На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование рыночной экономики на примере ОАО «Уралсвязьинформ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение.  
     Российская экономика неумолимо становится частью мировой экономики. Рыночные принципы экономики предполагают, прежде всего приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений.
     Хозяйствующие субъекты в условиях рыночных отношений функционируют преимущественно на основе самоорганизации и самоуправления, а также воздействий рынка со свойственными ему многообразием форм собственности и конкуренцией. Вместе с тем они подлежат также обязательному государственному регулированию специфическими, преимущественно экономическими, методами, исключающему вмешательство в их хозяйственную деятельность. Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать основы существующего социального порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане во всех индустриально развитых странах государство играло и продолжает играть существенную роль.
     В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и  проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.
     В первой части рассмотрена необходимость  регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.
     Во  второй части рассмотрено регулирование  государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.
     В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли. 

     1.1. Необходимость регулирования экономики  государством
     Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры цен на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений.[  19 ,271]
     Обращение к истории взаимодействия государства  и рыночной экономики позволяет  выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.
     Наличие в каждой стране общественных и смешанных  благ, которые не всегда можно довести  до населения через рынок в  полном объеме, особенно те, что характеризуются  неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.
     Усиление  общественного характера производства товарных благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами. Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство. [15, 253]
     Проявление  отрицательных внешних эффектов (экстерналий) рыночной экономики. Экстерналии (внешние эффекты) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений. Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.
     К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.
     Экологические экстерналии обусловлены тем, что  рыночный механизм вынуждает предприятия  снижать издержки производства, в  том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.
     Важным  фактором государственного регулирования  экономики является научно-технический  прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство. [16, 326]
     Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.
     Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.
     В целом государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.
     При регулировании экономики государство преследует следующие цели:
     Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
     Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
     Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
     Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
     .Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
     Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
     Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
     Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
     1.2. Методы государственного регулирования экономики
     Государство в современных условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.
     Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции,  как  обмен  продуктами  труда  обособленных  товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
     Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности,  а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
     К методам прямого государственного воздействия относятся:
     - определение стратегических целей  развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
     - государственные заказы и контракты  на поставки определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг;
     - государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
     - правовые и административные  ограничения и запреты по выпуску  определенных видов продукции  и т.п.;
     - лицензирование операций по экспорту  и импорту товаров, т.е. внешнеторговых  операций.
     Прямые  методы государственного регулирования  экономики не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной  власти.
     Методы  косвенного государственного регулирования  экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
     - налогообложение, уровень обложения  налогами и систему налоговых льгот;
     - регулирование цен, их уровня  и соотношений;
     - платежи за ресурсы, ставки  процента за кредит и кредитные  льготы;
     - таможенное регулирование экспорта  и импорта, валютные курсы и  условия обмена валют.
     Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства. 

     2. Регулирование рынка телекоммуникаций  

     Регулирование всех предметных секторов экономики в условиях рынка осуществляется посредством государственного нормативно-правового регулирования, рыночной конкуренции и договорного саморегулирования субъектов деятельности в данном секторе экономики. Для российского рынка телекоммуникаций и услуг связи доминирующим пока остается государственное нормативно-правовое регулирование, которое не только, как это и положено, определяет допустимые условия рыночной конкуренции и саморегулирования, но и устанавливает существенное административное регулирование и государственный контроль деятельности компаний связи.

     Отношения между потребителем телекоммуникационных услуг и оператором связи регулируются правилами главы 39 Гражданского кодекса  РФ, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", а также  Законом РФ от 07.02.92 № 2300-I "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Правила оказания услуг подвижной связи»

     Закон № 126-ФЗ "О связи" от 07.07.2003 регулирует основные вопросы в этой сфере деятельности, в частности: 
1) основы деятельности в области связи: 
- правовое положение сооружений и средств связи; 
- правовое положение объектов и линий связи; 
2) классификацию сетей связи и их предназначение; 
3) присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие; 
4) государственное регулирование в области связи: 
- распределение радиочастотного спектра и использование радиочастотного спектра; 
- выделение ресурса нумерации; 
- регулирование тарифов на различные услуги связи; 
5) лицензирование деятельности в области оказания услуг связи; 
6) порядок оказания различных услуг связи; 
7) универсальное обслуживание; 
8) защиту прав пользователей услугами связи; 
9) управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях; 
10) международное сотрудничество в сфере массовых коммуникаций. 
Отношения в области связи, не урегулированные Законом о связи, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ в области связи. Выделим в таблице подзаконные нормативные акты, принятые во исполнение норм Закона о связи.

