На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ конкурентоспособности экономики России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      Содержание
Введение                                                                                                                3-5
1. Конкурентоспособность  как фактор повышения эффективности  предприятия
1.1 Основные  понятия конкурентоспособности                                             6-9 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности
 товаров  и услуг                                                                                               10-12                      
 2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг
2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров                 13-16

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций                                           17-20

3. Пути повышения конкурентоспособности товара                                    21-26

Заключение                                                                                                       27-28

Список  используемой литературы                                                                    29

                                
 
 
 
 
 
 

                                              Введение
         Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.
               Особое внимание при разработке стратегий конкурентоспособности уделяется созданию конкурентных преимуществ. Другое важное направление в стратегии конкурентоспособности достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности , рекламы, маркетинговой деятельности в целом.
                Отмечена тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы.
     Актуальность  темы исследования. В современных  условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
     Углубление  финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.
     Актуальность  рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования конкурентоспособности  России в условиях ее интеграции в  глобальную экономику предопределили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.
     Цель  и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.
     Реализация  поставленной цели обусловила решение  следующих задач:
     – обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;
     – проанализировать существующие методологии  к оценке уровня конкурентоспособности  страны в мировой экономике;
     – исследовать с теоретической  точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;
     – классифицировать по различным критериям  факторы международной конкурентоспособности  страны;
     – охарактеризовать основные факторы  и направления обеспечения национальной конкурентоспособности стран в мировой практике экономического развития;
     – выявить основные предпосылки и  ограничения формирования конкурентоспособности  России в современных условиях;
     – проанализировать возможные стратегии  и модели повышения конкурентоспособности страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности и устойчивого роста российской экономики;
     – обосновать предложения по развитию конкурентоспособности России в  целях укрепления ее положения на мировом рынке.
     Объектом  исследования является конкурентоспособность  национальных экономик в системе  мирохозяйственных связей и совокупность факторов, обуславливающих устойчивость конкурентных преимуществ российской хозяйственной системы в условиях глобализации мировой экономики.
     Предметом исследования выступает комплекс отношений, складывающихся между субъектами экономической  деятельности в процессе разработки и реализации государственной политики в области повышения уровня международной  конкурентоспособности России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Конкурентоспособность  как фактор повышения  эффективности предприятия
1.1 Основные понятия  конкурентоспособности
        Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
· конкурентоспособность  товара или услуги;
· конкурентоспособность  производителя товара или услуги;
· отраслевая конкурентоспособность;
· конкурентоспособность  стран.
Между всеми этими уровнями существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
         Страновая и отраслевая конкурентоспособности в конечном итоге зависят от способности конкретного производителя товара или услуги производить конкурентоспособный товар или услугу.
В мировой  практике в развитом конкурентоспособном  информационном пространстве используются следующие понятия:
Конкурентоспособность товара (КС) - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.
          Конкурентное преимущество - преимущество, которое выявляется на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями хозяйствующих субъектов-конкурентов и определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.
       К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям рынка. Чем больше у хозяйствующего субъекта (фирмы), набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки он имеет для успешной деятельности на рынке и более устойчивые позиции может занять на отдельных рыночных сегментах.
     Страновая конкурентоспособность - способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан. Конкурентоспособность страны является суммарным показателем, который объединяет данные о конкурентоспособности товара (услуги), производителя товара (услуги), отраслевой конкурентоспособности и характеризует положение страны на мировом рынке;
        Концепция сравнительного преимущества - концепция экономической теории, согласно которой успех фирмы или страны в конкретных областях общественной и экономической жизни объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются имеющиеся в наличии факторы. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.
      Факторы конкурентоспособности товара (услуги) - факторы, которые влияют на стоимость и качество товара (услуги) и определяют конкурентоспособность товара (услуги), такие, например, как издержки производства, производительность и интенсивность труда.
Производительность  труда - один из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
В настоящее  время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара (услуги), его новизна и наукоемкость. Поэтому большинство стран мира обеспечивает повышение конкурентоспособности своих товаров (услуг) за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
          В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т.д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

Рисунок 1 – Факторы  конкурентоспособности
                    В работе обосновывается подход к классификации факторов конкурентоспособности страны, согласно которому они делятся на следующие группы: внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъектные, регулируемые, постоянные; внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные (рисунок 1). 
 
