На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Управление запасами на предприятии торговли

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      
      Библиотека 5баллов.ru 
      Соглашение  об использовании
      Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания  собственных работ с целью  последующей сдачи в учебных  заведениях.
      Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
      O РосБизнесКонсалтинг
 
 
 
Московский государственный ……………………………. 
 
 

дипломная РАБОТА
По  дисциплине: МЕНЕДЖМЕНТ 

на  тему: " УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ на ПРЕДПРИЯТИИ торговли
(НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ индивидуального предпринимателя ……………………………..) 
 
 

Студент   
            (фамилия, имя, отчество)   (подпись) 

Руководитель   .
           (фамилия, имя, отчество)   (подпись) 
       
       

           Допустить к защите
           Научный руководитель 


 « »   2006 г. 
 
 

МОСКВА - 2006 

      СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ   МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
1.1. Экономическая  сущность, классификация и оценка
материальных  запасов
1.2. Управление  материальными запасами в розничных  торговых предприятиях
1.3. Системы управления запасами с фиксированным объёмом заказа  и система управления запасами с независимым спросом с
фиксированным интервалом времени
Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ  ЗАПАСАМИ В МАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИИ
2.1.Краткая характеристика  предприятия
2.2  Анализ  управления запасами в розничном  предприятии индивидуального предпринимателя …………………………….
2.3  Изучение  спроса и определение планового объема
закупки товаров  розничным предприятием
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В
МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Оптимизация  товарных запасов
3.2 Меры по  повышению управляемости товарными  запасами
3.3 Ликвидация  слабооборачивающихся запасов
3.4 Внедрение  современных средств автоматизации  и анализа товарных запасов.
 
 
6 
15 
 
 

24
27 
 

39 
 

41
45
53 

57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список  литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Глубокие  изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили  предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.
     Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость  запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
     Поскольку оборот  запасов находится в  прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные  методы стимулирования сбыта и ускорения, оборачиваемости материальных запасов.
     Способом  ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары
лишь  в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на
определенном  уровне в соответствии с прогнозом  сбыта способствует устойчивости и  ритмичности реализации.
     Регулирование запасов осуществляется на основе расчёта уровня запасов и связанных с ними издержек в частности издержек на текущие запасы.
     Основные  управленческие решения в отношении  материальных запасов касаются  определения сроков и количества заказов и влияют на стоимость  закупаемых товаров, величину затрат, связанных с оформлением заказов, величину расходов, на хранение запасов и размер ущерба, возможного отсутствия запасов.
     Главной задачей, торговых предприятий, является значительное увеличение прибыли и  сокращение расходов  на содержание товарных запасов.
     Вышесказанное определяет актуальность выбранной  темы исследования.
     Основная  цель данной работы заключается в  исследовании проблем и разработке основных направлений совершенствования  системы управления товарными запасами ЧП  ...............
     Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить
следующие задачи:
      - изучать теоретические основы  управления запасами и виды  запасов
      - дать краткую характеристику  ЧП  ..............
      - проанализировать существующую  систему управления запасами на
      ЧП  ..............
      - разработать пути совершенствования  управления запасами на ЧП  ..............
   Объектом  исследования является управление материальными  запасами в ЧП  ..............
   Предметом исследования является управление материальными  запасами в
     ЧП  .............. 

   В процессе работы были использованы финансирования и бухгалтерская отчетность ЧП  ………..    а также книги  и статьи отечественных и зарубежных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ
  МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ 

1.1. Экономическая сущность, классификация и  оценка 
материальных  запасов 

    В различных источниках литературы выделяют три вида товарно-материальных запасов:
      1 сырьевые материалы;
      2 товары, находящиеся на стадии изготовления;
      3 готовая продукция.
   В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории: технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую; текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объёмом в одну партию товаров; резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отлаженным спросом). Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта, не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.1
   Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их
   отрицательного  влияния:
   1) издержки в связи с невыполнением  заказа (задержкой с отправкой  заказанного товара) — дополнительные  затраты на продвижение и отправку  товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов; 
2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму, (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки); 
3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).

