На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Донской государственный  технический университет 
 
 
 

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на  тему:
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Выполнил:
                                                     студент группы
                                                     А.Д. Бойченко
                                                     Научный руководитель:
                                                     к.э.н., доцент
                                                     В.Г. Петров 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2010
Содержание   

Введение…………………………………………………………………………….………….3
1. Правовое положение финансово-промышленных груп………………………….……....5
     1.1. Понятия и признаки ФПГ…………………………………………..…….………5
     1.2. Правовое положение ФПГ…………………………………………….….………7
     1.3. Виды ФПГ…………………………………….………………………….………..8
     1.4. Способы и порядок создания ФПГ……………………………………..…….....10
     1.5. Организация деятельности ФПГ………………………………………..…...…..12
     1.6. История создания и проблемы развития, динамика ФПГ……………...……...17
2. Анализ  ФПГ на примере ОАО « Центральной компании восточно-сибирской
ФПГ»……………………………………………………………………….………….………..21
           2.1. Краткая характеристика фирмы…………………………………………….…….21
          2.2.Принципы, методы и задачи компании……………………………………………21
          2.3.Объединение предприятий………………………………………………..…...…...23
Заключение………………………………………………………………………………..……28
Список использованных материалов ……………………………………...……………........31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Преобразования, происшедшие в экономике России, требуют пристального внимания ученых-правоведов к новым явлениям экономической и правовой действительности. В особенности это касается гражданско-правовых институтов, обслуживающих предпринимательские отношения.
     В условиях глобальных изменений гражданского права Российской Федерации и становления подлинно частного права открылась сфера для регулирования отношений граждан и юридических лиц на основе общепризнанных в мире частноправовых принципов: независимости и автономии личности, признания и защиты частной собственности, свободы договора.
     Для становления и развития частного права в этих условиях необходимо проведение исследований и разработок, определяющих и обосновывающих меры по созданию законодательных основ частноправовых отношений в России, формированию и внедрению в практику частноправовых идей и представлений, по подготовке специалистов высшей квалификации в области частного права.
     Одной из новых правовых категорий, появившихся  в российском законодательстве в начале 90-х гг. 20 в., является финансово-промышленная группа (далее - ФПГ).
     ФПГ были задуманы как средство стабилизации российской экономики, находившейся в  глубоком структурном кризисе, которое  усугубилось разрушением существовавших при плановой экономике хозяйственных связей, отсутствием зрелой рыночной инфраструктуры, потерей российскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий. Вместе с тем, несмотря на востребованность, действенное законодательство о ФПГ не создано до настоящего времени.
     Указ  Президента РФ, посвященный вопросам ФПГ, а затем и соответствующий Федеральный закон (далее - Закон о ФПГ), несмотря на определенные положительные стороны, к которым можно отнести, прежде всего, сам факт обращения внимания законодателя на сферу крупного предпринимательства, не создали продуманного и взвешенного правового регулирования ФПГ. Большинство норм российского Закона о ФПГ носят декларативный характер, нормы специального закона не нашли развития в Таможенном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.
     К сожалению, судебная практика, позволяющая  в большинстве случаев нивелировать законодательную небрежность, в отношении вопросов создания и функционирования ФПГ полностью отсутствует. Нами не было обнаружено ни одного дела, дошедшего до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, в котором предметом судебного спора стали бы вопросы организационной структуры ФПГ или ответственности центральной компании ФПГ и прочих ее участников. Это, в том числе, свидетельствует о том, что процессы создания ФПГ в России идут неинтенсивно, а соответствующее законодательство признается участниками оборота недостаточно эффективным.
     Целью настоящей работы является исследование правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с созданием и деятельностью объединения предпринимателей в форме ФПГ.
     Указанная цель определила задачи настоящей работы:
     - выявить определение ФПГ, исходя  из норм действующего законодательства  и теории гражданского права;
     - исследовать способы создания  ФПГ - вертикальный (холдинговый)  и горизонтальный (договорный);
     - определить правовое положение центральной компании ФПГ в ФПГ холдингового и договорного типов.
     Несмотря  на злободневность и достаточную сложность юридических вопросов, связанных с ФПГ, они почему-то не привлекают особого внимания современных ученых-цивилистов. Имеющиеся юридические исследования, посвященные ФПГ, выполнены либо в жанре комментария к Закону о ФПГ либо в виде статей в периодических изданиях, которые и составили теоретическую основу работы. Научные исследования ФПГ на монографическом уровне в России до настоящего времени отсутствуют. 
 