     2.1. Лицензирование услуг связи.
     Оператор  связи — предприятие, оказывающее услуги связи.
     Поскольку в России услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, то оператор связи — непременно обладатель соответствующей лицензии (лицензиат).

     Согласно  ст.29 Федерального закона «О связи», «Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. [ 3]

      Лицензирование  деятельности в области оказания  услуг связи осуществляется федеральным  органом исполнительной власти  в области связи (далее - лицензирующий орган), который:
    устанавливает в соответствии с перечнями лицензионных условий, указанными в пункте 1 настоящей статьи, лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;
    регистрирует заявления о предоставлении лицензий;
    выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий;
    отказывает в выдаче лицензий;
    приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие;
    аннулирует лицензии;
    переоформляет лицензии;
    ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.
     3. Лицензии выдаются  по результатам рассмотрения заявлений, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса).»[1,ст.29]
     В РФ установлены следующие виды услуг связи и соответствующих им лицензий (Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»):
    Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
    Услуги междугородной и международной телефонной связи.
    Услуги телефонной связи в выделенной сети связи.
    Услуги внутризоновой телефонной связи.
    Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов.
    Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.
    Услуги телеграфной связи.
    Услуги связи персонального радиовызова.
    Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.
    Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.
    Услуги подвижной радиотелефонной связи.
    Услуги подвижной спутниковой радиосвязи.
    Услуги связи по предоставлению каналов связи.
    Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
    Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
    Телематические услуги связи.
    Услуги связи для целей кабельного вещания.
    Услуги связи для целей эфирного вещания.
    Услуги связи проводного радиовещания.
    Услуги почтовой связи.
     Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
     2.2. Государственное регулирование тарифов в отрасли связи.
     Услуги  связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Поэтому свобода договора в данной области относительно невелика. Отрасль связи подвергается особенно подробному регулированию со стороны государства. В частности, устанавливаются единые правила присоединения сетей связи и пропуска трафика, единые правила эксплуатации средств связи, жёсткие технические требования к оборудованию и т. п. На межгосударственном уровне отрасль связи также регламентирована в бо?льшей степени, чем иные отрасли.
     Во  многих странах (в частности, в России) присутствует и ещё одна особенность — высокая степень монополизации услуг связи. Поэтому на ограничения, присущие отрасли связи, накладываются также ограничения антимонопольного законодательства (например, государственное регулирование тарифов).
Тарифы на связь Интернет и сотовую (мобильную) связь устанавливаются в зависимости от вида связи. Это значит, что тарифы на связь зависят не только от Федеральной службы по тарифам (ФСТ), но и от операторов - поставщиков услуг. Операторы вправе самостоятельно устанавливать тарифы на связь, если другой порядок не предусмотрен законодательством России. Тарифы на более доступную почтовую и местную проводную телефонную связь, в большей степени, регулируются ФСТ России.
Трудно  представить современный мир  без доступных средств связи. Рассмотрим каждый из четырех видов  связи более детально.
Практический  каждый второй житель РФ владеет сотовым (мобильным) телефоном. Некоторые даже пользуются несколькими одновременно, оплачивая по тарифам на связь за предоставленные пакеты услуг от разных операторов. Этот вид связи считается самым удобным, ведь пользуясь мобильным телефоном, можно связаться с собеседником и поделиться с ним важной информацией, где бы он ни находился.
Телефонная проводная связь стала уже более привычным делом, так как к общедоступной телефонной сети подключено значительное количество зданий самого различного назначения. Невысокие тарифы на эту связь,простота и практичность в использовании делают её популярной у людей старшего возраста.
Почтовая связь – это самый древний вид связи. Но, увы, он уже не столь популярен у жителей РФ из-за большой конкуренции на быстрорастущем рынке связи. Тарифы на данный вид связи контролируются ФСТ.
Интернет  – это самый современный вид  связи, который пользуется большой  популярностью у молодежи и деловых  людей. Этот вид связи очень перспективен, так как объединяет в себе большие технологические возможности, позволяя потребителям не только обмениваться информацией (аудио, видео, документы, прочее), но и пользоваться многими дополнительными полезными ресурсами. Тарифы на связь зависят от Интернет-провайдеров, которые предоставляют услуги местному населению. 