   Первые  два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». 2Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические  заказчики  разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирм очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных запасов.
Особенность большинства предпринимательских  систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объёмам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров купленными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного размера, и некоторые другие. 
При этом существуют задержка с получением  заказанных ……………………… определённые ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки на хранение. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой стороны-хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объёма партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа (economic order quantity, EOQ), который
вычисляется по формуле
EOQ = 2AD/vr     (1)
     А - затраты на производство;
     D - средний уровень спроса;
     r - затраты на хранение;
     v - удельные затраты на производство.
   Резервные, или  «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания.3 На практике спрос на товары удаётся точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов. В определённой степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к
неожиданным колебаниям спроса, и выгодам, получаемыми  компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
   Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трёх факторов, а именно:
   -возможного колебания  сроков восстановления уровня запасов;
   -колебание спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
   -осуществляемой  данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
   Это объясняется сезонными колебаниями сбыта, правилами конкурентной борьбы, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций.4 Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьёзное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.
   Запасы  готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.
   Определяющим  для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
   Вид запаса зависит от потребности, которую  удовлетворяет запас.
   Первый  вывод связан с критерием классификации  по месту нахождения
запаса. Второй вывод связан с критерием  классификации по времени, который  позволяет  выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации — это функция запаса. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критерии классификации запасов на рисунке 1.
       

       
 
 

     Рис. 1. Критерии классификации запасов
     Классификация по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Совокупные запасы производства подразделяются на два  вида: производственные и товарные запасы.
     Производственные  запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (транспортные) находятся на момент учёта в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.
     Следовательно, производственные и торговые запасы всегда имеются на предприятии
     Классификация по исполняемой функции запасов позволяет расчленить товарные запасы на несколько групп, в тоже время, они имеют свои специфические функции.
     Рассмотрим  виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции на рисунке 2.
    Производственные  запасы Товарные запасы
    запасы  в организации потребителя Запасы готовой продукции на складе организации потребителя Заказы в каналах  сферы обращения 
    Запасы в пути
    Запасы на предприятиях торговли
    Текущие; подготовительные; гарантийные; сезонные; переходящие.
 
     Рис. 2. Виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения  спроса потребителей.
     Товарные  запасы подразделяются на:
      текущие,
      подготовительные,
      гарантийные,
      сезонные,
      переходящие.
Текущие обеспечивают непрерывность снабжения производственного и сбытового процессов между двумя поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса, например). Подготовительные товарные запасы формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены:
      1. Для непрерывного снабжения потребителя.
      2. В случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути.
   В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления и транспортировки.  Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции. Переходящие запасы - это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующим за отчетным периоде до очередной поставки. Классификация во времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Соотношение запасов по времени учёта рассмотрим на рисунке 3.
 

       Максимальный желательный запас
         Пороговый уровень
            Текущий запас
              Гарантийный запас
     
Рис. 3. Виды запасов по времени учёта
Максимальный  желательный запас определяет уровень  запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Пороговый уровень
(или точка  заказа) запаса используется для  определения момента времени выдачи очередного заказа. Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом . Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.Неликвидные запасы - так называют длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям. Рассмотрим более подробно содержание и сущность экономических законов.
Законы спроса и предложения могут быть представлены в графическом виде, рассмотрим их на рисунке 4.