 

Глава 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО- ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

 
      Понятие и  признаки ФПГ
      ФПГ является формой организационного объединения  юридических лиц в целях технологической  и экономической интеграции для  реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 Закона о ФПГ). Финансово-промышленные группы не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. ФПГ обладают отдельными элементами правосубъектности, например, в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, Закон о конкуренции признает финансово-промышленную группу "группой лиц" или единым хозяйствующим субъектом (ст. 4). Для финансово-промышленных групп установлена возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и ведение единого баланса группы (ст.13 Закона о ФПГ). Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.
      Подчеркивается, что такая совокупность юридических  лиц может построить свое взаимодействие
      1) либо как взаимодействие основного  и дочерних обществ,
      2) либо как взаимодействие на  условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов.
      Первая  разновидность ФПГ представляет по своей сути холдинговую компанию, которая становится основой создания финансово-промышленной группы. Участниками  ФПГ первого вида являются соответственно материнское (основное) и дочерние общества; второго вида - юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ и учрежденная ими центральная компания.
      По  статистическим данным практически  все официальные российские ФПГ  создавались посредством подписания договора о создании ФПГ и учреждения центральной компании. Лишь в каждой седьмой официальной ФПГ крупные промышленные компании располагают значительными пакетами акций других участников. Таким образом, в настоящее время распространены финансово-промышленные группы в форме так называемых "мягких" нехолдинговых корпораций, которые трактуются в литературе, в отличие от ФПГ холдингового типа, основанных на механизмах акционерной собственности, как средство дружественной интеграции.
      Надо  отметить, что именно этой разновидности финансово-промышленных групп посвящено подавляющее число норм Закона о ФПГ. Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ (простого товарищества), в соответствии с которым учреждается центральная компания, то есть центральная компания по сути представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению к другим участникам ФПГ. Согласно Закону центральная компания может создаваться в форме ассоциативного объединения участников. Центральная компания действует в соответствии со своим уставом, а также условиями договора о простом товариществе.
      Закон устанавливает обязательность участия  в ФПГ организаций, действующих  в сфере производства товаров  и услуг, а также банков или иных кредитных организаций: инвестиционных институтов, негосударственных пенсионных и иных фондов, страховых организаций, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. По оценкам специалистов доля вложений финансово-кредитных учреждений в консолидированные активы ФПГ к концу 1999 г. составила в среднем 10%.
      В состав участников финансово-промышленной группы могут входить не только коммерческие, но и некоммерческие организации, за исключением религиозных и общественных организаций, поскольку это несовместимо с их правовым статусом.
      Согласно  Закону о ФПГ, финансово-промышленные группы являются транснациональными, если среди их участников есть юридические  лица, находящиеся под юрисдикцией  государств-участников СНГ или имеющие подразделения на территории этих государств, или осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения получает статус межгосударственной ФПГ.
      Существует классификация финансово-промышленных групп также по следующим критериям:
      - по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
      - по отраслевой принадлежности (отраслевая, межотраслевая);
      - по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);
      - по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, транснациональные,  межгосударственные).
      Как следует из вышеизложенного, транснациональные  и межгосударственные финансово-промышленные группы могут быть выделены как по критерию государственной принадлежности участников, так и по масштабам (региону) деятельности ФПГ. 

      Правовое  положение ФПГ
      Правовое  положение субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.
    Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.
    В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово -промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.
    Статус  финансово-промышленной группы приобретается  в результате ее государственной  регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Для регистрации ФПГ, в частности, представляются: заявление; договор о создании ФПГ; копии свидетельств о регистрации, учредительных документов; согласие собственника имущества государственных или муниципальных предприятий; заключение федерального антимонопольного органа; организационный проект (пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.). Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации. Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др. 

