На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное страхование в России: состояние, проблемы, пути совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

 
 
 
     Оглавление 2
     Введение 3
     1. Сущность и значение внебюджетных фондов 5
     1.1. Сущность социального страхования 5
     1.2. История развития социального страхования 11
     2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ 15
        2.1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) 15    
        2.2. Фонд социального страхования РФ 16
        2.3. Фонд обязательного медицинского стразования РФ 18
     Заключение 19
     Глоссарий………………………………………………………………….....22
     Список литературы………………………………………………………... ..23
     Приложения…………………………………………………….……………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
          Становление новой модели социальной  защиты должно обеспечивать преемственность  в социальной политике и соблюдение  принципов общественной солидарности  и социальной справедливости.
           К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных  фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не  участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне  материального обеспечения неработающих  и работающих членов общества.
          Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
          В России обязательное государственное  социальное страхование представлено  тремя внебюджетными фондами:
     • пенсионным;
     • обязательного медицинского страхования;
     • социального страхования.
          В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности.  Задуманные как страховые, они  не всегда соответствуют принципам  формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности  очевидны черты бюджетного подхода:  обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование  средств, отсутствие персонификации  накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.    
          Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.
     Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
     -описать  основные понятия и проблемы  социального страхования;
     -проследить  динамику развития социального  страхования в России;
     -ознакомиться  с системой государственных внебюджетных  фондов; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и значение внебюджетных фондов

     1.1. Сущность социального страхования

 
            Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  Законом устанавливаются государственные пенсии  и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»1
        Признавая право каждого гражданина  на социальное обеспечение, Конституция  РФ одновременно возлагает на  государство обязанность создавать  все необходимые условия для  осуществления этого права. Конституция  провозгласила Российскую Федерацию  демократическим, правовым и социальным  государством. Это означает, что  социальные права граждан являются  наивысшей ценностью и государство  обязано защищать эти права.  Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей»2.
     Государственное социальное страхование - государственная  система материального обеспечения  граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а  так же семей, в которых есть дети.
       Государственное социальное страхование  находится в ведении органов  законодательной и исполнительной  власти, формирующих государственный  бюджет и его расходную часть.  Пособия и льготы, поступающие  населению через эту систему,  устанавливаются законодательными  и нормативными актами. Они распределяются  по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином  налогов и страховых взносов  и определяются только степенью  нуждаемости. 
          Основными видами социального  обеспечения являются: обеспечение  граждан РФ различными видами  пособий по государственному  социальному страхованию и иных  социальных пособий. 
          Социальное страхование – это  механизм реализации социальной  политики государства, основа  организации социальной защиты  населения.
          Социальное страхование является  также «формой социальной защиты  экономически активного населения  от различных рисков, связанных  с потерей трудоспособности, на  основе коллективной солидарности  возмещения ущерба». Государственное  социальное страхование – установленная  государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей3. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
            Исторически определились три  формы организации  систем  социального страхования:
     Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
     Государственное;
    Смешанное (основанное на взаимодействии государства  и профсоюзов).
          Коллективное страхование представляет  собой самую раннюю форму социальной  защиты. Оно появилось в Европе  во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
     В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в. Наряду, собственно, с  социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное  социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в  бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов  определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует  оказывать социальную помощь.
          Коллективное социальное страхование  имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако  его объект значительно уже:  он ограничивается трудовым коллективом,  профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются  за счет работников и работодателей.  Однако, в отличие от государственных,  они являются независимыми самоуправляемыми  организациями, форма которых  устанавливается государственным  социальным законодательством. Коллективным  социальным страхованием могут  заниматься любые страховые организации,  получившие от государства в  установленном порядке разрешение  на этот вид деятельности. Ими  могут быть страховые компании, общества взаимного страхования,  страховые кассы. Управление в  системах коллективного страхования  осуществляется либо страховой  компанией, либо выбираемыми страхователями  органами самоуправления, либо доверенными  лицами на основе договора  траста.
            Государственное социальное страхование  имеет своим объектом все население  в целом или отдельные социальные  группы, выделенные по критериям  наличия социальных рисков. Условия  государственного социального страхования  устанавливаются законодательными  и нормативными актами и носят  обязательный характер. Управление  фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными  государственными финансово-кредитными  учреждениями, создаваемыми при  органах законодательной или  исполнительной власти.
        Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих  граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
            Субъектами обязательного социального  страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные  лица.
            Страхователи - организации любой  организационно-правовой формы,  а также граждане, которые должны  в соответствии с федеральными  законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать  страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной  власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.
            Страховщики - некоммерческие организации,  создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по  обязательному социальному страхованию  при наступлении страховых случаев.
     Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых  возникают отношения по обязательному  социальному страхованию.
           Различают следующие виды социальных  страховых рисков:
      необходимость получения медицинской помощи;
      временная нетрудоспособность;
      трудовое увечье и профессиональное заболевание:
      материнство;
      инвалидность;
      наступление старости;
      потеря кормильца;
      признание безработным;
      смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
              Отношения по обязательному социальному  страхованию возникают:
     -у  страхователя-работодателя — по  всем ведам обязательного социального  страхования с момента заключения  с работником трудового договора; у других страхователей с момента  их регистрации страховщиком;
     -у  страховщика — с момента регистрации  страхователя;
     -у  застрахованных лиц — по всем  видам обязательного социального  страхования с момента заключения  трудового договора с работодателем;
     -у  лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий  граждан  с момента уплаты  ими или за них страховых  взносов.
         Рассмотрим процесс управления  системой обязательного социального  страхования. 
            Обязательное социальное страхование  проводят страховщики, создаваемые  Правительством РФ, в соответствии  с федеральными законами о  конкретных видах обязательного  социального страхования. Средства  обязательного социального страхования  являются федеральной государственной  собственностью. Страховщики осуществляют  оперативное управление средствами  обязательного социального страхования.  Бюджеты фондов конкретных видов  обязательного социального страхования  на очередной финансовый год  утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     1.2. История развития социального страхования

