На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История становления Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российская  Международная Академия Туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на  тему: «История становления  Свято-Никольского 
Угрешского  ставропигиального  мужского монастыря» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила
       Студентка 1 курса группы 080702 Р
       Полякова  Светлана 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 
Содержание
 

    «Сия вся  Угреша сердце мое!»
    Рождение. 1380 год.
    Взрастание. 1380 – 1500 гг.
    Возвышение. 1500 – 1600 гг.
    Расцвет. 1600 – 1700 гг.
    Оскудение. 1700 – 1834 гг.
    Возрождение. 1834 – 1852 гг.
    Новый расцвет. 1852 – 1880 гг.
    На рубеже столетий. 1880 – 1918 гг.
    Второе рождение. 1990 г.
    Новое возрождение. 1990 – 2006 гг.
    Список литературы
 

        «Сия вся Угреша сердце мое!» 

       Майское утро… Николо-Угрешский монастырь… Древняя Угреша… Яркое весеннее солнце освящает своими лучами стародавние, но обновленные, выбеленные монастырские стены. А за ними, на небывалой высоте, сияет на солнце божественным огнем купол многоярусной колокольни, оттеняемый ультрамарином величественных куполов Спасо-Преображенского собора.
       История России немыслима без истории  русской святости, без понимания того, что Святая Русь во все времена спасала наше Отечество, направляя его развитие по благодатному пути. Образ Святой Руси уходит своими корнями в самые стародавние времена. Еще до принятия Русью христианства, Русская земля была освящена жизнью и подвигами святых. Первая официальная канонизация русских святых произошла в 1072 г., к лику святых были причислены князья-братья Борис и Глеб. И с этого времени Собор русских святых постоянно разрастался.
       Центрами  сосредоточения истинной духовной жизни и святости во все времена были монастыри. Первые монахи уходили от людей в пустые места, жили в молитве и безмолвии. Поэтому их называли «пустынниками» и «отшельниками». Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины – монастыри. Монахов одного монастыря стали называть братией («братьями во Христе»).
         Одним из важнейших центров  духовной жизни России на протяжении  вот уже более чем шести  веков является Николо-Угрешский монастырь. С первых лет своего исторического существования Угрешская обитель была одухотворена подвигом русской святости. Она и основана  благодаря святому чуду – чуду явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному князю Дмитрию Донскому. И в дальнейшем русская святость не покидала монастырские пределы, ибо своими трудами на благо России и Угрешского монастыря здесь прославились многие русские святые, и среди них – Святители Иннокентий Пензенский и Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин) и Макарий (Невский)… Здесь, в монастыре, свершали духовный подвиг простые монахи, насельники обители. Здесь прославился своими неустанными трудами во имя Христово преподобный Пимен Угрешский… Здесь, в угрешских храмах. Хранились и почитались великие православные святыни… Здесь, перед угрешскими святынями, молились многие русские государи, любившие эту обитель, почитавшие ее, часто бывавшие в ней, делавшие в монастырь богатые вклады… 

