На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Страховые организации как часть кредитной системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение________________________________________________________3 
Глава 1.Понятие кредитной системы 
1.1. Сущность кредитной системы и ее роль в экономике________________5 
1.2. Структура современной кредитной системы________________________7 
Глава 2. Страховые компании как элемент кредитной системы 
2.1. История развития страховых компаний в зарубежных странах _______10 
2.2. Основные формы страховых компаний и их особенности____________14 
Глава 3. Тенденции развития страховых компаний как элемента кредитной системы в России 
3.1. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы________________________________________________________20 
3.2.Перспективы развития перестраховочной деятельности____________24 
Заключение____________________________________________________27
Список использованной литературы_______________________________29
Приложение____________________________________________________30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
     Кредитная система государства традиционно рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.
    С точки зрения функционального аспекта, под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.
     С точки зрения институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.
     Кредитный институт представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть из следующих банковских операций:
— привлечение  денежных средств физических и юридических лиц во вклады, причем привлекать денежные средства физических лиц могут только организации старше одного года;
— размещение этих средств от своего имени и  за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
— осуществление  расчетов по поручению владельцев счетов;
—  инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;
— купля  и продажа иностранной валюты;
— привлечение  и размещение драгоценных металлов;
— выдача гарантий.
  Кредитные  системы отдельных стран при  всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые учреждения представлены инвестиционными фондами, финансовыми и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами. Эти институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. 1 

     Страховая компания - это исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, обособленная структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной обособленности его ресурсов, их полном самостоятельном обо-роте. Страховая компания функционирует' в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и "встроена" в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.2
 
      Целью данной работы является рассмотрение страховой организации как     части кредитной системы,а именно : рассмотрение современной кредитной системы,определение роли страховых компаний в кредитной системе,а также выявление проблем и перспектив развития страхования. 
 

1.1.  Сущность кредитной  системы и ее  роль в экономике
    Современная кредитная система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы). Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
    В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен Центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).
    Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночной экономики и все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ.
     В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях:
—продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения(банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;
—коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные  операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
    Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств.      Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Структура современной кредитной системы
    Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:
I. Центральный  банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский  сектор: коммерческие банки, сберегательные  банки, инвестиционные банки,  ипотечные банки, специализированные  торговые банки.
III. Специализированные  небанковские кредитно-финансовые  учреждения: страховые компании, пенсионные  фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
    Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга.     Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее каждая страна имеет свои особенности.
    Так, в кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем институт ипотечных банков занимает в Германии большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. Для Франции характерно разделение банковского звена в основном на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные банки.
    Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.
    Кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
    Ряд азиатских стран - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Индонезия, Индия - имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу.
    Не подлежит сомнению тот факт, что государство должно активно вмешиваться в экономику для проведения своей социально-экономической политики, а так же замещение рыночного механизма там, где он дает сбой. 
   Существует два основных способа:

· прямое административное вмешательство (установка  цен, рационирование товаров),
· косвенное  экономическое регулирование (выработка  и осуществление государством денежно-кредитной  политики).
    Нормальное функционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одного экономического субъекта, деньги способствуют движению товара, и облегчают расчеты.
    Движение денег обслуживающее реализацию товаров, а так же платежи расчеты в национальной экономике называется денежным обращением.
    Форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, образует денежную систему. Государство определяет следующие элементы денежной системы:
· национальную денежную единицу,
· масштаб цен,
· виды денежных знаков имеющих законное хождение,
· порядок  эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения),
· формы  безналичного платежного оборота.
     Государственный институт, осуществляющий регулирование денежного обращения: Центробанк. В зависимости от того, какой материал выполняет функции денег, выделяют два типа денежных систем:
· металлических  денег 
· и  бумажных денег.
     В случае металлического денежного обращения, в качестве денег используют золотые, серебреные монеты. При обращении бумажных денег, платежным средством выступают банкноты, чеки, векселя. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке.
    Денежный рынок - это одна из разновидностей товарного рынка, часть рынка ссудных капиталов.
    Агентами денежного рынка являются в основном банки, а так же другие финансово - кредитные институты, как и на любом другом рынке, на денежном рынке основными элементами механизма его функционирования является спрос и предложение.
    Спрос на деньги это общее количество денег, которое домохозяйства, предприятия и государство желают иметь в данный момент.
    Денежное предложение это денежная масса в обращении.
    Предложением денег обеспечивается центральным банком, который выпускает в обращение банкноты, кроме того деньги создают и коммерческие банки, представляя кредиты предприятиям и населению.4 
 

