: 

выбор решения  из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного факта  или явления;
решение задач  неопределенного характера (не имеющих  однозначного решения);
выдвижение гипотез  и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий  внешнего диалога проектируются: 

вопросительный  образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная  генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
полифункциональный  анализ идей и гипотез;
творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников: 

противоречивость;
возможность оценки;
вопросительность;
возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проектирование  диалогического общения предполагает установку на открытость позиций  его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы  и внутреннего содержания общения.
     Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный  спор, целью которого являются  выяснение и сопоставления разных  точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Дискуссия  в педагогическом процессе - это  обмен мнениями по вопросам  в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.
     Групповая  дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.
     В  групповой дискуссии принимает  участие от 3 до 8 членов, не считая  председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.
     Полилог  представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают  способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К способам обучения можно отнести: 

индивидуальное  обучение;
индивидуально-групповой  способ;
групповой способ;
коллективный  способ.
Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для "подтягивания" отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Вслед  за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Уже  к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Теоретическую  разработку классно-урочной формы  блестяще провел Ян Амос Коменский  (XVII век). Он же и широко популяризировал  ее. В настоящее время классно-урочная  форма обучения является преобладающей  во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.
     Для  этой формы обучения характерны  следующие элементы: 

объединение в  классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
обязательность  занятий для всех;
основной единицей занятий является урок;
наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная  форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие: 

ограниченное  количество обучаемых;
ориентированность в основном на среднего ученика;
высокая трудность  обучения для слабого;
торможение развития более сильного учащегося;
невозможность полного учета и реализации в  образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Полностью  на коллективный способ обучения  не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России. 

Системы обучения
В настоящее  время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что термин "система" широко используется педагогической литературой, мы также будем его использовать.
      Таким образом, в настоящее  время выделяют: 

формы деятельности учащихся:
индивидуальная,
групповая,
коллективная (фронтальная); (См. дополнительный иллюстративный материал.)
индивидуализированные формы учебной деятельности:
консультация,
зачет,
экзамен; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы взаимодействия:
субботник,
групповые соревнования,
смотры,
диспуты; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
кооперативные формы, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися:
игры,
хозрасчетный  кооперативный труд,
сборы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для  обсуждения:
1. Понятие педагогической  технологии.
2. Понятие методов  обучения, их возможные классификации.
3. Приемы и  средства обучения.
4. Понятие педагогической  формы. Соотношение форм и способов  обучения.
5. Системы обучения. 

13.2. Проблема  типологии педагогических технологий
Понятие педагогической технологии
Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
Понятие педагогической технологии
Анализируя имеющуюся  картину состояния научного статуса  педагогической технологии, следует  отметить, что:  

некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством;
другие авторы связывают технологию обучения с  дидактической функцией проектирования;
известны и  подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения;
в самом общем  виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или  несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В ряде случаев  наблюдается стремление интегрировать  эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах.
     Создавшееся  положение в науке не помогает  практике. В реальности мы имеем  технологии в виде методик  преподавания, слабость которых состоит в одностороннем - предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации.
     Еще  одно негативное последствие  состоит в том, что предметные  методики не формируют умения  учащихся переводить знания в  действия. Именно такое положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики.
     Технология  обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения. 

Методологические  принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
Современные технологические  модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию  гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.
     Многие  технологии обучения продолжают  оставаться слабо технологичными, т. е. не до конца расписанными. В них в основном преобладают  теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжает  быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному предмету.
     Ряд  технологий касается отдельных  сторон обучения, скажем, задачного  подхода в обучении, либо программированного  компьютерного обучения, либо организации  проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения.
     Итак, проблема типологии педагогических  технологий связана с вопросом  о статусе понятия "педагогическая  технология" в категориальном  аппарате педагогики, таксономии, иерархии  технологий по степени их обобщенности - от методологического до конкретно-методического уровня.
     Исследование  этой проблемы связано, прежде  всего, с определением понятия  и методологической сущности  технологии обучения. 

Проблемы для  обсуждения:
1. Научный статус  понятия "педагогическая технология".
2. Соотношение  технологии и предметных методик.
3. Основные недостатки  современных педагогических технологий. 

13.3. Проблемно-поисковые  и коммуникативные технологии
Сущность проблемно-поисковых  технологий обучения
Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
Основные формы  проблемного обучения
Сущность коммуникативных  технологий обучения
Сущность проблемно-поисковых  технологий обучения
Главная задача современного образования видится  в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового:  

новых объектов;
новых знаний;
новых проблем;
новых методов  их решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В связи с  этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.