На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка программы и методики аудиторской проверки. Выявление типичных ошибок и способы их исправления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО  «Дальневосточный Государственный  Университет
Путей Сообщения» 
 
 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 

Курсовая  работа
«Разработка программы и методики аудиторской проверки выполнения договорных обязательств по закупке сырья и материалов, формированию кредиторской задолженности. Выявление типичных ошибок и способы их исправления».
Вариант -19 
 
 

      Выполнила:
      Проверила:  
 
 
 

Хабаровск
2010
Оглавление
Введение 3
1. Нормативные документы и источники информации используемые при проверки расчетов с поставщиками. 5
2. План и программа проверки 9
3. Разработка тестов для оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета аудита расчетов с поставщиками. 11
4. Оформление рабочих документов аудитора 13
5. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками. 20
6. Типичные ошибки 30
7. Практическая часть 33
Задача 1 33
Задача 2 41
Задача 3 50
Заключение 51
Список  литературы 54
Приложение  №1 56
Приложение  №2 60

Введение

 
     Целью работы является изучение аудита расчетов с поставщиками, а также сохранности и использования производственных запасов организации.
     Для реализации цели поставлены следующие  задачи:
     - рассмотреть экономическое содержание  расчетов с поставщиками;
     - рассмотреть экономическое содержание  производственных запасов;
     - рассмотреть этапы аудита расчетов с поставщиками
     - рассмотреть этапы аудита ТМЦ.
     Целью аудиторской проверки расчетов с поставщиками и учета материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям расчеты с поставщиками и материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с поставщиками и МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка расчетов и запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
     В ходе аудита расчетов с поставщиками и аудита материально-производственных запасов решаются следующие задачи:
     - проверка действительность расчетов  с поставщиками;
     - проверка действительности существования,  отраженных в отчетности МПЗ;
     - проверка наличия договоров с  поставщиками;
     - проверка наличия прав на МПЗ  и документального подтверждения  у организации;
     - проверка полноты операций расчетов  с поставщиками;
     - проверка полноты и реальности  операций с МПЗ;
     - проверка правильности формирования  фактической себестоимости МПЗ;
     - проверка правильности отражения наличия и движения МПЗ;
     - проверка правильности отражения  на забалансовых счетах
     - проверка правильности оценки  МПЗ и связанных с ними обязательств.
     Расчеты с поставщиками являются очень важным разделом бухгалтерского учета на предприятие, необходимо отслеживать формирование кредиторской задолженности, своевременность её погашения, а так же саму организацию поставок ТМЦ на предприятие. Аудит этого раздела бухгалтерского учета требует большой внимательности и тщательности от аудитора.
    Нормативные документы и источники  информации используемые при проверки расчетов с поставщиками.
 
     При проведении проверки используется следующая  нормативная база:
     Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.
     Налоговый кодекс РФ, чч.1 и 2.
     Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
     Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995г.);
     Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).
     Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №44н от 09.06.2001г.);
     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ Минфина РФ №44н от 09.06.2001г.);
     Методические  указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (приказ Минфина РФ №119н  от 28.12.2001г.);
     План  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).
     Методические  указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Министерства фи-нансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).
     Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997г.);
     Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (Постановление Госкомстата РФ №132 от 25.12.1998г.).
     Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).
     «О  порядке отражения в бухгалтерском  учете и отчетности операций с  векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).
     Основная  цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
     Согласно  основной цели аудитору в первую очередь  необходимо проверить наличие договоров с поставщиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Предмет договоров с поставщиками  — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор куп- ли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены.
     В ходе аудита данного раздела учета  подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долгие выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
     В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики - нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.
     При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
     Данные  синтетического и аналитического учета  расчетов с поставщиками должны давать полное представление о расчетах:
     с поставщиками по акцептованным и  другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
     с поставщиками по неоплаченным в срок расчетным документам;
     с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
     по  авансам выданным (следует иметь  в виду, что с введением в  действие нового Плана счетов, применявшийся  ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);
     с поставщиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
     с поставщиками по просроченным оплатой  векселям;
     с поставщиками по полученному коммерческому  кредиту и др.
     Основные  источники информации для проверки данного раздела учета:
     договоры  на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
     счета-фактуры  поставщиков (при импортных операциях  — таможенные декларации);
     накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных  работ;
     документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
     журналы регистрации счетов-фактур;
     книга покупок;
     регистры  аналитического и синтетического учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План  и программа проверки 
 
