На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История виноделия в мире и в Молдавии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Технический университет Молдовы 
 
 
 

      Кафедра Консервирования  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат на тему: История виноделия в мире и в Молдавии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка
      группы  TL – 052  

      Вольк Эллина
                                                                    Принял  Гудима А.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Кишинев 2008
      План: 

      Что такое вино……………………………………………………………….3
      Вино в мифологии. ……………………………………...……………….4 - 7
        Мифология Древней Греции и Рима. ………………………….4 - 6
        Персидская легенда. …………………………………………...…….6
        Болгарская легенда. ……………………………………………..….6 - 7
        Молдавские легенды. ……………………………………………….7
      Мир античного вина. ………………………………………….……….8 - 11
      Из прошлого Молдавского виноделия. ………………………….11 - 14
      История виноделия во Франции. ………………………………….14 - 15
      Виноделие в Румынии. …………………………………………….……16
      Виноделие в Словении. ………………………………………..…….….16
      Виноделие в Других Балканских Странах. ………………..…….16 - 17
      Виноделие в Северной Америке. ……………………………………17 - 18
      Современное Молдавское виноделие. …………………………..…18 - 19
    Библиография. ……………………………………………………………….…….20 
     

    I. Что такое вино? 

    Первое в России определение виноградного вина находим в книге «ИЗВЕСТИЕ УЧИТЕЛЬСКОЕ». Вот его текст: «…вино от плода лозного , си есть из гроздов  винныя  лозы источенное…».Сегодня мы даже не вдумываемся  в смысл этого определения, потомучто перед нами чаще всего открыт целый мир вина. Действительно вино на наши рынки приходит со всего света, хотя совсем недавно всё было совсем иначе. Родиной вина была лишь горстка стран: Франция, Португалия , Испания, Германия. Чтобы понять как же вино заняло такое место в мире давайте обратимся  к истории.
    Некоторые сведения из истории виноделии.
    Вряд  ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино. Культура винограда и виноделие от самых своих истоков , в течении веков , вплоть до наших дней, сопровождалось легендами и народными преданиями , часто очень занимательными и поэтическими.
    Особенно  много легенд дошло до нас с древнего Востока,Античной Греции и Рима. К далекому прошлому относятся попытки выяснить кто же начал производить вино. Люди в древности имели разное мнение о происхождении вина.
    Диодор  Сицилийский приписывает изобретение делания вина по причине производимого оным веселия и смелости Дионису, сыну Юпитера, инако прозванному Бахусом или Либером, а римляне имели у себя в Риме храм, ему посвященный,   вкотором   отправляли празднество,    называемое    по    его имени   Бахаиальное.   Сверх   того  и Виргилий, согласно с Диодором Сицилийским,   за   изобретателя   делания вина  почитает того ж Бахуса... Напротив того,  многие другие писатели думают, что не Бахус изобретатель вина, но только он греков делать его научил.  А некоторые в том числе объявляют, что познанием сего дрожайшего сока одолжены афиняне   Икару, отцу   Еригонову. А есть еще писатели,  которые утверждают,   что   в   Италии   первее всех    насадил лозы виноградные Сатурн, принесенные им из Крита. Хотя все вышеупомянутые особы и насадили виноград, где оный до того был неизвестен, то со всем тем они   изобретателями   делания   вина не были,  но сами  тому  сперва в других  местах  научились.  Так сие искусство ни у греков, ни у римлян, ни же у галлов начало свое возымело, но  происходит  из  тех   мест, где древние праотцы жили, которые по  преданию  от Ноя  переняли  насаждать и употреблять виноград.
    Как видим, автор этой статьи, ссылаясь на библию, утверждает, что история  виноделия начинается с Ноя. Обратимся  к этому источнику.
    В    Ветхом    завете говорится о великом   потопе,   который   истребил на земле все живое. Спасся только праведный Ной в построенном им ковчеге и все, кто был с ним. Когда потоп прекратился, «остановился ковчег на  горах Араратских и вышел Ной и сыновья его и жена его и жены сыновей его... И начал Ной возделывать землю и посадил   виноградник.   И   выпил   он   вина   и опьянел».
    Кроме библейской легенды о Ное, впервые  посадившем виноградник и сделавшем  из винограда вино, в Библии (в  Новом Завете) есть легенда о первом чуде, сотворенном Христом,— превращении в вино воды в шести каменных сосудах на свадьбе в Кане Галилейской. Эта легенда относится предположительно к первым годам нашей эры.
    В Библию вошла и «Песнь песней», создание которой приписывается Соломону, царю Израиля и Иудеи. Это произведение народного творчества относится к III веку до н. э., но вполне вероятно, что в него вошли и более древние свадебные и любовные песни. Виноград и вино упоминаются в «Песне песней» двадцать раз.
    «Ранним утром пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли цветы, расцвели ли гранатовые яблоки»; «Уста твои как отличное вино. Мы превозносим ласки твои, они лучше вина» и т. д.
    «Песнь  песней» — это прославление природы, человеческой красоты, любви. И, в то же время, восхваление виноградной лозы и виноградного вина. Не удивительно, что это произведение привлекало внимание писателей России от Г. Р. Державина («Соломон и Суламифь», 1808 г.) до А. И. Куприна («Суламифь», 1908 г.). «Песнь песней» нашла отражение в музыкальных произведениях Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна и др.
    II. Вино в мифологии. 