                  Зона избытка  товара Б


 



 

               Зона дефицита товара Б 
 

     Рис. 4. Соотношение величины спроса и  предложения на товар Б  

     Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия.
1.2. Управление материальными  запасами в розничных  торговых предприятиях 

   Управление-это  творческая деятельность. Она должна активно создавать необходимые  для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Важнейшая функция управления  создать условия, необходимые для решения, какие товары и в каком объёме  закупать,  сколько и когда заказать, сколько иметь на складе, сколько  отгрузить по магазинам, для этого необходимо знать:
    сети торговли.
    объём продаж.
    факторы, влияющие на формирование заявки.
     Цель  создания запасов, образование определённого  буфера между последовательными поставками товаров, и исключение необходимости непрерывных поставок.
Запасы, это  материальные ценности, выключенные  на некоторое время из процесса непосредственного  потребления. При дефиците оборотных  средств самым важным для управления ими является скорость оборачиваемости товарных запасов. Опасаясь возможной нехватки товаров,
систематически  создаются избыточные запасы в целях  подстраховки. Это
приводит к  излишним расходам и сокращению прибыли. Товарные запасы
являются наименее ликвидными, краткосрочными активами и это подвергает их опасностям, которым не подвержены другие статьи оборотных средств. Запасы это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий, избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, так как это связано с риском. Вместо этого предпочтительно иметь больше свободных средств путем ускорения оборачиваемости запасов.5
Поскольку оборот товарных запасов находится в  прямой зависимости от объёма реализации, то предприятие должно использовать все возможные методы стимулирования сбыта и  ускорения оборачиваемости товарных запасов, с тем, чтобы определить какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товара.
   Применяются два показателя оборачиваемости  товарных запасов:
    Отношение чистого объёма реализации к среднему объему товарных
запасов –  его получают делением годового объёма реализации на стоимость
товарных запасов  по балансу. Если полученный коэффициент слишком велик по сравнению с предыдущим периодом или со
со средними данными, это показывает недостаточность  запасов. Если же коэффициент слишком мал, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или устарели и не пользуются спросом;
    Отношение объёма товарных запасов к чистому объему оборотных
средств получают делением стоимости товарных запасовуказанной в балансе на чистый объём оборотных средств. Если это отношение показывает, что
высокий процент  краткосрочных оборотных средств  вложен в товарные запасы,
предприятие может столкнуться с недостатком  оборотных средств, и ему будет
трудно выполнять  свои обязанности точно в срок. Обычно отношение стоимости товарных запасов к объёму оборотных средств не должно превышать 80%.
Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-
за морального износа товаров и их порчи, тем  выше ликвидность предприятия и
предприятие может спокойно операции с более низким коэффициентом ликвидности. Высокая оборачиваемость запасов требует более
строгого контроля над запасами, обеспечивающего минимальные  вложения
средств в  них. Достижение высокой оборачиваемости  – нелёгкая задача для
крупных дистрибьюторов, поскольку они вынуждены хранить на складах часть
запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически
эффективной торговли необходимо поддерживать высокий  уровень
оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на товар включены в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит оборачиваемость запасов.
     Более 20 лет назад назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора» (J = k*D, где J — уровень запасов, ед., D — спрос и k — коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами.
     Используя большой объём разнообразных  данных за весьма длительный период, и  применяя модифицированный вариант  указанного акселератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За 12 месяцев периода разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удалось лишь сократить на 50%.6
     Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой». На практике разработано много методов, приёмов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава показателей используемых для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия  квалифицированных специалистов в области их технической оснащённости и др.
     Принимая  решение о размере закупок, необходимо помнить, что заказ товаров большими партиями имеет свои преимущества и  свои недостатки. К преимуществам  следует отнести отсутствие сбоя в работе, полное удовлетворение спроса. Вместе с тем заказ больших партий увеличивает текущие издержки на хранение товаров, способствует росту складских расходов, страховых расходов, увеличению расходов из-за физической порчи, мелких хищений и т.д.
Приобретение  малыми партиями снижает величину оборотных  средств, складские издержки, но в то же время возрастают затраты на оформление заказа, эксплуатационные расходы. Складируя товар необходимо помнить об издержках. Перечислим издержки, связанные с приобретением и хранением запасов:
    Издержки на поддержание запасов – стоимость содержания складских помещений (охрана, освещение, отопление), страховые платежи, плата за арендованный склад, старение, порча, хищение запасов.
    Издержки, связанные с размером партии, пропорционально количеству заказанных партий, а не количеству выпускаемых изделий. В эту группу включаются издержки за составление отчётных ведомостей, стоимость телефонных переговоров, факсов, почтовые расходы, транспортные расходы. Общая сумма перечисленных издержек в расчёте на единицу товара пропорциональна количеству выполненных заявок.
    Издержки, связанные с выполнением заявок магазинов, представляют собой расходы на учетные операции, заработную плату работникам склада, занятых обработкой заказа,  расходы на доставку по магазинам и т.д.
    Издержки, связанные с дефицитом запасов, включают расходы на связь, разъезды, премирование работников, а также дополнительные расходы, связанные с дроблением партии заказов.
    В издержки на управление запасами входят затраты на обучение технического и управленческого персонала, содержание конторского и технического персонала.
    В издержки, связанные с введением информационной системы,
Включают затраты  на приобретение средств вычислительной техники и программного обеспечения.
Определение размера заказа требует минимизации  двух равноправных видов издержек:
      1. на распределение заказа;
      2. на хранение запаса.
К первой группе издержек относят: издержки на поиск поставщика, оплату
телефонных  переговоров, почты, транспорта, оформления счетов, документов,
контроль  поступающих товаров.
     Чем крупнее заказ, тем ниже издержки на единицу товаров.7
     Ко  второй группе издержек относят: издержки на складское обслуживание, страхование, эксплуатационные расходы, налоги, потери из-за порчи, устаревания и хищения.
     Чем крупнее заказ, тем выше издержки на хранение.
     Анализируя структуру запасов, можно выделить запасы с зависимым и независимым спросом.
     Зависимый спрос непосредственно связан с  использованием в торговле других товаров.
     Если  спрос не обусловлен планом заказов  других товаров, такой запас имеет  независимый спрос. Прогнозировать независимый спрос сложно, поэтому существует два варианта управления запасами: система с фиксированным размером (объёмом) заказа и система с фиксированным интервалом времени между заказами.
Рассмотрим обе системы в зависимости от способа пополнения запаса.
Пополнение  может быть одноразовым и происходить  в течение определенного
промежутка  времени. В идеальном случае при  одноразовом пополнении и нулевом времени исполнения заказ удовлетворяется в тот же момент времени, когда на него подана заявка. Запас потребляется  с постоянной скоростью и, когда он будет равен нулю, даётся новый заказ. В таких идеальных условиях обе системы управления запасами независимым спросом будут одинаковы.
     Рассмотрим  систему управления запасами с фиксированным  объёмом заказа, предполагающую наличие трёх уровней запаса на рисунке 5
минимальный запас
запас «точки заказа»
максимальный  запас 