2.3. Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной связи.
7 марта  1997 г. было принято постановление  Правительства Российской Федерации № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях». Государственное регулирование тарифов на услуги общедоступной электрической связи осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи ее территориальными органами.
В настоящее  время к регулируемым услугам  связи на федеральном уровне относятся:
? пересылка  почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;
? доставка пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
? передача телеграмм;
? международные  телефонные разговоры;
? предоставление магистральных телефонных и телеграфных  каналов связи для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;
? передача данных по каналам связи организациям, финансируемым из бюджета;
? регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронныхсредств  и высокочастотных устройств, испытание  электроустройств и высокочастотных  устройств общего назначения на соответствие стандартов и норм на индустриальные помехи для организаций;
? услуги связи по трансляции российских гостелерадиоорганизаций.
На региональном уровне к регулируемым услугам связи  относятся:
? абонементная плата за пользование телефоном;
? установка  телефона;
? разговоры  по телефонам-автоматам местных  телефонных сетей.
Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные коэффициенты индексации тарифов. Индексация тарифов по видам услуг  осуществляется в пределах, рассчитанных в целом по отрасли, региону или организации связи базовых затрат и получения необходимой прибыли.
Нерегулируемые  или свободные тарифы устанавливаются  организациями связи. Они определяются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с учетом получения прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства, а также с учетом платежеспособного спроса на оказываемые услуги.
     Тарифы  на услуги связи должны полностью  возмещать затраты на оказание услуг  связи и обеспечивать рентабельную работу организаций связи.
     Уровень рентабельности организаций связи  определяется с учетом средств, выделяемых в рамках федеральной и региональных программ развития связи и согласовывается  с регулирующими органами.
     Уровень рентабельности по отдельным видам  регулируемых услуг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и необходимости развития данного рынка услуг связи. Тарифы на одноименные услуги связи дифференцируются по двум категориям потребителей – населению и организациям.
     Минимальный уровень тарифов на услуги связи  для населения, кроме услуг сельской телефонной связи, должен полностью  возмещать затраты организаций  связи на их предоставление с учетом налога на добавленную стоимость.
     Максимальный  уровень тарифов на услуги связи, предоставляемые организациям, не должен превышать трехкратной величины их себестоимости. Большие превышения допускаются только в случае, если трехкратное превышение себестоимости услуг не обеспечивает покрытия убытков по предоставлению регулируемых услуг связи и сохранения уровня рентабельности в целом по организации связи в пределах, согласованных с регулирующими органами.
     Тарифы  на услуги местной междугородной  и международной телефонной связи дифференцируются по часам суток.
     Для государственного регулирования тарифов на услуги связи применяются коэффициенты индексации действующих тарифов, которые дифференцируются по видам услуг и категориям потребителей. Дифференциация коэффициентов индексации тарифов производится исходя из соотношения действующих (базовых) тарифов и расчетных затрат на предоставление соответствующих услуг (соотношения тарифов для бюджетных организаций и тарифов для других государственных или частных организаций). При оказании услуг, тарифы на которые ниже их себестоимости, или при различном уровне тарифов для бюджетных и других организаций должен учитываться наряду с индексом роста цен на промышленную продукцию коэффициент поднятия базового тарифа, установленного для организаций, не финансируемых из бюджетов. Организации связи имеют право обратиться в регулирующие органы по вопросу о пересмотре тарифов на регулируемые услуги связи при наличии одного из следующих условий:
     ? услуги связи развиваются – и  качество их повышается;
     ? тарифы на услуги не покрывают затраты  на их оказание;
     ? вводятся в действие нормативный  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти или органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы изменения  величины затрат, относимых на себестоимость  услуг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;
     ? растет инфляция;
     ? происходят изменения процентной ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации.
     Тарифы  на услуги связи подразделяются на основные, льготные и дополнительные. Основные тарифы являются наиболее распространенным видом тарифов и применяются на услуги всех видов связи. Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг, которые предоставляются в часы наименьшей загрузки или для социально недостаточно защищенных групп населения.
     В настоящее время тарифы становятся все более важным фактором развития связи.
     Во  многих странах тарифы построены  с учетом общих принципов тарификации  услуг электросвязи, разработанных  Международным Союзом электросвязи, и общих принципов тарификации услуг почтовой связи, подготовленных Конвенцией Всемирного Почтового Союза. Эти принципы заключаются в следующем.
     Доходы  от всех услуг связи должны возмещать  все расходы организаций. Тарифы должны компенсировать:
     ? эксплуатационные издержки;
     ? проценты на использованный капитал;
     ? фискальные налоги;
     ? амортизацию оборудования;
     ? расходы на исследования и испытания;
     ? капитальные вложения, необходимые  для расширения и реконструкции сети.
     При установлении, исходя из национальных и социальных соображений, льготных тарифов, потери в доходах должны быть компенсированы за счет увеличения тарифов на другие услуги связи в той же организации.
     Тарифы  на услуги связи должны учитывать  взаимосвязь с другими организациями и не создавать конкуренции, подавляющей развитие остальных видов услуг, предоставляемых соответствующими организациями.
     Общая величина дохода, получаемого от реализации услуг связи, не должна превышать  суммы, необходимой для эффективной  работы организации связи, при этом тариф должен стимулировать увеличение объема услуг и развития сетей связи.
     Система тарифов должна быть построена таким  образом, чтобы гарантировать равные права всем категориям абонентов.
     Система тарифов должна быть гибкой с тем, чтобы при появлении новых потребностей она могла быть усовершенствована достаточно простыми способами. 