1. Мифология Древней Греции и Рима. 

    Но  наиболее поэтические сказания о  винограде и вине находим в мифологии Греции и Рима. В мифах греки пытались объяснить явления природы, происхождение растений и животных. Происхождение виноградной лозы и вина связывали древние греки и римляне с богом вина — Дионисом (в Риме — Вакхом).
    Дионис  — бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия — один из наиболее популярных богов древней Греции, особенно среди простого народа. Сын Зевса и его возлюбленной Семелы, дочери Фиванского царя Кадма, он воспитывался сначала нимфами, а затем Силеном. Древние представляли Силена в образе добродушного, веселого, очень толстого лысого старика, большого любителя музыки и пения. Он не расставался с винным мехом. Сохранилось много античных изображений Силена, из которых наиболее известным является мраморная группа — пьяный Силен с младенцем Дионисом на руках.
    Место, где нимфы воспитывали Диониса, называется в мифах Ниса, но местонахождение  его точно не указывается. Так  назывались некоторые местности в Греции, известные своими виноградниками и виноделием.
    Многие мифы посвящены странствиям Диониса. Он прошел по Элладе, Сирии, вплоть до Индии и вернулся через Переднюю Азию. Любопытно, что путь Диониса из Индии соответствует распространенным сейчас взглядам на продвижение культуры винограда с мест ее зарождения   в  страны   Балканского полуострова.  Шествие Диониса  было шумным и веселым празднеством, оно сопровождалось песнями и плясками, переходящими в оргии. Спутниками   Диониса   были   вакханки   с венками  из  плюша  на  головах  и  с тирсами  в руках, сатиры — лесные божества,     полулюди-полукозлы     с козьими или лошадиными хвостами с амфорами или мехами, полными вина. Сопровождали Диониса и кентавры,  полулюди-полулошади, жившие обычно  в  горах.  Им  приписывали   дикий   нрав  и   пристрастие   к виноградному вину.
    На  своем  пути Дионис учил людей  виноделию,  заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока и меда. Культ Диониса,   празднества в его честь — «вакханалии», распространившиеся во всех местах античного мира, где было известно виноделие,— освобождали человека от обычных   запретов. Дионис стал в этих местах главным    божеством. Культ Диониса был и культом вина. Мифы говорят о том. что все. кто не присоединялся к культу Диониса, строго наказывались. Миниады, дочери царя Миния, за отказ участвовать в вакханалиях были превращены  в летучих мышей. А фиванский царь Пентей пытавшийся запретить женщинам чествовать, Диониса, был растерзан вакханками.
    Не  везде признают власть Диониса. Приходится ему встречать и сопротивление, силой покорять страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога.
    Когда Дионис со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, на него напал царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида.
    Отец  Диониса, Зевс - громовержец, жестоко наказал Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога; Зевс ослепил   его   и   сократил   ему  срок жизни. Привязанный   к лозе Ликург, говорит предание, уронил слезу, и   в  тот же  миг  на   том  месте выросла   капуста. С  тех  пор  виноградная лоза и капуста не выносят друг друга. Если же и случится, что они  окажутся  по соседству,  то виноградная лоза никогда не потянется к капусте, а повернется в противоположную сторону.
    Много Дионис делал и добра людям, свидетельствуют мифы.
    Когда Агамемнон, предводитель греков в Троянской войне, пытался похитить дочерей Ания царя острова Делос, то Дионис спас их, превратив в голубей. Дочери Ания обладали даром превращать воду в вино.
    В античных мифах рассказывается о происхождении звезд. На любой современной карте звездного неба можно найти звезду Виноградаря. С ней связано сказание о юноше Ампеле — любимце бога Диониса. Забрался однажды Ампел на дерево вяза и хотел сорвать грозди, свисающие с виноградных лиан, но упал и разбился насмерть, Дионис поместил   его  душу   на   небо.