  уровень запаса
                                    ожидаемый максимальный уровень
 

   i 1          i 2       i 3   уровень «точки заказа» 

        гарантийный запас

 


t 1     t 2     t 3      время
      срок  выполнения заказа
i 1.i2.i3 

     Рис. 5.
     Гарантийный запас представляет собой определённое количество товаров на случай непредвиденных обстоятельств. Этот запас используется только в тех случаях, когда нет нужного товара в розничной сети, но при условии что он
тут же будет  пополнен. Установление максимального  уровня запасов имеет такое же значение, как определение минимального уровня. Максимальный уровень влечёт за собой замораживание капитала, потребность в дополнительных складских площадях, порождает проблему хранения. Запасы могут превышать максимальный уровень только в случае предстоящего повышения цен или их дефицитности.8
     Рассмотрим  систему управления запасами с независимым спросом с фиксированным интервалом времени, характеризующуюся тремя параметрами изображённую на рисунке 6.
     
Im
 
 

          i1           i2      i3     макс. запас  

                            момент заказа
Ii
                            гарант. запас
            t 1   t 2        t 3   t 4  время
     Рис. 6. Система управления запасами с  независимым спросом с фиксированным  интервалом времени
     i1. i2. i3. – «точки заказа»;
     t1. t2. t3. t4. – моменты времени, в которые производятся контроль запасов;
     Im – максимальный ожидаемый запас;
     Ii – максимальный запас в момент заказа на пополнение запаса;
     t – период контроля запасов.
   Для системы управления запасами с фиксированным  объёмом заказа подходят запасы с  такими характеристиками:
    низкая стоимость
    низкие затраты на хранение
    незначительные издержки в случае отсутствия
    относительно постоянный уровень спроса.
   А для системы управления запасами с фиксированным интервалом времени  такие запасы, у которых:
    высока удельная стоимость
    высоки издержки хранения.
   В случае отсутствия запаса ущерб носит  непредсказуемый или случайный характер.
   Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением т.к. излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В  торговом предприятии запасы – это  деньги, а деньги, как известно, любят  счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия. 
 
 
 

      2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
      В МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 

         2.1. Краткая характеристика предприятия 

     ЧП  .............. зарегистрировано 23.01.2002 года. Начало свою хозяйственную деятельность 30.01.2002 года.
     ЧП  .............. - частное предприятие является коммерческой организацией. Местонахождение данного предприятяи: ..область, город … ул. Про…я д.21
     Основной  вид деятельности – розничная  торговля.
     Основным  преимуществом предприятия является удовлетворение потребностей населения, проживающего в месте нахождения данного ЧП  ..............
     ЧП  .............. имеет:
    4 магазина розничной торговли, находящиеся по адресам: магазины «Продукты» на ул.Стр.я; ул. Ленина; ул.П……..ская; а также магазин на территории поселка………...
    3 торговые палатки розничной торговли, расположенные на рынке ст………….я; на ул……….; в д.Б……………..  
    столовая, осуществляющая услуги по общественному питанию;
    буфет, осуществляющая услуги по общественному питанию;
    2 передвижных автолавки, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания;
 
 

 



 


 


 
 
 
 

       Рис. 7. Структура управления персоналом  в ЧП  ..............
     Во  главе предприятия стоит руководитель, в данном случае владелец, в его подчинении находится весь персонал. Заместитель руководителя осуществляет контроль за всей работой. …………………, он также ведёт табель учёта рабочего времени, и ведет учёт запасных частей, бензина и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Анализ управления запасами в розничном предприятии
     Каждый  месяц в торговый отдел предприятия  от заведующих каждого магазина подаётся отчёт о поступлении, продаже  и остатках товаров. По данному отчёту, можно проследить ……………. запасы. Остаток на конец месяца, показывает каких товаров много, каких мало, на что необходимо обратить внимание в следующем месяце.
     Подробно  рассмотрим отчёт о поступлении, продаже и остатках товаров по магазину «Продукты» расположенному на ул. Стро……….я, 28.
     Таблица 1
Отчёт о поступлении, продаже и остатках товаров
Товары  и товарные группы Остаток на начало месяца Поступило всего Продано за месяц Остаток на конец  месяца
Мясо  и птица        
Колбасные изделия        
Рыба  всякая        
Масло животное, растит.        
Молоко  и мол. продукты        
Консервы        
Яйца        
 

                            Продолжение таблицы 1
Чай        
Соль        
Мука        
Крупа и бобовые        
Макаронные  изделия        
Овощи и фрукты        
Ликероводочные  изделия        
Пиво        
Безалкогольные  напитки        
Мороженное        
Табачные  изделия        
Спички        
Прочие  продтовары        
Итого продтоваров        
 
