На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема лидерства и руководства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


             « Самарская академия государственного и муниципального управления» 

                                   Факультет менеджмента 
 
 
 
 

                                                                                                                Кафедра менеджмента  
 
 
 
 
 
 
 

                              Адамович Александр Олегович 

                              Курсовая работа на тему
                 «Проблема лидерства и руководства»
                  По дисциплине «основы менеджмента» студента
                           1-го курса очной формы обучения
               Специальность «менеджмент организации (в спорте) » 
 
 
 
 

 
Заведующий  кафедрой:
    Кандидат экономических наук, доцент 

                 Семёнычев Евгений Валерьевич 
       
 
 Руководитель:
    Кандидат психологических наук, доцент 

                   Фан-Юнг Ирина Валерьевна
 
 
 
 
 
 
                                           Самара 2010 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Проблемы лидерства и руководства. 
 

         Начнём  с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
         Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы. 
 

  Сущность лидерства 

    Слово  «лидер» многозначно, переводится  с английского языка  на  русский
как: 1) Ведущий, руководитель; 2)  Корабль,  возглавляющий  группу,  караван
судов; 3) Спортсмен  или спортивная команда, идущие первыми  в  соревновании;
4)  Едущий  впереди  велосипедиста  мотоциклист  (гонка   за   лидером).   В
менеджменте   лидерство   является   ключевой    ситуационной    переменной,
определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
    Лидерство  -  управленческие   взаимоотношения   между
руководителем  и  последователями,  основанные  на  эффективном  для  данной
ситуации сочетании  различных источников власти и направленные на  побуждение
людей к достижению общих целей.
    Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом  случае  влияние
на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности.  Процесс  влияния
на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил  название
неформального лидерства.
    Считается, что идеальным для лидерства является  сочетание  двух  основ
власти: личностной и организационной.
    Решение  проблем, возникающих перед группами  людей  при  достижении  ими
общей   цели   решалось   путем   сплочения   вокруг   одного   лидера.    В
предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это  позволяет  за
счет концентрации власти в одних  руках  решать  сложные  задачи  выживания.
Однако, такой  способ взаимодействия в  рамках  организации  имеет  и  слабые
стороны:
1)проведение организационных изменений зависит только от мнения  всего  одного
человека;
2)достигнув цели, лидер  стремиться  сохранить  свою  власть,  что  не  всегда
соответствует интересам остальных членов организации;
3)уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
    В  целом лидерство руководителя  признается последователями тогда,  когда
он уже доказал  свою компетентность и  ценность  для  отдельных  сотрудников,
групп и организации  в  целом.  Наиболее  характерными  чертами  эффективного
лидера являются:
-видение ситуации в целом;
-способность к коммуникациям;
-доверие сотрудников;
-гибкость при принятии решений.
    Таким  образом следует сделать вывод,  что  лидер  является  доминирующим
лицом любого общества, организованной группы, организации.  Лидера  отличают
ряд качеств, характеризующих  этот тип людей.
         Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства  в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях. 
 

                                 Отличие лидера от менеджера. 