       Рождение. 1380 год.
       Николо-Угрешский  монастырь был основан в 1380 году великим князем Московским, святым благоверным Дмитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако в народной молве издревле бытовало устное предание, позднее, в XVII столетии, записанное. Но прежде чем поведать его, обратимся к тем события, которые свершились в конце XIV века.
       Ко  времени основания Николо-Угрешской  обители Московское княжество, ставшее  главным центром собирания разоренных ордынским игом  русских земель, крепло и ширилось. Уже был построен в Москве белокаменный Кремль. Уже сиял куполами в центре Кремля Успенский собор, возведенный еще великим князем Иваном Даниловиче Калитой. Уже стояли необоримой духовной стеной вокруг Москвы монастыри, основанные митрополитом Московским, Святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским – Спасо-Андроников, Чудов и Симоновский в Москве, Высоцкий и Введенский Владычный в Серпухове, и, конечно же, Свято-Троицкий монастырь, ставший главным центром монастырского строительства в Московском княжестве.
       И не было у Руси более важной задачи, нежели борьба с Золотой Ордой за свободу и независимость. В 1374 году Ивана Калиты, великий князь Московский Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, он сумел сплотить из для совместной борьбы.
       На  Руси давно готовились к решительному сражению. По призыву Дмитрия Ивановича  к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств. 23 князя  со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска.
       Как рассказывает предание, сохранившиеся  в «Сказании о Мамаевом побоище», перед выступлением на битву великий  князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому.
       Преподобный Сергий Радонежский (в миру – Варфоломей) (1314 или 1322 – 25.09.1392) – основатель и  игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.
       Позднейшие  источники показывают особую роль преподобного Сергия Радонежского в 1380 году. В «Сказании о Мамаевом побоище» (кон. XV в.) говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословление на битва с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство – отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму.
       Получив высокое благословение, великий  князь Дмитрий Иванович отправился к своим войскам. Местом встречи русских отрядов была назначена Коломна. Именно туда стекались сл всей Руси войны – конные и пешие. В Коломну из Москвы вышла и дружина великого князя Дмитрия Ивановича. В 15 поприщах от стольного града на берегу Москвы-реки войско великого князя остановилось для краткого отдыха. И здесь случилось чудесное видение Дмитрию Ивановичу: над сосною,  в воздухе явилась ему икона Святителя Николая Чудотворца.
       Дмитрий Иванович был поражен чудом, а  сердце его озарила надежда на Божию помощь в предстоящей битве. И воскликнул великий князь: «Сия вся Угреша сердце мое!»
       И Господь не оставил великого князя Своею благодатью, даровав ему великую победу на Куликовом поле.
       Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала  национальный подъем. Великий князь  Дмитрий Иванович получил почетное прозвание Донской.
       На  обратном пути в Москву великий Дмитрий Иванович вновь оказался на том же месте, ознаменованном чудесным явление иконы Николая Чудотворца. И повелел князь установить здесь храм во имя Святителя Николая и основать монастырь в его честь.
       Никольским  монастырь назван в честь Святителя Николая Чудотворца, а именование «Угреша» родилось от слов, сказанных великим князем: «Сия вся Угреша сердце мое!», где само слово «угреша» понимается как «согрело».
       А воспоминание того чудесного явления  иконы, положившего начало обители, в Николо-Угрешском монастыре празднуется до сих пор 9 (22) августа. 

       Взрастание. 1380 – 1500 гг.
       О первых годах бытия Николо-Угрешского монастыря история, к сожалению, не сохранила никаких свидетельств. Однако известно, что в первой половине XV века обитель существовала, а во главе ее стоял игумен Иона. Неизвестно, как выглядел Николо-Угрешский монастырь в первые годы своего существования. Но, по аналогии с другими монастырями того времени, можно предположить, что постройки его были деревянными. Скорее всего, в центре обители поначалу стоял деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Дмитрию Донскому икона Святителя Николая. Специалисты действительно относят этот образ к 1380 году.
       Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т. е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в XV – XVII вв. были русские государи, а первым – великий князь Московский, святой благоверный Дмитрий Иванович Донской. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за XIV – XV вв. и не сохранилось, скорее всего Никольский Монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии.
       Первое  упоминание Николо-Угрешского монастыря в летописях связанно с пожаром в Московском Кремле 9 сентября 1479 года. 

       Возвышение. 1500 – 1600 гг.
       Под 1519 годом мы встречаем первое летописное сообщение о том, что в Николо-Угрешском  монастыре побывал великий князь  Московский – Василий III Иванович.
       В мае 1519 года великий князь Василий  III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными – здесь находили богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. Русские государи в XVI – XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботили о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.
       Во  многом это было связанно с тем, что  русские государи того времени были искренне верующими православными  людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных  материальных интересов. 