    Этот  миф приводит Овидий, поэт «золотого  века» римской литературы (43 г. до н. э.— 18 г. н. э.) в поэме «Фасты» («Календарь»), где дается описание праздников римского календаря с относящимися к ним мифами. Возникшая новая звезда получила название «Виндемиатрикс» (Виноградница). Плиний Старший в своей «Естественной истории в 37 книгах» также говорит об этой звезде, называя ее «Виндемитор» (Сборщик винограда). Виноградная лоза, с которой была связана гибель Ампела, была названа в его честь «ампелос».
    Нонн, греческий поэт, живший в V веке н. э., написал наряду со многими другими произведениями поэму «Дионисиака» в 48 книгах, посвященную подвигам и приключениям Диониса. В книге XII поэмы рассказывается о превращении юноши Ампела в виноградную лозу.
    А в античной мраморной скульптурной группе, хранящейся в Британском музее, изображен юный бог Дионис в венке из плюща, обнявший левой рукой Ампела. который протягивает Дионису гроздь винограда. Ампел наполовину уже превратился в виноградную лозу и только в верхней части тела остается еще прекрасным юношей.
    Сохранилось еще несколько мифов о возникновении  звезд и созвездий, названия которых  связаны  с виноградом   и   вином. Пастух  Ираклий, получивший в дар от Диониса мех с вином, обучил своих друзей  пастухов виноделию. Когда жители, не знавшие до этого вина, увидели пастухов пьяными, то решили, что они отравлены, и убили Ираклия. Опечаленная дочь его Эригона с помощью собаки  Меры нашла труп отца,  не смогла  пережить горя и покончила жизнь самоубийством. Разгневанный Дионис поразил население этих мест чумой, и гнев его удалось смирить только тогда, когда Ираклию и Эригоне население стало воздавать почести  и справлять в их честь ежегодные празднества. Ираклий, Эригона и собака Мера были превращены   в  созвездия. На  звездных картах мира мы найдем их под названиями Волопас, Дева, Пес.
    Дионис  вырос среди нисейских нимф. Стал он богом вина, прекрасным и могучим, дающим людям силы и радость, а земле — плодородие. Воспитавшие Диониса нимфы в награду за это были взяты Зевсом на небо и превратились в звезды созвездия Ориона.
    Приведем  еще одну легенду, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с Бахусом.
    Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.
    Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться,   что   растение   засохнет,   пока   он   дойдет   до   Наксоса. Увидев лежащую  на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и  пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало   так   быстро   расти,   что   вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для  нее  зашиты  и,  найдя львиную кость, вложил    в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло  и  росло.  Тогда  бог вложил его в большую кость осла.
    Вскоре  Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.
    Кустик  быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще — и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.
    Вот почему пить нужно вина столько, чтобы  петь подобно птицам или работать с силой льва. Но ни когда  не  пить столько,  чтобы  повесить голову.
    Мифы  о Бахусе неисчерпаемы. И все очень любопытны. Но, пересказанные хотя бы вкратце, они составили бы, вероятно, несколько томов. Боги во главе с громовержцем Зевсом — отцом богов и людей,— по представлениям греков, обитали на горе Олимпе (в Фессалии). Обычным напитком богов был нектар, а пищей — амброзия. Нектар давал бессмертие и вечную юность. Он был похож (по Гомеру) на красное вино, отличался сладостью и благоуханием.
    В ботанике нектар — это прозрачный, сладкий, ароматный сок, выделяемый цветами. Слово нектар стало высшей похвалой вина и любого превосходного напитка. Десертное вино «Нектар» крепостью 16°, многократно награжденное медалями на международных конкурсах, выпускается сейчас винодельческими заводами Молдвинпрома. В его состав входят два сорта — Каберне и Гамефрео. 

