На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ельцин Б.Н. и его историческая личность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство  сельского хозяйства РФ

Департамент кадровой политики и образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ
ВЕТЕРИНАРНОЙ  МЕДИЦИНЫ
Кафедра истории  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ 

ТЕМА: ЕЛЬЦИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2008 год 

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………….……3

    Биография……………………………….…………………….…….4
    События  19-21 августа 1991 года и распад  СССР…..…………...19
    Реформы…………………………………………………………….22
    Международные  связи России……………………………..……..27
      Заключение…………………………………………………………30
       Список использованных источников…………………………….31
      Приложения………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России - Бориса Николаевича Ельцина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БИОГРАФИЯ
    Борис Ельцин родился 1 февраля 1931 в селе Бутка Талицкого района Свердловской области в крестьянской семье, русский.  
В
армии не служил из-за отсутствия двух пальцев на левой руке в результате травмы: в раннем детстве, в Березниках, он украл на военном складе две гранаты, одну из которых неудачно взорвал.  
         В 1949 году после окончания
школы поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени С.М.Кирова в Свердловске, который закончил в 1955 году. Тема дипломной работы - "Телевизионная башня".  
         В 1961 году вступил в КПСС. О своих взглядах того времени вспоминал так: "Я искренне верил в идеалы справедливости, которые несет партия, также искренне вступил в партию, тщательно изучил и устав, и
программу, и классиков, перечитал работы Ленина, Маркса, Энгельса".  
        В 1968 был переведен с хозяйственной
работы на профессиональную партийную - возглавил отдел строительства Свердловского обкома партии. В 1975 на пленуме Свердловского обкома КПСС был избран секретарем обкома, ответственным за промышленное развитие области.  
        В 1976 году получил направление на месячные курсы в
Москву в Академию общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Через две недели был вызван на собеседование в ЦК КПСС, на котором узнал о решении рекомендовать его на пост первого секретаря Свердловского обкома КПСС. Формальное избрание состоялось 2 ноября 1976. Вскоре после этого был избран депутатом Свердловского областного Совета - по Серовскому избирательному округу (г.Североуральск).  
         В годы правления Ельцина в Свердловске было выстроено роскошное здание для областного комитета КПСС, получившее в городе прозвища "Белый Зуб" и "член КПСС". Методом "народной стройки" была проложена дорога из Свердловска в Североуральск. Проведена реконструкция старых шахт и
заводов (впоследствии оказалось, что громоздкое импортное оборудование плохо приспособлено к работе в тесных цехах и шахтах ХIХ века).  
         В ночь с 17 на 18 сентября 1977 по распоряжению Ельцина был снесен бульдозером стоявший в центре Свердловска особняк купца Ипатьева, в котором в 1918 году были расстреляны Николай II с женой, детьми и слугами. "Решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города" было поручено Свердловскому обкому еще закрытым постановлением Политбюро ЦК КПСС от 30 июля 1975, однако прежний первый секретарь Свердловского обкома Яков Рябов почему-то "вопрос не решил" и он достался в наследство Ельцину.  
          В 1978 в первый раз был избран депутатом Верховного Совета СССР (в ВС 9-го созыва 1974-79, затем избирался в 1979 в ВС 10-го созыва и в 1984 - 11-го созыва; с 1984 по 1985 и с 1986 по 1988 был членом Президиума ВС СССР).  
          В 1981 году на XXVI съезде КПСС был избран членом ЦК КПСС.  
После прихода к власти в марте 1985 года Михаила Горбачева Ельцину было предложено 3 апреля 1985 возглавить Отдел строительства ЦК КПСС. 12 апреля Ельцин приступил к
работе в этой должности.  
         В июне 1985 года на пленуме ЦК КПСС Ельцин получил пост секретаря ЦК партии по вопросам строительства. 
         22 декабря 1985 М.Горбачев предложил Ельцину возглавить Московскую партийную организацию вместо Виктора Гришина. 24 декабря пленум Московского городского комитета (МГК) КПСС, на котором выступил Горбачев, освободил Гришина от возложенных на него обязанностей по "его собственному желанию в связи с уходом на пенсию" и единогласно избрал Ельцина новым первым секретарем.  
На посту первого секретаря МГК Ельцин начал с того, что сразу же заменил своих помощников, членов бюро и секретарей МГК, а также руководство Моссовета. Затем была проведена перестановка кадров на уровне районных комитетов партии, начата кампания борьбы с коррупцией в московской торговле. Новый первый секретарь удивил тогда многих жителей
Москвы своей доступностью, поездками в городском общественном транспорте, внезапными посещениями магазинов, а также организацией осенью 1986 овощных и фруктовых ярмарок.  
         На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 выступление 1-го секретаря МГК было одним из самых резких по
отношению к периоду "застоя". Заявив под аплодисменты, что в партии применялись "порочные методы руководства", происходило "перерождение кадров", Ельцин добавил: "Делегаты могут меня спросить: почему же об этом не сказал, выступая на XXVI съезде партии? Ну что ж. Могу ответить, и откровенно ответить: видимо, тогда не хватило смелости и политического опыта". На состоявшемся в последний день съезда 18 февраля 1986 Пленуме ЦК КПСС Ельцин был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.  
         21 октября 1987 на пленуме ЦК КПСС Ельцин подверг критике
работу Политбюро и секретариата ЦК, выразил недовольство низкими темпами преобразований в обществе и низкопоклонством перед Генеральным секретарем, и попросил об отставке из состава Политбюро, добавив, что вопрос об отставке его с поста первого секретаря МГК решит горком. В ответ Горбачев обвинил Ельцина в "политической незрелости" и "абсолютной безответственности", рекомендовал пленуму признать выступление Ельцина "политически ошибочным" и поставить на пленуме МГК партии вопрос о его освобождении от должности первого секретаря. Никто из присутствующих Ельцина не поддержал.  
           11 ноября 1987 на пленуме МГК "битье" Ельцина продолжилось с еще большей силой. Он был вынужден признать ошибочность своего выступления и был снят с поста первого секретаря МГК КПСС. 
            В декабре 1987 Ельцин был назначен на незначительный и неполитический пост первого заместителя председателя Госстроя СССР - министра СССР (занимал эту должность до 1989). Весной 1988 года на пленуме ЦК КПСС он был выведен из кандидатов в члены Политбюро, но остался членом ЦК.  
            В апреле-мае 1988 Ельцин безуспешно пытался получить место делегата на XIX-ю партийную конференцию от
Москвы или Свердловска и в самый последний момент был избран делегатом от Карелии. На конференции в июне 1988, с трудом добившись права выступить, критиковал отставание КПСС от перестроечных процессов в стране, выступил за распространение гласности на внутреннюю жизнь партии, предлагал ввести всеобщие, прямые, тайные выборы партийных органов и поднял вопрос о своей собственной "политической реабилитации", который остался без ответа.  
           На выборах народных депутатов СССР в марте 1989 был выставлен кандидатом по самому большому в стране Московскому национально-территориальному округу N1. Инициатива выдвижения его кандидатуры родилась в коллективах ряда крупных предприятий оборонного комплекса
Москвы и Зеленограда (НИИстальконструкция, НПО "Кибернетика" и др.). На некоторых предприятиях эта инициатива даже находила поддержку местных парткомов. 
           На выборах за Ельцина проголосовало 89,4% избирателей, за его соперника - директора
Завода им.Лихачева Евгения Бракова - только 6,9%.  