      Виды ФПГ
      Для понимания правовой природы, условий  возникновения и организации  деятельности ФПГ решающее значение имеет классификация финансово-промышленных групп на два вида:
      - участники которой участвуют  как основное и дочерние общества - ФПГ холдингового типа;
      - участники которой подписали договор о создании ФПГ, объединили свои имущественные активы и учредили центральную компанию.
      Анализ  правоприменительной практики показывает, что в настоящее время получило распространение формирование финансово-промышленных групп в качестве совокупности юридических лиц, действующих согласно ст. 2 Закона о ФПГ как основное и дочерние общества. Это свидетельствует об использовании так называемой холдинговой конструкции при создании таких комплексов. Основу этого построения ФПГ составляют положения ст. 105 ГК РФ "Дочернее и хозяйственное общество" и ст. 6 ФЗ ''Об акционерных обществах" - "Дочерние и зависимые общества". Суть данных норм заключается в том, что общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале или к соответствии с заключенным между ними договором либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Исходя из такого определения понятий "основное и дочерние общества", в зависимости от условий возникновения данного соотношения и порядка их взаимодействия возможно создание ФПГ по трем моделям.
    Первая - это фактически традиционная холдинговая  модель, когда основное (материнское) общество имеет возможность через  принадлежащий ей пакет акций дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Для более полной характеристики использования холдинговой модели при создании ФПГ следует обратить внимание на то, что правовая организация холдинга как субъекта правоотношений и действующем законодательстве не получила четкого закрепления. Если взять положения таких ключевых для анализируемого вопроса актов, как ГК РФ, Закон о ФГП, "Об акционерных обществах", то в них это понятие даже не упоминается. Вместе с тем, в отдельных специальных актах, нацеленных на регулирование отношений в некоторых сферах, используются термины "холдинговая компания", "холдинг".
    Формирование  ФПГ по технологии построения так  называемого классического холдинга возможно с использованием нескольким подходов, выбор каждого из которых обусловлен целями, задачами и принципами объединения ряда юридических лиц в комплексы для консолидации финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов. Исходя из положений действующего законодательства, использование холдинговой модели при построении финансово-промышленных групп может осуществляться путем:
    - создания холдинга собственниками (держателями) акций ряда уже  действующих обществ с передачей  ему (холдингу) как основной компании своих пакетов в части, позволяющей ей иметь преобладающее участие в уставном капитале каждой дочерней структуры;
    - наделения функционирующего предприятия  либо выделения из него через  вычленение его структурных подразделений  (цехов, филиалов, производств и др.) с регистрацией их в качестве юридических лиц в форме АО с передачей этими субъектами предпринимательской деятельности преобладающих частей своих пакетов основному обществу, функции которого в таких случаях может осуществлять базовое (реорганизуемое) предприятие либо специально зарегистрированная холдинговая компания;
    - регистрация компании со статусом  юридического лица для последующего  создания на ее базе холдинга, который приобретает соответствующие  пакеты ценных бумаг, доли отдельных обществ с учетом имущественных интересов учредителей и складывающейся рыночной конъюнктуры с целью получения преобладающего участия в уставных капиталах этих структур и управления ими из единого центра.
    Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных Законом о ФПГ, другими законодательными актами РФ, договором о создании финансово-промышленной группы:
    - выступает от имени участников  финансово-промышленной группы в  отношениях, связанных с созданием  и деятельностью финансово-промышленной группы;
    - ведет сводные (консолидированные)  учет, отчетность и баланс финансово-промышленной  группы;
    - готовит ежегодный отчет о  деятельности финансово-промышленной  группы;
    - выполняет  в интересах участников финансово-промышленной  группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
    Вертикальные  ФПГ – это объединения, в которых  предприятия-участники выпускают  один вид изделия, участвуя в его  производстве на разных стадиях.
    Горизонтальные  ФПГ – это группы, в которых  предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и  ту же продукцию. 

