На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Всемирная торговая организация. Создание и структура ВТО. Вступление России в ВТО.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 2
1. Создание ВТО 4
2. Структура ВТО 8
3. Вступление России в ВТО. 10
4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 13
4.1.Положительные аспекты. 13
4.2.Негативные аспекты. 16
Список литературы 39
Приложения 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Необходимость повышения конкурентоспособности  российской продукции на мировых рынках, укрепления экспортной базы страны, создание благоприятных торгово-политических условий, обеспечивающих доступ российской продукции на эти рынки, вызывают требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры. Вступив на путь экономических реформ, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП), а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых авторитетных - Всемирную торговую организацию (ВТО).
    Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.
    К сегодняшнему моменту сложился определенный консенсус в подходах правительства и бизнеса: вхождение России в многостороннюю торговую систему не повлечет за собой угрожающих последствий для национальной экономики в целом, хотя и породит определенные проблемы для отдельных отраслей материального производства, в сельском хозяйстве, сфере услуг. При этом, как справедливо отмечается многими исследователями, издержки, которые вынуждены будут нести национальные экономические субъекты, будут вполне реальными и ощутимыми, они возникнут сразу после того, как правительство начнет выполнять обязательства, принятые в документах о присоединении к ВТО. Напротив, основная часть выгод и преимуществ носит ожидаемый характер, и для их получения необходима активная позиция России в ВТО и в отношениях с основными торговыми партнерами, знание и опыт применения норм и правил многосторонней торговли и постоянное взаимодействие правительства и участников внешнеэкономической деятельности.
    Присоединение к ВТО создает для России возможности  более полного взаимодействия с  мировым хозяйством и участия  в международной торговле на основе правил, которые коллективно, на основе консенсуса устанавливаются подавляющим  большинством государств в рамках ВТО. Это отвечает требованиям развития национальной рыночной экономики на современном этапе и способствует решению стратегических задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, проведению структурных реформ, созданию конкурентных условий для бизнеса внутри страны и на внешних рынках.
    На  современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства в ВТО. Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок, и каждая страна стремиться занять свою нишу.
    Интересы  России требуют, чтобы она завершила  свою роль наблюдателя в ВТО и стала активным её участником. Страна уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике.
    Таким образом, сегодня Правительство России стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень. 

      Создание  ВТО
    Процесс глобализации, порождённый новыми формами  экономической деятельности и технологии, значительно расширил рамки мирового экономического порядка. Многие элементы глобализации возникли в мировой  экономике уже после второй мировой  войны, когда международное сообщество предприняло первую попытку создать  сплоченную и взаимосвязанную экономическую  систему. Непосредственной целью было признано устранение экономических  ограничений и протекционизма, характерных  для структуры мировой экономики  того времени. Было признано, что процветание  экономики является важнейшей предпосылкой мира и безопасности на Западе и  что новый экономический порядок  должен стать фундаментом, обеспечивающим эффективное функционирование всей новой мировой политической системы.
    Составной частью этой политики было успешное завершение западными союзниками летом 1944 года переговоров о режиме платежей в  Бреттон-Вудсе и учреждение МВФ  и МБРР, а в 1945 г. - ООН. Поскольку соглашения по валютным и финансовым вопросам были признаны неотъемлемым элементом более широких договорённостей о международной торговле, Экономический и Социальный совет ООН на своей первой конференции в феврале 1946 г. предложил создать третью организацию, которая курировала бы вопросы международного экономического сотрудничества. Правительства 19 стран учредили комитет, которому было поручено подготовить конференцию по вопросам создания такой организации.
    Идея  создания международной торговой организации как специализированного агентства ООН была выдвинута в сентябре 1946 г. США. Были предложены правила, касающиеся торговых барьеров, ограничительной деловой практики, межправительственных соглашений по отдельным товарам и международных аспектов внутренней политики занятости. Предлагалось также провести отдельные переговоры о снижение тарифных барьеров. Предложение о создании Международной Торговой Организации (МТО) было рассмотрено более чем 50 странами, которые преступили к переговорам о Хартии МТО. Однако даже раньше, чем текст Хартии был полностью согласован 23 из 50 участников переговоров, в том числе 11 развивающихся стран приняли решение начать переговоры о снижении и сужении круга таможенных тарифов, сведя к минимуму протекционистские меры, унаследованные с начала 30-х годов.