           На I съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года кандидатура Ельцина была выдвинута Геннадием Бурбулисом на пост Председателя ВС СССР как альтернатива Горбачеву, но Ельцин взял самоотвод, сославшись на партийную дисциплину. Он был избран членом Верховного Совета СССР (первоначально недобрал голосов; место в Верховном Совете Ельцину уступил Алексей Казанник). В Верховном Совете Ельцин был избран председателем Комитета по строительству и архитектуре.  
           В июле 1989 года на первой общей конференции Межрегиональной депутатской группы (МДГ) был избран одним из пяти сопредседателей МДГ, однако активного участия в ее заседаниях не принимал.  
          28 сентября 1989 произошел
знаменитый инцидент - "купание в реке" (на самом деле - в пруду), который так и остался непроясненным. Газеты демократической направленности тогда активно развивали версию о покушении на жизнь Ельцина. Сам Ельцин заявил тогда, что покушения не было, но позже в своих мемуарах утверждал, что покушение было, не давая, правда, никаких объяснений и не раскрывая подробностей. Два расследования (министра внутренних дел СССР Вадима Бакатина и Верховного Совета СССР под руководством председателя комиссии по этике Анатолия Денисова) не подтвердили версию о покушении. Как впоследствии (накануне президентских выборов 1991 года) утверждал Денисов, Ельцин, будто бы приезжал в гости к подруге, поскандалил там с ее неназванным гостем и в результате оказался в воде.  
            В марте 1990 года Ельцин был избран народным депутатом РСФСР в Свердловске в блоке кандидатов в депутаты "Демократическая
россия"(доверенным лицом Ельцина и фактическим организатором его предвыборной кампании был Бурбулис).  
            29 мая 1990 на I съезде народных депутатов РСФСР Ельцин при поддержке блока "Демократическая
Россия" был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Основным его соперником в борьбе за этот пост был ставший впоследствии первым секретарем ЦК Коммунистической партии РСФСР Иван Полозков. После двух безуспешных туров голосования (в которых Ельцин получил соответственно 497 и 503 голоса из 531 необходимых для избрания) компартия выставила другого кандидата - председателя Совета Министров РСФСР Александра Власова. Перед депутатами выступил Президент СССР Горбачев, высказавшиийся против избрания Ельцина. После этого Ельцин победил в первом же туре голосования, набрав 535 голосов депутатов. В своем выступлении после избрания заявил, что "Россия будет самостоятельна во всем, и ее решения должны быть выше союзных".  
           Став Председателем ВС РСФСР, Ельцин заявил о выходе из блока "Демократическая
Россия".  
            16 июня 1990 постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, председателем которой был избран Председатель ВС Ельцин, а заместителем председателя - первый зам. Председателя ВС Руслан Хасбулатов, ответственным секретарем - Олег Румянцев. 
             12 июля 1990 на XXVIII съезде КПСС Ельцин вышел из партии, объяснив свой шаг тем, что при избрании на пост Председателя Верховного Совета обещал выйти из всех политических партий и движений.  
             Пытаясь привлечь на свою сторону в "
войне суверенитетов" России и СССР руководство некоторых автономных республик, Ельцин предпринял в июле-августе 1990 поездку по Татарии и Башкирии, в ходе которой выступал с предложениями к республикам взять "столько суверенитета, сколько смогут переварить". В одном из выступлений в Уфе в августе 1990 он сопроводил очередной призыв "взять ту долю власти, которую сами можете переварить", обвинениями союзного правительства в том, что оно намерено поднять цены.  
            31 июля 1990 между Горбачевым и Ельциным было заключено соглашение о сотрудничестве в разработке
программы по реформированию страны. Результатом этого соглашения стало появление в конце августа программы экономических реформ "500 дней", разработанной группой под руководством Григория Явлинского и Станислава Шаталина. 
           Однако с середины сентября 1990 года под давлением консерваторов Горбачев стал отходить от августовских соглашений. Он заявил о том, что нужно объединить "самое ценное" из
программы 500 дней" и из программы правительства Николая Рыжкова. Ельцин выступил против этого.  
             11 ноября 1990 Горбачев встретился с Ельциным и вновь договорился о сотрудничестве, но этот союз опять был недолгим. Верховный Совет СССР не поддержал
программу "500 дней", Горбачев не стал на ней настаивать (также как и на программе Рыжкова) и получил от Верховного Совета полномочия на выполнение третьей, новой экономической программы, осуществление которой было поручено сформированному в начале января 1991 года новому Кабинету Министров во главе с Валентином Павловым.  
В декабре 1990 года позиции ортодоксальных коммунистов в руководстве СССР усилились. Под их давлением Горбачев провел на высшие посты будущих организаторов попытки
государственного переворота 19 августа 1991 - Геннадия Янаева, Валентина Павлова, Бориса Пуго. Съезд народных депутатов СССР назначил на 17 марта референдум о сохранении СССР.  
           В январе 1991 года, после захвата советскими войсками Вильнюсского телецентра, активное вмешательство Ельцина в развитие событий, в том числе, его поездка в Таллин, в ходе которой были подписаны соглашения с прибалтийскими республиками, помогли предотвратить свержение национал-демократических режимов в этих республиках.  
           По инициативе демократически настроенных народных депутатов
России был назначен референдум о введении в РСФСР поста всенародно избираемого президента. Референдум был назначен на один день со всесоюзным референдумом о сохранении СССР.  
            19 февраля 1991 Ельцин выступил по телевидению с резкой критикой политики правительства, требованием отставки Горбачева и передачи власти Совету Федерации в составе руководителей союзных республик.  
           На проведенном 17 марта 1991 референдуме большинство населения
России высказалось за сохранение СССР, но и за введение в РСФСР поста президента.  
           12 июня 1991 на выборах Президента РСФСР Ельцин баллотировался в паре с Александром Руцким и победил в первом туре, опередив Николая Рыжкова, Владимира Жириновского, Амана Тулеева, Альберта Макашова и Вадима Бакатина. За Ельцина проголосовало 45.552.041 человек (57,30% участвовавших в голосовании, 42,78% списочного состава избирателей).  
           20 июля 1991 вышел указ Ельцина о ликвидации партийных организаций на
государственных предприятиях и в учреждениях на территории России. Целью этой меры была ликвидация парткомов КПСС, контролировавших администрацию предприятий.  
          19-21 августа 1991 Ельцин возглавил борьбу с попыткой
государственного переворота ГКЧП. Все три дня находился в Доме Советов РСФСР, издал ряд указов, расширявших полномочия Президента РСФСР в сфере управления Вооруженными Силами, органами внутренних дел, переподчинявших Президенту РСФСР ряд союзных министерств и ведомств. 22 августа своим указом Ельцин приостановил, а затем запретил деятельность КПСС.  
           После провала попытки переворота и возвращения в
Москву Президента СССР Горбачева почти все назначения в органах власти СССР согласовывались с Ельциным. В первые же недели после переворота было объявлено о переводе под юрисдикцию России многих союзных промышленных и других министерств, как правило - во главе с союзными министрами. Председателем Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР - фактически нового союзного правительства - стал Председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев.  
            В сентябре 1991 года Ельцин поддержал идею Горбачева о преобразовании СССР в Союз Суверенных
государств, а в октябре заявил о том, что "Россия никогда не выступит инициатором развала Союза". 
             6 ноября 1991 года Ельцин возглавил новое правительство