2. Персидская легенда 

    О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда.
    Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
    Но  тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда  Джамшид вздумал допить его, то после  нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале  «яд».
    Вскоре  после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев «яд», она быстро отпила несколько глотков. Однако, к величайшему своему удивлению, вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
    Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал — мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино... 

3. Болгарская легенда. 

    Есть  легенды, посвященные от дельным  сортам винограда. В Болгарии известны две такие легенды: одна о сорте Гымза. другая о Мавруде.
    Гымза, является одним из наиболее старых болгарских красных вин сейчас, оно занимает наибольший объем в винных погребах Северной Болгарии.
    Как произошло название этого вина? Об этом рассказывает легенда Когда хан Крум приказал вы корчевать виноградники, с тем чтобы пресечь пьянство среди населения, нашлись старики, которые не подчинились приказу и продолжали тайком   производить  вино.
    Однажды молодой стражник отправился на побывку домой. Он поведал отцу о львах и своем страхе перед ними. Тогда отец сказал ему: Не бойся, сын мой! Вот тебе мех с красным вином, которое дает человеку силу и храбрость. Перед тем как идти на ноет, выпей этого вина, и весь твой страх как рукой снимет. Только смотри — никому ни слова, а то не сносить мне головы. Так сын и поступи, а когда один из львов ночью кинулся на него, юноша бесстрашно вступил с ним в схватку и задушил его.
    Утром слуги нашли мертвого льва и доложили об этом хану, который велел разыскать  храбреца. Сначала юноша побоялся признаться, что задушил льва, но потом все же решил  рассказать,  как  это случилось.
    Так это ты задушил льва? — спросил  хан.
    Я. о великий повелитель!
    — Откуда же у тебя взялось столько  храбрости?
    Я не смею сказать тебе, о великий повелитель Если только обещаешь пощадить моего отца...
    Ни  один волос не упадет с головы твоего отца, говори' — прервал его хан.
    Что ж, тогда скажу. Прежде чем заступить  в караул, я выпил ковш красного вина, которое дал мне отец. Это  вино придало мне силы и храбрости, когда лев кинулся на меня.
    Так вот, за то, что ты так любишь своего отца, и (а твою сме лосгь я отдаю гебе в жены свою дочь Гымзу Пусть же с сегодняшнего дня люди снова сажают виноградники. А вино, которое дает столько храбрости и силы, пусть называется  именем   моей дочери.
    С тех пор осталось название «гымза» за этим сортом винограда и получаемым  из него вином.
    Очень близка к этой легенде другая, тоже болгарская, о сорте Мавруд.
    Чтобы покончить с вином, потребление которого приняло угрожающие размеры, хан Крум Страшный приказал уничтожить виноградники. У хана была дочь, писаная красавица, которую он решил выдать замуж за самого сильного человека - за того, кто одолеет ханского льва. Один за другим гибли в схватке со львом сыновья вельмож. Послед ним вызвался на поединок с ним простой парень из народа, никому не известный смельчак, которому и досталась царевна.
    Крум  Страшный велел позвать его мать, чтобы посмотреть, что за женщина  вскормила такого сына. И вот явилась  к хану маленькая сухонькая старушка и поведала ему. что сына своего кормила она черным  хлебом  и  козьим  молоком.
    - Быть того не может воскликнул  хан
    И тогда мать, набравшись храбрости, сказала хану, что еще она каждый день давала сыну по кубку вина.
    Нахмурился  хан, поднял свой меч, чтобы покарать нарушительницу закона, но ее загородила собой его дочь,  и  гнев отца остыл.
    А как звать твоего сына? — спросил  он.
    Мавруд,—  ответила   мать.
    Пусть отныне Лаврудом  назы вается тот виноград, из которого ты делаешь   свое   вино,   и   пусть   народ в  меру   пьет его...
    И ныне из этого сорта винограда  делают вино — такое же крепкое, как руки того, кто дал ему свое имя. 

4. Молдавские легенды. 