      Способы и  порядок создания ФПГ
 
    Порядок создания финансово-промышленных групп (ФПГ)
Поиск и отбор участников группы. Создание ФПГ осуществляется одним или несколькими инициаторами, заинтересованными в наличии такой группы. Во избежании напрасной траты времени, сил и средств инициаторам следует предварительно тщательнейшим образом изучить экономическую и социальную целесообразность наличия предпологаемой ФПГ, всесторонне продумать концепцию ее формирования и деятельности. Практика создания российских ФПГ показывает  три основных способа поиска потенциальных участников группы:
    1-ый  способ - открытый поиск с широкой гласностью. Информация о намерении создать ФПГ  опубликуется в средствах массовой информации.
    2-ой  способ - закрытый поиск. Инициаторы  направляют персональные приглашения  заранее определенному кругу  юридических лиц.. Содержащаяся в  приглашении информация может составлять коммерческую тайну.
    3-ий  способ - сочетание первых двух  элементов. Например, поиск инициативных  участников проводится открыто,  а обязательных - по закрытым каналам.
    Подготовка  юридических документов, необходимых  для образования и государственной регистрации группы. Прежде всего следует подготовить текст договора о создании ФПГ. Договор не требуется, если ФПГ образуется в составе основного и дочернего обществ. К существенным условиям договора относятся:
-наименование  финансово-промышленной группы;
-порядок  и  условия учреждения  центральной  компании ФПГ как юридического лица в определенной организационно-правовой форме,  уполномоченного  на 
ведение   дел финансово-промышленной группы;
    -порядок  образования,  объем  полномочий   и   другие   условия деятельности совета управляющих ФПГ;
    -порядок  внесения изменений в  состав  участников ФПГ;
    -объем,  порядок и условия объединения  активов; 
    -цель  объединения участников;
    -срок  действия договора;
    -порядок  учреждения центральной компании;
    Государственная регистрация центральной компании, осуществляется в порядке, установленном  гражданским законодательством  РФ и ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц". Центральная компания ФПГ является юридическим   лицом,  учрежденным  всеми  участниками  договора  о создании ФПГ или являющимся по отношению к  ним  основным  обществом  и  уполномоченным  в  силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь   учрежденной  центральной  компании  финансово-промышленной группы  осуществляется  в   порядке,   установленном   гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.Центральная  компания  финансово-промышленной  группы,  как правило, является инвестиционным институтом.  Допускается создание центральной компании   финансово-промышленной   группы   в   форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. В  наименование центральной компании финансово-промышленной группы после  государственной  регистрации  финансово-промышленной группы   включаются   слова   "центральная   компания  финансово - промышленной  группы",  о  чем  центральная  компания  финансово - промышленной    группы    уведомляет   орган,   осуществивший   ее регистрацию. При разработке устава центральной компании целесообразно обратить внимание на особенности ее положения в структуре ФПГ. Устав должен определять предмет и основные цели деятельности центральной компании и соответствовать условиям договора о создании. Следовательно, независимо от того, в какой организационно-правовой форме  учреждается центральная компания, она, как юридическое лицо, обладает специальной правоспособностью, соответственно в уставе необходимо перечислить наиболее полный перечень  гражданских прав и обязанностей центральной компании в рамках договора о создании. Полномочия Центральной компании ФПГ:
    выступает от  имени участников ФПГ в отношениях,  связанных  с созданием  и  деятельностью  ФПГ;  ведет сводные  (консолидированные)  учет,  отчетность и баланс ФПГ; готовит ежегодный  отчет о деятельности ФПГ;
выполняет в интересах участников ФПГ отдельные  банковские операции в соответствии  с  законодательством РФ о банках и банковской деятельности;
иные  виды  деятельности  центральной  компании ФПГ по ведению дел  ФПГ устанавливаются  ее  уставом,  договором  о    создании финансово-промышленной группы.
    Подготовка  организационного проекта - пакет документов, представленный центральной компанией  ФПГ в полномочный государственный  орган и содержащий необходимые  сведения о целях и задачах инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ. Получение заключения Федерального антимонопльного органа.
    Государственная регистрация  финансово-промышленных групп. Совокупность   юридических   лиц,  образующих   ФПГ,  приобретает  статус  ФПГ группы  по  решению  полномочного  государственного  органа  о  ее государственной регистрации. Порядок  государственной   регистрации  ФП.  Для   государственной   регистрации   центральная  компания ФПГ представляет    в     полномочный государственный орган следующие документы: заявку на создание ФПГ (по  форме, установленной Правительством Российской Федерации) договор о   создании   ФПГ нотариально заверенные   копии  свидетельства  о  регистрации, учредительных документов,   копии   реестров    акционеров    (для акционерных обществ)  каждого  из участников,  включая центральную компанию финансово-промышленной группы; организационный проект, представляющий собой  пакет документов,  представленный     центральной компанией ФПГ в полномочный государственный орган и содержащий   необходимые сведения  о  целях  и  задачах, инвестиционных и  других  проектах  и  программах,  предполагаемых экономическом, социальном  и   других   результатах   деятельности ФПГ , а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово-промышленной группы. Нотариально заверенные и  легализованные    учредительные документы иностранных участников; заключение федерального антимонопольного органа. 

       Организация деятельности ФПГ
      Под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышленной группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.
      Система управления ФПГ обусловлена прежде всего спецификой организационно-правовой формы данной разновидности производственно-финансового комплекса, которая связана с сохранением за каждым юридическим лицом как участником группы полной правовой самостоятельности. Исходя из законодательной концепции построения финансово-промышленной группы, высшим органом ее управления признается совет управляющих ФПГ, который формируется путем включения в его состав представителей всех участников группы.
    В литературе существует предложение, что  при определении компетенции  и распределении полномочий между  органами управления конкретной финансово-промышленной группы следует учитывать в какой организационно-правовой форме создается центральная компания. Например, если центральная компания создается в форме акционерного общества, то совету управляющих, в который входят представители всех участников группы, рекомендуется "передать" компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с Законом об АО. Представляется, однако, неверной во
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.