На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы финансового права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 

Введение 

    1. Понятие  финансового права, финансов и  финансовой деятельности……3 

    2. Предмет  и метод  финансового права……………………………………...6 

    3. Метод  финансового права…………………………………………………..7 

    4. Система  финансового права……………………………………………….11 

    5. Принципы  финансового права…………………………………….………13
         
Заключение. 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях перехода к рыночным  отношениям в экономике важным  фактором ее развития является  активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого целостного механизма и обеспечение его целенаправленного  функционирования в соответствии с задачами общества и государства призвано осуществлять финансовое право как отрасль публичного права. Однако, будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финансовое право, исходя из конституционных норм, должно отражать и частные интересы граждан.
     Под воздействием норм финансового  права находится бюджетная система  с входящими в нее федеральным   бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование экономических, социальных, оборонных потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные  социальные фонды - пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кредитно - денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых  также отражают происшедшие экономические  преобразования.       Новые особенности в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников российского финансового права -  а их состав помимо нормативных актов  федерального уровня входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в соответствии с их  компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой  кодификацию финансово - правовых норм, о чем свидетельствует принятие  Налогового и Бюджетного кодексов РФ.  

    
1. Понятие финансового права, финансов и финансовой деятельности 

     Общеизвестно, что любые социально  значимые изменения, развитие  и поддержание в надлежащем  состоянии социально-политических систем невозможны без финансирования. Для осуществления государственного управления нужны денежные средства.
     В свою очередь финансовое  обеспечение деятельности государства  является важной составляющей  государственного суверенитета  и необходимо для выполнения государством и его органами требуемых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Власть дают деньги, а для денег нужна власть…
     Отношения, складывающиеся в процессе  финансовой деятельности государства и муниципальных отношений, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. При этом чаще всего в литературе финансовое право определяется следующим образом.
     Финансовое право как отрасль  права - это совокупность юридических наук, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования публичных денежных фондов (денежных фондов государства и муниципальных образований), необходимых для осуществления их задач и функций.
     Таким образом, финансовое право  регулирует общественные отношения  в сфере публичной финансовой  деятельности, ил публичных финансов. Что же скрывается за этим  понятием?
     Согласно определению финансовая  деятельность государства понимается как урегулированная нормами права организационная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства и муниципальных образований.  В последние годы указанное определение, выработанное еще советской наукой финансового права, подвергается критике,  как изжившее себя  в изменившихся  экономико-политических условиях предмет финансового права, но продолжает рассматриваться в финансово-правовой литературе в качестве аксиоматического.
     Другая категория финансового  права  -  "финансы" (от лат.         - окончательное разрешение денежного  спора). При этом необходимо отметить, что, являясь важной частью  категориального аппарата как юридической, так и экономической науки, финансы в экономических и правовых работах рассматриваются по-разному.
     В трудах по экономике финансы  в широком смысле определяются  как система отношений в обществе  по поводу образования и использования  денежных фондов в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей  воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы - система отношений по поводу формирования и использования денежных  фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Такая терминологическая путаница в экономической литературе объясняется совокупностью  двумя факторами.
     Во-первых, в "экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая… к междисциплинарной путанице"
     Во-вторых, в советское время - время превалирования государственной  собственности, понятия "финансы"  и "государственные финансы" означали одно и то же, Необходимо отметить, что отдельные экономисты все же идентифицировали финансы с ресурсами. С крушением социалистического государства все спуталось, и благодаря заимствованиям из американской экономической литературы термин "финансы" распространился на все денежные отношения, в том числе,  "и на  денежные отношения негосударственных организаций, и на банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще на все, что связано с движением денег".
     В юридической литературе под  финансами понимаются только собственно публичные финансы. Распространенным определением является следующее: финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта. Государственные финансы, как правило, определяются через перечисление их экономического и материального содержания:
     1) в экономическом смысле - это  система денежных отношений, в  процессе которых формируются  государственные и муниципальные  денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода;
     2) в материальном смысле (по своему  материальному содержанию) - это  денежные фонды государства и  муниципальных образований, мобилизуемые  и используемые для публичных  целей.
     Надо сказать, что такое традиционное для финансово-правовой науки понимание финансов как отношений (а не денежных средств, по поводу которых и возникают финансовые  правоотношения) в литературе  справедливо критикуются за смешение понятий "финансы" и "финансовые правоотношения". 
 
