На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Документирование деятельности туристического агенства на примере ООО "Фирма Сфера"

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
                Факультет документоведения
                Кафедра документоведения 
                 

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА НА  ПРИМЕРЕ ООО «ФИРМА СФЕРА»   

Дипломная работа студента  5-го  курса заочного отделения 
 
 
 

Допущена  к защите на ГЭК                                Научный руководитель
Зав.кафедрой документоведения                       Старший преподаватель
                       /Ученая степень, учёное звание/
                                                                               
__________                                                                           _____________  

«__» _____________   2010  г. 

Москва 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

                                                                                                                          С.                            
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….…...3 

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО - НОРМАТИВНОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….….17  

ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ФИРМА СФЕРА»…………………………………………….……...…42
       2.1. История создания и направление деятельности организации….....42
       2.2. Организационные документы организации……………………..…44
       2.3. Распорядительные документы организации………………….…....56
       2.4. Информационно – справочные документы…………………….…..61
       2.5. Кадровые документы организации…………………………….…...63
       2.6. Специальные документы организации ………………………….....68 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПРОЦЕССА               
ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ………………………………………….……….…77 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…………….….…84 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...87 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………….………………………….....93 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
      Туризм  является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.  Высокие темпы  его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.
      Предприятие, которое будет рассматриваться в данной дипломной работе и на основе деятельности, которой будет проводиться дальнейший анализ, является туристическое агентство «Фирма Сфера». Данная фирма является одной из крупнейших туристических фирм города Железнодорожный.
      Актуальность  темы.
      Туризм, как социокультурное явление  и особая сфера экономики в  России, формировался длительный исторический период под воздействием изменявшихся социально-экономических условий.
      С начала 1990-х г. в социально-экономической системе России произошли коренные преобразования. Сфера туризма не стала исключением. Наоборот, в ней, возможно, более ярко и ранее, чем в других отраслях народного хозяйства, проявились характерные черты и особенности движения России к рынку. Прежние методы централизованного партийно-государственного административного управления ушли в прошлое еще на начальном этапе социально-экономических реформ вместе с ликвидацией Государственного комитета СССР по иностранному туризму (Госкоминтуриста СССР), который был органом не только организационно-экономического, но и политико-идеологического контроля в сфере туризма.
      Движение  к рынку в сфере туризма  ускорилось, особенно в связи с  принятием, наряду с Конституцией РФ, провозгласившей свободу передвижения, первостепенных по своему значению законодательных актов, таких как Указ Президента РСФСР № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»1, Закон Верховного Совета России № 3615-1 от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»2.
      Указанные документы послужили основанием ликвидации монополии на организацию  туризма, в т.ч. международного, принадлежавшей крупным государственно-общественным структурам – всероссийскому акционерному обществу (ВАО) «Интурист», Бюро молодежного международного туризма (БММТ) «Спутник», Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС. Это привело к быстрому росту числа предприятий и организаций сферы туризма.
      Государственное регулирование в этой сфере после  целого ряда реорганизаций, проводившихся в последние годы, осуществляется Федеральным агентством по туризму, подчиненным непосредственно Правительству Российской Федерации3. Основными функциями, возложенными на Федеральное агентство, являются государственное управление и межотраслевая координация в сфере туризма, контроль и надзор за деятельностью турпредприятий, организация и руководство системой лицензирования и сертификации турпредприятий и туруслуг, методическое руководство,   обучение  и  повышение   квалификации кадров сферы туризма, статистический учет туристских ресурсов, привлечение инвестиций в сферу туризма, укрепление международных связей.
      В данной работе основное внимание сосредоточено  на изучении процесса документирования туристической фирмы, основной деятельностью которой является организация туризма.
            Принятой в стране классификации отраслей народного  хозяйства4, сфера туризма не идентифицируется как самостоятельная отраслевая система, хотя Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» признает туризм одной из приоритетных «отраслей» экономики5, а масштабы экономики сферы туризма не только позволяют, но и настоятельно требуют этого, т.к. отсутствие определенности и четкости в классификации туристских учреждений, организаций и предприятий затрудняет организацию управления и совершенствование документационного обеспечения.
            Изменения организации  и технологии работы предприятий  сферы туризма, вызванные необходимостью адаптации к рыночным условиям экономики  и жесткой конкуренции, требуют  соответствующего перестроения информационного и документационного обеспечения управления. Недостаточная изученность проблемы организации документационного обеспечения управления в сфере туризма сдерживает осуществление важных социально-экономических преобразований, развитие материально-технической базы, привлечение инвестиций, увеличение объемов и улучшение качества туруслуг, обеспечение безопасности туристов.
      Выбор темы дипломного исследования аргументируется, во-первых, необходимостью совершенствования  и повышения эффективности управления в сфере туризма; во-вторых, потребностью нормативно-правового регулирования и управления документацией в сфере туризма; в-третьих, необходимостью оптимизации использования информационных технологий управления в сфере туризма.
