На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Александр Первый

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Алекса?ндр I (Благослове?нный), Алекса?ндр Па?влович (12 (23) декабря 1777, С.-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
В начале правления провёл умеренно либеральные  реформы, разработанные Негласным  комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней  политике лавировал между Великобританией  и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских  коалициях. В 1807—1812 годы временно сблизился  с Францией. Вёл успешные войны  с Турцией (1806-1812 годы), Персией (1804-1813) и Швецией (1808-1809 годы). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бесарабии (1812 год), Азербайджана (1813 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813-1814 годы антифранцузскую  коалицию европейских держав. Был  одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов  Священного союза. По своей натуре был  очень общительным. Но все же никогда  не "открывал" всем свои намерения. В последние годы жизни нередко  говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной  смерти от брюшного тифа в Таганроге  породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в  Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.
 

План: 

1. Введение
2.Детство, образование, воспитание. Восшествие на престол.
3. Внутренняя  политика
4. Внешняя политика
5. Последние годы правления. Смерть. Память об Александре I
6. Заключение
 

Введение 

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода  можно было бы озаглавить: «Россия  на распутье»-между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра I, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи. Личная психология
Александра, которой  больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой  казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда. Прозвали его «северным  сфинксом», точно отказываясь разгадать  его загадку. Эти отзывы любопытны  и ценны, при всей своей неопределенности и своих противоречиях, как отражение  того бытового впечатления, какое производил Александр на всех, имевших с ним  дело, на каждого по-своему. Это-то впечатление и стараются уложить его биографы, на нем пытаются построить характеристику своего героя, а вернее сказать, свое личное суждение о нем и впечатление от него, всматриваясь в его слова и действия, вчитываясь в его письма и в рассказы мемуаристов или авторов различных «донесений» за границу о его беседах и настроениях. 

А между тем  Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и  нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи  и ее идеологические течения. Я считаю, что Александр - «прирожденный государь»  своей страны говоря по-старинному, воспитанный для власти и политической деятельности, поглощенный мыслью о  ней с детских лет. Он вырос  и вступил в жизнь для трудной, ответственной и напряженной  роли правителя в бурный и сложный  момент раскрытия перед сознанием  правящей среды глубоких и тягостных  противоречий русской действительности.
 

Детство, образование и  воспитание. 

Сразу после  рождения Александр был взят у  родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели  к
Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен  швейцарец Ф. Ц.
Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. 

Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру
"свой дух,  свои идеи и планы". Какой  это был дух, какие идеи и  планы можно видеть из того, что когда началась французская  революция, "Лагарп с великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней активное участие, какое только можно было из далекого
Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..." 

А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую  конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам. 

Результаты этого  республиканского воспитания отразились самым трагическим образом, как  на мировоззрении Александра I, так  и на судьбе
России. 

"Юный Александр, - пишет С. Платонов, - вместе с  Лагарпом мечтал о возможности водворения в России республиканских форм правления и об уничтожении рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом,
- пишет С.  Платонов, - Александр действительно  шел в уровень с веком и  стал как бы жертвою того  великого перелома, который произошел  в духовной жизни человечества  на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход  от рационализма к ранним формам  романтизма сказался в Александре  сменою настроений, очень характерною.  В его молодых письмах находим  следы политических мечтаний  крайнего оттенка: он желает  свободных учреждений для страны (Constitution Libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно. Мечтая о таком "лучшем образце революции,
Александр обличает в себе последователя рационалистических учений XVIII столетия. Когда же он предполагает, по отказе от власти уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной жизни, - перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни чувства, от политики к исканию личного счастья. Влияние двух мировоззрений чувствуется уже в раннюю пору на личности Александра и лишает ее определенности и внутренней цельности". 
 
 
 

Екатерина II заставила  его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с  тем в последние годы царствования бабки Александр находил все  больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось  тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения  его резиденции в Гатчине, где  царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе
Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. 

Восшествие  на престол 

В половине первого ночи 12 марта 1801 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. 

В течение  месяца вернул на службу всех ранее  уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов  в Россию (в том числе книг и  музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию. 

Ещё до восшествия на престол, вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов), которые с 1801 стали играть крайне важную роль. 5 (17) июня 1801 в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция. 

15 сентября (ст. ст.) 1801 года в Успенском соборе Москвы был коронован митрополитом Московским Платоном (Левшиным). 

Внутренняя  политика 

    Реформа высших органов управления
30 марта  1801 года Государственный совет  заменен Непременным (постоянным) советом: рассмотрение и обсуждение  государственных дел — совещательный  орган при императоре. 

1 января  1810 года (по проекту М. М. Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её государственным секретарем назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили  все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. 

Сначала законопроекты обсуждались в  департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И  только после утверждения их императором  получали силу закона. 

Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах. 

8 сентября  1802 года проведена министерская реформа. Манифестом утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. 

Министерства  подразделялись на департаменты, возглавляемые  директорами; департаменты — на отделения  во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе  со столоначальниками. 

Для совместного  обсуждения дел учреждался Комитет министров.
С 1802 г. существовали министерства:
-военно-сухопутных сил
-морских сил
-внутренних сил
-иностранных дел
-юстиции
-финансов
-народного просвещения
-коммерции (упразднёно) 

Некоторые недостатки:
отсутствие  точного определения ответственности  министров.
неправильное  распределение дел между министрами. 

12 июля 1810 г. — выходит манифест о  разделении государственных дел  на особые управления, подготовленный  Сперанским. 

25 июня  1811 г. — «Общее учреждение министров», акт, подготовленный Сперанским. 

