На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности правового статуса средств массовой информации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство по образованию РФ
Уральская государственная юридическая академия
Институт  права и предпринимательства
Кафедра информационного права и естественно-научных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т 
на тему: «Особенности правового статуса средств массовой информации» 
 
 
 
 

                         Выполнила: студентка ИПиП, гр. 424
                          Адрова Полина Олеговна
                          Научный руководитель: кандидат
                          юридических наук, доцент
              Паршуков Михаил Игоревич
                               Дата сдачи 29 ноября 2010 г
              Оценка__________________ 
               
               
               
               

Екатеринбург 2010 г.
     О Г Л А В Л Е Н И Е 

   1. Введение..............................................................................................................3
   2. Правовая природа средств массовой информации.........................................4
      2.1. Понятие средств массовой информации....................................................4
   3. Правовой статус средств массовой информации............................................5
      3.1. Обязательная государственная регистрация.............................................6
      3.2. Лицензирование..........................................................................................11
       3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения)..................................................................................................12
      3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.14
      3.5. Обеспечение государством редакционной самостоятельности.............15
      3.6. Экономическая государственная поддержка...........................................17
      3.7. Регулирование рекламы в средствах массовой информации.................19
    4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации..........................................................................................................22
   5. Заключение.......................................................................................................25
   6. Список литературы..........................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Введение.
   В современном обществе средства массовой информации занимают особое место. В настоящее время для человека средства массовой информации являются одним из основных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей  действительности и поддержании профессиональной квалификации.
   В связи с возрастанием роли средств  массовой информации создается, совершенствуется и расширяется нормативная база. Но при создании норм, регулирующих правовой статус средств массовой информации возникает вопрос о том, какими нормами он должен регулироваться: общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций или особыми комплексно-правовыми отраслями и институтами, регламентирующими правовой статус средств массовой информации. Или же возможно регулирование как первым видом норм, так и вторым? Данная проблема также связана с тем, что все еще нет четкой позиции по поводу того, что понимается под средством массовой информации.
   Чтобы разобраться в данном вопросе, я считаю необходимым дать понятие «средств массовой информации», подробно рассмотреть правовой статус средств массовой информации, выделить его элементы. А также в рамках каждого элемента выделить особенности правового регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Правовая природа  средств массовой  информации.
   2.1. Понятие «средства  массовой информации».
   В соответствии с Федеральным Законом  от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», а именно ст. 2 средства массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
   С точки зрения Гражданского Кодекса РФ средства массовой информации (далее по тексту СМИ) – юридическая фикция. Поэтому на практике часто происходит смешение средств массовой информации с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, то есть объекта с субъектом.
     В соответствии со ст. 128 Гражданского Кодекса РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения. В 2008 году информация была исключена из состава объектов гражданских прав.
   Представляется  логичным рассматривать СМИ как объект права, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. Постоянство названия особо подчеркивается в содержащихся в ст. 2 Федерального Закона от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее по тексту ФЗ «О СМИ») определениях понятий «периодическое печатное издание» и «радио- и телепрограмма». Отсюда вытекает связь СМИ как объекта права с таким самостоятельным объектом права, как средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых услуг или работ.
   Однако  средство массовой информации не тождественно средству индивидуализации, то есть своему названию, поскольку СМИ включает в себя весь тот объем исключительных прав, которые связаны с его содержанием, облеченным в определенную форму и являющимся результатом интеллектуальной деятельности редакции.
     Вот почему наиболее адекватным  правовой природе СМИ представляется  определение средства массовой  информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.
   Отсюда следует, что содержащуюся в ст. 1 ФЗ «О СМИ» норму о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на СМИ. Одновременно могут существовать и вещные права, например на имущество редакции.
   Специфичность средства массовой информации как объекта  права проявляется, помимо прочего, в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс. Это особенно характерно для государственных печатных СМИ, среди которых достаточно распространена такая правовая схема, при которой, например, законодательное собрание является учредителем издания, а редакция, организованная в форме коммерческой организации, принадлежит как имущественный комплекс совершенно другому субъекту. Причем, если редакция организована в форме предприятия, то в состав ее имущественного комплекса, помимо прочего, входят и ее продукция, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и ее продукцию1. 

