Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Личность в психологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Сибирская Государственная Геодезическая Академия 
 
 

Контрольная работа 
 
 

Дисциплина: Психология, педагогика. 
 

Тема: Личность в психологии. 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнил студент
                                            Второго курса
                                            гр. ЭУКз-13ш
                                            специальность экономика и
                                           управление на предприятии
                                           Капленко К.Н.                                                                                 
                                          
                                            Проверил преподаватель: 
 
 
 
 
 

г. Карасук  – 2010 г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:  

1. Введение…………............................................................................................................ 3
2. Человек,  личность, индивидуальность......................................................................... 4
3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального
    в личности…………………………………….............................................................................. 5
4. История исследований личности……….......................................................................... 6
5. Структура личности…………………................................................................................... 7
6. Теория личности……………………………………….………………………..................................... 9
7.Формирование и развитие личности ............................................................................ 10
8. Направленность личности………................................................................................... 12
9. Самосознание  личности …............................................................................................. 14
10. Психологическая  защита личности............................................................................ 15
11. Проблема  устойчивости личности............................................................................. 16
12. Заключение ……………………………………………................................................................ 17
13. Литература………………………………………………............................................................... 18
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
    В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
    Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
    Социальное  “измерение” личности обусловливается  влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
    Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
    Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
    Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.  

    В психологической науке категория  личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.
    Индивид. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный интеллект, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.
    В понятие «индивид» входят как  общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного  человека от других людей. Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи.
    Индивидуальность  — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых.
Оно содержит в  себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
    Личность. Понятие личность шире понятия индивидуальности. Личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.    Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, поскольку эти качества не проявляются в отношениях к людям, к обществу. В понятие «личность» обычно включают устойчивые свойства индивидуальности человека, значимые для общества.
    Итак, что же такое личность, если иметь  в виду указанные ограничения?
    Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает свои аспекты человека.
    Индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека. Строение личности нельзя представить как конфигурацию индивидуально- психологических свойств и качеств человека. Личностные опросники позволяют охарактеризовать структуру индивидуальности, но никак не всю личность.  
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ БИЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ.
    В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как детерминированный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о
биологическом и социальном для этих концепций  просто не существует: человеческому  организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической  деятельности.
    В биологизаторских концепциях все особенности  психических процессов, состояний и свойств человека выводят из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, например основной биогенетический закон. Согласно этому закону в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. С помощью этого закона пытаются найти в психическом развитии человека повторение ступеней эволюционного развития вида.
    Современные концепции рассматривают проблему соотношения биологического и социального в личности с иных позиций. Взгляды отечественного психолога Б.Ф.Ломова на проблему соотношения социального и биологического в личности сводятся к следующим основным положениям. Проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и
    личность. В каждом из этих понятий фиксируются  разные системы свойств человека: в понятии организм — структура  человеческого индивида как биологической  системы, в понятии личность —  его включенность в жизнь общества. Личность есть социальное качество индивида, вне общества это качество индивида не существует. Формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе.
    Из  всего сказанного можно сделать  общий вывод: развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. Связи биологического и психического многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, в других — как фактор, влияющий на психические явления, в- третьих — как причина отдельных актов поведения, в четвертых — как условие возникновения психических явлений и т.д.
    Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека также многомерно. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида. Все это создает очень большие трудности в изучении триады биологическое — психическое —
социальное.
    История исследований в области психологии личности включает три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Философский период берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в этот период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они трактовали личность как понятие, характеризующее человека в целом: его биологию, психологию, поведение, культуру и т. п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.  
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ. 

    Клинический период. В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные
заключения, связанные  с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности.
    В клинический период понятие личности было сужено по сравнению с философским  периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это
относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности  и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач. Но для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, как, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.
    Экспериментальный. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века, когда изучением личности стали заниматься профессиональные психологи. период.
    Новая область знаний — психология личности — не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.
    Введение статистической обработки данных позволило получать достоверные факты, на основе которых затем строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
    Экспериментальные исследования личности в России были начаты Ф. Лазурским, а за рубежом  — Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Ф. Лазурский  разработал методику ведения систематических  наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать данные, касающиеся психологии здоровой личности. Г.Айзенк предложил методы математической обработки данных опросов и
наблюдений. Р.Кеттел ввел в процедуру исследования личности метод факторного анализа, а также заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 

    В истории отечественной психологии представление о структуре личности неоднократно изменялось. Первоначально структура личности определялась простым перечислением психологических свойств человека. В этом случае личность выступала как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека. Задача психолога сводилась к каталогизации черт и выявлению их индивидуальной неповторимости у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориального содержания.
    С середины 60-х годов начали предприниматься  попытки выяснить общую структуру личности и перейти к структурированию личностных качеств. Характерен в этом плане подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности познавательной сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток этого подхода состоял в том, что структура личности интерпретировалась как совокупность биологических и социальных особенностей человека. В результате главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.
    К концу 70-х годов, структурный подход к проблеме личности сменяется системным  подходом. Системный подход к проблеме личности разрабатывался А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе. Формирование личности происходит в онтогенезе.
А.Н.Леонтьев не относил к личности генотипические особенности человека: физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Генотипические особенности человека, по Леонтьеву, составляют его индивидные свойства. Индивидуальные свойства человека могут многообразно меняться в ходе
жизни. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.
    Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.НЛеонтьевым, нашел  свое развитие в работах А.В.Петровского  и В.А.Петровского. А.В.Петровский дается следующее определение личности: «Личностью обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
    Что же такое личность как социальное качество индивида? Это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет содержание и характер его деятельности, круг и способы общения с другими людьми, т.е. образ жизни. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; у разных людей по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.
    Рассматривая  личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - приписывания, наделения):
    1) интраиндивидная личностная атрибуция  - личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее свойство индивида.
    2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей».
    3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается внимание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные характеристики при этом оказываются детерминированы не только качествами индивида, но и особенностями других людей. Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.
    С современных позиций в структуру  личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
    Темперамент включает качества, от которых зависят  реакции человека на других людей  и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
    Эмоции  и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРИЯ  ЛИЧНОСТИ. 

    К концу 30-х годов нашего века в  психологии личности сложилось много  различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий, которые  могут быть сгруппированы на основании разных факторов. Если в основу классификации положить способ объяснения поведения, то теории личности могут быть разделены на психодинамические, социодинамические и интеракционистские. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.
    Социодинамическими  называются теории, в которых главную  роль в детерминации поведения отводят  внешней ситуации и не придают  существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
    По  способу получения данных о личности все теории могут быть поделены на экспериментальные и неэкспериментальные.
    Экспериментальными  называются теории личности, построенные  на анализе и обобщении собранных  опытным путем факторов. К неэкспериментальным  относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. С позиций проблемного подхода все теории могут быть разделены на структурные и динамические. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
    Динамическими называют теории, основная тема которых  — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика. С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении
ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, о неэкспериментальные. т
 рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории,
рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека. Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.
    Проанализируем  с позиций данных классификаций  ряд наиболее известных теорий личности. Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
    Г. Оллпорт пришел к построению методики изучения личностных черт
    следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.
    Второй  способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными
чертами личности человека.
    С помощью данного метода Р. Кеттелу  удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.
    Теория  черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов - а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации. Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм). Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.