1802—1811 — Министерская реформа. Число  министров достигло двенадцати. Министры вводились в состав  Сената. В «Общих учреждениях»  определены были состав и делопроизводство  министров, установлены точные  разграничения функций министров,  единые принципы их организации,  ответственности, пределы власти  и отношения министров к другим  органам высшего государственного  управления. 
 

К 1811 г.:
министерство  коммерции — упразднилось, а его дела распределены между министерством финансов и внутренних дел
министерство  полиции — в его ведомство переданы дела о внутренней безопасности, ранее закрепленные за министерством внутренних дел. 

Созданы новые ведомства — «Главные управления»  — и приравнены к министерствам:
Главное управление путей сообщения (созданное  ещё в 1809 г.)
Главное управление духовных дел иностранных  исповеданий
Главное управление ревизии государственных  счетов (или Государственный контроль) 

Началось  составление единого государственного бюджета, но из-за его дефицитности сведения скрывались. 

В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом  в империи, сосредотачивающим в  себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось  право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили  другим законам. 

Изменениям  подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. 

С 1803 по 1824 г. должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. 

    Программа преобразований М. М. Сперанского и  её судьба
В конце  1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю. 

Задача  плана — модернизировать и  европеизировать государственное  управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». 

Сословия:
дворянство  имеет гражданские и политические права;
«среднее  состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий  и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
«народ  рабочий» не имеет политических и  гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. 
 
 
 

Разделение  властей:
законодательные органы:
   -Государственная дума
   -губернские думы
   -окружные думы
   -волостные думы
исполнительные  органы:
   -Министерства
   -губернские
   -окружные
   -волостные
судебные  органы:
   -Сенат
   -губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)
   -окружные (гражданские и уголовные дела). 

Выборы  — четерехступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии. 

При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю  полноту власти:
сессии  Государственной думы император  мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре.
министры назначаются императором.
состав  Сената назначается императором. 

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 

Однако 1 января 1810 г. был учрежден Государственный  совет по плану Сперанского. 

12 июля 1810 и 25 июня 1811 гг. преобразовываются министерства. 

К началу 1811 г. подготавливается проект преобразования Сената, а в июне вносится на рассмотрение в Государственный совет. 

Было  предложено преобразовать Сенат  в два учреждения:
1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.
2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. 

Особенностью  судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались  от короны, другие выбирались дворянством. 

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.
Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. К проблеме губернского управления не было преступлено и в проекте. 

    Финансовая  реформа
По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение  ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций. 

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее  — повышать все налоги (прямые и  косвенные). 

2 февраля 1810 г. и  11 февраля 1812 г. — увеличение всех налогов. 

    Реформа в области образования
 В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования:
1. бессословность учебных заведений;
2. бесплатность обучения на низших его ступенях;
3. преемственность учебных программ. 

Уровни  системы образования:
-университет
-гимназия в губернском городе
-уездные училища
-одноклассное приходское училище. 

Всей  системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. 

Основаны  пять университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 

1804 г.  — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 

1804 г.  — первый цензурный устав.  При университетах из профессоров  и магистров были созданы цензурные  комитеты, подчинявшиеся Министерству  народного просвещения. 

Были  основаны привилегированные средние  учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.
В 1817 г. Министерство народного просвещения  было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. 

В 1820 г. направляется в университеты инструкция о «правильной» организации учебного процесса. 

В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском  и Петербургском университетах. 

    Попытки решения крестьянского  вопроса
При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача  казенных крестьян. 

12 декабря  1801 г. — указ о праве покупки  земли купцами, мещанами, государственными  и удельными крестьянами вне  городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 

20 февраля  1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». 

1804—1805 гг. — первый этап реформы в  Прибалтике. 

10 марта  1809 г. — указ отменял право  помещиков ссылать своих крестьян  в Сибирь за маловажные проступки.  Подтверждалось правило: если  крестьянин единожды получил  свободу, то он не мог быть  вновь укреплен за помещиком.  Получали свободу выходец из  плена или из-за границы, а  также взятый по рекрутскому  набору. Помещику предписывалось  кормить крестьян в голодные  годы. С дозволения помещика крестьяне  могли торговать, брать векселя,  заниматься подрядами. 

С 1810 г. начинается практика организации военных  поселений. 

За 1810—1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным  лицам свыше 10 000 казенных крестьян. 

В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию  Царству Польскому. 

В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено  «отыскивать вольность». 

В 1816 г. новые правила организации военных  поселений. 

В 1816—1819 гг. завершается крестьянская реформа  в Прибалтике. 

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции  Новосильцеву подготовить Государственную  Уставную грамоту для России. 

В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать  проекты отмены крепостного права. 

В 1822 г. было возобновлено право помещиков  ссылать крестьян в Сибирь. 

В 1823 г. — указ подтверждал право потомственных  дворян владеть крепостными крестьянами. 

    Проекты освобождения крестьян
В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. 

Проект  Мордвинова:
крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.
размер  выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет — 100 руб.; 30-40 лет — 2 тыс.; 40-50 лет — … 

Проект  Аракчеева:
освобождение  крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. 

Проект  Канкрина:
медленный выкуп крестьянской земли у помещиков  в достаточном размере; программа  была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г. 

    Военные поселения
В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810—1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. 

Разработка  плана создания поселений была поручена Аракчееву. 

Цели  проекта:
1. создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.
2. освободить население страны от постоянной повинности — содержать армию.
3. прикрыть западное пограничное пространство. 

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря. 

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось  169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков. 

В 1857 году военные  поселения были упразднены. В них  насчитывалось уже 800 000 человек.
    Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение
Введение  военных поселений встретило  упорное сопротивление со стороны  крестьян и казаков, обращаемых в  военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло  восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались  на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 

16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.