Глава 2. Страховые компании как элемент кредитной  системы
2.1. История развития  страховых компаний  в зарубежных странах.
    Истоки страхования уходят так далеко в прошлое, что невозможно установить точную дату его возникновения.     Если относительно легко найти остатки строений, произведений искусства или другие материальные следы минувших цивилизаций, то труднее воссоздать, как жители первых городов организовывали сферу услуг в экономике. Однако среди остатков поселений доисторического, античного, средневекового и раннего нового периодов цивилизации обнаружены амбары, в которых люди хранили неприкосновенные запасы продовольствия. Библейская история об Иосифе, истолковавшем сны фараона, царя Египетского, иллюстрирует принципы, по которым организовывались и использовались эти запасы.
    Опыт показывает, что время от времени случались неурожаи или происходили нападения врагов, и тогда горожанам нельзя было пользоваться урожаем, выросшим в окружающей местности. Можно было бы предоставить каждому горожанину самому обеспечивать себя на такие случаи, но даже жителям древних городов было ясно, что гораздо эффективнее создать общий запас. Скромный налог можно было бы собрать с каждого, кто имеет возможность, в урожайные годы, когда цены на продовольствие низки. 
    Культуры, которые могут храниться, например пшеница, можно было бы приобрести для запасов за деньги: фермеры радовались бы возможности продать больше (и по лучшей цене), чем они продали, если бы не осуществлялись централизованные закупки продовольствия для запасов.

    Если случится неурожай или город будет осажден, запасенные продукты будут использованы для спасения городского населения. Поэтому понятие общего фонда (в данном случае продовольствия) закрепилось в человеческом сознании. Идея показала высокую эффективность, особенно в связи с введением понятия риск.
    В конце XV века, когда европейцы начали предпринимать крупные путешествия в Азию и Америку, которые привели к т.н. «торговой революции» 
(предшествующей более известной «промышленной» революции), понятия «риск» и «общий фонд» слились воедино.

    Если небольшой флотилии малых кораблей удастся добраться из Европы, скажем, до Индонезии, торговать там и вернуться с грузом экзотических товаров, существует риск того, что не все корабли завершат плавание. Штормы могут потопить одни суда, на других кончатся запасы продовольствия (или команда полностью погибнет от эпидемии), другие собьются с курса и пропадут, некоторые могут затонуть из-за перегруженности, плохой конструкции или повреждений от древесных вредителей. Людям, которые вкладывали свои средства в такие рискованные операции, представлялось целесообразным разделить между собой риск, чтобы ни один из инвесторов не потерял своих денег полностью из-за того, что именно его корабль будет тем самым единственным пропавшим. Для этого было выработано два способа.
    Первый состоял в создании совместного предприятия, через которое инвесторы вкладывали деньги в несколько кораблей с общим грузом, распределяя между собой риск убытков и все прибыли, которые могли образоваться в итоге предприятия.
    Второй путь – это страхование, система, при которой владелец корабля и/или груза (индивидуальное лицо или компания) предлагает денежную сумму другим людям, которые согласны компенсировать ему потери, если данный корабль потерпит неудачу в предпринятом рейсе. Таким образом, совместные 
(акционерные) общества и страхование стали дополнять друг друга, а не развиваться в конкуренции друг с другом. Группа людей или компании собирали денежные премии в обмен за обещание выплатить возмещение владельцу судна в случае его потери. Эти страховщики создавали общий фонд, который они обещали использовать для выплат страхователям в случае наступления риска.

