На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Источники гражданского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание  
 

     Введение.................................................................................................................... 3 

     1 Общая характеристика источников гражданского права...................................5
     1.1 История развития гражданского законодательства.........................................5
     1.2 Понятие и нормы источников гражданского права.........................................7 

     2 Правовая природа источников гражданского права.........................................12
     2.1 Конституция Российской Федерации как источник гражданского права...12
     2.2 Система гражданского законодательства Российской Федерации...............13 

     Заключение...............................................................................................................20 

     Глоссарий.................................................................................................................22 

     Список  использованных источников.....................................................................24 

     Список сокращений................................................................................................ 26 

     Приложение............................................................................................................. 27
 

     
     Введение 
 

     Актуальность темы исследования. Данная тема курсовой работы на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
     Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.
     Во-вторых, понятие источника права связывают  и с непосредственной деятельностью  уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.
     Цель курсовой работы. Основной целью курсовой работы является комплексный анализ юридической природы и содержания источников гражданского права Российской Федерации.
     В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:
     - Раскрыть историю развития гражданского законодательства;
     - Исследовать понятие и нормы источников гражданского права;
     - Проанализировать классификацию источников гражданского права;
     - Рассмотреть систему гражданского законодательства Российской Федерации.
     Предмет исследования источники гражданского права.
     Объект исследования законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры, деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и  нравственности, постановления судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент, федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ, современные проблемы источников гражданско-правового  регулирования.
     Методы  исследования –  общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
     Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух  глав разбитых на параграфы, заключения, глоссария, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения.
     При написании дипломной работы автор  использовал материал различного характера: Конституцию РФ, Законы РФ, Гражданский  Кодекс как основной источник гражданского права, инструкции, положения, указы Президента РФ, Постановления Правительства, международные договора и соглашения, научные статьи и комментарии к законодательству РФ, что наиболее четко позволило раскрыть тему курсовой работы, как с научной, так и с практической точки зрения.
 

     
     1 Общая характеристика  источников гражданского  права 
 

     1.1 История развития  гражданского законодательства 
 

     С развитием товарно-денежных отношений  связано появление и развитие гражданского права как самостоятельной  отрасли права. Такие отношения  впервые получили широкое развитие в Древнем Риме, где гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры, а в дальнейшем и на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и др.). Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.
     В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь развивающихся и возникающих городов.
     Возрождение товарного производства в эпоху Возрождения привело к увеличению интереса к институтам римского гражданского права, как наиболее совершенному гражданскому праву на тот период, что обусловило их внедрение (в основном путем комментирования школами глоссаторов) в гражданский оборот и в дальнейшем субсидиарное (дополнительное) применение к обычаям и официальным нормам права (пандектное право). Возрождение римских норм получило название рецессии римского частного права.
     После буржуазных революций 17—18 веков полностью либо в переработанном с учетом современных условий оборота виде нормы римского гражданского права были инкорпорированы в гражданские кодексы Франции (1804 — Гражданский кодекс Наполеона), Австрии (1811), Германии (1896 — Германское Гражданское уложение) и других стран в процессе кодификации гражданского права.
     Основными принципами, заложенные в то время  в основу кодифицированных актов  гражданского права, стали принципы невмешательства государства в  экономику, свободы распоряжения частной  собственностью и договорными условиями, формального равенства партнеров в гражданских правоотношениях.
     Тогда же в некоторых странах из гражданского права стали выделять торговое право, нормы которого специально приспособлены  для быстрого оформления сделок в  промышленности и торговле. Более того, Торговые кодексы во многих странах (например, Германии) были приняты раньше гражданских.
     В процессе развития гражданского права  после средних веков в сферу  интересов и регулирования гражданского права попадают личные неимущественные отношения, хотя непосредственно не связанные с защитой материальных интересов, но в конечном счете ими определяемые (защита деловой репутации и чести, неприкосновенность фирменного наименования, авторства и др.). Позже такие отношения органично вошли в состав гражданского права, поскольку методы их регулирования оказались чрезвычайно схожи с теми, что регулировали гражданский оборот (равенство участников отношений, диспозитивность, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, материальная компенсация причиненного ущерба, в т.ч. морального).
     Первая  инкорпорация норм гражданского права  в России была произведена М. М. Сперанским в 1-й половине 19 в. (Свод законов Российской империи).
     К концу 19 в. устарелость положений  Свода законов в части гражданского права стала столь явной, что началась разработка нового закона — Гражданского Уложения. Первая часть его была завершена в 1913, но так и не была введена в действие в связи с началом Первой Мировой войны.
     После отмены в 1917 всех законов Российской империи земля, фабрики, заводы и иные основные средства производства и транспорта, жилищный фонд были национализированы.
     По  окончании гражданской войны  и в связи с переходом к  политике НЭПа в целях регулировании  товарно-денежных отношений был  принят первый советский Гражданский кодекс 1922.
     Со  свертыванием НЭПа в 1926—28 и в связи  с развитием командной экономики  область применения гражданского права  значительно сузилась, большое значение получило занаряживание.
     Следующая кодификация гражданского права  завершилась принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик в 1961. Положения Основ в дальнейшем в незначительном объеме дополнялись и конкретизировались Гражданскими кодексами союзных республик.
     Первая  часть нового Гражданского кодекса  РФ, действующего в настоящее время, была принята лишь в 1994. 
 