    Всего с 1947 по 1994 год состоялось 8 раундов  переговоров: 1947 г. - Женева, 1949 г. - Аннесси (Франция), 1950 г. - Торки (Англия), 1956 г. - Женева, 1960-1961 гг. - Женева (Дилон раунд), 1962-1967 - Женева (Кеннеди раунд), 1973-1979 гг. - Женева (Токио раунд), 1984-1986 гг. - Марракеш (Уругвайский раунд).
    На  первом раунде переговоров, состоявшемся в 1947 г., было согласовано снижение примерно 45 тысяч тарифов, распространившихся на международную торговлю объёмом 10 млрд. долларов. 23 страны также согласились временно принять некоторые из правил внешней торговли, содержащихся в проекте хартии МТО, узаконив тем самым согласованное снижение 50 тысяч тарифов. Пакет этих договорённостей стал известен как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит отметить, что, несмотря на свой временный характер, ГАТТ почти на протяжении 50 лет оставался единственным многосторонним инструментом, регламентирующим международную торговлю.
    В последующем наиболее значительным переговорным раундом стал «Дилон раунд», в ходе которого таможенные пошлины были в основном снижены США и ЕЭС. В ходе переговоров в рамках «Кеннеди раунда» проблема нетарифных ограничений осталась неразрешённой, хотя значительный прогресс был сделан в области сокращения тарифов (в среднем на 35%).
    По  мере увеличения роли нетарифных ограничений  торговли стало очевидным, что существующая многосторонняя процедура регулирования  мировой торговли нуждается в  значительных изменениях. В ходе переговоров в рамках же «Токио раунда» сфера действия ГАТТ вышла за рамки чисто тарифных переговоров, при этом были заключены соглашения о процедурах импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, а также о порядке размещения государственных заказов. Уругвайский раунд продолжил расширение сферы компетенции организации, распространив ее на сельское хозяйство, торговлю текстилем, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
    Однако  международные экономические отношения (или используя термин, применявшийся  в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО, - «международная торговля товарами и  услугами») становились все более  сложным комплексом взаимодействия и взаимосвязи национальных экономик. Процесс интернационализации обмена товарами и услугами все глубже и  шире охватывал не только обмен, но и сферу производства товаров  и услуг. Снижение торговых барьеров, изменения в области информационных технологий, прогресс в сфере международных  транспортных перевозок открыли  возможность для растущего числа  компаний размещать свое производство в различных странах мира, ориентируясь на наиболее низкие издержки производства.
    В связи с этим во второй половине 80-х годов стало ясно, что ГАТТ как межгосударственная структура  и комплекс правил, регулирующих взаимоотношения  правительств в сфере международной  торговли, потребовало существенной модернизации и перехода международной  организации к полноправной международной  торговой организации и к созданию своеобразного «кодекса правил движения»  на мировом рынке товаров и  услуг, кодекса общего и обязательного  для всех стран.
    Так в условиях глобализации мирового хозяйства  в середине 90-х годов возникло новое учреждение: Всемирная торговая организация. Решение о ее создании было принято на основе хрупкого компромисса, достигнутого в последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. В предшествовавших документах - Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 г.), открывшей раунд, в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 г.), в первом предварительном проекте Заключительного акта раунда, представленного в Брюсселе на Конференции министров (декабрь 1990 г.), - не предусматривалось, что раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное новое международное учреждение - ВТО.
    В проекте заключительного акта переговоров, который был предан гласности  в декабре 1991 г., содержалось предложение о создании Международной торговой организации. Однако между его участниками практически по всем основным положениям проекта существовали серьезные разногласия. В 1992 и 1993 гг. работа над проектом Соглашения о создании этой торговой организации продолжалась в неофициальном порядке до самого конца Уругвайского раунда. В отношении названия новой организации было принято решение заменить слово «Международная» (International) на слово «Всемирная» (World).
    15 апреля 1994 г. в г. Марракеш официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт - был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение).
    ВТО часто называют наследницей и  правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, поскольку оно стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ.
    На  сегодняшний день ВТО объединяет 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.), на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара. Кроме России, положительного решения вопроса о вступлении в эту организацию ожидают еще около 30 стран.
      Структура ВТО
    ВТО представляет собой не только систему  взаимосвязанных международных  соглашений по вопросам международной  торговли; она создаёт общие институциональные  рамки для осуществления торговых отношений между её членами в  вопросах, относящихся к соглашениям  и к связанным с ними правовым документам, включённым в Приложения к настоящему соглашению. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для  членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум  для переговоров между её членами  по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся  как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих  соглашений.