     2.4. Основные принципы расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной связи.

     Согласно  Приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 5 сентября 2006 г. N 189-с/1 г. Москва Об утверждении Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи установлен следующий «Порядок расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи»

     Расчет  тарифов (тарифных планов) на услуги местной  телефонной связи осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" и основывается на обеспечении доведения их до уровня экономически обоснованных затрат и возмещения нормативной прибыли, с учетом предельного изменения уровня тарифов на услуги местной телефонной связи, установленного Правительством Российской Федерации.
     Расчет  экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли должен осуществляться в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи (далее - Методика), утвержденной приказом ФСТ России от 9.06.2006 N 122-с/1 (зарегистрировано Минюстом России от 17.07.2006 г., регистрационный N 8073), на основе данных, полученных в ходе раздельного учета расходов, осуществляемого оператором связи.
     Тариф на предоставление в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа для абонента-гражданина на период доведения тарифов на услуги местной телефонной связи до уровня, позволяющего компенсировать экономически обоснованные затраты и возмещать нормативную прибыль, устанавливается с учетом сохранения элементов перекрестного субсидирования за счет услуг внутризоновой телефонной связи, предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, услуг местной телефонной связи организациям и компенсационной надбавки к цене на услуги местного и зонового инициирования вызова, размер которой устанавливается регулирующим органом и учитывается при установлении тарифов на предоставление междугородных телефонных соединений.
     Тариф на предоставление местных телефонных соединений должен быть на уровне экономически обоснованных затрат с учетом нормативной  прибыли.
     Тарифы (тарифные планы) на услуги телефонной связи могут быть установлены отдельно для юридических лиц, граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также граждан, использующих услуги телефонной связи для иных нужд.
     При этом на одни и те же услуги связи  могут устанавливаться дифференцированные тарифы.
     Тарифным  планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным  дням, а также по набору и объему оказанных услуг телефонной связи.
     Тариф на услуги местной телефонной связи для абонентов-граждан включает налог на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     При наличии технической возможности  осуществления оператором связи  повременного учета продолжительности  местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи абонентам-гражданам:
     а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату  за предоставление местного телефонного  соединения в зависимости от его  продолжительности и стоимости единицы тарификации;
     б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату  за неограниченный объем местных  телефонных соединений, устанавливаемую  исходя из максимального объема потребления  услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
     в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата.
     При отсутствии технической возможности  осуществления оператором связи  повременного учета продолжительности  местных телефонных соединений тариф  устанавливается с использованием абонентской системы оплаты местных телефонных соединений исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
       Регулирующий орган в обязательном  порядке устанавливает оператору  связи один тарифный план для  оплаты услуг местной телефонной  связи для абонентов - юридических  лиц и граждан, использующих  услуги телефонной связи для  нужд иных, чем личные, семейные, домашние и другие, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
     Помимо  обязательных тарифных планов регулирующий орган вправе по обращению оператора  связи установить и иные тарифные планы на услуги местной телефонной связи.
     Общий платеж абонента в расчетный период при тарифных планах, указанных в настоящем Порядке, определяется в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
     Установление  обязательных тарифных планов не должно сопровождаться увеличением (уменьшением) доходов операторов связи и соответственно общих расходов потребителей в условиях неизменности объема услуг и действующих тарифов на местные телефонные соединения.
     Расчет  тарифов и тарифных планов на местные  телефонные соединения проводится на основе данных отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев, год).