 
 
 
 

2. Предмет и метод  финансового права 

     Финансовое право - одна из  отраслей российского права, которая  , как и всякая другая, имеет  свой предмет, т.е. круг общественных  отношений, регулируемых нормами  этой отрасли права.
     Из самого названия "финансовое право" следует, что основу предмета этой отрасли права составляют финансовые отношения. Как уже было показано, финансовые отношения, существующие в обществе, весьма многообразны, что обусловлено  разветвленностью финансовой системы Российской Федерации. К ним относятся отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, отношения государственного (и муниципального) кредита и т.д. Не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только их часть.
     Предметом финансового права  являются отношения, возникающие  в процессе финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований.  Следует сказать,  что есть и  другого рода  отношения. Некоторые из них  являются предметов гражданского права. Например, отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества: продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества  в аренду и другое.
     Предметную область финансового  права составляют общественные  отношения, возникающие в сфере  формирования, функционирования  и   развития финансовой системы  Российской Федерации. Сама же  отрасль все больше обретает комплексный характер.
     В целях отграничения многообразных  с точки зрения  отраслевой  принадлежности отношений, возникающих  в ходе финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований друг от друга,  надо иметь ввиду, что предмет финансового права составляют только те отношения, которые урегулированы правом в этой сфере с помощью метода
властных  предписаний. 
 

3. Метод финансового права. 

     Отрасли права отграничиваются  друг от друга в системе  права по предмету регулирования. Этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. На первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.
     Основным методом финансово-правового  регулирования является метод  властных предписаний. Его суть  состоит в том, что решение  любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.
     Властность как суть метода  финансово-правового регулирования  имеет свои проявления, которые  служат характеристиками этого  метода.
     Во-первых, властность финансово-правового  регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Отсюда, обязывание  - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.
     Во-вторых , метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов,  издающих властные предписания, так и следующих им.  Государственные органы, уполномоченные давать
властные  предписания, сами "связаны" в  этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при  осуществлении  финансового контроля дает властные предписания, однако его  свобода воли в этом случае  практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования  такого рода предписаниям. Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".
     Кроме вышеотмеченного, метод  властных предписаний может быть  охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового  метода является противоположностью  правовой инициативы как характерной  черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по  своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.
     Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.
    Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.
    Метод властных предписаний как  метод финансово-правового регулирования  используется наряду с методом  рекомендаций и согласования. Метод  рекомендаций используется главным  образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.
    Метод согласования встречается  в финансово-правовом регулировании  значительно реже. Он используется  главным образом для решения  "пересекающихся" вопросов, возникающих  в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.
    Анализ отношений, возникающих  в сфере финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет. 
 
 