    Указанные особенности позволяют характеризовать  ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает  для производства и предпринимательства  атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объёмов  торговли и инвестиций, что связано  с созданием новых рабочих  мест и экономическим развитием  участвующих в ВТО стран.
    Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все  соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Схематично ее структура представлена в Приложении 1.
    Межгосударственную  организационную структуру ВТО  возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого  органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция  обладает всеми правами ВТО, может  осуществлять все ее функции и  принимать все решения.
    В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением  соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами .
    Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных  сотрудников. Возглавляет его Генеральный  директор, назначаемый, в свою очередь  Министерской конференцией. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
    Бюджет  Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле. 

    
      Вступление  России в ВТО.
    Вопрос  о присоединении России к ВТО  имеет довольно сложную историю. Известно, что с середины 40-х годов  прошлого столетия СССР начал активно  участвовать в формировании политических и экономических основ мира. Представители  СССР участвовали в разработке Бреттон-Вудских  соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ.
    В середине 80-х годов со стороны  Советского Союза была предпринята  попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
    В июне 1993 г. российская сторона вручила Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
    Передача  в Секретариат ГАТТ в феврале  1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
    В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.
    В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
    В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.
    По  установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения  проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в  нашей группе их около 60, включая  всех ведущих торговых партнеров), поэтому  переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной  процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.
    Информационный  этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО.
    Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями  документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей.
    К настоящему времени в Государственную  Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически  все законопроекты, необходимые  для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс.
    Присоединение состоится, когда все проблемы будут  урегулированы без нанесения  ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.
    Членство  России в ВТО не является самоцелью  и не может быть достигнуто любой  ценой. Оно должно отвечать задачам  экономического развития страны, содействовать  успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:
    условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
    позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
    Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
    Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении  России к ВТО. В тоже время это  не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия  присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства  в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут  основываться на реальном положении  российской экономики, обеспечивать необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды. 

    
      Проблемы  и перспективы  вступления России в  ВТО.
        Положительные аспекты.
    Вступив в ВТО, Россия может решить следующие  принципиальные задачи:
    возможность стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к Российской Федерации со стороны западных стран, не признающих пока ее страной с рыночной экономикой;
    использование существующей в рамках ВТО системы поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров;
    перевод торгово-экономических отношений России с другими государствами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу;
    создание дополнительных стимулов для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями.
    Так же участие в ВТО позволит Российской Федерации:
      претендовать на режим наибольшего благоприятствования при применении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли для всех своих товаров и услуг на рынках всех стран-участниц ВТО. Конкретно это означает, что для российских товаров не могут быть установлены более высокие пошлины или введены какие-либо дополнительные ограничения по сравнению с товарами указанных стран. В настоящее время Россия пользуется преференциальными пошлинами в торговле с США, Канадой, Европейским союзом. Однако участие в ВТО гарантирует применение всеми странами-членами этой организации к российским товарам тарифных ставок не выше конвенционных, а так же отказ от произвольного введения количественных и других нетарифных ограничений;
      претендовать на национальный режим для российских товаров и услуг, экспортируемых в страны-члены ВТО. После соблюдения таможенных формальностей все правила налогообложения, хранения, транспортировки и реализации товаров должны быть одинаковыми для отечественной и импортной продукции. Налоги, которыми облагают товары при ввозе в страну, так же должны взиматься по тем же ставкам, что и налоги на отечественные товары (правда, в реальной мировой практике сегодня этот принцип нарушается де-факто, поскольку при равной налоговой ставке в базу обложения импортных товаров НДС помимо таможенной стоимости включается величина таможенной пошлины);
      претендовать на применение к российской продукции единых, детально разработанных правил ГАТТ по борьбе с демпинговым субсидируемым импортом, а так же защитных мер в целях сохранения национального производства;
      добиваться применения к российским товарам за рубежом единых технических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов, то есть применения к стандартам принципа национального режима, а так же участия в выработке такого порядка применения этих стандартов, который затруднял бы торговлю в минимально возможной степени;
      претендовать на защиту интеллектуальной собственности в странах-членах ВТО в соответствии с правилами этой организации (включая национальный режим защиты такой собственности, а так же патентную защиту на 20 лет, защиту интегральных схем на 10 лет, защиту промышленных образцов на 10 лет, защиту аудиовизуальной продукции на 20 лет для СМИ и на 50 лет для исполнителей и продюсеров);
      отстаивать свои интересы в случае возникновения споров в органе ВТО по разрешению споров   Апелляционном органе.