      Несмотря на то, что вопросы истории туризма в России, организации и совершенствования управления предприятиями сферы туризма и документационного обеспечения их деятельности неоднократно поднимались  в   различных   научных   изданиях, в   периодике,  были предметом обсуждения на различных научных и научно-практических конференциях, многие аспекты изучения   истории   становления  туризма, организации туристской деятельности и ее документационного обеспечения все еще остаются слабо освещенными в научной литературе.
      Цель  дипломной работы – исследование документирования деятельности туристического агентства «Фирма Сфера».
      Исследование заключается в научном анализе и обобщении истории становления, определение тенденций, направлений развития и дальнейшего совершенствования документационного обеспечения управления туристической организации.
      В соответствии с поставленными целями в дипломной работе решаются следующие  задачи:
      анализ нормативно-правовых и организационных основ управления туристической деятельностью;
      исследование истории создания и деятельности туристического агентства ООО «Фирма Сфера»;
        анализ видового состава документов, практики их оформления;
       
       
      выявление тенденций и определение направлений  дальнейшего совершенствования  документирования туристического агентства «Фирма Сфера».
      Объектом  данного диплома является законодательно-нормативное регулирование туристической деятельности, а также документирование деятельности организации.
      Предмет исследования является процесс документирования  деятельности туристического агентства "Фирма Сфера".
      Степень изученности темы.
      Проблема  совершенствования системы документационного  обеспечения  управления  в сфере туризма России до настоящего времени не была предметом специального историографического и документоведческого исследования, хотя в исторической и документоведческой литературе накоплен определенный опыт изучения аналогичных проблем, в основном, с целью получения практических результатов повышения эффективности работы аппарата управления.
      В некоторых работах историков, посвященных общим проблемам разных периодов истории Российского государства, его общественно-политических структур, экономики и ее отдельных отраслей, порой затрагиваются  и  фрагментарно   освещаются  различные события и факты, содержатся наблюдения и выводы, относящиеся к проблеме становления и развития системы управления и документации сферы туризма в России на различных этапах истории.
      Серьезный интерес представляет, например, большая  коллективная работа ученых Московского  государственного университета сервиса, являющаяся   результатом   масштабного  изучения  современного состояния и перспектив развития сервиса как особой отрасли народного хозяйства, составной частью которой является сфера туризма6. Историография начального развития туризма в России представлена в основном очерковыми работами, учебными пособиями и методическими разработками, предназначенными для обеспечения подготовки кадров сферы туризма. Авторами наиболее ранних публикаций 1930-1950-х годов по истории и организации туризма были Л.Н. Гуревич, С. Андреева, А. Антонов-Саратовский, В.А.Воробьева, В.В. Добкович7. Публикации этого периода носили ярко выраженный идеологический пропагандистский характер. Положительным в подобных публикациях было привлечение внимания широких слоев общественности к вопросам развития туризма, пропаганда туризма, методов его организации. Вопросы истории развития туризма в России и документирования организации туристской деятельности названными авторами не затрагивались. В последующих работах М.А. Ананьева, Р.А. Дьяковой, В.А. Квартальнова, М.Э. Немоляевой, В.Ф. Ходоркова, Б.Ф. Кудинова, Л.М. Логинова, Ю.В. Рухлова, Г.П. Долженко, Н.И. Прокофьева, В.В. Дворниченко, В.Ф. Касаткина, И.С. Шмелева, Б.Ф.Егорова, вышедших в основном в 1960-1990-х годах8, определяются факторы и направления развития туризма в целом и отдельных его видов. Работы последнего времени, в частности, научно-практические и учебные издания А.А. Крючкова, Г.Ф.Шаповал,   Г.С. Усыскина,  Л.П.Воронковой,
      В.А. Квартального9 отличаются значительно более глубоким проникновением в историю туризма, несмотря на то, что посвящаются порой отдельным аспектам, благодаря привлечению новых пластов документальных материалов архивов, ставших доступными в последнее время. Среди них, например, выделяется работа В.Э.Багдасаряна и И.И. Шнайдгена, предпринявших исследование состояния иностранного туризма в
      СССР  в период «холодной войны»10. Изучению истоков возникновения и направлений развития массового туризма посвящена специальная работа М.В.Соколовой11.
      В определенной мере углублению исследований способствовало постепенное накопление публикаций литературных произведений и документальных источников, оставленных  знаменитыми путешественниками, дипломатами, писателями, как российскими, так  и зарубежными, благодаря чему значительно расширилась источниковая база изучения истории туризма в России с древнейших времен до новейшего времени.