    Любое  предприятие, учреждение может  рассматриваться в двух планах:  как
формальная   и   неформальная   организация.   Соответственно   двум    этим
организационным структурам правомерно говорить и о  двух  присущих  им  типах
отношений  людей:  формальных  и  неформальных.  Отношения  первого  типа  —
должностные,  функциональные;  отношения  второго  типа  —  психологические,
эмоциональные.
    Так вот, руководство, менеджмент — феномен,  имеющий  место  в  системе
формальных (или  официальных)  отношений,  а  лидерство  —
феномен, порожденный  системой  неформальных  (неофициальных)  отношений.
Причем роль менеджера заранее определена «на  табло» социальной  организации,
оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает  стихийно,
в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
    Руководитель  коллектива назначается  извне,  вышестоящим  руководством,
получает соответствующие  властные  полномочия,  имеет  право  на  применение
санкций (как  позитивных, так  и  негативных).  Лидер  выдвигается  из  числа
окружающих его  людей, в сущности, равных (или,  по  крайней  мере,  близких)
ему по статусу (служебному положению), он как бы «один  из  нас».  Вместе  с
тем  лидер  также  может  прибегать  к  санкциям  в  отношении  кого-то   из
партнеров, но эти  санкции носят неформальный  характер  (вроде  тех,  что  в
свое время  обнаружил  Э.  Мэйо  в  своём  эксперименте),  право на  их
применение нигде официально не зафиксировано.
    Здесь  следует обратить внимание еще  и на такой любопытный  момент.  Как
бы человек  ни стремился стать лидером (а  это, что скрывать, мечта многих  из
людей). А  вот в руководстве дело обстоит совсем иначе.  Менеджер  нередко  назначается  на свой пост независимо от того, воспринимают его  подчиненные  соответствующим
этой роли или  нет.
    Короче  говоря,  руководство,  менеджмент  есть  социальный  по   своей
сущности феномен, а  лидерство  —  психологический.  И  в этом  — основное
различие между  ними, хотя в то же время имеется  и немало общего.
    Во-первых, и руководство, и лидерство  являются  средством  координации,
организации отношений  членов социальной группы,  средством  управления  ими.
Только один из этих феноменов «работает»,  как  уже  говорилось,  в  системе
формальных,  официальных  отношений,  а  другой  —   в   системе   отношений
неформальных, неофициальных.
    Во-вторых, оба феномена реализуют процессы  социального влияния в группе
(коллективе). Но в одном случае  (руководство)  это влияние идет  главным
образом по  официальным  каналам,  тогда  как  в  другом  (лидерство)  —  по
неофициальным.
    В-третьих,  обоим  феноменам  присущ  момент   известной   субординации
отношений.  Причем  в  руководстве  он  выступает  достаточно  отчетливо   и
закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его  присутствие  гораздо
менее заметно  и уж заранее никак не очерчено.
    И  вовсе не случайно поэтому,  что нередко лидерство способно  переходить
в руководство, а руководитель становится  лидером  и  т.д.  Примеров  такого
рода трансформаций  в прошлом и настоящем великое  множество. В наше же  время
хороший  руководитель  организации  -  это  человек,  который   одновременно
является лидером  и эффективно управляет своими подчиненными.
    Таким  образом, необходимо еще раз  сказать что отличие понятие  лидера от
менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер.  Лидер  же
не  обязан  быть  менеджером.  Лидерство  встречается   как   в   формальных
отношениях, так  и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте. 

             Основные подходы к изучению проблемы в лидерстве: 

    Лидерство  ( это способность влиять  на  индивидуумов  и  группы  людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество  средств,
с помощью которых  можно оказывать влияние на других и вести людей за  собой.
  Какие   средства  влияния  и  стили   поведения  показали   себя    наиболее
эффективными  для направления усилий людей  на достижение целей организации? 

Подход с позиции  личных качеств.
    Согласно  личностной теории лидерства,  лучшие из руководителей  обладают
определенным  набором общих для всех  личных  качеств.  Развивая  эту  мысль,
можно утверждать, что если бы эти качества могли  быть выявлены,  люди  могли
бы научиться  воспитывать их в себе  и  тем  самым  становиться  эффективными
руководителями.  Некоторые из этих изученных черт ( это  уровень  интеллекта
и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл,  инициативность,
социальное и экономическое  образование  и  высокая  степень  уверенности  в
себе.
    Однако,  изучение  личных  качеств   продолжает  давать   противоречивые
результаты. Лидеры,  как  правило,  отличаются  интеллектом,  стремлением  к
знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным  участием  и
социально-экономическим  статусом.  Но  в  разных   ситуациях    эффективные
руководители  обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан  вывод,
что “человек не становится  руководителем  только благодаря тому,  что он
обладает некоторым  набором личных свойств”. 