 
    Если  рассматривать положительные моменты  относительно конкретных отраслей экономики, то можно прийти к следующему выводам:
    Высокие технологии выиграют, так как в  России имеются в наличии сильные  научные базы, тем более данная сфера деятельности весьма специализированна  для каждого направления, для  каждой страны.
    Ряд отраслей, например, торговля, связь и информационные услуги, где уже сейчас наблюдается тесное сотрудничество с зарубежными партнерами, т.е. здесь возможна конкуренция, либо взаимовыгодное сотрудничество (например, в виде слияний).  

    
        Негативные  аспекты.
    Перечень  же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях представляется таким:
    Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
    Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургия, химической и текстильной индустрии.
    Владимир  Евсюков, президент Ассоциации предприятий  масложировой и мыловаренной промышленности, заявил: «Мы считаем, что вступление Российской Федерации в ВТО приведет к резкому ухудшению условий  для всех перерабатывающих отраслей. Если посмотреть о росте отечественного ВВП, то будет видно, что на 50% обеспечивается за счет сырьевых отраслей. А если приплюсовать к этому еще и отрасли, которые  работают на первых этапах переработки, то на все 80%. Останутся ли у нас  те преимущества, которые мы имеем  сегодня за счет сырьевых отраслей, после вступления в ВТО? А в  тех отраслях, в которых у нас  нет преимуществ, состояние еще  больше может ухудшиться». По мнению Евсюкова, та робота, которая сегодня ведется для вступления страны в ВТО, является необходимой, но недостаточной для достижения эффективности. Необходимо решить вопрос структурной перестройки экономики. Если мы не сделаем этого, то не достигнем условий, обеспечивающих эффективную работу в рамках ВТО. Наоборот мы ухудшим состояние своей экономики .
    После подписания между Россией и США  договора по агропромышленному комплексу  возникает вопрос о перспективах и проблемах в этой сфере. О  них прокомментировала экономист  инвестиционной компании «Финнам» Ольга  Беленькая: « Вступление в ВТО также связано с существенными рисками для АПК. Уже сейчас российские производители сельхозпродукции с трудом конкурируют с компаниями из Бразилии, Китая и Мексики. Для того чтобы отечественные игроки могли противостоять их экспансии потребуются значительные субсидии для АПК, но Алексей Кудрин уже заявил, что Россия не может выделять дотации сельскому хозяйству в таком объеме, в каком это делает, например, Евросоюз.
    В итоге, ситуация может развиваться  по сценарию, когда большинство мелких и средних производителей мясной продукции будут вынуждены уйти с рынка, т.к. на нем будет доминировать более дешевое и качественное мясо их других стран. Крупные компании, конечно, выживут, но, прежде всего, за счет вертикально интегрированной структуры своего бизнеса. В секторе птицеводства вступление в ВТО может значительно сократить доходы отечественных птицефабрик бройлерного направления.
    Очевидно, значительно ослабнут позиции производителей овощей и фруктов. Это же касается и сахара. Нельзя исключать, что нашим  компаниям придется задуматься о  том, чтобы начать производить из него топливо. Меньше других пострадают участники молочной отрасли, т.к. этот бизнес, как правило, локализован, деятельность предприятия привязана к конкретной территории. Однако на том же рынке  твердых сыров иностранная продукция  может занять до 80% рынка.
      Анализ состояния и перспективы развития промышленности.
 
       Итак, как было уже отмечено ранее, последствия присоединения России к ВТО коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер, они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов, могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищённости внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцировано по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.
       Роль  промышленного сектора в последние  годы значительно усилилась - валовая добавленная стоимость промышленных отраслей в ВВП заметно возросла. В то же время послекризисное развитие российской экономики впервые после начала экономических реформ сопровождалось ростом доли обрабатывающей промышленности. Несмотря на позитивные тенденции последних нескольких лет, основные проблемы российской промышленности с точки зрения ее конкурентоспособности остаются прежними. Для отраслей обрабатывающей промышленности среди факторов конкурентоспособности следует выделить фактор низкого качества спроса и условий факторов производства, в то время как для отраслей добывающей промышленности все более острой проблемой является оскудение ресурсной базы.