Российской Федерации в качестве его Председателя. Первым заместителем его - и фактическим главой "правительства реформ" - стал Бурбулис, сыгравший решающую роль в формировании экономического блока нового правительства на основе группы молодых экономистов во главе с Егором Гайдаром.  
            7-8 декабря 1991 в Беловежской пуще состоялась встреча президентов
России и Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, результатом которой стала ликвидация СССР и провозглашение Содружества Независимых Государств (СНГ). В ходе Алма-Атинской встречи глав союзных республик, состоявшейся 21 декабря, число учредителей СНГ увеличилось до 11. Решение о ратификации беловежских соглашений и денонсации Союзного договора 1922 года было почти единогласно одобрено Верховным Советом России.  
          2 января 1992 были освобождены цены на большинство товаров. Скачок цен оказался стремительнее, чем ожидалось. Часть народных депутатов
Российской Федерации (РФ) выражали недовольство результатами первого месяца реформ.  
          14 января 1992 с требованием отставки правительства Бурбулиса-Гайдара выступил Хасбулатов. Аналогичную позицию занял вице-президент Руцкой.  
           В конце января 1992 года Ельцин выступил с инициативами по разоружению и заявил, что отныне оружие бывшего СССР не будет нацелено на города США. Это заявление стало одним из главных вопросов, обсуждавшихся в ходе визитов Ельцина в США, Канаду, Францию (30 января - 8 февраля). 2 февраля 1992 на встрече в Кэмп-Дэвиде (Вашингтон) президенты
России и США заявили о начале качественно нового этапа во взаимоотношениях двух стран. 
          16 марта 1992 был подписан Указ о создании Министерства обороны
России. Временно исполняющим обязанности министра обороны стал сам Ельцин (7 мая на этот пост был назначен генерал Павел Грачев).  
           3 апреля 1992 по решению Ельцина Бурбулис был освобожден с поста первого вице-премьера правительства. Фактическим главой правительства стал первый вице-премьер Гайдар (формально исполняющим обязанности Председателя Совета Министров он был назначен в июле 1992).  
          6-12 апреля 1992
работал VI съезд народных депутатов РФ. На нем произошло первое серьезное столкновение парламента с правительством. 13 апреля кабинет министров подал в отставку, которую, правда, Президент не принял. Ельцин, выступая в заключительный день работы съезда, призвал парламентариев к скорейшему устранению разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти и заверил, что сделает для этого все возможное. Пытаясь достичь компромисса с парламентом, Ельцин заявил о своем несогласии с требованием участников митинга Движения "Демократическая Россия" (19 апреля) о разгоне Съезда.  
         В середине мая 1992 года разразился скандал вокруг выступления депутата В. Исакова, обвинившего Ельцина в злоупотреблении спиртным. Президент решительно отверг эти обвинения.  
         27 мая 1992 в интервью "Комсомольской правде" Ельцин впервые заявил о необходимости введения в стране прямого президентского правления.  
         В начале сентября 1992 года Ельцин отменил намеченный визит в Японию, ввиду непреклонности позиции японской стороны по вопросу о "северных территориях".  
         6 сентября 1992 на внеочередной сессии Верховного Совета РФ Ельцин впервые критиковал правительство за просчеты и ошибки в экономической политике. В частности, он выразил неудовлетворенность
работой некоторых членов правительства - Петра Авена, Андрея Нечаева, Александра Титкина. Ельцин призвал парламентариев к консолидации и сотрудничеству для ускорения процесса реформ.  
         Во время поездки в Астрахань в начале ноября 1992 года заявил, что "реваншистским силам" не удастся "на съезде одержать победу, свалить правительство и отобрать Гайдара у Президента". С подобным же заявлением он выступил на встрече с представителями "Гражданского Союза" 5 ноября 1992.  
          1 декабря 1992 в
Москве открылся VII съезд народных депутатов РФ. Накануне съезда Ельцин сделал еще одну попытку достичь компромисса с парламентом путем отстранения от должностей министров, наиболее резко критикуемых депутатами. В ноябре с поста вице-премьера и министра печати был снят Михаил Полторанин, был ликвидирован пост госсекретаря, который занимал Бурбулис (последний был назначен руководителем группы советников Президента). Лидерам демократических организаций Ельцин еще раз подтвердил, что "Гайдара не отдаст".  
           В первый день
работы съезда Президент выразил обеспокоенность по поводу "болезненных отношений ВС с правительством". Среди внеочередных мер по стабилизации политического положения в стране Ельцин назвал четкое разграничение функций законодательной и исполнительной властей, строгое соблюдение Федеративного Договора, принятие новой Конституции. Съезд признал работу правительства Гайдара неудовлетворительной. С антиправительственной речью выступил вице-президент Руцкой.  
            Ельцин предложил Съезду компромиссное решение, по которому назначение трех "силовых министров" требовало бы согласования кандидатур с Верховным Советом. Этим Президент надеялся добиться от депутатов утверждения Гайдара на пост премьер-министра, однако 9 декабря 1992 Съезд отклонил его кандидатуру и принял ряд поправок к Конституции, ограничивающих полномочия Президента.  
           10 декабря 1992 Ельцин выступил на съезде с обращением к согражданам, в котором заявил о невозможности дальнейшего сотрудничества со Съездом народных депутатов и спикером Хасбулатовым и объявил о назначении всенародного референдума в январе 1993 года по вопросу: "Кому Вы доверяете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение РФ - нынешнему составу Съезда и ВС или Президенту
России?". Ельцин предложил своим сторонникам покинуть зал заседаний, расчитывая, что съезд лишится кворума. Однако этого не произошло: в зале остались более 2/3 депутатов. Многие депутаты расценили действия президента как попытку переворота.  
          11-12 декабря 1992 в ходе переговоров при посредничестве Конституционного Суда было подписано соглашение между Съездом и Президентом. Ельцин согласился на отставку Гайдара (премьер-министром вместо Гайдара стал Виктор Черномырдин). Было подтверждено истечение срока действия дополнительных полномочий Президента РФ для проведения экономической реформы. На апрель 1993 года был назначен референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые Съездом поправки к Конституции, относящиеся к полномочиям Президента, заморожены до референдума.  
           В марте 1993 года
отношения Ельцина с депутатами вновь обострились. 3 марта 1993 на встрече с представителями партий и движений, входивших в коалицию "Демократический выбор", Ельцин сказал: "Я не присягал Конституции с поправками VI и VII съездов". 7 марта 1993 года он направил в ВC свой проект вопросов к референдуму (президентская республика, двухпалатный парламент, механизм принятия Конституции Конституционным совещанием, право частной собственности на землю).  
            9 марта на совещании Совета глав республик РФ он заявил, что готов на компромисс: его отказ от референдума взамен на новое конституционное соглашение, расширяющего полномочия Президента.  
             10 марта 1993 на VIII съезде народных депутатов РФ Николай Рябов в своем докладе подчеркнул, что Президент нарушил соглашение, принятое 12 декабря 1992, и "опять расширил свои полномочия за счет Съезда". В тот же день Хасбулатов заявил о том, что "соглашение 12 декабря" было политической ошибкой и потребовал отставки министра иностранных дел Андрея Козырева и председателя Госкомимущества Анатолия Чубайса. Съезд принял резолюцию, полностью дезавуирующую декабрьское соглашение.  