     План  и программа проведения аудита учета  расчетов с поставщиками строятся с  учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
     правовая  оценка договоров с поставщиками с позиций действующего законодательства;
     организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками;
     организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками;
     организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками.
     Содержание  плана и программы проверки учета  расчетов с поставщиками приведены в Прил 1.
     Аудит расчетов с поставщиками (счета 60, 62)—проверка  и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете, правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности, своевременности погашения, правильности и эффективности ведения аналитического учета кредиторов; проверка и подтверждение правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, правильности отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными), правильности ведения аналитического и синтетического учета и составления бухгалтерских проводок по соответствующим счетам.
     Аудиторские процедуры по проверке расчетов с  поставщиками:
     - ознакомление с опросным листом  по планированию проверки обязательств организации;
     - изучение структуры счета учета  расчетов;
     - проведение анализа кредиторской  задолженности, определение кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, своевременность списания;
     - проверка правильности оформления  первичных документов по приобретению (поставке) товарно-материальных ценностей и получению (оказанию) услуг с целью подтверждения обоснованности и своевременности возникновения кредиторской (дебиторской) задолженности;
     - проверка правильности оформления и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учета операций с прочими кредиторами;
     - проверка правильности формирования резервов (соответствие операций законодательству, учетной политике);
     - проверка операций зачета взаимных требований;
     - арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса;
     - формирование выводов по результатам проверки.
     Рабочие документы аудитора:
     - опросный лист по планированию проверки обязательств организации;
     - рабочие документы аудитора по разделу, области аудита;
     - анкета (контрольный лист) по проверке обязательств организации. 
 

    Разработка  тестов для оценки системы внутреннего  контроля и системы  бухгалтерского учета  аудита расчетов с  поставщиками.
     Перед составлением плана и программы  проверки расчетов с поставщиками прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).
     В табл. 3 приведен примерный перечень процедур контроля и возможных методов  организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить  в ходе опроса.
     Заполнив  две последние графы настоящей  таблицы, аудитор уже с достаточной  степенью определенности может оценить  действующую на предприятии систему  внутреннего контроля применительно  к разделу учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками. Причем положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит  о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в  организации. Однако следует заметить, что положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами  службы внутреннего контроля.
     После проведения анализа системы внутреннего  контроля, аудитору следует определить, каким образом на предприятии  организован обмен информацией  между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это также важный момент в понимании  организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь сигнализируют  о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что  обнаруженные ошибки и нарушения  будут исправлены. Поэтому аудитору следует выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были предприняты после  того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.
     См. Приложение №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оформление  рабочих документов аудитора
 