      Все это позволяет проследить особенности  изменений в организации туризма  в зависимости от социально-политических и экономических условий общественной жизни, характер которых обусловил исторический процесс  развития организации туристской деятельности и ее документационного обеспечения, что отражено в накопленной литературе, к сожалению, лишь косвенным образом. Важное значение в решении многих вопросов этой проблемы имеет изучение исторического и современного зарубежного опыта исследования истории и организации туризма, в связи с чем обращаем особое внимание   на   многочисленные  как  переводные,   так   и   не переведенные пока на русский язык работы зарубежных авторов по истории путешествий, туризма, организации туристской деятельности12. Особо важное значение имеет массив многочисленных работ историков-документоведов,   отражающих   различные  аспекты истории становления и
      развития  органов управления, делопроизводства, систем документации и документирования, унификации и стандартизации документов, научной организации управленческого  труда и создания предпосылок  для автоматизации информационных процессов. К сожалению, до сих пор нет специальных историко-документоведческих работ, посвященных рассматриваемой проблеме, для изучения которой в настоящее время, на наш взгляд, имеются необходимые условия.
      Наибольший  вклад в изучение вопросов истории  и развитие общей теории документоведения, как нам представляется, принадлежит известным научным центрам страны в этой области – кафедре документоведения Историко-архивного института (ИАИ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), до 1991 г. – МГИАИ, и созданному в 1966 г. Всесоюзному (ныне Всероссийскому) научно-исследовательскому институту документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).Существенным вкладом в развитие теории и решение практических задач документоведения является организуемая ВНИИДАД ежегодная международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе», материалы которой регулярно публикуются13.
      Отечественным документоведением накоплен большой  объем знаний, отраженных в научных  трудах, монографиях, сборниках статей, учебных и методических пособиях, материалах различных конференций. Особо выделим труды Митяева К.Г., Лившица Я.З., Цикулина В.А., Кузнецовой Т.В., Соковой А.Н., Ларина М.В., Мингалева В.С., Бачило И.Л., Банасюкевича В.Д., Красавина А.С., Илюшенко М.П., Андреевой В.И., Янковой В.Ф., Славко Т.И., Кузнецова С.Л., Пшенко А.В. и др., в которых получили развитие исторические, теоретические и прикладные проблемы документоведения, организации делопроизводства и документационного обеспечения управления, автоматизации работы с документами14, что не должно игнорироваться сферой туризма.
      Среди новейших исследований обращает на себя внимание коллективный научный доклад, к сожалению, до сих пор не изданный, ученых ВНИИДАД «Государство и эволюция систем документации»15, в котором содержатся принципиальные положения, касающиеся взаимосвязи истории государственных структур Российской Федерации и эволюции систем документации, определены основные факторы, вызывающие изменения в документировании и в документационных системах, в частности, Архивном фонде Российской Федерации, проанализированы законодательные акты в области административного права, информации, документации.
      Важное  методологическое значение для документоведения имеют докторская диссертация и  опубликованные монографии М.В.Ларина16, в которых проведено глубокое многоаспектное исследование современных проблем управления документацией, определены подходы и намечены перспективные направления их дальнейшего развития в Российской Федерации. Заслуживают самого внимательного отношения, разработанные М.В.Лариным методы практического решения проблем управления документацией как информационным ресурсом с помощью организационного проектирования, информационного менеджмента и выводы о том, что организация документов, процессов документирования и документооборота должны носить нормализованный, упорядоченный и законодательно закрепленный характер.
      Из  обширного круга различных публикаций по проблемам организации и автоматизации  процессов управления и документационного  обеспечения наиболее привлекательными для данной дипломной работы представляются изданные в последнее время научно-методические разработки по вопросам проектирования электронной документации и корпоративного электронного документооборота, среди которых выделяется работа М.В. Бобылевой,17 коллективная работа Д.А.Романова, Т.Н.Ильиной, А.Ю.Логиновой18, книги А.В.Данилина19 и работа В.А.Конявского и В.А.Гадасина20, научный доклад Н.Н.Куняева21, переводное издание книги американского специалиста Майкла Дж. Саттона22. В данных работах содержатся взгляды на электронный документооборот и различные элементы системы электронного документооборота, основанные на использовании компьютерных информационных технологий, излагаются методические основы их внедрения, обобщен отечественный и зарубежных опыт постановки задач и разработки решений по управлению документацией в корпоративных системах, требующих интеграции различных информационных платформ и аппаратно-программных средств.
      Проведенный анализ состояния теоретического фундамента формирования и совершенствования документационного обеспечения управления свидетельствует о том, что специфика видового состава документов, особенности организации и технологии работы с ними на предприятиях сферы туризма остаются за пределами внимания исследователей и не нашли отражения в научной литературе. В связи с этим, в дипломной работе предпринята попытка изучения процессов документационного обеспечения управления туристской организации.