       В самом деле, ресурсная база России динамично сокращается за счет экстенсивной эксплуатации земных недр, приостановления  геологоразведочных работ и сокращения расходов предприятий и бюджетов различных уровней на восстановление минерально-ресурсной базы российской экономики. На этом фоне основным ключом к повышению конкурентоспособности как добывающей, так и обрабатывающей промышленности является интенсификация инновационной активности российских предприятий. Но, к сожалению, следует признать, что ее общий уровень в российской экономике остается крайне низким.
       Для повышения конкурентоспособности  российских отраслей необходима, прежде всего, долгосрочная стратегия их развития. При этом в наибольшей степени  структурная перестройка должна коснуться тех отраслей, которые  могут столкнуться с интенсификацией  иностранной конкуренции после  присоединения России к ВТО.
       Стратегия развития отраслей, чувствительных к  проникновению импортных товаров  на отечественный рынок, как и  в случае с экспортно-ориентированными отраслями, определяется соответствующей градацией отраслей по уровню стратегической важности и конкурентоспособности.
       Особое  внимание надо уделить российской нефтегазовой промышленности. Как известно, нефтяная промышленность – основной сектор топливно-энергетического комплекса  РФ. От его успешного функционирования зависят эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки, обеспечение валютных и налоговых  поступлений в государственный  бюджет. Не менее важна эта отрасль  и для энергетической безопасности страны и её политических интересов  в мире.
       Несмотря  на огромную роль нефтяной промышленности в экономике страны, в последнее  время усиливаются негативные явления, связанные, прежде всего, с нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами её добычи. За 2003-2007 гг. добыча нефти выросла  на 157,3 млн. т при среднегодовом  приросте более 5,8% (динамика добычи и  переработки нефти в России за 2003-2007 гг. представлена в Приложении 2).
       Среднегодовые же темпы прироста переработки нефти  составили всего 3,4%, увеличившись со 179,4 до 219,6 млн. т. Такой разрыв в объемах  добычи и переработки фактически ограничивает возможности использования нефти внутри страны и все большие её объемы будут направляться на экспорт. И связано это с низким наращиванием объемов разведочного бурения и неиспользованием современных технологий повышения коэффициентов извлечения нефти.
       При установившихся высоких ценах на нефть нефтяные компании, за редким исключением, с целью поддержания  высокого уровня добычи нефти и обеспечения  всевозрастающих объемов ее экспорта широко используют форсированный отбор  нефти из ограниченного количества эксплуатационных скважин. Необходимо изменить сложившийся подход к разработке месторождений – надо обеспечить поддержание оптимального отбора нефти  из продуктивных пластов, обеспечивающий максимальный объем её извлечения.
       Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам газа Россия занимает первое место в мире. Суммарные разведанные запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное  находится в ведении нефтяных компаний, независимых производителей и нераспределенном фонде.
       Несмотря  на огромные запасы газа, в последние  годы наметились серьёзные проблемы с наращиванием его добычи. Прежде всего, это относится к «Газпрому»: за 2004 г. прирост добычи составил 4,8%, а за 2007 – всего 0,1%. Как и в добычи нефти, такое резкое снижение темпов связано с отставанием прироста запасов от объемов добычи. Но основной причиной является то, что до последнего времени почти 80% добычи газа обеспечивали 4 гигантских месторождения в Западной Сибири – Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и Вынгапурское. А они ныне находятся в стадии падающей добычи – ежегодное её сокращение составляет более 20 млрд. куб. м.
       В планах «Газпрома» - ввод в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева  моря, а также освоение газовых  ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако потребуются годы и  огромные капиталовложения на обустройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах.
       Перед отраслями ТЭК России стоит стратегическая задача – воспользоваться в предстоящее  десятилетие установившимися ценами на нефть и газ и притоком дополнительной валюты. Поэтому основные капиталовложения необходимо направлять на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей ТЭК (нефте-газопереработка и нефтехимия), а также нефтехимической промышленности. Только развитие перерабатывающих отраслей будет способствовать повышению  эффективности развития экономики  РФ в целом и соответственно наращиванию  экспорта готовой продукции с  высокой добавленной стоимостью.
       Естественно, что отечественная нефтегазовая промышленность, т.е. сырьевой рынок, в  силу сложившихся условий после  вступления России в ВТО будет  её главным козырем, которым страна сможет манипулировать в подписании различных договоренностей со странами-участницами  ВТО. Поэтому правительство России должно учитывать этот факт и определять все плюсы и минусы для этих отраслей после вступления.