 
     До 1917 г. социальное страхование в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями российской истории.
    XVII-XIX   вв.    возникновение   и   развитие   социального 
    страхования как общественного института;

    вторая половина XIX в. -  1917 г. - принятие страховых 
    законов и формирование обязательного социального страхования и 
    его учреждений;

    с 1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление 
    социального    страхования    в    соответствии    с    политической    и 
    экономической ситуацией в стране;

    начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного 
    социального обеспечения, передача социального страхования в ведение 
    профсоюзов;

    с начала  1990-х гг. - формирование системы социального 
    страхования    адекватного   требованиям   формирующейся   рыночной 
    экономики.

           Зарождение добровольного  пенсионного обеспечения   относится  ко второй   половине  XIX   в.,   когда   в   России   стали   образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.
     Эмеритальная  касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.
     Обязательное  устройство страховых касс в России восходит к  1861 г., когда был принят Закон "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.
     Наряду  с городской и земской медициной  во второй половине XIX в. уже существовала фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866 г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г., устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях. Основанием права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве являлось понятие профессионального риска. Фабрично-заводская медицина полностью зависела от владельцев фабрик и заводов. Врачи получали жалованье от заводоуправления и должны были информировать предпринимателей о состоянии здоровья рабочих.
     Наряду  с развитием фабрично-заводской  медицины во второй половине XIX в. в России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.
     Данная  система социального обеспечения  и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой  степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.
     Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой  экономической политикой (НЭП). Появление  в период НЭПа различных форм собственности  на средства производства потребовало  новых подходов к социальному  страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности  по отдельным видам социального  страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и  другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу  и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял  от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все  виды выплат.
     Для государственных учреждений взнос  был меньше, он составлял на все  виды социального страхования 12% от фонда оплаты труда. Для государственных  промышленных предприятий взнос  на все виды страхования составлял 16% от фонда оплаты труда. Были установлены  страховые тарифы трех видов: нормальный, временный и льготный, что позволяло  учитывать в системе социального  страхования интересы государства  и реальное экономическое положение  отдельных предприятий. Кроме того, с помощью прогрессивных тарифов, на 25% превышающих нормальные, и льготных тарифов, на 25% ниже нормальных, стимулировалась  работа по улучшению условий труда, уменьшению опасности и вредности  производства.
     Установленные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам  здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным  органам - для улучшения медицинской  помощи застрахованным. Страховые взносы в 1925 г. давали 1/3 средств, необходимых для медицинского обслуживания застрахованных.
     После окончания периода нэпа отдельные  элементы медицинского страхования  продолжали существовать в советской  системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное  лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к  государственной системе социального  обеспечения и страхования в  стране. В 1933 г. социальное страхование  в СССР было передано в ведение  профсоюзов, а страховые кассы  ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был  консолидирован в государственный  бюджет.
     Социальная  политика в Российской Федерации, помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия новой Конституции. Российский парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях, КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ, Основы законодательства РФ в области здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения РФ, о медицинском страховании граждан в РФ, о социальной защите инвалидов, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.
     Вопросы социальной политики являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов. Важнейшая цель государственной социальной политики - стабилизация жизненного уровня российских граждан. Общий объем государственных социальных   расходов   (бюджетных   и   внебюджетных)   в    1994   г. составлял 18% ВВП.

2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

     2.1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) 

     Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.
     ПФР обеспечивает:
    аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
    предусмотренных Положением о нем;

    контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
    страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
    средств;

    международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
    компетенции ПФР;

    проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.
     ПФР может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
     Средства  ПФР направляются на:
     • выплату государственных пенсий;
     • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
     • оказание      материальной      помощи      престарелым      и 
      нетрудоспособным гражданам;

     • обеспечение деятельности ПФР.
     В России осуществляется постепенный  переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой  состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.  
     В соответствии с  Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации»  назначаются  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
     пенсия  за выслугу лет;
     пенсия  по старости;
     пенсия  по инвалидности;
     социальная  пенсия.   

     2.2. Фонд социального страхования РФ
     Фонд  социального страхования  Российской Федерации  управляет средствами государственного социального страхования России.  Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве      РФ.     
     Основные  задачи фонда:
    обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно- 
    курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

    участие в разработке и реализации государственных программ 
    охраны здоровья работников;

    осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость 
    фонда;

    разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.