   3. Правовой статус средств массовой информации.
   Правовой  статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
   В правовой статус входят: правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей2.
   Правовой  статус - категория комплексная, интеграционная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи3.
   Категория административно-правового статуса  СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения. Его структура может быть представлена как совокупность следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, законные права и обязанности, гарантии их реализации.
   Элементы  правового статуса СМИ включают в себя:
   1) обязательную государственную регистрацию;
   2) лицензирование (TV и радиовещания);
   3) порядок выпуска средств массовой  информации;
   4) обязательное наличие устава  редакции и устава юридического  лица;
   5) обеспечение государством редакционной  самостоятельности;
   6) экономическую государственную  поддержку;
   7) регулирование рекламы в средствах массовой информации4. 

   3.1. Обязательная государственная регистрация.
   Обязательная  государственная регистрация –  один из элементов правового статуса  СМИ. Ему посвящена ст. 8 ФЗ «О СМИ», в которой указывается, что государственная регистрация имеет разрешительный характер.
   В зависимости от территории распространения  продукции средства массовой информации определяется орган, в который обращается учредитель с заявлением:
   - в Федеральную службу по надзору  за соблюдением законодательства  в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (если продукция распространяется по всей территории России и за ее пределами либо в нескольких субъектах Федерации);
   - или в территориальные подразделения  данной службы (если продукция  распространяется на территории одного субъекта или муниципального образования).
   Редакция  средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Из этого положения имеется ряд  исключений. Не требуется регистрация (ст. 12 ФЗ «О СМИ»):
   а) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
   б) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
   в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
   г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
   Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые  для оформления юридического факта  «рождения» нового СМИ и признания за ним правового состояния средства массовой информации, имеют ряд особенностей относительно  создания юридических лиц и закрепленных в Гражданском кодексе РФ. Это связано с тем, что, согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «О СМИ» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации», которая, естественно, не может быть юридическим лицом. Кроме того, в ч. 2 ст. 19 ФЗ «О СМИ» говорится, что редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть, если, например, она является внутренним подразделением какого-либо предприятия, организации или учреждения либо вообще в этом качестве выступает частное физическое лицо.
   Если  же редакция организуется в форме  юридического лица, то она подлежит регистрации по общим правилам Гражданского Кодекса РФ, но только после регистрации СМИ. Это вытекает из требований ч. 1 ст. 8 ФЗ «О СМИ», где устанавливается, что редакция СМИ «осуществляет свою деятельность после его регистрации».
   Что касается особенностей процесса учреждения СМИ, то здесь следует отметить следующее.
   Учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, то есть достигший восемнадцатилетнего возраста гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и, таким образом, они приравниваются к российским гражданам.
   Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем учредить российское юридическое лицо или приобрести предприятие, которое выступит в качестве учредителя СМИ.
   Помимо  граждан правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом им вовсе не обязательно являться юридическими лицами. Так, согласно ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального Закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут «функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица». Ст. 27 данного закона, признавая за общественными объединениями право учреждать СМИ, никак не увязывает это правомочие с фактом наличия их государственной регистрации.
   Кроме того, учреждать СМИ вправе предприятия, учреждения, организации (корпорации, банки, клубы, библиотеки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение - деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. Например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ. Причем в этом случае ее права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции (ч. 4 ст. 18 ФЗ «О СМИ»).
   Наконец, учредителями СМИ могут быть государственные  органы. Разумеется, это относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления.
   Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем, и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О СМИ» соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Хотя закон текстуально не обязывает соучредителей заключить договор, но, предопределяя его содержание, делает его необходимым. Если же учреждается не только СМИ, но и редакция, обладающая правами юридического лица, то учредительный договор становится обязательным в силу требований ст. 52 Гражданского Кодекса РФ.