  На ранних стадиях этого процесса, если риск наступал, страховщик вынужден был продавать какое-то имущество (или снимать деньги со счета в банке), чтобы уплатить то, что он должен страхователю. Этот принцип до сих пор применяется корпорацией Ллойд, где то же самое обещание платить возмещение составляет основу договора. Люди, получившие статус «членов 
Ллойда», обязаны платить из своих личных средств, если риск, который был 
«подписан», наступил. Термин «подписывать» (англ. to underwrite) обозначает именно то, как и звучит: составляется документ, который определяет риск 
(предмет страхования), и лицо, страхующее его (или его представитель), пишет внизу данной бумаги долю риска, которую готов принять.

    Не так много времени потребовалось некоторым бизнесменам, чтобы понять, что многие члены общества не желают принимать такие большие риски на индивидуальной основе, как это принято в корпорации Ллойд. Поэтому концепция акционерного общества была применена в новых условиях. Людям предлагали купить акции страховых компаний. Компания нанимала бы на работу специалистов по приему рисков – андеррайтеров, и если бы риск наступал, она выплачивала бы возмещение страхователю из общего фонда, которым распоряжались бы как инвестициями. Фонд создавался бы за счет средств, полученных компанией от продажи собственных акций, плюс доходы от инвестиций средств фонда, плюс премии, собранные со страхователей.
    Предусматривалось, что профессиональные андеррайтеры, определяя, какую долю риска принять и за какую премию, позволят фонду всегда быть в состоянии выплачивать возмещение страхователям, если риск наступал, а также выплачивать дивиденды акционерам, достаточно привлекательные, чтобы оправдать вложение их средств.
    Начальной сферой приложения усилий страховых компаний стало страхование от огня. В густонаселенных городах XVII века большинство домов были деревянными. Огонь обеспечивал отопление и приготовление пищи, свечи использовались для освещения. Поэтому риск пожара в городском доме был высок. В сельской общине, избежавшей урбанизации, все соседи собирались помочь восстановить сгоревший при пожаре дом. Там действовал принцип взаимопомощи. В отличие от этого, на городской улице соседями семьи, потерявшей кров, окажутся, например, ткачи, сапожники, клерки или рыбаки, у которых не будет ни времени, ни умения помочь соседям восстановить уничтоженное огнем жилище. Вместо этого они все готовы уплатить премию страховой компании, которая обещает две вещи: предоставить услуги пожарной команды (т.е. локализацию пожаров для предотвращения их распространения и минимизацию новых пожаров) и выплатить застрахованному лицу возмещение, достаточное для найма необходимых специалистов (строителей, каменщиков, плотников и др.) для устранения повреждений или восстановления сгоревшего дома.
    Параллельно со страхованием от пожаров возникли фонды страхования жизни. И к середине XVII века были созданы страховые компании и взаимные общества, которые занимались страхованием жизни.
    Чуть позже из классических видов страхования – морского, от огня и страхования жизни, появилось большое разнообразие подвидов страхования.5
    Конечно же, в настоящее время страхование за рубежом очень сильно развито. Есть огромное количество страховых фирм, видов и форм страхования,о которые мы рассмотрим в дальнейшей работе. 

 
 
 
 
