На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая сущность и функции государственного бюджета

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


               1.1Экономическая  сущность и функции  государственного  бюджета 

      Целенаправленное социально-экономическое развитие государства      обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств- государственного бюджета. Государственный бюджет- основа финансовой    системы страны.
        Общее понятие  бюджета приведено  в ст. 6 Бюджетного  кодекс Российской  Федерации (далее БК РФ). «Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и  местного самоуправления».
        Однако в БК РФ бюджету дано слишком общее, узкое определение, характеризующее лишь одну его сторону- как «форму образования и расходования денежных средств…»
      В связи с тем, что  Россия, по Конституции, является федеративным правовым государством, под бюджетом государства  понимают бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты  субъектов Российской Федерации.
      В материальном понимании  государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного и административно –территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти. Хотя материальное содержание государственного бюджета не является постоянным, так как объем концентрируемых в нем денежных средств меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов, однако экономическая сущность его постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в федеральном и территориальных бюджетах и их использованием, что характеризует бюджет как экономическую категорию.
      Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин а так же при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют  в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть дохода населений. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально- культурных мероприятий.
      С позиций экономической  сущности государственный  бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной  экономической категории.
      Понятие государственного бюджета имеет и правовой ( законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как м финансовый план государства.
      Государственный бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и административно- территориальных образований утверждается соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти. Такой финансовой план закрепляют юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
      Сердцевиной финансового планирования является сводный  финансовый баланс государства, разрабатываемый  одновременно с прогнозом  социально-Экономического развития как составная  его часть. Финансовый баланс призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус- главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых ресурсов и денежных средств.
      Государственный бюджет- как основа финансовой системы  предназначен с помощью  финансовых ресурсов создавать условия  для эффективного развития экономики, решения общегосударственных  задач, укрепление обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении  валового внутреннего продукта и национального дохода.
      Формирование  и использование  государственного бюджетов Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
      1. Составление и  использование государственного  бюджета носит  ярко выраженный  балансовый характер.
      Балансовый  метод при разработке бюджета позволяет  наметить необходимые  соотношения между  объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
      2. Формирование и  использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
      3. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.
      4. Бюджет страны  связан со всеми  отраслями экономики.  Отрасли связаны  с бюджетом как  по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
      Понятие бюджета в современной  его трактовке- не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
      Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения. Но и имеет соответствующее им материально –вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства- федеральном и территориальных (субъектов РФ) бюджетах.
      Формирование  государственного бюджета  происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство  получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов ( налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. 
 

1.2. Функции государственного бюджета. 

      Экономическая сущность бюджета  находит свое выражение  в его функциях.
      Государственному  бюджету, как и  всей системе финансов, присуще две функции- распределительная( перераспределительная ) и контрольная.
      С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и не производственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
      Межотраслевое и территориальное  распределение национального  дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и социального  развития регионов и отраслей экономики.
      Непроизводственная  сфера не участвует  в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета выделяются средства на заработную плату работникам, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы ( здравоохранение, просвещение и др.).
      Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает  важным  инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности  производства. Через  бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным отраслям экономики- авиастроению, космическим программам, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
      При распределении финансовых средств через  бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образование и культуры, а так же решение жилищной проблемы.
      Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использование усиливается.
      Функция контрольная государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
      Таким образом, основными  функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства являются: 1) распределение (перераспределение) ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием  централизованного фонда денежных средств.
      Через государственный  бюджет распределяется около 50% валового внутреннего  продукта. Бюджет широко используется для  Межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях  наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
      Бюджет  способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных  средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств. (Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях( на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства.).
      В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное соотношение  между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы.
      Бюджет  с помощью налогов  выступает важным инструментом распределения  и вместе с тем  стимулирования экономики  и повышения эффективности  производства.
      В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
      Контрольная функция бюджета  позволяет через  формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое  в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономики при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
      Контрольная функция бюджета выражается в том, что, будучи связанным экономической деятельностью, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Источники формирования  и направления  государственных 
средств
.
Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном  и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходная  часть бюджета  составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие  основные виды налоговых  доходов:
налоги  на прибыль, доход, прирост  капитала;
налоги  на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;
налоги  на совокупный доход;
налоги  на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции.
Из  неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:
доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности;
доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной  собственности;
доходы  от реализации государственных  запасов;
доходы  от продажи земли  и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные  платежи и сборы;
штрафные  санкции, возмещение ущерба;
доходы  от внешнеэкономической  деятельности.
Доходная  часть бюджета  образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди этих поступлений  ведущее место  занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.
В последние годы возрастает значение взносов  на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
Существенную  фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и  целиком оплачиваются покупателями. К косвенным  налогам относятся  также акцизы. Ими  облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В современных условиях продолжает действовать  ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.  

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формы расходов бюджетов:
ассигнования  на содержание бюджетных  учреждений;
оплата  по государственным (муниципальным) контрактам;
трансферты  населению;
ассигнования  на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
бюджетные кредиты юридическим  лицам;
субвенции и субсидии, юридическим  и физическим лицам;
инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
кредиты иностранным государствам;
средства  на обслуживание и  погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета  проявляется во многих видах. Каждый вид  расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.
Многообразие  конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
В зависимости от ориентации государственного регулирования  структура расходной  части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:
Текущие расходы связаны  с предоставлением  бюджетных средств  юридическим лицам  на их содержание и  покрытие текущих  потребностей. Эти  расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением  в основной капитал  и прирост запасов. Они включают в  себя капиталовложения за счет бюджета в  различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный  признак классификации  расходов бюджета - предметный. При этом все расходы  подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
финансирование  промышленного производства;
финансирование  социально-культурных мероприятий;
финансирование  науки;
финансирование  обороны;
содержание  правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
расходы по внешнеэкономической  деятельности;
создание  резервных фондов;
расходы по обслуживанию государственного долга;
прочие  расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Каждая  из названных групп  расходов делится  в свою очередь  по ведомственному и  целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет  рассмотреть расходы  подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки  для рационального  использования бюджетных  средств, является необходимой  базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
заработная  плата;
начисления  на заработную плату;
канцелярские и хозяйственные расходы;
командировки  и служебные разъезды;
стипендии;
расходы на питание;
приобретение  медикаментов и перевязочных средств;
приобретение  оборудования и инвентаря;
приобретение  мягкого инвентаря  и обмундирования;
государственные капитальные вложения;
капитальный ремонт;
содержание  сооружений благоустройства;
геологоразведочные  работы;
проектирование;
государственная дотация;
операционные  расходы;
платежи по ссудам;
возмещение  разницы в ценах;
прочие  расходы.
Кроме того, по отдельным  группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации  расходов является территориальный. В соответствии с  уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы  бюджета подразделяются на:
расходы республиканского бюджета;
расходы бюджетов членов федерации;
расходы местных бюджетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.