   В соответствии со ст. 17 ФЗ «О СМИ» установлено, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации. Соответственно, появление нового соучредителя допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11 ФЗ «О СМИ»).
   Заявление о регистрации подается в письменной форме. В нем указываются, в частности, сведения об учредителе, обусловленные требованием Закона. Например, если учредитель - физическое лицо, необходимо сообщить о наличии у него гражданства РФ, достижении восемнадцатилетнего возраста и отсутствии ограничений дееспособности, что легко подтвердить с помощью паспорта.
   Кроме того, обязательно должно быть указано, что учредитель постоянно проживает в РФ: в противном случае СМИ будет считаться зарубежным.
   В заявлении должны быть указаны также: название регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика и специализация СМИ. Если СМИ намерено специализироваться на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, то согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О СМИ» с него причитается пониженный регистрационный сбор. Если же СМИ будет специализироваться на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера, то его ожидает не только повышенный регистрационный сбор, но и согласно ст. 37 ФЗ «О СМИ» особые условия распространения своей продукции.
   Закон о СМИ обязывает учредителя сообщить в заявлении об источниках финансирования, предполагаемых периодичности выпуска  и максимальном объеме средства массовой информации.
   Содержащийся в ч. 1 ст. 13 ФЗ «О СМИ» перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования. Он частично схож с основаниями отказа в регистрации, установленными для юридических лиц в Федеральном Законе от 8.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
     Отказ в регистрации возможен, во-первых, если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ. Во-вторых, если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. В-третьих, отказ возможен, если название, примерная тематика или специализация СМИ представляют собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 ФЗ «О СМИ». Наконец, в-четвертых, отказ возможен, если регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Однако запрет на повторяемость названий является не абсолютным, а относительным.
   Также возможна перерегистрация или уведомление регистрирующего органа, порядок и основания, которых закреплены в ст. 11 ФЗ «О СМИ». Перечень данных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, свидетельство о регистрации может быть признано недействительным судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа и только в определенных случаях.
   3.2. Лицензирование.
   Для аудиовизуальных СМИ регистрация  является необходимым, но, как правило, вовсе не достаточным условием для начала деятельности по производству и выпуску средства массовой информации. Поскольку эта категория СМИ использует для передачи информации естественным образом ограниченный ресурс (эфирные частоты), российское государство по примеру многих других цивилизованных стран ввело систему лицензирования в этой сфере.
   Данная  модель действует и по сегодняшний день благодаря Постановлению Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 07.12.1994 года №1359 (с изменениями от 03.10.2002 года).
   Получение лицензии не требуется, если кабельная  сеть телевещания и проводная сеть радиовещания ограничены помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10 (п. 2 Постановления).
   Лицензии  на осуществление теле- и (или) радиовещания на территории Российской Федерации выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию по согласованию с Министерством связи Российской Федерации. Если же нужна лицензия на осуществление зарубежного теле- и (или) радиовещания с территории Российской Федерации, то она выдается Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию по согласованию с Министерством связи Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
     Следует подчеркнуть, что при  создании системы лицензирования в нее был вкраплен важный демократический элемент, призванный обеспечить разумное, справедливое и гласное распределение частот, - Комиссия по вещанию.
   Ст. 31 ФЗ «О СМИ» указывает, что лицензия на вещание касается лишь ее держателя, поскольку именно ему предоставляется право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять распространение продукции аудиовизуальных средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с законом.
   Отсюда  следует, что лицензия на деятельность в области связи полагается тому, кто имеет лицензию на вещание.
   С другой стороны, заявителями признаются лишь физические и юридические лица, в чьей собственности (ст. 209 Гражданского Кодекса РФ), хозяйственном ведении (ст. 294 Гражданского Кодекса РФ) или оперативном управлении (ст. 296 Гражданского Кодекса РФ) находятся или предположительно будут находиться средства связи, используемые для телерадиовещания. Иными словами, лицензию на деятельность в области связи может получить лишь тот, кому принадлежит или будет принадлежать передатчик и кто выступает в качестве оператора связи.
   Аннулирование лицензии производится при систематическом  нарушении законодательства о порядке лицензирования. 