       Российские  компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортёрами. По имеющимся данным, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определённого срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована. Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. В результате чего планируется, что уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ будут удвоены. Удорожание энергоресурсов послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.
       Еще одной отраслью, требующей детального рассмотрения в связи с присоединением России к ВТО, является металлургия. Она традиционно относится к так называемым проблемным секторам, вокруг которых зачастую разгораются торговые споры. Такого рода внимание со стороны государства к данной отрасли обусловлено отчасти соображениями национальной безопасности, поскольку в России производство стали традиционно считается стратегическим для оборонного комплекса.
       Несмотря  на проводимую реконструкцию производства, основной проблемой отрасли остается износ основных фондов. В силу макроэкономических сложностей в финансовой сфере замена основных фондов производится очень  медленно.
       Рыночная  конкуренция в российской металлургии  все больше подрывается тенденцией слияний предприятий отрасли, которые  ограничивают конкуренцию на региональном уровне. На этом фоне наблюдается рост конкуренции со стороны продукции  черной металлургии из ближнего зарубежья, прежде всего с Украины, которая  активно использует более чем  двукратное преимущество по сравнению  с российскими предприятиями  в стоимости рабочей силы.
       Значительным  препятствием для повышения конкурентоспособности  российских производителей является отсутствие современной системы реализации продукции, а также зависимость  российской черной металлургии от естественных монополистов в области газоснабжения, энергетики и транспорта, имеющих  ключевое значение для развития отрасли.
       Следует также отметить ключевую роль государственного регулирования в перспективах отрасли. Внешнеторговая стратегия России в  области черной металлургии определяется, с одной стороны, стимулированием экспорта, а с другой - защитой внутреннего рынка от активного демпинга стальной продукции из ближнего зарубежья. Именно такое сочетание защитных и наступательных средств внешнеэкономической политики является оптимальным с точки зрения обеспечения защиты российских металлургов от дискриминации и недобросовестной конкуренции.
       Определенную  роль в стимулировании отечественного производства должны сыграть государственные субсидии, которые необходимо рационализировать с целью приведения режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО. Стоит отметить, что прогресс в области реструктуризации производства и повышении конкурентоспособности российской продукции все равно будет упираться в препятствия, пока Россия лишена статуса страны с рыночной экономикой и не является членом ВТО. Получение равноправия российскими производителями на мировой арене за счет доступа к Органу урегулирования споров может стать залогом последовательного преобразования российской черной металлургии в составную часть авангарда мировой экономики.
       Предприятия химической отрасли страдают от износа основных средств на 60-80% и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции гораздо ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли поддерживалась главным образом за счёт дешевизны сырья и его близости к перерабатывающим мощностям. Снижение импортных тарифов в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. В случае если деградация производственных мощностей будет преодолена, то российские предприятия смогут упрочить свои позиции на жёстко защищенном международном рынке минеральных удобрений.
       Другой  отраслью, занимающей видное место  в потенциале развития национальной экономики, является автомобильная промышленность, на долю которой приходится почти 60% объема гражданского машиностроения. Проблема конкурентоспособности российского автомобилестроения связана с замкнутостью, существовавшей в советский период - низкий уровень проникновения иностранной продукции на внутренний рынок привел к застою в отрасли. Прежде всего, это касалось производительности труда и технической оснащенности, которая отставала от западной на 10 лет. Но, несмотря на некоторое улучшение ситуации в отечественном автопроме в последние несколько лет, уровень конкурентоспособности российских предприятий остается достаточно низким. В настоящее время старение основных фондов, потеря рынков сбыта за рубежом привели к тому, что отставание российской автоиндустрии от западной достигло, по некоторым оценкам, 12 лет.
       В области факторов производства российский автопром также имеет ряд серьезных  проблем. Во-первых, низкое качество комплектующих деталей, которое в свою очередь подрывает стимулы со стороны иностранных производителей для организации производства автомобилей в России. Вместе с тем иностранные поставщики деталей отказываются от создания производства в России из-за недостатка сборочных заводов. Во-вторых, износ оборудования в отрасли, который ставит российских производителей в условиях интенсификации конкуренции перед выбором: или обновлять основные фонды, или вкладывать прибыль в подготовку новых моделей.
       Также качество продукции российского автопрома не соответствует цене, по которой она реализуется на внутреннем рынке. Российские покупатели предпочитают покупать пускай и подержанные автомобили иностранного производства, нежели новые автомобили российского автопрома. Спрос поддерживается только за счёт низкого платёжного спроса той части населения, которая не в состоянии покупать новые иностранные автомобили.