             20 марта 1993 Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором сообщил о подписанном им указе об Особом порядке управления страной (ОПУС) до преодоления конституционного кризиса. Президент назначил на 25 апреля проведение референдума о доверии президенту и вице-президенту, проектам новой Конституции и нового
Закона о выборах нового федерального парламента, объявил недействительными все решения ВС или Съезда, направленные на отмену или приостановление действия его Указов.  
             21 марта вскоре после полуночи состоялось телевизионное выступление вице-президента Руцкого, председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина и Генерального прокурора Валентина Степанкова, в котором они осудили решения Президента РФ, назвав их неконституционными. Хасбулатов квалифицировал действия Ельцина как попытку
государственного переворота. Был срочно созван Верховный Совет, назначивший на 26 марта созыв IX съезда народных депутатов.  
            25 марта 1993 был опубликован существенно измененный Указ Президента о проведении 25 апреля всенародного референдума - в нем не было упоминания об "особом порядке управления страной".  
            На IX съезде Президент вновь подвергся острой критике. 28 марта 1993 Хасбулатов представил Съезду проект постановления о проведении досрочных одновременных выборов Президента и Съезда, согласованный ночью на встрече Хасбулатова и Ельцина. Представители большинства депутатских фракций выступили с осуждением действий Хасбулатова "за спиной съезда", отвергли его предложение и поставили вопрос об импичменте Президенту и отставке Хасбулатова. В результате голосования оба остались на своих постах. При голосовании за отрешение Президента от должности "за" проголосовали 617 депутатов (для отрешения не хватило 72 голосов).  
Съезд принял решение о проведении 25 апреля всенародного референдума о доверии Президенту РФ, об одобрении социально-экономической политики Президента и правительства РФ; о назначении досрочных выборов Президента РФ и о назначении досрочных выборов народных депутатов РФ.  
          "Демократическая
Россия" призвала население высказаться "да" по всем вопросам референдума за исключением третьего - о досрочных выборах Президента (формула "да-да-нет-да"). Сам Ельцин призвал избирателей сказать четыре "да".  
           25 апреля 1993 состоялся референдум. Более 50 процентов принявших участие в голосовании выразили доверие президенту РФ и социально-экономической политике правительства. Этот результат Ельцин в своем заявлении сразу после референдума истолковал как то, что "политика реформ находится теперь под защитой народа". За досрочные перевыборы и народных депутатов и президента высказалось также более 50% участников голосования, но положительное решение по этим вопросам засчитано не было, как "носящим конституционный характер" и, следовательно требующим более 50% не от участников голосования, а от общего числа избирателей. 
             Еще до апрельского референдума вице-президент Руцкой выступил в Верховном Совете и обвинил членов правительства, и прежде всего Владимира Шумейко и Анатолия Чубайса, в коррупции и потворстве мафиозным структурам. Вскоре после этого Руцкой был освобожден от всех поручений, включая руководство Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью и коррупцией. Новый состав комиссии в августе 1993 года выдвинул обвинения в коррупции против самого Руцкого.  
            2 сентября 1993 Ельцин подписал Указ о временном отстранении и Руцкого и Шумейко от исполнения их обязанностей до проверки выдвинутых против них обвинений.  
              В сентябре 1993 Ельцин вновь назначил Гайдара первым вице-премьером РФ и исполняющим обязанности министра экономики.  
             21 сентября 1993 года Президент подписал Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Этим указом Ельцин распускал Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначал на 12 декабря 1993 выборы в новый представительный орган - Федеральное Собрание. В первоначальном тексте нового Положения о федеральных органах власти предусматривалось, что верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - будет формироваться из глав исполнительной и представительной властей 89 субъектов
Российской Федерации. Согласно Указу N 1400, действие Конституции Российской Федерации в части, противоречащей тексту Указа, "прекращалось".  
Несколькими днями позже Ельцин издал указы о проведении 12 июня 1994 выборов Президента РФ, а также о назначении на 12 декабря 1993 референдума о принятии новой Конституции - одновременно с выборами в Федеральное Собрание.  
            Его действия вызвали противодействие со стороны парламентариев, которые 23 сентября 1993 объявили президентские полномочия Ельцина прекращенными, в соответствии со статьей 121-6 Конституции, и поручили исполнение обязанностей Президента РФ А.Руцкому. Правомерность такого решения подтвердил Конституционный Суд.  
           Противостояние продолжалось две с половиной недели. 3 октября 1993 по призыву Руцкого сторонники парламента, получившие оружие, взяли штурмом здание московской мэрии, а затем безуспешно попытались захватить здание телецентра в Останкино. Телепередачи из Останкино были прекращены его руководством, а напавшая на Останкино толпа была рассеяна пулеметным огнем с большим количеством жертв. Президент ввел в
Москве чрезвычайное положение, продолжавшееся 2 недели. Утром 4 октября 1993 в Москву были введены войска, верные Ельцину, которые к вечеру того же дня, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Руцкого, Хасбулатова и других руководителей парламентского сопротивления.  
         Указом президента все организации, участвовавшие в вооруженном мятеже, а также оппозиционные издания были запрещены на период чрезвычайного положения. Позже Ельцин начал роспуск Советов всех уровней.  
6 октября 1993 Ельцин своим указом приостановил деятельность Конституционного Суда
Российской Федерации.  
           Роспуск парламента вызвал осуждение со стороны большинства председателей Советов, ряда руководителей республик в составе
России и нескольких глав администраций субъектов федерации. В этих условиях Ельцин отказался от идеи автоматического формирования верхней палаты парламента и назначил прямые выборы в Совет Федерации. Назначенное на 9 октября заседание Совета Федерации в старом составе было отменено.  
          12 декабря 1993 выборы в
Государственную Думу фактически выиграла оппозиция. Относительное большинство голосов (23 процента) получила по партийным спискам Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) Владимира Жириновского. Третье место получила Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) Геннадия Зюганова - 12,4%. Избирательный блок демократов-ельцинистов - "Выбор России" Егора Гайдара занял второе место, получив 15,51% - значительно меньше, чем рассчитывал, а еще один пропрезидентский список - центристская Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) Сергея Шахрая с трудом преодолел 5-процентный барьер.  
          Одновременно с выборами был проведен референдум по Конституции, в соответствии с которой президент получал практически неограниченную власть, а обе палаты парламента стали скорее
законосовещательными, а не законодательными органами. По Указу Ельцина новая Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало более половины участников голосования, в то время как действующий закон о референдуме требовал принятия решений, связанных с изменением Конституции, большинством от списочного состава избирателей. Поэтому в указе говорилось не о референдуме, а о "всенародном голосовании". Благодаря этому изменению правил, а также поддержке сторонников Жириновского, Конституция была принята.  
          В конце ноября 1994 Ельцин санкционировал попытку свержения сепаратистского режима генерала Джохара Дудаева в Чечне, который беспрепятственно существовал с осени 1991, продолжая - также, как до провозглашения независимости - получать от федерального правительства нефть и деньги.  