   3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения).
   Правоотношения, которые складываются в сфере  массовой информации, можно разделить на внутренние и внешние. Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными действующими лицами: учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником. Другая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ, между вышеперечисленными субъектами и третьими лицами. Это могут быть и органы государственной власти, и местного самоуправления.
   Внутренние  правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления, границ профессиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственности. Эти отношения особенно сложны потому, что здесь переплетаются право собственности на имущество и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) - авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т.д.
   В ФЗ «О СМИ» редакция определяется как организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
   Учреждение  СМИ и учреждение редакции, - по сути, различные правовые явления. Появление в Гражданском кодексе нормы, устанавливающей, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, резко изменило ситуацию. ФЗ «О СМИ» говорит о статусе юридического лица применительно к редакции, а не к самому средству массовой информации, которое является всего лишь формой периодического распространения массовой информации.
   Имущественные отношения между учредителем, редакцией, издателем и собственником определяются в договоре. Этим же документом определяются и производственные, финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий труда сотрудников редакции.
   Основным  условием, которое является определяющим при составлении договора, является организационно-правовая форма существования редакции. Выбор той или иной организационно - правовой формы юридического лица важен потому, что каждая из форм имеет свои плюсы и минусы. Так, если редакция создается в форме акционерного общества, возникает необходимость тем или иным образом согласовывать правовые нормы, устанавливающие, что высшим органом управления в этом случае является общее собрание его акционеров (что требуется в соответствии с Гражданским кодексом), а с другой, что редакцией руководит главный редактор (ч. 4 ст. 19 ФЗ «О СМИ»).
   Единственная  возможность избежать противоречий - это разделить функции принятия финансово-хозяйственных решений  и определения редакционной политики. Общее собрание акционеров, совет директоров и генеральный директор будут осуществлять все функции, которые за ними закреплены в соответствии с законодательством об акционерных обществах. В то же время главный редактор будет осуществлять все функции, которые предусматривает ФЗ «О СМИ».
   Другой  стороной во внутренних правоотношениях  является издатель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.
   К ним приравниваются юридические  лица и граждане, для которых эта  деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Под издательством понимаются предприятия, структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, то есть подготовку, выпуск печатных изданий любого вида (ст. 2 ФЗ «О СМИ»). 

   3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.
   Устав редакции - фактический договор между редакцией и учредителем.
   В ч. 1 ст. 20 ФЗ «О СМИ» говорится, что устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
   Судебная  палата по информационным спорам при Президенте РФ считает, что у редакционного устава имеется договорный характер. Для подтверждения приводится три момента. Во-первых, ч. 3 ст. 20 ФЗ «О СМИ» допускает замену устава договором, если редакция только создана или состоит менее чем из десяти человек. Во-вторых, устав по необходимости должен в равной степени соответствовать интересам и редакции, и учредителя, поскольку принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции (простым большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава) и утверждается учредителем. В-третьих, именно в уставе должны быть определены взаимные права и обязанности учредителя и редакции5.
   Однако  устав не является собственно договором, поскольку журналистский коллектив может не быть юридическим лицом, хотя не следует забывать, что журналистский коллектив может самоорганизоваться, например, в автономную некоммерческую организацию, ЗАО или производственный кооператив, с которым учредитель СМИ может вступить уже в чисто договорные отношения. Естественно, нет никаких правовых оснований для того, чтобы представлять устав созданного самими журналистами ЗАО на утверждение учредителя СМИ, однако договор между ними должен соответствовать требованиям Закона о СМИ, предъявляемым к редакционным уставам.
   Кроме того, журналистский коллектив как  сторона в отношениях с учредителем по поводу устава редакции может выступать в качестве группы граждан либо общественного объединения без образования юридического лица.
   В случае, если редакция организована в  качестве предприятия, то устав может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.