     При определении объема (продолжительности) местных телефонных соединений не учитываются  соединения по оказанию телематических услуг и/или услуг по передаче данных, а также соединения, оплачиваемые операторами связи по ценам на услуги по пропуску трафика.
     Продолжительность местных телефонных соединений определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.05.2005 N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2030, N 27, ст. 2768; 2006, N 2 ст. 195).
     Одной из главных особенностей формирования себестоимости в отрасли является то, что в связи со спецификой технологического процесса, состоящего в том, что одни и те же производственные ресурсы различных цехов, производственных структур и организаций участвуют в производстве различных видов услуг, непосредственное отнесение всех статей затрат на производство по отдельным услугам связи не представляется возможным, а следовательно, невозможен и их текущий учет. Поэтому с целью установления единообразия подходов к определению себестоимости ФСЕМС России были разработаны "Рекомендации по распределению затрат и определению себестоимости основных услуг общедоступной электрической связи". В соответствии с данными рекомендациями определяется себестоимость тех услуг связи, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ. Используется следующая последовательность расчетов.
     Для расчета себестоимости первоначально необходимо иметь данные о затратах и количестве услуг по их видам по специализированным и объединенным структурам, например, городские телефонные станции.
     Полученные данные о затратах в подотраслевом разрезе, распределенные по цехам, участкам и видам оборудования, далее распределяются по видам услуг, исходя из технологических процессов их создания. После чего рассчитывается себестоимость каждой услуги.
     В подотрасли местной телефонной связи обычно выделяют следующие виды услуг: предоставление местной связи через абонентские телефонные аппараты (ТА), предоставление соединительных линий (СЛ), предоставление общественной связи в виде таксофонов (ОС).
     При распределении затрат по цехам, участкам и видам оборудования выделяется цех станционного оборудования (цех АТС) и цеха по обслуживанию линейно-кабельных сооружений. Часть затрат цеха АТС приходится на индивидуальное оборудование (абонентские телефоны), а другая - на оборудование, которое в совокупности используется для всех видов услуг. Для упрощения расчетов по распределению затрат цеха АТС на индивидуальное и групповое общие затраты разделены по видам оборудования в соотношении 40 и 60 %, что определено по результатам выборочного обследования в среднем по России.
     В обслуживании линейно-кабельных сооружений выделяются следующие объекты: прямые, абонентские, межстанционные линии, линии к ведомственным, междугородным и сельским станциям и линии, выходящие за пределы города, а также ведущие к таксофонам. Протяженность этих линий определяется по данным первичного учета и статистической отчетности в км-пар жил. Распределение затрат осуществляется пропорционально протяженности указанных линий.
     К прямым затратам, которые определяются непосредственно по указанным объектам, относятся заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды и амортизация оборудования. Кроме того могут учитываться другие затраты, если их можно учесть непосредственно по объекту (например, затраты на ремонт). Косвенные затраты, определяемые в целом по подразделению, распределяются пропорционально прямым затратам.
     В соответствии с рекомендациями амортизационные затраты включаются в расходы по созданию телефонного номера и покрываются доходами от установочной платы. Поэтому до распределения данных о затратах по видам услуг из них вычитаются амортизационные отчисления и затраты, связанные с предоставлением междугородных телефонных разговоров, относящиеся к междугородной телефонной связи, пропорционально удельному весу междугородных телефонных разговоров в общем количестве разговоров (междугородных и местных), что в среднем по России составляет 5%.
     Затем проводится распределение затрат цехов и участков по видам услуг местной телефонной связи, и рассчитываются составляющие себестоимости на услугу.
     Себестоимость единицы продукции (услуги) является как важнейшим элементом анализа доходности товара, так и основой определения цены на него при затратном методе ценообразования. Если в большинстве отраслей хозяйства достаточно давно рассчитывают себестоимость единицы, то в отрасли телекоммуникаций этот метод начал применяться сравнительно недавно, что связано с особенностями развития отрасли.
     Таким образом, основными направлениями модернизации тарифной политики в России должно стать приближение тарифов к их себестоимости, что влечет за собой необходимость разработки методики ее формирования.  