          14 июня 1995 отряд чеченских боевиков во главе с Шамилем Басаевым совершил вылазку на
российскую территорию, захватив больницу и заложников в г.Буденновске Ставропольского края. После неудачного для правительственных сил штурма больницы, в ходе которого погибла часть заложников, премьер-министр Черномырдин провел телефонные переговоры с Басаевым, в результате которых заложники были освобождены, а боевики получили возможность беспрепятственно уйти.  
            9 января 1996 чеченские боевики во главе с Салманом Радуевым захватила роддом города Кизляра в Дагестане, захватив более 2 тысяч заложников. Выпустив боевиков из Кизляра в обмен на освобождение части заложников,
российские войска, возглавляемые руководителем Федеральной службы безопасности М.Барсуковым, блокировали их 10 января в селе Первомайском на границе с Чечней, а затем в результате трехдневного штурма (15-18 января) взяли село, не сумев, однако, захватить С.Радуева. При этом часть заложников погибла, а часть была уведена вырвавшимися из окружения террористами на территорию Чечни.  
           В первом туре выборов 16 июня 1996 Ельцин получил 26.664.890 голосов, или 35,28% (Зюганов - 32,04%), во втором туре 3 июля - 40.208.384 голоса, или 53,82% (Зюганов - 40,31%) и стал таким образом Президентом
России на второй срок.  
          В промежутке между двумя турами, стремясь получить голоса сторонников генерала Александра Лебедя (завоевавшего 3-е место - почти 14,5 процентов) и других аутсайдеров первого тура, Ельцин назначил Лебедя секретарем Совета Безопасности РФ и уволил со своих постов министра обороны П.Грачева, первого вице-премьера Олега Сосковца, начальника Службы безопасности Президента Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова.  
           Между первым и вторым туром выборов Ельцин испытал серьезные недомогания и был вынужден отменить ряд встреч и визитов. Официальной версией отмены были проблемы с голосовыми свзяками, однако
слухи ходили самые серьезные: от двух сердечных приступов (27 и 28 июня) до якобы смерти в результате инфаркта в 4 часа утра 1-го июля.  
          Сведения о том, что у президента серьезные проблемы с сердцем, впервые просочились в прессу в конце 1995 - начале 1996 года. Еще в октябре 1995 Ельцин, возможно, перенес инфаркт миокарда (по словам ведущего научного сотрудника Института сердечно-сосудистой
хирургии им. А.Н.Бакулева, кандидата медицинских наук Михаила Алшибая, который первый публично высказал мнение о том, что Ельцину необходима операция. По словам Рината Акчурина, кардиохирурга Всероссийского кардиологического центра, между двумя турами выборов - в последние числа июня 1996 - Ельцин перенес несколько тяжелых приступов стенокардии. Во время приступов проводилась интенсивная антитромбозная терапия. Следствием стенокардии стало появление мелких рубцовых изменения на сердечной мышце. Большинство кардиологов, наблюдавших Ельцина, однако избегали употреблять термин "инфаркт миокарда".  
         В сентябре 1996 была официально признана болезнь президента ("ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения, кардиосклероз, постгеморогическая анемия и дисфункция щитовидной железы"). Ельцин прошел обследование консилиума врачей, после которого было объявлено о предстоящей ему операции на сердце.  
          19 сентября 1996 был подписан Указ N1378 "О временном исполнении обязанностей Президента РФ", согласно которому на время
хирургической операции на сердце у Ельцина все президентские полномочия (включая контроль за "ядерной кнопкой") в полном объеме будут переданы В.Черномырдину после дополнительного указа, в котором будет сказано, с какого дня и часа Черномырдин станет по совместительству вр.и.о. Президента РФ.  
           25 сентября 1996 Ельцин прошел обследование еще одного консилиума врачей, в котором участвовал 88-летний кардиохирург из США Майкл Дебейки, оперировавший в свое время в
Москве президента АН СССР М.Келдыша. М.Дебейки первым использовал аппарат "искусственное сердце" и сам создал более 70 хирургических инструментов.(2) Операция была признана необходимой и возможной после проведения терапевтических процедур в условиях стационара в течение 6-8 недель после проведения консилиума. Было объявлено, что операцию будет проводить ученик Дебейки Акчурин. По мнению Дебейки, умственная деятельность Ельцина может протекать в обычном режиме - он может продолжать работу с документами и проводить рабочие встречи, однако физические нагрузки ему категорически противопоказаны. Реабилитационный период, по мнению Дебейки, займет до двух месяцев. По словам Дебейки, 3/4 пациентов, перенесших операцию шунтирования, после нее активны и сохраняют полную работоспособность.  
             17 октября 1996 Президент РФ отправил Александра Лебедя в отставку с постов секретаря Совета безопасности РФ и помощника по национальной безопасности при Президенте РФ, объявив о своем решении в прямом эфире по ТВ и подписав указ о снятии Лебедя на глазах телезрителей.  
               5 ноября 1996 Акчурин провел операцию "аорто-коронарного шунтирования". Накануне операции президент подписал указ о передаче своих полномочий на время проведения операции Черномырдину. Утром 6 ноября с премьера были сняты обязанности и.о.президента. Было объявлено, что операция прошла успешно. Тем не менее в течение нескольких месяцев состояние
здоровья президента оставалось неустойчивым и фактически управление страной находилось в руках Черномырдина и Чубайса. Президент вернулся к активной деятельности в середине февраля 1997.  
             В марте 1997 Ельцин создал
Государственную комиссию по проведению Года согласия и примирения, став ее председателем. В марте-апреле 1997 произвел реорганизацию правительства (в частности, сократилось до двух количество первых вице-премьеров, которыми стали Анатолий Чубайс и Борис Немцов). Председателем правительства остался Черномырдин.  
              14 июля 1998 года Ельцин встретился в Кремле с председателем
Государственной Думы и лидерами думских фракций, где в ходе беседы пообещал не выставлять своей кандидатуры на выборах Президента РФ 2000 года, сказав при этом, что он желает, чтобы "Россия спокойно, с новым президентом начала работать". Кроме этого заявил, что вместе с ними они - "одна команда" и что он не видит никаких оснований для роспуска Думы, а также посоветовал прекратить дело с импичментом, что и было обещано думцами.  
             23 августа 1998 года отправил в отставку правительство Сергея Кириенко и назначил Черномырдина вр.и.о. председателя Правительства РФ. 24 августа Ельцин направил в
Государственную Думу письмо с предложением рассмотреть кандидатуру Черномырдина для назначения на пост Председателя Правительства РФ. После провала Черномырдина в ГосДуме вновь внес его кандидатуру на пост премьера. Но после второго провала Черномырдина предложил Думе голосовать за Евгения Примакова, который и был утвержден председателем Правительства РФ 11 сентября 1998 года.  
            16 марта 1999 Совет
Государственной Думы РФ назначил на 15 апреля 1999 рассмотрение вопроса об отрешении Б.Ельцина от должности Президента РФ.  
            31 декабря 1999 года ушел в отставку с поста Президента
Российской Федерации. И.о. президента, согласно Конституции РФ, стал Владимир Путин 
             Первым Указом, подписанным Путиным 31 декабря 1999 стал Указ "О гарантиях Президенту
Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", дающий пожизненную неприкосновенность бывшему Президенту РФ. 
             19 февраля 2003 г. Госдума отклонила в первом чтении и сняла с дальнейшего рассмотрения
законопроект, которым предлагалось лишить Ельцина гарантированных ему законом льгот и привилегий.  
             23 апреля 2007 года в 15.45 Борис Николаевич скоропостижно скончался от сердечного приступа.