Источниковая  база исследования определена предметом и задачами исследования и может быть подразделена следующим образом: основополагающие законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к организации управления в сфере туризма, документы высших органов государственного управления (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) об информации, документации и документационном обеспечении управления, архивном хранении документации23. Первостепенное значение для правового регулирования туристской организации имеют принятые в середине 1990-х годов законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ; «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (в редакции от 9 января 1996 года № 2-ФЗ); «О лицензировании международной туристской деятельности» от 12 декабря 1995 г. № 1222; и целый ряд других федеральных законов и подзаконных актов, принятых в развитие и дополнение законов; межведомственные нормативно-методические материалы по организации документационного обеспечения управления, проектированию и внедрению новых информационных технологий в органах управления24; ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»25; Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти26; Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления)27., Санкина Л.В., Быкова Т.А. Делопроизводство в коммерческой организации (на примере акционерного общества)28.
      Важное  значение имеет организационно-правовая, распорядительная и нормативно-методическая документация по организации документационного обеспечения управления туристической организации (уставы, положения, инструкции, правила и т.п.), регламентирующая организационно-функциональную структуру и организацию деятельности, задачи и функции, компетенцию, права и ответственность руководителей и специалистов.
      К ней примыкает специальная документация оперативного назначения, относящаяся  к организации и правовому  регулированию взаимоотношений  туристов и туристической фирмы; документация по совершенствованию системы документационного обеспечения и информатизации процессов управления и всей деятельности агентства, которую необходимо учитывать при выработке стратегии дальнейшего развития документационного обеспечения управления, совершенствования информационных процессов и взаимодействия структур управления на основе широкомасштабного применения новых информационных технологий, методов документирования и обработки информации.
      Документы, подвергнутые исследованию, позволяют осуществить анализ и получить оценку общего состояния реальной организации документационного обеспечения в туристическом агентстве «Фирма Сфера» и определить возможности его дальнейшего совершенствования.
      Научная и практическая новизна  дипломной работы связаны с тем, что документационное обеспечение управления в сфере туризма в 1990-х – 2000-х гг. впервые исследуется комплексно. В работе предпринимается попытка на основе системного подхода к изучению проблемы, при котором система документационного обеспечения управления туристической организации рассматривается как целостное явление, на основе анализа совокупности фактов и их взаимосвязей восполнить пробел в историческом документоведении, обусловленный тем обстоятельством, что до настоящего момента историко-документоведческих исследования документационного обеспечения управления предприятий сферы туризма носили фрагментарный и узко прикладной характер. Теоретическую значимость имеют выдвинутые в дипломной работе теоретическое обоснование оптимизации состава видов специальной туристической документации и совершенствования технологии документационных процессов в организации.
      Практическое  значение исследования состоит в возможности использования его выводов при планировании и проведении в дальнейшем научно-исследовательских и внедренческих работ по совершенствованию системы документирования и профессиональной подготовки кадров туристических агентств.
      Структура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами.
      Исследование  состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
      Из  введения, становиться понятно, какие  цели и задачи рассматриваются в  дипломной работе.
      В главе первой дается анализ законодательно-нормативного регулирования туристической деятельности.
      В главе второй представлено документирование деятельности туристического агентства  «Фирма Сфера».
      В главе третьей предложены направления  совершенствования процесса документирования в туристической организации.
      В заключение дипломной работы представлены основные выводы, которые были получены в результате исследования туристической фирмы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТУРИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

     Многие  годы сфера туризма, туристская деятельность, т.е. деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская деятельность), а также иная деятельность по организации путешествий (лицензирование, стандартизация этой деятельности, сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и др.) не имела надежного правового обеспечения. Такое положение порождало стихийное нормотворчество, вело к нецивилизованному развитию туристского рынка.
     Туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие  норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других, которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.
     С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации29 были устранены многочисленные наслоения и противоречия в прежнем законодательстве, созданы механизмы защиты экономических и личных прав граждан, определены основные права и обязанности предпринимателей, установлены правила имущественного оборота. Своими нормами Гражданский кодекс охватывает и сферу туризма. Хотя отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом30  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», практика оказания туристских услуг неизбежно сталкивается с применением гражданского законодательства.
     Туристская  деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно  Гражданскому кодексу  Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке31.
     Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь встает вопрос, - какой вид договора из перечисленных в Гражданском кодексе Российской Федерации следует заключать на рынке туристских услуг?
     Обратимся к закону.
     Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает  услуги как один из объектов гражданских  прав, а статьи 779-783, объединенные в  главу 39 ГК, посвящены договору возмездного  оказания услуг32. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги33. Далее в этой статье говорится, что правила главы 39 Гражданского Кодекса «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...».
     Казалось  бы, имеется прямое указание закона о виде договора по туристскому обслуживанию. Это должен быть договор возмездного оказания услуг.
     При этом туристские услуги будут оказываться  чаще всего не тем, кто реализовал туристскую путевку (турагент), а туристской организацией, непосредственно предоставляющей  услуги по проживанию, питанию, транспортные и другие услуги, т.е. третьим лицом.
     Такая возможность закреплена в  Гражданском  Кодексе, если об этом будет указано  в самом договоре между турагентом и туристом34.
