На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лидерство и авторитет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
   МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
   Им. Баумана
   Кафедра маркетинга и менеджмента 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА
   по  дисциплине «Основы менеджмента»
   на  тему:
   «Лидерство  и авторитет»
                         
 
 
 

                    Выполнила: студентка 3 курса
                                                                               гр. 5-ЭФМе-12
                                                                              Иванова С.И.
                                        Проверил:  Малышева Д.В. 
             
             
             
             
             
             
             

   МОСКВА 2009 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение………………………………………………………………………3
   Глава 1. Формальный и неформальный лидер в современной
   корпорации ……...............................................................................................5
   Глава 2. Лидерство в действии……………………………………………..13
   Глава 3. Стили лидерства..………………………………………………….18
   Заключение…………………………………………………………………..25
   Список  использованной литературы……………………………………….27
   Приложение………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Менеджеру, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, нужно уметь вести за собой подчинённых. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, инноватора и просто человека, менеджер, прежде всего, проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга.
   Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
   Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения.
   Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.
   Актуальность  темы работы объясняется новыми тенденциями  в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития и управления организацией. В моей курсовой работе я изложила основные концепции лидерства и показала уникальность и значимость работы менеджера, сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.
   Целью курсовой работы является выявление  роли лидерства в управлении. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношения управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
   Цель  работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
                 - понятие и содержание лидерства;
                 - авторитет и его формы;
                 - роль лидерства в системе управления организацией;
                 - лидер как составная часть эффективного управления;
                 - функции и стили лидерства;
                 - развитие лидерского потенциала;
                 - типы руководителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формальный и неформальный лидер в корпорации 

   Сущность  лидерства 

   Трудовой  процесс протекает в социальных группах. В каждой конкретной группе действует индивид, к которому прислушиваются и присматриваются другие люди. Это лидер. Иными словами, лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Более конкретно, это кто-то, кто может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению целей лидера. В случае успеха лидеру удаётся заставить группу принять свои цели как собственные. Цели лидера могут исходить из его личного интереса или отражать требования ситуации.
   Обязательное  условие лидерства – обладание  властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба – от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Авторитет и формы авторитета 

     Несомненно, что авторитет – одна из основ лидерства, и роль лидера зиждется на его определённой форме. Этот авторитет может иметь различное происхождение. Выделяют следующие формы авторитета:
 –   харизматический;
 –  традиционный;
 –  авторитет роли или положения;
 –  юридический (правовой);
– авторитет квалификации. 

