На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развод родителей как социально-педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ российской Федерации
белорецкий  педагогический колледж

Курсовая  работа

 
тема: «Развод родителей как социально-педагогическая проблема» 
 
 
 
 

             Выполнила: студентка 4 курса  группы  «З»
            Желнина И.В.
             Специальность: 0314 «Социальная педагогика»
             Проверила: 
             
             
             
            Кожевникова Н.Г.

Белорецк 2006г.

 

Содержание 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-психологической проблемы неполных семей  
6
1.1. Неполная семья  как социально-психологическая проблема 6
1.2. Дети из неполных семей как объект социально-психологической деятельности  
10
1.3. Методы и  формы работы социального педагога  с младшими школьниками из неполных семей  
15
Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей  
 
20
2.1. Организация практической работы 20
2.2. Практическая  работа социального педагога общеобразовательной  школы в работе с учащимися  из неполных семей с использованием игровой терапии  
 
29
2.3. Анализ результатов  практической работы 33
Заключение 40
Список  литературы 42
Приложения  
 
 
 
 

Введение 

     Семья – это основанная на браке и  кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной связью и  взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.
     На  сегодняшний день в России увеличилось количество неполных семей. Причинами возникновения неполной семьи может быть смерть одного из супругов,  или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и  в результате внебрачного рождения ребёнка и усыновления одинокой женщиной чужого ребёнка.
     Негативные  процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко именно на воспитании детей из неполных семей.  Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи и объясняет актуальность выбранной темы.
     Для разрешения различных проблем в  неполных семьях психологами и социальным педагогом активно используются различные методы работы с неполными семьями. 
 

     Развод становится все более распространенным явлением и поэтому вопрос о его влиянии на ребенка приобретает особую важность. По мнению многих социальных педагогов и психологов, развод родителей является главным негативным событием  в жизни ребенка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
     Дети, пережившие развод или развод родителей, подвергаются большему риску столкнуться  с психологическими проблемами, чем  дети из полных семей Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.
     Всестороннее  воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами.
     Проблемы  социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.
     Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Отсутствие в жизни ребенка одного из членов семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей.
     Проблема  социальной адаптации детей из неполных семей всегда была актуальной, но стала  еще более острой в связи с  резким увеличением количества неполных семей вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений.
     Цель  исследования: теоретически и практически обосновать эффективные методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста, пережившими развод родителей.
     Объект  исследования: дети из неполных семей младшего школьного возраста.
     Предмет исследования: деятельность социального педагога в школе с детьми из неполных семей.
     Исходя  из поставленной цели, определив объект и предмет исследования, нам надо решить следующие задачи:
     - Теоретически обосновать проблемы функционирования неполной семьи как института воспитания личности: рассмотреть неполную семью как социально-педагогическую проблему; детей в семьях разведенных родителей как объект социальной педагогики; методы работы социального педагога как профилактику дезадаптации детей из неполных семей;
     - Провести практическую работу с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.
     Гипотеза: У детей младшего школьного возраста из неполных семей, уровень социальной адаптации путем снятия тревожности значительно повысится если:
      1)  Будут  созданы  условия   для  успешного  взаимодействия   детей с социальным педагогом и ближайшим окружением.
      2) Будет осуществляться  индивидуальный  подход к  каждому ребенку с учетом его особенностей.
 

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической проблемы развода родителей 

1.1. Неполная семья как социально-педагогическая проблема 

     В последние годы специалисты, особенно демографы, все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Они выделяют несколько основных источников формирования таких семей. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2003-2005 гг. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. Еще один источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой в последние годы неуклонно возрастают: в 2003 г. в России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 2004 г. - 26,95%, в 2005 г. - 27,93%. Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.п.). Сегодня уровень смертности среди экономически активного населения мужского пола примерно такой, как в 1897 г.: лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет1. И не удивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей России.
     Таким образом, неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Нередко неполная семья образуется и  в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка.
     Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей2.
     Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Поясним эти сугубо экономические термины. «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа3. Калабихина И.Е. характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства.
     Кроме того, в этих семьях высок риск попадания  в низкодоходные группы населения  в связи с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские (мать + ребенок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
     Следующая социальная характеристика, которая  требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие  уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме4. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Послеразводная адаптация матери объективно требует выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.5.
     Таким образом, специфический образ жизни  семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать в России службу медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации6. В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; во-вторых, мать испытывает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.
     Неполная  семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям. Дадим краткую характеристику каждой из названных семей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы.
     Особое  внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.
     У детей, воспитывающихся в неполных семьях при авторитарных родителях, психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенок строго подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношения со сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности, психологических проблем. Все действия ребенка подвергаются строжайшему контролю. Мать (отец) предпочитает оказывать большое влияние на детей, способна настаивать на выполнении своих требований. Дети при этом становятся агрессивны,  но в тоже время происходит совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
     При снисходительных родителях в  неполных семьях оставшийся родитель пытается найти для себя оправдание, если не справляется с воспитанием ребенка. Мать (отец) не стремится исправить сложившуюся ситуацию, а все бросает на самотек. Известно, что "попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми".    По мнению А. Балинского, "чрезмерно снисходительное отношение является причиной переходящей через край эмоциональности у детей7".
     Таким образом, актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неполных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки такой категории семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества. 