       Расцвет. 1600 – 1700 гг.
       Именно  в годы правления первых русских  царей из династии Романовых Николо-Угрешский  монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVIII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма – Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами – конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастырях в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриаршие палаты, к которым примыкала игуменская келия.
       Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже  покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшены алмазами, изумрудами и жемчугом.
       В конце XVII века в четырехъярусный резной золоченый иконостас Никольского собора была включена местная икона «Господь Вседержитель на Престоле», писанная знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1672 году. В обители была еще одна икона кисти Симона Ушакова – «Алексий, человек Божий», - написанная в 1665 году. Монастырскими святынями были и частицы мощей Святителя Николая и других святых.
       Особую  сердечную заботу о любимой Угрешской  обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, Алексей Михайлович, многократно бывали в ней, и как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.
       В 1623 году царь Михаил Федорович дал  Угрешской обители жалованную грамоту, по которой освобождал монастырскую торговлю от таможенных сборов, а также оградил монастырь и его вотчины от каких-либо притязаний со стороны государевых людей. Позднее, в 1678 году, эту грамоту подтвердил его внук, царь Федор Алексеевич.
       Следующий государь из рода Романовых, Алексей  Михайлович, тоже принимал близко к  сердцу нужды Николо-Угрешского монастыря, неоднократно бывал в ней, а игумены  обители пользовались особым царским  доверием. Так, угрешский игумен Дионисий участвовал в обряде венчания на царство Алексей Михайловича в Успенском соборе Московского Кремля 28 сентября 1645 года, а затем присутствовал на торжественном обеде в Грановитой палате.
       Во  второй половине 60-х гг. XVII века Николо-Угрешский монастырь вступил в один из самых благополучных периодов своего развития, связанный с именем игумена Викентия (игумен монастыря в 1666-1672гг.). Игумен Викентий пользовался особым доверием царя Алексей Михайловича. Недаром в его монастырь поместили в 1666 году расколоучителей протопопа Аввакума, попа Никиту Добрынина (Пустосвята) и диакона Федора Иванова. Именно на игумена Викентия возложили задачу в последний раз склонить Аввакума и его сподвижников на сторону Церкви и царской власти.
       Именно  при игумене Викентии в 1671 году, в знак особого внимания, царь подарил Николо-Угрешскому монастырю Лицевое «Житие Святителя Николая Чудотворца Мирликийского».
       В 1698 году Угрешская обитель стала  одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра Алексеевича.
       В России наступало новое время, принесшее  немало испытаний и Русской Православной Церкви в целом, и Николо-Угрешскому монастырю, в частности. 

       Оскудение. 1700 – 1834 гг.
       В XI – XVII вв. Русская Православная Церковь играла выдающуюся роль в жизни России, но в XVIII веке положение Русской Православной Церкви изменилось – светские власти стремились к ограничению роли Церкви и духовенства в жизни русского общества. Главной задачей было поставлено полной подчинение Церкви светской власти царя и изъятие материальных ценностей Церкви. Поэтому Петр I и его наследники стали проводить политику ограничения церковной власти и секуляризацию церковных владений.
       Конечно же, изменилось и положение Николо-Угрешского монастыря. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В результате реформ монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам. Царское семейство, перебравшееся в начале XVIII века во вновь построенный Санкт-Петербург, перестало посещать Угрешскую обитель. Все меньше паломников приходило в Угрешу. Монастырь становился все беднее и беднее…
       Но  в начале XVIII – начале XIX вв. Угреша перестала привлекать внимание церковных властей. Здесь часто менялись настоятели – за 1700 – 1833 гг. в обители сменились 39 настоятелей, причем некоторые из них лишь числились таковыми, оставаясь на прежних местах проживания.
       Оставленный прежней государевой заботой, монастырь  все более и более оскудевал. В начале XVIII века число братии, по сравнению с серединой XVII века, уменьшилось почти втрое, а во второй половине XVIII века – и вчетверо (24 насельника). Монастырские строения приходили в ветхость. В 1734 году игумен Варлаам II подал в Синод доношение о ветхостях зданий, затем последовало еще два доношения. В 1737 – 1739 гг. в обители трижды побывал архитектор И. Мичурин, осмотревший строения Николо-Угрешского монастыря и составивший смету необходимых расходов на ремонт. К тому времени обитель находилась в еще более жалком состоянии, ибо в мае 1739 года пострадала от сильнейшей бури, когда ветер сорвал крыши со многих зданий и поломал кресты.
       Некоторое строительство в монастыре велось. В 1755 году в башню Святых ворот  встроили часовню во имя Святителя  Николая Чудотворца, в 1781 году построили  трехъярусную колокольню, в 1781 году была заново отстроена и освящена каменная Успенская церковь. В этом храме как главная святыня почиталась чудотворная икона Божией Матери «Взыграние». В 1795 году этот чудотворный образ был общецерковно прославлен, день памяти – 7 (20) ноября. Ныне подлинная икона Божией Матери «Взыграние» находится в музее «Коломенское».
       В 60-е годы нелучшее состояние Николо-Угрешского монастыря еще более усугубилось.
       По  форме внешнего управления монастыри  были разделены на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные мужские  обители находились в непосредственном ведении Синода, епархиальными монастырями управлял местный архиерей.
       Штатные монастыри разделялись на три класса, соответственно сумме пособий и престижности. Во главе штатных обителей 1-го и 2-го классов стояли архимандриды, третьеклассные монастыри возглавляли игумены.
       В результате реформ 1764 года Николо-Угрешский  монастырь был отнесен к штатным монастырям 3-го класса. Это означало, что в штате обители могло одновременно находиться не более 12 монахов, включая настоятеля, на содержание которых из государственной казны выделялось всего 950 рублей в год.
       В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской  обители был устроен лазарет  для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время  перевели в ближайший от Угреши Николо-Перервинский монастырь.
       В 1812 году, когда во время Отечественной  войны в русские пределы вторглась  Великая армия Наполеона Бонапарта  и захватила Москву, некоторое  время в Николо-Угрешском монастыре  стоял один из отрядов захватчиков. Впрочем, неприятель не нашел в обители столь желаемых им богатств, потому что монастырская ризница была заблаговременно вывезена в Вологду. Но и в этих условиях французы нанесли немалый ущерб зданиям и храмам Угреши, надругались над оставшимися святынями.
       К 1834 году монастырь пребывал в крайне запущенном состоянии, и даже поговаривали о его закрытии.
       Однако  Господь не оставил Угрешскую  обитель Своей благодатию. И уже  в скором времени Николо-Угрешский  монастырь ожидало счастливое возрождение. 