 
2.2. Основные формы  страховых компаний  и их особенности
    В отличие от банков и других кредитно-финансовых институтов страховые компании имеют более широкие организационные формы, которых в настоящее время насчитывается четыре.     Первая форма организаций страховых компаний совпадает с организационными формами других кредитно-финансовых институтов в том, что построена на акционерной основе. В этом случае страховые компании выпускают акции и являются акционерными обществами. Данная форма организации характерна как для компаний страхования жизни, так и для компаний страхования имущества и от несчастных случаев.
   Вторая форма организации страховых компаний носит название на «взаимной основе» (mutual): каждый полисодержатель является совладельцем, т.е. акционером компании, но на базе не акции, а страхового полиса. Компания в этом случае не выпускает акции. Такая форма организации наиболее типична для компании страхования жизни и широко распространена в США (2/3 объема премии и свыше 70% активов), Канаде, Англии, Австралии.
    Третьей формой организации страховых компаний является взаимный обмен (reciprocal). При этом компания, сформированная, по существу, на кооперативных началах, действует от имени отдельных лиц или компании. Через центральную контору компании ее участники обмениваются страховыми рисками, страхуя самих себя, и не продают страхование на сторону. Такие компании называют компаниями внутреннего страхования, или взаимного обмена. Они занимают незначительное место в страховых операциях и действуют в основном в сфере страхования автомобилей и от огня.
    И, наконец, четвертая форма организации — система Ллойд, состоящая из синдикатов» в которые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется среди членов синдиката или между всеми участниками Ллойда. Дела принимают брокеры и получают за посредничество брокерские (комиссионные). Систему Ллойда возглавляет специальный комитет, осуществляющий контроль за деятельностью синдикатов и принимающий новых членов. Эта форма характерна для Англии и Германии.
    Особенностью накопления капитала страховых компаний является поступление страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов, или ставок, а также дохода от инвестиций.
    Специфика накопления капитала у страховых компаний в основном сводится к расчету страховых премий. Однако она существенно различается для страхования жизни и страхования имущества. Наиболее сложным является расчет премии в страховании жизни. Компания при расчете страхового тарифа должна учитывать три основных элемента: фонд выплаты страхового возмещения (покрытия убытков), расходы по ведению страховых операций (содержание персонала в лице служащих и страховых агентов), доход от инвестиций. Но главное значение при определении страховой ставки имеет резерв взносов, который создается за счет нетто-ставки для выплаты страховых сумм (возмещения) и надбавки на покрытие расходов но ведению страховых операций.
    Величина нетто-ставки зависит от уровня смертности застрахованного населения и нормы доходности самого резерва. С помощью таблиц смертности, содержащих показатели смертности населения в отдельных возрастах и дожития при переходе от одного возраста к последующему, определяется непоставка, т.е. сумма, подлежащая выплате застрахованному через определенное время.6 
 
 

Виды  страхования 

    В настоящее время в промышленно развитых странах действуют следующие виды страхования жизни:
     1. обычное (личное);
     2. групповое (полис на несколько  человек);
     3.кредитное  страхование (гарантии банкам и финансовым компаниям в случае смерти заемщика);
     4.промышленное (страхование рабочих по профессиональному  признаку);
     5.страхование  пенсий (аннуитеты).
    Виды страхования разбиваются по признаку страхового срока:
    пожизненное (до наступления смерти);
    срочное (от года и более).
    Страхование от несчастных случаев включает два вида:
    от несчастных случаев рабочих и служащих;
    от несчастных случаев и болезней населения.
    Страхование имущества делится на следующие виды:
    от огня;
    автомобильное,
    авиационное,
    морское (страхование корпуса, груза и ответственности перед третьими лицами).
 
 
 
 
 
Методы  страхования
    Данные виды обычно объединяются под общим названием транспортное страхование. Среди этих видов страхования широко используются, помимо прямого страхования, методы:
    сострахования (разделение риска между компаниями при заключении страхового договора);
    перестрахования (последующая после страхования передача риска другим компаниям в целях снижения ответственности по выплате страховых убытков).
    Результатом финансовой деятельности страховых компаний являются прибыль и резервы страховых взносов как разница между страховой премией и выплатой страхового возмещения плюс расходы по ведению операций. Прибыль навсегда оседает в компании, а резервы взносов как будущие обязательства перед полисодержателями направляются в индии.
   Пассивные и активные операции страховых компаний также носят специфический характер и существенно отличаются от аналогичных   операций   банков   и   других   кредитно-финансовых учреждений.
    Пассивные операции страховых компаний формируются в основном за счет страховых премий, которые уплачивают юридические и физические липа. Доля других статей пассива незначительна, что подтверждают данные таблицы. Сюда обычно акционерный капитал (если компания акционерная), резервный капитал, накапливаемый за счет прибыли, а также прочие статьи, которые могут включать имущество компании и некоторые другие поступления.
    Активные операции складываются из инвестиций в государственные облигации центрального и местного правительств, в облигации и акции частных корпораций, ипотеку и недвижимость, а также в займы под полисы. Особенностью этих вложений страховых компаний является большая доля ценных бумаг корпораций и ипотечных кредитов.
    Важное место в активах компаний страхования жизни занимают также займы под полисы и вложения в недвижимость. Займы под полисы — это, по существу, кредитование лиц, купивших страхование в данной компании.
    Особенность активных операций компаний по страхованию жизни заключается в том, что это в основном долгосрочные вложения на 5, 10 и более лет. Страховые компании располагают для этого достаточными долгосрочными страховыми резервами и являются основными поставщиками долгосрочного капитала на национальных рынках ведущих западных стран.
     