1.2. Дети в семьях разведенных родителей как объект социально-педагогической деятельности 

     Как зарубежные, так и российские исследования воспитательной дееспособности неполной семьи зафиксировали ряд существенных отличий в поведенческих установках детей разведенных супругов – «детей развода».
     Остановимся на некоторых наиболее значимых и  распространенных качественных проявлениях, которые с полной очевидностью можно  объяснить влиянием развода в  семье.
     Педагогика  оценивает показатель идентификации  детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания, при котором ребенок как бы выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
     Негативное  влияние развода на социальную адаптацию  детей проявляется не только в  рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности.
     В ряде исследований отмечаются, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям.
     Эмпирически подтверждено, что дети, растущие в  неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов8.
     В научном мире существует устойчивая точка зрения о слабо развитом стремлении к достижению значимых жизненных целей у детей, испытавших развод родителей.
     Преобладающее большинство социальных характеристик  детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Так, все без исключения социальные педагоги и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям развода.
     В младшем школьном возрасте появляется тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Первая группа тревожности свидетельствует, прежде всего, о значительном отставании материальных возможностей неполной семьи по сравнению с полной. Обостренное беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Эти детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
     Как известно, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт, лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя). Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, ребенка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.
     Тревога школьников младших  классов по поводу неуспехов в учебе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.
     Надо  обратить особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи  с отсутствием в неполной семье  мужского эталона идентификации  одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Таким образом, мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.
     Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей развода, в отличие  от детей, потерявших родителей в  результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлением о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости.
     В неполных семьях самооценка ребёнка  носит заниженный характер. Детей  с заниженной самооценкой отличает недооценка своих возможностей, невысокая требовательность к себе, притупление чувства собственного достоинства. Уровень притязаний этих детей невысок. Они часто пассивны, или наоборот, агрессивны, тяжело вступают в контакт с одноклассниками.
     Дети  развода больше подвержены психологической деформации личности, кроме того, что они имеют низкие самооценки, больше подвержены комплексам, у них выше индекс тревожности.
     Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.9
     Таким образом, понятием «тревожность» психологи  обозначают состояние человека, которое  характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
     Личностная  тревожность может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
     Дети тревожатся по причине финансовых трудностей, по поводу здоровья родных. Обостренное беспокойство о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного родителя. Это тревожное чувство формируется у них на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности связанна с их личными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
     Остановимся еще на одном существенном и объективизированном  социальном последствии воспитания детей в неполной семье. По данным МВД России за 2005 г., 41,5% от общего числа несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, являются представителями неполных семей. Среди стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних 38,3% составляют дети с одним родителем. Причем, этот показатель имеет тенденцию к росту: в 2004 г. составлял 36,7%.
     Таким образом, у детей из неполных семей наблюдаются отклонения в психическом развитии, нарушения половой идентичности, результатом издержек материнского воспитания в неполной семье может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Как у мальчиков, так и у девочек из неполных семей чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство, негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. 

1.3. Деятельность социального педагога 
с младшими школьниками  из неполных семей 

     Социальный  педагог выполняет большой объем  работы. Его клиентами являются как  ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие  функции:
     1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправлен-ного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
     2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.
     3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
     4. Прогностическая  и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
     5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
     6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
     7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
     Сюда  можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.
     Теперь  следует остановиться на методах  работы школьного социального педагога с детьми из неполных семей.
     Изучая  семью, важно выяснить, как уживаются  в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.
     Изучение  отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение  в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.
     Основными методами работы с семьей ребенка  из неполной семьи являются: метод  убеждения; метод наблюдения; беседа; метод социометрии;
     Именно  метод наблюдения дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
     Чаще  всего социальный педагог прибегает  к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник и т.д.
     Поможет составить представление о ребенке  изучение его биографии, его поступков и мотивов.
     Метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
     При изучении ребенка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния.
     При работе с клиентами (детьми, родителями, педагогами), в обязанности школьного социального педагога входит:
    обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
    изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;
    организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;
    содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем;
    представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
     Наряду  с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:
    представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
    собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
    делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
    информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
    вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
    вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
    способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
     А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.
     Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении.
     Социальный  педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию.
     Социальный  педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:
     1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
     2. Должностная инструкция;
     3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;
     4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;
     5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;
     6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
     7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;
     8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
     9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
     10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
     11.Методические рекомендации для родителей;
     12.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
     13.Систематизированная информация по городским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем10.
     Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет свой уровень психического и физического развития. Социальный педагог осуществляет изучение всех сторон личности ребенка из неполной семьи. Таким образом, он накапливает банк данных о формирующейся индивидуальности младшего школьника. 