     О возможности исполнения обязательств третьим лицом говорится также в  Гражданском Кодексе35: «Исполнение обязательств может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично36».
     Однако  в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятом после вступления в силу части второй Гражданского кодекса, за основу был взят договор купли-продажи, являющийся наиболее распространенным видом договора, применяемого в имущественном обороте.
     Семь  видов договоров купли-продажи  описаны в статьях  Гражданского Кодекса Российской Федерации37.
     По  договору купли-продажи, указывается  в  Гражданском Кодексе Российской Федерации38, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров  являются предметом договора, т.е. его  существенным условием, обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину «вещь (товар)»и признана как предмет рассматриваемого вида договора.
     Для вхождения туристской услуги в отношения  купли-продажи Законом об основах  туристской деятельности были введены: понятие «тур» как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский продукт», как право на тур, предназначенное для реализации туристу.
     Следует поддержать критику законодательного понятия туристского продукта как  право на тур39. Но, как пишет М.Б. Биржаков  «...в истоках римского права есть догма - закон плох, но он закон. Закон следует уважать и соблюдать, и поэтому формально - туристский продукт - право на тур, а по своему физическому существу комплекс услуг, работ и товаров; и сертификации, т.е. оценке соответствия качества, подлежат не права, а конкретные услуги, работы и товары».
     Объяснение  указанного в Законе понятия туристского  продукта как права на тур, предназначенного для реализации туристу, может быть следующее.
     Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это и есть имущественное право туриста на оказание туристских услуг, т.е. то, что подлежит купле-продаже. Здесь продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а туристский продукт - право на тур, реализация которого и приведет к результату - получению комплекса туристских услуг. Далее. Гражданском Кодексе Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора40. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.
     Приведенная норма Гражданского Кодекса Российской Федерации дает основание считать, что договоры на реализацию туристского продукта являются, по существу, смешанными договорами. В них содержится значительная доля признаков договора возмездного оказания услуг41, а также признаков договора розничной купли-продажи, где в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации продавец, осуществляющий предприниматель скую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью42. Кроме того, содержание Федерального  закона «Об основах туристской деятельности», в которой предлагается в общем непростая структура договора, указывает на то, что договор на реализацию туристского продукта является смешанным договором43.
     В условиях предпринимательства как сердцевины рыночных отношений туристская деятельность должна осуществляться, прежде всего, на основе социальных приоритетов.
     В последние годы образовалось значительное преобладание выездного туризма  над въездным, а следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная коммерциализация туризма и, как следствие, резкое падение конкурентоспособности внутреннего, а за ним и въездного туризма. В этой части государственное регулирование туристской деятельности (прежде всего принятие Закона о социальном туризме) должно быть нацелено на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма. Необходимо использовать также возможности, заложенные в  Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации44»: предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ (внутренний туризм) и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РФ (въездной туризм).
     Туристские  услуги, прежде всего внутреннего  туризма, должны быть доступными для  всех слоев населения. Лишь в этом случае появится серьезный стимул для  расширения рынка потребительских услуг, которые, в свою очередь, будут конкурентоспособными и обеспечат рост занятости в сфере туризма.
     Становлению туризма как сферы экономики  на базе Закона о туристской деятельности могли бы способствовать подготовка и принятие Кодекса туристского обслуживания. С введением в действие Федерального закона о туризме многие животрепещущие вопросы туристской деятельности получили правовое закрепление. Многие нормы этих законов - нормы прямого регулирующего действия, не требующие для их исполнения принятия других нормативных правовых актов. Есть в этих законах отсылочные нормы. Есть нормы, требующие конкретизации в других законодательных актах либо в актах органов исполнительной власти.
     Вместе  с тем в Федеральном законе о туризме отсутствуют нормы деятельности туристских организаций по предоставлению основных туристских услуг, удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Именно с целью получения туристских услуг граждане совершают туристские поездки.
     Кодекс  туристского обслуживания мог бы восполнить этот пробел. Структура кодекса могла бы быть следующей:
     Глава 1. Общие положения. Статьи: цели Кодекса и правовые основы туристского обслуживания, сфера применения Кодекса, основные понятия, туристские организации, оказывающие туристские услуги, лицензирование туристской деятельности и сертификация туристских услуг.
     Глава 2. Основные виды туристских услуг. Статьи: услуги по проживанию, питанию, транспортные услуги, культурно-массовые услуги, физкультурно-оздоровительные услуги, обслуживание на туристских маршрутах, экскурсионное обслуживание, дополнительные туристские услуги и порядок их оказания.
     Глава 3. Безопасность, медицинское обслуживание туристов, охрана окружающей среды. Статьи: обеспечение безопасности и страхование туристов, медицинское обслуживание туристов, природоохранные меры и экологическая дисциплина в процессе туристского обслуживания.