    Поведенческие  теории лидерства
    Важный  вклад поведенческого подхода  в теорию  лидерства  заключается   в
том,  что  он  помог  провести  анализ  и  составить  классификацию   стилей
руководства. СТИЛЬ  РУКОВОДСТВА  в  контексте  управления  (  это  привычная
манера поведения  руководителя по отношению к подчиненным, чтобы  оказать  на
них влияние  и побудить  их  к  достижению  целей  организации.  Степень,  до
которой управляющий  делегирует свои полномочия,  типы  власти,  используемые
им, и его забота,  прежде  всего,  о  человеческих  отношениях  или,  прежде
всего, о выполнении.
       Каждая  организация   представляет   собой   уникальную   комбинацию
индивидов, целей  и задач. Каждый управляющий (  это уникальная  личность,
обладающая рядом  способностей.  Поэтому стили  руководства  не  всегда  можно
отнести  к  какой-то   конкретной   категории.   По   традиционной   системе
классификации  стиль  может  быть  автократичным  (это  одна  крайность)   и
либеральным (другая крайность)  или  это  будет  стиль,  сосредоточенный  на
работе,  и  стиль,  сосредоточенный  на  человеке
Качества, наиболее часто встречающиеся  у успешного лидера:
-Ум и логика ,Инициативность, Рассудительность, Гибкость
-Бдительность ,Честность ,Умение брать на себя риск и ответственность ,Знание дела
-Смелость ,Умение изменять себя ,Надежность ,Самостоятельность
-Потребность в достижениях ,Настойчивость и упорство, Энергичность ,Работоспособность 
 
 
 

    Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше
     До  недавнего времени в нашей  стране не было условий для  формирования лидеров и спроса  на них, а следовательно, не  было исследования проблем, связанных  с лидерством.
  Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:          - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;          - низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.          Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. 

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и  лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому  большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.          1. Типология лидерства.          Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.          Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости  от их теоретических оснований на три группы:
Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен  человеческой деятельности, что и  закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.
Лидерство по своей  природе способно сплотить людей  в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного  времени, постепенно решая задачи, подчиненные  общей цели.       

Существует два психологических типа лидеров : “игроки” и “открытые”.          Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. 

В итоге они  оказываются “калифами на час”.       
            “Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. 

Именно они  являются истинными лидерами, обладающими  непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:      
   - авторитарный;        
- демократический;        
- нейтральный  ( анархический).         
              Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности.
              Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. 

три типа руководства: · 
              Административное (иерархическое) подчинение. Четкое подчинение работников в соответствии с заданной иерархической схемой управления Компанией (у каждого подчиненного - один иерархический руководитель). Любое окончательное решение по использованию рабочего времени работника (в случае его перегрузки заданиями со стороны административного, функционального и оперативного руководителей) может быть принято лишь непосредственным административным руководителем данного работника или вышестоящим административным начальником. · Функциональное подчинение. Определяет режим регулярных подготовки и передачи разработанных материалов от одних работников фирмы другим. В этом случае работник регулярно передающий информацию находится в функциональном подчинении у получателя/потребителя (функциональный руководитель) данной информации. · Проектное руководство. Возможность привлекать все ресурсы (в т.ч. людские), необходимые для осуществления проекта от служб, не находящихся в административном подчинении у данного руководителя. Проектный руководитель может быть не один. После того как по-крупному были разграничены полномочия и ответственность между руководителями верхнего и среднего уровня возникла острая необходимость детализировать разграничения и связи между подразделениями в виде должностных инструкций. И такая работа началась. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией любой системы управления. Какую роль играют должностные инструкции в проектно-матричной структуре управления в системе регулярного менеджмента, курс на которую взял ЗАО “Кубанькровля”? Итак должностные инструкции: · определяют статус руководителя и сотрудника; · закрепляют иерархическую подчиненность каждого конкретного сотрудника; · определяют диапазоны ответственности сотрудников фирмы; · распределение полномочий внутри структуры; · порядок согласования, подписания и утверждения исполнительской документации; · “горизонтальные” взаимодействия руководителей и сотрудников; · требования к персоналу фирмы; · качественные и количественные критерии наступления ответственности сотрудников. В новой структуре управления ответственность за принимаемые решения сформирована в виде диапазонов ответственности для каждой должности. При этом предполагается, что все должностные лица знают, какая работа должна выполняться в закрепленном диапазоне ответственности.  

