На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственный долг в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1.Сущность  и особенности государственного  долга……………………………………  4-8
2. Управление государственным долгом………………………………………………  9-12
3.Принципы и  методы управления государственным  долгом………………………  13-14 

4.Эволюция управления  долгом в Российской Федерации…………………………   15-19 

Заключение…………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………………………....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать  дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга  дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической  политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
С переходом  к формированию основ рыночной экономики  в начале 90-х годов Россия столкнулась  с отсутствием отечественного опыта  по организации и ведению государственных  долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи  с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить  ситуацию возможно только лишь зная все  особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный  опыт.
1.Сущность и особенности государственного долга
В соответствии с Законом «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.
На практике государственный внутренний долг РФ состоит из:
    кредитов, полученных Правительством РФ;
    государственных займов;
    других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита Имеет следствием рост государственного долга.
Традиционная  роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.
Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные  отношения, в которых государство  выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
1.  По  способу размещения государственные  займы дел на несколько основных  групп: свободно обращающиеся, обращаемые  по подписке, принудительные.
2.  Государственные  займы бывают краткосрочные —  со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет, и долгосрочные — свыше пяти лет.
3.   По видам доходности подразделяются  на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашении или тираж выигрышей).
4.  По  месту размещения различаются  государственные займы; внутренние (в национальной валюте) и внешние,  реализуемые иностранных денежных  рынках (в валюте  страны-кредитора государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга). Обострение финансовой неустойчивости, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут к резкому возрастанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей сумме государственного долга. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство ежемесячно осуществлять рефинансирование государственных займов, т. е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения которых истек.
5.  Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы — займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.
6.  Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др. Облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.
Государственные займы в странах с развитой рыночной экономикой размещаются преимущественно при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов (или их объединений), которые кредитуют государство под всю сумму займа, получая его по более низкому по сравнению с номинальным эмиссионному курсу, а затем реализуют его на денежном рынке. Кроме того, им выплачивается за размещение займа определенное комиссионное вознаграждение.
В современных  условиях государственная задолженность  достигла таких масштабов, что некоторые  государства оказываются не в  состоянии погашать обязательства  по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются срока (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.
Государственные ценные бумаги представляют собой совокупности долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.
Финансирование  государственного долга посредством  вы пуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшим; издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвестор испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных
взаймы  государству.
Государственный долг возникает в определенные моменты  функционирования государства,  когда  его расходы начинают превышать  доходы, когда бюджетный дефицит  становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. 
Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным   государственным   займам,   полученным   кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.
Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), местных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.
Погашение государственного долга производится за счет ординарных доходов государственного бюджета — налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения государственного долга, как правило, выпускаются новые государственные займы (рефинансирование). Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях из погасительных фондов.
Можно сказать, что по достижении определенной величины долга система государственного кредита становится малоэффективной, а государственный долг превращается в генератор собственного увеличения.
В целях  обслуживания государственного долга  налоговый пресс не ослабевает, и  государственный долг начинает выступать  одним из средств, усиливающих перераспределение  национального дохода.
Выбор конкретной формы государственной  задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования  предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков, то они оформляются  в виде кредитов. Реже кредиты применяются  при заимствованиях на внутреннем рынке, в связи с тем, что они обладают ограниченной ликвидностью и их перепродажа затруднена. Кредитами оформляется задолженность правительства перед центральными банками, однако такие кредиты представляют собой эмиссионное финансирование (хотя, например, в РФ кредиты, выданные Центробанком Правительству, включаются в состав внутреннего государственного долга). Важным способом привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных займов, размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках.
В зависимости  от рынка размещения, валюты займа  и некоторых других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на национальном финансовом рынке.
Помимо  государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляй государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства).   Привлеченные   посредством   гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
Как показывает международная практика, внутренний государственный долг является основным источником, покрыта бюджетного дефицита, государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке получили широкое развитие в большинстве зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Основные  национальные различия внутреннего государственного долга в развитых странах заключаются в институциональных формах управления государственным долгом, степени подчиненности управления госдолгом текущим целям исполнения бюджета и кредитно-денежной политике национального (центрального) банка. Различия свойственны в части состав держателей государственных ценных бумаг, что характеризуй особенности институциональной структуры национального финансового рынка. Также может существенно различаться структура рынка государственных ценных бумаг по срочности, по со отношению различных способов размещения и обращения гoсударственных ценных бумаг.1 
 