     
Награды первого президента
Российской Федерации: 
Воинское звание - полковник, которое, будучи невоеннообязанным из-за отсутствия пальца, он получил еще будучи на партийной
работе в Свердловске.  
Награжден советскими орденами Ленина (1981), Трудового Красного Знамени (1971, 1974), двумя орденами "Знак Почета" (1966, 1981).  
Удостоен высшей
государственной награды Италии - Ордена Кавалера Большого Креста.  
Награжден белорусским орденом Франциска Скорины (2000).  
Кавалер Мальтийского Ордена.  
18 февраля 2000 года отказался от высшей
государственной награды Латвии в связи с преследованием ветеранов войны.
     
Семья Ельцина: 
Женат.  
Жена - Наина Иосифовна, до
замужества - Гирина (поженились в 1956 году), из крестьянской семьи, с 1955 по 1985 работала в Свердловском институте Водоканалпроект инженером, старшим инженером, главным инженером проекта, в настоящее время на пенсии. Ельцины познакомились во время учебы в Уральском Политехническом институте.  
У четы Ельциных 2 дочери - Елена Окулова и Татьяна Дьяченко. Обе
замужем.  
Внуки: Катя, Маша и Иван (дети Елены Окуловой); Борис, Глеб и Мария (дети Татьяны Дьяченко).
 