    Широко известна легенда о бело крылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия
    Во  времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле—к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоева тели  вынуждены были отступить.
    С тех пор белокрылый аист, по народному  преданию, стал символом счастья и  благополучия.
    Еще  одна   молдавская   легенда   о виноградной лозе и вине перекликается со многими  другими  сказания ми,   относящимися   ко   времени   турецкого владычества.
    Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали  они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле. Измире. Алжире Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками
    Много   было   среди   гайдуков   от важных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
    И вот янычары, договорившись с  боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку — Когыльник.
    И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
    — Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
    Поразилось  Солнце красоте Ля-ны, заглянуло  в ее черные глаза и увидело  глубокое горе.
    Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
    Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, не чаем избавления...
    — Дам я тебе совет добрый — сказало Солнце.— Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает — станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод, выпьет,— станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.
    Посадила  Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло поутру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
    Но  вскоре последний источник волы в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло с русской стороны из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
    — Бунэ диминяца, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди зови своих гайдуков.
    Пока  ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились  грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом — и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
    Стали   они   в  сто  раз  сильнее  и во  сто  раз  смелее.   Вышли   на  бой против   свирепых   турецких   янычар и начали рубиться мечами. Побили они янычар в тот раз. Султан-паша запросил мира и дал клятву никогда больше не нападать на Молдову Этими сказаниями  не исчерпываются, конечно, произведения народного  творчества,   имеющие  отношение   к   винограду   или   вину.   Обратившись    к    фольклору    Молдавии, Северного   Кавказа   и   Закавказья, Средней  Азии,  мы  найдем  еще немало сказок и преданий, застольных, обрядовых  песен,  пословиц  и  поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то «лист зеленый винограда»,  то вино «пенно-пурпуровое, огненное, искрометное». 

