Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Год: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Самарский государственный  экономический университет 

Курсовая работа по экономической географии на тему: 

« Экономико-географическая характеристика 

Уральского федерального округа » 

Кафедра «Экономической и социальной географии» 

Выполнил студент 1-го курса: 

кафедра ВВиДО, сп. Маркетинг 

Беркуцкий С.А. № 07050206 

Проверил: 

Воронин В.В. 

к.э. н, профессор. 

Самара, 2007. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Общая характеристика УрФО. стр. 3 

Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. стр. 6 

Проблематика  региона. стр. 9 

Перспективы развития региона. стр. 12 

Основные цели при планировании развития 

Методы их достижения 

Заключение. стр. 16 

Таблицы и диаграммы. стр. 18 

Источники. стр. 23 

Общая характеристика УрФО. 
 

Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиат-ского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополи-тических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании). 

Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формиру-ющихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. До-статочно отметить, что через его террито-рию проходят электрифицированные желез-нодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа боль-шого диаметра, идущих из Западной Сиби-ри через Урал и Центр в Европу. 

Уральский федеральный  округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных  территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпос-том к наиболее перспективным в предстоя-щее десятилетие, вновь осваиваемым, бога-тым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов миро-вого значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахста-на. 

Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всей территории России. Численность населения  федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % -- русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.  

В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская  и Челябинская области. 

Центр федерального округа - г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований. 

Степень концентрации промышленного производства на Урале  в четыре раза выше, чем в среднем  по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики  округа, сохраняющей сырьевую направленность. Природные ресурсы Уральского федерального округа - это 70 % российских запасов  нефти, 91 % запасов природного газа, 15,5 % железной руды, 38,4 % стали, 37 % проката  чёрных металлов. Ведущую роль в  экономике играет топливная промышленность.  

По геологическим  запасам нефти Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция занимает второе место в мире после уникального бассейна в районе Персидского залива. Несмотря на то, что в Уральском федеральном округе создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, многие крупные месторождения нефти уже в значительной степени выработаны. Из новых открыты и работают Аржановское, Коттынское, Сергинское, Западно-Чистинное в ХМАО и Северо-Самбурское, Южно-Пямалияхское в ЯНАО. Основные ресурсы газа расположены на севере Тюменской области, в Заполярье. Доминирующими являются месторождения Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Иваньковское, Заполяное, Надымское, Тазовское; перспективными - месторождения полуострова Ямал. Попутный нефтяной газ перерабатывается на восьми заводах в Ханты-Мансийском автономном округе. Более 92% российского газа добывается на территории федерального округа. В округе разведаны и эксплуатируются нефтяные месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, где сосредоточена добыча примерно 68% российской нефти. В Уральском федеральном округе проложено более двух десятков транзитных нефте - и газотрубопроводов большого диаметра в направлении Западная Сибирь-Урал-Центр-Европа.  

По объему производства продукции металлургии округ  не имеет себе равных в России. При  этом все потребности энергоемких  производств покрываются энергетическими  мощностями, расположенными в  

Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. 
 

Угли добываются преимущественно для энергетических целей, их запасы невелики и многие месторождения истощены. Основные буроугольные бассейны - Челябинский и Южно-Уральский.  

Чёрная металлургия  Урала представлена всеми стадиями: от добычи до проката. Производство чёрных металлов (основную часть чугуна и  стали) осуществляют Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, а также Челябинский металлургический завод.  

Цветная металлургия  отличается высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия и другими  отраслями. Значительные запасы меди как  попутного компонента сосредоточены  в железорудных месторождениях. На базе месторождений саткинских магнезитов (Челябинская область) работает комбинат «Магнезит», занимающий исключительное место в металлургическом комплексе России. Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья (бокситов) в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное).  

Крупная отрасль  рыночной специализации УрФО - машиностроение, опорой которого являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые производят медицинскую технику, технологическое оборудование для аграрно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, здравоохранения. В округе развито тяжёлое машиностроение (производство горно-металлургического, химического, нефтехимического оборудования), энергетическое (выпуск турбин, паровых котлов), транспортное, сельскохозяйственное, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборо- и станкостроение. Основные центры: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Курган («Кургансельмаш»), Новоуральск (АОЗТ «Уральский автомоторный завод») и т.д.  

Химическая промышленность округа обладает крупной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты.  

Значительные  лесные ресурсы региона образуют лесопромышленный комплекс УрФО. В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье) и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). Налажено производство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной, деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных и других материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка леса осуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.  

Большое значение в промысле имеют пушные звери (норка, белый песец, лисица, соболь, ондатра, заяц), копытные (лось, кабан), бурый  медведь, водоплавающая птица (утки, гуси), и «боровая» дичь (куропатки, глухари, тетерева, рябчики).  

Электроэнергетика Уральского федерального округа представлена Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской и Нижневартовской ГРЭС в Тюменской области,Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской, Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральской ГРЭС в Челябинской области. На Урале также действует атомная электростанция Белоярская - с мощным реактором на быстрых нейтронах.  

Специализация агропромышленного комплекса УрФО - это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел, в юго-восточной части Курганской области - овцеводство. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами.  

Огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа играет транспорт. В регионе  преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так  и транзитное значение. По территории округа проходит Транссибирская магистраль. На территории округа берут начало такие широко известные нефтепроводы, как Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск, Сургут - Полоцк, Нижневартовск - Усть-Балык - Омск, газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Челябинск. В структуре вывоза из Урала основные позиции занимают нефть и газ, затем - продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуре ввоза - товары лёгкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа.  

Проблематика  региона. 
 

Функционирование  отечественной эконо-мики в последнее десятилетие XX в., ко-нечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского феде-рального округа наряду со многи-ми положительными сторонами ставит пе-ред регионом ряд новых, достаточно ост-рых проблем. 

Оценивая социально-экономическое по-ложение Урала на старте XXI в., обращу вни-мание на следующие моменты.  

Во-первых, по большинству  параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает  одним из локомотивов развития экономичес-кого, оборонного и научного потенциала страны(см. табл. 1).  

Во-вторых, в  эко-номике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принци-пиально важные процессы происходят мас-штабнее и активнее, чем в России в целом. 

В-третьих, наблюдается  весьма специфичес-кая тенденция к расширению монополисти-ческих начал в добывающих и перерабатыва-ющих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предприни-мательства, особенно инновационного. 

Нельзя не обратить внимания на суще-ственные изменения экономического фор-мата Урала как территориально-хозяйст-венного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской, Челябинской, Тю-менской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автоном-ных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансий-ского и Ямало-Ненецкого автономных ок-ругов, с одной стороны, и перевод в При-волжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обус-ловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования.  

Хозяйственный комплекс Урала в фор-мате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация (см. табл. 2). Однако нельзя считать обоснован-ной резкую диспропорцию между добыва-ющими и обрабатывающими производства-ми. Так, доля УрФО в общероссийской до-быче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%. 

Уральский экономический  район по сравнению с соответствующим  федераль-ным округом характеризовался более мощ-ным оборонно-промышленным комплек-сом, высокой долей наукоемких произ-водств, масштабной производственной ин-фраструктурой и разветвленной сетью кре-дитных учреждений. Кроме того, в феде-ральном округе заметно острее стоит про-блема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная диффе-ренциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области. 

Особенностью  размещения экономиче-ского потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, на-учные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие ин-дустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огром-ный научный потенциал. Заметно поляри-зована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредо-точена всего лишь в 20-30 крупных индус-триальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Ураль-ский, Нижневартовск и др. Они соседству-ют с обширными территориями, для кото-рых характерны элементы отсталости, де-прессии и спада.  

Непростая ситуация наблюдается и в демографии УрФО. Особенно остро вопрос стоит в северных районах, которые зачастую воспринимаются как источники дешевого сырья. Проблема обеспечения рабочей силой решается путем завоза (по оргнабору) временных работников, преимущественно молодых, мало-семейных, имеющих сравнительно низкую квалификацию. Профес-сиональную подготовку они получают на месте и в большинстве слу-чаев - в процессе работы путем индивидуального и бригадного обу-чения. Низкое благоустройство быта, труд на необжитой территории в суровых природных условиях в основном компенсируются высокой номинальной заработной платой трудящихся. Население является мобильной рабочей силой и временным жителем. Воспроиз-водство рабочей силы характеризуется высокой обновляемостью и текучестью, формирование постоянных кадров происходит медленно. Малоквалифицированное население, приехав на Север и получив необходимую профессию, трудовые навыки работы в экстремальных условиях, пройдя акклиматизацию, покидает эти районы. В итоге районы нового хозяйственного освоения, испытывающие дефицит в рабочей силе, начинают выступать поставщиками квалифицированных кадров для старообжитых районов страны.  

Перспективы развития региона. 
 

Цели. 
 

Необходимо активизировать усилия на-учной и производственной общественнос-ти, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство Рос-сии, формированию в территориальных об-разованиях рынков товаров и услуг, смягче-нию в них социальной напряженности, оз-доровлению финансового положения хо-зяйствующих субъектов.  

Наиболее приоритетными, видятся следующие цели: 

быстрый рост доходов  всех слоев на-селения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных усло-вий для активизации и стимулирования уча-стия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса, 

Муниципализация социальной по-литики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базо-вых социальных благ (медицинского об-служивания, общего образования). 

Обеспечение и  поддержание балан-са интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрес-сивных территорий и монопрофильных го-родов, в том числе на основе создания ус-ловий для роста их территориально-отрас-левой мобильности. 

Углубление и  активная диверсифи-кация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотрасле-вых и межсубъектных промышленных ком-плексов, содействие технической и техно-логической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня за-грузки мощностей. 

Формирование  агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйст-венной продукции, поддержка хозяйств на-селения. 

Техническое и  организационное об-новление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере. 

Оздоровление  экологической ситуа-ции с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования. 

Технологическое обновление жи-лищно-коммунальной сферы, формирова-ние рынка топливно-энергетических ресур-сов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере. 

Укрепление финансово-экономиче-ской базы УрФО через создание разветвлен-ной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования. 

