Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Александр Первый

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Алекса?ндр I (Благослове?нный), Алекса?ндр Па?влович (12 (23) декабря 1777, С.-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
В начале правления провёл умеренно либеральные  реформы, разработанные Негласным  комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней  политике лавировал между Великобританией  и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских  коалициях. В 1807—1812 годы временно сблизился  с Францией. Вёл успешные войны  с Турцией (1806-1812 годы), Персией (1804-1813) и Швецией (1808-1809 годы). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бесарабии (1812 год), Азербайджана (1813 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813-1814 годы антифранцузскую  коалицию европейских держав. Был  одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов  Священного союза. По своей натуре был  очень общительным. Но все же никогда  не "открывал" всем свои намерения. В последние годы жизни нередко  говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной  смерти от брюшного тифа в Таганроге  породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в  Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.
 

План: 

1. Введение
2.Детство, образование, воспитание. Восшествие на престол.
3. Внутренняя  политика
4. Внешняя политика
5. Последние годы правления. Смерть. Память об Александре I
6. Заключение
 

Введение 

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода  можно было бы озаглавить: «Россия  на распутье»-между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра I, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи. Личная психология
Александра, которой  больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой  казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда. Прозвали его «северным  сфинксом», точно отказываясь разгадать  его загадку. Эти отзывы любопытны  и ценны, при всей своей неопределенности и своих противоречиях, как отражение  того бытового впечатления, какое производил Александр на всех, имевших с ним  дело, на каждого по-своему. Это-то впечатление и стараются уложить его биографы, на нем пытаются построить характеристику своего героя, а вернее сказать, свое личное суждение о нем и впечатление от него, всматриваясь в его слова и действия, вчитываясь в его письма и в рассказы мемуаристов или авторов различных «донесений» за границу о его беседах и настроениях. 

А между тем  Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и  нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи  и ее идеологические течения. Я считаю, что Александр - «прирожденный государь»  своей страны говоря по-старинному, воспитанный для власти и политической деятельности, поглощенный мыслью о  ней с детских лет. Он вырос  и вступил в жизнь для трудной, ответственной и напряженной  роли правителя в бурный и сложный  момент раскрытия перед сознанием  правящей среды глубоких и тягостных  противоречий русской действительности.
 

Детство, образование и  воспитание. 

Сразу после  рождения Александр был взят у  родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели  к
Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен  швейцарец Ф. Ц.
Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. 

Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру
"свой дух,  свои идеи и планы". Какой  это был дух, какие идеи и  планы можно видеть из того, что когда началась французская  революция, "Лагарп с великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней активное участие, какое только можно было из далекого
Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..." 

А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую  конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам. 

Результаты этого  республиканского воспитания отразились самым трагическим образом, как  на мировоззрении Александра I, так  и на судьбе
России. 

"Юный Александр, - пишет С. Платонов, - вместе с  Лагарпом мечтал о возможности водворения в России республиканских форм правления и об уничтожении рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом,
- пишет С.  Платонов, - Александр действительно  шел в уровень с веком и  стал как бы жертвою того  великого перелома, который произошел  в духовной жизни человечества  на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход  от рационализма к ранним формам  романтизма сказался в Александре  сменою настроений, очень характерною.  В его молодых письмах находим  следы политических мечтаний  крайнего оттенка: он желает  свободных учреждений для страны (Constitution Libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно. Мечтая о таком "лучшем образце революции,
Александр обличает в себе последователя рационалистических учений XVIII столетия. Когда же он предполагает, по отказе от власти уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной жизни, - перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни чувства, от политики к исканию личного счастья. Влияние двух мировоззрений чувствуется уже в раннюю пору на личности Александра и лишает ее определенности и внутренней цельности". 
 
 
 

Екатерина II заставила  его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с  тем в последние годы царствования бабки Александр находил все  больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось  тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения  его резиденции в Гатчине, где  царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе
Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. 

Восшествие  на престол 

В половине первого ночи 12 марта 1801 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. 

В течение  месяца вернул на службу всех ранее  уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов  в Россию (в том числе книг и  музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию. 

Ещё до восшествия на престол, вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов), которые с 1801 стали играть крайне важную роль. 5 (17) июня 1801 в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция. 

15 сентября (ст. ст.) 1801 года в Успенском соборе Москвы был коронован митрополитом Московским Платоном (Левшиным). 

Внутренняя  политика 

    Реформа высших органов управления
30 марта  1801 года Государственный совет  заменен Непременным (постоянным) советом: рассмотрение и обсуждение  государственных дел — совещательный  орган при императоре. 

1 января  1810 года (по проекту М. М. Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её государственным секретарем назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили  все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. 

Сначала законопроекты обсуждались в  департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И  только после утверждения их императором  получали силу закона. 

Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах. 

8 сентября  1802 года проведена министерская реформа. Манифестом утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. 

Министерства  подразделялись на департаменты, возглавляемые  директорами; департаменты — на отделения  во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе  со столоначальниками. 

Для совместного  обсуждения дел учреждался Комитет министров.
С 1802 г. существовали министерства:
-военно-сухопутных сил
-морских сил
-внутренних сил
-иностранных дел
-юстиции
-финансов
-народного просвещения
-коммерции (упразднёно) 

Некоторые недостатки:
отсутствие  точного определения ответственности  министров.
неправильное  распределение дел между министрами. 

12 июля 1810 г. — выходит манифест о  разделении государственных дел  на особые управления, подготовленный  Сперанским. 

25 июня  1811 г. — «Общее учреждение министров», акт, подготовленный Сперанским. 