     Переходящие запасы ………….. которые находятся  на складе. Проанализировав состояние  запасов в магазине «Продукты» на ул.С………….я, можно сделать следующий  вывод:
      реализация товаров за месяц равна остаткам на конец месяца
      доля запаса товаров – недостаточна для удовлетворения спроса.
Анализ  по данному методу остальных объектов показал что картина , аналогична магазину «Продукты» на ул. Ст………..я.
     Периодичность поступления товара, зависит от поданных заявок, составленных заведующими. Заявки должны подаваться в торговый отдел каждый понедельник. Но это не всегда выполняется. А у товароведа не всегда есть возможность проследить укомплектованность заявок. Это приводит к заказу товара либо в большем количестве, либо меньшем, чем необходимо. Поэтому на предприятии часто бывают пробелы (недостаток) в ассортименте товаров первой необходимости. Таким образом на предприятии слабо осуществляются функции управления запасами:
    планирования;
    мотивации;
    организации;
    контроля.
      На  предприятии ведётся карточный  учёт запасов. На каждый поступивший  товар заводится карточка, по которой  прослеживается движение товара с момента  его поступления. На складе карточки по подготовительным запасам и по страховым запасам находились вместе, а это и привело к нарушению норм страховых запасов.
     Таким образом, можно сделать вывод, предприятие  начало только функционировать, а уже  было допущено множество ошибок. Начав  свою деятельность, предприятие ………….. ещё более усугубит положение, в  котором оказалось предприятие.
     Весь  товарный ассортимент закупается ………………... Заказывается либо большая партия продуктов, либо небольшой ассортимент новых  продуктов, для изучения спроса на них.
     Для перевозки товаров в ЧП  .............. используется автомобильный транспорт. Товарная партия поступает в упакованных картонных коробках или мешках. ……………… количеству и качеству, на каждый товар присваивает ценник, оформляет на весь ассортимент накладную и отправляет товар в магазины.
     Продавцы  в ЧП  ..............на основании составленной накладной проверяют наличие поступившего …………….. или внесезонные,  размещаются на другом складе, который находится вдали от …………. На данном складе хранятся товары, спрос на которые в данный момент  отсутствует, т.е. не соответствующие сезону. На складах товары укладываются на вертикальных стеллажах. При данном способе размещения ……….., значительный удельный вес площадей проходов, не используемых для хранения.
       Для достижения оптимальной загрузки складских  помещений необходимо учитывать  минимально ……………….. склады перегружены нереализованными товарами, что затрудняет процесс размещения новых партий.
     Таким образом, рациональная эксплуатация складов  в ЧП  .............. - это их оптимальная загрузка, исключая недогрузки и перегрузки. Рациональная эксплуатация основывается на принципах совместимости, безопасности и эффективности, при этом имеется в виду эффективность - экономическая и социальная. Экономическая эффективность в ЧП  .............. определяется затратами на хранение (расход электроэнергии, амортизация складов и оборудования, аренда помещений и пр.), а также ……………. товаров обусловлена их сохранностью, так как ее улучшение и снижение потерь способствует рациональному использованию трудовых ресурсов.
      Рассмотрим  математические и статистические расчеты товарных запасов в днях в торговой сети ЧП  ..............
      Таблица 2
Товарооборот  и товарные запасы ………………в III квартале 2005 г.
П о к а  з а т е л и Сумма  тыс.  руб.
1. План розничного товарооборота на III квартал. В том числе  оборот столовой.
 