       Несмотря  на достаточно высокий уровень импортных  пошлин, следует отметить, что рынок  автомобилей в России становится все более конкурентным, вынуждая отечественных производителей адекватно  реагировать на рыночные сигналы. Последнее, в свою очередь, приносит прямые выгоды российским потребителям. Наряду с увеличением ассортимента, благодаря появлению зарубежной продукции, усиление конкуренции приводит к снижению цен российскими производителями.
       В свете как российских, так и  глобальных тенденций, а также зарубежного  опыта приоритетными направлениями  реструктуризации российского автопрома  до вступления России в ВТО должны стать:
    развитие качественного производства автомобильных компонентов, которое могло бы со временем интегрироваться в глобальную сеть производства и поставки комплектующих деталей;
    совершенствование транспортной инфраструктуры. Однако, несмотря на рост инвестиций в данной сфере, проблемы с дорогами в России еще долго будут оставаться препятствием для более динамичного развития экономики в целом и отечественного автопрома в частности;
    совершенствование торговой сети отечественного автопрома с более широким применением лизинговых и кредитных схем. Если в России доля продаж автомобилей с использованием кредитования составляет около 10%, то на Западе данный показатель равен 90%;
    с точки зрения государственного регулирования отрасли успешная реализация стратегии «преследования» должна основываться на определенном уровне защиты отечественных производителей.
       В контексте присоединения России к ВТО развитие российского автомобилестроения будет основываться на участии в  сети транснациональных корпораций (ТНК), что должно отчасти обеспечиваться минимально необходимыми для этого  импортными тарифами. В то же время  общее направление развития данной отрасли должно ориентироваться  на либерализацию, учитывая разрыв в  уровне развития российского и зарубежного  машиностроения.
       Далее, сектор фармацевтики в мировом хозяйстве  занимает особое место. Данная отрасль  становится все более наукоемкой, а, следовательно, перспективной для занятия той или иной страной выгодной конкурентной ниши в мировом хозяйстве. Развитие данной отрасли гарантирует ей высокие темпы роста, рост капиталовложений, прежде всего в область НИОКР, а также тесную кооперацию с другими звеньями мирового отраслевого хозяйства.
       Российская  фармацевтика является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. С точки зрения факторов конкурентоспособности основными проблемами российских производителей лекарств являются изношенность основных фондов и необходимость внедрение обязательного стандарта GMP. Основные фонды предприятий изношены в среднем на 45%, в то время как средний срок их службы составляет 15-20 лет (на практике же этот срок гораздо выше). Кроме того, рост зависимости российских производителей от импорта субстанций при выпуске готовых лекарственных средств является еще одним негативным фактором для конкурентоспособности данной отрасли. Данные проблемы могут привести к тому, что многие производства в ближайшее время могут быть закрыты.
       В результате взаимодействия этих факторов на сегодняшний день импортная продукция  занимает 55-57% российского рынка  лекарственных средств. Вместе с  тем экспортный потенциал отрасли  ограничен - доля экспорта в объеме продукции отрасли составляла 5-8%, при этом основным рынком сбыта отечественной  продукции является СНГ, а также  страны Юго-Восточной Азии. Таким  образом, преимущественная ориентация российских производителей на внутренний рынок, размеры которого остаются ограниченными  низкой покупательной способностью населения, является не только отражением уровня конкурентоспособности российских производителей, но и динамическим ограничителем развития отрасли.
       Основными проблемами отрасли в виду вступления России в ВТО являются соблюдение прав на интеллектуальную собственность  и совершенствование тарифного  и нетарифного регулирования  импорта фармацевтической продукции. Значительное количество нарушений в области соблюдения прав на интеллектуальную собственность, в том числе рост фальсификации лекарственных средств делает Россию уязвимой с точки зрения присоединения к ВТО. В области тарифного регулирования импорта одной из возможных проблем является превышение импортных пошлин на субстанции над пошлинами на готовые лекарственные средства, что в свою очередь делает невыгодным производство готовой продукции в России. В области нетарифных ограничений необходимо дальнейшее совершенствование сертификации и лицензирования продукции, роль которых в государственном регулировании фармацевтического рынка неизменно растет.
       Приоритетом для отечественных производителей должно стать более активное взаимодействие с передовыми западными компаниями по освоению высокодоходных и высокотехнологичных  сегментов рынка, значение которых возрастает с увеличением благосостояния российского населения.