       Возрождение. 1834 – 1852 гг.
       Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось в то время, когда в Российской империи значительно, и в лучшую сторону, изменилось отношение к  Церкви со стороны государства.
       Одним из крупнейших церковных деятелей эпохи  правления императора Николая I Павловича стал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1782 - 1867), возведенный в сан митрополита Московского в 1826 году (с 1821 года он был архиепископом Московским).
       Митрополит  Филарет твердо стоял за чистоту  православной веры, был непримиримым противником сектантства и суеверий. Труды митрополита Филарета были по достоинству оценены потомством – в 1994 году он был канонизирован Русской Православной Церковью.
       Прообразом  возрождения Николо-Угрешского монастыря  стало назначение в ноябре 1833 года игуменом этой обители будущего известнейшего русского святого и духовного писателя, Святителя Игнатия (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) (1807 - 1867), в то время бывшего строителем Лопотова монастыря.
       Святитель Игнатий, хоть и не успел возглавить Николо-Угрешскую обитель, тем не менее сыграл важнейшую роль в ее скором возрождении и расцвете. Именно Святитель Игнатий рекомендовал митрополиту Филарету поставить на место настоятеля Николо-Угрешского монастыря хорошо знакомого ему иеромонаха Оптиной пустыни Илария. А чуть ранее именно Святитель Игнатий направил в Оптину пустынь будущего архимадрида Угрешской обители Пимена (тогда еще послушника Петра Мясникова), который вместе с Иларием пришел в Угрешу и при котором, немного позднее, и начался истинный расцвет монастыря.
       Игумен  Иларий принял монастырь в крайне плачевном состоянии. Недаром митрополит Филарет говаривал угрешскому игумену: «У меня во всей епархии нет беднее и хуже ваших церквей».
       К концу управления Илария Николо-Угрешский монастырь из близкого к закрытию, превратился в известную и пользующуюся заслуженным авторитетом православную обитель.
       Новый настоятель подверг тщательной реорганизации  штатный состав монашествующих, стал следить за тем, чтобы братия с  должной честью соблюдала все монастырские правила, а тех, кто вел себя недопустимо для святого места, удалял из монастыря. За время игуменства Илария число братии в Угреше возросло до 22 человек.
       Постепенно  обитель стала подниматься как  в духовном, так и в экономическом  отношении. Николо-Угрешский монастырь стал пользоваться все большим уважением у православного народа, в него начинает стекаться все больше паломников.
       В 1852 году уже престарелый к тому времени игумен Иларий удалился на покой в Николо-Пешношский монастырь, а затем поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где и скончался в 1863году. А с удалением Илария во главе Николо-Угрешско обители встал новый настоятель – преподобный Пимен, при котором Угрешская обитель вступила в пору истинного расцвета. 