     1.2 Понятие и нормы  источников гражданского  права 
 

     Источники гражданского права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
     Гражданское законодательство в соответствии с  п.2 ст. 3 ГК — это Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним иные федеральные законы, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.
     Нормативный акт - акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права.
     Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой  по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. Например, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об ипотеке и т.д.».
     Подзаконный акт — правовой акт, изданный государственным  органом в соответствии с законом и во исполнение закона.
     Ведомственный акт – правовой акт, изданный центральным  учреждением, возглавляющим какую-либо отрасль государственного управления.
     Виды  источников гражданского права:
     - Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является Российская Федерация;
     - Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими субъектами международного права и ратифицированные в установленном порядке;
     - Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений;
     - Подзаконные акты: указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами.
     Не  считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной  практике:
     - Деловые обыкновения, т. е. установившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме.
     - Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон.
     - Нормы морали и нравственности имеют значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм.
     - Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов.
     - Судебная практика, т. е. многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел, также способствует выработке единого понимания и применения судебными органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному делу может не учитываться.
     - Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.
     Российская  правовая система относится к  континентальной правовой системе, поэтому в российском гражданском  праве судебный прецедент не является источником права. Но судебная практика имеет большое значение в современном  гражданском праве. Посредством судебной практики осуществляется легальное толкование норм гражданского права: смысл нормы разъясняется органом, имеющим право делать такие разъяснения — судебным пленумом. Имеет обязательную силу для соответствующих судов. Данное толкование закрепляется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Для этого издаются обзоры судебной практики по определённым сферам правоотношений.
     При этом на основании обобщения судебной практики могут выноситься законодательные  инициативы и подготавливаться проекты федеральных законов.
     Согласно  п.1 ст. 3 ГК в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское  законодательство находится в ведении  Российской Федерации. Таким образом  только Российская Федерация может  принимать, изменять, отменять федеральные законы в сфере гражданского права.
     Субъекты  федерации могут издавать свои нормативные  акты в сфере гражданско-правовых отношений. Но данные нормативные акты ни в коем случае не должны противоречить  гражданскому законодательству.
     Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс.
     Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Например, федеральные законы о статусе отдельных юридических лиц. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
     Кодекс  существенно повысил роль законов  в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:
     · исключено регулирование соответствующих  отношений подзаконными актами;
     · сфера прямой законодательной регламентации  теперь существенно расширена;
     · предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.
     По  мере реализации этих положений гражданское  законодательство приобретает все  более отчетливые черты единой кодифицированной системы.
     К сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает  и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты  гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются им в комплексных  законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права, например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т.д. Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК.
     Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК».1 
 
 

 

     
     2 Правовая природа  источников гражданского  права 
 

     2.1 Конституция Российской  Федерации как  источник гражданского  права 
 

     Среди федеральных конституционных законов  «…Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».2
     Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами…»,3 ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно…».4
     Основу  гражданско-правового регулирования  личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20—25 Конституции РФ.
     Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в  ряде статей имеются отсылки к  федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер. 
 

     2.2 Система гражданского  законодательства  Российской Федерации 
 

      Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).
      Прежде  всего, необходимо отметить, что в  состав этой системы теперь могут  входить лишь акты федеральных государственных  органов, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.
      Вместе  с тем следует учитывать, что  нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
      По  своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
      - обладающие высшей юридической  силой федеральные законы —  нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
      - носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
      - нормативные правовые акты иных  федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
      Составляющие  первую группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК РФ). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
      Данная  терминология, последовательно проведенная  в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами» (ср., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
      При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).
      Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.
      Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
      Новый Гражданский кодекс принимался частями. Первая часть Кодекса была принята  Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ — 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса РФ). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного права. Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. 2 Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных). Третья, завершающая часть Кодекса, содержит три раздела, посвященные соответственно наследственному праву, исключительным правам и международному частному праву. Третья часть ГК принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.
      Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.
      Переход к рыночной организации экономики  потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актом нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не противоречащей новым российским законам).
      Основную  же роль в реформировании имущественных  отношений в России должны были сыграть  ее собственные законы и президентские  указы. Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятием Гражданского кодекса.5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.