Эффективный лидер  помогает подчиненным идти путем, ведущим  к желаемой цели. Если мотивация  работника (уверенность в связи  величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оп­тимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей: 

• директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению); 

• поддерживающий (обращение с подчиненными как  с равными, помощь и поддержка  в работе); 

• ориентированный  на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование  выгоды от достижения этой цели); 

• участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении). 

На выбор стиля  влияют следующие ситуационные факторы: 

• качество подчиненных (вера в предопределенность результатов  — в связи между трудовыми  усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности); 

• организационные  факторы (содержание и структура  работы, система формальной власти, культура группы). 

Например, когда  задачи или цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий  стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентирован­ный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль. 
 

      При  характеристике   динамических   процессов   в   малых   группах,
естественно, возникает  вопрос о том, как группа организуется, кто  берет  на
себя функции  ее организации, каков психологический  рисунок  деятельности  по
управлению группой? Проблема  лидерства  и  руководства  является  одной  из
кардинальных  проблем социальной психологии, ибо  оба эти процесса  не  просто
относятся к  проблеме интеграции  групповой  деятельности,  а  психологически
описывают  субъекта  этой  интеграции.  Когда  проблема   обозначается   как
«проблема лидерства», то этим лишь отдается  дань  социально-психологической
традиции,  связанной  с  исследованием  данного  феномена.   В   современных
условиях проблема должна быть  поставлена  значительно  шире,  как  проблема
руководства   группой.   Поэтому   крайне   важно   сделать   прежде   всего
терминологические уточнения и развести понятия  «лидер» и «руководитель».
                       1. Лидер и лидерство.
       Лидер — это личность, за которой  все остальные члены группы  признают
право  брать  на  себя  наиболее  ответственные  решения,  затрагивающие  их
интересы и  определяющие направление и характер деятельности всей группы.
       Он может быть назначен официально, а может  и  не  занимать  никакого
официального положения, но фактически руководить коллективом  в  силу  своих
организаторских способностей. Руководитель  назначен  официально,  извне,  а
лидер  выдвигается  “снизу”.  Лидер  не  только  направляет  и  ведет  своих
последователей, но и хочет вести их за  собой,  а последователи не  просто
идут за лидером, но и  хотят  идти  за  ним.  Исследования  показывают,  что
знания и способности  лидера оцениваются людьми всегда значительно  выше,  чем
соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие
психологические  качества:  уверенность  в  себе,  острый   и   гибкий   ум,
компетентность  как доскональное знание своего  дела,  сильная  воля,  умение
понять особенности  психологии  людей,  организаторские  способности.  Однако
анализ реальных групп показал, что порой лидером становится  человек,  и  не
обладающий перечисленными качествами, и, с  другой  стороны,  человек  может
иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла  ситуативная  теория
лидерства, согласно которой лидером  становится  тот  человек,  который  при
возникновении  в  группе  какой-либо  ситуации  имеет  качества,   свойства,
способности, опыт, необходимые для  оптимального  разрешения  этой  ситуация
для данной группы. В  разных  ситуациях  группа  выдвигает  разных  людей  в
качестве лидера. В исследованиях Б. Д.  Парыгина  выделены  типы  лидеров  в
зависимости от  характера  деятельности  (универсальный  лидер,  ситуативный
лидер),  ее  содержания  (лидер-вдохновитель,   лидер-исполнитель,   деловой
лидер,  эмоциональный  лидер)  и  стиля  руководства  (авторитарный   лидер,
демократический лидер).
       Таким образом, лидером группы  может стать  только  тот   человек,  кто
способен привести группу к  разрешению  тех  или  иных  групповых  ситуаций,
проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы  личностные
черты, кто несет  в себе и разделяет те  ценности,  которые  присущи  группе.
Лидер — это  как бы зеркало группы,  лидер  появляется  в  данной  конкретной
группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является  лидером в
одной группе, совсем не обязательно станет вновь  лидером  в  другой  группе
(группа другая, другие ценности, другие ожидания  и требования к лидеру).
       С точки зрения масштабности  решаемых задач выделяют:
       1) бытовой тип лидерства (в  школьных, студенческих группах,  досуговых
объединениях, в  семье);
       2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении,
в различных  обществах: спортивных, творческих и  т. д.);
       3)  политический   тип   лидерства   (государственные,   общественные
деятели).
       Существует несомненная связь  между судьбой  лидера  бытового,  лидера
социального  и  лидера  политического.  Первый  всегда   имеет   возможность
выдвинуться в  лидеры другого типа.
       Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно
оценивать  ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного  прожектерства,  достаточно
точно  рассчитать  сроки  решения задач.   Мысль   о   том,   что   главная
отличительная  черта  способного  организатора  состоит  в   умении   быстро
находить эффективные  пути  и  средства  решения  задач,  подтверждается  на
каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона  Бонапарта:  “Мой
гений состоит  в том, что одним быстрым взглядом я  охватывал  все  трудности
дела, но в то же время и все ресурсы для  преодоления этих трудностей;  этому
обязано мое  превосходство над другими”.
       Талант руководства людьми основывается на целом комплексе  социально-
психологических качеств и свойств. Большую  роль  играет  доверие  и  любовь
масс к своему лидеру.
       Доверие к лидеру — это признание  его  высоких  достоинств,  заслуг  и
полномочий, признание  необходимости,  правильности  и  результативности  его
действий.  Это  внутреннее  согласие  с  носителем  авторитета,   готовность
действовать в  соответствии с его установками. Ведь заставить идти  за  собой
при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.  И доверие
это означает, что  люди  находятся  во  внутреннем  согласии  и  единении  с
лидером.
       Структура механизмов воздействия  лидеров на массу зависит от  свойств
последователей. Лидер находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального  лидера,  с  одной
стороны, соответствия ей, а с  другой  —  от  лидера  требуется  способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого  условия  последователи
не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
       В соответствии со  свойствами  последователей  лидером  выстраиваются
структуры воздействия  на них. Эти структуры призваны обеспечить,  во-первых,
инициирование активности,  координацию  действий  группы  и  обеспечение  ее
внешних  связей  и  престижа.  Во-вторых,  для  этого  надо   отрегулировать
межличностные отношения в группе,  обеспечить  личностную  поддержку  членам
группы.
       Лидерство — это процесс социальной  организации и управления  общением
и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом  (лидером),  который
наделен определенной властью.
       Лидерство - это не новый   стиль  руководства,  а  способ  организации
 власти в,  гражданском обществе с развитым  политическим сознанием всех   или
  большинства   его   социальных    слоев.    Такое    общество     возникло
сравнительно  недавно  либо   еще   только   складывается,   и  то  пока  не
везде.  Но это  перспектива  и  необходимость  истории  и  политики.   Члены
гражданского    общества   -   мыслящие   участники   политической    жизни,
поэтому  они   имеют   возможность   сознательно   выбирать   себе   лидера.
Поведение  же  лидера  должно   убеждать   их   в  том,   что  его  действия
правильны   и    выгодны,    а    не    продиктованы    своекорыстием    или
властолюбием.   Общество   со   своей   стороны   не   может  манипулировать
лидером.   Социальное   и   политическое    партнерство,     взаимопонимание
лидера и его  приверженцев - основа новой современной  политики.
              Итак,   лидерство    -    одно     из     проявлений   власти,
отличительное   свойство   политической   деятельности,   право    выдвигать
руководителя,   который   ее   осуществляет.   Это   явление    присуще    и
другим   видам  деятельности - производству вещей и идей,  науке,  спорту  и
т. д.
             Обязательное  условие  лидерства  -   обладание    властью    в
конкретных   формальных   или   неформальных   организациях   самых   разных
уровней  и   масштаба    -    от     государства     и      даже      группы
государств  до правительственных учреждений,   местного  самоуправления  или
народных  и  общественных   групп   и   движений.   Формализованная   власть
лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях  лидер имеет  социальную
и  психологическую,  эмоциональную опору в  обществе   или   в   коллективах
людей, которые  за ним следуют.
                        2. Качества присущие  лидеру. 