 
Глава 3. Тенденции развития страховых компаний как элемента кредитной  системы в России
Особенности современного этапа  развития страхования в России     Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций. 7
    Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в силу с 1 января 1993 г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка . Вступление в силу с марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу .8 В результате в 1990-е годы в Росси были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности .7
    О развитии страхового рынка в России можно судить, прежде всего, рассмотрев динамику объема поступлений страховых премий, а также немаловажным фактором, оказывающим влияние на отношение потенциальных потребителей к страхованию, является соотношение между качеством страховых услуг и ценой на них - является уровень страховых выплат (табл.1). Этот выражаемый в процентах показатель рассчитывается как соотношение между размерами страховых выплат и страховых премий и свидетельствует о том, какая часть страховых взносов направляется страховщиками на осуществление страховых выплат в связи со страховыми случаями .7 

 
 
 
3.1.Проблемы  развития страховых  компаний в структуре  кредитной системы
    По данным Федеральной службы страхового надзора, за 1 полугодие 2007 года страховые организации увеличили сбор страховых премий на 23,6%. Общая сумма страховых премий составила за отчетный период 363,2 млрд. руб. При этом страховые выплаты увеличились на 31,2 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 200 млрд. руб. [11].     Премии по добровольному страхованию увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 21% (207,8 млрд. руб.). За счет добровольных видов страхования страховщики получаю большую часть сборов - 57,2%. Премии по обязательному страхованию составили 155,4 млрд. рублей, что на 27,8% превысило данный показатель прошлого года (42,8% от всех сборов).
    Сборы по страхованию жизни увеличивались наиболее динамично среди добровольных видов - их объем вырос в полтора раза и составили 13,4 млрд. руб. Выплаты по страхованию жизни равнялись 7,9 млрд. руб. По личному страхованию (кроме страхования жизни) было получено 56,4 млрд. руб. (что на 12,6% выше показателя прошлого года) - сюда входят сборы по страхованию от несчастного случая и добровольное медицинское страхование. Имущественное страхование (кроме страхования ответственности): премии составили 127 млрд. рублей (прирост 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.) [9].
    В последние годы четко прослеживается тенденция к сокращению числа страховых организаций. На начало 2000 г. их было зарегистрировано 1532, на начало 2001 г.- около 1200 и по данным ФССН, в едином государственном реестре на 30.06.2007 зарегистрировано 911 страховых организаций [6, 9]
Таким образом, за последние восемь лет  число страховщиков сократилось более чем в 1,5 раза.
 

    Серьезной проблемой, ограничивающей возможности российских страховщиков является их невысокая капитализация.    Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также -масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании [6].