       Новый расцвет. 1852 – 1880 гг.
       22 ноября 1852 года, после того как  игумен Иларий выехал на покой  в Николо-Пешнонский монастырь,  иеромонах Пимен был назначен  на должность управляющего Угрешской  обителью. Этот день стал во  многом определяющим и для  самого иеромонаха Пимена, и для всего Николо-Угрешского монастыря. Именно в этот день отца Пимена призвал к себе митрополит Филарет и предложил ввести в монастыре общежительный устав.
       В общежительных монастырях иноки  придерживались правила нестяжания, отказываясь от личного имущества вообще, безукоризненно и сердечно исполняли возложенные на них обязанности («послушания»), строго соблюдали требования монастырского устава. Настоятели общежительных монастырей не назначались, а избирались из монашеской среды и затем утверждались в Синоде.
       16 октября 1853 года в Николо-Угрешском  монастыре был введен общежительный  устав.
       Впрочем, общежитие утверждалось в Николо-Угрешском  монастыре совсем непросто. Иноки  монастыря, как позднее вспоминал  архимандрит Пимен, были недовольны реформой и оказывали ей глухое сопротивление. Но вскоре все невзгоды были преодолены, и к 1855 году количество насельников монастыря увеличилось до 30 человек, из которых было 8 иеромонахов (включая игумена).
       К 1875 году общее число монашествующих и бельцов в обители достигло 130 человек. Так, приняв общежительный устав и став оплотом строгой духовной жизни, Николо-Угрешский монастырь вступил в пору своего второго расцвета.
       Стараниями  архимандрита Пимена значительно улучшились доходы от хозяйственной деятельности монастыря: с 6116 рублей в 1853 году до 54820 рублей в 1875 году. Монастырские владения возросли до 42 десятин земли, к тому же в 1863 и 1870 гг. монастырю Высочайшие были пожалованы две лесные дачи: в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин) и в Александровском уезде Владимирской губернии (240 десятин).
       Но  важнейшую роль продолжает играть помощь благодетелей, на средства которых  при архимандрите Пимене в Угрешской  обители начинается масштабное строительство. В 1854 году на средства П. М. Александрова при старой трапезной был построен храм во имя святого апостола Матфея и святой великомученицы Параскевы. В 1857 – 1860 гг. по проекту архитекторов А. С. Каминского и М. Д. Быковского строиться пятиглавая больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
       В 1859 году, вновь на средства Александрова, надстроили до 6-ти ярусов монастырскую колокольню, которая достигла высоты в 79 метров. На колокольне было 18 колоколов, самый большой из которых, «Благовестник», висевший в третьем ярусе, весил 19,7 тонны. В 1903 году на верхнем ярусе установили часы с боем курантов.
       В 1855 -1866 гг. на пожертвования Александрова вокруг монастыря возводится новая  каменная стена протяженностью 1700 м  и высотой 5 – 6,5 м с 16 башнями и 8 воротами. В одном из корпусов разместили больницу. Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. в этой больнице лечились раненные русские войны. В другом корпусе устроили повседневную и праздничную трапезные.
       Особенно  замечательна была северная монастырская стена, носящая название «Палестинской», или «Иерусалимской», которая является уникальным художественным памятником строительного искусства того времени. «Палестинская» стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью членений, разнообразием и изменчивостью декоративных элементов.
       Во  второй половине 1850-х гг. вдоль южной  границы обители был построен двухэтажный кирпичный корпус, в котором находилась богадельня  на 50 человек, основанная Александровым на свой вклад.
       В 1850-е гг. были благоустроены пруды, находящиеся на территории монастыря. На средства Александрова в прудах завели рыбное хозяйство, а в верхнем  пруду даже водилась стерлядь. Кроме того, были устроены водопроводы для снабжения монастыря водой, была построена Водяная башня с источником в ней.
       Главной заботой архимандрита Пимена было все  же не только строительство храмов и зданий, а – строение душ  иноков, которое преподобный почитал превыше плотницкого или каменщицкого дела. Угрешский архимандрит старался, чтобы всякий, поступающий в монастырь, неуклонно соблюдал возложенные на него послушания, а главным делом почитал церковную службу, молитву.
       Трудами архимандрита Пимена и братии Николо-Угрешский монастырь превратился в настоящий духовный центр России, в который со всех просторов страны стремился богомольный люд в надежде на исцеление души и тела.
       Монастыри на Руси всегда были важными центрами духовного просвещения. Здесь писал и издавал книги, при монастырях создавались школы, иконописные мастерские. Вот и архимандрит Пимен, следуя этой древней традиции и по настоянию советника Московской палаты государственных имуществ Я. И. Попова, открыл в 1866 году в монастыре третьеклассное училище для крестьянских детей.
       Училище при Угрешском монастыре просуществовало 10 лет. Всех учившихся в нем насчитывалось  более 750 человек. Из них полный курс окончили 250 человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.