    Харизматический авторитет. Основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер – лицо, обладающие харизматическим авторитетом или по меньшей мере производящее такое впечатление, тип, о котором говорят – не всегда точно – как о «врождённом» лидере. В качестве примеров называют религиозных лидеров, звёзд шоу – бизнеса, некоторых политиков и полководцев. Однако большинство людей не смотрят на себя как на врождённых харизматических лидеров, и это качество, которому нельзя научить. Многие предположительно харизматические лидеры обладают магнетизмом и доминирующим характером в основном потому,  что у них есть четкое представление об идее, к которой они стремятся.
   Традиционный  авторитет. Другим общеизвестным источником авторитета является традиция, которая основывается на почитание обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает росту и нововведениям. Однако в некоторых случаях традиции могут стать основой для развития корпоративной культуры и создания лица фирмы.
   Авторитет роли или положения. Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда, несмотря на личные качества обладателя. Это тип власти, которой люди наделены благодаря своему титулу или положению. Было бы ошибкой предположить, что авторитет, исходящий о роли или положения, не аутентичен или стоит ниже других типов авторитета. В хорошо отлаженном бизнесе людей обычно повышают в должности за их достоинства, и их новый статус даёт им возможность лучше реализовать свои деловые качества. Кроме того, обсуждение статуса вводит понятие психологической дистанции, которая часто нужна лидеру, чтобы более эффективно выполнять свои лидерские функции.
     Юридический (правовой) авторитет. Является наиболее формальным, а он ограничен взаимно приемлемыми рамками правил. Так как менеджер управляет бизнесом, находящимся обычно во владении других людей, то его юридический авторитет будет зависеть формально от служебных контактов и неформально от отношений с директорами (владельцами). На практике правовой авторитет менеджера будет также обусловлен юридическим правом его служащих уйти с работы, если они не захотят работать с ним. Следовательно, большинство менеджеров полагаются на сочетание правового авторитета и авторитета роли. Как и авторитет роли, правовой авторитет можно использовать с позитивным результатом в деловых отношениях с другими людьми – поставщиками, потребителями, конкурентами и своими сотрудниками – через положительный пример и поощрения.
     Авторитет квалификации. Строится на особом умении, опыте или знании обладателя. Несомненно, он обладает своими достоинствами, но переоценка этого авторитета может повредить гибкости управления, и при условии успешного расширения бизнеса необходимо трансформировать авторитет квалификации, базирующийся на знании техники, в авторитет, основанный на знании управленческих функций.
   В реальной жизни всё это выливается в добровольное признание исключительности лидера, что характеризуется в неуклонном следовании за ним, копировании его действий и в целом его поведения.
     Лидер – существенное звено  социальной группы. Как только  на свет появляется какая – либо человеческая общность, в её структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и расширения её сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные»  и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера по четырём моделям:
   1.«Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему и приятное и неприятное.
   2.«Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим  поведение лидера становится предметом подражания.
   3.«Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой её социальные ценности  и готов их отстаивать.
   4.«Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.
     Люди хотят, чтобы их лидер  был не только и не столько  профессионалом технократического  толка, ориентированным исключительно  на процесс  производства, а  прежде всего руководителем с  человеческим лицом, обладающим всей гаммой психических переживаний. В его деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. Не каждому менеджеру дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий вполне определёнными качествами:
– честность – полная ясность по поводу соблюдения им общечеловеческой морали;
– интеллект – быстрота, гибкость и прогностичность ума: устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность;
– способность  понимать людей: умение вчувствоваться в поведение собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно;
– устойчивость – адекватная реакция на ситуацию: контроль над эмоциями; постоянство действий;
– уверенность в себе – стремление брать на себя ответственность:
осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижение цели;
– скромность в быту: отсутствие устремленности к роскоши;
 рационализм в обращение с вещами; склонность к самообслуживанию;
– эрудированность: широта и глубина в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человековедения.
   Указанные выше качества являются становым хребтом  лидерского потенциала. Выявление степени выраженности этих качеств  и свойств личности осуществляется совокупностью различных методов:  наблюдением за деятельностью индивида, путем изучения продуктов его деятельности, а также с помощью личностных тестов. Каждый менеджер должен оценить наличие и характер названных качеств у себя лично. Результаты самооценки нужно положить в основу самовоспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции лидерства 