     3. Регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ» 

     ОАО «Уралсвязьинформ» — универсальный оператор телекоммуникационных услуг с интеграцией фиксированной и мобильной связи, а также интернет-коммуникаций.

Сведения об обществе:

 
     Полное  фирменное наименование -  Открытое акционерное общество «Уралсвязьинформ»
     Адрес места нахождения: Российская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 11
     Дата  государственной регистрации и  регистрационный номер:
     Открытое  акционерное общество «Уралсвязьинформ» (Далее – ОАО «Уралсвязьинформ» или Общество) зарегистрировано Постановлением Администрации Ленинского района г. Перми №187 от 29.04.1994 г.
     Регистрационный номер 2359.
     Выдано  свидетельство №2359 серия АООТ.
     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации  юридических лиц» ОАО «Уралсвязьинформ»  зарегистрировано Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Перми 04.09.2002 г.
     Основной  государственный регистрационный  номер: 1025900510349.

Общество имеет  следующие лицензии и сертификаты, дающие право на оказание услуг:

Лицензия № 23222 на предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи
Лицензия № 30254 на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 900/1800 МГц
Лицензия № 34344 на услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования
Лицензия № 37825 на услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных
Лицензия № 38037 на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации
Лицензия № 38225 на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа
Лицензия № 38354 на услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов
Лицензия № 38716 на телематические услуги связи
Лицензия № 43985 на услуги связи для целей кабельного вещания
Лицензия № 48924 на услуги подвижной радиотелефонной связи
Лицензия № 49897 на услуги подвижной радиотелефонной связи
Лицензия № 50967 на услуги подвижной радиотелефонной связи 

     Тарифы на услуги местной и внутризоновой телефонной связи подлежат государственному регулированию и устанавливаются ФСТ России, которая пересматривает предельные уровни тарифов один раз в год. Тарифные планы ОАО «Уралсвязьинформ установлены согласно Предельных  максимальныхе уровней тарифов и тарифных планов, утвержденных ФСТ России  на 2010 год.
     Например:

     Таблица 1. Тарифные планы услуг местной телефонной связи по Пермскому краю на 2010г.

Тариф Подключение к сети местной телефонной связи Предоставление  в пользование абонентской линии Абонентская плата Объем бесплатных соединений, мин. Стоимость соединения, за 1 мин.
 