 
 
 
 

1.2 Методики сравнительной  оценки конкурентоспособности  товаров и услуг
        Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).
При изучении конкурентоспособности продуктов  необходимо выбрать параметры (атрибуты), на основе изучения которых проводится сравнение. Данные параметры должны оценивать не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристику способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены (безалкогольное) и т.п.).
    В ряде случаев выбор существенных параметров осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.
Далее с помощью выбранных атрибутов  выявляются позиции товаров различных  конкурентов (включая товары организации, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием..
     В качестве оценочных критериев могут быть использованы следующие показатели (атрибуты) качества: назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.); надежность; экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов; эргономические (удобство и простота в эксплуатации); эстетические; экологические; безопасности; патентно-правовые (патентные чистота и защита); стандартизацию и унификацию; технологичность ремонта; транспортабельность; вторичное использование или утилизацию (уничтожение); послепродажное обслуживание.
    Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).
Однако  понятие «конкурентоспособность товара»  шире понятий «качество товара»  и «технический уровень товара». Последние -- главная составляющая конкурентоспособности  товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.
                     В соответствии с представленной классификацией факторов конкурентоспособности в работе проведена оценка уровня и проблем конкурентоспособности России по двум направлениям: внешняя (положение страны в мире) и внутренняя (способность национальных компаний осуществлять продажи на внутреннем рынке при конкуренции с импортом и другими отечественными товарами) конкурентоспособность. Внешняя и внутренняя конкурентоспособность тесно взаимосвязаны и зависят от мер государственного регулирования макроэкономических процессов.

Рисунок 2 – Концептуальный подход к проблеме обеспечения 
конкурентоспособности национальной экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг
         2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров
        Конкурентоспособность товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг, которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами. Эта характеристика является интегральной и обусловливается, как уже отмечалось, следующими основными факторами:
· качество товара (услуги);
· цена;
· затраты  в сфере потребления (эксплуатационные затраты);
· качество сервиса.
          Указанные факторы влияют на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар (услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем.
Производитель товара (услуги) заинтересован в знании той степени влияния каждого из указанных основных факторов, которое они оказывают на важнейшую характеристику товара - конкурентоспособность. Ученые - экономисты путем проведенных исследований дали ответ на эту заинтересованность. . Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС - 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%).
      При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие - «полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров. Качество товара (услуги) обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность потребителя, в то время как полезный эффект - это фактическая способность товара удовлетворить эту потребность.
      На практике полезный эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара, а значит, снижается его конкурентоспособность. Формируя конкурентоспособную стратегию, производитель должен:
· позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности  потребителей, тенденции развития этих показателей;
· изучить  поведение и возможности своих  конкурентов, состояние и тенденции  развития рынка соответствующих  товаров.
Итак, КС товара - это оптимальное соотношение  его качества, стоимости и потребительских  свойств. Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя.
Рассмотрим  следующий значительно влияющий на конкурентоспособность  фактор - цена товаров и услуг.
   Производителю важно знать не только как устанавливается взаимовыгодная цена, но и какие элементы являются ее составляющими, чтобы обоснованно определить ее уровень. Такими составляющими являются:
1. Совокупные  издержки производства.
2. Затраты  общественного труда.
3. Функции  и качество товара.
4. Налоговые  отчисления.
5. Затраты на упаковку, транспортировку и хранение.
6. Торговая  наценка.
7. Затраты  на рекламу.
     При разработке стратегии ценообразования надо иметь определенную цель и стремиться к ней, добиваясь оптимальности указанных составляющих. Этого можно добиться созданием и внедрением определенной системы управления конкурентоспособностью товаров.
    Для повышения конкурентоспособности необходимо грамотное управление ассортиментом выпускаемой продукции. Ассортиментом называют набор товаров, предметов, ресурсов, услуг, различающихся по определенным признакам (назначению, виду, происхождению и т.д.). Выражается он их перечнем или номенклатурой.
     Управление ассортиментом охватывает весь жизненный цикл любого изделия (личного потребления или производственного назначения) от выбора изделия для будущего производства, модернизации и совершенствования его технико-экономических показателей в процессе выпуска до снятия с производства и замены более привлекательным для потребителей аналогом или новым видом продукции.
            Управленческое решение должно определить ассортимент товаров и направления действий производителя, на которые следует направить основное внимание, средства и трудовые усилия или повышения конкурентоспособности своей продукции.
           Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя.
Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование.
            В абстрактном виде организация имеет несколько вариантов стратегического развития (назовем три из них):
Стратегии роста:
1) Оставить  все без изменений («ничего  не делать») - попытаться зафиксировать  все как есть, стабилизировать  ситуацию.
2) Внутренний рост - расширение деятельности за счет внутренних ресурсов.
а) более  глубокое внедрение на рынок (концентрация);