           Никакие  нравственные,   интеллектуальные,  духовные  добродетели
сами  по  себе не превращают политического деятеля в лидера.
            Выработка организаторских, управленческих  качеств лидера  -  это
проблема  его  собственного  обучения  и  воспитания.   Умение  сформировать
группу,  сплотить  ее,  определить  цели,  поставить  перед  обществом  (или
учреждением,  властью)  необходимые  задачи,   сформулировать   сплачивающую
общество программу - таковы современные требования к  политику.
             Политика,  ее    задачи,    цели    различаются    на    разных
уровнях  политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.
            В малой группе  роль   лидера   заключается   в   сплочении   ее
участников  и   направлении  их  деятельности.   От  него  требуется  тесное
личное общение  с  ближайшим  окружением.   При  этом  выявляются  и   играют
организующую   роль   его   личные   качества   умение  владеть   ситуацией,
принимать  решения,   брать   на   себя   ответственность,   делать   верный
политический     выбор    (людей,    проблем,     первоочередных     задач).
Одновременно  лидер  должен  уметь   удовлетворять   интересы   группы,   не
выходя  за пределы  права и гражданских норм и  не  ставя  свое  окружение   в
зависимость   от   своих   благодеяний.   На   отношения   с    группой    и
авторитет   лидера   оказывают   значительное   влияние   личный  стиль  его
поведения (авторитарный, жесткий или демократический).
            Иным оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,
 управления  страной,   политических  движений.  От  лидера  такого  масштаба
требуется  сплочение  интересов  широкой  общественной  базы  власти.  Здесь
имеют значение не  столько  личные  качества  лидера,   сколько  его  умение
формулировать   общие   политические   требования,    обнаруживать   высокие
критические  и  конструктивные,  творческие  качества,  общаться  с  гораздо
более широким  кругом людей и убеждать их.
            Лидер в этой ситуации удален  от тех,  кого он  ведет   за  собой.
Его  личные  качества обнаруживаются для них  слабее либо  совсем  утрачивают
значение,  но  его  лидерство   получает   моральную   оценку.   Он   должен
считаться   с   ней.   Его   успех   или   неудачи   воспринимаются   весьма
эмоционально.   Поэтому   большое   значение   имеет   способность    лидера
улавливать  настроения,   знать   подлинные   нужды   людей  и  выражать  их
интересы. Тогда  он становится символом движения, партии, общества.
            Таким образом,  на  всех  уровнях   политики   лидерство  реально
при  определенных условиях.  Лидер не только должен хотеть вести  людей   за
собой,  но   и   обладать   для   этого  необходимыми  качествами.   Ведомые
должны быть готовы идти за ним и выполнять  намеченную  им  программу.   Одно
  из   условий   лидерства   -    получение    максимальной   информации   в
минимальное   время.   Современные    технические    средства    связи     и
информации отвечают этому требованию.
                            3. Окружение лидера.
             Лидерство   предполагает   определенный   характер   ближайшего
окружения.   Оно  должно  быть   отобрано   по   деловым,   профессиональным
признакам.   Личная   преданность   -   важное   качество   окружения,    но
недостаточное для   современной  политики.   Единомыслие,   взаимопонимание,
интерес к делу,  взаимное  доверие,   уверенность  в правильности  выбора,
нравственная  устойчивость,   убежденность   также   дают   право   занимать
место    в   коллективе,    окружающем    лидера.    Привлекательными    для
окружения    выступают    престижность    места,    возможность     карьеры,
признание   в  коллективе  и вне его,  в  сферах  власти  и  управления,   в
обществе  и  в   стране.   Но  важно,   чтобы  все  это  было  при   высокой
профессиональной    компетентности.    Соратник    должен     иметь    ясное
представление  об  общем   состоянии дел,   которыми  он  занимается    под
руководством   лидера,   о   своей    роли,    обязанностях    в     группе,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.