    III. Мир античного вина. 

    Античное (т. е. древнегреческое и древнеримское) виноделие, виноторговля, своеобразный культ виноградного вина и связанные с ним верования и обряды, сложившиеся традиции возделывания" винограда и производства вина очень своеобразны и сейчас вызывают любопытство и восхищение.
    Нельзя  представить себе Древнюю Грецию без винограда и без виноделия. Это относится непосредственно к древней Элладе, занимавшей юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западную береговую полосу Малой Азии, а также и к греческим колониям на южном и северном побережье Средиземного моря, на берегах Черного и Азовского морей. Во всех этих местах археологами обнаружено много памятников материальной культуры, имеющих прямое отноше ние к виноградарству, виноделию и виноторговле периода активной греческой колонизации.
    О высоком, непревзойденном в античном мире качестве греческих вин -свидетельствует тот факт, что возлияния в честь богов в Риме делали греческим вином, как лучшим, наиболее ценным, хотя местных, итальянских вин было достаточно. Марк Порций Катон.1 советует, как приготовить вино «не хуже Косского», греческого. Но в Древней Греции, так же как и в Греции периода римского и византийского владычества, никогда не подражали италийским или другим иноземным винам. Вина греческие были лучшими.
    Виноградники  Древней Греции были размещены в местностях, разнящихся своими природными условиями, но все они отличались обилием тепла и света, длинным вегетационным периодом, наличием склонов разной крутизны и экспозиции,х рыхлыми, хорошо прогреваемыми почвами, близостью к морю и исключительной чистотой, прозрачностью воздуха. Лучших условий для высококачественного виноделия нельзя было и придумать.
    Греческие вина не были однотипными и не повторяли друг друга из-за различий в климате, почвах, условиях увлажнения отдельных районов и микрорайонов. Были и отдельные, строго локализованные сорта или группы сортов винограда, были и свои, узкоместные приемы виноделия.
    Из   древнегреческих,    римских    и византийских  источников  мы знаем о    винах — Критских.    Ллонийских. Санторинских,    Кипрских.    Косских. Родосских,   Лесбосских.   Аркадских, Хиосских,     Фасосских,     Дялосских. Книдских  и   многих  других.  Несомненно,   что   греческие   вина   различались между собой, и если «божественный    Август»1    больше    всего любил простое и дешевое Ретийское зино,   то   римская   знать   отдавала предпочтение прославленным греческим   винам,   завозимым   только   из строго определенных местностей, чаше всего с островов Эгейского архипелага.
    Характерным для культуры винограда в Греции являлось наличие ценных сортов, созданных многовековой народной селекцией, обладавших способностью к высокому накоплению сахара в ягодах. Путем систематического улучшающего отбора местных сортов эти свойства усиливались, чем объясняются и спепифические       качества       греческих вин — высокая   алкоголичность,   сахаристость    и    экстрактивность,    их шкерная  консистенция.  Для усиления  именно  этих  качеств  вина  греками    применялись    и   специальные приемы     агротехники,     способствующие   наилучшему  сахаронакопле-нию:  удаление части листьев,  изгибание и подвязывание лоз, несущих грозди,   перекручивание   гребней   у основания   гроздей,   поздние   сборы винограда   с   подвяливанием  его  на кустах,    увиливание   гроздей   после сбора с целью испарения возможно большего  количества   воды   из  ягод и повышения их сахаристости.
    Гесиод например, рекомендует грозди после сбора 10 дней увиливать на солнце и пять дней в тени и только после этого давить виноград.
    Виноград  при позднем сборе с последующим подвяливанием гроздей на солнце и в тени давал сусло с   очень   высокой   сахаристостью -40 50%. При таком высоком содержании сахара брожение проходило медленно и при образовании спирта в вине 15 16° прекращалось, так как дрожжи в этих условиях не могли продолжать свою жизнедеятельность. В вине оставался неебро-женный сахар. Вина получались крепкие и очень сладкие. Даже если не применялось увиливание собранных гроздей и виноград собирался при 30%-ном содержании сахара, то и в этом случае несбродившего сахара в вине оставалось не меньше 10.-15%.
    Яркая   характеристика   вин   дана у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Вино называется здесь сладким, медвяно-сладким,        сладко-душистым, крепким,    благовонным.    Некоторые эпитеты — светлое, божественно чистое,   золотое,   пурпуровое,   огневое, искрометное — говорят    о    высокой культуре    виноделия,    без    которой нельзя   было   бы   добиться   полного осветления    вина, получения яркой, чистой   его  окраски.   А  упоминание пенно-пурпурного    вина    говорит   о незаконченном  его брожении,  которое бывает обычным у вин с неполностью   сброженным    сахаром    при наступлении   весеннего   потепления. Греки умели  выдерживать вина годами  и знали,  что с  возрастом вина   становятся  лучше,   облагораживаются.  В  «Одиссее» мы встречаем упоминания   о   винах   многолетних, в частности о вине одиннадцатилетней выдержки.
    Главными     достоинствами     вина считались  крепость и сладость. По этому сок, отжатый из водянистого винограда - (собранного после дождей), рекомендовалось уваривать, пока двадцатая часть его не испарится; лакедомяне оставляли сок на огне, пока не выкипит его пятая часть.   Очень   было   распространено  добавление веществ минерального и растительного происхождения для лучшего осветления вина, предохранения отпорчи, а также для ароматизации или придания вину лечебных свойств. Из таких зеществ назовем поваренную соль и морскую воду, гипс, золу от сжигания виноградной лозы, дубовых поленьев и желудей, белую глину, оливковое масло, истолченные сладкий и горький миндаль, изюм, «греческое сено» (растение тригонелла), кедровые орехи, семена клещевины, семена укропа, а также гороховую муку, сосновую смолу, мед, молоко.