При наличии технической возможности  повременного учета стоимости местных  телефонных соединений
Абонентский от 100,00* 155,00 210,00 Не ограничено 0,00
Комбинированный от 100,00* 155,00 100,00 280 0,26
Повременный от 100,00* 155,00 0,00 0 0,36
Дополнительный от 100,00* 155,00 24,00 120 0,42
 
 
Тарифы на сотовую – мобильную связь устанавливают самостоятельно операторы сотовой связи России. При этом компания, предоставляющая свои услуги в сфере сотовой – мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов на сотовую - мобильную связь.  
Во время определения тарифов на сотовую – мобильную связь в РФ, оператор должен произвести точный подсчет своих затрат, а также оценить преимущества, которые он может предложить абоненту, чтобы максимально эффективно установить стоимость услуг - тарифы на сотовую – мобильную связь. 
     Таблица 2. Структура телекоммуникационного  рынка зоны действия ОАО «Уралсвязьинформ» по итогам 2009 г.
Услуги Структура доходов телекоммуникационного  рынка зоны действия Общества в 2009 г. Структура доходов Общества в 2009 г.
Местная связь 15,7% 26,4%
Дальняя связь, в т.ч. внутризоновая* 10,5% 11,5%
Мобильная связь 39,7% 32,8%
Передача  данных и Интернет 15,7% 16,1%
Прочие  услуги 5,7% 1,8%
Присоединение и пропуск трафика 12,7% 11,4%
ВСЕГО 100% 100%
     Условия и тарифы на присоединение и пропуск  трафика устанавливает Россвязьнадзор, внедрен повременный принцип  расчетов за пропуск трафика.
     С 1 июля 2006 года заработал принцип "платит звонящая сторона" (CPP), он обеспечил  нашей компании около полутора миллиардов рублей дополнительной выручки, повышение расчетной рентабельности. Нам в целом удалось найти удачный компромисс между интересами собственного мобильного бизнеса "Ютел" и фиксированной телефонии, а вообще итоги действия СРР показали, что выиграли от новой системы и сотовые операторы, и фиксированные.
     Введению  тарифных планов на услуги местной  телефонной связи - самая масштабная и трудоемкая реформа. Она потребовала  огромных усилий практически всех служб  компании - коммерческих, технических, юридических, абонентских, по связям с общественностью... Оборудование АТС системами повременного учета, модернизация биллинга, разработка новых вариантов договоров с абонентами, почтовая рассылка 2,9 миллионов пакетов документов, массированная информационно-разъяснительная кампания, подготовка к запуску центров массовой печати.
     Компания сознательно снизила стоимость безлимитного тарифного плана на 40% ниже предельного уровня, разрешенного Федеральной службой по тарифам. Это убавило социальную напряженность и расширило круг абонентов, которые выбрали абонентскую систему оплаты, что положительно скажется на доходах "Уралсвязьинформа".
     Доходы  от оказания услуг связи в 2009 году достигли 39 575,4 млн. руб., рост к 2008 году – 100,8%, абсолютный прирост – 297,7 млн. руб.
Таблица 3. Структура доходов по видам и категориям потребителей за 2009 год.
Виды  услуг Всего (без  НДС), тыс.руб. в том числе от населения
Доходы  от услуг связи – всего, в том  числе: 39 575,4 24 576,4
внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи 4 548,3 1 719,8
местной телефонной связи 10 453,9 7 674,5
документальной  электросвязи (в т.ч. Интернет и передача данных) 6 495,0 3 731,3
       в т.ч. Интернет и передача  данных 6 358,7 3 686,6
подвижной связи 12 999,0 11 033,3
от  услуг присоединения и пропуска трафика 4 517,6 0
прочие 561,6 417,5
     Затраты Общества в 2009 году составили 32 412,2 млн.руб. (96,9% к уровню 2008 года), в абсолютном выражении снижение затрат составило 1 044,2 млн. руб. 

     Таблица 4. Структура расходов
Статья  затрат Единица измерения 2008 2009 Темп  изменения показателей, % Удельный  вес в затратах 2009,%
Амортизация основных средств млн. руб. 5 254,1 6 079,9 115,7% 18,8%
Затраты на оплату труда млн. руб. 7 345,7 6 374,5 86,8% 19,7%
Отчисления  на социальное страхование млн. руб. 1 475,1 1 351,9 91,6% 4,2%
Материальные  затраты млн. руб. 2 199,1 2 028,8 92,3% 6,3%
Расходы по услугам операторов связи млн. руб. 5 675,3 5 263,2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.