     При проверке учета расчетов с поставщиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей  в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически  все документы данного раздела  поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:
     • отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
     • сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
     • большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
     • значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
     В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Кроме того, результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
     Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:
     1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов (среди внешних — требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы; внутренние факторы — организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность).
     2. Оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения аналитических процедур.
     3. Определяются примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.
     Вариант опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, приведен в табл.
     При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
     Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (далее ТМ Ц). Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ — выборка репрезентативная (осуществлять с помощью случайного или систематического отбора); операции по приобретению работ, услуг — выборка непредставительная, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организации за определенный период, которую возможно получить в результате устного опроса или используя учетные регистры за предыдущие периоды. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.
     Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер. С помощью опроса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг. Также, для целей настоящей процедуры, аудитору будет полезно ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, и документам последних уделить особое внимание.
     Проверка  законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью.
     По  результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.
     Проверка соблюдения графика документооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, и на все ли первичные документы он составлен. В ходе данной процедуры целесообразно заполнить таблицу, чтобы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками.
     При необходимости аудитор может  также лично проследить за движением  конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не прописаны или прописаны только формально, есть риск того, что:
     • некоторые первичные документы могут отсутствовать;
     • некоторые первичные документы могут быть утеряны;
     • некоторые первичные документы будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
     • в некоторых документах будут содержаться приписки и прочие злоупотребления (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).
п
/ п
Раздел первичного учета Типовые хозяйственные операции Документы, которые вы Количество  документов в день, месяц, квартал (нужное подчеркнуть) Уровень автоматизации: АП —полная; А Ч —частичная; Р— ручное создание (обработка) № и наименование учетного регистра, в котором вы отражаете данную операцию Бухгалтерские проводки, которые вы выполняете по данной операции
создаете обрабатываете создаваемых вами обрабатываемых вами при создании документа при обработке документа
1 Расчеты с поставщиками Поступление ТМЦ                
2 Принятие услуг  производственного и непроизводственного характера                
3 Претензии поставщикам                
4 Учет векселей выданных                
5 Учет курсовых и суммовых разниц по операциям в иностранной валюте                
Итого по разделу                
 
Документ Наличие графика документооборота <+/-) Используется ли унифицированная форма документа (+/-) Источник  получения документа (если документ для вас — сторонний) Время, необходимое  для Ваши  дальнейшие действия с документом Имеет ли место возвратное движение документа после обработки
создания документа обработки документа проверки документа передача для  дальнейшей обработки {укажите получателя) подшивка в текущие дела передача в архив
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
 
     Исходя  из этого, на документацию, на которую  нет графиков документооборота или  если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры  аудитор должен обратить особое внимание.
     Проверка  полноты и точности регистрации  документа в учетных регистрах. Нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены следующие принципы:
     1) было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;
     2) все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
     3) все документы зарегистрированы своевременно;
     4) все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
     5) все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции, и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
     6) документ принят к учету единожды.
     Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться  с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно следует подойти к:
     • документам, на которые не составлены графики документооборота;
     • операциям, где первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.
     Проверка  организации хранения документов и  организации доступа к ПУД. Цель проведения данной процедуры — установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве — присутствует большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это в свою очередь может привести как к утере документов, так и к различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией, как то: приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов.
     Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.
     Источниками информации аудитору могут служить: графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов в архив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется создание и обработка документов данного раздела учета.
     Сведения, полученные в ходе аудита организации  первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками (глубины проверки бухгалтерского и налогового учета, определения объемов выборки на отдельных участках и способов отбора проверяемой совокупности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методика  аудиторской проверки расчетов с поставщиками.
 