     Глава 4. Гарантии и ответственность. Статьи: права потребителей туристских услуг, гарантии по безопасности услуг, оказываемых туристу, ответственность туристской организации, информация о путешествии, ответственность гражданина.
     Заключительные  положения. Несколько слов о правовом обеспечении туристских связей между странами СНГ.
     Интеграционные  процессы, присущие экономическим системам стран СНГ, формируют правовое пространство, открывая при этом путь для единого туристского пространства, туристского рынка.
     Значительное  правовое воздействие на углубление интеграционных процессов государств - участников СНГ в сфере туризма  оказали: межправительственное Соглашение «О сотрудничестве в области туризма45», подписанное всеми правительствами СНГ, и Рекомендательный законодательный Акт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма46», принятый Ассамблеей.
     Постановлением  Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи по вопросам культуры, науки, образования и информации от 29 мая 1997 г. одобрена Межгосударственная целевая  программа «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция).
     Вместе  с тем темпы правотворчества  в сфере туризма (где интеграционные процессы обусловлены всеобщей заинтересованностью  стран Содружества), глубина правового  регулирования туристской деятельности, режим государственной поддержки внутреннего, въездного и социального туризма, правовая защита туристов и туристских услуг и ряд других положений правовых актов о туризме не могут удовлетворить потребности туристской практики.
     Существенное  воздействие на интеграционные процессы, в том числе в сфере туризма, оказывают двусторонние акты государств - участников СНГ. Так, правовой основой Союза России и Беларуси стали Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Устав Союза Беларуси и России, подписанный президентами этих государств 23 мая 1997 г. Согласно Устава47 задачами Союза в правовой сфере являются: развитие нормативной правовой базы в целях обеспечения дальнейшей интеграции государств - участников СНГ; унификация и согласованное развитие законодательства государств - участников СНГ; сотрудничество в области кодификации и систематизации нормативных правовых актов; взаимная юридическая помощь, сотрудничество в создании и развитии информационных баз данных в различных отраслях права.
     Каждая  из названных позиций Устава - это, по существу, направление в формировании также системы правового регулирования туристской деятельности в Союзе Беларуси и России, а возможно, и основ такой системы в рамках всех стран СНГ.
     Объектом  межгосударственного регулирования  могли бы стать в первую очередь основные нормативные понятия: туризм, турист, туристская деятельность, виды туризма, туристский продукт, туристская услуга, туристские ресурсы, договор и др. Их терминологические значения должны быть едиными и соответствовать понятиям, употребляемым в международной туристской практике по рекомендациям Всемирной туристской организации. Такой подход способствовал бы формированию правовой базы регулирования туристской деятельности в виде модельного законодательного акта, используемого при разработке национальных нормативных актов в сфере туризма в странах СНГ. Правовое поле стран Содружества в сфере туризма открыто. Так, провозглашение государственной поддержки таких приоритетных направлений туристской деятельности, как внутренний, въездной, социальный и самодеятельный туризм, должно быть организационно обеспечено принятием соответствующего закона. Правоотношения пользования туристскими ресурсами также требуют принятия законодательного акта о туристской ренте как разновидности экономической, где рентные доходы использовались бы исключительно для восстановления и расширения ресурсной базы туризма. Правового регулирования требуют вопросы профессионально-квалификационной структуры туризма и системы образовательных стандартов, классификации туристских организаций, маршрутов и экскурсионных объектов, а также вопросы обеспечения безопасности туристов, защиты их интересов за пределами своей страны и страхования при осуществлении туристской деятельности.
     Профессиональная  деятельность специалистов в сфере туризма требует знаний правовых основ рыночной экономики, и прежде всего норм гражданского законодательства (во многом сходных в разных странах Содружества), направленных на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений, установивших новые правила имущественного оборота48. К сожалению, предпринимательская практика ряда туристских фирм основана на стремлении обойти закон. Но коммерциализация туристской деятельности не должна сопровождаться беззаконием, в том числе по причине незнания закона. Незнание или непонимание закона не освобождает от ответственности. Специалист обязан ориентироваться в многочисленных юридических источниках, знать основные нормативные акты соответствующей отрасли права, уметь отстаивать права и интересы своей туристской организации со ссылкой на закон.
     В сфере туризма тесно переплетены  интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет  большое значение для государства  в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Россия располагает большим потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.  
     Полномочия  по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные  функции в сфере туризма в  Российской Федерации  осуществляет Федеральное агентство по туризму. Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона49.
     Федеральный закон определяет цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристической деятельности в стране; регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; их защите, обеспечении безопасности; регламентирует вопросы международного сотрудничества в указанной сфере; устанавливает, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального туризма, а также обеспечение соблюдения прав и свобод российских граждан при посещении иностранных государств.
     Несмотря  на то, что вопросы реализации государственной  политике в области туризма подробно регулируются действующим Российским законодательством, его нормы нуждаются  в дальнейшей регламентации и совершенствовании. 