     Функциями лидерства являются:
    1 Работа лидера. Очень немногие задачи можно реализовать без участия в них людей. Эффективное управление группой, возможно, является основной работой лидера. Однако группы состоят из отдельных людей, так что эффективное управление группой предполагает умение управлять отдельными членами группы. Задачи часто требуют разбивки на ряд подзадач, каждая из которых имеет свои индивидуальные технические требования. Поэтому работа менеджера как лидера должна идти по трём направлениям:
– потребности задачи – обеспечение выполнения основной цели;
– потребности группы – создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задачи поощрением групповой работы;
– индивидуальные потребности – осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии между  ними в достижении целей бизнеса.
   Если  свести работу лидера к этим трём основным элементам, основная цель лидера будет заключаться в достижение наилучшего баланса между людьми и целью, с тем чтобы успешно выполнять главную задачу.
     Эффективное лидерство предполагает  управленческое поведение, уравновешивающее  творческую воспитующую функцию  и более конструктивную контролирующую  функцию, но исключающее поведение, слишком снисходительное или слишком критическое и жесткое. В этих пределах наилучший баланс в любой данной ситуации будет зависеть от четырёх элементов – составляющих лидерства: лидера, группы, задачи и ситуации. Как правило, работу легче понять и заняться ею, если подразделить на ряд подзадач, что означает, что менеджер должен определить свои собственные цели достаточно точно.
   2 Деловые функции лидера. Поскольку практически все довольно крупные фирмы нуждаются в более структурированных системах управления, функция подавляющего большинства менеджеров – управлять и осуществлять намеченную политику. Функция лидера больше связана с планированием будущей политики, определённым настроем работающих и концентрацией своих усилий на бизнесе в целом. Хотя может возникнуть опасность того, что слишком усердные лидеры отдельных подразделений могут поставить интересы своей собственной группы выше интересов всего бизнеса в целом. Это следует учитывать по мере роста фирмы. Однако, как правило, большинство менеджеров, стоящих во главе крупных корпораций, объединяют роль лидера и управленческую роль и осуществляют несколько основных функций:
   – планирование;
   – организацию;
      – мотивацию;
      – контроль.
     Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера.
Лидерство оказывается вкрапленным в систему  управления по трем направлениям:
1 организация и коррекция деятельности работников:
 – постановка ясных целей;
 – координация усилий;
 –  очерчивание результатов;
 – выполнение роли ведущего;
2 мотивирование деятельности подчиненных:
– воодушевление целенаправленного поведения;
– удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей;
– вселение уверенности;
– увлечение людей своим примером;
– создание групповой синергии (наглядный показ того, что совместная групповая деятельность – это нечто большее, чем арифметическая сумма индивидуальных усилий);
3 обеспечение представительства групп:
– представление интересов группы за её пределами;
– поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;
– определение перспективы развития группы.
   Так, например, менеджеры должны уметь  определять задачи своей группы и  нацеливать группу на их выполнение. Кроме  того, хороший менеджер должен быть уверен, что группа обладает необходимыми качествами и возможностями для реализации поставленных задач. Однако менеджеру, стремящемуся к расширению своего бизнеса, не следует подходить к решению этих задач, просто анализируя наиболее прибыльные существенные товары и концентрируя на них своё внимание, ему необходимо также анализировать профиль наиболее выгодных потребителей и разрабатывать новые виды товаров для расширения их ассортимента на рынке.
   Одна  из важнейших функций лидерства  – поддержка начинаний персонала  и поощрение энтузиазма в работе. Наиболее эффективная движущая сила – передача полномочий. Это понятие включает выполнение конкретных дел и обязанностей с максимальной свободой в условленных границах. Именно свобода маневрирования и сфера эффективного управления  и контроля плюс усиленная энергия служащих делают передачу полномочий эффективным элементом лидерства. В этих целях, а также для повышения производительности современный менеджмент поощряет стили лидерства, способствующие активному участию в бизнесе большинства сотрудников.
   Всё сказанное даёт возможность сформулировать  рабочее определение функции  лидерства в менеджменте. Лидерство представляет собой существенный компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы. 
 
 

   Глава 2. Лидерство в действии 

   Поскольку лидерство присуще групповой  деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловлены. Хотят организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер. Он необходим группе как символ единении, как отец – наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого сообщества неизбежно. Однако каково в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настрой рабочей группы?
   Теоретики и практики менеджмента давно  пришли к выводу о том, что процессом  лидерства нужно управлять. Сама процедура управления довольна проста:
   а) учёт психологических закономерностей  функционирования социальной группы (спонтанное проявление групповых реакций, реализация внутригрупповых целей, функционирование неформального лидера);
     б) учёт предписанных группе целей производства;
     в) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (организация рабочей группы с чертами неформальной, переплетение внутренних и внешних целей; осуществление менеджером функций неформального лидера).
   Как известно, потенциал власти в деятельности менеджера является мощным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделённый властью менеджер может требовать от подчинённых неукоснительного выполнения своих распоряжений и указаний. Функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы, такие как:
    Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу и т.д.
    Власть влияния. Взаимодействие менеджера с влиятельными лицами (с шефом, с вышестоящими эшелонами руководства) дают ему косвенную силу власти. Подчинённые, общаясь со своими начальником, ощущают не только властную функцию непосредственного начальника, но и начальника, стоящего над ним. От того сила власти приобретает совокупный характер.
    Власть компетенции. Менеджер, в силу своей профессиональной подготовленности, наделяется правом выступать в качестве эксперта и «судьи» практически по всем вопросам производства. Подчинённые воспринимают это как разновидность власти.
    Власть информации. Люди постоянно испытывают потребность в самой различной информации. Менеджер регулирует доступ информации к своим подчиненным. Тем самым он осуществляет на них властное воздействие: какова информация, таков и характер деятельности людей.
    Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция менеджера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчинённые, сталкиваясь с руководителем в процессе общения, прежде всего, имеют дело с должностью – бригадиром, мастером, начальником цеха, главным инженером и т.д. Процесс общения сначала здесь завязывается на вертикали (иерархии) подчинения и лишь потом, если менеджер проявит себя как лидер, - приобретает горизонтальную выраженность.
    Власть авторитета. Менеджер, пользующийся у подчинённых авторитетом, осуществляет свое влияние на них без демонстрации своей уполномоченности. Люди без протеста повинуются авторитетному руководителю.
    Власть награждать (и миловать). Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать и миловать. Все хотят больше заработать, продвинуться по службе, пользоваться признанием. Человек, способный влиять на такие ценности, пользуется у людей признанием. Его власть может подняться до значительных высот.
 
