На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принцип природосоообразности педагогической мысли Ж.-Ж.Руссо

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
                                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО  «Алтайская государственная педагогическая академия»
Педагогический  факультет
Кафедра социальной и педагогической технологии 

Тема: Принцип природосообразности педагогической мысли Ж. Ж. Руссо.
                                                                                             
 
 
 

                                                                                  Выполнила: Студентка 2-го                         
           Гр. 798-С Крук З.Д.
                                                                                        Проверила: Куликова Л. Г.
                                                                                                                                                                                    
 
 
 
 

                                         Барнаул 2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   Введение                                                                                                          3-4 

   1. Краткая биография Жан-Жака Руссо                                                       5-8
   2. Социально-политические и философские взгляды Руссо                     9-10
   3. Естественное и свободное воспитание                                                       11
   4. Возрастная периодизация                                                                       12-17
   5. Развивающее обучение в наследии Жан-Жака Руссо                          18-20
   6. Воспитание как основа построения нравственной личности             21-24 

   Заключение                                                                                                  25-26 

   Список  используемой литературы                                                                  27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Жан-Жак  Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами.
   В 1762 году вышел в свет роман-трактат  Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину.
   Произведения  Руссо глубоко волновали умы  передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.
   Цель  данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной  педагогики, а именно  природосообразность. Можно с уверенностью сказать, что эта тема имеет огромное педагогическое значение.
   Данный  реферат построен на основе анализа  идей развития в педагогическом труде Жан-Жака Руссо.
   Интересен и оригинален Руссо в своих  педагогических воззрениях. В этой области он выступал горячим сторонником  естественного воспитания. В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо показал порочность схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую, демократическую систему, способную формировать трудолюбивых и добродетельных граждан.
   Воспитание  каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.
   Основная  мысль педагогической теории Руссо  выражена в изречении, ставшем знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится под руками человека». В соответствии с этим положением Руссо считает, что задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию прекрасных естественных свойств человека. Обязательным условием воспитания Руссо считает трудовую деятельность – обучение ремеслу, сельскому хозяйству.
   Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего владеть самим собою.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Краткая биография  Жан-Жака Руссо 

   Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла через 9 дней после его рождения. Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками.
   Впечатлительный, мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал.
   Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии:  был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем. Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний.
   Шестнадцатилетний Жан-Жак в городе Аннеси познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая «жила милостями сардинского короля» и занималась вербовкой молодых людей в католичество.
   Госпожа де Варанс отправила Жан-Жака в Турин, в приют для новобранцев, где он был наставлен и принят в лоно католической церкви.
   Спустя 4 месяца Руссо оставил Турин и  с двадцатью франками в кармане  отправился искать работу. Найти такой  труд, который был бы приятен и  легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с  тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем.
   Разошелся с де Варанс осенью 1741 года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем и другими.
   Наиболее  теплые дружеские отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо увлекался  музыкой, литературой, страстно стремился  к свободе. Но мировоззрение у  них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший к их разрыву.
   В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.
   Французские просветители, в особенности философы-материалисты XVIII века, вели борьбу против идеологической и политической реакции своей эпохи. Большинство из них сотрудничало в многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», редакторами которой были Д”Аламбер и Дидро.
   Некоторое время Руссо был незаметным сотрудником  «Энциклопедии», однако, в 1750 году, когда  Дижонская академия объявила конкурс  сочинений на тему «Способствовало  ли возрождение наук и искусств улучшению  нравов?» Руссо представил жюри великолепный трактат, в котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, при которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».
   Тем самым Руссо дал начало новому направлению общественной мысли  – эгалитаризму.
     В 1763 году был опубликован знаменитый  роман Руссо «Эмиль или О воспитании». Здесь Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».
   Большой популярностью у современников  пользовался и другой роман Руссо  «Юлия или Новая Элоиза», написанный им в 1761-1763 годах. Этот роман в письмах повествует о любви аристократки Жюли д”Этанж и ее домашнего учителя Сен-Пре. Руссо на протяжении всего этого произведения подчеркивает социальное неравенство влюбленных.
   Кроме того, Руссо писал статьи для «Энциклопедии». Интересна его статья «О политической экономии». Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности имущественные отношения, государственное управление, общественное воспитание.
   После выхода в свет романа «Эмиль или  О воспитании» и политического  трактата «Об общественном договоре» (в котором Руссо высказывался против абсолютизма и развил демократическую теорию общественного договора) парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.
   Королевский суд приговорил «Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию.
   Но  здесь, как и в Париже, его ожидали  преследования. Женевское правительство  также осудило «Эмиля» и «Общественный договор» и запретило автору появляться в пределах Женевского округа.
   Руссо, ища пристанища, в сопровождении  Терезы отправился в город Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили  поехать в Англию, куда пригласил  его философ Юм. Руссо и Тереза поселились в деревушке Вуттон. Но даже здесь, в глухом уединении, Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм вслед за его бывшими французскими друзьями отвернулся от него.
   Письма, получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо тяжелый недуг. В течение ряда лет он страдал манией преследования и подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.
   Очутившись  снова на Французской земле, Руссо  и тут не мог дышать свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену.
   В 1770 году, когда французское правительство  в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от политических репрессий и Руссо, к своему удовольствию, мог свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.
   2 июля 1778 года, вернувшись домой после  продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан-Жак  Руссо покончил жизнь самоубийством.
   Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо  был торжественно перенесен в  Пантеон и положен рядом с  прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Социально-политические и философские взгляды Руссо
   Власть  и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому  потерял свою свободу. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Он считал, что власть должна принадлежать самому народу, требовал, чтобы каждый трудился. Он призывал к тому, чтобы была допущена только мелкая собственность, а собственность дворян-феодалов была уничтожена. Это учение Руссо в его время было революционным. Оно выражало интересы мелких собственников (ремесленников, крестьян) и вело к утверждению буржуазного строя. Идеал Руссо — это мелкобуржуазная трудовая собственность и общественное устройство, основанное на этой собственности и на труде каждого.
   Рассматривая  вопрос о восприятии окружающего  нас мира, Жан-Жак Руссо рассуждал как сенсуалист: нет ничего в нашем сознании, что не было бы получено при посредстве ощущений, через органы чувств. Но он не мог делать из этого положения материалистических выводов. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии чувства», полагая, что каждый человек свободен верить по-своему. По его словам, «все хорошо, что выходит из рук творца вселенной, все вырождается в руках человека».
   Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом. Отсюда вывод: воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы».
   Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Без труда не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. По мнению Руссо, задача заключается в том, чтобы воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.
   Руссо говорил, что детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитать феодалов, аристократов, правильно воспитать их детей, и мир станет иным. Поэтому героем своего произведения «Эмиль, или О воспитании» он делает Эмиля, происходящего из знатной семьи. В результате полученного им воспитания он должен стать свободомыслящим и жить собственным трудом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Естественное и свободное воспитание
   Дети  должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо.
   Он  считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.
   В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и  свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.
   Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
   4. Возрастная периодизация
   Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
   Мысли Руссо о возрастных различиях ребенка находятся в соответствии с его взглядами на природоспособность воспитания и не лишены диалектики. Он стремился найти ведущее начало для каждой из ступеней естественного развития ребенка, на которое и должно быть в данный период направлено основное внимание в процессе воспитания. При этом каждая из ступеней тесно связана с другой.
   Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику  ее развития. Однако он не мог правильно  указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто  лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.
   Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.
   В раннем детстве (до двух лет) основой  всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», — восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.
   Руссо подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как  надо закалять ребенка и укреплять  его физические силы.
   С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.
   По  мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие  нравственные, никакие абстрактные  понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею — идею собственности. Эмиль хочет огородничать и сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на том месте, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности естественно восходит к праву «первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может стать вполне доступной пониманию ребенка.
   Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.
   К двенадцати годам Эмиль физически  крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д.
   Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.
   Физический  труд — это неизбежная обязанность  общественного человека. «Богатый или  бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин — это  плут». Поэтому свободный человек  должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.
   В первую очередь ребенок изучает  столярное ремесло, которое Руссо  очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Эмиль живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.
   Эмиль теперь подготовлен к жизни, и  на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый  период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в  обществе. Развращенный город не страшен  теперь Эмилю, который достаточно закален от городских соблазнов.
   Руссо, представитель того класса, который  вскоре вступит в революционную  борьбу, искренне убежден в том, что  лучшие люди «третьего сословия»  — это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля  любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.
   Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет  видеть и добрые примеры; не моральные  рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.
   В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.
   Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам  придет постепенно к познанию божественного  начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, — это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.
   Руссо с большим вниманием рассматривает  вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.