 
Последствия финансового кризиса для страхового рынка.     На финансовом положении страховщиков крах ГКО отразился в разной степени. Наиболее серьезно пострадали многие московские страховые компании, имевшие доступ к рынку ГКО и использовавшие его для получения высоких доходов. Высока также доля вложений в госбумаги у региональных фирм Росгосстраха. В то же время меньшие убытки понесли региональные страховые компании, вкладывавшие в государственные ценные бумаги небольшую часть резервов. Самые большие потери страховщиков обусловлены утратой значительной части прежних клиентов из-за отказа заключать договоры страхования ввиду ухудшения их финансового положения. Такое сокращение операций по добровольному страхованию происходит у большинства компаний.
    Помимо вложений в государственные бумаги существенная часть активов страховых компаний оказалась замороженной на срочных счетах в проблемных банках в результате развертывания системного банковского кризиса. В результате кризиса пострадали страховые компании, предоставлявшие услуги по накопительным видам страхования. Паника вкладчиков банков передалась и клиентам страховых компаний. В течение первых нескольких недель после начала кризиса многие клиенты досрочно изъяли из компаний свои средства. Многие юридические лица также досрочно прервали договоры страхования.
    Девальвация особенно негативно отразилась на компаниях, взявших на себя обязательства по выплатам страховых возмущений в валюте в рублевом эквиваленте. В результате резкого роста курса доллара обязательства этих компаний в рублевом исчислении возросли в несколько раз. Основные потери страховщиков связаны с резким падением покупательной способности основных категорий клиентов среди юридических и физических лиц.
    В течение ближайших месяцев экономическая среда будет характеризоваться сравнительно высоким уровнем инфляции и курса доллара, отсутствием надежных финансовых инструментов с относительно высокой доходностью и общедоступностью. В этих условиях можно прогнозировать банкротство или прекращение деятельности в результате отзыва лицензий значительной части страховых компаний.
 
Проблемы  формирования страховой  инфраструктуры     Развитие национального страхового рынка нельзя рассматривать в отрыве от создания инфраструктуры рынка. В этой связи можно выделить несколько ключевых проблем.
    Необходимость стимулирования деятельности профессиональных ассоциаций и объединений страховщиков, способствующих саморегулированию страхового рынка. Следует также разработать меры по повышению страховой культуры, стимулированию массовых видов добровольного страхования.
    В основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг. указано на необходимость ускорения создания института актуариев с учетом международных стандартов, определения порядка аттестации и лицензирования актуариев. Актуарная оценка – необходимый элемент обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования, поэтому деятельность актуария должна иметь правовое обеспечение. В России необходимо законодательно закрепить проведение обязательных актуарных расчетов деятельности страховых организаций и пенсионных фондов.
    Надежные расчеты страховых тарифов и страховых резервов, необходимых для будущих покрытий, невозможны без долговременной статистической базы. Отдельные компании сделать это не в состоянии. Учитывая международную практику, следует организовать централизованную подготовку статистической базы. Для решения этой задачи могут быть привлечены средства международных финансовых организаций.
    Подготовка кадров. Для работы на рынке нужны профессиональные страховщики, финансовые менеджеры, маркетологи, брокеры, оценщики рисков, актуарии, риск-менеджеры. В настоящее время в государственном перечне специальностей нет специальности “страховое дело”, “актуарий”, “управление рисками”, нет единых квалификационных требований к этим специальностям и критериев подготовки. Это приводит к большим издержкам в работе страховых организаций. Важным шагом на пути решения этой проблемы стала разработка Минфином совместно с ВСС методики обязательной аттестации руководителей страховых компаний.
 
 
 