 
Таблица 1. Степень зрелости рабочей группы и применение каналов власти 

Степень зрелости рабочей группы Высокая Средний показатель Низкая
IV III II I
Каналы  власти
Компетенция Авторитет Награда Принуждение
Власть информации Власть  должностного положения Власть влияния
 
      Как видно из таблицы 1, любой менеджер имеет достаточно каналов для использования своей власти. Однако чтобы выступать в роли лидера и вести за собой людей, нужно пользоваться этой властью осмотрительно. Теоретики менеджмента рекомендуют здесь учитывать зрелость рабочей группы и опытность работников.
      Как видно, по степени зрелости всех работников делят на четыре группы. Использование каналов власти в процессе взаимодействия осуществляется в соответствии с указанной градацией.
   Подчинённые с низким уровнем зрелости, чтобы продуктивно осуществлять свою деятельность, нуждаются в постоянной коррекции. Менеджеру, наряду с другими средствами побуждения, приходится использовать здесь и силу принуждения. Однако следует иметь в виду, что применение санаций принуждения (выговор, штраф) – не самоцель. Такие действия менеджера должны подвести работников к осознанию того факта, что нежелание следовать «правилам игры» влечет для них большие затраты. Умело применяя рычаги принуждения, менеджер может легко добиться от подчиненных необходимой степени лояльности. Хотя обольщаться этим не стоит, так как гамма принуждения работает лишь по отношению к 10 - 12 % работников. Для основной же массы людей (продвинутых по степени зрелости) эффективно действуют другие каналы власти.
   На  переходном рубеже от первой фазы зрелости ко второй директивное управление, а также и принуждение бывают ещё  необходимы. Но здесь обнаруживает себя канал личных связей менеджера. Подчиненные, осознавшие связи и престиж руководителя за пределами своей группы, как бы добровольно отказываются от своей строптивости и принимают форму подчинения. На втором уровне зрелости они целиком переключаются на поиск вознаграждений. Менеджер должен пойти своим подчинённым навстречу.
     На третьем уровне зрелости открываются возможности для проявления власти авторитета и должностного положения. Особую роль, конечно, играет власть и сила авторитета. Обычно руководитель здесь действует, поддерживая хорошие личные взаимоотношения с подчиненными, демонстрируя им свое нравственное кредо, зажигая их примером скромности. При таких условиях подчиненные отвечают руководителю тем же, добровольно позволяя ему осуществлять на них свое влияние.
   На  четвертом уровне зрелости подобные действия руководителя получают поддержку по другим каналов власти, которые характеризуются особой мягкостью и человечностью. Наиболее активно здесь проявляет себя власть компетенции.
   Подчиненному, действующему на высоком уровне зрелости, не требуется ни директив, ни указаний. Такой подчиненный хочет и может выполнять задачу самой высокой трудности. Он лишь ждет от руководителя нужного совета и профессионально ценной консультации. Если руководитель сумеет вовремя осуществить такую подачу информации, подчиненный оценит эти действия по достоинству.
   Несмотря  на тот факт, что названные выше семь каналов власти хорошо известны и доступны любому менеджеру, используются они на практике неоднозначно. У  одних власть гармонично переплетается  с общечеловеческим взаимодействием  и тогда она воспринимается как нечто потребное и необходимое для системы управления, у других власть выступает лишь как сила давления, и тогда её применение вызывает у подчиненных протест. Только тому менеджеру, которому удастся превратить феномен власти в средство делового общения, стать менеджером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Стили лидерства
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.