     Учитывая  результаты проведенных ранее процедур, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций данного раздела учета применяются следующие аудиторские процедуры.
     Проверка  реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Цель процедуры —  достижение уверенности в том, что  задолженности контрагентов и задолженности  перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту аудируемого предприятия о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной (или нет) суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Необходимо принимать во внимание данное обстоятельство и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
     Проверка  правильности списания дебиторской  задолженности, безнадежной ко взысканию. Процедура проводится, если на предприятии имели место случаи списания дебиторской задолженности со счета 60, субсчета «Авансы выданные» (так как дебиторская задолженность может возникнуть только на этом субсчете). Проверке подлежат обороты по следующим счетам: по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Кроме того, надлежит проверить факт отражения списанных в качестве безнадежных ко взысканию сумм на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
     Дебиторская задолженность, по которой истек  срок исковой давности (в общем  случае 3 года), а также другие долги, нереальные ко взысканию, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на счет прочих доходов и расходов, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
     Аудитору  следует иметь в виду, что при  списании задолженности в связи  с истечением срока исковой давности, началом течения срока исковой  давности считается дата окончания  срока исполнения обязательств должником.
     По  обязательствам, срок исполнения которых  не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
     В случае если на предприятии списывается  дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, аудитору надлежит убедиться, что во взыскании списанной задолженности было отказано в судебном порядке, и на предприятии присутствуют оправдательные документы (постановление суда о признании должника неплатеже-способным, выписка из государственного реестра о том, что организация прекратила свою деятельность и проч.).
     Списание  долга вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность  должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
     Проверка  расчетов по неотфактурованным поставкам. Цель процедуры — проверка отражения на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать следующее:
     • аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам;
     • материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором.
     Аудитору  надлежит убедиться в том, что  истребование документов по неотфактурованным поставкам производится на предприятии в разумные сроки. По тем неотфактурованным поставкам, где подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов — налоговых и финансовых — документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. В случае если подтверждающие документы поступили, и имеются какие-либо расхождения в ценах и номенклатуре, аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета (особое внимание уделить ТМЦ (работам, услугам), которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. При этом следует учесть, что в случае когда подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов (расходов).
     Проверка расчетов по векселям выданным. Если на предприятии практикуется проведение расчетов за поставленные материальные ценности собственными векселями, аудитору надлежит обратить внимание на следующие моменты:
     • аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям;
     • по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности необходимо проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации;
     • если по выданному векселю предусмотрено начисление процентов (или дисконт), то эти проценты (или дисконт) должны своевременно увеличивать кредиторскую задолженность предприятия и отражаться на счетах учета прочих доходов и расходов (по дебету счета 91).
     Проверка  расчетов по коммерческим кредитам. Если с передачей в собственность другой стороне товаров (работ, услуг) предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров (работ, услуг), то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого кредита.
     В случае когда материальные ценности поступили на условиях коммерческого кредита, аудитору следует иметь в виду, что:
     • аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по полученным коммерческим кредитам;
     • проценты, причитающиеся к уплате по договору коммерческого кредита, включаются в стоимость товарно-материальных ценностей, приобретенных на условиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26 и проч.), если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных доходов (расходов).
     Проверка  расчетов по претензиям. В случаях  если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин — поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:
       • все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
     • необходимо убедиться (путем отправления запроса поставщику) в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте:
     • претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
     • пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
     Проверка  учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты, а также в случаях, когда расчеты между контрагентами- резидентами производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. В соответствии с п. 7 ПБУ 3/2000 пересчет производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при импорте ТМЦ — на дату перехода права собственности на импортированное имущество, при импорте услуг — на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91 — если курсовая разница положительная, по кредиту — если отрицательная).
     В случае образования суммовых разниц (при расчетах между контрагентами-резидентами) необходимо учитывать следующее. Если эти разницы возникли до принятия товарно-материальных ценностей к учету — разницы относятся на уменьшение (увеличение) расходов по обычным видам деятельности (п. 6.6 ПБУ 10/99 и п. 6 ПБУ 5/01). Соответственно в учете должны присутствовать дополнительные либо сторнированные записи по дебету счетов учета внеоборотных активов, производственных запасов и затрат и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При возникновении суммовых разниц после принятия товарно-материальных ценностей к учету — они отражаются в составе прочих доходов и расходов организации (на счете 91).
     Проверка  соответствия данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры  проверяется полнота и достоверность  отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками. Аудитору необходимо сверить методом пересчета  итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. В частности, в случае ведения учета по журнально - ордерной форме счетоводства итоговые данные по журналу-ордеру № 6 должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60, при этом ведомость учета неотфактурованных поставок (ф. № 6-с), ведомость учета материалов в пути (ф. № ба-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 60. При автоматизированном способе ведения учета (конечно, если автоматизация комплексная) необходимость в данной процедуре отпадает, так как все сводные (синтетические) регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.
     Проверка  правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками.
     Основная  цель — определение достоверности  сумм кредиторской и дебиторской задолженностей в части расчетов с поставщиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяются бухгалтерский баланс (в части статей актива «Авансы выданные» и статей пассива «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате») и приложение к бухгалтерскому балансу (в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей). Основные нарушения при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности — зачет различных статей задолженности между собой (так называемое «сворачивание» задолженности). В ходе проверки аудитору следует убедиться, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
     Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам. В случае если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целях налогообложения. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признаются расходом организации в целях налогообложения при соблюдении следующих условий (пп. 2 п. 1 ст. 65 и п. 1 ст. 269 НК РФ):
     • расходом признаются проценты, начисленные за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц);
     • размер начисленных по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20% в ту или иную сторону) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 10% (когда долговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте). Кроме того, аудитору следует помнить, что в налоговом учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных расходов, тогда как в бухгалтерском учете проценты по заемным средствам включаются в состав операционных расходов только после принятия ценностей к учету. До этого момента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретаемых ценностей.
     Налоговый учет сомнительной задолженности. Если учетной политикой предусмотрено  создание резервов по сомнительным долгам, то аудитору следует учесть следующее:
     • в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней — задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней — 50% от суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней — в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ);
     • расходы по списанию долгов, признанных безнадежными ко взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).
     Налоговый учет суммовых разниц. Суммовая разница возникает у предприятия, если сумма возникших обязательств на дату оприходования товаров, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц, не соответствует фактически уплаченной сумме в рублях. Суммовые разницы в налоговом учете полностью включаются в состав внереализационных доходов (расходов) (п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
     Учет  налога на добавленную стоимость. Суммы  налога, предъявленные налогоплательщику  и уплаченные им при приобретении товаров, подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
     Предприятие вправе произвести налоговые вычеты, если:
     • товар принят к учету;
     • товар фактически оплачен, что подтверждается первичными документами;
     • на приобретенный товар имеется выписанный в установленном Налоговым кодексом порядке счет-фактура. При проверке учета НДС по приобретенным ценностям аудитору следует учесть следующее:
     1) счета-фактуры, составленные и  выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка (несоблюдение обязательных реквизитов, отсутствие подписей ответственных лиц), не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;
     2) составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);
     3) если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.
     Проверяя  суммы предъявленного к возмещению НДС, аудитор сверяет соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции со счетом 19 с итоговыми суммами за этот период в книге покупок.
     Экспертиза  договоров с поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных  товарно-материальных ценностей и  имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с поставщиками отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров — приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Типичные  ошибки
 