1802—1811 — Министерская реформа. Число  министров достигло двенадцати. Министры вводились в состав  Сената. В «Общих учреждениях»  определены были состав и делопроизводство  министров, установлены точные  разграничения функций министров,  единые принципы их организации,  ответственности, пределы власти  и отношения министров к другим  органам высшего государственного  управления. 
 

К 1811 г.:
министерство  коммерции — упразднилось, а его дела распределены между министерством финансов и внутренних дел
министерство  полиции — в его ведомство переданы дела о внутренней безопасности, ранее закрепленные за министерством внутренних дел. 

Созданы новые ведомства — «Главные управления»  — и приравнены к министерствам:
Главное управление путей сообщения (созданное  ещё в 1809 г.)
Главное управление духовных дел иностранных  исповеданий
Главное управление ревизии государственных  счетов (или Государственный контроль) 

Началось  составление единого государственного бюджета, но из-за его дефицитности сведения скрывались. 

В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом  в империи, сосредотачивающим в  себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось  право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили  другим законам. 

Изменениям  подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. 

С 1803 по 1824 г. должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. 

    Программа преобразований М. М. Сперанского и  её судьба
В конце  1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю. 

Задача  плана — модернизировать и  европеизировать государственное  управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». 

Сословия:
дворянство  имеет гражданские и политические права;
«среднее  состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий  и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.
«народ  рабочий» не имеет политических и  гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. 
 
 
 

Разделение  властей:
законодательные органы:
   -Государственная дума
   -губернские думы
   -окружные думы
   -волостные думы
исполнительные  органы:
   -Министерства
   -губернские
   -окружные
   -волостные
судебные  органы:
   -Сенат
   -губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)
   -окружные (гражданские и уголовные дела). 

Выборы  — четерехступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии. 

При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю  полноту власти:
сессии  Государственной думы император  мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре.
министры назначаются императором.
состав  Сената назначается императором. 

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 

Однако 1 января 1810 г. был учрежден Государственный  совет по плану Сперанского. 

12 июля 1810 и 25 июня 1811 гг. преобразовываются министерства. 

К началу 1811 г. подготавливается проект преобразования Сената, а в июне вносится на рассмотрение в Государственный совет. 

Было  предложено преобразовать Сенат  в два учреждения:
1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.
2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. 

Особенностью  судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались  от короны, другие выбирались дворянством. 

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.
Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. К проблеме губернского управления не было преступлено и в проекте. 

    Финансовая  реформа
По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение  ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций. 

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее  — повышать все налоги (прямые и  косвенные). 

2 февраля 1810 г. и  11 февраля 1812 г. — увеличение всех налогов. 

    Реформа в области образования
 В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования:
1. бессословность учебных заведений;
2. бесплатность обучения на низших его ступенях;
3. преемственность учебных программ. 

Уровни  системы образования:
-университет
-гимназия в губернском городе
-уездные училища
-одноклассное приходское училище. 

Всей  системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. 

Основаны  пять университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 

1804 г.  — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 

1804 г.  — первый цензурный устав.  При университетах из профессоров  и магистров были созданы цензурные  комитеты, подчинявшиеся Министерству  народного просвещения. 

Были  основаны привилегированные средние  учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.
В 1817 г. Министерство народного просвещения  было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. 

В 1820 г. направляется в университеты инструкция о «правильной» организации учебного процесса. 

В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском  и Петербургском университетах. 

    Попытки решения крестьянского  вопроса
При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача  казенных крестьян. 

12 декабря  1801 г. — указ о праве покупки  земли купцами, мещанами, государственными  и удельными крестьянами вне  городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 

20 февраля  1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». 

1804—1805 гг. — первый этап реформы в  Прибалтике. 

10 марта  1809 г. — указ отменял право  помещиков ссылать своих крестьян  в Сибирь за маловажные проступки.  Подтверждалось правило: если  крестьянин единожды получил  свободу, то он не мог быть  вновь укреплен за помещиком.  Получали свободу выходец из  плена или из-за границы, а  также взятый по рекрутскому  набору. Помещику предписывалось  кормить крестьян в голодные  годы. С дозволения помещика крестьяне  могли торговать, брать векселя,  заниматься подрядами. 

С 1810 г. начинается практика организации военных  поселений. 

За 1810—1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным  лицам свыше 10 000 казенных крестьян. 

В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию  Царству Польскому. 

В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено  «отыскивать вольность». 

В 1816 г. новые правила организации военных  поселений. 

В 1816—1819 гг. завершается крестьянская реформа  в Прибалтике. 

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции  Новосильцеву подготовить Государственную  Уставную грамоту для России. 

В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать  проекты отмены крепостного права. 

В 1822 г. было возобновлено право помещиков  ссылать крестьян в Сибирь. 

В 1823 г. — указ подтверждал право потомственных  дворян владеть крепостными крестьянами. 

    Проекты освобождения крестьян
В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. 

Проект  Мордвинова:
крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.
размер  выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет — 100 руб.; 30-40 лет — 2 тыс.; 40-50 лет — … 

Проект  Аракчеева:
освобождение  крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. 

Проект  Канкрина:
медленный выкуп крестьянской земли у помещиков  в достаточном размере; программа  была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г. 

    Военные поселения
В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810—1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. 

Разработка  плана создания поселений была поручена Аракчееву. 

Цели  проекта:
1. создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.
2. освободить население страны от постоянной повинности — содержать армию.
3. прикрыть западное пограничное пространство. 

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря. 

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось  169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков. 

В 1857 году военные  поселения были упразднены. В них  насчитывалось уже 800 000 человек.
    Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение
Введение  военных поселений встретило  упорное сопротивление со стороны  крестьян и казаков, обращаемых в  военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло  восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались  на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 

16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.