б) развитие рынка - представление на уже освоенные  рынки различных модификаций  товара;

в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке;

г) обновление включает замену существующих товаров  новыми, что означает новый жизненный  цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование;

3) Внешний  рост. Этот вариант стратегии  развития обычно реализуется  посредством приобретений, слияний  и образовании совместных предприятий.

а) горизонтальная интеграция - предприятие приобретает  или сливается с основным конкурентом;

б) вертикальная интеграция - приобретение компании являющейся поставщиком (обратное направление  интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы;

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций.

       Выделяют пять вариантов таких стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций:

· стратегия  лидерства по издержкам - предусматривает  снижение полных издержек производства товаров или услуг;

· стратегия  широкой диверсификации - направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающихся от товаров фирмы конкурента;

· стратегия  оптимальных издержек - сочетание  низкой цены товара и широкой диверсификации;

· сфокусированная  стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках - ориентированна на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства;

· сфокусированная  стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей  целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

           Стратегия быстрого получения прибыли (интенсивная стратегия) применяется в следующих случаях:
· большинство  покупателей не осведомлено о  товаре и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;
· покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.
         Стратегия медленного получения прибыли (стратегия медленного проникновения) применяется в следующих случаях:
· емкость  рынка является незначительной;
· товар  известен большинству покупателей;
· покупатели готовы платить высокую цену;
· конкуренция  на рынке незначительна.
     Стратегия быстрого (широкого) проникновения применяется в следующих случаях:
· большая  емкость рынка;
· покупатели плохо осведомлены о товаре;
· для  большинства покупателей высокая  цена неприемлема;
· конкуренция  на рынке велика;
· рост масштабов производства уменьшает  себестоимость единицы продукции.
Стратегия медленного проникновения (пассивная  стратегия) на рынок применяется  в следующих случаях:
· большая  емкость рынка;
· хорошая  осведомленность о товаре;
· отказ  покупателей от приобретения дорогого товара;
· конкуренция  на рынке не является высокой.
               Что касается стратегии ухода с рынка, то она также может осуществляться разными способами. При ликвидации бизнеса организация обычно придерживается следующих правил: ликвидация не должна нарушить деловых связей с партнерами по бизнесу; ликвидация не должна нанести удар по престижу организации; ликвидация должна сопровождаться максимально бесконфликтным решением проблемы трудоустройства увольняемого персонала; ликвидация не должна повлиять на психологический климат в среде персонала и понизить престиж руководства организации.
      При постепенном сворачивании бизнеса ликвидируемое подразделение (организация) используется в качестве источника поступления финансовых ресурсов. Это обусловлено отказом от капиталовложений в модернизацию и постепенным снижением уровня финансирования текущих расходов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.