 
3.2.Перспективы развития перестраховочной деятельности     На операции по перестрахованию в России приходится около 13% совокупной страховой премии. В России действует 26 специализированных перестраховочных компаний. Доля российских компаний в перестраховочных операциях не очень велика. Крупные риски просто не могут быть перестрахованы в силу недостаточности собственных средств. Перестраховщики не готовы гарантировать обеспечение страхового покрытия в страховании авиационных и космических рисков, страховые суммы по которым сопоставимы по величине с емкостью всего российского перестраховочного рынка. Поэтому часть ответственности по этим рискам передается иностранным перестраховочным компаниям.
    В отношении возможности и целесообразности регулирования перестрахования среди российских специалистов нет однозначного мнения. Нам представляется, что существующие правовые нормы носят слишком общий характер. Необходимо установление основных экономических требований к перестраховочным операциям, которые должны касаться деятельности как страховщиков, так и перестраховщиков.
В рамках законодательного регулирования перестрахования  целесообразно предусмотреть следующие  меры:
    определить размер минимального собственного удержания компании-страховщика;
    установить обязательную квоту перестрахования на внутреннем рынке;
    ввести предел перестрахования в одной компании (национальной или зарубежной) и в компаниях одной страны;
    исключить передачу в перестрахование за рубеж рисков в случаях, когда для этого нет экономической необходимости.
    Установление размера минимального собственного удержания (в процентах от страховой суммы или денежном выражении) позволит упорядочить прием на страхование крупных рисков, исключит из этого процесса компании с небольшими собственными ресурсами и резервами, послужит стимулом для страховщиков к увеличению собственного потенциала.
    Обязательная квота перестрахования на внутреннем рынке будут способствовать повышению его емкости, усилит взаимодействие между национальными страховщиками и перестраховщиками. Величину этой квоты (в процентах от страховой суммы) целесообразно дифференцировать по видам рисков или объектам страхования и в соответствии с реальными возможностями внутреннего российского рынка покрывать соответствующие риски.
    Пока потенциал российских перестраховщиков невелик. Широкое распространение получили перестраховочные операции на основе обмена взаимностью между самими страховщиками. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, в перспективе целесообразно создание мощной общенациональной перестраховочной акционерной компании с возможным участием государства. Создание такой компании не означает обязательного перестрахования у нее какой-то части риска. Она должна действовать в обычной рыночной среде. Установление предела перестрахования в одной компании (национальной или зарубежной) и у компаний одной страны обеспечит большую надежность перестраховочной защиты, ограничит использование принципа взаимности между российскими страховщиками и будет стимулировать расширение их международных связей.
    Правовое регулирование перестрахования может быть дополнено налоговым механизмом стимулирования перестрахования на внутреннем рынке и, соответственно, ограничения размеров передачи перестраховочных рисков за рубеж. Принципиальное решение этого вопроса определено в Постановлении Правительства РФ “О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации”.В нем предусматривается ужесточение налогообложения российских страховщиков, передающих в перестрахование за границу более 40% собираемых премий (взносов). Однако постановление не имеет прямого действия, некоторые его положения изначально необоснованны, их практически нельзя реализовать. Прежде всего, неправомерно устанавливать в качестве норматива единую квоту (в размере 40%) для всех видов рисков и объектов страхования.
    По нашему мнению, возможно следующее решение. Исходя из квот минимального собственного удержания (например, 5% стоимости) и обязательного перестрахования на внутреннем рынке (15% стоимости), устанавливается повышенная квота внутреннего перестрахования, стимулируемая льготным налогообложением (15%). Премии по рискам свыше этих квот (35% ), передаваемым в перестрахование, исключаются из доходов страховщиков и, следовательно, из налогооблагаемой базы. Если на внутреннем рынке перестраховывается меньшая квота (25%), а за рубеж передается соответственно большая перестраховочная премия за эту часть риска (10%), которая включается в налогооблагаемую базу страховщика. Налог с этой суммы страховой премии будет стимулирующим фактором при решении вопроса о передаче риска зарубежным перестраховщикам. Квоты целесообразно дифференцировать по видам рисков и объектам страхования. Перестрахование у компаний, созданных с участием иностранного капитала и имеющих российскую лицензию рассматривается как перестрахование на внутреннем рынке.9
 
 
 
 
 
Заключение.
    Итак,анализ стратегических планов крупнейших страховых компаний  позволяет выделить следующие важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы: 1. увеличение  капитализации компаний
2. более  интенсивная работа с представителями  среднего и малого бизнеса,  физическими лицами 
3. развитие  розничных продаж 
4. более  активная региональная политика (увеличение доли региональных сборов)
5. выход  на рынки стран ближнего зарубежья 
6. развитие  информационных технологий 
7. снижение  уровня «кэптивности» страховых  компаний.
    Представляется, что к решению проблем современного российского страхования следует подходить с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В условиях современного страхования как отраслевого рынка, представляющего собой не совокупность страховщиков и обслуживающих их структур, а систему отношений между потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и реализовывать на практике интересы всех его участников. При этом должно быть понятно, что в функционировании и развитии отраслевого рынка ключевую роль играют потребители. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.
    Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов .10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.