Консолидация  всех ветвей власти и управления на реализацию социально-эко-номических приоритетов, повышение ре-зультативности государственного регули-рования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, на-циональных, геополитических и других особенностей округа. 

При всей разноплановости сформули-рованных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на по-вышение степени интегрированности тер-риторий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от раз-вития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации. 

Методы. 

Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообраз-но, как показывают исследования, воспол-нять за счет возможностей Ханты-Мансий-ского автономного округа. На его террито-рии размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопро-изводящих мощностей. Семь генерирую-щих станций имеют установленную мощ-ность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосис-тем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседст-во с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспе-чения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно ак-туальна для районов, где проходят «коридо-ры» нефте- и газопроводов и требуется по-стоянная подпитка компрессорных и пере-качивающих станций. Подобное сотрудни-чество субъектов Федерации, расположен-ных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохи-мии и других высокотехнологичных на-правлений. 

Значительный  эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машино-строительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Из-вестны достижения АО «Уралмаш» по про-движению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпус-кает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испы-тательным полигоном и одновременно «за-казчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического ха-рактера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет уси-ления взаимодействия названных автоном-ных округов с Челябинской и Курганской областями.  

Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследова-тельских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-тер-риториальных образований, ряда промыш-ленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукогра-дов, технопарков, «инкубаторов» иннова-ционного бизнеса, инновационно-техноло-гических центров. Это даст мощную под-держку укреплению экономики Уральского федерального округа. 

Естественно, что  крупные и крупнейшие города должны стать «локо-мотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона. Между тем разделение на «полюса раз-вития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инно-вационная составляющая - научный, конст-рукторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит воз-можность осуществления на практике структурной и технологической перестрой-ки производства, рост конкурентоспособ-ности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.). 

С начала 90 х на базе научно-производственного потен-циала указанных городов происходит создание центров высоких технологий и инноваций. Первенцем таких образований в России стал технополис «За-речный» (на базе одноименного города при Белоярской АЭС). Его опыт на Урале сей-час активно тиражируется. Именно техно-полисы могут стать наиболее перспектив-ными для УрФО «полюсами развития». 

Разработка систем поляризованного развития не должно ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания тех-нопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Ниж-ний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Ниж-ние Серьги. Предложен эксперимент по са-нации депрессивных территорий лесопро-мышленного (Тавдинский район) и горно-промышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест). 

В основе формировании населения северных районов должен лежать не принцип географической близости, а следующие требования: районы выхода должны быть трудоизбыточными и переселение из них должно вестись семьями, а не отдельными лицами, прибывающими на несколько лет; районы выхода должны иметь близкие хозяйственные условия с районами вселения с тем, чтобы обеспечить наименьшую смену профессий у переселенцев; климатические условия в районах выхода не должны резко отличаться от таковых в районах вселения. 

Необходимо применить  новые подходы к формированию населения и заселению северных территорий. Тезисно их можно представить в следующем виде:  

значительная  часть Северных территорий России при  научно обоснованной системе расселения и планировке городских поселений  может иметь постоянное или длительно  живущее население; прежде всего, это  относится к Среднему и Ближнему Северу; 

- государство  берет на себя затраты по  гарантиям и компенсациям населению,  связанные с особыми условиями  проживания, для всех жителей  Севера, независимо от того, в  какой сфере они работают, какой  формой собственности владеет  работодатель; 

- воспроизводство  населения северных районов должно  осуществляться в основном за  счет собственной демографической  базы. Миграции будут восполнять  выезд пенсионеров и обеспечивать при необходимости рост населения на отдельных территориях, в определенные периоды времени; 

- ограничение  добычи топливно-энергетических  и минерально-сырьевых ресурсов, при оптимизации демографической  и социально-профессиональной структур  населения, а также рост объемов  переработки ресурсов и расширение  заселенности территории должно  осуществляться, в основном, за счет  достижений НТП и внутренних  людских ресурсов. 

Заключение. 
 

Уральский федеральный  округ имеет огромный потенциал  развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно - технической базы.  

Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части  страны и за ее пределами, с одной  стороны, и как рынок сбыта  для готовой продукции различных  отраслей, с другой. При условии  вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны. 

Это, безусловно, более затратный подход, который  вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в  скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем будущем  принести огромные политические и экономические  дивиденды. 

Таблицы и диаграммы. 

таблица 1. 
 

таблица 2. 
 

Таблица 3. 
 

Таблица 4. 
 

Таблица 5. 
 

Поисково-разведочное  бурение по субъектам Уральского региона за период 1994-2001 гг. 
 

Источники. 
 

1. А.А. Головлев 

«Экономическая  география российской федерации» 

2. Т.Н. Успенская 

«Демографическое  развитие северных народов уральского федерального округа»» 

3. А.И. Татаркин, В.Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин  

«Социально - экономические  проблемы региона» 

4. А.И. Татаркин 

«Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа» 

5. Кулешов В.  

Экономика Сибири: этапы развития, современные проблемы и варианты будущего  

6. Мухаметдинова И.М.  

Социально-экономическая  дифференциация регионов России 

7. Статистические  таблицы .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.