 
 
 
 

2. Управление государственным долгом
Непосредственным  результатом роста государственной  задолженности является расширение системы управления государственным долгом. Огромные размеры государственных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Самые большие трудности связаны с реализацией рыночной части, очень мобильной и чувствительной к изменениям конъюнктуры. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпушенных займов, срок действия которых истек.
Операции,   связанные   с   обслуживанием   государственного долга, т. е. подготовка документов, необходимых для продажи  новых выпусков государственных  ценных бумаг, изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, размещение займов среди кредиторов, выплата и начисление процентов, осуществляют специальные подразделения министерства финансов (или специальные национальные службы при правительстве, формально независимые от министерства финансов, казначейства, в ряде стран созданы специализированные государственные ведомства при правительстве; иногда к управлению госдолгом привлекаются центральные банки (по крайней мере, как консультанты и агенты правительства).
Расходы по управлению государственным долгом, как правило, показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета. В расходы бюджета включаются лишь процентные выплаты по долгу.
Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации. 2
Управление  государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации.
Управление  муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования (местной  администрацией) в соответствии с  уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В  качестве рычага управления государственный  долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние  на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные  заимствования, кредиты, гарантии), структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска  и обращения государственных  займов, порядок предоставления государственных  кредитов, порядок предоставления государственных  гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает  и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.3
В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи :
- удержание  величины внутреннего и внешнего  государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической  безопасности страны, выполнение  органами власти взятых на  себя обязательств без причинения  значительного ущерба финансированию  программ социально-экономического развития;
- минимизация  стоимости долга на основе  удлинения срока заимствований  и снижения доходности государственных  ценных бумаг, перехода на другие  рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
- сохранение  у российского государства репутации  первоклассного заемщика на основе  безупречного выполнения финансовых  обязательств перед инвесторами;
- поддержание  стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
- достижение  эффективного и целевого использования  заимствованных государством средств  и гарантированных им заимствований;
- диверсификация  долговых обязательств по срокам  заимствований, доходности, формам  выплаты дохода и другим параметрам  для удовлетворения потребностей  различных групп инвесторов;
- координация  действий федеральных органов,  органов субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления  на долговом рынке страны.
Управление  государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы  развития государственного долга находятся  в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и  исполнительных органов власти субъектов  Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных  и региональных законов (законодательной  инициативой обладают также Федеральное  Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и  главы администраций субъектов  Российской Федерации), Федеральное  Собрание Российской Федерации и  законодательные органы субъектов  Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации  и главы региональных администраций  их отклоняют или подписывают.
В частности, ежегодно в законе о федеральном  бюджете Федеральное Собрание и  Президент Российской Федерации  устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники  внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии  государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия  предоставления и предельные размеры  бюджетных кредитов (ссуд) юридическим  лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных  внешних заимствований и предоставляемых  Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации и его специальный  орган - Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный  банк Российской Федерации и Внешэкономбанк как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.
Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции  решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.4
Управление  государственным долгом должно осуществляться на научной основе. Это означает, что органы власти на основе научных данных о глобальных и региональных закономерностях и тенденциях развития долговых отношений, учитывая национальные исторические особенности функционирования государственного долга, зная среднесрочные и отдаленные задачи социально-экономического развития страны, вырабатывают концепцию развития долговых отношений в целом, особенности использования отдельных долговых инструментов, механизм функционирования государственного долга, позволяющий максимально приблизиться к достижению поставленных целей. Это означает, что эффективное управление государственным долгом может быть реализовано только на основе адекватной соответствующему уровню развития страны долговой политики.5 
 
 
 
 

3.Принципы и методы управления государственным долгом 

Существование государственного долга подразумевает  и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:
— единства учета — учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
— единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
— согласованности — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
— снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора;
— оптимальности — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
— гласности — предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:
— формирование политики в отношении государственного долга;
— определение  основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
— определение  основных направлений воздействия  на микро- и макроэкономические показатели;
— определение  приоритетных направлений использования  привлеченных ресурсов
Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.
Важное  значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования.
Управление  государственным долгом осуществляется посредством применения следующих  методов:
1)рефинансирования государственного долга, т.е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
2) новации — соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
3) унификации — решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
4) конверсии — одностороннего изменения доходности займов, т.е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.