 

Глава II. ПРактическая работа по социально-педагогической деятельности с младшими школьниками из неполных семей 

2.1. Организация практической работы 

     В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с неполными семьями. В нашей практической работе с детьми из неполных семей мы придерживались следующих этапов работы: 1 этап – диагностирующий, 2 этап – основной – работа социального педагога с детьми из неполных семей с использованием игровой терапии и 3 этап – контрольный, где подведем итоги проделанной работы.
      На 1 этапе проводится комплексная диагностика, где фиксируется показатель уровня социальной адаптации детей из полных и неполных семей, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания, особенности родительских отношений, мотивационно-личностная сфера детей, определяются эмоционально-волевые особенности, исследуются межличностные отношения.
      Во 2 этапе – основном - предполагается активное формирование социально-адаптированной личности ребенка из неполной семьи при помощи работы социального педагога с применением метода игровой терапии.
      3 этап предполагает проведение исследования, где определяется степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования свидетельство адекватности избранных нами условий, способных оказать влияние на сформированность тех или иных сторон детского развития.
      Практическая работа проводилась в общеобразовательной школе № 20 г. Белорецка Республики Башкортостан с учащимися 3 «в» класса. В ходе практической работы были использованы: экспертный опрос (беседа) с классным руководителем, оценочные тесты для детей, метод игровой терапии.
     Экспертная  оценка уровня социальной адаптации  школьников производилась социальным педагогом вне зависимости от состава семьи детей. В результате была получена объективная информация о степени сформированности социально значимых качеств у детей из семей разного типа.
     Цель  практической работы: применение метода игротерапии для профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста из неполных семей.
     1. Выявить детей из неполных семей в 3 «в» классе школы № 20 г.Белорецка, Республики Башкортостан (Диаграмма 1).
     2. Определить уровень социальной адаптации детей из полных и неполных семей различными методами (беседа с классным руководителем, тестирование детей).
     3. Провести профилактическую работу, способствующую социальной адаптации, с детьми из неполных семей при помощи метода игровой терапии.
     4. Оценить влияние метода игровой терапии на уровень социальной адаптации у школьников из неполных семей.
     В процессе практической работы нами были разработаны следующие принципы работы с младшими школьниками из неполных семей:
    Приоритет интересов младшего школьника (социальный педагог, в первую очередь, должен опираться на интересы младшего школьника из неполной семьи и, исходя из этих интересов, должен строить свою работу).
    Связь теории с практикой (социальный педагог, чувствуя настроение ребенка, зная его проблемы, реально оценивая возможности младшего школьника, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения).
    Целенаправленность, последовательность и систематичность  воспитательных воздействий (для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам, социальные педагоги объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с младшими школьниками из неполных семей и действуют продуманно. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления младшего школьника).
    Дифференцированный подход к младшим школьникам (Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Он выявляет детей одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности).
    Проблемность (Социальный педагог выявляет проблемы конкретного младшего школьника из неполной семьи, и, исходя из конкретных проблем, выстраивает свою работу).
    Диалогичность (Социальный педагог не должен основываться в своей деятельности только на внутренние  убеждения и знания, а должен выяснять у младшего школьника из неполной семьи его конкретные проблемы и затруднения).
     Соблюдение  определенных нами принципов будет  способствовать повышению результативности работы.
     Для повышения уровня работы социального  педагога был разработан план работы социального педагога в условиях общеобразовательной школы с использованием метода игровой терапии с младшими школьниками из неполных семей (Табл. 1).
                                                               Таблица 1 

План  работы социального  педагога
в условиях общеобразовательной  школы с использованием игровой терапии с младшими школьниками из неполных семей 

№ блока Цель Игры
1. Расширение  социальных знаний о социальном мире, социальных ролях Сюжетно-ролевые  игры:  «Имею право»
«Врач и пациент»
«Звездный час»
«Брейн - ринг»
«Роли», и др.
2. Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия: «Спасательный круг» «Вперед, романтики»
«За спиной»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.