    СОБЫТИЯ 19-21 АВГУСТА 1991 ГОДА И РАСПАД СССР
    Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились  всей стране как дни победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г. Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка сделать шаг в прошлое заставила выйти на улицы в знак протеста тысячи москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19 августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором охарактеризовал ГКЧП, как “правый, реакционный, антиконституционный переворот”. Вокруг “Белого дома” собралось свыше 160 тысяч человек. Они построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о членах ГКЧП говорилось: “Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона”. В ночь на 21 августа была пролита кровь трех человек. А ранним утром, 21 августа был отдан приказ вывести войска из города.
    22 августа у “Белого дома” состоялся  многотысячный “митинг победителей”. Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили трехцветный флаг России”.
    Вместе  с падением ГКЧП окончательно пала и старая идеологическая система. 23 августа Ельцин подписал указ о “приостановлении деятельности компартии на территории России”, и уже на следующий день М.Горбачев сложил с себя обязанности генсека и призвал ЦК к самороспуску.
    8 декабря  1991 года в Беловежской Пуще  встретились руководители России, Украины и Белоруссии - Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич. Они подписали заявление, в котором говорилось, что республики СССР  становятся независимыми. Вместо СССР они создали Союз Независимых государств (СНГ).
    25 декабря президент СССР Михаил  Горбачев по телевидению в  своем последнем обращении к  народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем.
    Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными  стали достижения России во внешней  политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновение региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы.
    После распада СССР внешняя политика разделилась  на два направления: отношения с  независимыми государствами, бывшими  ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”. 