     Проводя аудит расчетов с поставщиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.
     1. В части организации первичного  учета:
     • арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
     • несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
     • регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
     • отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
     • нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
     • отсутствие графиков документооборота;
     • ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
     • несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
     • нарушения сроков хранения документации в архиве;
     • уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению.
     Ошибки  в отношении ТМЦ
     1. Неполное отражение операций  с МПЗ в бухгалтерских записях  и отчетности. Такие ошибки приводят к занижению отчетных данных. Например, не отражены в учете товары, поступившие от поставщика, приобретенные по договору поставки или купли-продажи, так как по условиям договора они должны оплачиваться после их реализации, однако право собственности на них возникло в момент их приемки. Или, например, когда материальные ценности отправлены и получены в декабре проверяемого года, а отражены в учете в январе-феврале следующего года. На практике бывают случаи, когда такие документы могут не найти отражения в учете. Подобная ситуация может возникнуть тогда, когда материальные ценности получает одно предприятие, а оплачивает их -  другое. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно, поскольку проверка учетных регистров не содержит информации о незафиксированных фактах. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов.
     2. Наличие в учете операций с  МПЗ без достаточных на то  оснований. Например, организация  включает в свой баланс имущество,  на которое не имеет права  собственности, - материальные ценности, полученные по договорам комиссии. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.