    «Некоторые  так приправляют вина: всыпают шафрана три драхмы — он придает вину хороший цвет; мужского просеянного ладана четыре драхмы — он делает вино крепким; семян сильфия один шарик — они придают вину аромат... Другие приправляют вино так: берут поровну кардамона, ириса иллирийского, кассии, колосков нарда, донника, деревянного бальзама, александрийского ситника, костакельтского нарда, все это толкут, просеивают и всыпают в вино. Иные же уваривают муст до одной трети и вливают его в вино». Такие рецепты находим мы в Византийской сельскохозяйственной энциклопедии X века «Геопоники».
    Большое место в греческом виноделии занимала морская вода. В ней вымачивали виноградные грозди перед переработкой, добавляли в сусло или в вино на разных стадиях виноделия, ею ополаскивали гончарную посуду перед наливом сусла и вина.
    Интересно отметить, что многие ингредиенты  минерального, растительного  и   животного  происхожде нии, применяющиеся в греческом виноделии, выдержали проверку временем и сейчас также применяются в винодельческой и ликерно-водоч-ной промышленности. Вина из высокосахаристого винограда, к тому же из увяленного, приготовленные с добавлением пчелиного меда или уваренного до густоты виноградного сока, имели предельно возможную при естественном брожении спирту-озность и высокую сахаристость.
    Обычай  греков разбавлять вино водой возник не столько из-за желания уменьшить его опьяняющие свойства, сколько потому, что греческие вина были очень сладкими, ароматизированными, густыми, их было трудно пить.
    Греки и римляне прекрасно понимали значение тары в виноделии и к изготовлению гончарных сосудов, их хранению, подготовке к виноделию   и   выдержке   вина   относились очень   заботливо.   В   «Геопониках» этому   посвящены   многие   главы   с ссылкой на древних авторов — Флорентина, Анатолия, Дилима, Варро-на,  Диофана.   Здесь  приведены  советы по уходу за пифосами (сосудами для хранения вина). Даются советы,     какую     глину     брать     для изготовления   пифосов,   как  ее  подготовить,  как делать пифосы и как их  обжигать,     осмаливать  изнутри и   т.   д.   Последним,   завершающим приемом   подготовки   пифоса   к   заполнению его суслом или вином было окуривание его изнутри пчелиным воском  или  растительным ладаном. Это   был  один   из   многих  способов ароматизации    вина,    применяемых в Древней Греции.
    Можем ли мы, зная технологию греческого виноделия  и имея те же сорта, получить вина, совершенно идентичные греческим?
    В 1966 году в ампелографической коллекции  Молдавского научно-исследовательского института садоводства, виноградарства и виноделия впервые заплодоносили греческие сорта, завезенные непосредственно из Греции Явилась возможность приготовить из аборигенных греческих сортов вина по известной нам греческой технологии. Сотрудники Ботанического сада Академии наук МГХР подобрали по нашей просьбе растения, которые, по греческой рецептуре, участвовали в виноделии, обогащая вкус, аромат вина, или являлись лечебными. По прославленным    Аминийской,   Хиосской, Фасосской. Косской, Лесбосской технологиям нами было приготовлено 30 образцов вина. Ряд образцов на дегустациях были оценены очень высоко. Выдели ись они сложным и очень тонким запоминающимся ароматом, ликерной консистенцией и высокими вкусовыми достоинствами. В XX веке явилась возможность не только говорить о древнегреческих винах, но и пить вина, им подобные. По мнению виноделов — участников дегустации — некоторые вина, приготовленные по античной греческой технологии, заслуживают большого внимания и  могли  бы обогатить ассорти мент вин южных районов Советского Союза.
    В середине II века до н. э. в Западном и  Восточном Средиземноморье после ряда завоевательных войн установилось господство Рима. Покоренные страны были обращены в провинции, управляемые римскими наместниками (промагистрата-ми). В состав владений Древнего Рима вошла Греция.
    В жизни римлян, как и греков, вино всегда занимало почетное место. Оно было на столе и у простолюдина, и у аристократа, разумеется, разного качества и в разных количествах. Катон советует готовить на каждого раба по 7 квадранталов, а на колодника (выполняющего наиболее тяжелую работу) — по 10 квадранталов вина, считая, что «это не слишком много». Обычный ранний завтрак римлянина — это хлеб, смоченный в вине. Во время обеда блюда запивали вином, угощался вином простой люд: рабы и свободные, собравшиеся   на   пирушки.   А   если обед был званым, у состоятельного хозяина, а тем более у богача аристократа, то он заканчивался обильными возлияниями. Так как обычай этот  перешел   в Рим  из  Греции, то и пили «по-греческому обряду», т. е. подчиняясь  известному  распорядку, который  устанавливал   и  за  соблюдением  которого следил  избранный обществом   распорядитель.   Он   указывал,   в   какой   пропорции   смешивать   вино   с    водой    (воды   брали обычно больше).  Смесь эту составляли в большом кратере и разливали по кубкам черпаком  на длинной ручке,   который   назывался   пиафом и  вмещал   в  себя именно  эту  меру (пиаф   равен   0,45  л).   Кубки   были разной   вместимости:   от   унции    (1 пиаф)   и до секстария   (12 пиафов). Пирующие   надевали   на   себя   венки — не только на голову, но часто и на шею, и умащали себя ароматными маслами. Венкам греки и римляне     приписывали     отрезвляющие свойства:   «Пьяных   отрезвляет   не-разведенный уксус, редька и пироги с медом. А к тому же еще старинные' повести    и    рассказы    и    венки    из пестрых   цветов   на   голове»   (Вирн-тий);   «Пьющий   не   опьянеет,   если увенчает себя  венками  из  карликовой пихты»  (Африкан)   и т. п. 