2. Товарные запасы в розничной сети на 1 июля. В том числе: запасы сезонного хранения
                      товары в пути, учтенные по  бухгалтерскому  
 

у
                      скидка на остаток товаров  по балансу = 6%
 
3. Норматив запасов  текущего хранения на III квартал: в сумме                                                                                            в днях
 
 
Исключив  из товарооборота III квартала продажу товаров комиссионными магазинами, получил кредитуемый оборот:
2280 - 30 = 2250 тыс. руб.
Тогда однодневный плановый кредитуемый  оборот будет равен:
2250
               Тпл = ———— = 25 тыс. руб. 
90       

Затем товары в …………… ценах составят:
110*106,4%
                    ——————— = 117 тыс. руб.
100%
Далее определяем запасы текущего хранения:
1 = 2980,6 - 350,…………… составят:
2750
            ЗД = ———— =110 дней (2)    25
      т. е. На 110 дней торговли ……………. с нормативом: 

            2750 - 2620,5 = +125 тыс. руб.
110 - 105 = +5 дней.
      Таким образом, текущие …………….. отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот:
      125 : 25 = 5 дней
      Потребность организаций в ……………двумя показателями: времени обращения и скорости товарооборота.
      Вычисления  показателей оборачиваемости по звеньям торговли в ЧП  ..............производят с учетом ………… товарооборот, включая продажу со склада. Рассмотрим методику расче………………
      Таблица 3
      Запасы  товаров за I квартал 2005 г..
      П о к а з  а т е л и 01.02 01.03 01.04 01.05
Товарные  запасы (тыс. руб.)       в розничной сети
       
 
      Розничный товарооборот (тыс. руб.)               2700
      Для расчета средних товарных запасов  применим формулу средней хронологической.
      Средние товарные запасы в магазинах ……………….»: 

                        (560:2)+582+594+(610:2)
      Zр = (———————————————) = 587 тыс. руб.     
                                           3 

      Определим время обращения запасов в  днях в магазинах ……………. 

587
                       Вр = ———— = 16,6 дня.     
30 
 

      Определим скорость обращения (в разах) в магазинах  …………….
2700
                  Ср = ——— = 4,6 раза.     
587 

      Рассмотрим  анализ ……………….
                            Таблица 3
      Расчетные показатели индексного анализа ………….
Наименование  товаров Скорость  обращения товаров, (раз) Товарооборот  отчетного года при скорости обращения  базисного года Структура товарных запасов, %
  базисный год С0
отчетный год С1
 
С0Z1
базисный год 2004 г. SZ0
отчетный год 2005 г. SZ1
А          
Продовольств.          
Непродовольств.          
Всего:          
 
      Определим скорость обращения товаров:
      О
        С = ————    (3)
    Z 

      в базисном году (С0, ………
      по …………
      в отчетном году (С1, графа 2)
      по продовольственным ………….
      по непродовольственным товарам: 290:120=2,42 раза
      по всем товарам (C1 ): 530:150=3,533 раза
      Определим индекс переменного состава (индекс средней скорости товарооборота) (YC) по формуле: 

         1          1Z1      0Z0            530     410
YC = —— = ——— : ——— = —— : —— = 1,034 или 103,4%   
        C0             ?Z1              ?Z0             150     120 

      Вывод: Скорость …………… и структурными сдвигами в запасах.
      Влияние первого фактора определяется с помощью индекса скорости постоянного состава (YС)  

1Z1          ?…………………………….
  YС = ——— : ———— = ——— = 1,1125 или 111,25% 
                  150          150         470,64 

      Вывод: В результате ……….. Ускорение оборачиваемости  товаров способствовало увеличению товарооборота на 50,36 тыс. руб.:
11 - ?С0Z1 = 530,0 - 470,64 = +50,36 тыс. руб.              

      Влияние второго фактора (…………… запасах (YSZ )
…………………………….
      Вывод: Рост удельного веса медленно оборачивающихся  непродовольственных товаров с 75% до 80% замедлил среднею скорость обращения товаров на 7,1%, или на 0,24 …………. с базисным годом на 3,4%, или на 0,12 раза, в том числе в результате увеличения скорости обращения товаров на 11,25%, ил и на 0,36 раза. Структурные изменения в товарных запасах (увеличение доли медленно оборачивающихся непродовольственных товаров) замедлили оборачиваемость товаров на 7.1% или на 0,24 раза. Взаимосвязь индексов выражается следующей формулой:
      YC = Y
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.