       В России традиционно развит лесопромышленный комплекс, так как она выступает ведущим экспортёром продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении России в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса будут сохранены. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки. В настоящее время большая часть лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий нерентабельна. Ситуация может быть исправлена за счёт притока зарубежных инвестиций.
       В легкой промышленности наблюдается  ситуация, когда предприятия не справляются  с возрастающей конкуренцией со стороны  стран-импортёров. Доля российской продукции  на внутреннем рынке в 3 раза ниже доли импортной продукции, при этом доля импортной продукции, ввозимой контрабандой, очень велика. Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование позволит ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции.
       Подводя итог ко всему вышеизложенному, стоит заметить, что процесс присоединения России к ВТО является неотъемлемой частью структурной перестройки российской промышленности. Воздействие процесса либерализации носит дифференцированный характер. Если для экспортных отраслей (прежде всего - для отраслей ТЭК) важное значение имеет режим экспортных пошлин, то для фармацевтической промышленности первостепенное значение имеет разработка средств нетарифного регулирования внешней торговли, для автомобилестроения - совершенствование таможенно-тарифной политики, а для черной металлургии - приведение режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО.
       Однако, несмотря на различие приоритетных сфер развития торговой политики, по отношению  к данным отраслям существует ряд  общих факторов развития с точки  зрения выполнения требований ВТО. Наиболее важным является несоответствие регулирования  ряда отраслей требованиям ВТО. Это  относится к регулированию режима иностранных инвестиций в автомобилестроении (в части соглашения по ТРИМС), а  также нарушениям норм ТРИПС в  фармацевтике.
       Важно также отметить и некоторые изменения  в статистических показателях, влияние  на которых оказал мировой финансовый кризис. Промышленное производство в России в первом квартале 2009 г. сократилось на 14,3% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом [46]. Падение отмечается по большинству видов деятельности. Добыча полезных ископаемых уменьшилась на 3,8%, в том числе добыча нефти - на 1,3%, природного газа - на 14,7%, железной руды - на 26,9%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды упало на 5,1%. Но больше всего в России пострадала обрабатывающая промышленность: за январь-март она рухнула на 20,8%. Эксперты расходятся во мнении относительно того, когда в российской промышленности может наступить перелом. Одни надеются на положительную динамику во втором квартале: эффект дадут антикризисные меры правительства. Другие аналитики утверждают, что ситуация еще ухудшится, так как до сих пор динамику производства поддерживал спрос со стороны предприятий и граждан, вкладывавших обесценивающиеся рубли в товары. Однако сбережения у населения уже заканчиваются, иссякают средства и у предприятий.
       Таким образом, в числе общих проблем, характерных для отраслей российской промышленности в процессе внешнеэкономической  либерализации, следует выделить, прежде всего, изношенность основных фондов, снижение технологического потенциала и инвестиций; низкий уровень и  качество потребительского спроса; разрыв производственных связей.
       В целом присоединение России к  ВТО должно положительно сказаться, прежде всего, на развитии добывающих экспортно-ориентированных отраслей. Однако выгоды от доступа к ВТО будут для России ощутимыми лишь в долгосрочной перспективе. В то же время уже в краткосрочной перспективе на позициях отечественных производителей будет сказываться рост иностранной конкуренции в таких отраслях, как автомобилестроение и фармацевтика.
       В случае с отраслями, испытывающими  острую и среднюю степень конкуренции  со стороны зарубежных производителей, наиболее перспективным представляется продолжение курса на участие  в сети ТНК. Это способствовало бы подъему общего уровня технологической  оснащенности, росту навыков и  инфраструктуры в рамках данных отраслей. Для отраслей же, нуждающихся в поддержке государства для развития экспортного производства (черная металлургия), приоритетом должно стать привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в модернизацию оборудования.
      Анализ состояния и перспективы развития сельского хозяйства.
    Общеизвестно, что, несмотря на почти 10-летний катастрофический экономический упадок, который поразил  сельскохозяйственный сектор России, роль его в российской экономике  остается значительной. Сопоставление  с развитыми зарубежными странами показывает, что в них относительная  роль сельскохозяйственного сектора  значительно меньше, чем в России. В этих условиях основной вопрос с  точки зрения процесса присоединения  России к ВТО заключается в  том, каким образом можно будет  преодолеть отставание отечественного сельскохозяйственного производства в условиях открытия продовольственного рынка зарубежной конкуренции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.