     Федеральный Закон «Об основах туристической  деятельности в Российской Федерации» был принят 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ (в  ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ)
     Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого  туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
     Федеральный закон состоит из 9 глав.
     Первая  глава – Общие положения.
     В главе говориться об следующих основных  понятиях50:
     туризм - временные выезды (путешествия) граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
     туристская  деятельность - туроператорская и  турагентская деятельность, а также  иная деятельность по организации путешествий;
     туризм  внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно  проживающих в Российской Федерации;
     туризм  выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
     туризм  въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих  постоянно в Российской Федерации;
     туризм  международный - туризм выездной или  въездной;
     туризм  социальный - туризм, полностью или  частично осуществляемый за счет бюджетных  средств, средств государственных  внебюджетных фондов (в том числе  средств, выделяемых в рамках государственной  социальной помощи), а также средств  работодателей;
     туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
     турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных  и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
     туристские  ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
     туристская  индустрия - совокупность гостиниц и  иных средств размещения, средств  транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного  питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
     туристский  продукт - комплекс услуг по перевозке  и размещению, оказываемых за общую  цену (независимо от включения в  общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
     туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского  продукта, осуществляемая юридическим  лицом (далее - туроператор);
     турагентская  деятельность - деятельность по продвижению  и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
     заказчик  туристского продукта - турист или  иное лицо, заказывающее туристский продукт  от имени туриста, в том числе  законный представитель несовершеннолетнего туриста;
     формирование  туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
     продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского  продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
     реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
     экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях  на период менее 24 часов без ночевки  в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
     экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
     гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
     инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
     туристская  путевка - документ, содержащий условия  путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
     Во  второй главе говориться о государственном регулировании туристической деятельности. А именно о принципах государственного регулирования туристской деятельности, целях, приоритетных направлениях и способах государственного регулирования туристской деятельности51.
     Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный  орган исполнительной власти, на который  возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма52 (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма). Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров.53 Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.
     В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:
      полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;
      адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
      сведения об учредителях туроператора;
      серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
      серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
      фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);
      размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – договор страхования ответственности туроператора либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
      сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
      адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
     Ведение реестра осуществляется федеральным  органом исполнительной власти в  сфере туризма.
     В главе 3 говориться о правах и обязанностях туриста54.
     При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
     необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях  местного населения, о религиозных  обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
     свободу передвижения, свободный доступ к  туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
     обеспечение личной безопасности, своих потребительских  прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
     возмещение  убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации55;
     содействие  органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
     беспрепятственный доступ к средствам связи.
     Во  время совершения путешествия, включая  транзит, турист обязан:
     соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания56; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
     В главе 4 говориться об особенностях формирования, продвижения и реализации туристического продукта57.
     Туристский  продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
     Туроператор несет предусмотренную законодательством  Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
     Туроператор отвечает перед туристами или  иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
     Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени  туроператора его турагентами в  пределах своих обязанностей (полномочий).
     Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
     Реализация  туристского продукта58 осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей59.
     В главе 5 говориться  об объединение туроператоров, турагентов и туристов.
     Туроператоры  и турагенты в целях координации  их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов  могут создавать объединения  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации60.
     Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать  общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Деятельность  объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач61.
     Глава 5 посвящена туристическим ресурсам Российской Федерации62.
     Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также  не нанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства63.
     В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении  в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
     Каждому туристу выдается:
1. Договор  о реализации туристического продукта.
    Приложения к настоящему договору:
    1.1. Бланк  путевки Тур- 164.
    1.2. Заявка  на бронирование тура.
     1.3 Информация о туроператоре  и финансовом обеспечении туроператора.
     1.4. Памятка по стране (месту) путешествия.
    1.5. Памятка о вирусе гриппа A(H1N1)65.
     Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
     При расторжении до начала путешествия  договора о реализации туристского  продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей  статье, туристу и (или) иному заказчику  возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
     Туроператоры  и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны  незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.
     Глава 7 посвящена финансовому обеспечению.
     Юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность в сферах международного (выездного) туризма, международного (выездного) и внутреннего туризма, должны не позднее 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона66  иметь финансовое обеспечение в размере, предусмотренном настоящей статьей. В случае невыполнения туроператором указанного требования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, исключает сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров не позднее 15 дней со дня, следующего за днем истечения срока выполнения туроператором такого требования67.
     В главе 8 говориться о  международном  сотрудничестве.
     Правовую  основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации68».
     В целях продвижения туристского  продукта на мировом туристском рынке  федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации.
     Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
     Глава 9 посвящена  заключительным положениям. В ней говориться об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности.
     Нарушение законодательства Российской Федерации  о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок лицензирования турагентской и туроператорской  деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется действующим законодательством69.