4. Система  финансового права 

   Финансовое право представляет собой совокупность последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей и задач правового регулирования порядка функционирования финансовой системы государства. Система финансового права делится на две части - общую и особенную.
    Нормами общей части закрепляются  общие принципы, правовые формы  и методы финансовой деятельности  государства. В общую часть  финансового права в литературе  традиционно включаются нормы  права, "обслуживающие" все или почти все институты особенной части, их действие, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. При этом содержание общей части финансового права конкретизируется применительно к порядку и особенностям функционирования финансовой системы Российской Федерации в соответствующем финансовом году в институтах ее особенной части.
     Как  неоднократно указывалось  в работах по общей теории  права различных отечественных  ученых, такое построение системы  права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.
    Таким образом, общая часть  финансового права включает в  себя нормы, определяющие принципы  финансового права и регулирующие структуру и порядок функционирования финансовой системы Российской Федерации, состав финансового законодательства, устанавливающие порядок финансового контроля и особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.
     Особенная часть финансового  права включает в себя нормы,  регулирующие особенности функционирования  финансовой системы и четырех  ее составных элементов:
      - бюджетной системы (подотрасль  финансового права - бюджетное  право);
      - налоговой системы (налоговое право);
      - кредитно-денежной и валютной  системы (валютное право и право  денежного обращения).
     Считается, что нормы особенной  части финансового права содержатся, например, в Налоговом и Бюджетном  кодексах, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете, Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряде других нормативно-правовых актов. Общая и особенная части, являясь элементами системы финансового права, в свою очередь, объединяют обособленные совокупности однородных взаимосвязанных юридических норм соответственно:
      - институты;
      - субинституты и
      - нормы финансового права
     При этом под институтами финансового  права следует понимать взаимосвязанные  группы норм, регулирующих однородные финансовые отношения. Так, к числу институтов особенной части налогового права относят институт налогов, институт государственного кредита и т.д.
     Субинститутами финансового права  выступают составные части (элементы) указанных институтов рассматриваемой отрасли права. Например, в рамках института финансового процесса могут быть выделены такие субинституты, как субинститут утверждения бюджета, субинститут исполнения бюджета и т.д. В свою очередь, в рамках, скажем института доходов бюджетов можно выделить субинститут доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
  И,  наконец " первичной ячейкой"  системы финансового права являются  нормы. 
    В качестве таковых выступают  установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного (допустимого) поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения.
     Таким образом, структурные подразделения  (институты, субинституты) особенной  части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права:
     - бюджетное право;
     - налоговое право;
     - право денежного обращения и 
     - валютное право 
 
 

5. Принципы  финансового права
   
    Одним из неоднозначных вопросов общей части финансового права в настоящее время следует признать проблему принципов этой отрасли права.
     В юридической науке под принципами  принято закрепление в действующем  законодательстве основополагающие  руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.
     Принципы права - это общеобязательные  исходные нормативно-юридические  положения, отличающиеся высшей  императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений.
     В финансово-правовой литературе  превалирующей в настоящее время является позиция, согласно которой основными (главными) принципами финансового права называют:
     - законность;
     - гласность;
     - финансовый федерализм;
     - плановость;
    Принцип законности находит свое  непосредственное выражение в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами финансового права. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
    Принцип гласности проявляется  в открытом (гласном) характере финансовой деятельности. В процессе функционирования финансовой системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов финансово-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок финансовой деятельности и т.д.
    Принцип федерализма реализуется  через разграничение компетенции  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации в сфере  финансов.
    Принцип плановости выражается  в том, что финансовая деятельность  основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.
    Однако такой подход к решению  вопроса о принципах финансового  права даже в самом первом  приближении не может не вызывать  серьезных возражений. Очевидно, что  указанные принципы являются, скорее, социально-правовыми, общими для всех российских отраслей права. В свою очередь, принцип плановости реализуется в рамках финансового права, но выло бы излишней вольностью относить его к принципам всего финансового права.
     Поэтому следует учитывать, что  каждая из структурных составляющих особенной части финансового права (бюджетное, налоговое, валютное право), которые при преобладающем в настоящее время подходе рассматриваются как его подотрасли, имеет свои, самостоятельные принципы отраслевого характера.
     Например, к основным (базовым) принципам бюджетного права относятся, в частности, следующие принципы:
    надлежащей правовой формы бюджетов;
    единства бюджетной системы Российской Федерации;
    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
    самостоятельности бюджетов;
    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    сбалансированности бюджета;
    эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    гласности бюджетной деятельности;
    достоверности бюджета;
    адресности и целового характера бюджетных средств.
      
Принципами, определяющими специфику налогового права, являются:
    всеобщность и равенство налогообложения;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.