    IV. Из прошлого Молдавского виноделия. 

    Полнее  сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,—  раскрываем смысл будущего, глядя назад — шагаем вперед.
    А. И. Г е р ц е н. Дилетантизм  в науке.
    В феодальном Молдавском государстве, образовавшемся в 1359 году, наряду с возделыванием полевых культур (проса, ржи, пшеницы), овощей, с развитием бортничества успешно развивалось и виноградарство. Из винограда делали вино. Постепенно определились местности, наиболее благоприятные по природным условиям для культуры винограда, где вина получались высокого качества.
    Таким образом, примерно к середине XVI века на территории Молдавии сложился своеобразный сортимент виноградников, в котором были представлены сорта местного (лесного) происхождения, прошедшие длительный путь улучшающего отбора, сорта, завезенные греками в города-колонии Западного Причерноморья, а также сорта, попавшие на Балканский полуостров вместе с римскими переселенцами и просочившиеся затем к северу от Дуная и Прута. В виноградном сортименте Молдавии, сохранившемся от феодального периода, обнаруживается также влияние Венгрии, Турции и даже отдаленных районов Закавказья.
    Характерной для виноградарства Молдавии была локализация  отдельных сортов, «оазисное» их размещение.
    Сорта, дающие вина высокого качества, высаживались преимущественно на виноградниках крупных землевладельцев, производивших вино не только для своих нужд, но и для продажи на внутренних рынках и за пределами Молдавии. Это Фетяска, Франкуша, Бусуек и особенно сорт Граса из которого готовили «господарское вино, крепкое, ароматное, зеленовато-прозрачное».
    Крестьяне выращивали наиболее урожайные местные  сорта с очень сочными, водянистыми  ягодами — Плавай, Галбена и  другие, что давало возможность получать обилие вина, хотя и жидкого, слабоградусного: ведь значительную его часть приходилось отдавать в виде разных поборов. Естественно, что разница в ценах на вина даже в пределах одной местности была очень существенной.
    Виноград  раздавливали в деревянных корытах (улук) деревянными вилами-тройчатками, а затем давили ногами. Мезга бродила несколько дней. Перебродившее сусло сливали в бочки, где оно и дображивало. В боярских и монастырских хозяйствах применялись деревянные прессы, которыми отжимали мезгу. Пресс (тяск) представлял собой деревянный ящик со щелями для стекания сусла, снабженный деревянным просмоленным винтом, с помощью которого увеличивался нажим крышки ящика на мезгу.
    Источники феодального периода говорят о наличии «крам» — виноделен, «тяскурь» — винодельческих прессов, «бечюрь» — винных погребов. Крестьяне и городской люд хранили вино в земляных погребах («бордей»), перекрытых  ямах, богатые люди — в глубоких подвалах с каменными сводами.
    При турецком владычестве положение виноградарства отличалось от состояния других отраслей сельского хозяйства. Виноград, представленный в основном винными сортами, не был пригоден ни для перевозки на дальние расстояния, ни для длительного хранения. Кроме небольшой части урожая, употребляемой на месте в свежем виде за короткий период созревания (30—40 дней), основная его часть перерабатывалась на вино. Так как турки вина не употребляли, то оно и не входило в перечень продуктов, поставляемых Османской империи, «высокой Порте», и являлось пред метом купли-продажи внутри страны и предметом вывоза на рынки других стран.
    С ростом феодального землевладения за счет захвата общинных земель крестьян расширялись площади виноградников, принадлежавших боярам, монастырям, церквам. В нескольких грамотах господарей Молдавии говорится о дарении монастырям больших количеств вина. Так, например, Александр Воевода в 1430 году дарит монастырю в Нямце 12 бутов вина ежегодно, «дабы нам служили божественную литургию во все недели, моему величеству в четверг, а госпоже Марине по вторникам и в эти дни дабы давали братьям во время трапезы по одному кубку этого вина...»
    Виноградники  облагались специальными налогами: «погонэрит» — со всей площади насаждений, «вад-рэрит» — десятина с виноградного вина, «крышмэрит» — налог с корчмы, который взимался и с крестьян, имевших одну-две бочки вина.
    Наряду  с отработочной феодальной рентой и рентой продуктами сельского и домашнего хозяйства в XVIII веке частым явлением становится денежная феодальная рента, иногда практиковавшаяся и в прошлые века. В этих условиях повышается значение виноградного вина, пользующегося постоянным спросом, особенно возрастающим в связи с ростом городов как ремесленных и торговых центров. Во внутренней, а затем и внешней торговле вино постепенно приобретает все большее значение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.