     Туристическая лицензия - это лицензия на осуществление туристической деятельности и необходима для работы компании на рынке туристических услуг.
     Туристические лицензии подразделяются на турагентскую и туроператорскую. Различие этих двух лицензий, в основном, состоит в требованиях, предъявляемых к персоналу компании, получающей лицензию.
     Закон о лицензировании туроператорской  и турагентской деятельности был  принят постановлением Правительства  Российской Федерации 11 февраля 2002 года. В постановлении говориться о том, Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые Положение  о лицензировании туроператорской  деятельности и Положение о  лицензировании турагентской деятельности.
     2. Установить, что лицензии на осуществление  международной туристической деятельности, полученные в установленном порядке  до принятия настоящего Постановления,  действуют в отношении международной  туроператорской и турагентской  деятельности согласно указанному в них сроку, но не дольше 10 апреля 2002 г., и подлежат переоформлению в соответствии с настоящим Постановлением.
     Постановление Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 95 было редактировано 03 октября 2002 года № 731.
     В постановлении указаны сроки действия лицензии, кто может быть лицензиатом,  а также, какие представляются документы для получения лицензии.
     Лицензирующий орган при принятии решения о  выдаче лицензии, переоформлении, приостановлении  и возобновлении действия, аннулировании  лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется соответствующими статьями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности70».
     Рассмотрев  законодательное и нормативное  регулирование туристической деятельности можно сделать следующие выводы:
    Туристическая деятельность регулируется достаточно подробно. Основными законами являются:
        Гражданский кодекс Российской Федерации.
      Федеральный Закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». 
        Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
      Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
      Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».
    Отдельные вопросы документирования деятельности также затрагиваются законом. В законе о туристической деятельности указаны основные виды договоров, образующиеся в деятельности туристических агентств. В процессе работы используются следующие документы:
Агентский договор, договор купли-продажи, договор  о реализации туристического продукта, форма туристической путевки (БСО).
Также указан порядок организации, реорганизации  и ликвидации туристических агентств.
Проведенный законодательно-нормативный анализ регулирования туристической деятельности  показывает, что их нормативно-методическая основа находится в развитии, однако имеет серьезные недостатки и нуждается в существенном пополнении по целому ряду ключевых направлений.
Не затрагивается  законодательством:
    Документирование вопросов частичной оплаты за туристический продукт.
    Требуется, в частности, совершенствование классификации видов туризма и туристской деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ФИРМА СФЕРА»
2.1. История создания  и направление  деятельности организации 

     Общество  с Ограниченной Ответственностью туристическое агентство «Фирма Сфера» было учреждено в 2005 году на основании решения Учредителя Общества.
     В соответствии с Уставом фирма  занимается турагентской деятельностью.
Агентство предоставляет следующие виды услуг:
      Оказывает услуги  в области туризма, организация и участие в организации и эксплуатации отелей, турбаз, мотелей, услуги по организации экскурсий, обслуживание частных и деловых поездок, культурных, и других мероприятий;
      Организация  туристических поездок,
      Осуществление международной туристической деятельности в ближнем и дальнем зарубежье;
      Продажа авиабилетов на внутренние и зарубежные рейсы авиакомпаний различных стран;
      Реализация путевок в здравницы  и дома отдыха.
      Реализация путевок в детские лагеря.
      Агентство осуществляет отправку клиентов более чем  в 200 стран мира и является турагентом по направлениям:  Чехия, Венгрия, Италия, Голландия, Франция, Австрия, Англия, Швейцария, Турция, Египет, Тунис, Таиланд, Индия, Китай, Россия и др. Так же, агентство «Фирма Сфера» оказывает услуги по продаже  авиабилетов  практически в любые точки мира, более  чем  на  20 авиакомпаниях, в том числе такие как: «Аэрофлот», Air France, ВИМ-АВИА, Сибирь, Thai Airways, Катар Эйрвейз     и т.д.
      На  сегодняшний  день «Фирма Сфера» является сетью агентств АЛЬЯНСОМ ТУРЫ.ру и имеет в г.Железнодорожный агентскую сеть, 2 офиса. Агентство было удостоено дипломом за  успехи в развитии туристского бизнеса, и имеет сертификаты по таким направлениям как Россия, Украина, Турция, Египет, Вьетнам, Индия, Сейшельские острова и Шри – Ланка. Ежегодно принимает участие в выставках «Отдых» и MITT.
      «Фирма Сфера» одно из немногих использует дополнительные методы привлечения  клиентов: существует гибкая система скидок;  выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов,  ручек и т.п.); подарочных сертификатов и дополнительных призов.
      Сравнительно  молодое  агентство  уже  успело найти  своё  место  в  мире  туризма. 
      Согласно  Уставу единоличным    исполнительным    органом   Общества    является Генеральный директор.
Генеральный директор фирмы:
      без   доверенности   действует   от   имени   Общества,   в   том   числе представляет его интересы и совершает сделки;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.