    Проводимые  правительством России радикальные  экономические реформы вызвали  неоднозначную оценку у населения . В стране назревал раскол общества и духовный кризис.
    Сильнейший  моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР.
    25 миллионов русских остались за  пределами России.
    К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали  проявляться сепаратистские и антирусские  настроения, искусно подогреваемые  бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств.
    Наших бывших союзников по социалистическому  лагерю интересует установление максимально  тесных контактов  со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО – организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России.
    Неуверенное поведение России на международной  арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему.
    Говоря  о духовном мире россиян в эту  эпоху, точнее о моментах оказывающих  деструктивное влияние на него, необходимо упомянуть и о последствиях резкого  отказа от существовавшей идеологии.
    Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами.
          Безусловно, последствия  такой 70-летней обработки еще долго будут напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают верить большевистским вожакам и их последователям, то в обществе еще надолго сохранится раскол на «красных» и «белых».  

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФОРМЫ
    Конституция Российской Федерации. Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 400) поправок к ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года. Принятие этих поправок привело к наличию серьезных противоречий между отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В результате многомесячной работы был разработан проект новой Конституции, которая, в целом, была компромиссной для всех политических сил общества. В этот период конфронтация исполнительной и законодательной власти достигла наивысшего накала. Верховный Совет был категорически против нового основного закона страны, поскольку он лишал его своевластия и перераспределял власть в пользу президента России. Но вместе с тем, поскольку Ельцин являлся гарантом демократических реформ, конституция была подготовлена для успешного и беспрепятственного проведения этих реформ. Новая Конституция наделяла президента большей властью, так как она (власть) была необходима для проведения демократических преобразований. 21 сентября 1993 года в результате непрекращающихся противоречий, тормозящих процесс реформ, президент Ельцин принял решение о роспуске Верховного Совета России. Однако члены Верховного Совета заявили о своем решении оставаться и работать в “Белом доме”. 3 октября во главе с вице-президентом А.Руцким и председателем Верховного Совета Р.Хасбулатовым они заблокировались в “Белом доме” и призывали народ идти и защищать “Белый дом”. Они провоцировали вооруженные действия. Фактически, они подталкивали народ на гражданскую войну. Единственным выходом из сложившейся ситуации было силовое решение конфликта. Борис Ельцин своим указом ввел в Москве чрезвычайное положение, а утром 4 октября войска полностью окружили дом Верховного Совета и до середины дня продолжали танковый обстрел. В Москве был введен комендантский час. Около 14.30 из здания бывшего парламента вышла группа людей с белыми флагами. Таким образом попытка государственного переворота была жестко подавлена. Ввод танков в Москву был, пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации, когда высокопоставленные лица, действуя неконституционными путями, хотели привести события к крупному вооруженному конфликту. Своими полномочиями и своей властью Борис Ельцин остановил эту попытку переворота и открыл путь к принятию новой демократической Конституции России, которая была необходима для продолжения реформ.
    12 декабря 1993 года всенародным голосованием  была принята новая Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим
    федеративным  правовым государством с республиканской  формой правления. Главой государства  являлся избираемый всенародным  голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

    Высшие  органы власти Российской Федерации

    (с  декабря 1993г.) 

    глава государства

    Президент РФ

      

    Исполнительная  власть                                     Законодательная власть

       Правительство РФ                              Федеральное Собрание – парламент  РФ

                                                                   Совет федерации   Государственная Дума

                                        Судебная власть
      

    Конституционный суд           Верховный  суд           Высший арбитражный суд
                                                    
    Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.
          Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.
    3а  годы реформ Россия избавилась  от ежегодных субсидии и других  льгот бывшим советским республикам  порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в «третьем мире» — еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны
    Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным воровским и полуворовским организациям и пр., и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год.
    Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.
    Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.
          В повседневные разговоры  россиян вошли такие экономические  термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.
          Полным ходом шло  и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации  на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.
      Снижение общего жизненного уровня. В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).
          В Комитете Госдумы  по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.
          Народ же в большинстве  своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.
          Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.
          Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.
    Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в  столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин  издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий.
    Во-первых, погибло много людей, среди которых  не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих родственников.
    Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.
    В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.
    Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно  было вполне решить мирным способом. Как  удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены  более широкие экономические  и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ.

 
    Принципы  внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
    Россия  и страны дальнего зарубежья. После  августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
    Заметно повысилась роль внешней торговли в  развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
    Сохранились торговые контакты между Россией  и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
    Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
    Распад  СССР разрушил традиционные экономические  связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
    Российское  правительство стремилось сохранить  интеграционные связи между бывшими  республиками в рамках СНГ. По его  инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.
    Межгосударственные  отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела  Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с  правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.